Развитие творческого мышления учащихся 5-6 классов во внеурочной деятельности по математике (Математическое образование, Омский Государственный Педагогический Университет)
Выпускная квалификационная работа.
Обучающий этап эксперимента проходил на базе КГУ «Иванковская ОШ» Акмолинской области Буладынского района в 5-6 классах. Педагогический эксперимент проходил в с января по март 2018 года.
Также есть доклад и презентация.
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы развития творческого мышления учащихся 5-6 классов во внеурочной деятельности по математике 6
1.1 Психолого-педагогические основы развития творческого мышления учащихся 5-6 классов во внеурочной деятельности по математике 6
1.2 Внеурочная деятельность как педагогическая проблема и ее освящение в новом стандарте образования 10
1.3 Роль и место внеурочной деятельности в развитии творческого мышления учащихся 18
Выводы по главе 1 22
Глава 2 Содержание и методические особенности развития творческого мышления учащихся 5-6 классов во внеурочной деятельности по математике 24
2.1. Комплекс мероприятий 24
2.2. Процессуальный компонент 42
2.3. Результаты педагогического эксперимента 47
Выводы по главе 2 52
Заключение 54
Библиографический список использованной литературы 55
В современных условиях творческая личность становится востребованной обществом на всех ступенях ее развития. Количество изменений в жизни, происходящих за небольшой отрезок времени, настоятельно требует от человека качеств, позволяющих творчески и продуктивно подходить к любым изменениям. Для того, чтобы выжить в ситуации постоянных изменений, чтобы адекватно на них реагировать, человек должен активизировать свой творческий потенциал. Таким образом, возникает противоречие между репродуктивным характером традиционно сложившейся системы обучения и насущной потребностью общества в креативной системе развития личности.
Попытка разрешения данного противоречия нашла свое отражение в Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования, которые предполагают ориентацию на расширение и углубление базовых знаний и умений, развитие способностей и познавательного интереса, организация социальной деятельности школьников. Образовательная программа общего образования на сегодняшний день реализуется самим общеобразовательным учреждением через внеурочную и урочную деятельность со строгим соблюдением государственных требований, санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. В результате чего в формах организации образовательного процесса происходит чередование внеурочной и урочной деятельности.
Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности учащихся, кроме учебной на самом уроке, для удовлетворения некоторых потребностей учащихся в содержательном досуге, общественно полезной деятельности, целесообразном решением жизненных задач, а так же значительное участие в воспитании и социальном развитии школьников.
В ходе внеурочной деятельности по математике находят решение следующие соответствующие ключевые проблемы: формирование заинтересованности к исследованию точных дисциплин; усиление и увеличение точных знаний, умений и способностей обучающихся; формирование логического мышления, математической зоркости, математической проницательности и находчивости; выявляются более талантливые ребята, формируются их возможности; выявление заинтересованностей, предрасположенностей, возможностей, способностей обучающихся к разным типам работы; оказание поддержки в поисках «себя»; формирование условий с целью персонального формирования детей в выбранной сфере внеурочной работы; развитие системы математических познаний; формирование навыка созидательной работы, креативных возможностей; формирование условий с целью использования полученных знаний, умений и способностей; формирование навыка неофициального общения, взаимодействия, партнерства; увеличение рамок общения с обществом.
Таким образом, внеклассная работа по математике является одним из средств формирования познавательного интереса к математике, она формирует исследовательские и творческие навыки учащихся.
На основании всего вышесказанного можно заключить, что выбранная тема выпускной квалификационной работы «Развитие творческого мышления учащихся 5-6 классов во внеурочной деятельности по математике» является актуальной
Цель исследования – разработка методики формирования творческого мышления учащихся 5-6 классов во внеурочной деятельности по математике.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
выявить психолого-педагогические условия развития творческого мышления;
выявить особенности внеклассной работы в условиях современных образовательных стандартов общего образования;
определить роль и место внеклассной работы по математике в развитии творческого мышления;
разработать комплекс задач по развитию творческого мышления учащихся 5-6 классов во внеурочной деятельности по математике;
разработать методику обучения учащихся решению творческих задач по математике;
провести опытно-экспериментальное исследование с целью определения эффективности разработанной методики в 5-6 классах.
