Введение………………………………………………………………………….4
1. Сущность социально-медицинской работы……………………….……....8
1.1. Социально-медицинская работа как вид мультидисциплинарной
профессиональной деятельности………………………....……………8
1.2. Нормативно-законодательная база
социально-медицинской работы………………………………….….44
1.3. Социально-медицинская работа по планированию
семьи и репродукции…………………………………………………..15
1.4. Правовые основы социально-медицинской работы
в области планирования семьи и репродукции ……………………..51
2. Подростки и молодежь как объект
социально-медицинской работы……………………………………...…...23
2.1. Развитие личности в подростковом и юношеском возрасте………..23
2.2. Сексуальное образование и подготовка подростков
и молодежи к семейной жизни………………………………………..27
2.3. Социально-медицинские аспекты репродуктивного
поведения подростков и молодежи…………………………………..34
может быть 2.1. социально-психологические особенности лично-сти….или характеристики
3. Организация социально-медицинской работы
с подростками и молодежью в Красноярске…..….…..….……………57
3.1. Анализ деятельности МУ «»Центр медико-психологической
и социальной помощи подросткам и молодежи» …….…………..….57
3.2. Инновационные формы работы с подростками и молодежью……..63
3.3. Исследование потребности учреждений системы охраны
материнства и детства в услугах социальной работы
по охране репродуктивного здоровья подростков и молодежи……67
анализ и исследование – это методы, в 3.1. предлагаю Опыт дея-тельности
3.4. Рекомендации по совершенствованию социально-медицинской работы с подростками и молодежью
Заключение………………………………………………………..……………73
Список использованных источников…...…………………………..……….76
Приложение А. Последствия репродуктивного поведения
современной молодежи……………..……………....89
Приложение Б. Прерывание беременности (аборты)
по возрастным группам женщин …………………………90
Приложение В. Прерывание беременности (аборты)………...91
Приложение Г. Заболеваемость ВИЧ-инфекцией ..…………..92
Приложение Д. Карта экспертной оценки потребности учреждений
системы охраны материнства и детства в услугах
социальной работы по охране репродуктивного
здоровья подростков и молодежи ……...85
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Особенность социально-медицинской работы состоит в том, что она формируется на стыке двух самостоятельных отраслей - здравоохранения и социальной защиты населения. Но при этом она не превышает пределы своей компетенции, не претендует на выполнение лечебно-диагностических функций, а предусматривает тесное взаимодействие с медицинским персоналом и четкое ограничение сфер ответственности.
Специфика деятельности специалиста по социальной работе в области социально-медицинской деятельности заключается в том, что в своей профессиональной деятельности по социальной защите и поддержке семьи он не ограничивается задачами и возможностями одного ведомства, а руководствуется одновременно медицинскими и социальными нормативными требованиями как основополагающей базой, способствующей сохранению и укреплению здоровья, в том числе репродуктивного.
Кроме того, деятельность специалиста по социальной работе по решению социально-медицинских проблем подростков и молодежи в области планирования семьи и репродукции основывается на преемственности и взаимосвязи с различными социальными субъектами: управление здравоохранения, а также лечебно-стационарные и лечебно-профилактические учреждения всех типов, управление по социальным вопросам, в частности отдел семьи и детства, управление внутренних дел и отдел профилактики правонарушений несовершеннолетних, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, управления образования (отдел охраны детства, психологическая служба, учреждение дополнительного образования, учреждения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).
Анализируя правовые аспекты организации социально-медицинской работы можно сделать вывод о необходимости разработки межотраслевого документа, в котором могут быть изложены единые методологические подходы к организации социально-медицинской работы в Российской Федерации. Это позволило бы на общей основе формировать социально-медицинскую работу в различных отраслях медицины и социальных службах.
Медико-социальная значимость планирования семьи определяется в Российской Федерации значительной распространенностью аборта, высокими показателями материнской и младенческой смертности, а также резким снижением рождаемости.
В сложившихся неблагоприятных демографических условиях планирование семьи, включающее предупреждение нежелательной беременности, выбор времени деторождения в зависимости от возраста и состояния здоровья родителей, рождение только желанных детей, приобретает особую актуальность.
