Анализ ликвидности и платежеспособности предприятия
|
Введение 3
1 Теоретические основы анализа ликвидности и платежеспособности
предприятия 5
1.1 Значение и сущность понятия ликвидности и платежеспособности
предприятия 5
1.2 Методика анализа и оценка ликвидности и платежеспособности
предприятия 13
1.3 Информационное обеспечение анализа ликвидности и
платежеспособности предприятия 25
2 Анализ и оценка ликвидности и платежеспособности 28
ООО Интернет-магазин «Шумка» 28
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика предприяти .... 28
2.2 Общая оценка имущественного состояния предприятия 31
2.3 Анализ денежных потоков предприятия 35
2.4 Показатели ликвидности и платежеспособности предприятия 48
3 Разработка мероприятий по повышению ликвидности и платежеспособности
Интернет-магазина «Шумка» 57
3.1 Рекомендации по оптимизации учетной системы денежных потоков 57
3.2 Пути улучшения показателей ликвидности и повышения уровня
платежеспособности предприятия 61
3.3 Оптимизация денежных средств предприятия 65
Заключение 76
Список использованных источников 80
Приложения
1 Теоретические основы анализа ликвидности и платежеспособности
предприятия 5
1.1 Значение и сущность понятия ликвидности и платежеспособности
предприятия 5
1.2 Методика анализа и оценка ликвидности и платежеспособности
предприятия 13
1.3 Информационное обеспечение анализа ликвидности и
платежеспособности предприятия 25
2 Анализ и оценка ликвидности и платежеспособности 28
ООО Интернет-магазин «Шумка» 28
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика предприяти .... 28
2.2 Общая оценка имущественного состояния предприятия 31
2.3 Анализ денежных потоков предприятия 35
2.4 Показатели ликвидности и платежеспособности предприятия 48
3 Разработка мероприятий по повышению ликвидности и платежеспособности
Интернет-магазина «Шумка» 57
3.1 Рекомендации по оптимизации учетной системы денежных потоков 57
3.2 Пути улучшения показателей ликвидности и повышения уровня
платежеспособности предприятия 61
3.3 Оптимизация денежных средств предприятия 65
Заключение 76
Список использованных источников 80
Приложения
Исследование проблемы платежеспособности и ликвидности организаций показывает, что задолженность хозяйствующих субъектов - частое явление, сопровождающее рыночные преобразования. Многочисленные организации регулярно попадают в ранг неплатежеспособных из-за неумения по тем или иным причинам адаптироваться к рыночным отношениям. В связи с этим особую актуальность приобретает вопрос анализа платежеспособности, основная цель которого - выявить причины утраты платежеспособности и найти пути ее восстановления.
Актуальность темы состоит в том, что ликвидность и платежеспособность это одни из важнейших характеристик финансового состояния предприятия, определяющие возможность своевременно производить платежи, финансировать свою деятельность на расширенной основе и поддерживать свою платежеспособность, а для этого необходимо заблаговременно давать оценку финансового состояния. Результаты анализа ликвидности и платёжеспособности важны с точки зрения как внутренних, так и внешних пользователей информации об организации.
Цель выпускной квалификационной работы: разработка мероприятий по укреплению платежеспособности и ликвидности предприятия, на основе выявленных резервов.
Задачи выпускной квалификационной работы:
- рассмотреть теоретические основы анализа ликвидности и платежеспособности предприятия;
- описать основные показатели анализа ликвидности и платежеспособности предприятия;
- проанализировать ликвидность и платежеспособность предприятия
- выявить проблемы ликвидности и платежеспособности предприятия;
- предложить мероприятия по результатам анализа по повышению ликвидности и платежеспособности предприятия
Объектом исследования является ООО Интернет-магазин «Шумка», основным видом деятельности которого является оптовая торговля непродовольственными товарами.
Предметом иccледoвaния является анализ ликвидности и платежеспособности предприятия.
Период исследования: 2016-2018 гг.
В первой главе выпускной квалификационной работы было рассмотрено теоретическое обоснование необходимости и сущности понятия
платежеспособности и ликвидности организации, обозначена основная методика проведения анализа платежеспособности.
