ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ И СЕМЬИ В ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К ШКОЛЬНОМУ ПРОЦЕССУ 8
1.1 Возрастные особенности младших школьников 8
1.2. Особенности адаптации младших школьников к учебно-воспитательному процессу в школе 14
1.3. Проблемы взаимодействия школы и семьи в процессе адаптации
ребенка к школьному процессу 20
Выводы по первой главе 26
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ И СЕМЬИ В ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К ШКОЛЬНОМУ ПРОЦЕССУ 28
2.1. Выявление уровня адаптации младших школьников к школьному процессу 28
2.2. Разработка и апробация программы взаимодействия семьи и школы
по преодолению дезадаптации детей младшего школьного возраста к условиям школьного процесса 39
2.3. Анализ экспериментальной работы по программе взаимодействия
школы и семьи в процессе адаптации ребенка к школьному процессу 45
Выводы по второй главе 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЯ
Один из самых важных и серьезных этапов в жизни каждого ребенка - это этап начала обучения в школе. Этап этот важен как для самого ребенка, так и для его семьи. Именно в этот момент меняется в первую очередь социальный статус ребенка от дошкольника к учащемуся школы, а это связано с большим количеством различного рода перегрузок: изменение привычных контактов, как среди сверстников, так и среди взрослых, новые обязанности и новые права. Казалось бы, несущественное изменение для взрослого - изменение режима дня, для ребенка может оказаться большой психологической проблемой.
Необходимость адаптироваться к новым макросоциальным условиям является стрессовой ситуацией в жизни ребенка, которая сопровождается разнообразными сдвигами в функциональном состоянии и в первую очередь в психо-эмоциональной сфере.
От того насколько благополучно пройдет этот этап зависит дальнейшее психическое состояние ребенка, его желание или нежелание ходить в школу.
В этот момент для ребенка очень важно как поведут себя взрослые, окружающие ребенка: учителя, родители; насколько своевременна и актуальна будет их поддержка в критических для ребенка ситуациях.
Актуальность работы обусловлена тем, что в процессе адаптации ребенка к школьному обучению большое значение имеет взаимодействие школы и семьи; особенности такого взаимодействия, его эффективность в процессе адаптации младших школьников к школьному процессу. Для того, чтобы это взаимодействие было по настоящему действенным необходимо применение специальных адаптационных программ, а так же активного участия родителей как необходимого условия в процессе улучшения и ускорения вхождения ребенка в учебный процесс и школьную жизнь. Очевидно, что процесс рассмотрения такого взаимодействия не может рассматриваться в отрыве от процесса протекания адаптации ребенка к условиям школьной жизни и в особенности в первые недели обучения.
Все выше перечисленное, дает возможность обозначить проблему исследования, которая состоит в изучении особенностей взаимодействия школы и семьи в процессе адаптации ребенка к школьному процессу. Над этой проблемой раньше работали многие известные психологи и педагоги, такие как, Л.С.Выготский, Л.А.Венгер, И. П.Подласый, В. А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили и др.
Самоопределение, характеристику и свойства адапатации младших школьников к учебно-воспитательному процессу в школе, а так же уровни адаптации подробно рассматривает в своих трудах российский педагог и психолог И.П.Подласый. Российский психолог Л.С. Выготский определяет психофизические особенности младших школьников, а так же задает направления работы по преодолению школьной дезадаптации младших школьников. Л.С.Выготский в качестве показателя умственного развития рассматривается степень овладения культурно-исторически выработанными психологическими средствами. Другой российский психолог Л.А. Венгер подробно рассматривает определение «готовности ребенка к школе» и характеристику уровней готовности ребенка к школе. В дальнейшем это стало основой для определения уровней адаптации к условиям школьной жизни. Известный советский педагог В. А. Сухомлинский в своих трудах описывает опыт взаимодействия семьи и школы по адаптации ребенка к школьному процессу, называя его «школьно-семейным воспитанием», и при этом отмечает, что это наиболее полноценное воспитание. В работах современного российского педагога - новатора Ш.А. Амонашвили, так же прослеживается мысль о непосредственном взаимодействии семьи и педагогического коллектива школы во благо развития и совершенствование ребенка, познания его способностей и безграничности.
Цель выпускной квалификационной работы - изучить особенности взаимодействия школы и семьи в процессе адаптации ребенка к школьному процессу.
Объект исследования - процесс взаимодействия школы и семьи в условиях адаптации ребёнка к школе.
Предмет исследования - адаптация ребенка младшего школьного возраста
Гипотеза исследования.
При эффективном взаимодействии семьи и школы процесс адаптации ребенка младшего школьного возраста к условиям школьного процесса будет происходить быстрее и успешнее.