Поскольку в основе ситуации ухудшения состояния репродуктивного здоровья населения, лежат, прежде всего, процессы социального характера, такие как изменение репродуктивных установок современной молодежи (стремление к раннему началу половой жизни и др.), потеря ценностного отношения к своему здоровью и созданию семьи, недостаточная информированность в вопросах половых отношений, то более целесообразным подходом в решении данной ситуации является комплексность, т.е. проведение как медицинских, так и социальных мероприятий в сфере охраны репродуктивного здоровья и планирования семьи. Грамотное, квалифицированное половое воспитание и сексуальное образование, участие в нем не только врачей разных специальностей, но и других специалистов поможет решить проблему репродуктивного здоровья молодежи и в конечном счете позитивно скажется на перспективах будущих семей, рождаемости в стране и т.д. Но пока в дан-ной сфере здравоохранения социальная работа развита слабо и осуществляется специалистами не социального профиля.
При проведении исследования потребности учреждений системы охраны материнства и детства в услугах социальной работы по охране репродуктивного здоровья подростков и молодежи с помощью метода экспертных оценок нами были сделаны следующие выводы:
1) Отсутствует единое представление о направлениях охраны репро-дуктивного здоровья подростков и молодежи с участием специалиста по социальной работе.
2) Необходимо повышать уровень знаний о способах сохранения ре-продуктивного здоровья не только молодых людей, но и специалистов, занимающихся проблемами репродуктивного здоровья подростков и молодежи.
3) Недостаточно сформировано представление о роли специалиста по социальной работе в деятельности по охране репродуктивного здоровья подростков и молодежи.
По итогам проведенного исследования нами были выработаны сле-дующие рекомендации. Необходимо:
1) Провести детальное исследование факторов, определяющих репродуктивное поведение современной молодежи.
2) Проводить обучение специалистов по социальной работе, занимающихся вопросами охраны репродуктивного здоровья подростков и молодежи по специально разработанным программам.
3) Проводить обучение подростков и молодежи по вопросам репродуктивного здоровья по специально разработанным программам.
4) Разработать модель по оптимизации взаимодействия социальных учреждений, занимающихся вопросами охраны репродуктивного здоровья подростков и молодежи.
Социально-медицинская работа в системе планирования семьи как одно из направлений его деятельности позволило бы качественно изменить систему оказания медико-социальной помощи подросткам и молодежи за счет оказания им комплексной помощи (не только связанной с лечением, но, и включая меры социальной поддержки), а также за счет расширения и усиления мер профилактической работы, что будет способствовать приобретению навыков здоровьесберегающего поведения у подрастающего поколения.
1. Всеобщая декларация прав человека от 10.12.1948 [Электронный ресурс] //
2. Устав всемирной организации здравоохранения от 22.07.1946 [Электронный ресурс] //
3. Международный пакт об экономических, социальных и культур-ных правах от 16.12.1966 [Электронный ресурс] //
4. Конвенция «О правах ребенка» от 20.11.1989 [Электронный ресурс] //
5. Конвенция «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин» от 18.12.1979 [Электронный ресурс] //
6. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 [Электронный ресурс] //
7. Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении демо-графической политики Российской Федерации до 2025 г.» №1351 от 9.10.2007 [Электронный ресурс] //
8. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан № 5487-1 от 22.07.1993 [Электронный ресурс] //
9. Федеральный закон «О медицинском страховании» № 1499–1 от 28.06.1991 [Электронный ресурс] //
10. Федеральный закон «Об основах социального обслуживание населения в Российской Федерации» № 195–ФЗ от 10.12.1995 (в ред. от 23.07.2008 г. № 160–ФЗ) [Электронный ресурс] //
11. Федеральная целевая программа «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера на 2007–2011 годы» № 280 от 10.05.2007 [Электронный ресурс] //
12. Федеральная целевая программа «Дети России» на 2007-2010 годы №172 от 21.03.2007 года (в ред. № 1109 от 29.12.09 г.) [Электронный ресурс] //
13. Абрамова, Г. С. Возрастная психология: учебник для вузов / Г. С. Абрамова. – М.: Акад. проект, 2001. – 704 с.
14. Аверин, В. А. Психология человека от рождения до смерти: учебник / В.А. Аверин и др.; под ред. А.А. Реана. – Спб.: Прайм-Еврознак, 2006. – 651 с.
15. Айламазян, Э. К. Планирование семьи. Методы контрацепции: практическое руководство / Э. К. Айламазян. – Спб.: АО «Сотис», 1997. – 182 с.
