Методические основы формирования звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности (Уральский Государственный Педагогический Университет)
База исследования: МАДОУ№ 145 детский сад г. Екатеринбург.
В диагностике приняли участие 15 детей 3-4 лет.
Есть приложение (Дидактические игры и упражнения для детей младшего дошкольного возраста).
Если в данной работе подставить название нужной базы исследования, то работа подойдет для любого города или вуза.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………………………………........7
1.1. Особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………7
1.2. Сущность понятия «звуковая культура речи»………………………….12
1.3. Игра как средство освоения ребенком дошкольного возраста звуковой культуры речи………………………………………………………………….18
1.4. Методы и приемы формирования звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности………………….22
1.5. Анализ образовательных программ дошкольного образования в аспекте формирования звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста……………………………………………………………………….…28
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………………………………………………..33
2.1. Диагностика сформированности звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста………………………………………………33
2.2. Комплекс игр, направленный на формирование звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста…………………….………………38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………...48
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………...........52
Речь – главная причина развития ребенка в дошкольном возрасте. Речь предоставляет дошкольнику шанс выразить свои размышления, служит важнейшим аспектом познавательных возможностей ребенка, его коммуникативных знаний. Как видим, совершенствование речи является ядром для познания ребенком-дошкольником окружающей реальности, делает его взаимоотношения с ровесниками и взрослыми насыщенными, полноценными.
Педагогика еще в начале XX века выделила общепринятую точку зрения о том, что речь, а вернее уместное, правильное ее образование у ребенка дошкольного возраста является особо важной причиной его развития, потому только развитие речи полностью предопределяет возможность полноценного психического развития ребенка дошкольного возраста.
Принимая во внимание, что в теме работы упоминается одно из качеств речи – звуковая культура, работа будет посвящена звукопроизношению. Ученые лингвисты, психологи, педагоги считают звукопроизношение основой речи, без которой немыслимо развитие других ее качеств – эмоциональной окрашенности, широте лексикона, насыщенность средствами выразительности речи и так далее.
Звукопроизношение считается качеством речи дошкольника, которое начинает формироваться первым, вместе с первыми словами. Главное свойство звукопроизношения – правильность. Правильное звукопроизношение у детей дошкольного возраста считается действием трудным в формировании в силу влияния большого количества условий на процесс. С одной стороны, ребенок учится управлять органами речи, с другой – воспринимать речь других людей, учится фиксировать внимание на собственной речи, и речи, обращенной к нему. Таким образом, при формировании и развитии правильного звукопроизношения у детей задействована область физиологии (работа органов речи), включены в работу процессы мышления, внимания. Настоящей проблемой педагогики в последние десятилетия ХХ века и современности являются вопросы формирования звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста.
Нужно выделить, что в ряде случаев дефекты звукопроизношения детей могут исчезнуть силу хороших компенсирующих способностей у детей в данном возрасте. Однако возможен данный процесс только при благоприятных условиях, в которых растет и развивается ребенок в раннем дошкольном периоде. Нарушения звукопроизношения у детей среднего и старшего дошкольного возраста не являются оправданными.
В Федеральном государственном стандарте дошкольного общего образования формирование культуры звукопроизношения у детей в дошкольном возрасте определенно как приоритетное направление дошкольного образования. В стандарте речевое развития детей дошкольного возраста является одной из пяти образовательных областей [27].
Речевое развития по ФГОС ДО включает такие компоненты, как овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте; развитие звуковой и интонационной культуры; фонематического слуха.
Как говорилось ранее, на данное время вопрос полноценного развития детей, а особенно – речи детей, стоит в педагогике особенно остро. Нужно выделить, что все недочеты, которые прослеживаются в речи дошкольника, необходимо устранять в младшем дошкольном возрасте, пока они не стали стойкими, не стали причиной невозможности ребенка овладеть грамотой в условиях массовой школы. Это высказывание определяет актуальность выбранной темы исследования.
Исследования на тему звукопроизношения детей принадлежат целой группе русских педагогов и психологов: Л.С. Выготский, Л.Е. Журова, А.А. Леонтьев, Е.И. Негневицкая, Ф.А. Сохин, Г.А. Тумакова, А.М. Шахнарович, Н.Х. Швачкин, Д.Б. Эльконин и многие другие.
Учитывая сенситивность дошкольного возраста для развития речи, работа над формированием правильного звукопроизношения считается весьма серьезной, трудоемкой работой педагога, складывающейся в индивидуальном подборе методов и приемов обучения детей.
В данном исследовании будут изучены методические основы формирования звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать необходимость формирования звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности, разработать комплекс игр, направленный на формирование звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс формирования звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Предмет исследования: комплекс игр, направленный на формирование звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
изучить и проанализировать состояние проблемы формирования звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста в педагогической теории и практике;
проанализировать современные программы дошкольного образования в свете исследуемой проблемы;
осуществить отбор методов и приёмов работы по формированию звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности;
выявить критерии и показатели сформированности звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста;
на базе начальной диагностики спроектировать комплекс игр, направленный на формирование звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста.