Исходя, из цели и гипотезы исследования были определены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по исследуемой проблеме;
2. Выявить и проанализировать уровень адаптации детей к условиям школьной жизни;
3. Разработать и апробировать программу взаимодействия семьи и школы по преодолению дезадаптации детей младшего школьного возраста к условиям школьного процесса;
4. Привлечь родителей к активному участию в процессе адаптации обучающихся младшего школьного возраста к условиям школьной жизни;
5. Проверить результативность опытно-экспериментальной работы по взаимодействию семьи и школы по преодолению дезадаптации обучающихся младшего школьного возраста к условиям школьной жизни.
6. Определить степень эффективности взаимодействия семьи и школы в адаптационный период.
Методологической основой исследования являются: научные труды зарубежных ученых, методистов, педагогов - исследователей Л.И. Божовичь, Л. А. Венгера, Г. Витцлак, а так же российских педагогов и психологов М.Н. Ильиной, В.В. Давыдова, М.Р. Битяновой, Л.С. Выготского.
Методы исследования:
1. Теоретические методы, такие как анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические методы (эксперимент и тестирование)
3. Методы математической обработки данных.
Этапы исследования:
I этап констатирующий (октябрь - ноябрь, 2018 год).
Цель: диагностировать уровень адаптации младших школьников к условиям учебно-воспитатального процесса.
Проведен констатирующий этап опытно-экспериментальной деятельности по определению состояния проблемы и выявлению перспектив её решения в условиях педагогического процесса средней общеобразовательной школы.
II этап формирующий (ноябрь-январь, 2018-2019 год).
Цель: разработать и реализовать программу взаимодействия семьи и школы по преодолению дезадаптации детей младшего школьного возраста к условиям школьного процесса.
Опытно - практическая часть данного этапа включала в себя разработку проекта; уточнялась общая гипотеза; подбирался материал для проведения эксперимента.
III этап: контрольный (февраль-апрель, 2019 год).
Цель: подвести итог результативности работы программы по взаимодействию семьи и школы в условиях адаптации ребенка к школьному процессу.
Обобщение и описание полученных в ходе опытно-практической работы результатов, уточнение выводов по проблеме особенностей взаимодействия семьи и школы в процессе адаптации ребенка к школьному процессу.
Практическая значимость исследования состоит в том, что была разработана программа взаимодействия семьи и школы в процессе адаптации ребенка к школьному процессу.
Материал работы может быть использован в методических объединениях, на курсах повышения квалификации.
Апробированная программа может быть использована в индивидуальной и групповой работе с детьми младшего школьного возраста.
Материалы исследования послужили основой для статьи: «Особенности взаимодействие школы и семьи в процессе адаптации ребенка к школьному процессу» опубликованной в международном научно-методическом журнале.
База исследования: Экспериментальное исследование проводилось на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 9 с углубленным изучением отдельных предметов» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан.
В исследовании принимали участие обучающиеся и их родители 1 класса «Б» 30 человек и 1 класса «В» 30 человек. При этом 1 «Б» класс - экспериментальная группа, 1 «В» класс - контрольная группа.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, список использованной литературы, приложения.
В процессе адаптации ребенка к школьному обучению большое значение имеет взаимодействие школы и семьи; особенности такого взаимодействия, его эффективность в процессе адаптации младших школьников к школьному процессу. Для того, чтобы это взаимодействие было по настоящему действенным необходимо применение специальных адаптационных программ, а так же активного участия родителей как необходимого условия в процессе улучшения и ускорения вхождения ребенка в учебный процесс и школьную жизнь. Очевидно, что процесс рассмотрения такого взаимодействия не может рассматриваться в отрыве от процесса протекания адаптации ребенка к условиям школьной жизни и в особенности в первые недели обучения.
Младший школьный возраст - это период интенсивного развития и качественной трансформации познавательных процессов: они начинают приобретать опосредованный характер и становятся сознательными и произвольными.
Школьная адаптация - это процесс и результат активной адаптации ребенка к условиям новой среды, связанной с изменением ведущей деятельности и социальной среды. Успешная адаптация - это умелое, целенаправленное и плодотворное взаимодействие ребенка, педагогического коллектива и родителей.
Формы и методы, которые использовались в данном исследование - это разнообразны: родительские собрания, лекции, школа ответственного родителя, вечера вопросов и ответов, обмен опытом, круглые столы по различной тематике, дискуссии, деловые игры, тренинги совместные внеклассные мероприятия, походы выходного дня, совместные посещения выставок, театров, кинотеатров, прогулки в парк, вело прогулки.