Вторая глава выпускной квалификационной работы включает в себя краткую организационно-экономическую характеристику предприятия, а также расширенный анализ платежеспособности, ликвидности предприятия, и его общего финансового состояния.
В третьей главе выпускной квалификационной работы отражена основная проблематика платежеспособности и ликвидности анализируемого предприятия, а также был предложен ряд мероприятий и рекомендаций, способствующих повышению показателей платежеспособности и ликвидности ООО Интернет-магазин «ШУМКА».
Для достижения нужного результата в раскрытии круга решаемых задач, поставленных целью исследования экономических показателей деятельности и финансового состояния предприятия, был изучен и обобщен материал различных экономических источников, таких как издания авторов Г.В. Савицкой, Н.Н. Селезневой, В.В. Бочарова, а также популярная методика финансового анализа Л.В. Донцовой и Н.А. Никифоровой. Также в ходе раскрытия вышеперечисленных задач использовался практический материал деятельности объекта исследования, включая бухгалтерскую (финансовую) отчетность.
Актуальность темы состоит в том, что ликвидность и платежеспособность это одни из важнейших характеристик финансового состояния предприятия, определяющие возможность своевременно производить платежи, финансировать свою деятельность на расширенной основе и поддерживать свою платежеспособность, а для этого необходимо заблаговременно давать оценку финансового состояния. Результаты анализа ликвидности и платёжеспособности важны с точки зрения как внутренних, так и внешних пользователей информации об организации.
Цель выпускной квалификационной работы: разработка мероприятий по укреплению платежеспособности и ликвидности предприятия, на основе выявленных резервов.
Задачи выпускной квалификационной работы:
- рассмотреть теоретические основы анализа ликвидности и платежеспособности предприятия;
- описать основные показатели анализа ликвидности и платежеспособности предприятия;
- проанализировать ликвидность и платежеспособность предприятия
- выявить проблемы ликвидности и платежеспособности предприятия;
- предложить мероприятия по результатам анализа по повышению ликвидности и платежеспособности предприятия
Объектом исследования является ООО Интернет-магазин «Шумка», основным видом деятельности которого является оптовая торговля непродовольственными товарами.
Предметом иccледoвaния является анализ ликвидности и платежеспособности предприятия.
Период исследования: 2016-2018 гг.
В первой главе выпускной квалификационной работы было рассмотрено теоретическое обоснование необходимости и сущности понятия
платежеспособности и ликвидности организации, обозначена основная методика проведения анализа платежеспособности.
Вторая глава выпускной квалификационной работы включает в себя краткую организационно-экономическую характеристику предприятия, а также расширенный анализ платежеспособности, ликвидности предприятия, и его общего финансового состояния.
В третьей главе выпускной квалификационной работы отражена основная проблематика платежеспособности и ликвидности анализируемого предприятия, а также был предложен ряд мероприятий и рекомендаций, способствующих повышению показателей платежеспособности и ликвидности ООО Интернет-магазин «ШУМКА».
Для достижения нужного результата в раскрытии круга решаемых задач, поставленных целью исследования экономических показателей деятельности и финансового состояния предприятия, был изучен и обобщен материал различных экономических источников, таких как издания авторов Г.В. Савицкой, Н.Н. Селезневой, В.В. Бочарова, а также популярная методика финансового анализа Л.В. Донцовой и Н.А. Никифоровой. Также в ходе раскрытия вышеперечисленных задач использовался практический материал деятельности объекта исследования, включая бухгалтерскую (финансовую) отчетность.
Таким образом, оценка ликвидности и платежеспособности предприятия позволяют достаточно точно и за ограниченное количество итераций определить финансовую устойчивость организации и ее перспективы на будущее. Оценка ликвидности и платёжеспособности предприятия представляет собой важную часть финансового анализа, направленную на исследование обеспеченности предприятия ликвидными средствами и готовности своевременного исполнения платёжных обязательств. Основой для аналитической работы в данном случае является отчетность предприятия, преимущественно бухгалтерский баланс.
