Особенности взаимодействия школы и семьи в процессе адаптации ребенка к школьному процессу
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ И СЕМЬИ В ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К ШКОЛЬНОМУ ПРОЦЕССУ 8
1.1 Возрастные особенности младших школьников 8
1.2. Особенности адаптации младших школьников к учебно-воспитательному процессу в школе 14
1.3. Проблемы взаимодействия школы и семьи в процессе адаптации
ребенка к школьному процессу 20
Выводы по первой главе 26
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ И СЕМЬИ В ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К ШКОЛЬНОМУ ПРОЦЕССУ 28
2.1. Выявление уровня адаптации младших школьников к школьному процессу 28
2.2. Разработка и апробация программы взаимодействия семьи и школы
по преодолению дезадаптации детей младшего школьного возраста к условиям школьного процесса 39
2.3. Анализ экспериментальной работы по программе взаимодействия
школы и семьи в процессе адаптации ребенка к школьному процессу 45
Выводы по второй главе 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЯ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ И СЕМЬИ В ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К ШКОЛЬНОМУ ПРОЦЕССУ 8
1.1 Возрастные особенности младших школьников 8
1.2. Особенности адаптации младших школьников к учебно-воспитательному процессу в школе 14
1.3. Проблемы взаимодействия школы и семьи в процессе адаптации
ребенка к школьному процессу 20
Выводы по первой главе 26
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ И СЕМЬИ В ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К ШКОЛЬНОМУ ПРОЦЕССУ 28
2.1. Выявление уровня адаптации младших школьников к школьному процессу 28
2.2. Разработка и апробация программы взаимодействия семьи и школы
по преодолению дезадаптации детей младшего школьного возраста к условиям школьного процесса 39
2.3. Анализ экспериментальной работы по программе взаимодействия
школы и семьи в процессе адаптации ребенка к школьному процессу 45
Выводы по второй главе 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЯ
Один из самых важных и серьезных этапов в жизни каждого ребенка - это этап начала обучения в школе. Этап этот важен как для самого ребенка, так и для его семьи. Именно в этот момент меняется в первую очередь социальный статус ребенка от дошкольника к учащемуся школы, а это связано с большим количеством различного рода перегрузок: изменение привычных контактов, как среди сверстников, так и среди взрослых, новые обязанности и новые права. Казалось бы, несущественное изменение для взрослого - изменение режима дня, для ребенка может оказаться большой психологической проблемой.
Необходимость адаптироваться к новым макросоциальным условиям является стрессовой ситуацией в жизни ребенка, которая сопровождается разнообразными сдвигами в функциональном состоянии и в первую очередь в психо-эмоциональной сфере.
От того насколько благополучно пройдет этот этап зависит дальнейшее психическое состояние ребенка, его желание или нежелание ходить в школу.
В этот момент для ребенка очень важно как поведут себя взрослые, окружающие ребенка: учителя, родители; насколько своевременна и актуальна будет их поддержка в критических для ребенка ситуациях.
Актуальность работы обусловлена тем, что в процессе адаптации ребенка к школьному обучению большое значение имеет взаимодействие школы и семьи; особенности такого взаимодействия, его эффективность в процессе адаптации младших школьников к школьному процессу. Для того, чтобы это взаимодействие было по настоящему действенным необходимо применение специальных адаптационных программ, а так же активного участия родителей как необходимого условия в процессе улучшения и ускорения вхождения ребенка в учебный процесс и школьную жизнь. Очевидно, что процесс рассмотрения такого взаимодействия не может рассматриваться в отрыве от процесса протекания адаптации ребенка к условиям школьной жизни и в особенности в первые недели обучения.
Все выше перечисленное, дает возможность обозначить проблему исследования, которая состоит в изучении особенностей взаимодействия школы и семьи в процессе адаптации ребенка к школьному процессу. Над этой проблемой раньше работали многие известные психологи и педагоги, такие как, Л.С.Выготский, Л.А.Венгер, И. П.Подласый, В. А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили и др.
