Введение 3
Глава I. Общие положения о самозанятости 8
§1. Понятие самозанятого гражданина. Виды деятельности, осуществляемой самозанятыми гражданами 8
§2. Зарубежный опыт правового регулирования самозанятости 23
Глава II. Особенности правового статуса самозанятых 34
§1. Права и обязанности самозанятых граждан 35
§2. Ответственность самозанятых граждан 47
Заключение 59
Список использованных нормативно-правовых актов и иных документов, материалов судебной практики и специальной литературы 61
Актуальность темы исследования не вызывает никаких сомнений, поскольку 1 января 2019 года был запущен налоговый эксперимент, определивший правовое положение такого экономического субъекта, как “самозанятого гражданина”. Республика Татарстан, город федерального значения Москва, Московская и Калужская область стали участниками эксперимента по установлению специального налогового режима “Налог на профессиональный доход” (далее — ФЗ “O проведении эксперимента”), направленного на решение проблемы легализации и поддержку деятельности самозанятых. Важно отметить, что данный эксперимент стартовал успешно, за две недели с момента запуска эксперимента было зарегистрировано более 8 тысяч самозанятых, из них 1032 в Татарстане. За первый квартал 2019 зарегистрировано около 57 тысяч самозанятых . Глава Федеральной Налоговой Службы (далее — ФНС), Михаил Мишустин заявил: “К осенней сессии ФНС России будет готова к расширению эксперимента по введению налога на
-5
профессиональный доход. ”
Такие результаты являются без сомнения положительными, поскольку рост числа субъектов малого бизнеса является существенным условием и составной частью для экономического и социального роста, обеспечивая занятость населения что, следовательно, повышает уровень качества жизни населения. Более того, самозанятость в современной экономике становится не только способом снижения уровня безработицы на рынке труда, но и одним из направлений решения социально-экономических проблем населения. Именно самозанятость, будучи переходной формой от наемного труда к предпринимательству, является основой для формирования среднего класса. При увеличении рабочих мест упор необходимо делать на развитие малого и среднего бизнеса, основанного на самозанятости . Согласно “Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года”, малый и средний бизнес в Российской Федерации в настоящее время является важнейшим способом ведения предпринимательской деятельности .
Важно отметить, что в данной работе используются понятия “самостоятельно занятые”, “самозанятые граждане”, однако действующее законодательство ими не использует, несмотря на то, что пояснительные записки, и иные акты ненормативного характера прибегают к использованию указанных дефиниций.
Степень разработанности темы. В разное время учеными-юристами предпринимались попытки исследования вопросов правового статуса самостоятельно занятых лиц, особенности его реализации. Вопросы правового статуса самостоятельно занятых лиц отражены в исследованиях: Р. И. Капелюшникова, В.Е. Гимпельсона “Нестандартная занятость и российский рынок труда”, Е.А. Бабайцевой “Соотношение профессиональной деятельности и самозанятости граждан: цивилистический аспект”, О.Ю. Бакаевой
“Перспективы правового регулирования налогообложения самозанятых граждан”, Е.Г. Крыловой “Особенности экономического регулирования предпринимательской деятельности самозанятых в России и за рубежом” , И.В. Ершовой “Самозанятость: реперные точки формирования правового режима” и других.
Объектом исследования настоящей работы являются общественные отношения, складывающиеся в сфере правового регулирования деятельности
лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в соответствии с требованиями федеральных законов “О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима “Налог на профессиональный доход” в городе федерального значения Москва, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)”, “О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации” и иных отношений непосредственно связанных с рассматриваемой правовой категорией.
Предмет исследования — нормы, регулирующие правовой статус участников эксперимента по установлению специального налогового режима “Налог на профессиональный доход” и “физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, оказывающих физическим лицам услуги для личных, домашних и (или) иных подобных нужд”.
Целью данного исследования является формулирование целостной совокупности выводов о правовом статусе самозанятых граждан и его содержании.
Для достижения цели исследования необходимо выполнить ряд задач:
1. Определить понятие самозанятого гражданина. Выделить виды деятельности, осуществляемые самозанятыми;
2. Провести анализ зарубежного правового регулирования
деятельности лиц самостоятельно обеспечивающих свою занятость;
3. Выявить особенности прав и обязанностей самозанятых;
4. Исследовать юридическую ответственность самостоятельно
занятых.
Теоретической основой послужили труды Р. И. Капелюшникова, В.Е. Гимпельсона, Е.А. Бабайцевой, О.Ю. Бакаевой, Е.Г. Крыловой, И.В. Ершовой и других в области изучения занятости населения, а также правового статуса лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой.
Нормативную базу исследования составляют, прежде всего, Конституция Российской Федерации; федеральные законы, прежде всего это: Гражданский кодекс, Налоговый кодекс, Федеральный закон “O проведении эксперимента”, Федеральный закон от 27.11.2018 № 425-ФЗ “О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации”, Федеральный закон от
30.11.2016 № 401-ФЗ “О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации” и другие; Указы Президента Российской Федерации; подзаконные акты правительства, министерств и ведомств; законы субъектов Российской Федерации, а также нормативно-правовое акты государств-членов ЕАЭС и других государств.
