Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Комплексная оценка загрязнения городской среды автомобильным транспортом

Работа №38196

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

экология и природопользование

Объем работы98
Год сдачи2019
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
501
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 6
Глава 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА 9
1.1. Характеристика автомобильно-дорожного комплекса 9
1.2. Объекты воздействия автомобильного транспорта 10
1.3. Влияние предприятий автотранспортного комплекса 12
1.4. Характеристики транспортных потоков 14
1.5. Диффузионные процессы распространения загрязняющих веществ
в атмосфере 17
1.6. Сводные расчеты загрязнения атмосферы выбросами промышленности и автотранспорта и их применение при нормировании выбросов 22
Глава 2. ОЦЕНКА ВЫБРОСОВ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ ОТ АВТОТРАНСПОРТА И ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ 29
2.1. Оценка интенсивности автотранспортных потоков 29
2.2. Моделирование транспортных сетей 34
2.3. Моделирование загрязнение атмосферного воздуха 36
Глава 3. Оценка качества атмосферного воздуха с использованием расчетного комплексного показатели загрязнения атмосферы 39
3.1 Расчет рассеивания выбросов загрязняющих веществ 39
3.2. Мониторинг загрязнения атмосферного воздуха 43
3.3. Оценка шумового загрязнения 59
Глава 4. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДВИЖЕНИЯ АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПОТОКОВ 79
4.1. Система «Автотранспортный поток-улица промышленного города» 79
4.2. Результаты эксперимента на основе имитационного моделирования 82
ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ 88
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 90

Актуальность исследования. На протяжении 10 последних лет в республике происходит неуклонный рост количества транспортных средств индивидуальных автовладельцев, вследствие чего увеличивается негативное воздействие на атмосферный воздух городов и населенных пунктов РТ. Только за 2011 г. произошло увеличение общего количества автотранспортных средств на 70081 ед., в т.ч. на 68530 ед., принадлежащих индивидуальным владельцам, и на 1551 ед., принадлежащих предприятиям и организациям РТ.
Динамика роста российского автомобильного парка является одной из самых высоких в мире (около 5% в год), что связано, в первую очередь, с увеличением числа легковых автомобилей. Этот процесс происходит в условиях существенного отставания экологических показателей эксплуатируемых в РФ автотранспортных средств (АТС) и используемых ГСМ от достигнутого мирового уровня, а также отставания в развитии и техническом состоянии транспортной инфраструктуры. Несмотря на рост автомобильного парка, его средний возраст остается значительным и составляет, в целом по стране, порядка 11,5 лет, тогда как в США этот показатель составляет 9,2 года, в Европе - 8,5. Ежегодно около 40% выбросов загрязняющих веществ в атмосферу приходится на выбросы автотранспортных средств (в крупных городах - до 80% и выше) [2, 7, 20].
В отработавших газах двигателя внутреннего сгорания (ДВС) содержится свыше 170 вредных компонентов, такие как, угарный газ, углекислый газ, оксиды азота и серы, альдегиды, кадмий, канцерогенная группа углеводородов (бензапирен и бензоантроцен). Из них около 160 - производные углеводородов, прямо обязанные своим появлением неполному сгоранию топлива в двигателе. Большинство вредных компонентов присутствующих в отработавших газах оказывают негативное влияние на здоровье человека, в том числе, являясь канцерогенами [4, 7, 22].
Наличие в отработавших газах вредных веществ обусловлено в конечном итоге видом и условиями сгорания топлива. Отработавшие газы, продукты износа механических частей и покрышек автомобиля, а также дорожного покрытия составляют около половины атмосферных выбросов антропогенного происхождения. В отличие от выбросов стационарных источников загрязнения атмосферы, вредные вещества от автотранспорта накапливаются в приземном слое атмосферы, непосредственно в зоне дыхания. Это в конечном итоге приводит к аккумуляции токсичных и канцерогенных веществ в организме человека и как следствие ухудшению состояния его здоровья [1, 5].
Отрицательное влияние автомобильного транспорта проявляется в первую очередь в крупных городах, на территориях с интенсивным движением транспорта (важные автомагистрали). Люди, проживающие в крупных городах и на примагистральных территориях, наиболее подвержены риску необратимой потери здоровья.
Цель работы заключается в оценке и прогнозе экологического неблагополучия по акустическому загрязнению и загрязнению атмосферного воздуха выбросами автотранспортных средств.