Самоопределение, характеристику и свойства адапатации младших школьников к учебно-воспитательному процессу в школе, а так же уровни адаптации подробно рассматривает в своих трудах российский педагог и психолог И.П.Подласый. Российский психолог Л.С. Выготский определяет психофизические особенности младших школьников, а так же задает направления работы по преодолению школьной дезадаптации младших школьников. Л.С.Выготский в качестве показателя умственного развития рассматривается степень овладения культурно-исторически выработанными психологическими средствами. Другой российский психолог Л.А. Венгер подробно рассматривает определение «готовности ребенка к школе» и характеристику уровней готовности ребенка к школе. В дальнейшем это стало основой для определения уровней адаптации к условиям школьной жизни. Известный советский педагог В. А. Сухомлинский в своих трудах описывает опыт взаимодействия семьи и школы по адаптации ребенка к школьному процессу, называя его «школьно-семейным воспитанием», и при этом отмечает, что это наиболее полноценное воспитание. В работах современного российского педагога - новатора Ш.А. Амонашвили, так же прослеживается мысль о непосредственном взаимодействии семьи и педагогического коллектива школы во благо развития и совершенствование ребенка, познания его способностей и безграничности.
Цель выпускной квалификационной работы - изучить особенности взаимодействия школы и семьи в процессе адаптации ребенка к школьному процессу.
Объект исследования - процесс взаимодействия школы и семьи в условиях адаптации ребёнка к школе.
Предмет исследования - адаптация ребенка младшего школьного возраста
Гипотеза исследования.
При эффективном взаимодействии семьи и школы процесс адаптации ребенка младшего школьного возраста к условиям школьного процесса будет происходить быстрее и успешнее.
Исходя, из цели и гипотезы исследования были определены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по исследуемой проблеме;
2. Выявить и проанализировать уровень адаптации детей к условиям школьной жизни;
3. Разработать и апробировать программу взаимодействия семьи и школы по преодолению дезадаптации детей младшего школьного возраста к условиям школьного процесса;
4. Привлечь родителей к активному участию в процессе адаптации обучающихся младшего школьного возраста к условиям школьной жизни;
5. Проверить результативность опытно-экспериментальной работы по взаимодействию семьи и школы по преодолению дезадаптации обучающихся младшего школьного возраста к условиям школьной жизни.
6. Определить степень эффективности взаимодействия семьи и школы в адаптационный период.
Методологической основой исследования являются: научные труды зарубежных ученых, методистов, педагогов - исследователей Л.И. Божовичь, Л. А. Венгера, Г. Витцлак, а так же российских педагогов и психологов М.Н. Ильиной, В.В. Давыдова, М.Р. Битяновой, Л.С. Выготского.
Методы исследования:
1. Теоретические методы, такие как анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические методы (эксперимент и тестирование)
3. Методы математической обработки данных.
Этапы исследования:
I этап констатирующий (октябрь - ноябрь, 2018 год).
Цель: диагностировать уровень адаптации младших школьников к условиям учебно-воспитатального процесса.
Проведен констатирующий этап опытно-экспериментальной деятельности по определению состояния проблемы и выявлению перспектив её решения в условиях педагогического процесса средней общеобразовательной школы.
II этап формирующий (ноябрь-январь, 2018-2019 год).
Цель: разработать и реализовать программу взаимодействия семьи и школы по преодолению дезадаптации детей младшего школьного возраста к условиям школьного процесса.
Опытно - практическая часть данного этапа включала в себя разработку проекта; уточнялась общая гипотеза; подбирался материал для проведения эксперимента.
III этап: контрольный (февраль-апрель, 2019 год).
Цель: подвести итог результативности работы программы по взаимодействию семьи и школы в условиях адаптации ребенка к школьному процессу.
Обобщение и описание полученных в ходе опытно-практической работы результатов, уточнение выводов по проблеме особенностей взаимодействия семьи и школы в процессе адаптации ребенка к школьному процессу.
Практическая значимость исследования состоит в том, что была разработана программа взаимодействия семьи и школы в процессе адаптации ребенка к школьному процессу.
Материал работы может быть использован в методических объединениях, на курсах повышения квалификации.
Апробированная программа может быть использована в индивидуальной и групповой работе с детьми младшего школьного возраста.
Материалы исследования послужили основой для статьи: «Особенности взаимодействие школы и семьи в процессе адаптации ребенка к школьному процессу» опубликованной в международном научно-методическом журнале.
База исследования: Экспериментальное исследование проводилось на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 9 с углубленным изучением отдельных предметов» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан.
В исследовании принимали участие обучающиеся и их родители 1 класса «Б» 30 человек и 1 класса «В» 30 человек. При этом 1 «Б» класс - экспериментальная группа, 1 «В» класс - контрольная группа.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, список использованной литературы, приложения.
Необходимость адаптироваться к новым макросоциальным условиям является стрессовой ситуацией в жизни ребенка, которая сопровождается разнообразными сдвигами в функциональном состоянии и в первую очередь в психо-эмоциональной сфере.
