Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Дидактические игры как средство повышения знаний у учеников начальных классов на уроках окружающего мира

Работа №38056

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы68
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
2486
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЗНАНИЙ У УЧЕНИКОВ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ
ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР 7
1.1. Понятие и задачи повышения знаний у учащихся начальных классов 7
1.2. Виды дидактических игр и их роль в повышении знаний у учащихся 17
1.3. Методика организации дидактических игр на уроках
окружающего мира 23
Выводы по первой главе 30
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОВЫШЕНИЯ ЗНАНИЙ У УЧЕНИКОВ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР 32
2.1. Диагностика уровня знаний у учеников начальных классов на
уроках окружающего мира 32
2.2. Методы и приемы организации дидактических игр на уроках
окружающего мира в третьем классе 38
2.3. Анализ эффективности проведенной работы по повышению знаний
у учеников начальных классов на уроках окружающего мира 55
Выводы по второй главе 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64




Изучение предмета «Окружающий мир» направлено на духовно-нравственное развитие школьников, воспитание граждан России в условиях конфессионального и культурного многообразия нашего общества.
В ходе его изучения младшие школьники получают практико-ориентированные знания о природе, человеке, обществе, они учатся устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире. На уроках окружающего мира у учащихся формируются основы культурологической и экологической грамотности, соответствующих компетентностей - умений ставить опыты, проводить наблюдения в природе, соблюдать правила поведения, правила здорового образа жизни. Изучение предмета позволит школьникам освоить основы адекватного культуро и природосообразного поведения в окружающей социальной и природной среде.
Проблема формирования знаний умений становится особенно актуальной в связи с необходимостью для учащихся адаптироваться к современному темпу обновления знаний, что требует самостоятельности школьников и значимости приобретения не столько самих знаний, сколько способов и приёмов добывания знаний, умения применять их в практике.
Перед учителями начальной школы часто встает проблема: как повысить качество знаний учащихся, какие условия нужно создать на уроке, чтобы учащиеся начальных классов проявили устойчивый интерес к изучению предмета окружающий мир?
Одним из средств повышения качества знаний у учащихся является использование дидактических игр. Применение дидактических игр на уроках окружающего мира вызовет интерес к предмету и изучаемым явлениям, будет способствовать формированию целостной картины мира у младших школьников, поможет им осознать их место в нём.
Дидактическая игра представляет собой единую систему воздействия, которая направлена пробуждать интерес к знанию, активизировать у школьников познавательный процесс, совершенствовать интеллектуальные умения и навыки, воспитывать сознательное поведение в природе и социуме. Дидактическая игра представляет своеобразный способ обучения.
Занимательность условного мира игры, делает познавательную деятельность положительно эмоционально окрашенной, а эмоциональность игрового действа активизирует все психологические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый обучающимися материал проходит через своеобразную практику, вносит интерес и разнообразие во внеурочную деятельность [13, с. 35].
В последние годы вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались и разрабатываются многими исследователями: О.С. Газмановым, Н.П.Аникеевой, В.М.Букатовым, В.Н.Кругликовым, С.А. Шмаковыми, Н.П.Аникеевой, Т.Р.Ахметдиновой , Е.В.Григорьевой , И.В.Кудыкиной, И.В.Мамаевой, И.А.Моисеевой, И.Н.Павленко, М.С.Смирновым, Ю.К.Бабанским и др.
Проведение дидактических игр на уроках окружающего мира стали особо актуальными в ходе реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО).
Все это обуславливает актуальность выбранной темы: «Дидактические игры как средство повышения знаний у учеников начальных классов на уроках окружающего мира».
Объект исследования - знания младших школьников, приобретаемые ими на уроках окружающего мира.
Предмет - процесс повышения знаний у учеников начальных классов на уроках окружающего мира посредством дидактических игр.
Цель исследования - изучение особенностей повышения знаний у учеников начальных классов на уроках окружающего мира посредством дидактических игр.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить понятие и задачи повышения знаний у учащихся начальных классов;
2. Рассмотреть виды дидактических игр и их роль в повышении знаний у учащихся;
3. Раскрыть методику организации дидактических игр на уроках окружающего мира;
4. Провести диагностику уровня знаний у учеников начальных классов на уроках окружающего мира;
5. Апробировать методы и приемы организации дидактических игр на уроках окружающего мира в третьем классе;
6. Дать анализ эффективности проведенной работы по повышению знаний у учеников начальных классов на уроках окружающего мира.
