Вопрос о роли личности в истории обсуждается уже давно, и волнует он не только историков, но и философов. Изучая различные этапы развития общества, перед исследователями встает проблема - насколько особенности того или иного деятеля определяют ход истории. Каждый период формирует своих главных героев, и ученому необходимо изучить его деяния, выявить его значимость и степень влияния на происходящее. Получается, что весь исторический процесс соткан из поступков разных лиц, которые оказывают свое собственное воздействие на путь, пройденный человечеством. Роль одного определенного человека в мировой и региональной истории играет огромное значение. Именно человек способен поменять ход событий и повлиять на их дальнейшее развитие. В современном обществе, где классовые различия не так заметны, значение личности в истории особенно ощутимо. Ведь теперь даже рядовой человек может оказать влияние на историю и стать тем, от кого эта самая история будет зависеть. По предположению Г.В. Плеханова, посвятивших одно из своих философских произведений вопросу о роли личности в истории, именно общество, точнее уровень его организации, определяет насколько возможно влияние одной определенной личности . Получается, что и общество, и человек оказывают друг на друга взаимное влияние. Будь это какое-то серьезное действие или незначительная мелочь, любое движение может стать решающим. Хотя вычислить кто и в какой момент станет вершителем исторических судеб крайне сложно, только взглянув на события по прошествии времени возможно в полной мере оценить произошедшее, ведь будущее имеет множество альтернатив и способно измениться в результате действия или же
л
напротив бездействия людей . Кроме личностей большую роль в формировании исторического процесса играют и обстоятельства. Оказавшись в одном временном пространстве, они формируют реальность, которая возможна только в этих условиях.
Рассуждая о том, какую роль играет личность, не стоит забывать и об обстоятельствах, которые способствовали тому, что та или иная личность выходит на авансцену и начинает оказывать свое влияние на события. Одним из философов, который начал говорить о важности влияние среды на человека и его развитие стал У. Джеймс (1842 - 1910). Он в своей работе «Великий человек и его окружение», проводя аналогию между теорией Дарвина и развитием общества, предлагает подход, когда роль личности будет зависеть от того насколько он соответствует своему окружению, насколько он в него вписывается. Также Джеймс вводит понятие
3
восприимчивости личности к историческому моменту .
Для того чтобы рассмотреть роль личности Рашиды Исхаковой в формировании постсоветской татарстанской общины целью работы будет анализ творческого и жизненного пути проповедницы, ее книг, для создания наиболее полной картины ее деятельности и дальнейшего определения ее места в мусульманской общине.
Ислам, появившийся на территории современной России еще в 7-8 веках (Дербент), на протяжении многих веков проходил самые разные этапы развития. Одним из крупнейших испытаний для религий в нашей стране оказались события, которые происходили на территории России в период советского прошлого страны. С 1917 года по 1991 года Советский Союз был государством, в конституции которого всегда прописывалась свобода совести и вероисповедания, но партия и государственный аппарат, неразрывно связанный с центральным комитетом и генеральным секретарем партии, всеми возможными способами пропагандировали атеизм и отрицали
Grinin L. E. The Role of an Individual in history. A reconsideration. Social evolution &
History (September 2010). - 100 p.
3 James W. great men their environment/ Kila MT.: Kessinger publishing, 2005. - Р 174..
религию, как элемент чуждый для пролетариата. В.И. Ленин, главный организатор Октябрьской революций и создатель СССР, говорил о борьбе с религией так: «Мы должны бороться с религией. Это — азбука всего материализма и, следовательно, марксизма. Но марксизм не есть материализм, остановившийся на азбуке. Марксизм идет дальше. Он говорит: надо уметь бороться с религией, а для этого надо материалистически объяснить источник веры и религии у масс» . Следуя заветам вождя последующие руководители государства проводили жесткую политику по искоренению всех религий из жизни советского человека.