Задачи исследования. Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1) произвести натурные обследования структуры и интенсивности движущегося автотранспортного потока г. Набережные Челны;
2) сформировать базу данных структуры и интенсивности движения автотранспортных средств;
3) произвести оценку акустического загрязнения и загрязнения атмосферного воздуха выбросами автотранспортных средств.
Методы исследования основываются на системном анализе, математическом и имитационном моделировании и прогнозировании процессов загрязнения атмосферы и экологических рисков, обусловленных загрязнением.
Объектом исследования являются процесс организации движения автотранспортных потоков в условиях промышленного города.
Предмет исследования: методы и прогнозирование оценки экологического неблагополучия на урбанизированных территориях вследствие выбросов автотранспорта и промышленных предприятий.
Научную новизну исследования составляют следующие теоретико-методологические положения и разработки по созданию эффективной системы нормирования выбросов ЗВ для крупных промышленных городов, наиболее значимые из которых выносятся на защиту:
1) модель функционирования системы «автотранспортный поток - улица промышленного города» с целевой функцией, связывающей решение задачи обеспечения экологической безопасности автотранспортного комплекса с оптимизацией параметров системы;
2) способ ограничения выбросов загрязняющих веществ и шумового воздействия от автотранспортных потоков, основанный на модельных представлениях о системе «автотранспортный поток - улица промышленного города»;
3) методика оценки экологической эффективности мероприятий по организации движения автомобилей на основе имитационных моделей системы «автотранспортный поток - улица промышленного города».
Практическая значимость работы. Полученные результаты в виде совокупности теоретико-методологических положений, методик, алгоритмов и программ вносят существенный вклад в теорию и практику организации управления качеством атмосферного воздуха органами местного самоуправления.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, для оценки уровня экологической опасности системы «Автотранспортный поток-улица промышленного города» необходимо учитывать не только качество атмосферного воздуха, но и акустические параметры окружающей среды. Причём как, показывают результаты исследований, факторы, лимитирующие уровень химического и физического загрязнений, имеют противоположную направленность. Это означает, что мероприятия, сокращающие выбросы ЗВ в атмосферу, в ряде случаев приводят к усилению транспортного шума. То есть организация движения автотранспорта по экологическим критериям должна в своей основе иметь комплексный подход к оценке, согласно которому целевая функция системы «Автотранспортный поток-улица промышленного города» запишется в следующем виде:
КИЭН({*1,ж2,...,хт}П {у±,уг, М^Е,... М
где КИЭН - комплексный индекс экологической нагрузки на систему «Автотранспортный поток-улица промышленного города»;
М™ - квота на выброс i-го ЗВ для автотранспортного потока;
М?Е - квота на j-ы вид энергетического воздействия для автотранспортного
потока.
При этом под энергетическим воздействием понимается не только транспортный шум, но и электромагнитное излучение различной физической природы.
Важно, что комплексный подход предполагает использование широкой гаммы методов оценки качества окружающей среды и мониторинг не только по химическому составу атмосферы, но и других природных сред, таких (воды, почвы), а также по энергетическим параметрам окружающей среды.
Экологически дружественное обустройство городских промышленных агломераций требует принятия комплекса мер, основанных на объективных данных мониторинга качества окружающей среды. Авторы статьи рассматривают решение данной задачи в рамках моделирования процесса функционирования
системы «Автотранспортный поток-улица промышленного города». Отличительной особенностью данной модели является использование закономерностей формирования и ограничения загрязнений от автотранспортных потоков в условиях негативного воздействия на окружающую среду стационарных источников. Приведённые в статье результаты исследования позволяют утверждать о необходимости применения комплексного подхода к оценке параметров модели системы «Автотранспортный поток-улица промышленного города». Такое методическое совершенствование позволит учитывать не только химическое, но и энергетические виды воздействия на окружающую среду. В целом комплексный подход позволит обеспечить объективность данных мониторинга экологической опасности УДС, что даёт дополнительные инструменты эффективной организации движения автотранспорта с целью создания благоприятных условий окружающей среды в промышленном городе.


1. Авалиани, C.JI. Окружающая среда. Оценка риска для здоровья (мировой опыт) / С.Л. Авалиани, М.М. Андрианова, Е.В Печенникова, О.В. Пономарева. - М., 1996. - 158 с.
2. Александров, В.Ю. Экологические проблемы автомобильного транспорта / В.Ю. Александров, Л.И. Кузубова, Е.П. Яблокова - Новосибирск, - 1995. - 113 с.
3. Амбарцумян, В.В. Автотранспорт и окружающая среда / В.В. Амбарцумян // Экология и жизнь. - 1999.-№ 2. - С.62-66.