16. Андреева, Т. В. Семейная психология: учебное пособие / Т. В. Андреева. – СПб.: Речь, 2004. – 244 с.
17. Артюнина, Г. П. Основы социальной медицины: учебное пособие / Г. П. Артюнина. – М.: Акад. Проект, 2005. – 573 с.
18. Артюхова, И. П. Применение методов экспертных оценок в науч-ных исследованиях и в практической деятельности / И.П. Артюхова. – Красноярск: Красноярская государственная медицинская академия, 2008. – 54 с.
19. Баранов, А Половое воспитание и сексуальное образование необходимы / А. Баранов, А. Санников // Врач. – 1999. – №9. – С. 40-41.
20. Баранов, А. А. Современный подросток / А. А. Баранов, В. Р. Кучма. – М.: Изд–во НЦЗД РАМН, 2001. – 367 с.
21. Баранов, Л. Н. Сексуальное образование и репродуктивное здоровье подростков / Л. Н. Баранов // Здравоохранение Российской Федерации. – 1997. – № 4. – С. 45-46.
22. Басов, Н. Ф. Основы социальной работы: учебное пособие / Н. Ф. Басов и др.; под ред. Н.Ф. Басова. – М.: Академия, 2008. –282 с.
23. Басов, Н. Ф. Социальная работа с молодежью: учебное пособие / Н. Ф. Басов. – М.: Дашков и К, 2009. – 325 с.
24. Белокриницкая, Т. Е. Репродуктивные установки и контрацептив-ный выбор учащейся молодежи / Т.Е. Белокриницкая и др. // Планирование семьи. – 2006. – № 1-2. – С. 32-34.
25. Берковитц, Н. Гуманистический подход к охране здоровья / Н. Берковитц. – М.: Наука, 1998. – 124 с.
26. Бодрова, В. Внедрение профилактики ВИЧ/СПИДа в систему ох-раны репродуктивного здоровья населения / В. Бодрова, Е. Бодрова // Круглый стол. – 2008. – № 4 (65). – С. 53-60.
27. Брюхина, Е. В. Беременность и роды у подростков / Е. В. Брюхина // Контрацепция и здоровье женщины. – 2001. – № 2. – С. 46-47.
28. Волкова, Ю. Г. Социология молодежи / Ю. Г. Волкова. – Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 576 с.
29. Голеева, О. П. Некоторые результаты медико-социального исследования женского бесплодия / О. П. Голеева, З. Б. Тасова // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. – 2008. – № 2. – С. 19-21.
30. Гончарова, Г. Н. Оптимизация управления здоровьем студентов: учебное пособие / Г. Н. Гончарова, Н. А. Горбач, А. А. Жарова. – Красноярск: КрасГМА, 2004. – 350 с.
31. Гончарова, Г. Н. Рождаемость и репродуктивное поведение (медико-социальные проблемы) / Г.Н. Гончарова. – Красноярск: КрасГМА, 2003. – 249 с.
32. Гребешева, И. И. Охрана репродуктивного здоровья и планирование семьи, как ключевые факторы решения демографической проблемы России / И. И. Гребешева // Планирование семьи. – № 1-2. – 2006. – С. 4-6.
33. Гребешева, И. И. Платформа действий общественных объединений, работающих в области репродуктивного здоровья населения, планирования семьи и обеспечения репродуктивных прав / И. И. Гребешева // Планирование семьи. – 2002. – № 1.– С. 7-8.
34. Григорьев, С. И. Социальная работа с молодежью / С. И. Григорьев, Л. Г. Гуслякова, С. А. Гусова. – М.: Гардарики, 2006. – 204 с.
35. Дандарова, Ж. К. Психология подростка: полное руководство / Ж.К. Дандарова и др.; под ред. А. А. Реана. – Спб.: Прайм-Еврознак, М.: ОЛМА-Пресс, 2008. – 504 с.
36. Дандарова, Ж. К. Психология подростка: трудный возраст от 11 до 18 лет: учебник / Ж. К. Дандарова и др.; под ред. А. А. Реана. – Спб.: Прайм-Еврознак, М.: ОЛМА-Пресс, 2007. – 480 с.
37. Денисенко, М. Б. Сексуальное поведение российской молодежи / М. Б. Денисенко, Ж. П. Далла Зуанна // Социологические исследования. – 2001. – № 2. – С. 85.
38. Дивицына, Н. Ф. Социальная работа в вопросах и ответах: учебное пособие / Н. Ф. Дивицына, Л. К. Миронова. – М.: Проспект, 2006. – 184 с.