До 1930-х годов ислам, по сравнению с другими конфессиями, находился относительно в более благоприятном положении. Советское правительство использовало религиозные организации в своих целях и со временем пыталась подчинить их в полной мере . Но уже в 1930 году начались масштабные кампании по закрытию мечетей. Только на территории Татарстана было закрыто более 10 000 мечетей и более 90% религиозных деятелей были лишены права осуществлять свои обязанности .
В данных условиях, когда быть мусульманином было просто опасно, люди оставались верны своим убеждениям и традициям. Всегда находились люди, которые вопреки существующим порядкам продолжали не только верить в бога, но и помогать другим сохранять эту веру. Это были не только «бродячие муллы», которые подпольно совершали богослужения, но и обычные люди, поддерживавшие дух мусульманской общины. В среде именно таких людей родилась Рашида Абдулловна, и воспитываясь именно в таком окружении, она стала человеком, который готов был пойти на многое ради своей религии.
Актуальность данной темы определяется тем, что о Рашиде Исхаковой, как об одной из немногих татарских проповедниц на данный момент нет опубликованных исследовательских работ, а изучить ее жизненный и духовный путь необходимо для понимания современной религиозной ситуации в Татарстане.
Хронологические рамки работы определяются годами жизни Рашиды Исхаковой с 1924 по 2016 годы, а также затрагивают и последующие годы вплоть до сегодняшнего дня в отношении исследования роли ее учеников в современной религиозной жизни Республики.
Задачами данной работы являются:
1. Описание биографии Р.Исхаковой, путем анализа ее
автобиографической книги «Смысл жизни» и других источников.
2. Изучение ее работ, сравнение их с более ранними аналогами.
3. Анализ распространения среди населения книг Рашиды
Исхаковой.
4. Выявление степени ее влияния на видных представителей
мусульманской общины, таких как Гусман Исхаков, Габдулла Галиуллина, Альмира Адиятуллина и Фания Залялиева.
Источниковая база исследования.
При написании работы использованы книги Рашиды Исхаковой
п
«Чтение Намаза» - «Намаз уку тэртибе» , «Путешествие в Хадж. Молитвы» - «Хаж сэфэре. Догалар» , «Жемчужины Корана» - «Коръэн жэYhэрлэре» . С помощью их анализа удалось выявить причины их распространениях среди населения. Для того, чтобы понять причины их популярности в момент их распространения и необходимости их издания, несмотря на то, что были более ранние аналоги, было проведено сравнения книг Рашиды Исхаковой с несколькими похожими трудами. Так, например, объяснение правил намаза Рашиды абыстай были сравнены с классическим трудом Ахмадхади Максуди «Гыйбадат Исламия» («Основы веры») , так как именно это книга на протяжение более двух веков была компасом в религии для начинающих мусульман. Также было рассмотрено более современное издание - это «Книга намаза в картинках по ханафитскому мазхабу», которое можно найти в открытом доступе .
Для сравнения описания хаджа были использованы книга Валиуллы Якупова «Хадж и Умра. Путеводитель по Мекке и Медине» , а для полного рассмотрения эволюции развития жанра Хадж - наме, был рассмотрен перевод со старотатарского «Хадж - наме» Х. Альмушева. Это было сделано для того чтобы проследить связь между их работами, и определить, как новаторство, так и традиционность творчества Рашиды Исхаковой. Для анализа книги «Жумчужины Корана» и определения истоков при создании собственного перевода, были рассмотрены русские переводы Корана Кулиева Э.Р. , Крачковского И. Ю. , Османова М.-Н.О. , Пороховой
17 1Я
В. М. , а также татарские тафсиры Батуллы Р.М и Ногмани .
