Психолого-педагогические основы воспитания у детей дошкольного возраста положительного отношения к природе (Педагогика, психология, Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Текст работы имеет шрифт размером 12 пунктов (требование заказчика).
Введение 3
1. Психолого – педагогическая характеристика детей дошкольного возраста 5
2. Психолого–педагогические условия воспитания положительного отношения к природе в дошкольном возрасте 7
2.1. Проблема развития положительного отношения у детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе 7
2.2. Экологическое воспитание в дошкольном возрасте 11
2.3. Методы и приемы воспитания положительного отношения к природе в дошкольном возрасте 14
Заключение 20
Список использованных источников 22
На современном этапе обновленное содержание дошкольного образования тесно связано с индивидуальным развитием ребенка. Актуализируется интерес к детской индивидуальности, ее развитию и саморазвитию, дошкольный возраст рассматривается как период накопления психических новообразований ребенка-дошкольника, освоения им социального пространства, рефлексии всех отношений в этом пространстве, определения в нем себя, собственной самоорганизации в постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах со взрослыми и сверстниками. Педагоги дошкольных образовательных учреждений закладывают у своих воспитанников основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности.
Характерной особенностью нашего времени является активизация гуманистических тенденций в образовании подрастающего поколения (А.Т.Асмолов, С.Г.Вершловский, А.Г.Козлова, И.А.Колесникова, В.Г.Маралов и др.). Целью образовательного процесса становится развитие гуманистической направленности личности в отношении к людям, природе, начиная с дошкольного возраста (Ш.А.Амонашвили, Т.И.Бабаева, Р.С.Буре, Б.Т.Лихачев, A.B. Петровский, В.А.Ситаров и др.).
Поиск эффективных путей и средств этого развития признается сегодня актуальной педагогической проблемой. Ее решение связывается, в том числе, и с приобщением детей к экологической культуре - пласту культуры с большим нравственным, гуманистическим содержанием, ориентированным на сохранение и воспроизводство общечеловеческих ценностей отношения к природе (Э.В. Гирусов, А.А.Горелов, А.Н.Захлебный, И.Д.Зверев, И.Т.Суравегина и др.). Освоение в ходе экологического образования доступной части ее содержания обогащает личность целым рядом гуманистических установок: осознанием ценности жизни, уважением природы как ценности, пониманием значимости положительного отношения к ней - и посредством этого способствует решению задачи преодоления экологического кризиса (С.В.Алексеев, Л.И.Пономарева).
Особую значимость становление положительного отношения к природе приобретает в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения ребенка к миру, формируется базис его личностной культуры (Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович Л.С.Выготский, A.B.Запорожец, А.А.Люблинская и др.) [5].
Становление положительного отношения к природе у детей дошкольного возраста становится приоритетным направлением педагогической теории и практики на этом этапе обучения, так как именно в данном возрасте интерес ребенка к окружающей природе, его любознательность и наблюдательность могут быть использованы для расширения экологического кругозора и эрудиции.
Цель работы заключается в теоретическом описании особенностей воспитания положительного отношения к природе у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста
3. Теоретический анализ условий формирования положительного отношения к природе в дошкольном возрасте
4. Описание методов и приемов формирования положительного отношения к природе у детей дошкольного возраста.
Работа состоит из введения, 2 параграфов, заключения, списка используемой литературы.
Сложившаяся экологическая обстановка в мире ставит перед человеком важную задачу – сохранение экологических условий жизни в биосфере.
В связи с этим остро встаёт проблема формирования экологической культуры нынешнего и будущего поколений. Отношение к природе приобрело социальную значимость, стало нравственным принципом. Поэтому важность положительного воспитания к природе как части экологического воспитания для детей в современном технологическом мире нельзя недооценивать: оно должно стать одной из приоритетных задач современного образования.
Многие учёные и практики с уверенностью заявляют, что будущее планеты зависит от того, насколько экологически грамотными будут дети.
Проанализировав информационные источники, мы вяснили следующее.
Положительное отношение к природе - это компонент экологической культуры, которую необходимо формировать у дошкольников. Положителньое отношение к природе проявляется в сформированности этических представлений и моральном поведении и деятелньости детей, умения руководствоваться этическими представлениями в конкретных поступках.
Дошкольный возраст является основным этапом в развитии экологической культуры ребенка. В дошкольном возрасте заложены основы личности, а также положительное отношение к природе и окружающему миру. В этом возрасте дети начинают отделяться от окружающей среды, у них формируются основы нравственно-экологических позиций личности, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде.
Экологическая культура - это система знаний, навыков, ценностей и чувство ответственности за решения, принятые в отношении природы. Важнейшими компонентами экологической культуры человека являются
1) экологические знания;
2) экологически оправданное поведение;
3) экологическое мышление;
4) чувство любви к природе.
Эффективнымм методам формирования положителнього отношения к природе у детей дошкольного возраста являются:
- наблюдение как познавательная деятельность, требующая внимания, умственной активности, концентрации от детей;
- сюжетно – ролевые игры, направленные на проигрывание положительного отношения к растниям и животным;
- проблемные ситуации, которые позволяют ребенку сориентироваться и проявить заботу о животных, растениях.
Таким образом, поставленная цель достигнута, задачи решены.
1. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольнико [Текст] – М., Просвещение,2012.– 185 с.
2. Бобылёва Л. Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольника [Текст] // Дошкольное воспитание. –2005. –№7. –С. 10-15.
3. Болотина Л.Р., Комарова. Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика [Текст]: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. 2-е изд.. М: Издательский центр «Академия», 2007. 163 с.
4. Воспитание детей в старшей группе детского сада [Текст]: Пособие для воспитателей дет.сада / В.В. Гербова, Р.А. Иванкова, Р.Г. Казакова и др.; Сост. Г.М. Лямина. М.: Просвещение, 2014. 258 с.
5. Гордеева Д.С. Становление бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста: диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Гордеева Дарья Сергеевна [Место защиты: Челяб. гос. пед. ун-т].- Челябинск, 2010.- 192 с.
6. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду// В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.; Под ред. Т. И. Бабаевой, 3. А. Михайловой, Л. М. Гурович: Изд. 3-е, переработанное.— 244 с— СПб.: Детство-Пресс, 2011.– 160 с.
7. Запророжец А.В., Мещиряков С.Ю. Педагогика детей раннего возраста [Текст] // Педагогика и воспитание, 2007. 300 с.
8. История дошкольной педагогики [Текст] /Под ред. Проф. Шабаевой М.Ф. – М., Просвещение, 2011.– 175 с.
9. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика [Текст] / С. А. Козлова, Т.А. Куликова. М.: Академия, 2000. - 336 с.
10. Мир природы и ребёнок /Методика экологического воспитания дошкольников [Текст]//Под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. – СПб, 2010.– 155 с.
11. Николаева С.Н. Как приобщить ребёнка к природе: Методический материал для работы с родителями в дошкольном учреждении [Текст] –М.: Новая школа, 1993. –163 с.
12. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду [Текст] – М., Издательский дом «Карапуз», 2011.– 134 с.
13. Хорошилова Н. А. Педагогические условия формирования заботливого отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресур] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 12. – С. 681–685. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54259.htm.