База исследования: В исследовании приняли участие 15 детей в возрасте от 3 до 4 лет на базе дошкольной организации МАДОУ № 145 детский сад г. Екатеринбург.
Методы исследования:
методы теоретического анализа: анализ методической литературы; анализ нормативных документов, образовательных программ дошкольного образования;
частные эмпирические методы: опрос, педагогическое наблюдение за ходом процесса обучения и воспитания в дошкольной образовательной организации; анализ продуктов учебной деятельности;
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
В процессе исследования была разобрана тема формирование звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности. Работа включает в себя две главы. Теоретическая глава посвящена исследованию проблем формирования звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста. Практическая глава – методическому обоснованию данного вопроса.
В ходе работы путем выполнения всех задач была достигнута цель – подробно и разносторонне рассмотрены вопросы формирования звуковой культуры речи путем внедрения игровых технологий в образовательный процесс детей младшего дошкольного возраста. Дети младшего дошкольного возраста весьма чувствительны к действиям подобного рода, возраст считается подходящим для основы и продолжения работы над формированием звуковой культуры речи.
В соответствии с основными аспектами понятия «звуковая культура», хорошо сформированное фонематическое восприятие и слух, правильное произношение всех звуков родного языка, наличие элементарных способностей тонального анализа являются необходимыми компонентами звуковой культуры речи и условиями для дальнейшего обучения детей грамоте.
Работа по формированию звуковой культуры речи должна проводиться по следующим направлениям: развитие речедвигательного аппарата и речевого дыхания, формирование правильного звукового и словесного произношения, развитие фонематического восприятия речи, выработка дикции, работа над орфоэпической правильностью речи и воспитанию культуры речевой коммуникации, как части этикета.
Роль игры в развитии ребенка колоссальна: усваивание познания об окружающей среде и о самом себе, развитие высших психологических функций, освоение нормами поведения, приобретение умении, навыков, привычек – все объединено с игрой. Ведь только играя, ребенок не замечает, что его обучают, не теряет интереса к обучению, не скучает.
В результате анализа образовательной области «Речевое развитие» программы «От рождения до школы», под редакцией М.А. Васильевой, Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, и программы «Детство», под редакцией Т.И. Бабаева, В. И. Логинова, Н.А. Ноткина, мы можем сделать выводы, что во всех программах прописаны цели и задачи речевого развития, определено содержание, которое способствует речевому развитию и планируемые результаты по каждому отрезку возрастного развития.
Для оценки уровня сформированности звуковой культуры речи определены критерии:
1. Развитие слухового восприятия.
2. Состояние артикуляционного аппарата.
3. Состояние фонематического слуха.
4. Состояние звукопроизношения.
В результате диагностики младших дошкольников выявлено, что 27% имеют низкий уровень развития звуковой культуры речи, 47% - средний и 27% - высокий. Анализ полученных результатов обнаружил необходимость разработки практического материала для звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста.
Разработан комплекс методических мероприятий, направленные на формирование звуковой культуры речи детей младшей группы в игровой деятельности, основанный на взаимодействии всех участников образовательных отношений в соответствии с особенностью занимаемой им роли. Основой для разработки комплекса игр и упражнений по формированию звуковой культуры речи стали методики, рекомендованные М. М. Алексеевой, В. И. Яшиной (Методика развития речи и обучения родному языку). В специальной литературе были выбраны критерии оценивания уровней развития словарного запаса у детей младшего дошкольного возраста.
Таким образом, была более детально изучена проблема формирования звуковой культуры речи с помощью введения игровой деятельности в образовательный процесс детей младшего дошкольного возраста.
Данная работа может быть использована как в дошкольном общеобразовательном учреждении, так и в работе детских домов при формировании звуковой культуры речи.
1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – 3-е изд., стер. - М.: Академия, 2000. – 400 с.
2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
3. Артёмова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. М.: Просвещение, 2008. - 233 с.
4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.; Воронеж: Ин-т практической психологии, 2005. - 156 с.
5. Болотина Л.Р., Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Воспитание звуковой культуры речи у детей в дошкольном образовательном учреждении: методическое пособие. М.: Айрис пресс, 2006. - 452 с.
6. Бородич, А. М. Методика развития речи детей / А. М. Бородич. - М.: Просвещение, 1981. - 256 с.
7. Бухвостова, С. С. Формирование выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста / С. С. Бухвостова. – Курск: Академия Холдинг, 2000. –148с.
8. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребёнка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка. М.: Просвещение, 1987. 231 с.
9. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: издательство, 2010. - 542 с.
10. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1996. №6. С. 25-29.
11. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. СПб.: Детство-Пресс, 2007. - 472 с.
