Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Педагогические условия формирования навыков сотрудничества у дошкольников в дошкольной образовательной организации

Работа №38095

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы92
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
488
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования навыков сотрудничества дошкольников в ДОУ
1.1. Ретроспективный анализ проблемы в отечественной педагогике и
психологии 8
1.2. Сущность понятия «сотрудничество» 20
1.3. Развитие взаимодействий между детьми в дошкольном возрасте... 27
1.4. Формирование навыков сотрудничества дошкольников в играх и
на занятиях
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию навыков сотрудничества у старших дошкольников в ДОУ
2.1. Диагностика уровня развития навыков сотрудничества у старших дошкольников 56
2.2 Этапы формирования навыков сотрудничества у старших
дошкольников 61
2.3. Анализ результатов работы 73
Заключение 77
Список литературы 81
Приложения 85



Современная система образования дошкольников ориентирует педагогов на новый, гуманистический взгляд на современного ребёнка как на личность, развивающуюся, нуждающуюся в понимании и уважении её интересов и прав. В последнее время все чаще высказывается мысль о том, что в условиях обучения дошкольников по развивающим программам детям недостаточно общаться только с взрослыми, для полноценного познавательного развития им необходимы содержательные, конструктивные контакты со сверстниками. Одна из актуальных и сложнейших проблем педагогики - это феномен сотрудничества в дошкольном детстве, особенности его становления у старших дошкольников. Многих сегодня волнует вопрос, как построить отношения с детьми, чтобы добиться высоких результатов педагогического взаимодействия, какая тактика подхода является более эффективной с позиции формирования личности будущего школьника. Объединение усилий взрослых и детей позволит вызвать у ребёнка активность и стремление стать умнее, самостоятельнее, добиваться новых и новых успехов. Взаимный интерес и сотрудничество - вот главные черты подлинного взаимодействия педагога с детьми, детей друг с другом. Преобладающим способом взаимодействия с дошкольниками и между ними может стать разнообразное сотрудничество. Своим примером равноправного участия в детской деятельности, отношением к делу можно увлечь детей для решения более сложных и интересных интеллектуальных практических задач, постоянно обогащать их опыт, создавать важные предпосылки для успешного обучения. С дошкольного возраста, систематическое общение ребёнка со сверстниками становится нормативным, обязательным условием полноценного формирования его личности. Именно на этом этапе ребёнок проходит «школу» реального взаимодействия с другими детьми как равноправными партнёрами. А это значит освоение им соответствующих коммуникативных навыков, приобретение умения согласовывать свои действия с учётом позиции партнёров по игре или иным занятиям, осознание своих качеств на основе сравнения с качествами других детей. Совместные формы деятельности дошкольников вносят особый, очень важный вклад в сложный процесс формирования самооценки ребёнка и процессы его общего психического развития. Кроме того, сфера взаимоотношений детей в детском коллективе - это источник напряжений, конфликтов, психологических проблем и трудностей, поэтому важно создать не только комфортные условия, обеспечивающих эмоциональное благополучие, но и научить ребёнка правилам и нормам взаимодействий друг с другом, культуре общения. Например, раннее деление детей на «популярных» и «непопулярных» может привести к тяжелым последствиям для развития личности, которая находится на положении «отверженного». Среди таких последствий стойкое негативное отношение к общению, пассивность, высокая тревожность, агрессивность, конфликтность, невротические реакции и др.
На протяжении всего детства дети учатся понимать и уважать друг друга, взаимодействовать и сотрудничать. Лучшее, что могут сделать взрослые, так это научить детей социально приемлемым нормам поведения, способствовать формированию коммуникативных умений, развивать навыки сотрудничества.
Одним из направлений педагогической деятельности воспитателя должно стать развитие навыков общения детей со сверстниками, что предусматривает:
Привитие базовых социальных навыков: умение выслушать другого и проявлять интерес к нему, поддерживать разговор, участвовать в коллективном обсуждении, обучение совместному поиску взаимовыгодных решений и совместному выполнению задач и т.д.