Гипотеза исследования предполагает, что повышение знаний у учеников начальных классов на уроках окружающего мира посредством дидактических игр будет эффективным при соблюдении следующих условий:
- знаний педагогом специфики формирования знаний на уроках окружающего мира у младших школьников;
- владения педагогом методами и приемами организации дидактических игр на уроках окружающего мира.
Методы исследования: анализ теоретической литературы по исследуемой проблеме,материалов и публикаций периодической печати, изучение и обобщение педагогического опыта по теме исследования, педагогический эксперимент, диагностика.
База исследования: МБОУ «Алексеевская средняя общеобразовательная школа № 3 им. Г. С. Боровикова» Алексеевского Муниципального района Республики Татарстан.
Практическая значимость исследования состоит в том, что описанный опыт работы по применению дидактических игр на уроках окружающего мира в начальной школе может быть использован педагогами, методистами и студентами при работе с младшими школьниками.
Структура: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблема повышения знаний у учеников начальных классов на уроках окружающего мира продолжает оставаться актуальной.
Теоретическое исследование позволило выяснить, что под знаниями подразумевают понимание, сохранение в памяти и воспроизведение фактов науки, понятий, правил, законов, теорий. Знание представляет собой отражение в уме учащегося свойств предметов, явлений окружающего мира (знания о фактах, определения, понятия,термины, законы, теории) и способов действий с ними (правила, приемы, способы, методы, предписания).Различают широту и глубину знаний, степень полноты охвата ими предметов и явлений и определенной области действительности, их особенности, закономерности, степень детализованности знаний.Основой усвоения знаний является активная мыслительная деятельность учащихся, которая направляется учителем.
Хорошим средством усвоения знаний учащихся в начальной школе является дидактическая игра, которая представляет собой прежде всего учебную деятельность, в ходе которой осуществляется освоение новых знаний, их закрепление, воспроизведение, использование в обычных и новых ситуациях. В ходе игры в занимательной форме учащиеся решают учебные задачи, совершенствуют свои навыки и умения. Дидактическая игра позволяет осуществлять контроль за полученными знаниями учащихся на уроке. Игры занимают важное место в усвоении знаний учащихся, так как не только способствуют формированию познавательного интереса и активизации деятельности младших школьников, но и выполняют ряд других функций: развивают память, внимание,помогают учащимся выработать речевые умения и навыки, стимулируют интеллектуальную деятельность, развивают интерес к предмету.
Экспериментальное исследование особенностей повышения знаний у учеников начальных классов на уроках окружающего мира посредством дидактических игр было проведено на базе МБОУ «Алексеевская средняя общеобразовательная школа № 3 им. Г. С. Боровикова»в 3 классе.
Опираясь на программу для третьего класса и учебник по предмету «Окружающий мир» А. А. Плешакова была разработана программа эксперимента, которая предусматривала проведение дидактических игр по каждому разделу.
В процессе формирующей работы нами были проведены дидактические игры по предмету окружающий мир среди учащихся третьего класса. Нами были проведены такие дидактические игры, как «Домино - как устроен мир», «Лес - дом для животных», «Лото» по теме природа, игра «Снежный ком» по теме «Растения и животные болот», дидактическая игра «Четвёртый лишний», игра «Интеллектуальный марафон» и др. Были разработаны и проведены дидактические игры «Чему учит экономика» (экономическое лото), игра «Путешествие вокруг света».Мы провели серию уроков в форме игры: урок-игра по теме «Мы и наше здоровье», урок интеллектуально-познавательная игра «Наша Безопасность».
В ходе эксперимента было отмечено положительное влияние использования дидактических игр на повышение уровня знаний учащихся третьего класса.
В процессе проводимой работы было отмечено благотворное влияние дидактических игр на повышение уровня знаний по предмету окружающий мир, на развитие познавательного интереса к предмету, любознательности, активности младших школьников.



1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373).
2. Аванесова В.С. Теория и методика педагогических измерений / В.С.Аванесова. - М.: Академия, 2009. - 288 с.
3. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: кн. Для учителя/ Н.П. Аникеева. - М.: Просвещение, 2010. - 104 с.
4. Ахметдинова Т.Р. Думайте! Разгадывайте! Составляйте! /Т.Р. Ахметдинова// Начальная школа. - 2018. - № 3.- С.46-50.