От того насколько благополучно пройдет этот этап зависит дальнейшее психическое состояние ребенка, его желание или нежелание ходить в школу.
В этот момент для ребенка очень важно как поведут себя взрослые, окружающие ребенка: учителя, родители; насколько своевременна и актуальна будет их поддержка в критических для ребенка ситуациях.
Актуальность работы обусловлена тем, что в процессе адаптации ребенка к школьному обучению большое значение имеет взаимодействие школы и семьи; особенности такого взаимодействия, его эффективность в процессе адаптации младших школьников к школьному процессу. Для того, чтобы это взаимодействие было по настоящему действенным необходимо применение специальных адаптационных программ, а так же активного участия родителей как необходимого условия в процессе улучшения и ускорения вхождения ребенка в учебный процесс и школьную жизнь. Очевидно, что процесс рассмотрения такого взаимодействия не может рассматриваться в отрыве от процесса протекания адаптации ребенка к условиям школьной жизни и в особенности в первые недели обучения.
Все выше перечисленное, дает возможность обозначить проблему исследования, которая состоит в изучении особенностей взаимодействия школы и семьи в процессе адаптации ребенка к школьному процессу. Над этой проблемой раньше работали многие известные психологи и педагоги, такие как, Л.С.Выготский, Л.А.Венгер, И. П.Подласый, В. А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили и др.
Самоопределение, характеристику и свойства адапатации младших школьников к учебно-воспитательному процессу в школе, а так же уровни адаптации подробно рассматривает в своих трудах российский педагог и психолог И.П.Подласый. Российский психолог Л.С. Выготский определяет психофизические особенности младших школьников, а так же задает направления работы по преодолению школьной дезадаптации младших школьников. Л.С.Выготский в качестве показателя умственного развития рассматривается степень овладения культурно-исторически выработанными психологическими средствами. Другой российский психолог Л.А. Венгер подробно рассматривает определение «готовности ребенка к школе» и характеристику уровней готовности ребенка к школе. В дальнейшем это стало основой для определения уровней адаптации к условиям школьной жизни. Известный советский педагог В. А. Сухомлинский в своих трудах описывает опыт взаимодействия семьи и школы по адаптации ребенка к школьному процессу, называя его «школьно-семейным воспитанием», и при этом отмечает, что это наиболее полноценное воспитание. В работах современного российского педагога - новатора Ш.А. Амонашвили, так же прослеживается мысль о непосредственном взаимодействии семьи и педагогического коллектива школы во благо развития и совершенствование ребенка, познания его способностей и безграничности.
Цель выпускной квалификационной работы - изучить особенности взаимодействия школы и семьи в процессе адаптации ребенка к школьному процессу.
Объект исследования - процесс взаимодействия школы и семьи в условиях адаптации ребёнка к школе.
Предмет исследования - адаптация ребенка младшего школьного возраста
Гипотеза исследования.
При эффективном взаимодействии семьи и школы процесс адаптации ребенка младшего школьного возраста к условиям школьного процесса будет происходить быстрее и успешнее.
Исходя, из цели и гипотезы исследования были определены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по исследуемой проблеме;
2. Выявить и проанализировать уровень адаптации детей к условиям школьной жизни;
3. Разработать и апробировать программу взаимодействия семьи и школы по преодолению дезадаптации детей младшего школьного возраста к условиям школьного процесса;
4. Привлечь родителей к активному участию в процессе адаптации обучающихся младшего школьного возраста к условиям школьной жизни;
5. Проверить результативность опытно-экспериментальной работы по взаимодействию семьи и школы по преодолению дезадаптации обучающихся младшего школьного возраста к условиям школьной жизни.
6. Определить степень эффективности взаимодействия семьи и школы в адаптационный период.
Методологической основой исследования являются: научные труды зарубежных ученых, методистов, педагогов - исследователей Л.И. Божовичь, Л. А. Венгера, Г. Витцлак, а так же российских педагогов и психологов М.Н. Ильиной, В.В. Давыдова, М.Р. Битяновой, Л.С. Выготского.
Методы исследования:
1. Теоретические методы, такие как анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические методы (эксперимент и тестирование)
3. Методы математической обработки данных.
Этапы исследования:
I этап констатирующий (октябрь - ноябрь, 2018 год).
Цель: диагностировать уровень адаптации младших школьников к условиям учебно-воспитатального процесса.
Проведен констатирующий этап опытно-экспериментальной деятельности по определению состояния проблемы и выявлению перспектив её решения в условиях педагогического процесса средней общеобразовательной школы.