Необходимо обучать ребёнка: приёмам саморегуляции (умение расслабиться), владеть своими чувствами, понимать и различать эмоциональные состояния, выражать дружеские чувства, симпатии, сочувствие и сопереживание к окружающим.
Научить не прилагать мерку совершенства к себе и другим, не допускать ни обвинений, ни самобичеваний, т.к. это создает благоприятный источник для потенциальных обид.
Таким образом, актуальность выбранной темы заключается в следующем:
1. Одна из актуальных и сложнейших проблем педагогики - это феномен сотрудничества в дошкольном детстве, особенности его становления у старших дошкольников.
2. Систематическое общение и взаимодействие детей друг с другом является важным условием полноценного развития личности ребёнка.
3. Совместная деятельность помогает даже очень трудную работу превратить в увлекательное занятие.
4. Развитие навыков сотрудничества помогает избежать многих негативных последствий общения (агрессивность, конфликтность и др.).
Степень изученности проблемы исследования достаточно высокая. В многочисленных исследованиях отечественных педагогов и психологов проблема сотрудничества рассматривалась с разных позиций и в различных видах деятельности. Одним из них является изучение общения ребёнка со сверстниками в рамках концепции коммуникативной деятельности (Е.О. Смирнова, В.Г. Утробина и др.). Согласно данной концепции, в целостной практике ребёнка имеется тесная связь общения со всеми другими видами деятельности. Особенность данного подхода заключается в акценте на содержательных качественных особенностях общения детей с ровесниками на разных ступенях развития. В процессе исследования проблемы формирования навыков сотрудничества у детей использовались также материалы периодической печати, где в той или иной степени раскрываются научные основы организации работы в ДОУ по данной проблеме, а также рассматривается практический опыт отечественных педагогов-практиков (Е.В. Рылеева, В.Я. Зедгенидзе, Л.С. Римашевская и др.).
Учебно-методические пособия этих авторов содержат богатый практический материал для работы с детьми и представляют особый интерес для воспитателей детских садов. Но, тем не менее, процесс сотрудничества тяжело дается не только детям, но и взрослым. Значит, не все условия эффективного формирования навыков сотрудничества разработаны и апробированы в полной мере. Данным обстоятельством и обусловлен выбор темы дипломной работы. Исходя из приведенных аргументов и темы работы, можно сформулировать цель данной работы: выявление и апробация условий эффективного формирования навыков сотрудничества у старших дошкольников в ДОУ.
Объект исследования: процесс сотрудничества старших дошкольников в ДОУ.
Предмет исследования: педагогические условия, способствующие формированию навыков сотрудничества старших дошкольников в игре и продуктивной деятельности.
Гипотеза исследования заключается в следующем: для эффективного формирования навыков сотрудничества у старших дошкольников необходимыми и достаточными условиями являются: организация специальных игр и включение различных моделей сотрудничества в продуктивную деятельность детей.
Исходя из цели и гипотезы, необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты формирования навыков сотрудничества у дошкольников в условиях ДОУ.
2. Изучить и проанализировать действующие программы и авторские методики в ДОУ по проблеме исследования.
3. Разработать и апробировать практический курс игр по формированию навыков сотрудничества и освоить три модели сотрудничества в продуктивной деятельности детей.
4. Проанализировать результаты работы.
Методологической основой выполнения данной работы стали труды отечественных педагогов и психологов по проблеме взаимодействия детей друг с другом (М.И. Лисина, З.М. Богуславская, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова, В.Г. Утробина и др.).
В данной работе использовались разнообразные методы исследования: изучение литературы, наблюдение, беседа, анкетирование, педагогический эксперимент, диагностика и др.
Практическая значимость состоит в том, что результаты исследования и практические разработки (перспективный план работы, рекомендации, список игр и упражнений, конспекты занятий) экспериментальной части могут быть использованы в практике работы дошкольных образовательных организаций.
