Развитие творческого мышления учащихся 5-6 классов во внеурочной деятельности по математике (Математическое образование, Омский Государственный Педагогический Университет)
|
Выпускная квалификационная работа.
Обучающий этап эксперимента проходил на базе КГУ «Иванковская ОШ» Акмолинской области Буладынского района в 5-6 классах. Педагогический эксперимент проходил в с января по март 2018 года.
Также есть доклад и презентация.
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы развития творческого мышления учащихся 5-6 классов во внеурочной деятельности по математике 6
1.1 Психолого-педагогические основы развития творческого мышления учащихся 5-6 классов во внеурочной деятельности по математике 6
1.2 Внеурочная деятельность как педагогическая проблема и ее освящение в новом стандарте образования 10
1.3 Роль и место внеурочной деятельности в развитии творческого мышления учащихся 18
Выводы по главе 1 22
Глава 2 Содержание и методические особенности развития творческого мышления учащихся 5-6 классов во внеурочной деятельности по математике 24
2.1. Комплекс мероприятий 24
2.2. Процессуальный компонент 42
2.3. Результаты педагогического эксперимента 47
Выводы по главе 2 52
Заключение 54
Библиографический список использованной литературы 55
Обучающий этап эксперимента проходил на базе КГУ «Иванковская ОШ» Акмолинской области Буладынского района в 5-6 классах. Педагогический эксперимент проходил в с января по март 2018 года.
Также есть доклад и презентация.
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы развития творческого мышления учащихся 5-6 классов во внеурочной деятельности по математике 6
1.1 Психолого-педагогические основы развития творческого мышления учащихся 5-6 классов во внеурочной деятельности по математике 6
1.2 Внеурочная деятельность как педагогическая проблема и ее освящение в новом стандарте образования 10
1.3 Роль и место внеурочной деятельности в развитии творческого мышления учащихся 18
Выводы по главе 1 22
Глава 2 Содержание и методические особенности развития творческого мышления учащихся 5-6 классов во внеурочной деятельности по математике 24
2.1. Комплекс мероприятий 24
2.2. Процессуальный компонент 42
2.3. Результаты педагогического эксперимента 47
Выводы по главе 2 52
Заключение 54
Библиографический список использованной литературы 55
В современных условиях творческая личность становится востребованной обществом на всех ступенях ее развития. Количество изменений в жизни, происходящих за небольшой отрезок времени, настоятельно требует от человека качеств, позволяющих творчески и продуктивно подходить к любым изменениям. Для того, чтобы выжить в ситуации постоянных изменений, чтобы адекватно на них реагировать, человек должен активизировать свой творческий потенциал. Таким образом, возникает противоречие между репродуктивным характером традиционно сложившейся системы обучения и насущной потребностью общества в креативной системе развития личности.
Попытка разрешения данного противоречия нашла свое отражение в Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования, которые предполагают ориентацию на расширение и углубление базовых знаний и умений, развитие способностей и познавательного интереса, организация социальной деятельности школьников. Образовательная программа общего образования на сегодняшний день реализуется самим общеобразовательным учреждением через внеурочную и урочную деятельность со строгим соблюдением государственных требований, санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. В результате чего в формах организации образовательного процесса происходит чередование внеурочной и урочной деятельности.
Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности учащихся, кроме учебной на самом уроке, для удовлетворения некоторых потребностей учащихся в содержательном досуге, общественно полезной деятельности, целесообразном решением жизненных задач, а так же значительное участие в воспитании и социальном развитии школьников.
В ходе внеурочной деятельности по математике находят решение следующие соответствующие ключевые проблемы: формирование заинтересованности к исследованию точных дисциплин; усиление и увеличение точных знаний, умений и способностей обучающихся; формирование логического мышления, математической зоркости, математической проницательности и находчивости; выявляются более талантливые ребята, формируются их возможности; выявление заинтересованностей, предрасположенностей, возможностей, способностей обучающихся к разным типам работы; оказание поддержки в поисках «себя»; формирование условий с целью персонального формирования детей в выбранной сфере внеурочной работы; развитие системы математических познаний; формирование навыка созидательной работы, креативных возможностей; формирование условий с целью использования полученных знаний, умений и способностей; формирование навыка неофициального общения, взаимодействия, партнерства; увеличение рамок общения с обществом.