4. Бадалян Л.Х., Гапонов В.Л., Медиокритский Е.Л. Анализ выбросов вредных веществ автотранспортом / Безопасность, экология, энергосбережение. - Ростов-на-Дону, 2000. - С. 61-66.
5. Барышников И.И., Здоровье человека - системообразующий фактор при разработке проблем экологии современных городов. / И.И. Барышников, Ю.И. Мусийчук // В сб. Медико-географические аспекты оценки уровня здоровья населения и состояния окружающей среды. - С.-Пб, 1992. - С. 11-36.
6. Басаргин, В.Д. Новые технологии для уменьшения экологической опасности автомобилей при эксплуатации в условиях города / В.Д. Басаргин, И.А. Якубович, Д.Р. Шафеев // Грузовик. - 2013. - № 9. - С. 31-35.
7. Безуглая, Э.Ю. Исследования загрязнения атмосферы и связи с влиянием их на здоровье населения / Э.Ю. Безуглая, Е.К. Завадская, Г.П. Расторгуева, И.В. Смирнова // Современные исследования Главной геофизической обсерватории: К 150-летию со дня основания: Юбилейный сборник. Том 1. - 1999. - С. 144 - 161.
8. Безуглая, Э.Ю. Чем дышит промышленный город./Э.Ю. Безуглая, Г.П. Расторгуева, И.В. Смирнова - Л.: Гидрометеоиздат, 1991. -255 с.
9. Берлянд, М.Е. Современные проблемы атмосферной диффузии и загрязнения атмосферы / М.Е. Берлянд - Л.: Гидрометеоиздат. 1975. - 448 с.
10. Васильева, В.В. Оценка воздействия автотранспортных потоков на акустическую среду городской территории: дисс. ... канд. техн. наук: 05.22.10 / В.В. Васильева - Орел: ОрелГТУ, 2008 - 141 с.
11. Васильева, Е.М. Оптимизация планирования и управление транспортными системами / Е.М. Васильева и др,. Под ред. Лившица В.Н. - М.: Транспорт, 1987. - 200с.
12. ГОСТ 17.2.6.01-80. Охрана природы. Атмосфера. Приборы для отбора проб воздуха населенных пунктов.
13. ГОСТ 17.2.4.02-81. Охрана природы. Атмосфера. Правила контроля качества воздуха населенных пунктов.
14. ГОСТ 17.2.1.04-77. Охрана природы. Атмосфера. Источники и метеорологические факторы загрязнения, промышленные выбросы.
15. Буров, В.Н. Оценка экологического риска загрязнения воздушной среды города / В.Н. Буров // Сборник докладов VI Международной научно - практической конференции.- М.: Издательство Прима-Пресс-М, 2001. - 286 с.
16. Бутаев, О.С. Принципы рационального размещения промышленных предприятий в городах с учетом их роли в формировании городской застройки : обзор / О. С. Бутаев. - М.: 1978. - 61 с.
17. ГОСТ 17.2.6.01-80. Охрана природы. Атмосфера. Приборы для отбора проб воздуха населенных пунктов.
18. ГОСТ 17.2.4.02-81. Охрана природы. Атмосфера. Правила контроля качества воздуха населенных пунктов.
19. ГОСТ 17.2.1.04-77. Охрана природы. Атмосфера. Источники и метеорологические факторы загрязнения, промышленные выбросы.
20. Григорьева, Т.Ю. Прогноз выбросов загрязняющих веществ в атмосферу автотранспортным комплексом Российской Федерации на период до 2030 года / Т.Ю. Григорьева, Ю.В. Трофименко // Автотранспортное предприятие. -- 2009. - № 3. - С. 31-35.
21. Гудков, В.А Взаимодействие видов транспорта / В.А. Гудков, В.Н. Тарновский. - ПО «Полиграф»; Волгоград, 1994. - 104 с.
22. Ежегодник выбросов вредных веществ в атмосферу городов и регионов за 2006-2008 г.г. ФГУП «НИИ Атмосфера».
23. Жданов, В.Л. Метод оценки техногенной опасности транспортных потоков на улично-дорожной сети города: автореф. дис. канд. техн. наук:05.22.10 / Жданов В.Л. -М.: МАДИ, 2008. - 24 с.
24. Журавлев, В.М. Проект программы снижения воздействия автомобильного транспорта на атмосферу г. Красноярска / В.М. Журавлев, В.А. Кулагин, А.И. Лобанов // Разработка механизмов взаимодействия различных субъектов городского сообщества для экологической безопасности городской среды. - Красноярск: КГТУ, 2001. - С. 122-132.