Объект исследования – процесс обучения математике.
Предмет исследования – процесс развития творческого мышления учащихся 5-6 классов во внеклассной работе по математике.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы и нормативно-правовых актов, обобщение, систематизация, педагогический эксперимент.
Теоретическую базу работы составили исследования творческого мышления (Е.П. Торранс, В.Н. Пушкин, Я.А. Пономарев, С.А. Рубинштейн, Дж. Гилфорд и др.), внеурочной деятельности в процессе обучения математике (Н.Н. Шевелева, А.В. Репина, А.С. Нечаева, Е.С. Игнатова и др.).
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, библиографического списка использованной литературы, приложений.
В новой образовательной субъект-субъектной парадигме учащийся становится субъектом познавательной деятельности, а не объектом педагогического воздействия. Это обуславливает необходимость организации образовательного процесса, направленного на поиск и развитие задатков, способностей, заложенных природой в каждом учащемся. Такому развитию способствует математическое образование, причем развитию самых разных видов: культурному, духовному, эстетическому, нравственному, творческому, интеллектуальному, развитию познавательных процессов – восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, речи, которые выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Познавательные процессы развиваются в деятельности, и сами представляют собой особые виды деятельности. Развитие творческого мышления совершается в процессе обучения и воспитания и формируется в процессе взаимодействия с миром посредством овладения содержанием материальной и духовной культуры, искусства. В связи с этим появляется возможность говорить о специальном, целенаправленном формировании творческого мышления, в том числе и при обучении математике.
Согласно ФГОС ООО, неотъемлемой частью образовательного процесса в школе является внеурочная деятельность. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). Внеурочная деятельность по математике в целом направлена на общеинтеллектуальное развитие личности. Формирование творческого мышления во внеурочной деятельности по математике целесообразнее осуществлять при решении нестандартных задач. Причем следует использовать задачи на развитие гибкости, беглости и оригинальности мышления. Данное положение подтверждают результаты педагогического эксперимента.
1. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя [Текст] / А.Г. Асмолов. – М.: Просвещение, 2010. – 159 с.
2. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение [Текст] / А.В. Брушлинский. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «Модэк», 1996. – 392 с.
3. Внеклассная работа по математике. Электронная переписка учащихся: метод. указания [Текст] / сост. Н.В. Сушенцова. – Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2012. – 76 с.
4. Воронцов А.Б., Чудинова Е.В. Учебная деятельность: введение в систему Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова [Текст] / А.Б. Воронцов, Е.В. Чудинова. – М.: Издатель Рассказов В.И., 2004. – 304 с.
5. Гадаева Т.С. Система заданий для формирования универсальных учебных действий при изучении темы «Обыкновенные и десятичные дроби» (6 класс) [Текст] / Т.С. Гадаева // Методический поиск: проблемы и решения. – 2016. - №2(22). – С. 62-66.
6. Гилфорд Дж. Природа умственного развития [Текст] / Дж.Гилфорд. – М.: Прогресс, 1967. – 306 с.
7. Гилядетдинова З.А. Развитие творческого мышления учащихся [Текст] / З.А. Гилядетдинова // Педагогика и современность. – 2013. - №1(3). – С. 51-54.
8. Годлевская Е.В. Дидактический потенциал системы графических форм представления информации в процессе: монография [Текст] / Е.В. Годлевская. – Челябинск: ЧГАА, 2014. – 204 с.
9. Горев П.М., Утемов В.В. Уроки развивающей математики. 5-6 классы: Задачи математического кружка: учебное пособие [Текст] / П.М. Горев, В.В. Утемов. – Киров: Изд-во МЦИТО, 2014. – 207 с.
10. Горская Е.А. Организация факультатива по математике на материале нестандартных задач [Текст] / Е.А. Горская // Сибирский педагогический журнал. – 2007. – № 7. – С. 251-254.
11. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор [Текст]: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с.
