Введение 3
Глава 1. Научно-теоретический анализ проблемы стресса в психологии 7
1.1. Феномен стресса и его понимание в научно-практической психологии 7
1.2. Основные причины и признаки стрессового состояния у детей 16
1.3 Тревожность как проявление стресса с положительной и отрицательной
стороны 19
Выводы по I главе 24
Глава 2. Экспериментально - психологическая работа по исследованию стрессовых переживаний в младшем школьном возрасте 26
2.1. Организация и методы исследования 26
2.2. Анализ полученных результатов 1 этапа исследования 34
2.3. Программа работы учителя с детьми младшего школьного возраста 42
2.3 Сравнительный анализ результатов 2 этапов исследования 48
Выводы по II главе 61
Заключение 65
Список использованной литературы 68
Приложения
В настоящее время увеличилось число детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью, подверженных стрессовым переживаниям.
Многие психолого-педагогические исследования отмечают, что увеличилось число детей «группы риска», у каждого шестого школьника имеются отклонения в нервно - психической системе. Проявляются признаки неблагополучия, напряженности в контактах, страхи, тревога, регрессивные тенденции.
В последние годы по сравнению с предшествующим периодом количество детей с устойчивой тревожностью, постоянными интенсивными страхами и стрессовыми переживаниями существенно увеличилось в нашей стране.
Ганс Селье определил понятие стресс как « все, что ведет организм к быстрому старению или вызывает болезни» [34, с. 68].
С недавнего времени «стресс» стало общеупотребительным, не только применительно к взрослым, но и к детям.
Но все же детский стресс нуждается в особых характеристиках.
Детский стресс - это психический механизм защиты внутреннего мира ребенка, когда привычный ход его жизни нарушается любым нововведением.
Причины стресса у детей носят самый разный характер. Как правило, это - необходимость разлучаться с близкими людьми, это и перемены в привычном течении жизни, и, даже, на третьем месте по распространенности - телевизионные программы.
Может ли школа вызвать стресс? Конечно, да. Начиная с первого дня - постоянное изменение обстановки, и большие нагрузки, и тревога в связи с
оценками, отношениями с одноклассниками и т.д. Психологи могут только выделять периоды, в которых стресс особенно высок, это начало обучения в школе, переход в пятый класс, переход в новый класс, период подросткового кризиса [37, с. 525]..
В чем его опасность? Высокий уровень стресса заметно влияет на здоровье, и может вызывать или провоцировать обострения различных заболеваний: аллергии, заболевания желудочно-кишечного тракта и т.д. Если организм не в состоянии справиться с нагрузками (что соответствует третьей стадии, стадии декомпенсации), то уже невозможно говорить об успешном обучении или о хорошем усвоении знаний. Пропадает интерес к учебе, ухудшается память, внимание, мышление. Тогда же увеличивается уровень тревоги, беспокойства, появляется ощущение бессилия, своей неспособности.
Этим обуславливается актуальность темы дипломного исследования, направленного на поиск методики феноменологии и динамики стресса у учащихся на стадии его появления.
Таким образом, обнаруживая в данной проблеме широкое поле деятельности для исследований и определяя актуальность изучаемой проблемы, определили цель и задачи нашего исследования.
Целью дипломной работы является изучить стрессовые ситуации у младших школьников, определить их влияние на общее психическое состояние и уровень тревожности.
Объект исследования: обучающиеся первого класса.
Предметом исследования являются феноменология и динамика стрессовых состояний у учащихся первого класса.
Гипотеза исследования: стрессовые переживания провоцируют возникновение психологического дискомфорта у младших школьников, снижают сопротивляемость организма к воспринимаемой действительности, способствуют развитию детских неврозов.
Задачами дипломного исследования являются:
1. Анализ литературы по проблеме представлений о стрессе и стрессовых переживаний у младших школьников.
2. Дать характеристику особенности проявления стрессовых переживаний у младших школьников.
3. Выявить причины стрессовых переживаний у младших школьников.
