Введение 3
Глава 1. Понятие и содержание правового положения избирательной комиссии муниципального образования 6
1.1 Понятие правового статуса избирательной комиссии муниципального
образования и правовая основа ее организации и деятельности 6
1.2 Место и роль избирательной комиссии муниципального образования в избирательном процессе Российской Федерации 13
1.3 Принципы деятельности избирательной комиссии муниципального образования
Глава 2. Порядок формирования и компетенция избирательной комиссии муниципального образования 23
2.1 Порядок формирования избирательной комиссии муниципального
образования и правовой статус ее членов 23
2.2 Компетенция избирательной комиссии муниципального образования .. 37
Заключение 59
Список использованной литературы, специальной и учебная литературы 61
В современном демократическом государстве неизменным атрибутом являются выборы, как политический институт, институт народовластия. Рост и распространение в обществе политической и правовой культуры, которая является выразителем его правовых ценностей и норм, стимулирует интерес к демократическим выборам, принципам функционирования выборных властных институтов.
Актуальность темы исследования заключается в том, что обеспечение свободных, равно справедливых и подлинно демократических политических выборов - одна из важнейших проблем для государства и общества. Выборы в условиях демократии призваны гарантировать верховенство народной воли, ее воплощение в деятельности государственной и муниципальной власти, высокую степень ответственности государства перед гражданским обществом. Таким образом, актуальность исследования деятельности избирательных комиссий по реализации политических прав граждан обусловлена противоречием между их демократическим предназначением и практикой применения нормативных актов, регулирующих правовое положение избирательных органов в политической системе российского общества. Органом, осуществляющим контроль над проходящими выборами, является избирательная комиссия.
Избирательная комиссия муниципального образования организует подготовку и проведение муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования.
Избирательная комиссия муниципального образования вправе сформировать одну либо несколько специальных территориальных
комиссий для руководства деятельностью участковых комиссий, сформированных на участках референдума, которые образованы на судах, находящихся в плавании, и полярных станциях. Такие специальные территориальные комиссии формируются с соблюдением общих условий формирования комиссий, а также порядка формирования территориальных комиссий, установленных законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах.
Объектом настоящей выпускной квалификационной работы являются - основы формирования и деятельности избирательных комиссий, федеральные и региональные нормативные правовые акты о выборах и референдумах, акты органов местного самоуправления а также регулируемые ими общественные отношения, складывающиеся в связи с подготовкой и проведением муниципальных выборов.
Целью исследования заключается в комплексном анализе правового положения избирательной комиссии муниципального образования, выявлении связанных с его осуществлением проблем, а также в разработке на основе действующего законодательства, достижений юридической науки и избирательной практики рекомендаций и предложений, имеющих значение для его совершенствования.
Для реализации данной цели, необходимо решение следующих
задач:
- изучить общие положения правового статуса избирательной комиссии муниципального образования;
- рассмотреть понятие избирательной комиссии муниципального образования;
- обозначить место и роль избирательной комиссии;
- выделить основные принципы деятельности избирательной комиссии;
-выявить проблемы формирования и компетенция избирательной
комиссии муниципального образования;
4
- изучить полномочия избирательной комиссии муниципального образования на всех стадиях избирательного процесса.
Теоретическую основу данной работы сформировали труды и учебные пособия ученых в области избирательного права. Проблемы избирательного права и процесса всегда привлекали к себе пристальное внимание ученых. Вопросы современного состояния избирательной системы, статуса избирательных комиссий нашли отражение в работах С. А. Авакьяна, М. В. Баглая, А. А. Безуглова, В. И. Васильева, Ю. А. Веденеева, А. А. Вешнякова, A. В. Зиновьева, Т. Д. Зражевской, А. В. Иванченко, В. Т. Кабышева, А. Н. Кокотова, С. Д. Князева, О. Е. Кутафина, В. В. Лапаевой, В. И. Лысенко, B. В. Маклакова, М. С. Матейковича, А. Е. Постникова, Ю. А. Тихомирова, В. Е. Чиркина и др.
Нормативную основу работы составляют нормы конституционного и избирательного права, и других отраслей права РФ, нормативно-правовые акты. Эмпирическую основу составили материалы опубликованной на информационных источниках центральной избирательной комиссии.
Методологической основой выпускной квалификационной работы являются общенаучные методы, такие как анализ, синтез, дедукция, индукция, обобщение сведений, сравнение, классифицирование, а также частно-научные методы, такие как сравнительно-правовой и формально-юридический. Данные методы позволили исследовать вопросы во всем многообразии их связей и отношений.
Структура работы обусловлена целью исследования и поставленными задачами. Работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и списка использованных нормативно-правовых актов, и специальной литературы.
Завершая проведенное исследование, сформулируем основные выводы. Социальная ценность выборов заключается в том, что они выступают способом политической самоорганизации гражданского общества, обеспечивающим его автономию, и юридически признают возможность граждан и их политических объединений быть субъектами публичной власти и управления.
В современной России существенно возросла роль процедурных и процессуальных норм, в первую очередь, при формировании легитимных органов публичной власти. Для юридической деятельности характерен определенный порядок, который должен быть оптимальным для совершения тех или иных юридически значимых действий. Порядок, оформленный в соответствии с правовыми предписаниями норм избирательного нрава, представляет собой избирательный процесс как специфическую разновидность юридического процесса.
Выборы в органы публичной власти являются одной из форм прямого волеизъявления граждан в современном демократическом государстве. Степень совершенствования нормативно-правового регулирования и практики проведения выборов показывает уровень развития демократии, сопричастности граждан к осуществлению государственной власти и местного самоуправления.
