Методические основы формирования звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности (Уральский Государственный Педагогический Университет)
|
База исследования: МАДОУ№ 145 детский сад г. Екатеринбург.
В диагностике приняли участие 15 детей 3-4 лет.
Есть приложение (Дидактические игры и упражнения для детей младшего дошкольного возраста).
Если в данной работе подставить название нужной базы исследования, то работа подойдет для любого города или вуза.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………………………………........7
1.1. Особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………7
1.2. Сущность понятия «звуковая культура речи»………………………….12
1.3. Игра как средство освоения ребенком дошкольного возраста звуковой культуры речи………………………………………………………………….18
1.4. Методы и приемы формирования звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности………………….22
1.5. Анализ образовательных программ дошкольного образования в аспекте формирования звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста……………………………………………………………………….…28
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………………………………………………..33
2.1. Диагностика сформированности звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста………………………………………………33
2.2. Комплекс игр, направленный на формирование звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста…………………….………………38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………...48
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………...........52
В диагностике приняли участие 15 детей 3-4 лет.
Есть приложение (Дидактические игры и упражнения для детей младшего дошкольного возраста).
Если в данной работе подставить название нужной базы исследования, то работа подойдет для любого города или вуза.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………………………………........7
1.1. Особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………7
1.2. Сущность понятия «звуковая культура речи»………………………….12
1.3. Игра как средство освоения ребенком дошкольного возраста звуковой культуры речи………………………………………………………………….18
1.4. Методы и приемы формирования звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности………………….22
1.5. Анализ образовательных программ дошкольного образования в аспекте формирования звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста……………………………………………………………………….…28
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………………………………………………..33
2.1. Диагностика сформированности звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста………………………………………………33
2.2. Комплекс игр, направленный на формирование звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста…………………….………………38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………...48
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………...........52
Речь – главная причина развития ребенка в дошкольном возрасте. Речь предоставляет дошкольнику шанс выразить свои размышления, служит важнейшим аспектом познавательных возможностей ребенка, его коммуникативных знаний. Как видим, совершенствование речи является ядром для познания ребенком-дошкольником окружающей реальности, делает его взаимоотношения с ровесниками и взрослыми насыщенными, полноценными.
Педагогика еще в начале XX века выделила общепринятую точку зрения о том, что речь, а вернее уместное, правильное ее образование у ребенка дошкольного возраста является особо важной причиной его развития, потому только развитие речи полностью предопределяет возможность полноценного психического развития ребенка дошкольного возраста.
Принимая во внимание, что в теме работы упоминается одно из качеств речи – звуковая культура, работа будет посвящена звукопроизношению. Ученые лингвисты, психологи, педагоги считают звукопроизношение основой речи, без которой немыслимо развитие других ее качеств – эмоциональной окрашенности, широте лексикона, насыщенность средствами выразительности речи и так далее.
Звукопроизношение считается качеством речи дошкольника, которое начинает формироваться первым, вместе с первыми словами. Главное свойство звукопроизношения – правильность. Правильное звукопроизношение у детей дошкольного возраста считается действием трудным в формировании в силу влияния большого количества условий на процесс. С одной стороны, ребенок учится управлять органами речи, с другой – воспринимать речь других людей, учится фиксировать внимание на собственной речи, и речи, обращенной к нему. Таким образом, при формировании и развитии правильного звукопроизношения у детей задействована область физиологии (работа органов речи), включены в работу процессы мышления, внимания. Настоящей проблемой педагогики в последние десятилетия ХХ века и современности являются вопросы формирования звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста.
Нужно выделить, что в ряде случаев дефекты звукопроизношения детей могут исчезнуть силу хороших компенсирующих способностей у детей в данном возрасте. Однако возможен данный процесс только при благоприятных условиях, в которых растет и развивается ребенок в раннем дошкольном периоде. Нарушения звукопроизношения у детей среднего и старшего дошкольного возраста не являются оправданными.
В Федеральном государственном стандарте дошкольного общего образования формирование культуры звукопроизношения у детей в дошкольном возрасте определенно как приоритетное направление дошкольного образования. В стандарте речевое развития детей дошкольного возраста является одной из пяти образовательных областей [27].
Речевое развития по ФГОС ДО включает такие компоненты, как овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте; развитие звуковой и интонационной культуры; фонематического слуха.