4. Определить влияние стрессовых переживаний на психическое состояние младших школьников.
Экспериментальная база исследования: в исследовании принимали участие младшие школьники МОУ СОШ № 8 г. Нижнекамска.
В эксперименте приняли участие 60 учащихся. Были сформированы две группы: экспериментальная и контрольная.
Контрольная группа (1 «А» класс) - дети в возрасте семи лет в количестве тридцати человек, из них 18 девочек и 12 мальчиков.
Экспериментальная группа(1 «Б» и «В» классов) - дети в возрасте семи лет в количестве тридцати человек, ученики четвертого класса, из них 18 девочка и 12 мальчиков.
Методологическая основа - переживания детей и последствия стрессов описаны многими авторами: Ю. А. Александровским, Ф. Б. Березиным, Ф. Е. Василюк, Е. Н. Игнатовой, Л. В. Куликовым, Л. А. Китаевым-Смыком и др.
Методы исследования:
1. Наблюдение;
2. Опросник «Критерии определения тревожности у ребенка»
3. Методика исследования самооценки С.А. Будасси;
4. Кинетический рисунок семьи;
5. Методика исследование эмоционально - аффективной сферы Р.С.Немова;
6. Методика диагностики родительского отношения А.Я. Варга и В.В. Столина.
7. Методы математической статистики.
Научная новизна данной дипломной работы состоит в том, что в ней были определены и исследованы феномен детского стресса, проявления стрессовых переживаний. Полученные в процессе исследования результаты о проявлениях стрессовых переживаний детей младшего школьного возраста позволяют расширить представления о причинах стрессовых переживаний младшего школьника.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования позволяют адекватно оценить существующие проблемы детского стресса. Полученные, в ходе исследования данные о стрессовых переживаниях детей и разработанная программа могут быть использованы в практической деятельности школьного психолога.
В нашей работе мы исследовали проблему стресса в младшем школьном возрасте. Наблюдение и анализ литературы показывают, что в детском возрасте стрессовые переживания и сопровождающие их тревожность и страхи негативно влияют на психическое и физическое развитие и в целом на личность ребёнка. Как последствия переживания стресса, тревожности - это повышенная агрессивность современных детей, неадекватная низкая самооценка ребёнка, нарушение сна, речевые расстройства, различные соматические расстройства, слабая контактируемость с окружающими, низкая успеваемость в школе.
Факторов обуславливающих возникновение стрессовых переживаний в детском возрасте множество. Однако, известно, что 90% всех стрессовых состояний, страхов у детей порождены семьёй и стойко поддерживается ею.
Наша работа состоит из 2 глав: «Научно-теоретический анализ проблемы стресса в психологии» и «Экспериментальное изучение стрессовых переживаний и тревожности в младшем школьном возрасте».
В первой части нашего проекта мы раскрываем основные понятия - «стресс», «дистресс», «тревожность», «страх», «самооценка» и рассматриваем их взаимосвязь. Анализируя литературные источники, мы большое внимание уделяем вопросу о факторах, порождающих стрессовые переживания, тревожность, страхи в младшем школьном возрасте.
Какие реакции организма младшего школьника характерны для стресса и каково «эхо» личностной тревожности, стресса? На данные вопросы мы также пытаемся ответить в нашей работе.
Мы раскрываем особенности стрессовых переживаний, характерных для младшего школьного возраста. Вне зависимости от характера стрессовых состояний, уровня личностной тревожности, вида страха, они представляют своеобразный опыт, который может быть вредным для развития полноценной личности. Стресс, тревожность в нашей работе мы рассматриваем как возможную причину нарушения физического и психического здоровья. Поэтому аффективно-эмоциональное состояние младшего школьника требует каждый раз серьёзного изучения, чтобы своевременно предпринять ряд соответствующих мер и не допустить повышение уровня личностной тревожности, агрессивности; увеличение количества страхов, понижение уровня самооценки.
