Дидактические игры как средство повышения знаний у учеников начальных классов на уроках окружающего мира
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЗНАНИЙ У УЧЕНИКОВ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ
ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР 7
1.1. Понятие и задачи повышения знаний у учащихся начальных классов 7
1.2. Виды дидактических игр и их роль в повышении знаний у учащихся 17
1.3. Методика организации дидактических игр на уроках
окружающего мира 23
Выводы по первой главе 30
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОВЫШЕНИЯ ЗНАНИЙ У УЧЕНИКОВ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР 32
2.1. Диагностика уровня знаний у учеников начальных классов на
уроках окружающего мира 32
2.2. Методы и приемы организации дидактических игр на уроках
окружающего мира в третьем классе 38
2.3. Анализ эффективности проведенной работы по повышению знаний
у учеников начальных классов на уроках окружающего мира 55
Выводы по второй главе 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЗНАНИЙ У УЧЕНИКОВ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ
ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР 7
1.1. Понятие и задачи повышения знаний у учащихся начальных классов 7
1.2. Виды дидактических игр и их роль в повышении знаний у учащихся 17
1.3. Методика организации дидактических игр на уроках
окружающего мира 23
Выводы по первой главе 30
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОВЫШЕНИЯ ЗНАНИЙ У УЧЕНИКОВ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР 32
2.1. Диагностика уровня знаний у учеников начальных классов на
уроках окружающего мира 32
2.2. Методы и приемы организации дидактических игр на уроках
окружающего мира в третьем классе 38
2.3. Анализ эффективности проведенной работы по повышению знаний
у учеников начальных классов на уроках окружающего мира 55
Выводы по второй главе 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64
Изучение предмета «Окружающий мир» направлено на духовно-нравственное развитие школьников, воспитание граждан России в условиях конфессионального и культурного многообразия нашего общества.
В ходе его изучения младшие школьники получают практико-ориентированные знания о природе, человеке, обществе, они учатся устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире. На уроках окружающего мира у учащихся формируются основы культурологической и экологической грамотности, соответствующих компетентностей - умений ставить опыты, проводить наблюдения в природе, соблюдать правила поведения, правила здорового образа жизни. Изучение предмета позволит школьникам освоить основы адекватного культуро и природосообразного поведения в окружающей социальной и природной среде.
Проблема формирования знаний умений становится особенно актуальной в связи с необходимостью для учащихся адаптироваться к современному темпу обновления знаний, что требует самостоятельности школьников и значимости приобретения не столько самих знаний, сколько способов и приёмов добывания знаний, умения применять их в практике.
Перед учителями начальной школы часто встает проблема: как повысить качество знаний учащихся, какие условия нужно создать на уроке, чтобы учащиеся начальных классов проявили устойчивый интерес к изучению предмета окружающий мир?
Одним из средств повышения качества знаний у учащихся является использование дидактических игр. Применение дидактических игр на уроках окружающего мира вызовет интерес к предмету и изучаемым явлениям, будет способствовать формированию целостной картины мира у младших школьников, поможет им осознать их место в нём.
Дидактическая игра представляет собой единую систему воздействия, которая направлена пробуждать интерес к знанию, активизировать у школьников познавательный процесс, совершенствовать интеллектуальные умения и навыки, воспитывать сознательное поведение в природе и социуме. Дидактическая игра представляет своеобразный способ обучения.
Занимательность условного мира игры, делает познавательную деятельность положительно эмоционально окрашенной, а эмоциональность игрового действа активизирует все психологические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый обучающимися материал проходит через своеобразную практику, вносит интерес и разнообразие во внеурочную деятельность [13, с. 35].
В последние годы вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались и разрабатываются многими исследователями: О.С. Газмановым, Н.П.Аникеевой, В.М.Букатовым, В.Н.Кругликовым, С.А. Шмаковыми, Н.П.Аникеевой, Т.Р.Ахметдиновой , Е.В.Григорьевой , И.В.Кудыкиной, И.В.Мамаевой, И.А.Моисеевой, И.Н.Павленко, М.С.Смирновым, Ю.К.Бабанским и др.
Проведение дидактических игр на уроках окружающего мира стали особо актуальными в ходе реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО).