Как говорилось ранее, на данное время вопрос полноценного развития детей, а особенно – речи детей, стоит в педагогике особенно остро. Нужно выделить, что все недочеты, которые прослеживаются в речи дошкольника, необходимо устранять в младшем дошкольном возрасте, пока они не стали стойкими, не стали причиной невозможности ребенка овладеть грамотой в условиях массовой школы. Это высказывание определяет актуальность выбранной темы исследования.
Исследования на тему звукопроизношения детей принадлежат целой группе русских педагогов и психологов: Л.С. Выготский, Л.Е. Журова, А.А. Леонтьев, Е.И. Негневицкая, Ф.А. Сохин, Г.А. Тумакова, А.М. Шахнарович, Н.Х. Швачкин, Д.Б. Эльконин и многие другие.
Учитывая сенситивность дошкольного возраста для развития речи, работа над формированием правильного звукопроизношения считается весьма серьезной, трудоемкой работой педагога, складывающейся в индивидуальном подборе методов и приемов обучения детей.
В данном исследовании будут изучены методические основы формирования звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать необходимость формирования звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности, разработать комплекс игр, направленный на формирование звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс формирования звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Предмет исследования: комплекс игр, направленный на формирование звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
изучить и проанализировать состояние проблемы формирования звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста в педагогической теории и практике;
проанализировать современные программы дошкольного образования в свете исследуемой проблемы;
осуществить отбор методов и приёмов работы по формированию звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности;
выявить критерии и показатели сформированности звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста;
на базе начальной диагностики спроектировать комплекс игр, направленный на формирование звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста.
База исследования: В исследовании приняли участие 15 детей в возрасте от 3 до 4 лет на базе дошкольной организации МАДОУ № 145 детский сад г. Екатеринбург.
Методы исследования:
методы теоретического анализа: анализ методической литературы; анализ нормативных документов, образовательных программ дошкольного образования;
частные эмпирические методы: опрос, педагогическое наблюдение за ходом процесса обучения и воспитания в дошкольной образовательной организации; анализ продуктов учебной деятельности;
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Педагогика еще в начале XX века выделила общепринятую точку зрения о том, что речь, а вернее уместное, правильное ее образование у ребенка дошкольного возраста является особо важной причиной его развития, потому только развитие речи полностью предопределяет возможность полноценного психического развития ребенка дошкольного возраста.
Принимая во внимание, что в теме работы упоминается одно из качеств речи – звуковая культура, работа будет посвящена звукопроизношению. Ученые лингвисты, психологи, педагоги считают звукопроизношение основой речи, без которой немыслимо развитие других ее качеств – эмоциональной окрашенности, широте лексикона, насыщенность средствами выразительности речи и так далее.
Звукопроизношение считается качеством речи дошкольника, которое начинает формироваться первым, вместе с первыми словами. Главное свойство звукопроизношения – правильность. Правильное звукопроизношение у детей дошкольного возраста считается действием трудным в формировании в силу влияния большого количества условий на процесс. С одной стороны, ребенок учится управлять органами речи, с другой – воспринимать речь других людей, учится фиксировать внимание на собственной речи, и речи, обращенной к нему. Таким образом, при формировании и развитии правильного звукопроизношения у детей задействована область физиологии (работа органов речи), включены в работу процессы мышления, внимания. Настоящей проблемой педагогики в последние десятилетия ХХ века и современности являются вопросы формирования звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста.
Нужно выделить, что в ряде случаев дефекты звукопроизношения детей могут исчезнуть силу хороших компенсирующих способностей у детей в данном возрасте. Однако возможен данный процесс только при благоприятных условиях, в которых растет и развивается ребенок в раннем дошкольном периоде. Нарушения звукопроизношения у детей среднего и старшего дошкольного возраста не являются оправданными.
В Федеральном государственном стандарте дошкольного общего образования формирование культуры звукопроизношения у детей в дошкольном возрасте определенно как приоритетное направление дошкольного образования. В стандарте речевое развития детей дошкольного возраста является одной из пяти образовательных областей [27].
Речевое развития по ФГОС ДО включает такие компоненты, как овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте; развитие звуковой и интонационной культуры; фонематического слуха.