База опытно-экспериментальной работы: МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №65 «Машенька», г. Набережные Челны, РТ.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Одна из актуальных и сложнейших проблем педагогики - это феномен сотрудничества в дошкольном детстве, особенности его становления. Формирование навыков сотрудничества процесс длительный и очень сложный. Выявление эффективных условий формирования этих навыков стало целью данного исследования.
Итак, проанализировав психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования, можно сделать следующие выводы.
1) В отечественной педагогике и психологии уделялось большое внимание развитию взаимодействий детей друг с другом, развитию коллективных взаимоотношений между детьми, как одной из ведущих задач нравственного воспитания дошкольников. В дошкольном возрасте отношения сотрудничества детей друг с другом стихийно не возникают. Вместе с тем подобная деятельность привлекает малышей, вызывая положительные чувства. Для ее дальнейшего развития необходима помощь взрослого - специальная организация совместной деятельности с постепенным усложнением заданий, где дети осваивают способы взаимодействия. Большие возможности для приобретения дошкольниками опыта взаимодействия с ровесниками имеются в совместной продуктивной деятельности. В ней перед детьми ставится одна общая цель - создать тот или иной вещественный продукт, а процесс его изготовления разделяется на отдельные, но зависимые друг от друга операции. Дошкольники попадают в такие условия, что они должны вступать в отношения сотрудничества - согласования и соподчинения действий.
2) Анализ действующих программ обучения в ДОУ по формированию навыков сотрудничества позволил установить следующее. Все программы можно разделить на комплексные и специализированные. Комплексные, или общеразвивающие, программы должны быть направлены на формирование у ребёнка универсальных способностей и развитие их до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества. Все программы наиболее полно раскрывают процесс формирования навыков сотрудничества как коммуникативного умения в играх и на занятиях. Современные дети испытывают значительные трудности при организации совместной деятельности и взаимодействия. При создании этих программ прослеживалась задача поиска эффективных педагогических средств, обеспечивающих развитие сотрудничества, как фактора социального созревания дошкольника. Рассмотрев основную часть программ комплексных и специализированных, можно сделать вывод, что сотрудничество, творческое общение, взаимное доверие и уважение поможет наполнить жизнь ребёнка интересными делами, радостью от совместных побед, переживаниями в процессе выполнения общего дела, что и составит бесценный социальный опыт, столь необходимый во взрослой жизни.
3) Были разработаны практический курс игр по формированию навыков сотрудничества и творческий проект «Детская кулинария». Их апробация проходила в ходе формирующего эксперимента, который состоял из двух этапов работы педагога с детьми: обучение навыкам сотрудничества с помощью практического курса игр, разработанного автором дипломной работы, и включение моделей сотрудничества (совместно-индивидуальную, совместно-последовательную, совместно-взаимодействующую) в продуктивную деятельность детей на занятиях. На первом этапе формирующего эксперимента все внимание сосредоточено на обогащении представлений старших дошкольников о сверстнике, как о партнере по совместной деятельности в атмосфере укрепления положительных эмоциональных контактов между детьми. А так же на развитии отдельных умений, необходимых для осуществления сотрудничества в совместной деятельности. Второй этап формирующего эксперимента проводился в этой же группе № 4, но дети были уже старше на один год (подготовительная группа). На данном этапе проходило освоение детьми моделей сотрудничества, которые предлагает Л.С. Римашевская, и проводились игры из практического курса. Игры проводились с усложнением и два раза в месяц. Овладение моделями сотрудничества происходит в совместной деятельности проходило по принципу усложнения на занятиях (рисование, конструирование и аппликация). Закрепление проходило в рамках творческого проекта «Детская кулинария», который включал в себя все три модели сотрудничества. Через модели сотрудничества детям задается форма взаимосвязи и взаимозависимости отдельных действий дошкольников, которые способствуют развертыванию между ними положительных взаимоотношений, возможностей видеть друг друга, понимать, откликаться на состояние сверстника, активно общаться по поводу совместной работы. Отсюда следует, что при проведении формирующего эксперимента были созданы условия, которые мы сформулировали в гипотезе исследования.