Все это обуславливает актуальность выбранной темы: «Дидактические игры как средство повышения знаний у учеников начальных классов на уроках окружающего мира».
Объект исследования - знания младших школьников, приобретаемые ими на уроках окружающего мира.
Предмет - процесс повышения знаний у учеников начальных классов на уроках окружающего мира посредством дидактических игр.
Цель исследования - изучение особенностей повышения знаний у учеников начальных классов на уроках окружающего мира посредством дидактических игр.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить понятие и задачи повышения знаний у учащихся начальных классов;
2. Рассмотреть виды дидактических игр и их роль в повышении знаний у учащихся;
3. Раскрыть методику организации дидактических игр на уроках окружающего мира;
4. Провести диагностику уровня знаний у учеников начальных классов на уроках окружающего мира;
5. Апробировать методы и приемы организации дидактических игр на уроках окружающего мира в третьем классе;
6. Дать анализ эффективности проведенной работы по повышению знаний у учеников начальных классов на уроках окружающего мира.
Гипотеза исследования предполагает, что повышение знаний у учеников начальных классов на уроках окружающего мира посредством дидактических игр будет эффективным при соблюдении следующих условий:
- знаний педагогом специфики формирования знаний на уроках окружающего мира у младших школьников;
- владения педагогом методами и приемами организации дидактических игр на уроках окружающего мира.
Методы исследования: анализ теоретической литературы по исследуемой проблеме,материалов и публикаций периодической печати, изучение и обобщение педагогического опыта по теме исследования, педагогический эксперимент, диагностика.
База исследования: МБОУ «Алексеевская средняя общеобразовательная школа № 3 им. Г. С. Боровикова» Алексеевского Муниципального района Республики Татарстан.
Практическая значимость исследования состоит в том, что описанный опыт работы по применению дидактических игр на уроках окружающего мира в начальной школе может быть использован педагогами, методистами и студентами при работе с младшими школьниками.
Структура: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
В ходе его изучения младшие школьники получают практико-ориентированные знания о природе, человеке, обществе, они учатся устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире. На уроках окружающего мира у учащихся формируются основы культурологической и экологической грамотности, соответствующих компетентностей - умений ставить опыты, проводить наблюдения в природе, соблюдать правила поведения, правила здорового образа жизни. Изучение предмета позволит школьникам освоить основы адекватного культуро и природосообразного поведения в окружающей социальной и природной среде.
Проблема формирования знаний умений становится особенно актуальной в связи с необходимостью для учащихся адаптироваться к современному темпу обновления знаний, что требует самостоятельности школьников и значимости приобретения не столько самих знаний, сколько способов и приёмов добывания знаний, умения применять их в практике.
Перед учителями начальной школы часто встает проблема: как повысить качество знаний учащихся, какие условия нужно создать на уроке, чтобы учащиеся начальных классов проявили устойчивый интерес к изучению предмета окружающий мир?
Одним из средств повышения качества знаний у учащихся является использование дидактических игр. Применение дидактических игр на уроках окружающего мира вызовет интерес к предмету и изучаемым явлениям, будет способствовать формированию целостной картины мира у младших школьников, поможет им осознать их место в нём.
Дидактическая игра представляет собой единую систему воздействия, которая направлена пробуждать интерес к знанию, активизировать у школьников познавательный процесс, совершенствовать интеллектуальные умения и навыки, воспитывать сознательное поведение в природе и социуме. Дидактическая игра представляет своеобразный способ обучения.
Занимательность условного мира игры, делает познавательную деятельность положительно эмоционально окрашенной, а эмоциональность игрового действа активизирует все психологические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый обучающимися материал проходит через своеобразную практику, вносит интерес и разнообразие во внеурочную деятельность [13, с. 35].
В последние годы вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались и разрабатываются многими исследователями: О.С. Газмановым, Н.П.Аникеевой, В.М.Букатовым, В.Н.Кругликовым, С.А. Шмаковыми, Н.П.Аникеевой, Т.Р.Ахметдиновой , Е.В.Григорьевой , И.В.Кудыкиной, И.В.Мамаевой, И.А.Моисеевой, И.Н.Павленко, М.С.Смирновым, Ю.К.Бабанским и др.