25. Журавлев, В.М. Концепция программы экологического оздоровления окружающей среды г. Красноярска / В.М. Журавлев, В.А. Кулагин, А.И. Лобанов // Вестник Ассоциации выпускников КГТУ. - Красноярск: КГТУ, 1999. - Вып.2.— С. 45-61.
26. Журавлев, В.М. Решение проблемы загрязнения воздушного бассейна крупных городов движущимся автотранспортом / В.М. Журавлев, А.И. Лобанов, А.Ю. Радзюк // Проблемы экологии и развития городов. — Красноярск: КГТУ, 2000.-С. 18-21.
27. Зарцына, С.С. Исследование загрязнения атмосферного воздуха выбросами автотранспорта / С.С. Зарцына, М.И. Саликова - Воронеж: ВГТА,
2001. - 256 с.
28. Иващук, О.А. Повышение экологической безопасности автотранспорта региона на основе систем мониторинга с использованием интеллектуальных технологий: монография / О.А. Иващук. - Орел: ОрелГАУ, 2008. - 244 с.
29. Информационно-справочные материалы по курсу «Воздействие транспортного комплекса на окружающую среду». - М.: Ин-т повышения квалификации и переподготовки кадров МАДИ(ТУ), 1999. - С.82- 86.
30. Карпов, Ю. Имитационное моделирование систем. Введение в моделирование с Any Logic 5 / Ю. Карпов. - СПб.: БХВ-Петербург, 2006. - 400 с.
31. Квашнин, И.М. Предельно допустимые выбросы предприятия в атмосферу. Рассеивание и установление нормативов / И.М. Квашнин. - М.: АВОК-ПРЕСС, 2008. - 200 с.
32. Кельтон, В. Имитационное моделирование. Классика CS. 3-е изд. / В. Кельтон, А. Лоу - СПб.: Питер; Киев: Издательская группа BHV, 2004. - 847 с.
33. Корчагин, В.А. Экологические аспекты автомобильного транспорта: учебное пособие / В.А. Корчагин, Ю.Я. Филоненко. - М.: МНЭПУ, 1997. - 100 с.
34. Корчагин, В.А. Экологизация экономики и транспорта / В.А. Корчагин, М.П. Улицкий. - М: МАДИ, 2001.-196 с.
35. Корчагин, В.А. Оптимизация движения большегрузных автомобилей на улично- дорожной сети города / В.А. Корчагин, В.А. Суворов, Ю.Н. Ризаева, Е.В. Грушихина // Вестник МАДИ. - 2013. - № 23.- С.63-69.
36. Корчагин, В.А. Сравнительная оценка уровня экологической опасности автотранспортных средств / В.А. Корчагин, М.В. Горбань, Ю.Н. Ризаева О.Ю. Гончаров // Актуальные вопросы инновационного развития транспортного комплекса: материалы межд. науч. конф., Орел.-2013.-С. 261-266.
37. Корчагин, В.А. Снижение загрязнения окружающей среды города при организации грузодвижения / В.А. Корчагин, Суворов В.А., Ю.Н. Ризаева Т.В. Корчагина // Экология и безопасность жизнедеятельности промышленнотранспортных комплексов: материалы межд. науч. конф, Тольятти. -2013.-С. 221223.
38. Ложкин, В.Н. Современные экологические требования к
автотранспорту в условиях производства и эксплуатации / В.Н. Ложкин, Н.С. Буренин // Транспорт Российской Федерации. - 2005, № 1. - С. 64-66.
39. Ложкин, В.Н. Автомобиль и окружающая среда / В.Н. Ложкин, А.А. Грешных, О.В. Ложкина - СПб.: НПК «Атмосфера» при ГГО им. А. И. Воейкова, 2007. - 305 с.
40. Ложкин, В.Н. Организация информационного процесса мониторинга воздействия транспорта на городскую среду / В.Н. Ложкин, С.Е. Мигулев, Б.В. Гавкалюк // Проблемы управления рисками в техносфере. - 2009 - № 1-2 (9-10). - С. 177-185.
41. Сулейманов, И.Ф. Применение расчетного мониторинга для оценки загрязнения атмосферы городской среды./ И.Ф. Сулейманов, Г.В. Маврин, Д.А. Харлямов // Научно-технический вестник Поволжья. - 2011. - №2. - С. 107-111.