Ликвидность - это возможность превращения статей актива баланса предприятия в деньги для оплаты обязательств по пассиву, лёгкость реализации, продажи, превращения материальных ценностей в наличные деньги.
Платежеспособность предприятия определяется его способностью своевременно и полностью исполнять платёжные обязательства, которые вытекают из торговых, кредитных и других операций денежного характера.
Задача анализа ликвидности баланса возникает в связи с необходимостью давать оценку платёжеспособности предприятия, то есть его способности своевременно и полностью рассчитываться по всем своим обязательствам за счёт наличия готовых средств платежа (остатка денежных средств) и других ликвидных активов.
ООО Интернет-магазин «Шумка» является одним из молодых динамично развивающихся малых предприятий в сфере торговли, основным видом деятельности которого является оптовая торговля непродовольственными товарами. Без малого десять лет интернет-магазин SHYMKA.RU занимается поставкой автоматериалов для тюнинга и не только. В ассортименте компании представлены шумо и виброизоляция, автомобильная кожа, автомобильные ткани, алькантара, автолинолеум, автовинил, потолочный материал, клея, фурнитура и многое другое.
В выпускной квалификационной работе были проанализированы 20162018 гг. За этот период имущественное положение ООО Интернет-магазин «Шумка» улучшилось: активы увеличились на 23,85%, только лишь за счет пополнения величины оборотных активов; тогда как величина внеоборотных активов в составе имущества компании на протяжении анализируемого периода отсутствует.
Финансовое состояние ООО Интернет-магазин «Шумка» по большинство критериям является неустойчивым, сопряженным с нарушением
платежеспособности. Значение финансовых показателей, характеризующих ликвидность и устойчивость предприятия за анализируемый период, свидетельствуют о его неплатежеспособности, что вполне характерно для деятельности большинства российских малых предприятий. ООО Интернетмагазин «Шумка» не располагает достаточными средствами для текущих расчетов и платежей, и полностью зависимо от привлекаемых заемных средств, прежде всего кредиторской задолженности. Долгосрочное финансирование, которое способствует некоторому высвобождению из оборота собственных и краткосрочных заемных источников, у малого предприятия отсутствует.
Для улучшения организации и совершенствования учетных и контрольных процедур в системе управления денежными потоками ООО Интернет-магазин «Шумка» можно рекомендовать следующее:
1) обеспечить создание в организации Службы внутреннего аудита, работа которой стимулировала бы стремление к правильному ведению учетных и других процессов.
2) для ООО Интернет-магазин «Шумка» с разветвленной сетью внутренних подразделений целесообразным включение в состав функций Службы безопасности ответственность за разработку и проведение мероприятий по выявлению и предотвращению хищений.
3) ввести в практику хозяйственной деятельности ООО Интернетмагазин «Шумка» активно развивающуюся в настоящее время форму расчетов, как расчеты с использованием банковских корпоративных карт. Банковская карта - это персонифицированное платежное средство, предназначенное для оплаты товаров, работ и услуг, а также получения наличных денег в банковских учреждениях и банкоматах;
4) в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации», в учетной политике ООО Интернет-магазин «Шумка» должен быть отражен еще ряд аспектов, связанных с учетом денежных средств, не предусмотренный в действующей учетной политике.
Следовательно, в целях улучшения показателей ликвидности и повышения уровня платежеспособности ООО Интернет-магазин «Шумка» необходимо
а) принять соответствующие меры по увеличению денежных средств с целью доведения ликвидности баланса до уровня абсолютной.
Возможна дополнительная мобилизация резервов увеличения выручки от продажи товаров, в результате значение чистой прибыли также увеличится. В таком случае, денежные средства, поступившие в качестве выручки от продажи продукции, увеличат значение показателя по строке 1250 «Денежные средства и денежные эквиваленты» бухгалтерского баланса. В пассиве баланса возрастет величина нераспределенной прибыли, а, следовательно, собственного капитала. Эти изменения приведут к увеличению валюты актива и пассива баланса.