В сборе биографических сведений большой вклад внесла книга «Смысл жизни» - «Яшэу мэгьнэсе» Рашиды Исхаковой, которая имела ограниченный выпуск, книга Гусмана Исхакова «Без религии невозможно жить» - «Динсез яшэп булмый» , Фании Залялиевой «Лекарство для души. Зикры, воспоминания» - «Куцеллэр дэвасы. Зикерлэр, истэлеклэр» , а также
интервью, которое Сафиуллина Р.Р взяла у Ф. Залялиевой в мае 2018 года. Многие данные были взяты с официального сайта духовного управления мусульман Республики Татарстан Степень изученности темы.
В написании работы были использованы монографии, посвященные развитию ислама в Татарстане в постсоветский период, например, работы Хабутдинова А. Ю., Мухетинова Д. В. «Общественные движения мусульман - татар: итоги и перспективы» и «Ислам в СССР: предыстория репрессий» , А.В. Малашенко «Ислам для России» , Мухаметшина Р. М. «Татары и Ислам в ХХ веке (Ислам в общественной и политической жизни татар и Татарстана)» .
Раздел из учебного пособия под редакцией Г аллямовой А.Г. «История Татарстана и татарского народа. 1917-2013 гг.» , посвященный возрождению религиозных институтов в Татарстане в постсоветскую эпоху, помог представить религиозную ситуацию в начале 2000-ых.
Так же можно назвать труд религиоведа, историка религии, доктора исторических наук Р. А. Силантьева «Новейшая история ислама в России» , в которой он подробно описывает отношения между центральным и региональными духовными управления в период их формирования, также он выделяет личность Рашиды Исхаковой, как связывающий элемент между многими современными религиозными деятелями.
Практическая значимость работы заключается в том, что в исследовании собрана информация о биографии Рашиды Исхаковой, о ее связи с четырьмя выдающимися личностями современной мусульманского сообщества Татарстана, такими как Гусман Исхаков, Габдулла Галиуллин, Альмира Адиатуллина и Фания Залялиева, также проведен анализ ее работ и выявлены причины популярности и распространённости ее книг и брошюр.
Выпускная работа состоит из введения, 3 разделов, заключения и списка использованных источников и литературы.
В любой период истории можно найти наиболее выдающихся личностей, которые оказывают влияние не только на свое окружение, но и на эпоху в целом. Для Республики Татарстан начиная с 1970-х по настоящее время одной из таких личностей являлась Рашида Исхакова. Она как проповедница, преподавательница, мать и сестра внесла огромный вклад в развитие мусульманской общины Республики.
Ее деятельность совпала с возрождением ислама, и в целом, религиозности на территории бывшего Советского Союза. Сложно сказать, что было бы, если она родилась раньше или позже, или же вообще в другой семье, менее религиозной, имела бы ее личность такое же влияние или она была бы среднестатистической женщиной, которая знает чуть больше остальных жителей деревни? Но все же история сложилась так, что Рашида Исхакова родилась в 1924 году, пережила войну, советский авторитаризм (арест отца в ходе раскулачивания и мужа за обвинение в махинациях с финансами) и дожила до распада СССР. Она пронесла через все эти испытания сильнейшую веру в бога, которая не страшилась действий правоохранительных органов.
Книги, которые она писала и распространяла благодаря своему положению и авторитету, пришлись как нельзя кстати к моменту возвращения верующих к религии. Даже по прошествии более 30 лет ее книги остаются одними из самых востребованных, особенно книга по обучению намаза, ее можно найти во многих книжных магазинах, осуществляющих продажу религиозной литературы. Ее книги написаны простым татарским языком, имеют четкую структуру, не содержат ничего лишнего, именно поэтому они получили такое широкое распространение. Благодаря ее частным занятиям и книгам больше 100 детей и взрослых смогли получить знания об основах ислама. А ее труды получили
распространение не только на территории Татарстана и России, но и за рубежом.