12. Гурова Л.Л. Психология мышления [Текст] / Л.Л. Гурова. – М.: Пер Сэ, 2005. – 136 с.
13. Далингер В.А. Совершенствование процесса обучения учащихся решению текстовых задач [Текст] / В.А. Далингер // Омский научный вестник. – 2011. – С. 168–170.
14. Жигачева Н.А. Внеурочная деятельность по математике в 5-6 классе [Текст] / Н.А. Жигачева // Новая наука: Современное состояние и пути развития. – 2015. - №5. – С. 38-41.
15. Жигачева, Н.А., Рыженко, Н.Г. Структуризация и систематизация сюжетных задач по сложности их решения [Текст] / Н.А. Жигачева, Н.Г. Рыженко // Вестник Омского университета. – 1998. - № 4. – С. 111-114.
16. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки Российской психологии [Текст] / В.П. Зинченко, Е.Б. Моргунов. – М.: Тривола, 1994. – 304 с.
17. Золотая И.Г. Использование проблемного обучения на уроках математики для развития творческого мышления [Текст] / И.Г. Золотая // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2012. - №25-1. – С. 220-225.
18. Золотая И.Г. Применение логических задач на уроках математики для развития творческого мышления учащихся [Текст] / И.Г. Золотая // Педагогическое мастерство: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 113-115.
19. Игнатова Е.С. Роль внеурочной деятельности по математике в условиях реализации ФГОС основного общего образования [Текст] / Е.С. Игнатова // Современные проблемы физико-математических наук. Материалы II Международной научно-практической конференции. – Орел: ОГУ, 2016. – С. 297-303.
20. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии (Анализ зарубежного опыта) [Текст] / М.В. Кларин. – Рига: НПЦ «Эксперимент», 1998. – 180 с.
21. Колобов А.Н. Спецкурсы и кружки в школе [Текст] / А.Н. Колобов// Научный альманах. Ч. 1. Тамбов: Консалтинговая компания Юком, - 2016. - № 7. – С. 247-251.
22. Маренникова Т.С., Финогеева И.С. Развитие творческого мышления учащихся на уроках математики в 5-9 класса [Текст] / Т.С. Маренникова, И.С. Финогеева // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. – 2011. - №24. – С. 724-725.
23. Матюшкин A.M. К характеристике мыслительных процессов мышления [Текст] / А.М. Матюшкин // Экспериментальное изучение продуктивных (творческих) процессов мышления. – М., 1973. – С. 4-8.
24. Мендыгалиева А.К. Нестандартная задача как средство развития творческого мышления на уроках математики [Текст] / А.К. Мендыгалиева // Теория и практика развивающего образования школьников: коллективная научная монография / отв. ред. А.Ю. Нагорнова. – Ульяновск: SIMJET, 2015. – С. 186-199.
25. Мерлина Н.И., Сушенцева Н.В. Формирование метапредметных УУД во внеурочной деятельности по математике в 5-6 классе[Текст] / Н.И. Мерлина, Н.В. Сушенцева // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. – 2016. - №1(69). – С. 164-170.
26. Нечаева А.С. Особенности организации внеурочной деятельности по математике [Текст] / А.С. Нечаева// Итоги научно-исследовательской деятельности 2017: изобретения, методики, инновации. XXIX Международная научно-практическая конференция. – М.: Издательство «Олимп» 2017. – С. 469-470.
27. Ножичкина, Л.В. Психологическое сопровождение педагогической деятельности в условиях введения ФГОС ООО: рискологический аспект [Текст] / Л.В. Ножичкина; Потенциал педагогической рискологии в условиях введения ФГОС основного общего образования: сб. статей. – М.: АСОУ, 2014. – С.49-55.
28. Ножичкина, Л.В. Синдром эмоционального выгорания педагогов – источник конфликтов в образовательной среде [Текст] / Л.В. Ножичкина // Конфликтология. – 2014. - №2. – С. 149-164.
