Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие творческого мышления учащихся 5-6 классов во внеурочной деятельности по математике (Математическое образование, Омский Государственный Педагогический Университет)

Работа №38047

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы60
Год сдачи2018
Стоимость1500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
539
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Выпускная квалификационная работа.
Обучающий этап эксперимента проходил на базе КГУ «Иванковская ОШ» Акмолинской области Буладынского района в 5-6 классах. Педагогический эксперимент проходил в с января по март 2018 года.
Также есть доклад и презентация.
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы развития творческого мышления учащихся 5-6 классов во внеурочной деятельности по математике 6
1.1 Психолого-педагогические основы развития творческого мышления учащихся 5-6 классов во внеурочной деятельности по математике 6
1.2 Внеурочная деятельность как педагогическая проблема и ее освящение в новом стандарте образования 10
1.3 Роль и место внеурочной деятельности в развитии творческого мышления учащихся 18
Выводы по главе 1 22
Глава 2 Содержание и методические особенности развития творческого мышления учащихся 5-6 классов во внеурочной деятельности по математике 24
2.1. Комплекс мероприятий 24
2.2. Процессуальный компонент 42
2.3. Результаты педагогического эксперимента 47
Выводы по главе 2 52
Заключение 54
Библиографический список использованной литературы 55

В современных условиях творческая личность становится востребованной обществом на всех ступенях ее развития. Количество изменений в жизни, происходящих за небольшой отрезок времени, настоятельно требует от человека качеств, позволяющих творчески и продуктивно подходить к любым изменениям. Для того, чтобы выжить в ситуации постоянных изменений, чтобы адекватно на них реагировать, человек должен активизировать свой творческий потенциал. Таким образом, возникает противоречие между репродуктивным характером традиционно сложившейся системы обучения и насущной потребностью общества в креативной системе развития личности.
Попытка разрешения данного противоречия нашла свое отражение в Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования, которые предполагают ориентацию на расширение и углубление базовых знаний и умений, развитие способностей и познавательного интереса, организация социальной деятельности школьников. Образовательная программа общего образования на сегодняшний день реализуется самим общеобразовательным учреждением через внеурочную и урочную деятельность со строгим соблюдением государственных требований, санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. В результате чего в формах организации образовательного процесса происходит чередование внеурочной и урочной деятельности.
Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности учащихся, кроме учебной на самом уроке, для удовлетворения некоторых потребностей учащихся в содержательном досуге, общественно полезной деятельности, целесообразном решением жизненных задач, а так же значительное участие в воспитании и социальном развитии школьников.
В ходе внеурочной деятельности по математике находят решение следующие соответствующие ключевые проблемы: формирование заинтересованности к исследованию точных дисциплин; усиление и увеличение точных знаний, умений и способностей обучающихся; формирование логического мышления, математической зоркости, математической проницательности и находчивости; выявляются более талантливые ребята, формируются их возможности; выявление заинтересованностей, предрасположенностей, возможностей, способностей обучающихся к разным типам работы; оказание поддержки в поисках «себя»; формирование условий с целью персонального формирования детей в выбранной сфере внеурочной работы; развитие системы математических познаний; формирование навыка созидательной работы, креативных возможностей; формирование условий с целью использования полученных знаний, умений и способностей; формирование навыка неофициального общения, взаимодействия, партнерства; увеличение рамок общения с обществом.
Таким образом, внеклассная работа по математике является одним из средств формирования познавательного интереса к математике, она формирует исследовательские и творческие навыки учащихся.
На основании всего вышесказанного можно заключить, что выбранная тема выпускной квалификационной работы «Развитие творческого мышления учащихся 5-6 классов во внеурочной деятельности по математике» является актуальной
Цель исследования – разработка методики формирования творческого мышления учащихся 5-6 классов во внеурочной деятельности по математике.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
 выявить психолого-педагогические условия развития творческого мышления;
 выявить особенности внеклассной работы в условиях современных образовательных стандартов общего образования;
 определить роль и место внеклассной работы по математике в развитии творческого мышления;
 разработать комплекс задач по развитию творческого мышления учащихся 5-6 классов во внеурочной деятельности по математике;
 разработать методику обучения учащихся решению творческих задач по математике;
 провести опытно-экспериментальное исследование с целью определения эффективности разработанной методики в 5-6 классах.