42. Сулейманов, И.Ф. Расчет загрязнения воздушного бассейна города промышленными предприятиями и автотранспортом. / И.Ф. Сулейманов, Г.В. Маврин, Д.А. Харлямов // Экология промышленного производства. - 2011. - № 3. - С 14-18.
43. Сулейманов, И.Ф. Натурные исследования транспортных потоков и применение инструментальных методов для оценки качества атмосферного воздуха. / И.Ф. Сулейманов, Г.В. Маврин, В.Г. Маврин, Э.И. Беляев, Р.Г. Хабибуллин, И.В. Макарова // Мир транспорта и технологических машин. - 2013. - №4 (43). - С 116-124.
44. Сулейманов, И.Ф. Исследования движения транспортных потоков и оценка качества атмосферного воздуха на основании инструментальных методов на автомагистралях города. / И.Ф. Сулейманов, Г.В. Маврин, В.Г. Маврин // Автотранспортное предприятие. - 2014. - №1. - С 46-51.
45. Сулейманов, И.Ф. Методы оценки загрязнения воздушного бассейна города /И.Ф. Сулейманов, Г.В. Маврин, Д.А. Харлямов/Издательский дом LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012. - С. 116.
46. Трофименко, Ю.В. Пути повышения экологической и дорожной безопасности автотранспортного комплекса России / Ю.В. Трофименко // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2010. - Т. 12. - № 1-9. - С. 2345-2349.
47. Трофименко, Ю.В. Актуальные проблемы инженерной экологии и обеспечения техносферной безопасности автотранспортного комплекса / Ю.В. Трофименко // Безопасность в техносфере. - 2007. - № 2. - С. 46-54.
48. Трофименко, Ю.В. Модель формирования эффективной транспортной системы крупного города / Ю.В. Трофименко, М.Р. Якимов // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Прикладная экология. Урбанистика. - 2011. - № 4. - С. 8-16.
49. Трофименко, Ю.В. Метод оценки экологической безопасности участников дорожного движения / Ю.В. Трофименко, В.С. Ворожнин // Транспорт Урала. - 2015. - № 1 (44). С. 73-78.
50. ANYLOGIC: Учебное пособие по Enterprise Library / СПб: ООО «Экс Джей Текнолоджис», 2005. - 117 с.
51. ANYLOGIC: Руководство пользователя / СПб: ООО «Экс Джей Текнолоджис», 2005. - 440 с.
52. Khabibullin, R.G. The Study and Management of Reliability Parameters for Automotive Equipment Using Simulation Modeling./ R.G. Khabibullin, I.V. Makarova, E.I. Belyaev, I.F. Suleimanov, S.S. Pernebekov, U.A. Ussipbayev, A.S. Junusbekov, Z.A. Balabekov // Life Science Journal, 2013; 10 (12s), 828-831.
53. Makarova, I.V. City Transport System Improvement through the Use of Simulation Modeling System./ I.V. Makarova, E.I. Belyaev, V.G. Mavrin, I.F. Suleimanov // International Journal of Applied Engineering Research, Volume 9, Number 22 (2014), pp.15649-15655.
54. Suleimanov, I.F. The Assessment of the City Air Pollution by Automobile Transportation and Industrial Enterprises Basing on Calculation Methods./ I.F. Suleimanov, G.V. Mavrin, A.H. Nazmutdinov // World Applied Sciences Journal 23 (4), 2013; 480-485.
55. Suleimanov, I.F. Pollution of the Air Basin in the Cities by Motor Transport and the Industrial Enterprises, Quality Assessment of Atmospheric Air with the Use of Calculation Methods and Instrumental Control./ I.F. Suleimanov, G.V. Mavrin, D.A. Kharlyamov, E.I. Belyaev, A.I. Mansurova // Modern Applied Science; Vol. 9, No. 4; 2015, 12-20.
56. Suleimanov, I.F. The Study and Management of Reliability Parameters for Automotive Equipment Using Simulation Modeling./ R.G. Khabibullin, I.V. Makarova, E.I. Belyaev, I.F. Suleimanov, S.S. Pernebekov, U.A. Ussipbayev, A.S. Junusbekov, Z.A. Balabekov // Life Science Journal, 2013; 10 (12s), 828-831.
57. Suleimanov, I.F. City Transport System Improvement through the Use of Simulation Modeling System / I.V. Makarova, E.I. Belyaev, V.G. Mavrin, I.F.
Suleimanov // International Journal of Applied Engineering Research, Volume 9, Number 22 (2014), pp.15649-15655.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