29. Осяк С.А., Султанбекова С.С., Захарова, Т. В., Яковлева, Е. Н., Лобанова, О.Б., Плеханова, Е.М. Образовательный квест – современная интерактивная технология [Текст] // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – №1-2 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=20247 (Дата обращения: 18.04.2018).
30. Панфилова А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Под общ. ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 368 с.
31. Пойа Д. Как решать задачу [Текст] / Д. Пойа. – М., 1961. – 89 с.
32. Пономарев Я.А. Психология творческого мышления [Текст] Я.А. Пономарев/ . – М.: АПН РСФСР, 1960. – 352 с.
33. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180402/ (Дата обращения: 04.04.2018).
34. Репина А.В. Внеурочная деятельность как актуальная педагогическая проблем [Текст] / А.В. Репина // Педагогическое наследие К.Д. Ушинского. Материалы научно-практической конференции / отв. ред. Е.О. Иванов. – Ярославль, 2014. – С. 63-70.
35. Ручкова Н.А., Ледовских И.А. Определение понятия «творческое мышление» в научной литературе по психологии [Текст] / Н.А. Ручкова, И.А. Ледовских // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. – 2010. - №3. – С. 310-316.
36. Санникова Н.И. Применение электронных образовательных ресурсов в условиях перехода на новые ФГОС общего образования [Текст] / Н.И. Санникова // Информатика и образование. – Научный журнал, 2012. – № 3. – С. 20-21.
37. Седакова В.И. Организация внеурочной деятельности по математике в условиях перехода на новые ФГОС общего образования [Текст] / В.И. Седакова // Символ науки. – 2016. - №3-2(15). – С. 128-131.
38. Столяров А.М. Эвристические приемы и методы активизации творческого мышления [Текст] / А.М. Столяров. – М.: Изд-во ВНИИПИ, 1988. – 80 с.
39. Тележинская Е.Л., Семакова В.А. Квест как форма организации внеурочной деятельности // Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – 2016. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vneshkolnik.su/files/sbornik.pdf (Дата обращения 18.04.2018).
40. Трошин В.В. Занимательные дидактические материалы по математике. Сборник заданий [Текст] / Авт.-сост. В. В. Трошин. – М.: Глобус, 2008. – 298 с.
41. Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты [Текст] / Е.Е. Туник. – СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 2002. – 44 с.
42. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]: Приказ. – М.: Просвещение, 2010. – 31 с.
43. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Текст] / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2012. – 33 с.
44. Фомичева И.Б. Элементы занимательности на уроке «Действия с обыкновенными дробями» [Текст] / И.Б. Фомичева // Методический поиск: требования и решения. – 2012. - №1(12). – С. 44-47.
45. Шевелева Н.Н. Игровые формы ученического самоуправления как средство достижения планируемых образовательных результатов обучающихся во внеурочной деятельности [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен. степ. кандид. пед. наук: по спец. 13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования / Шевелёва Наталия Николаевна; [ГОУ ДПО (повышения квалификации) специалистов Московской области Педагогическая Академия последипломного образования; ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»]. – М., 2012. –26 с.
46. Шевелева Н.Н. Методическое сопровождение и учебно-методическое обеспечение ученического самоуправления во внеурочной деятельности [Текст]: статья / Н.Н. Шевелёва // Вестник Московского университета МВД России. – М.: «Московский университет МВД Российской Федерации», 2012. – №3. – С. 43-48.
47. Шевелева Н.Н. Проблемы и риски реализации внеурочной деятельности [Текст] / Н.Н. Шевелева // Конференциум АСОУ. Сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. – М., 2015. – С. 195-200.
48. Эбель М.Э. Внеурочная деятельность по математике в условиях реализации ФГОС основного общего образования [Текст] / М.Э Эбель // Научно-методический журнал Поиск. – 2016. - №4(56). – С. 38-39.
49. Эсаулов А.Ф. Психология решения задач. Методическое пособие [Текст] / А.Ф. Эсаулов. – М.: Высшая школа, 1972. – 216 с.
50. Torrance E.P. Scientific views of creativity and factors affecting its growth // Daedalus: Creativity and Learning. – 1965. – Р. 663-679.