II этап формирующий (ноябрь-январь, 2018-2019 год).
Цель: разработать и реализовать программу взаимодействия семьи и школы по преодолению дезадаптации детей младшего школьного возраста к условиям школьного процесса.
Опытно - практическая часть данного этапа включала в себя разработку проекта; уточнялась общая гипотеза; подбирался материал для проведения эксперимента.
III этап: контрольный (февраль-апрель, 2019 год).
Цель: подвести итог результативности работы программы по взаимодействию семьи и школы в условиях адаптации ребенка к школьному процессу.
Обобщение и описание полученных в ходе опытно-практической работы результатов, уточнение выводов по проблеме особенностей взаимодействия семьи и школы в процессе адаптации ребенка к школьному процессу.
Практическая значимость исследования состоит в том, что была разработана программа взаимодействия семьи и школы в процессе адаптации ребенка к школьному процессу.
Материал работы может быть использован в методических объединениях, на курсах повышения квалификации.
Апробированная программа может быть использована в индивидуальной и групповой работе с детьми младшего школьного возраста.
Материалы исследования послужили основой для статьи: «Особенности взаимодействие школы и семьи в процессе адаптации ребенка к школьному процессу» опубликованной в международном научно-методическом журнале.
База исследования: Экспериментальное исследование проводилось на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 9 с углубленным изучением отдельных предметов» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан.
В исследовании принимали участие обучающиеся и их родители 1 класса «Б» 30 человек и 1 класса «В» 30 человек. При этом 1 «Б» класс - экспериментальная группа, 1 «В» класс - контрольная группа.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, список использованной литературы, приложения.
В процессе адаптации ребенка к школьному обучению большое значение имеет взаимодействие школы и семьи; особенности такого взаимодействия, его эффективность в процессе адаптации младших школьников к школьному процессу. Для того, чтобы это взаимодействие было по настоящему действенным необходимо применение специальных адаптационных программ, а так же активного участия родителей как необходимого условия в процессе улучшения и ускорения вхождения ребенка в учебный процесс и школьную жизнь. Очевидно, что процесс рассмотрения такого взаимодействия не может рассматриваться в отрыве от процесса протекания адаптации ребенка к условиям школьной жизни и в особенности в первые недели обучения.
Младший школьный возраст - это период интенсивного развития и качественной трансформации познавательных процессов: они начинают приобретать опосредованный характер и становятся сознательными и произвольными.
Школьная адаптация - это процесс и результат активной адаптации ребенка к условиям новой среды, связанной с изменением ведущей деятельности и социальной среды. Успешная адаптация - это умелое, целенаправленное и плодотворное взаимодействие ребенка, педагогического коллектива и родителей.
Формы и методы, которые использовались в данном исследование - это разнообразны: родительские собрания, лекции, школа ответственного родителя, вечера вопросов и ответов, обмен опытом, круглые столы по различной тематике, дискуссии, деловые игры, тренинги совместные внеклассные мероприятия, походы выходного дня, совместные посещения выставок, театров, кинотеатров, прогулки в парк, вело прогулки.
На основании этих знаний была разработана план-программа совместной деятельности семьи и школы. С помощью данной программы адаптация проходила более продуктивно и эффективно. Это доказывают результаты диагностических исследований. На констатирующем этапе эксперимента преобладающим видом деятельности у обучающихся обеих групп была игровая деятельность, что обуславливается возрастными особенностями детей этой возрастной категории, то после реализации плана-программы процент детей выбирающих игровую деятельность в качестве приоритетной в экспериментальной группе снизился с 60% до 10%; уменьшился на 50%. Данный показатель в контрольной группе намного ниже: с 70% до 40%; уменьшился на 30%. В тоже время процент обучающихся выбирающих учебную деятельность в качестве приоритетной в экспериментальной группе увеличился на 50,3% , а в контрольной группе на 30,6 %.
Показателям эффективности работы - эмоциональное отношение к школьному процессу. Результаты, которые показали: на начальной стадии исследования в экспериментальной группе испытывали негативное отношение к школе 36,3%, а в контрольной 26,6%, на заключительной стадии эксперимента негативное отношение к школе в экспериментальной группе испытывал 1 ребенок (3,3%). В контрольной группе уровень негативного эмоционального восприятия школы снизился только на 10 %.
Показатель эффективности работы - отношение родителей к адаптации своих детей. Результаты были таковы: на констатирующем этапе, адаптированы к школьному процессу 33% детей экспериментальной группы, а в контрольной 30% детей, то на заключительном этапе в экспериментальной группе адаптировано 90%, а в контрольной 50%. При этом наличие школьной дезадаптации в экспериментальной группе не наблюдается, а в контрольной оно прогнозируется еще у 20 детей.