Рашида Абдулловна была не только учителем, который помогает людям правильно вставать на молитву, читать Коран или совершать другие религиозные обряды, она была человеком, который помог мусульманам не отступить от пути веры, в какой-то мере была вдохновительницей мусульман и мусульманок. Как пишет Аминов Р.М. в книге «Смысл жизни», редактором которой он являлся: «Абыстай была учителем, которая объясняла своим ученикам, что человек по своей сути благороден и об этом не стоит забывать. Она открывала им богатство веры, Ислама и Корана. Рашида абыстай учила тому, как жить в этом мире, как защитить себя от харама, всех запрещенных деяний и вещей, и выстроить себе дорогу в рай. Как бы не были сложны эти истины и путь к счастью, все ее ученики проходили эту дорогу вместе с ней, через смех и слезы, но получив эти бесценные знания, они, по их собственным словам, становились намного ближе к счастью» . Эти слова в полной мере описывают то, кем была Рашида Исхакый для своих многочисленных учеников.
Изучив биографию Рашиды Абулловны можно сделать вывод, что она прожила непростую жизнь, но трудности, которые встречались ей на пути не смогли сломить, а лишь укрепляли ее веру. На протяжении все своей жизни она верила в бога, читала намаз и мечтала о хадже. Благодаря своей внутренней силе она сумела воспитать своих детей в традициях ислама, обеспечить им тыл, подобрав верующих супругов. Она была неким держащим сильным стержнем для своей большой семьи.
По-настоящему она раскрылась, когда разрешили публично выражать свою веру. Ее деятельность по просвещению людей начала развиваться с новой силой, а книги, в которых нуждалось население, которым хотелось вернуться в Ислам, начали легально издаваться и распространяться. Теперь ее работа не ограничивалась только обучением тем, кто желал, теперь она начинает помогать всему обществу в целом, возвращать мечети, помогать в создании медресе. До конца жизни ее ученики, как простые верующие, так и достигшие каких-либо высот, продолжали сотрудничать с учителем, советоваться с ней по любым вопросам, помогать в ее начинаниях и организовывать вместе новые проекты. Каждый день ее посещали люди, которые хотели получить помощь, никогда и никто не уходил без совета.
Наследие, которое она в виде книг оставила после себя еще много лет будет напоминать людям о ее великом труде. Книги о чтении намаза, о хадже и своеобразный перевод Корана еще долгое время будут нести в себе мудрость, знания и труд Рашиды Исхакый. Нельзя недооценить практическую значимость ее книг. Проанализировав их можно сделать вывод, что все они были изданы именно тогда, когда в них нуждалось общество, а их содержание было понятным и удобным для чтения.
Еще один вклад, которое оставила после себя Рашида абыстай, это воспитание людей, которые прошли через занятия и личное общение с просветительницей. Религиозные деятели, чья жизнь нашла отражение на страницах данной работы, - это лишь немногие из тех, кто благодарен своему учителю за труд, который она делала.
Г усман Исхаков и Г абдулла Г алиуллин те, кто ближе всего к Рашиде Исхакый в силу родственных связей, испытывали наибольшее ее влияние, но они лишь благодарили ее за ту роль, которую она сыграла в их жизнях. Даже получив образование в крупнейших мусульманских учебных заведениях, имея свой огромный жизненный опыт за спиной, они продолжали обращаться за советом к ней, она оставалась для них учителем. Оба они, достигнув тех должностей, которые они имели, начинали сами ей помогать и оказывать поддержку Рашиде абыстай.
Альмира Адиатуллина и Фания Залялиева, их имена известны практически всем мусульманам в Республике, благодаря своей деятельности, также были ученицами Рашиды абыстай. Даже если не она подтолкнула их на свершение дел, которыми она занимались, несомненно одним своим примером она показывала, что женщина может не только сидеть дома и заниматься ведением хозяйства, а смело может заниматься общественно важными делами. Та сила, которой обладают эти женщины, продолжает поражать современников.
Вклад Рашиды Исхакый неоценим. Она была авторитетом для своих современников, а после смерти память о ней будет еще долго жить среди мусульман.