12. Гвоздев А.Н. Усвоение ребёнком звуковой стороны русского языка. М., Л.: Иэд-во АПН РСФСР, 2009. - 121 с.
13. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. М.: Просвещение, 2006. - 89 с.
14. Генинг М. Г. Обучение дошкольников правильной речи / М. Г. Генинг, Н. А. Герман. - Чебоксары: Академия, 2000. - 216 с.
15. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. М.: Мозаика-Синтез, 2006. - 128 с.
16. Давидчук А.Н. Обучение и игра: методическое пособие. М.: Мозаика-синтез, 2006. - 168 с.
17. Давыдович, Л. Правильно ли говорит ваш ребенок / Л. Давыдович // Дошкольное воспитание. - 2003, - № 8. – С. 12-23.
18. Давыдович Л. Правильно ли говорит ваш ребёнок // Дошкольное воспитание. 2003. № 8. С. 56-59.
19. Давыдович Л. Правильно ли говорит ваш ребёнок // Дошкольное воспитание. 2003. №8. С. 89-93
20. Дудьев, В. П. Психомоторика: словарь-справочник / В. П. Дудьев. — М.: ВЛАДОС, 2008. – 368 с.
21. Ерёменко Т.И. Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста с ОНР // Теория и практика образования в современном мире: материалы III междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). СПб.: Реноме, 2013. С. 156-159.
22. Жеребило, Т. В. Словарь лингвистических терминов / Т. В. Жеребило. 5-е изд., испр. и дополн. – Назрань: Пилигрим, 2010. - 486 с.
23. Жинкин, Н. И. Механизмы речи / Н. И. Жинкин. - М.: Издательство Академии педагогических наук, 1958. - 378 с.
24. Жуковская Р.И. Творческие ролевые игры в детском саду. М.: Академия педагогических наук РСФСР, 2010. - 159 с.
25. Жуковская Р.И. Воспитание ребенка в игре. М.: Академия педагогических наук РСФСР, 2005. - 318 с.
26. Запорожец А.В., Маркова Т.А. Основы дошкольной педагогики: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. зав. М.: Просвещение, 2011. - 144 с.
27. Карпинская, Н. С. Художественное слово в воспитании детей: ранний и дошкольный возраст / Н. С. Карпинская. – М.: Педагогика, 1972. – 149 с.
28. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. М.: Владос, 2004. 74 с. 48
29. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 1998. 432 с.
30. Красногорский И.И. Высшая нервная деятельность ребенка. М: Академия, 1974. 164 с.
31. Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраст. Ростов н/Д.: Феникс, 2008. 96 с.
32. Максаков, А. И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников / А. И. Максаков. – 2-е изд. — М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 64 c.
33. Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. М., 2003. 2 с.
34. Основы теории и практики логопедии / под ред. Р. Е. Левиной. - М.: Просвещение, 1967. – 173 с.
35. Поддьяков, Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста/Н.Н. Поддъяков.-М.:2006.
36. Психология детей дошкольного возраста / под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. – М.: Просвещение, 1964. – 352 с.
37. Развитие речи детей дошкольного возраста / под ред. Ф. А. Сохина. - М.: Просвещение, 1984. - 223 с.
38. Рубинштейн М.М., Игнатьев В.Е. Психология, педагогика и гигиена юности. М.: Мир, 1926. 364 с.
39. Ушакова, О. С. Закономерности овладения родным языком. Развитие языковых и коммуникативных способностей в дошкольном детстве / О. С. Ушакова. – М.: Сфера, 2014. – 288 с.
40. Ушакова, О. С. Развитие речи дошкольников/ О. С. Ушакова. - М.: Институт Психотерапии, 2001. - 256 с.
41. Ушакова О.С. Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие для педагогов детского дошкольного учреждения. М.: Владос, 2004. 288 с.
42. Федеральный закон от 17 октября 2013 г. № 1155 «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» // Министерство образования и науки Российской Федерации, зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. 26 c.
43. Филичева, Т.Б. Воспитание у детей правильно го произношения /Т.Б, Филичева. - М.:Просвещение,2007.-214с.
44. Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: пособие для воспитателя детского сада / М.Ф.Фомичева. - М.: Просвещение, 2009. - 134с.
45. Черкасова, Е. Воспитание речевого слуха у детей с общим недоразвитием речи / Е. Черкасова // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 11. – С. 76-80.
46. Швачкин, Н. Х. Возрастная психолингвистика. Хрестоматия: учебное пособие / состав. К. Ф. Седова. - М.: Лабиринт, 2004. – 330 с.
47. Шульга, А. В. Роль фонематического слуха ребенка / А. В. Шульга; Современное общество, наука и образование: модернизация и инновации: сб. науч. трудов по материалам Междунар. научно-практ. конференции, 31 октября 2013 г. Ч. 5. - 2013. – С. 26-27.
48. Яшина В.И. Методические принципы развития речи детей // Вопросы речевого развития дошкольников. М.: Академия,1998. 120 с.