Объект исследования – процесс обучения математике.
Предмет исследования – процесс развития творческого мышления учащихся 5-6 классов во внеклассной работе по математике.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы и нормативно-правовых актов, обобщение, систематизация, педагогический эксперимент.
Теоретическую базу работы составили исследования творческого мышления (Е.П. Торранс, В.Н. Пушкин, Я.А. Пономарев, С.А. Рубинштейн, Дж. Гилфорд и др.), внеурочной деятельности в процессе обучения математике (Н.Н. Шевелева, А.В. Репина, А.С. Нечаева, Е.С. Игнатова и др.).
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, библиографического списка использованной литературы, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В новой образовательной субъект-субъектной парадигме учащийся становится субъектом познавательной деятельности, а не объектом педагогического воздействия. Это обуславливает необходимость организации образовательного процесса, направленного на поиск и развитие задатков, способностей, заложенных природой в каждом учащемся. Такому развитию способствует математическое образование, причем развитию самых разных видов: культурному, духовному, эстетическому, нравственному, творческому, интеллектуальному, развитию познавательных процессов – восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, речи, которые выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Познавательные процессы развиваются в деятельности, и сами представляют собой особые виды деятельности. Развитие творческого мышления совершается в процессе обучения и воспитания и формируется в процессе взаимодействия с миром посредством овладения содержанием материальной и духовной культуры, искусства. В связи с этим появляется возможность говорить о специальном, целенаправленном формировании творческого мышления, в том числе и при обучении математике.
Согласно ФГОС ООО, неотъемлемой частью образовательного процесса в школе является внеурочная деятельность. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). Внеурочная деятельность по математике в целом направлена на общеинтеллектуальное развитие личности. Формирование творческого мышления во внеурочной деятельности по математике целесообразнее осуществлять при решении нестандартных задач. Причем следует использовать задачи на развитие гибкости, беглости и оригинальности мышления. Данное положение подтверждают результаты педагогического эксперимента.



1. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя [Текст] / А.Г. Асмолов. – М.: Просвещение, 2010. – 159 с.
2. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение [Текст] / А.В. Брушлинский. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «Модэк», 1996. – 392 с.
3. Внеклассная работа по математике. Электронная переписка учащихся: метод. указания [Текст] / сост. Н.В. Сушенцова. – Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2012. – 76 с.
4. Воронцов А.Б., Чудинова Е.В. Учебная деятельность: введение в систему Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова [Текст] / А.Б. Воронцов, Е.В. Чудинова. – М.: Издатель Рассказов В.И., 2004. – 304 с.
5. Гадаева Т.С. Система заданий для формирования универсальных учебных действий при изучении темы «Обыкновенные и десятичные дроби» (6 класс) [Текст] / Т.С. Гадаева // Методический поиск: проблемы и решения. – 2016. - №2(22). – С. 62-66.
6. Гилфорд Дж. Природа умственного развития [Текст] / Дж.Гилфорд. – М.: Прогресс, 1967. – 306 с.
7. Гилядетдинова З.А. Развитие творческого мышления учащихся [Текст] / З.А. Гилядетдинова // Педагогика и современность. – 2013. - №1(3). – С. 51-54.
8. Годлевская Е.В. Дидактический потенциал системы графических форм представления информации в процессе: монография [Текст] / Е.В. Годлевская. – Челябинск: ЧГАА, 2014. – 204 с.
9. Горев П.М., Утемов В.В. Уроки развивающей математики. 5-6 классы: Задачи математического кружка: учебное пособие [Текст] / П.М. Горев, В.В. Утемов. – Киров: Изд-во МЦИТО, 2014. – 207 с.
10. Горская Е.А. Организация факультатива по математике на материале нестандартных задач [Текст] / Е.А. Горская // Сибирский педагогический журнал. – 2007. – № 7. – С. 251-254.
11. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор [Текст]: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с.
12. Гурова Л.Л. Психология мышления [Текст] / Л.Л. Гурова. – М.: Пер Сэ, 2005. – 136 с.
13. Далингер В.А. Совершенствование процесса обучения учащихся решению текстовых задач [Текст] / В.А. Далингер // Омский научный вестник. – 2011. – С. 168–170.
14. Жигачева Н.А. Внеурочная деятельность по математике в 5-6 классе [Текст] / Н.А. Жигачева // Новая наука: Современное состояние и пути развития. – 2015. - №5. – С. 38-41.
15. Жигачева, Н.А., Рыженко, Н.Г. Структуризация и систематизация сюжетных задач по сложности их решения [Текст] / Н.А. Жигачева, Н.Г. Рыженко // Вестник Омского университета. – 1998. - № 4. – С. 111-114.
16. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки Российской психологии [Текст] / В.П. Зинченко, Е.Б. Моргунов. – М.: Тривола, 1994. – 304 с.
17. Золотая И.Г. Использование проблемного обучения на уроках математики для развития творческого мышления [Текст] / И.Г. Золотая // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2012. - №25-1. – С. 220-225.
18. Золотая И.Г. Применение логических задач на уроках математики для развития творческого мышления учащихся [Текст] / И.Г. Золотая // Педагогическое мастерство: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 113-115.
19. Игнатова Е.С. Роль внеурочной деятельности по математике в условиях реализации ФГОС основного общего образования [Текст] / Е.С. Игнатова // Современные проблемы физико-математических наук. Материалы II Международной научно-практической конференции. – Орел: ОГУ, 2016. – С. 297-303.
20. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии (Анализ зарубежного опыта) [Текст] / М.В. Кларин. – Рига: НПЦ «Эксперимент», 1998. – 180 с.
21. Колобов А.Н. Спецкурсы и кружки в школе [Текст] / А.Н. Колобов// Научный альманах. Ч. 1. Тамбов: Консалтинговая компания Юком, - 2016. - № 7. – С. 247-251.
22. Маренникова Т.С., Финогеева И.С. Развитие творческого мышления учащихся на уроках математики в 5-9 класса [Текст] / Т.С. Маренникова, И.С. Финогеева // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. – 2011. - №24. – С. 724-725.
23. Матюшкин A.M. К характеристике мыслительных процессов мышления [Текст] / А.М. Матюшкин // Экспериментальное изучение продуктивных (творческих) процессов мышления. – М., 1973. – С. 4-8.
24. Мендыгалиева А.К. Нестандартная задача как средство развития творческого мышления на уроках математики [Текст] / А.К. Мендыгалиева // Теория и практика развивающего образования школьников: коллективная научная монография / отв. ред. А.Ю. Нагорнова. – Ульяновск: SIMJET, 2015. – С. 186-199.
25. Мерлина Н.И., Сушенцева Н.В. Формирование метапредметных УУД во внеурочной деятельности по математике в 5-6 классе[Текст] / Н.И. Мерлина, Н.В. Сушенцева // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. – 2016. - №1(69). – С. 164-170.
26. Нечаева А.С. Особенности организации внеурочной деятельности по математике [Текст] / А.С. Нечаева// Итоги научно-исследовательской деятельности 2017: изобретения, методики, инновации. XXIX Международная научно-практическая конференция. – М.: Издательство «Олимп» 2017. – С. 469-470.
27. Ножичкина, Л.В. Психологическое сопровождение педагогической деятельности в условиях введения ФГОС ООО: рискологический аспект [Текст] / Л.В. Ножичкина; Потенциал педагогической рискологии в условиях введения ФГОС основного общего образования: сб. статей. – М.: АСОУ, 2014. – С.49-55.
28. Ножичкина, Л.В. Синдром эмоционального выгорания педагогов – источник конфликтов в образовательной среде [Текст] / Л.В. Ножичкина // Конфликтология. – 2014. - №2. – С. 149-164.