4) В результате проведённых исследований нами были зафиксированы изменения в развитии уровня навыков сотрудничества дошкольников: в экспериментальной группе значительно увеличилось количество детей с высокими показателями навыков сотрудничества; в процентном отношении это составило 40 % от предыдущих показателей в констатирующем эксперименте. В контрольной группе этот показатель равен 10%. Количество детей с низким уровнем навыков сотрудничества уменьшилось на 40% в экспериментальной группе и на 10% - в контрольной. Данное исследование позволяет сделать вывод о том, что разработанный двух этапный формирующий эксперимент очень эффективен в формировании навыков сотрудничества дошкольников.
Оценивая результаты работы, мы пришли к выводу, что в процессе проведения занятий, игр, уровень сотрудничества дошкольников повысился. Очевидно, что достигнут успех в управлении поведением детей. Нам удалось сформировать у детей гуманные чувства и положительные взаимоотношения, умение поступать правильно, в соответствии с нравственными законами в той или иной ситуации. Все сказанное позволяет сделать вывод, что необходимыми и достаточными условиями эффективного формирования навыков сотрудничества у старших дошкольников являются организация специальных игр и включение трех моделей сотрудничества в продуктивную деятельность. Тем самым, подчёркивается необходимость организованного освоения детьми навыков сотрудничества в ДОУ.
В качестве рекомендации практическим работникам дошкольных образовательных учреждений можно предложить включать в учебный процесс предлагаемые игры, как органичное дополнение к любой дидактической системе. Введение игр должно быть постепенным, разумным и систематическим. В заключение отметим, что в современных условиях воспитания и обучения сотрудничество, творческое общение, взаимное доверие и уважение помогает наполнить жизнь ребёнка интересными делами, радостью от совместных побед, переживаниями в процессе выполнения общего дела, что и составляет бесценный социальный опыт, столь необходимый во взрослой жизни.



1. Буре, Р.С. Воспитатель и дети / Р.С. Буре - М.: Просвещение, 1995. - 125 с.
2. Бодалев, А. А. Психологическое общение / А. А. Бодалев - М.: Академия, 2002.- 256 с.
3. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 2000. - 464с.
4. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребёнка / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. - 1966. - № 6. - С.35-48.
5. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский // Вопросы детской психологии.- СПб.: Союз, 1997.-224 с.
6. Вайнер, М.Э. Игровые технологии коррекции поведения дошкольников / М.Э. Вайнер - М.: Педагогическое общество России, 2014. - 140 с.
7. Глушакова, Т.Н. Ты - Я. Взаимодействие / Т.Н. Глушакова - М.: Аспект Пресс, 2004 -156 с.
8. Жуков, Ю.М. Диагностика и развитие компетентности в общении / Ю.М. Жуков. - М.: Владос, 2001. - 267 с.
9. Куницына, В. П. Межличностное общение / В.П. Куницына. - Спб.: Питер, 2002. - 160 с.
10. Коломинский, Я.Л. Психология детского коллектива: Система
личных взаимоотношений / Я. Л. Коломинский - М.: Просвещение, 1984. - 180 с.
11. Н.Кулагина, И. Ю. Возрастная психология /И.Ю. Кулагина. -М.: Академия, 2002. - 480 с.
12. Ковалев, А. Г. Личность воспитывает себя / А.Г. Ковалев - М.: Просвещение, 1983.-145 с.
13. Леонтьев, А.А. Психология общения / А.А. Леонтьев - М.: Академия, 1999. - 256с.
14. Лисина, М.И. Общение со взрослыми у детей первых 7 лет жизни / М.И. Лисина // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. - М.: Просвещение, 1998. - С.56-72.
15. Лисина, М.И. Проблема онтогенеза общения / М.И. Лисина - М.:
Высшая школа, 1996.-280 с.
16. Мухина, B.C. Детская психология / B.C. Мухина.- М.: Просвещение,
1995. - 450 с.
17. Мелибурда, Е.Л. Ты - Мы: психологические возможности
улучшения общения / Е.Л. Мелибурда. - М.: Просвещение, 1986. - 120 с.
18. Менджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре / Д.В. Менджерицкая. - М.: Просвещение, 2005. - 422 с.
19. Непомнящая, Н.И. Становление личности ребёнка 6-7 лет / Н.И. Непомнящая - М.: Педагогика, 2013. - 210 с.
20. Немов, Р. С. Психология Кн. 2 / Р. С. Немов - М.: Академия, 1998. - 546 с.
21. Новоселова, С.Л. Игра и вопросы всестороннего воспитания детей / С.Л. Новоселова // Дошкольное воспитание. - 2013. - №10. - С. 12-14.
22. Общение детей в детском саду и семье / Под ред. Т.А.Репиной, Р.Б.Степкиной. - М.: Педагогика, 2016. - 125 с.
23. Общая психология / Под ред. Е.И. Рогова. М.: Владос, 1995. - 410 с.
24. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. - М.: Владос,
1996. - 540 с.
25. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. - М.: Просвещение, 1998. - 415 с.
26. Петровский, А.В. Возрастная и педагогическая психология / А.В. Петровский. - М.: Просвещение, 1995 . - 520 с.
27. Петровский, А.В. Проблема личности в современной психологии / А.В. Петровский// Психология.- 2002.- №4.-С. 14-21.
28. Психология дошкольника / Составитель Г.А. Урунтаева. - М.: Академия,
2000. - 380 с.
29. Практикум по возрастной педагогической психологии / Под ред. И.В. Дубровиной.- М.: Академия, 2000. - 210 с.
30. Психология и педагогика / Под ред. Радугина А.А.- М.: Мысль, 2002 - 412 с.
31. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога / Е.И. Рогов - М.: Академия, 1999.-220 с.
32. Рогов, Е.И. Психология общения / Е.И. Рогов- М.: Владос, 2001. - 336 с.
33. Развитие общения у дошкольников / Под ред. А.В. Запорожца и М.И. Лисиной. - М.: Педагогика, 1994. - 256 с.
33. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. А.В. Запорожца. - М.: Педагогика, 1996. -210 с.
34. Рузская, А.Г. Развитие общения ребёнка со взрослыми сверстниками / А.Г.Рузская // Психология дошкольника - М.: Академия, 2000. - С.24-36.
35. Смирнова, Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учебное пособие / Е.О. Смирнова - М.: Академия.- 2014. - 225 с.
36. Станкин, М.И. Психология общения / М.И. Станкин - М.: Владос, 2003. - 140 с.
37. Тесты для детей, сборник тестов и развивающих упражнений / Составители М.Н. Ильина, Л.Г. Парамонова, Н.Я. Головнева. - М.: Владос, 1997. - 254с.
38. Учимся общаться с ребёнком / Под ред. В.А. Петровского - М: Академия, 1993. - 237с.
39. Урунтаева, Г.А. Практикум по дошкольной психологии: Пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / Г.А. Урунтаева - М.: Академия, 1998. - 220 с.
40. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для
учащихся средних педагогических учебных заведений / Г.А. Урунтаева. - М.: Академия, 1997.-456 с.
41. Усова, А.П. Роль игры в воспитании детей / А.П. Усова. - М.: Аркти, 2006. - 342 с.
42. Фельдштейн, Д.И. Формирование личности ребёнка / Д.И. Фельдштейн.
- М.: Академия, 1999. - 223 с.
43. Шаханова, А. Онтогенетические особенности формирования психофизиологических механизмов роста, развития и адаптации детей в условиях вариативных образовательных сред / А. Шаханова // Валеология. - 2002.- №3.-С.12-14.
44. Шевандрин, Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности / Н.И. Шевандрин. - М.: Владос, 1999. - 510 с.
45. Ханхасаева, И. Растёт дочка, растёт сын / И. Ханхасаева. - М.: Педагогика, 2001. - 145 с.
46. Фельдштейн, Д.И. Формирование личности ребёнка / Д.И. Фельдштейн.
- М.: Академия, 2002.-350 с.
47. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. - М.: Просвещение, 2006. - 243 с.
48. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин - М.: Просвещение, 2006. - 204 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