39. Евдокимова, И. Секс и молодежь – представления и связанное с этим поведение риска / Е.И. Евдокимова // Вестник Акушерства и Гинекологии. – 2001. – № 3. – С. 22-24.
40. Ермолаева, М. В. Психология развития: метод. пос. для студентов / М. В. Ермолаева. – М.: Моск. психолого–социальный институт, 2003. – 376 с.
41. Журавлева, И. В. Репродуктивное здоровье подростков и проблемы полового просвещения / И.В. Журавлева // Социологические исследования. – 2004. – №7. – С. 133-141.
42. Закоркина, Н. А. Причины абортов у подростков, проживающих в сельской местности / Н. А. Закоркина, И. А. Банушевич // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины, 2009. – № 4.– С. 20-22.
43. Захарова, Т. Г. Медицинские и социальные проблемы репродук-тивного здоровья женщин / Т. Г. Захарова. – Красноярск: КрасГМА, 2004. – 340 с.
44. Захарова, Т. Г. Сексуальное поведение девушек-подростков и его влияние на репродуктивное здоровье / Т. Г. Захарова // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. – 2005. – № 2. – С. 19-21.
45. Зубкова, Т. С. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи / Т. С. Зубкова, Н. В. Тимошина. – М.: Изд. центр «Академия», 2004. – 224 с.
46. Иванов, А. Г. Особенности формирования семьи и репродуктивные установки молодежи / А.Г. Иванов // Здравоохранение Российской Федерации. – 2004. – № 4.– С. 36-38.
47. Клиники, дружественные к молодежи (пособие для организатора). – Новосибирск: ЗАО «Новополиграфцентр», 2004. – 300 с.
48. Количество зарегистрированных ВИЧ+ среди граждан России на 31.08.2008 // СПИД, секс, здоровье. – 2008. – № 68.– С. 25.
49. Коломейцев, М. Г. Гигиенические основы сексуального поведения в профилактике нарушений репродуктивного здоровья у подростков / М. Г. Коломейцев. – М., 2007. – 59 с.
50. Крайг, Г. Психология развития: уч. пос. для вузов / Г. Крайг. – Спб.; М.; Харьков: Питер, 2000. – 992 с.
51. Краснопольский, В. И. Планирование семьи и репродуктивное здоровье девочек-подростков и молодых женщин / В. И. Краснопольский и др. // Вестник Российской Ассоциации Акушеров–Гинекологов. – 1998. – № 1. – С. 8-11.
52. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: развитие человека от рождения до поздней зрелости / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. – М.: Сфера: Юрайт, 2003. – 461 с.
53. Кулаков, В. И. Медико-социальные аспекты планирования семьи / В. И. Кулаков, О. Г. Фролов // Медицинская помощь. – 1994. – № 5. – С. 8-11.
54. Левшина, Г. Х. Вопросы полового воспитания по материалам Первого Всероссийского съезда детских врачей: к 90-летию созыва съезда / Г. Х. Левшина // Российский медицинский журнал. – 2003. – № 1. – С. 9-10.
55. Макаров, О. В. Особенности планирования семьи / О. В. Макаров, Т. В. Себко, Э. С. Хабаш // Российский медицинский журнал. – 2004. – № 1. – С. 9-12.
56. Марков, В. В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней / В. В. Марков. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 320 с.
57. Мартыненко, А. В. Медико-социальная работа: теория, технология, образование / А. В. Мартыненко. – М.: Наука, 1999. – 240 с.
58. Морозова, Е. Дети и СПИД / Е. Морозова // Круглый стол. – 2009. – № 1 (67). – С. 43-52.
59. Назарова, Е. Н. Основы социальной медицины: учебное пособие / Е. Н. Назарова, Ю. Д. Жилов. – М.: Академия, 2007. – 367 с.
60. Нестеренко, Е. И. Искусственное прерывание беременности как фактор риска гинекологической заболеваемости женщин / Е. И. Нестеренко, Д. М. Соломатин // Общественное здоровье и профилактика заболеваний. – 2005. – № 1. – С. 38-43
61. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология: учебник / Л. Ф. Обухова. – М.: Педагогическое общество России, 2008. – 460 с.
62. Павленок, П. Д. Основы социальной работы: учебник / П. Д. Павленок. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 559 с.