29. Осяк С.А., Султанбекова С.С., Захарова, Т. В., Яковлева, Е. Н., Лобанова, О.Б., Плеханова, Е.М. Образовательный квест – современная интерактивная технология [Текст] // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – №1-2 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=20247 (Дата обращения: 18.04.2018).
30. Панфилова А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Под общ. ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 368 с.
31. Пойа Д. Как решать задачу [Текст] / Д. Пойа. – М., 1961. – 89 с.
32. Пономарев Я.А. Психология творческого мышления [Текст] Я.А. Пономарев/ . – М.: АПН РСФСР, 1960. – 352 с.
33. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180402/ (Дата обращения: 04.04.2018).
34. Репина А.В. Внеурочная деятельность как актуальная педагогическая проблем [Текст] / А.В. Репина // Педагогическое наследие К.Д. Ушинского. Материалы научно-практической конференции / отв. ред. Е.О. Иванов. – Ярославль, 2014. – С. 63-70.
35. Ручкова Н.А., Ледовских И.А. Определение понятия «творческое мышление» в научной литературе по психологии [Текст] / Н.А. Ручкова, И.А. Ледовских // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. – 2010. - №3. – С. 310-316.
36. Санникова Н.И. Применение электронных образовательных ресурсов в условиях перехода на новые ФГОС общего образования [Текст] / Н.И. Санникова // Информатика и образование. – Научный журнал, 2012. – № 3. – С. 20-21.
37. Седакова В.И. Организация внеурочной деятельности по математике в условиях перехода на новые ФГОС общего образования [Текст] / В.И. Седакова // Символ науки. – 2016. - №3-2(15). – С. 128-131.
38. Столяров А.М. Эвристические приемы и методы активизации творческого мышления [Текст] / А.М. Столяров. – М.: Изд-во ВНИИПИ, 1988. – 80 с.
39. Тележинская Е.Л., Семакова В.А. Квест как форма организации внеурочной деятельности // Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – 2016. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vneshkolnik.su/files/sbornik.pdf (Дата обращения 18.04.2018).
40. Трошин В.В. Занимательные дидактические материалы по математике. Сборник заданий [Текст] / Авт.-сост. В. В. Трошин. – М.: Глобус, 2008. – 298 с.
41. Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты [Текст] / Е.Е. Туник. – СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 2002. – 44 с.
42. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]: Приказ. – М.: Просвещение, 2010. – 31 с.
43. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Текст] / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2012. – 33 с.
44. Фомичева И.Б. Элементы занимательности на уроке «Действия с обыкновенными дробями» [Текст] / И.Б. Фомичева // Методический поиск: требования и решения. – 2012. - №1(12). – С. 44-47.
45. Шевелева Н.Н. Игровые формы ученического самоуправления как средство достижения планируемых образовательных результатов обучающихся во внеурочной деятельности [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен. степ. кандид. пед. наук: по спец. 13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования / Шевелёва Наталия Николаевна; [ГОУ ДПО (повышения квалификации) специалистов Московской области Педагогическая Академия последипломного образования; ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»]. – М., 2012. –26 с.
46. Шевелева Н.Н. Методическое сопровождение и учебно-методическое обеспечение ученического самоуправления во внеурочной деятельности [Текст]: статья / Н.Н. Шевелёва // Вестник Московского университета МВД России. – М.: «Московский университет МВД Российской Федерации», 2012. – №3. – С. 43-48.
47. Шевелева Н.Н. Проблемы и риски реализации внеурочной деятельности [Текст] / Н.Н. Шевелева // Конференциум АСОУ. Сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. – М., 2015. – С. 195-200.
48. Эбель М.Э. Внеурочная деятельность по математике в условиях реализации ФГОС основного общего образования [Текст] / М.Э Эбель // Научно-методический журнал Поиск. – 2016. - №4(56). – С. 38-39.
49. Эсаулов А.Ф. Психология решения задач. Методическое пособие [Текст] / А.Ф. Эсаулов. – М.: Высшая школа, 1972. – 216 с.
50. Torrance E.P. Scientific views of creativity and factors affecting its growth // Daedalus: Creativity and Learning. – 1965. – Р. 663-679.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