В результате показатели, выражающие ликвидность баланса - коэффициент абсолютной ликвидности, промежуточный коэффициент покрытия и общий коэффициент покрытия, - изменятся в лучшую сторону и станут соответствовать установленным нормативам. Улучшится структура оборотных активов в связи с тем, что доля денежных средств увеличится, а дебиторской задолженности, наоборот, снизится.
Таким образом, способность анализируемого предприятия выполнять свои краткосрочные обязательства будет очевидна для внешних пользователей ее финансовой отчетности;
б) принять меры по повышению ликвидности баланса путем оптимизации структуры активов и пассивов. Актив баланса должен содержать определенную сумму денежных средств, позволяющих покрыть хотя бы около 30% краткосрочных обязательств. Это станет возможным, если принять меры по сокращению величины дебиторской задолженности или ее предотвращению путем применения современных электронных форм взаиморасчетов со своими покупателями.
Внедрение эффективной кредитной политики в ООО Интернет-магазин «Шумка» в целях оптимизации денежных потоков позволит:
- возвратить имеющуюся просроченную дебиторскую задолженность;
- построить систему, препятствующую возникновению просроченной дебиторской задолженности;
- сократить общую величину затрат;
- увеличить прибыль;
- улучшить структуру капитала.
Таким образом, правильно разработанная стратегия кредитной политики ООО Интернет-магазин «Шумка» позволяет контролировать движение дебиторских долгов, что способствует созданию репутации надежной и ответственной фирмы. Анализ и контроль за движением дебиторских долгов являются одним из важнейших факторов оптимизации денежных потоков, повышения ликвидности, кредитоспособности и минимизации финансовых рисков. Предлагаемые рекомендации действенны и эффективны; будут способствовать своевременному погашению дебиторской задолженности; соответственно, пополнению наличной денежной массы и положительному денежному потоку, что, в свою очередь, позволит улучшить показатели ликвидности и платежеспособности, повысить деловую активность и укрепить финансовое состояние ООО Интернет-магазин «Шумка», улучшить структуру его капитала.
Ликвидность - это возможность превращения статей актива баланса предприятия в деньги для оплаты обязательств по пассиву, лёгкость реализации, продажи, превращения материальных ценностей в наличные деньги.
Платежеспособность предприятия определяется его способностью своевременно и полностью исполнять платёжные обязательства, которые вытекают из торговых, кредитных и других операций денежного характера.
Задача анализа ликвидности баланса возникает в связи с необходимостью давать оценку платёжеспособности предприятия, то есть его способности своевременно и полностью рассчитываться по всем своим обязательствам за счёт наличия готовых средств платежа (остатка денежных средств) и других ликвидных активов.
ООО Интернет-магазин «Шумка» является одним из молодых динамично развивающихся малых предприятий в сфере торговли, основным видом деятельности которого является оптовая торговля непродовольственными товарами. Без малого десять лет интернет-магазин SHYMKA.RU занимается поставкой автоматериалов для тюнинга и не только. В ассортименте компании представлены шумо и виброизоляция, автомобильная кожа, автомобильные ткани, алькантара, автолинолеум, автовинил, потолочный материал, клея, фурнитура и многое другое.
В выпускной квалификационной работе были проанализированы 20162018 гг. За этот период имущественное положение ООО Интернет-магазин «Шумка» улучшилось: активы увеличились на 23,85%, только лишь за счет пополнения величины оборотных активов; тогда как величина внеоборотных активов в составе имущества компании на протяжении анализируемого периода отсутствует.
Финансовое состояние ООО Интернет-магазин «Шумка» по большинство критериям является неустойчивым, сопряженным с нарушением
платежеспособности. Значение финансовых показателей, характеризующих ликвидность и устойчивость предприятия за анализируемый период, свидетельствуют о его неплатежеспособности, что вполне характерно для деятельности большинства российских малых предприятий. ООО Интернетмагазин «Шумка» не располагает достаточными средствами для текущих расчетов и платежей, и полностью зависимо от привлекаемых заемных средств, прежде всего кредиторской задолженности. Долгосрочное финансирование, которое способствует некоторому высвобождению из оборота собственных и краткосрочных заемных источников, у малого предприятия отсутствует.