1. Альмушев Х. Хадж-наме. Книга о хадже. Путевые заметки - Н. Новгород.: Изд-во НИМ «Махинур», 2006. — 112 с.
2. Интервью с Фанией Залялиевой. май 2018 (интервьюер Р. Р. Сафиуллина - Аль-Анси).
3. Исхакова Р.А. Коръэн ж;эYhэрлэре К.: Иман, 2000. - 296 б.
4. Исхакова Р.А. Намаз уку тэртибе. - К.: Иман, 2002. - 37 б.
5. Исхакова Р.А. Хаж сэфэре. Догалар» . - К.: Иман, 2002. - 45 б.
6. Исхакова Р.А. Яшэу мэгънэсе казань К.: Иман, 2009. - 369 б.
7. Книга намаза в картинках по ханафитскому мазхабу» издательства
«Дагват» Эл. доступ: httpV/мечеть-
мадина■рф/wpontent/uploads/2017/02/Книга-намаза-в-картинках■pdf
8. Максуди А. Гыйбадат Исламия. Казань: «ИД «Хузур» - «Спокойствие», 2016 - 176 с.
9. Якупов В. М. Хадж и Умра. Путеводитель по Мекке и Медине Казань.: «Иман», 2007. - 165 с.
Литература на английском языке:
1. Grinin L. E. The Role of an Individual in history. A reconsideration. Social evolution & History (September 2010).
2. James W. great men their environment/ Kila MT.: Kessinger publishing, 2005. - 312 p.
Литература на татарском языке:
1. Ждлэлиева Ф. Куцеллэр дэвасы. Зикерлэр, истэлеклэр. - К.:Идел-пресс, 2016.- 192 б.
2. Исхакый Г. Г. Динсез яшэп. - К.: Иман,2000. - 396 б.
3. Коръэн аятьлэрнец татарча мэгънэлэре. Пер. Батулла Р.М. - К.: «Издательство «Кол-Шариф», 2011 - 624 б.
4. Ногмани. Коръэн Тэфсире Эл. доступ: http://kitap.net.ru/suraZ114.php
Литература на русском языке:
1. Али-заде А. Исламский энциклопедический словарь. - М.: Наука, 1991. - 315 с.
2. Большая советская энциклопедия (3-е изд.) Том 11. - М.: Сов.
Энциклопедия, 1973.
3. Бурдо М., Филатов С. Атлас современной религиозной жизни России. Т. 1. СПб.: Летний сад, 2005. - 621 с.
4. Галлямова А.Г. История Татарстана и татарского народа. 1917-2013 гг.: учеб. пособие / А.Г. Галлямова, А.Ш. Кабирова, А.А. Иванов, Р.Б. Гайнетдинов, И.Р. Миннуллин, Л.И. Алмазова - К.: Изд-во Казан. ун-та, 2014. - 436 с.
5. Крачковский И. Ю. Коран. Перевод и комментарии. Редактор В. И. Беляев. - М.: 1963. - 550 с.
6. Кулиев Э.Р. Коран. Перевод смыслов. 6-е изд. - М.: Изд-во Умма, 2007. - 687 с.
7. Кулиев Э. Р., Муртазин М. Ф., Мухаметшин Исламоведение Р.М.. - М: Изд-во Моск. Исламского ун-та, 2008. - 416 с.
8. Ленин В. И Об отношении рабочей партии к религии (13 (26) мая 1909 г.). Полное собрание сочинений. — 5-е изд. — М.: Издательство политической литературы, 1964—1981. — Т. 17. — 418 с.
9. Малашенко А. Ислам для России. М.: РОССПЭН, 2007. - 478 с.
10. Мухаметшин Р. Татары и Ислам в 20 веке (Ислам в общественной и политической жизни татар и Татарстана). - К.: Фэн, 2003. - 140 с.
11. Османова М.-Н.О Коран Переводс араб. 2-е изд. - М.: Ладомир, 1999. - 928 с.