Во второй главе нашей работы мы эмпирически исследуем проблему стрессовых переживаний и тревожности в младшем школьном возрасте.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования позволяют адекватно оценить существующие проблемы детского стресса. Полученные, в ходе исследования данные о стрессовых переживаниях детей могут быть использованы в практической деятельности психолога.
Влияние ряда школьных факторов риска, к которым относят стрессовую тактику педагогических воздействий, несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным особенностям детей, большой объём информации, загруженность учебными заданиями, дефицит времени активного отдыха, чрезмерная продолжительность самоподготовки на фоне сниженной двигательной активности приводят к значительному психоэмоциональному напряжению учащихся вызывающему стрессовые состояния.
В настоящее время все больше возрастает число, событий, условий, ситуаций, объектов, которые пугают или потенциально могут быть пугающими. Именно этим можно объяснить тот факт, что страх является предметом научного исследования, познаний, чаще, чем какая-либо другая эмоция.
Устойчивые страхи могут перейти в личностное состояние - тревожность. Страх можно определить как эмоционально насыщенное чувство беспокойства в ответ на реальную или воображаемую угрозу для жизни и благополучия. Страхи детей - это нормальное явление в их развитии. Негативное воздействие способны оказать лишь неадекватные, чрезмерно сильные, болезненно заостренные страхи или очень частое переживание состояния стресса.
Детские страхи свойственны определенному возрасту, уровню психического развития, но они могут наблюдаться при некоторых заболеваниях, например неврозах. При прочих равных условиях страхи чаще всего встречаются у эмоционально чувствительных детей, мнительных, беспокойных родителей, чрезмерно опекающих и предохраняющих их от любых, часто воображаемых опасностей.
Пользуясь полученными результатами, а также на основе индивидуальных бесед, можно сделать следующие выводы:
1. Интенсивность переживания тревоги и страхов у девочек имеет более высокий уровень, чем у мальчиков.
2. Основными факторами в симтомокомплексе, определяющими высокий уровень тревожности являются страхи, связанные со школой;
3. Повышенная тревожность испытуемых младших школьников связана со страхами в отношении с учителями.
4. В целом, комплекс изученных факторов позволил сформулировать основные особенности в группе испытуемых детей младшего школьного возраста.
1. Александровский Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. - М., 1976.
2. Анохин П.К. Эмоции. Психология эмоций. - М.: Педагогика, 1984, с.214- 276.
3. Аракелов Н.Е., Лысенко Е.Е. «Психофизиологический метод оценки тревожности» // Психологический журнал. - 1997. - №2.
4. Бенджамин Колодзин. Как выжить после психической травмы. Перевод с английского Савельевой. стр. 15, 42.
5. Березин Ф.Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека. - Л., 1988.
6. Василюк Ф.Е. Психология переживания. - М., 1984.
7. Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций. - М.: Педагогика, 1988.
8. Вопросы практической психодиагностики и консультирования в ВУЗе (Под ред. проф. Н.Н. Обозова). - Л.: ЛГУ, 1984.
9. Вострокнутов Н.В. Школьная дезадаптация: ключевые проблемы
диагностики и реабилитации / Школьная дезадаптация: эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков. - М.: Педагогика, 1995.
10. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. - М.: Политиздат, 1989. - 319с. стр. 180, 184, 185, 195
11. Губачев Ю.М., Иовлев Б.В., Карвасарский Б.Д. и другие. Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии человека. - Л., 1976.
12. Диагностика школьной дезадаптации. / Под ред. С.А.Беличевой. М.: Педагогика, 1993.
13. Израд К. Эмоции человека. - М.: МГУ, 1980.
14. Имедадзе И.В. Тревожность как фактор учения в дошкольном возрасте / Психологические полследования. - Тбилиси: Мецнисреба, 1960.
15. Китаев Н.С., Смык Л.А. Психология стресса. - М.: Наука, 1983.
16. Кон И.С. Социология личности. - М., 1967.
17. Лебединская К.С., Райская М.М. Подростки с нарушениями в аффективной сфере. - М.: Педагогика, 1988.