Как говорилось ранее, на данное время вопрос полноценного развития детей, а особенно – речи детей, стоит в педагогике особенно остро. Нужно выделить, что все недочеты, которые прослеживаются в речи дошкольника, необходимо устранять в младшем дошкольном возрасте, пока они не стали стойкими, не стали причиной невозможности ребенка овладеть грамотой в условиях массовой школы. Это высказывание определяет актуальность выбранной темы исследования.
Исследования на тему звукопроизношения детей принадлежат целой группе русских педагогов и психологов: Л.С. Выготский, Л.Е. Журова, А.А. Леонтьев, Е.И. Негневицкая, Ф.А. Сохин, Г.А. Тумакова, А.М. Шахнарович, Н.Х. Швачкин, Д.Б. Эльконин и многие другие.
Учитывая сенситивность дошкольного возраста для развития речи, работа над формированием правильного звукопроизношения считается весьма серьезной, трудоемкой работой педагога, складывающейся в индивидуальном подборе методов и приемов обучения детей.
В данном исследовании будут изучены методические основы формирования звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать необходимость формирования звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности, разработать комплекс игр, направленный на формирование звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс формирования звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Предмет исследования: комплекс игр, направленный на формирование звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
изучить и проанализировать состояние проблемы формирования звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста в педагогической теории и практике;
проанализировать современные программы дошкольного образования в свете исследуемой проблемы;
осуществить отбор методов и приёмов работы по формированию звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности;
выявить критерии и показатели сформированности звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста;
на базе начальной диагностики спроектировать комплекс игр, направленный на формирование звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста.
База исследования: В исследовании приняли участие 15 детей в возрасте от 3 до 4 лет на базе дошкольной организации МАДОУ № 145 детский сад г. Екатеринбург.
Методы исследования:
методы теоретического анализа: анализ методической литературы; анализ нормативных документов, образовательных программ дошкольного образования;
частные эмпирические методы: опрос, педагогическое наблюдение за ходом процесса обучения и воспитания в дошкольной образовательной организации; анализ продуктов учебной деятельности;
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
В процессе исследования была разобрана тема формирование звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности. Работа включает в себя две главы. Теоретическая глава посвящена исследованию проблем формирования звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста. Практическая глава – методическому обоснованию данного вопроса.
В ходе работы путем выполнения всех задач была достигнута цель – подробно и разносторонне рассмотрены вопросы формирования звуковой культуры речи путем внедрения игровых технологий в образовательный процесс детей младшего дошкольного возраста. Дети младшего дошкольного возраста весьма чувствительны к действиям подобного рода, возраст считается подходящим для основы и продолжения работы над формированием звуковой культуры речи.
В соответствии с основными аспектами понятия «звуковая культура», хорошо сформированное фонематическое восприятие и слух, правильное произношение всех звуков родного языка, наличие элементарных способностей тонального анализа являются необходимыми компонентами звуковой культуры речи и условиями для дальнейшего обучения детей грамоте.
Работа по формированию звуковой культуры речи должна проводиться по следующим направлениям: развитие речедвигательного аппарата и речевого дыхания, формирование правильного звукового и словесного произношения, развитие фонематического восприятия речи, выработка дикции, работа над орфоэпической правильностью речи и воспитанию культуры речевой коммуникации, как части этикета.
Роль игры в развитии ребенка колоссальна: усваивание познания об окружающей среде и о самом себе, развитие высших психологических функций, освоение нормами поведения, приобретение умении, навыков, привычек – все объединено с игрой. Ведь только играя, ребенок не замечает, что его обучают, не теряет интереса к обучению, не скучает.
В результате анализа образовательной области «Речевое развитие» программы «От рождения до школы», под редакцией М.А. Васильевой, Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, и программы «Детство», под редакцией Т.И. Бабаева, В. И. Логинова, Н.А. Ноткина, мы можем сделать выводы, что во всех программах прописаны цели и задачи речевого развития, определено содержание, которое способствует речевому развитию и планируемые результаты по каждому отрезку возрастного развития.
Для оценки уровня сформированности звуковой культуры речи определены критерии:
1. Развитие слухового восприятия.
2. Состояние артикуляционного аппарата.
3. Состояние фонематического слуха.
4. Состояние звукопроизношения.
В результате диагностики младших дошкольников выявлено, что 27% имеют низкий уровень развития звуковой культуры речи, 47% - средний и 27% - высокий. Анализ полученных результатов обнаружил необходимость разработки практического материала для звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста.