На данный момент в экспериментальной группе дети, испытывающие школьную дезадаптации отсутствуют. Не смотря на то, что на констатирующем этапе данные диагностик констатировали примерно равную ситуацию в обоих классах. Это стало возможным благодаря эффективному взаимодействию родительской общественности и педагогического коллектива.
Таким образом, гипотеза исследования подтверждена, цель работы достигнута, задачи решены.
Младший школьный возраст - это период интенсивного развития и качественной трансформации познавательных процессов: они начинают приобретать опосредованный характер и становятся сознательными и произвольными.
Школьная адаптация - это процесс и результат активной адаптации ребенка к условиям новой среды, связанной с изменением ведущей деятельности и социальной среды. Успешная адаптация - это умелое, целенаправленное и плодотворное взаимодействие ребенка, педагогического коллектива и родителей.
Формы и методы, которые использовались в данном исследование - это разнообразны: родительские собрания, лекции, школа ответственного родителя, вечера вопросов и ответов, обмен опытом, круглые столы по различной тематике, дискуссии, деловые игры, тренинги совместные внеклассные мероприятия, походы выходного дня, совместные посещения выставок, театров, кинотеатров, прогулки в парк, вело прогулки.
На основании этих знаний была разработана план-программа совместной деятельности семьи и школы. С помощью данной программы адаптация проходила более продуктивно и эффективно. Это доказывают результаты диагностических исследований. На констатирующем этапе эксперимента преобладающим видом деятельности у обучающихся обеих групп была игровая деятельность, что обуславливается возрастными особенностями детей этой возрастной категории, то после реализации плана-программы процент детей выбирающих игровую деятельность в качестве приоритетной в экспериментальной группе снизился с 60% до 10%; уменьшился на 50%. Данный показатель в контрольной группе намного ниже: с 70% до 40%; уменьшился на 30%. В тоже время процент обучающихся выбирающих учебную деятельность в качестве приоритетной в экспериментальной группе увеличился на 50,3% , а в контрольной группе на 30,6 %.
Показателям эффективности работы - эмоциональное отношение к школьному процессу. Результаты, которые показали: на начальной стадии исследования в экспериментальной группе испытывали негативное отношение к школе 36,3%, а в контрольной 26,6%, на заключительной стадии эксперимента негативное отношение к школе в экспериментальной группе испытывал 1 ребенок (3,3%). В контрольной группе уровень негативного эмоционального восприятия школы снизился только на 10 %.
Показатель эффективности работы - отношение родителей к адаптации своих детей. Результаты были таковы: на констатирующем этапе, адаптированы к школьному процессу 33% детей экспериментальной группы, а в контрольной 30% детей, то на заключительном этапе в экспериментальной группе адаптировано 90%, а в контрольной 50%. При этом наличие школьной дезадаптации в экспериментальной группе не наблюдается, а в контрольной оно прогнозируется еще у 20 детей.
На данный момент в экспериментальной группе дети, испытывающие школьную дезадаптации отсутствуют. Не смотря на то, что на констатирующем этапе данные диагностик констатировали примерно равную ситуацию в обоих классах. Это стало возможным благодаря эффективному взаимодействию родительской общественности и педагогического коллектива.
Таким образом, гипотеза исследования подтверждена, цель работы достигнута, задачи решены.
Подобные работы
- ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ И СЕМЬИ В ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИИ РЕБЁНКА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2017 - ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ И СЕМЬИ В ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Деятельность социального педагога по организации взаимодействия школы и семьи
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2021 - Взаимодействие педагогов образовательной организации с семьей по воспитанию детей младшего школьного возраста
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2019 - Взаимодействие семьи и школы в системе педагогического сопровождения адаптации первоклассников
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2024 - Взаимодействие ЧУДО «УМКА» с семьёй в процессе подготовки детей 6-7-и лет к школе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Адаптация ребенка к школе: проблемы и пути их преодоления Московский Финансово-Промышленный Университет «Синергия»
Дипломные работы, ВКР, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - Особенности организации воспитательной работы школы с детьми из семей военнослужащих, проживающих в условиях гарнизона
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2005 - ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ С ДЕТЬМИ ИЗ СЕМЕЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, ПРОЖИВАЮЩИХ В УСЛОВИЯХ ВОЕННОГО ГАРНИЗОНА
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005