Таким образом, внеклассная работа по математике является одним из средств формирования познавательного интереса к математике, она формирует исследовательские и творческие навыки учащихся.
На основании всего вышесказанного можно заключить, что выбранная тема выпускной квалификационной работы «Развитие творческого мышления учащихся 5-6 классов во внеурочной деятельности по математике» является актуальной
Цель исследования – разработка методики формирования творческого мышления учащихся 5-6 классов во внеурочной деятельности по математике.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
выявить психолого-педагогические условия развития творческого мышления;
выявить особенности внеклассной работы в условиях современных образовательных стандартов общего образования;
определить роль и место внеклассной работы по математике в развитии творческого мышления;
разработать комплекс задач по развитию творческого мышления учащихся 5-6 классов во внеурочной деятельности по математике;
разработать методику обучения учащихся решению творческих задач по математике;
провести опытно-экспериментальное исследование с целью определения эффективности разработанной методики в 5-6 классах.
Объект исследования – процесс обучения математике.
Предмет исследования – процесс развития творческого мышления учащихся 5-6 классов во внеклассной работе по математике.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы и нормативно-правовых актов, обобщение, систематизация, педагогический эксперимент.
Теоретическую базу работы составили исследования творческого мышления (Е.П. Торранс, В.Н. Пушкин, Я.А. Пономарев, С.А. Рубинштейн, Дж. Гилфорд и др.), внеурочной деятельности в процессе обучения математике (Н.Н. Шевелева, А.В. Репина, А.С. Нечаева, Е.С. Игнатова и др.).
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, библиографического списка использованной литературы, приложений.
Попытка разрешения данного противоречия нашла свое отражение в Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования, которые предполагают ориентацию на расширение и углубление базовых знаний и умений, развитие способностей и познавательного интереса, организация социальной деятельности школьников. Образовательная программа общего образования на сегодняшний день реализуется самим общеобразовательным учреждением через внеурочную и урочную деятельность со строгим соблюдением государственных требований, санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. В результате чего в формах организации образовательного процесса происходит чередование внеурочной и урочной деятельности.
Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности учащихся, кроме учебной на самом уроке, для удовлетворения некоторых потребностей учащихся в содержательном досуге, общественно полезной деятельности, целесообразном решением жизненных задач, а так же значительное участие в воспитании и социальном развитии школьников.
В ходе внеурочной деятельности по математике находят решение следующие соответствующие ключевые проблемы: формирование заинтересованности к исследованию точных дисциплин; усиление и увеличение точных знаний, умений и способностей обучающихся; формирование логического мышления, математической зоркости, математической проницательности и находчивости; выявляются более талантливые ребята, формируются их возможности; выявление заинтересованностей, предрасположенностей, возможностей, способностей обучающихся к разным типам работы; оказание поддержки в поисках «себя»; формирование условий с целью персонального формирования детей в выбранной сфере внеурочной работы; развитие системы математических познаний; формирование навыка созидательной работы, креативных возможностей; формирование условий с целью использования полученных знаний, умений и способностей; формирование навыка неофициального общения, взаимодействия, партнерства; увеличение рамок общения с обществом.
Таким образом, внеклассная работа по математике является одним из средств формирования познавательного интереса к математике, она формирует исследовательские и творческие навыки учащихся.