Проведение дидактических игр на уроках окружающего мира стали особо актуальными в ходе реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО).
Все это обуславливает актуальность выбранной темы: «Дидактические игры как средство повышения знаний у учеников начальных классов на уроках окружающего мира».
Объект исследования - знания младших школьников, приобретаемые ими на уроках окружающего мира.
Предмет - процесс повышения знаний у учеников начальных классов на уроках окружающего мира посредством дидактических игр.
Цель исследования - изучение особенностей повышения знаний у учеников начальных классов на уроках окружающего мира посредством дидактических игр.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить понятие и задачи повышения знаний у учащихся начальных классов;
2. Рассмотреть виды дидактических игр и их роль в повышении знаний у учащихся;
3. Раскрыть методику организации дидактических игр на уроках окружающего мира;
4. Провести диагностику уровня знаний у учеников начальных классов на уроках окружающего мира;
5. Апробировать методы и приемы организации дидактических игр на уроках окружающего мира в третьем классе;
6. Дать анализ эффективности проведенной работы по повышению знаний у учеников начальных классов на уроках окружающего мира.
Гипотеза исследования предполагает, что повышение знаний у учеников начальных классов на уроках окружающего мира посредством дидактических игр будет эффективным при соблюдении следующих условий:
- знаний педагогом специфики формирования знаний на уроках окружающего мира у младших школьников;
- владения педагогом методами и приемами организации дидактических игр на уроках окружающего мира.
Методы исследования: анализ теоретической литературы по исследуемой проблеме,материалов и публикаций периодической печати, изучение и обобщение педагогического опыта по теме исследования, педагогический эксперимент, диагностика.
База исследования: МБОУ «Алексеевская средняя общеобразовательная школа № 3 им. Г. С. Боровикова» Алексеевского Муниципального района Республики Татарстан.
Практическая значимость исследования состоит в том, что описанный опыт работы по применению дидактических игр на уроках окружающего мира в начальной школе может быть использован педагогами, методистами и студентами при работе с младшими школьниками.
Структура: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Проблема повышения знаний у учеников начальных классов на уроках окружающего мира продолжает оставаться актуальной.
Теоретическое исследование позволило выяснить, что под знаниями подразумевают понимание, сохранение в памяти и воспроизведение фактов науки, понятий, правил, законов, теорий. Знание представляет собой отражение в уме учащегося свойств предметов, явлений окружающего мира (знания о фактах, определения, понятия,термины, законы, теории) и способов действий с ними (правила, приемы, способы, методы, предписания).Различают широту и глубину знаний, степень полноты охвата ими предметов и явлений и определенной области действительности, их особенности, закономерности, степень детализованности знаний.Основой усвоения знаний является активная мыслительная деятельность учащихся, которая направляется учителем.
Хорошим средством усвоения знаний учащихся в начальной школе является дидактическая игра, которая представляет собой прежде всего учебную деятельность, в ходе которой осуществляется освоение новых знаний, их закрепление, воспроизведение, использование в обычных и новых ситуациях. В ходе игры в занимательной форме учащиеся решают учебные задачи, совершенствуют свои навыки и умения. Дидактическая игра позволяет осуществлять контроль за полученными знаниями учащихся на уроке. Игры занимают важное место в усвоении знаний учащихся, так как не только способствуют формированию познавательного интереса и активизации деятельности младших школьников, но и выполняют ряд других функций: развивают память, внимание,помогают учащимся выработать речевые умения и навыки, стимулируют интеллектуальную деятельность, развивают интерес к предмету.
Экспериментальное исследование особенностей повышения знаний у учеников начальных классов на уроках окружающего мира посредством дидактических игр было проведено на базе МБОУ «Алексеевская средняя общеобразовательная школа № 3 им. Г. С. Боровикова»в 3 классе.
Опираясь на программу для третьего класса и учебник по предмету «Окружающий мир» А. А. Плешакова была разработана программа эксперимента, которая предусматривала проведение дидактических игр по каждому разделу.