Для улучшения организации и совершенствования учетных и контрольных процедур в системе управления денежными потоками ООО Интернет-магазин «Шумка» можно рекомендовать следующее:
1) обеспечить создание в организации Службы внутреннего аудита, работа которой стимулировала бы стремление к правильному ведению учетных и других процессов.
2) для ООО Интернет-магазин «Шумка» с разветвленной сетью внутренних подразделений целесообразным включение в состав функций Службы безопасности ответственность за разработку и проведение мероприятий по выявлению и предотвращению хищений.
3) ввести в практику хозяйственной деятельности ООО Интернетмагазин «Шумка» активно развивающуюся в настоящее время форму расчетов, как расчеты с использованием банковских корпоративных карт. Банковская карта - это персонифицированное платежное средство, предназначенное для оплаты товаров, работ и услуг, а также получения наличных денег в банковских учреждениях и банкоматах;
4) в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации», в учетной политике ООО Интернет-магазин «Шумка» должен быть отражен еще ряд аспектов, связанных с учетом денежных средств, не предусмотренный в действующей учетной политике.
Следовательно, в целях улучшения показателей ликвидности и повышения уровня платежеспособности ООО Интернет-магазин «Шумка» необходимо
а) принять соответствующие меры по увеличению денежных средств с целью доведения ликвидности баланса до уровня абсолютной.
Возможна дополнительная мобилизация резервов увеличения выручки от продажи товаров, в результате значение чистой прибыли также увеличится. В таком случае, денежные средства, поступившие в качестве выручки от продажи продукции, увеличат значение показателя по строке 1250 «Денежные средства и денежные эквиваленты» бухгалтерского баланса. В пассиве баланса возрастет величина нераспределенной прибыли, а, следовательно, собственного капитала. Эти изменения приведут к увеличению валюты актива и пассива баланса.
В результате показатели, выражающие ликвидность баланса - коэффициент абсолютной ликвидности, промежуточный коэффициент покрытия и общий коэффициент покрытия, - изменятся в лучшую сторону и станут соответствовать установленным нормативам. Улучшится структура оборотных активов в связи с тем, что доля денежных средств увеличится, а дебиторской задолженности, наоборот, снизится.
Таким образом, способность анализируемого предприятия выполнять свои краткосрочные обязательства будет очевидна для внешних пользователей ее финансовой отчетности;
б) принять меры по повышению ликвидности баланса путем оптимизации структуры активов и пассивов. Актив баланса должен содержать определенную сумму денежных средств, позволяющих покрыть хотя бы около 30% краткосрочных обязательств. Это станет возможным, если принять меры по сокращению величины дебиторской задолженности или ее предотвращению путем применения современных электронных форм взаиморасчетов со своими покупателями.
Внедрение эффективной кредитной политики в ООО Интернет-магазин «Шумка» в целях оптимизации денежных потоков позволит:
- возвратить имеющуюся просроченную дебиторскую задолженность;
- построить систему, препятствующую возникновению просроченной дебиторской задолженности;
- сократить общую величину затрат;
- увеличить прибыль;
- улучшить структуру капитала.
Таким образом, правильно разработанная стратегия кредитной политики ООО Интернет-магазин «Шумка» позволяет контролировать движение дебиторских долгов, что способствует созданию репутации надежной и ответственной фирмы. Анализ и контроль за движением дебиторских долгов являются одним из важнейших факторов оптимизации денежных потоков, повышения ликвидности, кредитоспособности и минимизации финансовых рисков. Предлагаемые рекомендации действенны и эффективны; будут способствовать своевременному погашению дебиторской задолженности; соответственно, пополнению наличной денежной массы и положительному денежному потоку, что, в свою очередь, позволит улучшить показатели ликвидности и платежеспособности, повысить деловую активность и укрепить финансовое состояние ООО Интернет-магазин «Шумка», улучшить структуру его капитала.