Важнейшее значение в связи с изложенным приобретает вопрос о правовой регламентации деятельности избирательных комиссий. Правовой основой для определения правового статуса избирательных комиссий муниципальных образований в России является федеральное, региональное и муниципальное законодательство. Отметим, что в настоящее время законодательство о местном самоуправлении в части закрепления правового статуса избирательных комиссий муниципальных образований находится в стадии становления.
Место и роль избирательной комиссии муниципального образования в избирательном процессе определяются, прежде всего, ее положением в системе избирательных комиссий России и ее природой. Избирательная комиссия муниципального образования представляет собой независимый коллегиальный формируемый в установленном законодательством порядке муниципальный орган, который не входит в систему органов местного самоуправления, организует подготовку и проведение муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования но вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования, а также обеспечивает реализацию и защиту избирательных прав граждан. В своей деятельности ИКМО основывается на принципах независимости, коллегиальности, законности, гласности, а также на принципах избирательного права и избирательного процесса. Порядок формирования избирательной комиссии муниципального образования детально урегулирован законодательством, однако мы полагаем рациональным отказаться от гарантированного представительства политических партий в избирательных комиссиях муниципальных образований, так как данное требование не соответствует современной российской правовой действительности.
Особое внимание необходимо обратить на тот факт, что совершенствование избирательного законодательства всех уровней и проводимые в государстве реформы должны осуществляться комплексно, с учетом достижений науки, мнения общественности и сформировавшейся практики. Особое внимание необходимо обратить на тот факт, что совершенствование избирательного законодательства всех уровней и проводимые в государстве реформы должны
осуществляться комплексно, с учетом достижений науки, мнения общественности и сформировавшейся практики.
1. Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) в ред. 21.07.2014 // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
2. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 01.05.2019) // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
3. Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от
01.05.2019) // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
4. Федеральный закон "О выборах президента Российской Федерации Российской Федерации" от 06.10.1999 N 184-ФЗ (от
11.12.2018) // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
5. Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от
12.06.2002 N 67-ФЗ (от 27.12.2018) // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
6. Федеральный закон "О выборах депутатов Г осударственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" от 22.02.2014 N 20-ФЗ (от 27.12.2018) // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
7. Федеральный закон "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" от 26.11.1996 N 138-ФЗ (от 04.06.2014) // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
1. Алексеев И.А. Муниципальное управление и местное самоуправление: учебник / под ред. И.А. Алексеева. — М. : ИНФРА-М,
2019. — 353 с.
2. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция,
современность.- «Сашко», 2000 . - 200 с.
3. Акмалова А..А. Муниципальное право России: учебник / А.А. Акмалова. - М.: «ИКФ» ЭКМОС», 2002. - 532 с.
4. Баглай М.В. Конституционное право.Общая часть. / М.В. Баглай
— Москва: ИНФРА-М , 2010. - 1088 с.
5. Баранчиков В. А. Муниципальное право: учебник для студентов вузов / В. А. Баранчиков. - Москва: ЮНИТИ: Закон и право, 2000. — 384 с.
6. Васютин Ю. Местное самоуправление в зарубежных странах / Ю. Васютин, Н. Емельянов. - М.: Издательство «ТГПУ», 2001. - 521 с.
7. Виноградов В.А. Конституционное право Российской Федерации / В.А.Виноградов. - М.: Юрайт, 2015. - 273 с.
8. Козлова Е.И. Конституционное право России / Е.И.Козлова, О.Е. Кутафин. . - М.: Проспект, 2016. - 146 с.
9. Комкова Г. Н. Конституционное право Российской Федерации / Г.Н. Комкова, Е.В. Колесников, М.А. Липчанская. - М.: Юрайт, 2017. - 192 с.
10. Крылов Б.С. Государственный суверенитет: современные
проблемы // Конституционное и муниципальное право. 2008. № 6. 256 с.
11. Лучин В.О. Конституция Российской Федерации. Проблемы реализации / М.: ЮНИТИ— ДАНА, 2002. — 201 с.
12. Малько А. В. Муниципальное право России : учебник для вузов / А. В. Малько, С. В. Корсакова. — Москва : Издательство Юрайт, 2011.
— 398 с.
13. Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник для вузов. 17— е изд., испр. и доп. М.: Статут, 2013. 520 с.
14. Малый А.Ф. Избирательная система Российской Федерации: Учебн. пособие в схемах / А.Ф.Малый. - Саранск: Изд-во Мордовс. унта, - 1995, - 86 с.
15. Меньшов В. Л. Конституционное право России. Учебник / В.Л. Меньшов. - М.: Форум, Инфра— М, 2016. - 208 с.
16. Некипелов А.Д. Новая российская энциклопедия: В 12 т. Т.1. М., 2003. 195 с.
17. Некрасов С. И. Конституционное право. Учебное пособие / С.И. Некрасов. — М.: Юрайт, 2016. - 176 с.
18. Стрекозов В. Г. Конституционное право России / В.Г. Стрекозов. - М.: Юрайт, 2017. - 151 с.
19. Хабриева Т.Я. Разграничение законодательной компетенции Российской Федерации и её субъектов / Соотношение законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации / Отв. ред. Т.Я. Хабриева. М., 2003. 124 с.
20. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. М., 2001. 186 с.
III. Информационные ресурсы сети интернет:
1. www.base.garant.ru
2. www.consultant.ru
3. http://polbu.ru.
4. https://tuimazy.bashkortostan.ru
5. http://www.cikrf.ru