На основании всего вышесказанного можно заключить, что выбранная тема выпускной квалификационной работы «Развитие творческого мышления учащихся 5-6 классов во внеурочной деятельности по математике» является актуальной
Цель исследования – разработка методики формирования творческого мышления учащихся 5-6 классов во внеурочной деятельности по математике.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
выявить психолого-педагогические условия развития творческого мышления;
выявить особенности внеклассной работы в условиях современных образовательных стандартов общего образования;
определить роль и место внеклассной работы по математике в развитии творческого мышления;
разработать комплекс задач по развитию творческого мышления учащихся 5-6 классов во внеурочной деятельности по математике;
разработать методику обучения учащихся решению творческих задач по математике;
провести опытно-экспериментальное исследование с целью определения эффективности разработанной методики в 5-6 классах.
Объект исследования – процесс обучения математике.
Предмет исследования – процесс развития творческого мышления учащихся 5-6 классов во внеклассной работе по математике.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы и нормативно-правовых актов, обобщение, систематизация, педагогический эксперимент.
Теоретическую базу работы составили исследования творческого мышления (Е.П. Торранс, В.Н. Пушкин, Я.А. Пономарев, С.А. Рубинштейн, Дж. Гилфорд и др.), внеурочной деятельности в процессе обучения математике (Н.Н. Шевелева, А.В. Репина, А.С. Нечаева, Е.С. Игнатова и др.).
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, библиографического списка использованной литературы, приложений.
В новой образовательной субъект-субъектной парадигме учащийся становится субъектом познавательной деятельности, а не объектом педагогического воздействия. Это обуславливает необходимость организации образовательного процесса, направленного на поиск и развитие задатков, способностей, заложенных природой в каждом учащемся. Такому развитию способствует математическое образование, причем развитию самых разных видов: культурному, духовному, эстетическому, нравственному, творческому, интеллектуальному, развитию познавательных процессов – восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, речи, которые выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Познавательные процессы развиваются в деятельности, и сами представляют собой особые виды деятельности. Развитие творческого мышления совершается в процессе обучения и воспитания и формируется в процессе взаимодействия с миром посредством овладения содержанием материальной и духовной культуры, искусства. В связи с этим появляется возможность говорить о специальном, целенаправленном формировании творческого мышления, в том числе и при обучении математике.
Согласно ФГОС ООО, неотъемлемой частью образовательного процесса в школе является внеурочная деятельность. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). Внеурочная деятельность по математике в целом направлена на общеинтеллектуальное развитие личности. Формирование творческого мышления во внеурочной деятельности по математике целесообразнее осуществлять при решении нестандартных задач. Причем следует использовать задачи на развитие гибкости, беглости и оригинальности мышления. Данное положение подтверждают результаты педагогического эксперимента.
Согласно ФГОС ООО, неотъемлемой частью образовательного процесса в школе является внеурочная деятельность. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). Внеурочная деятельность по математике в целом направлена на общеинтеллектуальное развитие личности. Формирование творческого мышления во внеурочной деятельности по математике целесообразнее осуществлять при решении нестандартных задач. Причем следует использовать задачи на развитие гибкости, беглости и оригинальности мышления. Данное положение подтверждают результаты педагогического эксперимента.
Подобные работы
- Формирование аналитико-синтетических умений во внеурочной деятельности в начальной школе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2020 - Развитие проектных умений в процессе внеурочной деятельности по математике
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4835 р. Год сдачи: 2019 - ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ 5-6-х КЛАССОВ В ПРОПЕДЕВТИЧЕСКОМ КУРСЕ МАТЕМАТИКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОГРАММЫ GEOGEBRA
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у второклассников с задержкой психического развития во внеурочной деятельности
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2021 - Развитие творческого мышления учащихся 5-6 классов во внеурочной деятельности по математике
Статьи, Эссе, Сочинения, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 200 р. Год сдачи: 2018 - Развитие воображения младших школьников во внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-Х КЛАССОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2020 - Разработка программы математического кружка для учащихся старших классов (Методика обучения математики, Алтайский государственный педагогический университет)
Курсовые работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 650 р. Год сдачи: 2021 - ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В СТАРШИХ КЛАССАХ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2019