5. Бабанский Ю.К. Как оптимизировать процесс обучения /Ю.К.Бабанский. - М.: Просвещение, 2008. - 183с.
6. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии/ В.П. Беспалько. - М.: Педагогика, 1989. - 267 с.
7. Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр/ В.М.Букатов. - М.: Флинта, 2003. - 152 с.
8. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир как учебный предмет в начальной школе: особенности, возможности, методические подходы / Н.Ф. Виноградова, О.А. Рыдзе // Начальная школа. - 2007. - №19. - С. 14-18.
9. Газман О.С. Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании /О.С. Газман.М.: Педагогика. - 1996.-165 с.
10. Гинецинский В. И. Знание как категория педагогики: Опыт пед. когитологии / В. И. Гинецинский. ЛГУ. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. - 142 с.
11. Григорьева Е.В. Образовательная траектория подготовки младших школьников к Всероссийской проверочной работе по предмету «окружающий мир» / Е.В. Григорьева, Н.Н. Титаренко, В.П. Мальцев // Начальная школа. - 2018. - № 8.- С.46-50.
12. Дмитриева О. И., Максимова Т. В. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 3 класс/ О. И.Дмитриева, Т. В.Максимова. -М.:ВАКО, 2010. - 400 с.
13. Дусавицкий А. К. Урок в начальной школе. Реализация системнодеятельностного подхода к обучению/ А. К. Дусавицкий. Книга для учителя.
3- е изд. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011. - 126с.
14. Евплова Е.В. Блиц-игры, или Как сделать учебный процесс интересным / Е.В. Евплова // Начальная школа плюс До и После. - 2011. - № 11. - С. 84-87.
15. Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения/ Д.Н.Кавтарадзе. -М.: Московский психолого-социальный институт, изд-во «Флинта», 1998. - 192 с.
16. Кашлева Е.С. Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках окружающего мира/ Е.С. Кашлева// Начальная школа. - 2018. - № 2.-С.45-50.
17. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред.пед. учеб. заведений/ Г.М.Коджаспирова, А.Ю.Коджаспиров. - М.: Академия, 2000. -176 с.
18. Козлова А.Г. Квест «Путешествие ласточки на зимовку» /А.Г. Козлова // Начальная школа. - 2016. - № 4.- С.49-53.
19. Колоскова О.П. Возможности дидактической игры в процессе интеллектуально-познавательной внеурочной деятельности / О.П. Колоскова // Начальная школа. - 2015. - № 8. - С. 84-87
20. Кругликов В.Н. Деловые игры и другие методы активизации познавательной деятельности / В.Н. Кругликов, Е.В. Платонов, Ю.А. Шаранов. - СПб. : П-2, 2006. - 189 с.
21. Кудыкина Н.В. Дидактические игры и занимательные задачи/ Н.В.Кудыкина. - К.: «Ряданська школа», 2010. - 142 с.
22. Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. Пособие для учителей/И.Я. Лернер. - M.: Просвещение, 1982.- 191 с.
23. Мамаева И.А. Задачи о животных Красной книги/И.А. Мамаева // Начальная школа. - 2015 - № 1. - С.61-62.
24. Моисеев И.А. Контроль и оценка результатов обучения: 1-4
классы/И.А. Моисеев. -М.: ВАКО, 2010.- 128 с.
25. Маркова А.К. Формирование мотивации учения. Кн. для учителя/А.К. Маркова, Т. А. Матис, А.Б. Орлов. - М.: Просвещение, 1990. - 192 с.
26. Нурминский И.И. Статистические закономерности формирования знаний и умений учащихся / И.И. Нурминский, Н.К. Гладышева.- М. : Педагогика, 1991. - 221c.
27. Павленко И. Н. Пути повышения качества образования в 4-м классе / И. Н. Павленко // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, сентябрь 2015 г.). - Краснодар: Новация, 2015. - С. 84-87.
28. Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении/П.И.Пидкасистый. - М.: Просвещение, 2010. - 189 с.
29. Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс. Учебник для
общеобразовательных учреждений/А.А. Плешаков. В двух частях. Часть 1. М.: Просвещение, 2011. - 159 с.
30. Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс. Учебник для
общеобразовательных учреждений/А.А.Плешаков. В двух частях. Часть 2. М.: Просвещение, 2011. - 157 с.
31. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов педагогических вузов/И.П.Подласый. В 2 кн.: Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. - М.: Владос, 2009. - 576с.
32. Поташник М. М. Требования к современному уроку. Методическое пособие/М. М. Поташник.- М.: Центр педагогического образования, 2008. - 146с.
33. Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В.В. Давыдова. - М., 2013. - 336 с.
34. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии /С.Л. Рубинштейн. В 2-х т.-М.:Акадеимия, 2006. - 237 с.
35. Рязанова М.А. Дидактическая игра как средство ознакомления детей с окружающим миром /М.А. Рязанова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 39. - С. 386-390.
36. СаркисянЮ. В. Уроки по окружающему миру. 3 класс : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / М. Ю. Новицкая, Н. М. Белянкова, Е. В. Мартинкова, Ю. В. Саркисян. Рос.акад. наук, Рос. акад. образования, изд- во «Просвещение». - М.: Просвещение, 2010. - 175 с.
37. Селевко Г.К. Современные образовательные
технологии/Г.К.Селевко. М.: Народное образование, 2008. - 134 с.
38. Симонов В.П. Педагогическая практика в школе/В.П. Симонов. - М.:Акадеимия, 2006. - 237 с.
39. Сластенин В.А. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н. Шиянов. -М.: Школа-Пресс, 2007. -203 с.
40. Смирнова М.С. Проблемное обучение на уроках окружающего мира/М.С. Смирнова // Начальная школа. - 2016. - № 4.- С.49-53.
41. Тесты по предмету «Окружающий мир». 3 класс. В двух частях. Часть 2. / Составитель Е.М. Тихомирова. - 8-е издание, переработанное и дополненное. - М.: Издательство «Экзамен», 2013.-123 с.
42. Тесты по окружающему миру, 3 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. / Авторы: Плешаков А.А, Гара Н.Н., Назарова З.Д. - М.: Просвещение, 2014.-163 с.
43. Технологические карты уроков. Поурочные разработки по окружающему миру для 3 класса. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. / Составители: Ю.И.Глаголева, Е.Ю. Федотова, Н.И. Роговцева. - М.: СПб.: Просвещение, 2013.-207 с.
44. Федотова О. Н., Трафимова Г. В., Трафимов С. А., Л. А Царева Окружающий мир. 3 класс. Учебник. В 2 частях. Часть 2; Академкнига/Учебник - М., 2013. - 144 с.
45. Фридман Л.М. Психологический справочник
учителя/Л.М.Фридман, И.Ю.Кулагина.-М.: Просвещение, 1991. - 288 с.
46. Харламов И.Ф. Педагогика: учебное пособие/И.Ф. Харламов. -М.: Юрист, 2008. - 512 с.
47. Чудинова Е. В., Букварева Е. Н. Окружающий мир. 3 класс; Вита- Пресс - М., 2012. - 160 с.
48. Шмаков С.А. Игра и дети: учебник / С.А.Шмакова. - М.: Знание, 2008. - 364 с.
49. Щелина Т.Т. Потенциал квеста как педагогической технологии формирования у подростков установки ведения здорового образа жизни / Т.Т. Щелина, А.О. Чудакова // Молодой ученый. -2014. - № 21. -С. 146-149.
50. Эльконин Д.Б. Психология игры/ Д.Б.Эльконин. - М.:Академия, 1998. - 314 с.
51. Демина А.И. «Тайны древнего ларца» / А.И. Демина [Электронный ресурс].ЦКЬ https:/Mmra437^/mdex.php?option=com_content&view
52. Литвак Н.А. Развитие познавательной активности школьников при использовании игровых технологий на уроках и во внеурочной деятельности Н.А. Литвак / [Электронный ресурс].иКЬЬ11р8://8сЬооШ1е8.пе1:/2401311
53. Смирнова М.С.Проблемное обучение на уроках окружающего мира/ [Электронный ресурс]. URLhttps://n-shko1a.ru/archive/viewartic1e/2725
54. Степанова А.С. Дидактические игры в педагогическом процессе
А.С. Степанова / [Электронный ресурс]. URL
https:// scienceforum.ru/2016/artic1e/2016028883
55. Шаброва С. В. Опыт организации групповой работы на уроках окружающего мира / [Электронный ресурс]. URLhttps://n- shkola.ru/articles/view/21


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