На основании этих знаний была разработана план-программа совместной деятельности семьи и школы. С помощью данной программы адаптация проходила более продуктивно и эффективно. Это доказывают результаты диагностических исследований. На констатирующем этапе эксперимента преобладающим видом деятельности у обучающихся обеих групп была игровая деятельность, что обуславливается возрастными особенностями детей этой возрастной категории, то после реализации плана-программы процент детей выбирающих игровую деятельность в качестве приоритетной в экспериментальной группе снизился с 60% до 10%; уменьшился на 50%. Данный показатель в контрольной группе намного ниже: с 70% до 40%; уменьшился на 30%. В тоже время процент обучающихся выбирающих учебную деятельность в качестве приоритетной в экспериментальной группе увеличился на 50,3% , а в контрольной группе на 30,6 %.
Показателям эффективности работы - эмоциональное отношение к школьному процессу. Результаты, которые показали: на начальной стадии исследования в экспериментальной группе испытывали негативное отношение к школе 36,3%, а в контрольной 26,6%, на заключительной стадии эксперимента негативное отношение к школе в экспериментальной группе испытывал 1 ребенок (3,3%). В контрольной группе уровень негативного эмоционального восприятия школы снизился только на 10 %.
Показатель эффективности работы - отношение родителей к адаптации своих детей. Результаты были таковы: на констатирующем этапе, адаптированы к школьному процессу 33% детей экспериментальной группы, а в контрольной 30% детей, то на заключительном этапе в экспериментальной группе адаптировано 90%, а в контрольной 50%. При этом наличие школьной дезадаптации в экспериментальной группе не наблюдается, а в контрольной оно прогнозируется еще у 20 детей.
На данный момент в экспериментальной группе дети, испытывающие школьную дезадаптации отсутствуют. Не смотря на то, что на констатирующем этапе данные диагностик констатировали примерно равную ситуацию в обоих классах. Это стало возможным благодаря эффективному взаимодействию родительской общественности и педагогического коллектива.
Таким образом, гипотеза исследования подтверждена, цель работы достигнута, задачи решены.
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: учебник для вузов / Г. С. Абрамова. - Москва: Издательство Юрайт, - 2012. - 811 с.
2. Александровская Э. Психологическое сопровождение детей младшего школьного возраста. / Э. Александровская - М.: Аспект Пресс, - 2013.- 303 с.
3. Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети! / Ш. А. Амонашвили - М.: Просвещение, - 2013.- 208 с.
4. Андреева Г. М. Психология социального познания: Учеб. Пособие для студентов вузов. / Г. М. Андреева - М.: Аспект Пресс, - 2015.- 303 с.
5. Артюхова И. С. Настольная книга классного руководителя 1-4 классы. / И. С. Артюхова - М.: Эксмо, - 2012.- 264 с.
6. Битянова М. Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика,
коррекция, педагогическая поддержка: Сб. метод. мат. для админ., педагогов и шк. психол./М. Р. Битянова - М.: Образоват. центр «Педагогический поиск», - 2013. - 112 с.
7. Битянова М. Г. Организация психологической работы в школе. / М. Г. Битянова - М.: Педагогика, - 2012.- 143 с.
8. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: избранные
психологические труды /Л. И. Божович - под ред. Д. И. Фельдштейна. — Москва - Воронеж: Ин-т практической психологии, - 2012-312 с.
9. Венгер Л. А., Венгер А. Л. Готов ли ваш ребенок к школе? / Л. А. Венгер, А. Л. Венгер - М.: Просвещение, - 2014.-308 с.
10. Воликова Т. В., Учитель и семья. / Т. В. Воликова - М.: Педагогика, - 2015.- 194 с.
11. Выготский Л. С. Психология развития человека [текст] /Л. С. Выготский. - М.: Изд-во Смысл, - 2015. - 1128 с.
12. Горохова С. Ю. Развитие коммуникативной активности учащихся сельских школ во внеурочной деятельности: автореферат. дис. канд. пед. Наук: 13.00.01. / С. Ю Горохова. - Арханг. гум инст-ут.-Архангельск, - 2012.—21с.
[электронный ресурс]/ http ://diss. seluk.ru/av-pedago gika/733857-1 -razvitie-
kommunikativnoy-aktivnosti-uchaschihsya-selskih-shkol-vneurochnoy-
deyatelnosti.php
13. Горянина В. А. Психология общения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [текст] / В. А. Горянина. - М.: Издательский центр «Академия», -2012. - 416 с.
14. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. / Н. И. Гуткина - 4-е изд., перераб. и дополн. - СПб.: Питер, - 2014. - 208 с: ил.
15. Гребенщиков И. В. Школа и семья. / И. В. Гребенщиков - М.: Педагогика, - 2005.- 212 с.
16. Давидчук А. Н. Индивидуально-ориентированное обучение детей [текст] / А. Н. Давидчук. - М.: Наука, - 2016. - 201 с.
17. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. / В. В. Давыдов — М.: ИНТОР, - 1996 - 544 с.