В качестве эмпирического материала использовались постановления и определения Конституционного Суда Российской Федерации, постановления и определения Верховного Суда Российской Федерации, практика арбитражных судов, официальные статистические данные, а также информация сети Интернет, затрагивающие различные аспекты правового статуса самостоятельно занятых.
Методологическую основу будут составлять такие общенаучные методы, как анализ, синтез, а также такие частноправовые методы, как формальноюридический и сравнительно-правовой. Посредством анализа будет осуществляться детальное изучение института самозанятости в России и за рубежом, в целях выявления особенностей прав, обязанностей и ответственности самостоятельно занятых и взаимосвязи самозанятости с другими правовыми институтами. С помощью синтеза будет производится целостное изучение правовых норм, регулирующих правовой статус самозанятых. Сравнение позволит установить сходства и различия правового регулирования деятельности лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой в различных странах, близких правовых категорий. В исследовании также применялся формально-логический метод, посредством которого производился анализ норм права и правоприменительной практики.
Практическая значимость работы обусловлена тем, что в правовой статус самостоятельно занятых граждан, лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой на данный момент не определен в полной мере, более того, отсутствует единый подход к определению понятия “самозанятый”. Большое значение будет иметь комплексный анализ Федерального закона “О проведении эксперимента” и иных нормативных актов, регулирующих деятельность самозанятых.
Структура и содержание работы определяются целью и задачами исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения и списка использованной нормативно-правовых актов и иных документов, материалов судебной практики и специальной литературы. Первая глава посвящена определению понятия “самозанятый”, выделению видов деятельности, осуществляемых самозанятыми, анализу зарубежного правового регулирования деятельности самостоятельно занятых. Вторая глава направлена на изучение прав, обязанностей и особенностей юридической ответственности самозанятых граждан. В заключении будут подведены итоги работы, а также окончательный вывод, характеризующий правовой статус самстоятельно занятых.
В заключение проведенного исследования законодательства на предмет регулирования правового статуса граждан, самостоятельно обеспечивающих свою занятость без работодателя и найма работников по трудовому договору, были получены выводы, свидетельствующие о необходимости выделения категории “самозанятый гражданин” в качестве субъекта права. Во-первых, это обусловлено большим числом не легализованных доходов населения, получаемых от их экономической деятельности, во-вторых, введением в правовое поле субъектов, ранее осуществлявших деятельность, приносящую прибыль без регистрации в налоговом органе, в-третьих, повышении интереса людей к предпринимательской деятельности, а также наполнении бюджета.
В узком смысле дефиниция “самозанятый гражданин”, определяется как лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность в соответствии с условиями, установленными Федеральным законам от 27.11.2018 N 422-ФЗ “О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима “Налог на профессиональный доход” в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)”, а также физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, получающие доходы за оказание физическим лицам услуг для личных, домашних и (или) иных подобных нужд, в соответствии с п. 70 ст. 217 Налогового кодекса РФ. Таким образом, самостоятельно занятый — физическое лицо, осуществляющее независимый самостоятельный труд не по найму без привлечения наемных работников; имеющий / не имеющий регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя; получающее доход, напрямую зависящий от деловых и профессиональных качеств; доходы, которого используются в целях удовлетворения элементарных жизненных потребностей (материальных и духовных) или в иных целях; самостоятельно планирующий режим работы, отдыха.
Правовой статус самозанятых граждан представляет собой сложную совокупность прав и обязанностей, переплетенных с целью создания принципиально нового для российского права экономического субъекта. При этом, новый специальный налоговый режим “Налог на профессиональный доход” удобный инструмент, позволяющий цивилизованно, без излишнего давления со стороны государственных органов, войти в легальное поле людям, не платящим налоги. Однако при этом законодательство о самозанятых имеет “шероховатости” в виде исключительной штрафной ответственности, отсутствия дефиниции данной правовой категории, отсутствия правового регулирования правового статуса “физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, оказывающих физическим лицам услуги для личных, домашних и (или) иных подобных нужд” (также самозанятых), лишения обеспечения самозанятых важнейшей социальной гарантией, “достойной пенсии”, территориальных границ эксперимента, и т.д.
Подводя итог вышеизложенному, следует отметить, что самозанятость в современной экономике становится не только способом снижения уровня безработицы на рынке труда, но и одним из направлений решения социальноэкономических проблем населения. Именно самозанятость, как переходная форма труда, является основой для формирования среднего класса. Мировой опыт говорит о том, что ни правительство, ни крупный бизнес ни в одной стране не в состоянии создать достаточное количество рабочих мест. Поэтому видится необходимым проведение мероприятий, направленных развитие и поддержку малого и среднего бизнеса, основанного на самозанятости , ликвидация преград замедляющих гармоничное развитие экономических отношений.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собр. законодательства РФ,
- 2014. - № 31. - ст. 4398.
2. Договор о Евразийском экономическом союзе” (Подписан в г. Астане 29.05.2014) [электронный ресурс] Режим доступа свободный: Евразийская экономическая комиссия. - URL:http://www.eurasiancommission.org (дата обращения: 09.04.2019).