18. Мерлин В.С. Психология индивидуальности. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.
19. Немов Р.С. Общие основы психологии /Психология. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений в 3 кн. Книга 1. - М.: ВЛАДОС, 1997.
20. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М.: ТЦ «Сфера», 2001. - 240с.
21. Ольшанский Д. Страх.// Диалог №5//. - 1991.
22. Осипова А.А. Общая психокоррекция.- М.: ТЦ «Сфера», 2002. - 512с.
23. Пасынкова Н.Б. Связь уровня тревожности подростков с эффективностью их интеллектуальной деятельности // Психологический журнал, т. 17, 1996.
24. Петрушин С.В. Мастерская психологического консультирования. - М.,
2001. - 150с.
25. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. - М-В., 1999. - 490с.
26. Прусс И. Страхи.// Знание и сила №5//. - 1998.
27. Психология. Словарь / Под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. - М.: Политиздат, 1990.
28. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. - ИД «БАХРАМ-М», 2005. - 267С.
29. Риман Ф. Основные формы страха. - М., 1998. - 370с.
30. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. - М.: Владос, 1996.
31. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.: «Педагогика», т.2, 1989. - 328с.
32. Рушман Э.М. Надо ли убегать от стресса? М.: Физкультура и спорт, 1990.- 128с.,с. 3, 4, 6, 102, 106, 108.
33. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. - М., 1960.
34. Селье. Стресс без дистресса. Москва «Прогресс» 1982. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. - М., 1960.
35. Сорокина В.В. Психологическое неблагополучие детей в начальной школе. - М.: «Генезис», 2005.- 190с.
36. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. - М., 1988.- 198с.
37. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. М., Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 525с.
38. Судаков К.В. Системные механизмы эмоционального стресса. - М., 1981.
39. Тейлор К. Психологические тесты и упражнения для детей. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2005. - 208с.
40. Тригранян Р.А. Стресс и его значение для организма (отв. ред. навст. предисл. О.Г. Газенко. - М.: Наука, 1988-176с. - стр. 3, 4, 105, 133, 140-149.
41. Файвмшевский В.А. Тревожность. //Вопросы психологии №6//. - 1986.
42. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? - М.: «Генезис», ч.2,3,2003. - 154с.
43. Фрейд З. Введение в психоанализ. - М., 1987. - 395с.
44. Фрейд З. Психоанализ и детские неврозы. - СПб.,1991.- 300с.
45. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. психологический справочник учителя. - М.: Просвещение, 1991. - 288 с.
46. Фриц Р. Основные формы страха. - М.,2005. - 190с.
47. Фромм А. Азбука для родителей или как помочь ребёнку в трудной ситуации. - Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД,1997. - 180с.
48. Хеккаузен Х. Мотивация и деятельность. - М.: Прогресс, 1986
49. Хрестоматия Психические состояния./сост. Куликов Л.В./. СПб.: «Питер», 2001. - 506с.
50. Хухлаева О. Попробуй испугаться.//Школьный психолог №46//. 2001.
51. Хьелл Л., Зиглер Д.Теории личности. - СПб.: Питер Пресс, 1997.- 608с.
52. Шапорь В.М. Словарь практического психолога. - М.: Изд-во «АСТ», 2004. - 734с.
53. Шарай В.Б. Функциональное состояние студентов в зависимости от форм организации экзаменационного процесса. - М., 1979.
54. Шубина Е.В. Страх: враг или друг? - СПб.: Изд-во «Весть», 2004. - 235с.
55. Эберлейн Г. Страхи здоровых детей. - М., 1981. - 189с.
56. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. Л.: Медицина, 1989. -192с.
57. Эйдемиллер ЭГ., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. - СП6.: Питер Ком, 1999. - 656 с.: (Серия «мастера психологии»)
60. Яковлев Г.М. Эмоциональный стресс и психосоматические заболевания. Психология. Учебник под ред. А.А. Крылова. - М.: Проспект,1999.