63. Павленок, П. Д. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности / П. Д. Павленок. – М.: Дашков и К, 2008. – 607 с.
64. Подольский, А. И. Подросток в современном мире: заметки психолога / А. И. Подольский, О. А. Идобаева, Л. А. Идобаев. – Спб.: КАРО, 2007. – 268 с.
65. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. – Спб.: Питер, 1996. – 248 с.
66. Резер, Т. М. Медико-социальные подходы к организации полового воспитания и сексуального образования / Т. М. Резер // Социологические исследования. – 2003. – № 1. – С. 102-108.
67. Российский статистический ежегодник. 2009: стат. сб. / Росстат. – M., 2009. – 795 с.
68. Сакевич, В. И. Аборт или контрацепция: что выбирают российские женщины? / В.И. Сакевич // Народонаселение и общество. – 2003. – № 7. – С. 123-124.
69. Самцов, А. В. Инфекции, передающиеся половым путем / А. В. Самцов, И. Н. Теличко // Туберкулез, Вич/СПИД, алкоголизм, наркомания. – 2005. – № 3. – С. 15-18.
70. Серов, В. Н. Основные причины материнской смертности в по-следние 5 лет / В. Н. Серов, О. Г. Фролова, З. З. Токова // Проблемы беременности. – 2001. – № 3. – С. 15-19.
71. Серова, О. Ф. Профилактика нарушений репродуктивной функции у подростков после аборта / О.Ф. Серова // Русский медицинский журнал. – 2005. – № 15. – С. 17-20.
72. Сигида, Е. И. Содержание и методика социальной работы: учебное пособие / Е. И. Сигида, Н. И. Бабкин, К. В. Беззубик, И. Е. Лукьянова. – М.: Владос, 2005. – 346 с.
73. Скутнева, С. В. Раннее материнство / С. В. Скутнева // Социологические исследования. – 2009. – № 7. – С. 114-118.
74. Тен, Е. Е. Основы медицинских знаний: учебник / Е.Е. Тен. – М.: ИНФРА-М, 2003 – 256 с.
75. Ткаченко, В. С. Основы социальной медицины: учебное пособие / В. С. Ткаченко. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 368 с.
76. Фельдштейн, Д. И. Психология взросления: структурно–содержательные характеристики процесса развития личности: избранные труды / Д. И. Фельдштейн. – М.: МПСИ: Флинта, 2004. – 670 с.
77. Фирсов, М. В. Теория социальной работы: учебное пособие / М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова. – М.: Академический проект, 2007. – 510 с.
78. Фокин, Ю. А. Динамика распространенности и анализ клиниче-ских факторов риска внебольничных абортов / Ю. А. Фокин, В. Б. Цхай, А. А. Модестов // АГ-инфо. – 2006. – № 4. – С. 26.
79. Холостова, Е. И. Социальная работа / Е.И. Холостова. – М.: Дашков и К., 2008. – 857 с.
80. Холостова, Е. И. Технология социальной работы: учебник / коллектив авт.: Т. В. Шеляг, П. Д. Павленок, В. Ц. Худовердян и др.; под общ. ред. Е. И. Холостовой; МГУ соц. раб. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 399 с.
81. Хохлова, М. М. Опыт социальной работы с молодежью в Сибир-ском регионе / М. М. Хохлова // Социс. – 2009. – № 1. – С. 70-76.
82. Хрестоматия по возрастной психологии: уч. пос. – М.: Издательство Моск. Психолого-социального института, 2003. – 400 с.
83. Черносвитов, Е. В. Социальная медицина / Е. В. Черносвитов. – Екатеринбург: Деловая кн.; М.: Акад.проект, 2003. – 624 с.
84. Шадчнева, Е. В. Медико-социальные аспекты подростковой беременности / Е.В. Шадчнева // АГ-инфо. – 2006. – №4. – С. 24-25.
85. Шарапова, О. В. Медико-социальные и правовые аспекты абортов в Российской Федерации / О. В. Шарапова, Н. Г. Баклаенко // Планирование семьи. – 2003. – №3. – С. 5-6.
86. Шнейдер, Л. Б. Семейная психология / Л. Б. Шнейдер. – М.: Ака-демический проект, 2006. – 768 с.
87. Шурыгина, Ю. Ю. Содержание и методика социально–медицинской работы (с региональным компонентом) / Ю. Ю. Шурыгина. – Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2004. – 121 с.