В процессе формирующей работы нами были проведены дидактические игры по предмету окружающий мир среди учащихся третьего класса. Нами были проведены такие дидактические игры, как «Домино - как устроен мир», «Лес - дом для животных», «Лото» по теме природа, игра «Снежный ком» по теме «Растения и животные болот», дидактическая игра «Четвёртый лишний», игра «Интеллектуальный марафон» и др. Были разработаны и проведены дидактические игры «Чему учит экономика» (экономическое лото), игра «Путешествие вокруг света».Мы провели серию уроков в форме игры: урок-игра по теме «Мы и наше здоровье», урок интеллектуально-познавательная игра «Наша Безопасность».
В ходе эксперимента было отмечено положительное влияние использования дидактических игр на повышение уровня знаний учащихся третьего класса.
В процессе проводимой работы было отмечено благотворное влияние дидактических игр на повышение уровня знаний по предмету окружающий мир, на развитие познавательного интереса к предмету, любознательности, активности младших школьников.
Теоретическое исследование позволило выяснить, что под знаниями подразумевают понимание, сохранение в памяти и воспроизведение фактов науки, понятий, правил, законов, теорий. Знание представляет собой отражение в уме учащегося свойств предметов, явлений окружающего мира (знания о фактах, определения, понятия,термины, законы, теории) и способов действий с ними (правила, приемы, способы, методы, предписания).Различают широту и глубину знаний, степень полноты охвата ими предметов и явлений и определенной области действительности, их особенности, закономерности, степень детализованности знаний.Основой усвоения знаний является активная мыслительная деятельность учащихся, которая направляется учителем.
Хорошим средством усвоения знаний учащихся в начальной школе является дидактическая игра, которая представляет собой прежде всего учебную деятельность, в ходе которой осуществляется освоение новых знаний, их закрепление, воспроизведение, использование в обычных и новых ситуациях. В ходе игры в занимательной форме учащиеся решают учебные задачи, совершенствуют свои навыки и умения. Дидактическая игра позволяет осуществлять контроль за полученными знаниями учащихся на уроке. Игры занимают важное место в усвоении знаний учащихся, так как не только способствуют формированию познавательного интереса и активизации деятельности младших школьников, но и выполняют ряд других функций: развивают память, внимание,помогают учащимся выработать речевые умения и навыки, стимулируют интеллектуальную деятельность, развивают интерес к предмету.
Экспериментальное исследование особенностей повышения знаний у учеников начальных классов на уроках окружающего мира посредством дидактических игр было проведено на базе МБОУ «Алексеевская средняя общеобразовательная школа № 3 им. Г. С. Боровикова»в 3 классе.
Опираясь на программу для третьего класса и учебник по предмету «Окружающий мир» А. А. Плешакова была разработана программа эксперимента, которая предусматривала проведение дидактических игр по каждому разделу.
В процессе формирующей работы нами были проведены дидактические игры по предмету окружающий мир среди учащихся третьего класса. Нами были проведены такие дидактические игры, как «Домино - как устроен мир», «Лес - дом для животных», «Лото» по теме природа, игра «Снежный ком» по теме «Растения и животные болот», дидактическая игра «Четвёртый лишний», игра «Интеллектуальный марафон» и др. Были разработаны и проведены дидактические игры «Чему учит экономика» (экономическое лото), игра «Путешествие вокруг света».Мы провели серию уроков в форме игры: урок-игра по теме «Мы и наше здоровье», урок интеллектуально-познавательная игра «Наша Безопасность».
В ходе эксперимента было отмечено положительное влияние использования дидактических игр на повышение уровня знаний учащихся третьего класса.
В процессе проводимой работы было отмечено благотворное влияние дидактических игр на повышение уровня знаний по предмету окружающий мир, на развитие познавательного интереса к предмету, любознательности, активности младших школьников.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ
УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2023 - ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2020 - Формирование представлений об окружающем мире у детей 7-8 лет с глубоким нарушением зрения посредством тифлокомментирования
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4935 р. Год сдачи: 2021 - Особенности использования обучающих игр на уроках окружающего мира в начальных классах (Московский гуманитарный технологический университет)
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2025 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ
УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ
НА УРОКАХ «ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3950 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Немецкий. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2018 - Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности первоклассников на уроках окружающего мира (Московский педагогический государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2021 - Организация проектной деятельности обучающихся второго класса в процессе их обучения предмету «Окружающий мир» как средство повышения мотивации к учению
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Формирование экологических представлений у младших школьников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6980 р. Год сдачи: 2021