Разработан комплекс методических мероприятий, направленные на формирование звуковой культуры речи детей младшей группы в игровой деятельности, основанный на взаимодействии всех участников образовательных отношений в соответствии с особенностью занимаемой им роли. Основой для разработки комплекса игр и упражнений по формированию звуковой культуры речи стали методики, рекомендованные М. М. Алексеевой, В. И. Яшиной (Методика развития речи и обучения родному языку). В специальной литературе были выбраны критерии оценивания уровней развития словарного запаса у детей младшего дошкольного возраста.
Таким образом, была более детально изучена проблема формирования звуковой культуры речи с помощью введения игровой деятельности в образовательный процесс детей младшего дошкольного возраста.
Данная работа может быть использована как в дошкольном общеобразовательном учреждении, так и в работе детских домов при формировании звуковой культуры речи.
В ходе работы путем выполнения всех задач была достигнута цель – подробно и разносторонне рассмотрены вопросы формирования звуковой культуры речи путем внедрения игровых технологий в образовательный процесс детей младшего дошкольного возраста. Дети младшего дошкольного возраста весьма чувствительны к действиям подобного рода, возраст считается подходящим для основы и продолжения работы над формированием звуковой культуры речи.
В соответствии с основными аспектами понятия «звуковая культура», хорошо сформированное фонематическое восприятие и слух, правильное произношение всех звуков родного языка, наличие элементарных способностей тонального анализа являются необходимыми компонентами звуковой культуры речи и условиями для дальнейшего обучения детей грамоте.
Работа по формированию звуковой культуры речи должна проводиться по следующим направлениям: развитие речедвигательного аппарата и речевого дыхания, формирование правильного звукового и словесного произношения, развитие фонематического восприятия речи, выработка дикции, работа над орфоэпической правильностью речи и воспитанию культуры речевой коммуникации, как части этикета.
Роль игры в развитии ребенка колоссальна: усваивание познания об окружающей среде и о самом себе, развитие высших психологических функций, освоение нормами поведения, приобретение умении, навыков, привычек – все объединено с игрой. Ведь только играя, ребенок не замечает, что его обучают, не теряет интереса к обучению, не скучает.
В результате анализа образовательной области «Речевое развитие» программы «От рождения до школы», под редакцией М.А. Васильевой, Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, и программы «Детство», под редакцией Т.И. Бабаева, В. И. Логинова, Н.А. Ноткина, мы можем сделать выводы, что во всех программах прописаны цели и задачи речевого развития, определено содержание, которое способствует речевому развитию и планируемые результаты по каждому отрезку возрастного развития.
Для оценки уровня сформированности звуковой культуры речи определены критерии:
1. Развитие слухового восприятия.
2. Состояние артикуляционного аппарата.
3. Состояние фонематического слуха.
4. Состояние звукопроизношения.
В результате диагностики младших дошкольников выявлено, что 27% имеют низкий уровень развития звуковой культуры речи, 47% - средний и 27% - высокий. Анализ полученных результатов обнаружил необходимость разработки практического материала для звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста.
Разработан комплекс методических мероприятий, направленные на формирование звуковой культуры речи детей младшей группы в игровой деятельности, основанный на взаимодействии всех участников образовательных отношений в соответствии с особенностью занимаемой им роли. Основой для разработки комплекса игр и упражнений по формированию звуковой культуры речи стали методики, рекомендованные М. М. Алексеевой, В. И. Яшиной (Методика развития речи и обучения родному языку). В специальной литературе были выбраны критерии оценивания уровней развития словарного запаса у детей младшего дошкольного возраста.
Таким образом, была более детально изучена проблема формирования звуковой культуры речи с помощью введения игровой деятельности в образовательный процесс детей младшего дошкольного возраста.
Данная работа может быть использована как в дошкольном общеобразовательном учреждении, так и в работе детских домов при формировании звуковой культуры речи.
Подобные работы
- Развитие выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с детской книгой (Методика русского языка, Уральский государственный педагогический университет)
Курсовые работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 350 р. Год сдачи: 2019 - Логопедическая коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников с дизартрией средствами специальных дидактических игр
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2021 - Формирование активного словаря у обучающихся с умственной отсталостью на уроках русского языка в начальных классах школы
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2021