12. Плеханов Г.В. К вопросу о роли личности в истории. Избранные философские произведения в 5 т. Т 3. - М.: Госполиздат. - 1956. 322 с.
13. Дорохова В. М. Коран. Перевод смыслов и комментарии. - М.: Рипол Классик, 2015. - 912 с.
14. Российский ислам в трансформационных процессах современности: новые вызовы и тенденции развития в XXI веке. Сборник научных статей / отв. ред. З.Р. Хабибуллина. - Уфа.: Диалог, 2017.
15. Силантьев Р. Новейшая история ислама в России. - М.: Алгоритм, 2007. — 576 с.
16. Хабутдинов А., Мухетдинов Д. Ислам в СССР: предыстория репрессий. - Н.Новгород: НИМ «Махинур», 2005. - 325 с.
17. Хабутдинов А., Мухетдинов Д.В.Общественное движение мусульман- татар: итоги и перспективы: Монография / ДУМНО, РНКАТНО, НИИ им. Х. Фаизханова. — Н.Новгород: НИМ «Махинур», 2005. - 295 с.
Интернет - ресурсы:
1. Адиатуллина А. Рэшидэ абыстай Исхакый: Ислам динен YCтерY Yзебездэн тора // Эл. доступ: http://www.tatar
islam.com/publ/g_m_l_r/r_shid_abystaj_iskhakyj_balalarymny_bakchada_sk_n _g_ll_rg_ti_lim/4-1-0-15767
2. Адиатуллина А. Куда пойти детям, которых не пустят в хиджабах в школу? // Эл. доступ: https://golosislama.com/news.php?id=16460
3. Ахунов А.М. Коран по - татарски // Эл. доступ:
http://kitap.net.ru/azatahunov.php
4. Ибрагимова Г Как быть, если вы серьезно заболели: советы от врача-
мусульманина // Эл. доступ: https://islam-
today.ru/islam_v_rossii/tatarstan/kak-byt-esli-vy-serezno-zaboleli-sovety-ot- vraca-musulmanina/
5. Рамазонова А. Абыстай - центр женского мира // Эл. доступ:
http://www.islam-portal.ru/novosti/104/5181/
6. Рахимова А. Рашида Исхакова: «Нет плодов слаще, чем плоды
воспитания» //«Медина аль Ислам», №55, 8
4 февраля 2008 с. 6. Эл. доступ: https://islamrf.ru/news/umma/faces/1495
7. Проект «1000 женщин. Нобелевской премии мира 2005 года // Эл. доступ: http: //www.1000peacewomen.org/siteman/library/file/List_women.pdf
8. Судьба казанских мечетей // Газета «Вечерняя Казань» (Казань), 25 июля
1989 года Эл. доступ: http://yanart.ru/articles/583-
Судьба%20казанских%20мечетей/
9. Персоналии А. Галиуллин // Эл. доступ: http: //dumrt.ru/ru/about- us/muftis/muftis 4.html
10. Персоналии Г. Исхаков // Эл. доступ: http://dumrt.ru/ru/about us/muftis/muftis 2.html
11. Биография Т.С Таджуддина // Эл. доступ: http: //www.islamtat.ru/news/2007-
8- 30-370
12. В деревне Уркуш Кукморского района проводится лагерь для
мусульманок.29.06.2012 // Эл. доступ:
http://dumrt.ru/ru/news/news 3620.html
13. Мугаллимы Татарстана обсудили проблемы преподавания исламского
вероучения (акыйды) на примечетских курсах 26.02.2015 //
Эл. доступ: http://dumrt.ru/ru/news/news 9365.html
14. Главная мусульманка России рассказала о роли женщины в современном
обществе 06.03.2018 //
Эл. доступ: http://dumrt.ru/ru/news/news 19749.html?curPos=8256
15. Московские новости №29 (16 июля 1989 г.) //
Эл. доступ: http://www.mn.ru/moscow/construction/158288