18. Диагностика школьной дезадаптации: Для школьных психологов и учителей начальных классов системы компенсирующего обучения. - М.: Редакционно-издательский цент Консорциума «Социальное здоровье России», - 2012.-405 с.
19. Зимняя И. А. Педагогическая психология: учебник для вузов / И. А. Зимняя - 13-е издание, пересмотренное. - М.: Аспект Пресс, - 2014.- 348 с.
20. Зинченко В. П.. Мещерякова Б. Г. Психологический словарь [текст] / В.П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Педагогика- Пресс, - 2012. - 790 с.
21. Ибрагимова В. Н. Работа воспитателя с родителями учащихся 1 класса. / В. Н. Ибрагимова // Начальная школа. - 2013, - №10. - С. 57 - 60.
22. Кашапов Р. Р. Курс практической психологии [текст] / Р. Р. Кашапов. - Ижевск: Изд-во Смысл, - 2015. - 501 с.
23. Карпова Е. В. Дидактические игры в начальный период обучения: Популярное пособие для родителей и педагогов / Е. В. Карпова. - Ярославль: «Академия развития», - 2012. - 39 с.
24. Коренева Е. Н. Ох уж эти первоклашки! / Е. Н. Коренева - Ярославль: Академия Развития, Академия И К - 2014.-266 с.
25. Кулагина И. Ю. Возрастная психология [текст] / И. Ю. Кулагина. - М.: Искусство, - 2013. - 399 с.
26. .Кучинский Г. М. Психология внутреннего диалога [текст] / Г.М. Кучинский. - Минск.: Издательство Промкомплекс, - 2014. - 208 с.
27. Кулик Л. А., Берестов Н. И. Семейное воспитание. / А. Л. Кулик, Н. И. Берестов - М.: Просвещение, - 2017 ,-254 с.
28. Лернер П. «О жизненном самоопределении школьника». / П. Лернер // Домашнее воспитание, - №7, - 2012,- С.2
29. Леонтьев А.Н Потребности, мотивы и эмоции [текст] / А.Н. Леонтьев. - М.: Издательствово Моск.ун-та, - 2014. - 367 с.
30. Лисина М.И., Рузская А. Г. Общение, личность и психика ребенка [текст] / М.И. Лисина, А. Г. Рузская. - М.: Институт практической психологии, Воронеж: Модэк, - 2017. - 384 с.
31. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения [текст] / М.И. Лисина. - М.: Наука, - 2016. - 640 с.
32. Мухина В. С. Детская психология. /В. С. Мухина - М.:Просвещение, - 2012 г.- 395 с.
33. Немов Р. С. Психология. / Р. С. Немов - М.: Просвещение, - 2014.562 с.
34. Нижегородцева, Н. В., Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе / Н. В. Нижегородцева, В.Д.Шадриков. - М.,: ВЛАДОС - 2013.-300 с.
35. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. / Л. Ф. Обухова - М.: издательство Юрайт ; МГППУ, - 2013. - 460 с
36. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе./ Р. В. Овчарова - М.: ТЦ «Сфера», - 2012.- 288 с.
37. Особенности психического развития детей 6 - 7 летнего возраста. /Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. - М.: Педагогика - 2015.- 412 с.
38. Пилипко Н. В., Громова Т. В., Чибисова М. Ю. Здравствуй, школа! Адаптационные занятия с первоклашками: Практическая психология учителю./ Под ред.Н. В. Пилипко, Т. В. Громова, М. Ю. Чибисова - М.: УЦ «Перспектива», - 2012. - 148 с.
39. Подласый, И. П. Педагогика: учебник для бакалавров, 2-е изд., перераб. и доп. / И. П. Подласый - М.: издательство Юрайт, - 2012. - 574 с.
40. Преодоление тревожности и страхов у первоклассников: диагностика, коррекция / авт.-сост. Г. Г. Моргулец, О. В. Расулова. - Волгоград: Учитель, - 2012.-200 с.
41. 37.Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. / Е. И. Рогов - М.: ВЛАДОС, - 2016.- 417 с.
42. Смолко Е. Воспитывать вместе. / Е. Смолко // Семья и школа. - 2014, - С. 19.
43. Сухомлинский В. Мудрость родительской любви. / В.
Сухомлинский - М: Молодая гвардия - 2015.- 243с.
44. Школа и семья: конфронтация, или нежный союз / Н. Е. Щуркова // Классный руководитель. - 2014. - №7. - С. 8 - 18.
45. Фуллер Ч. Подберите ключ к обучению своего ребенка. / Ч. Фуллер Мн., 2012.- 162 с.
46. Чудинова Е.В. Младшие школьники в учебной деятельности / Е.В. Чудинова.М: Рига, 2012.- 168 с.