3. Решение № 32 Совета Евразийской экономической комиссии “О проекте решения Высшего Евразийского экономического совета “Об основных ориентирах макроэкономической политики государств - членов Евразийского экономического союза на 2018 - 2019 годы” (Вместе с “Отчетом о результатах реализации...”) (Принято в г. Москве 18.04.2018)// СПС Консультант Плюс.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Собр.законодательства РФ, 1994. № 32. ст. 3301.
5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Собр. законодательства РФ, - 1996. - № 25. - ст. 2954.
6. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ // Собр. законодательства РФ, - 1998. - № 31. - ст. 3824.
7. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ // Собр. законодательства РФ, - 2000. - № 32. - ст. 3340.
8. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Собр. законодательства РФ, - 2002. - № 1 (ч. 1).
- ст. 1 .
9. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от
14.11.2002 № 138-ФЗ // Собр. законодательства РФ, - 2002. - № 46. - ст. 4532.
10. Федеральный закон от 27.11.2018 № 422-ФЗ “О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима “Налог на профессиональный доход” в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)” // Собр. законодательства РФ. - 2018. - № 49, (часть I). - ст. 7494.
11. Федеральный закон от 27.11.2018 № 425-ФЗ “О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации // Собрание законодательства РФ”. - 2018. - № 49 (часть I). - ст. 7497.
12. Федеральный закон от 30.11.2016 № 401-ФЗ “О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации” // Собр. законодательства РФ, - 2016. - № 49. - ст. 6844.
13. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации” // Собр. законодательства РФ, - 2007. - № 31. - ст. 4006.
14. Федеральный закон от 26.07.2017 № 199-ФЗ “О внесении изменений в статьи 2 и 23 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации” // Собр. законодательства РФ, - 2017. - № 31 (Часть I). - ст. 4748.
15. Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ “Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации” // Собр. законодательства РФ, - 2010. - № 49. - ст. 6422.
16. Федеральный закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 03.07.2018) “О занятости населения в Российской Федерации” // Собр. законодательства РФ. - 1996. - № 17. - Ст. 1915.
17. Федеральный закон от 30.11.2016 № 401-ФЗ (ред. от 27.11.2018) “О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской
Федерации и отдельные законодательные акты” Российской Федерации” // Собр. законодательства РФ. - 2016. - № 49. - ст. 6844.
18. Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 (ред. от 19.07.2018) “О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года”. [электронный ресурс] Режим доступа свободный: Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 09.03.2019).
19. Распоряжение Правительства РФ от 02.06.2016 № 1083-р “Об
утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года” (вместе с “Планом мероприятий (“дорожной картой”) по реализации Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года”) Собр. законодательства РФ, - 2016. - № 24. - ст. 3549.
20. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.12.2016 // Парламентская газета. - № 45. - 2016.
21. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.03.2018 // Парламентская газета. № 8с. 2018.Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 (ред. от 19.07.2018) “О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года”. [электронный ресурс] Режим доступа свободный: Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 09.03.2019).
22. Приказ Минпромторга России от 25.12.2014 № 2733 “Об утверждении Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015 - 2016 годы и период до 2020 года” // СПС Консультант Плюс.
23. Письмо ФНС России от 21.02.2019 № СД-4-3/3012@ “О применении специального налогового режима Налог на профессиональный доход” // СПС Консультант Плюс.
24. Письмо ФНС от 13 февраля 2019 года № СД-4-3/2440@ “О применении налога на профессиональный доход”// СПС Консультант Плюс.
25. Письмо Минфина России от 24.01.2019 № 03-11-11/3577. Об уплате иностранными гражданами НПД, НДФЛ при осуществлении предпринимательской деятельности в РФ // СПС Консультант плюс.
26. Письмо ФНС России от 02.02.2017 № ГД-4-14/1786@ “О постановке на учет (снятии с учета) физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем и оказывающего без привлечения наемных работников услуги физическому лицу для личных, домашних и (или) иных подобных нужд” // СПС Консультант Плюс.
27. Разъяснение Банка России “По вопросу учета денежных средств физических лиц и индивидуальных предпринимателей, применяющих специальный налоговый режим в соответствии с Федеральным законом от 27 ноября 2018 года № 422-ФЗ “О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима “Налог на профессиональный доход” в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)”// СПС Консультант Плюс.
28. ГОСТ 12.0.004-2015. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения М.: Стандартинформ. 2016.
29. Методические рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, способствующие увеличению доходной базы бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований” // СПС Консультант Плюс.
30. Проект Федерального закона “О внесении изменений в статьи 2 и 23
части первой Гражданского кодекса Российской Федерации” [электронный ресурс] Режим доступа свободный: Автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности. - URL: http://asozd2c.duma.gov.ru (дата
обращения: 12.03.2019).
31. Информация ФНС “О постановке на учет самозанятых граждан”
[электронный ресурс] Режим доступа свободный: Официальный сайт
Федеральной налоговой службы. - URL: https://www.nalog.ru (дата обращения:
22.01.2019) .
Зарубежные нормативные-правовые акты и иные документы
32. Декрет Президента Республики Беларусь от 25 января 2018 года №1 “О содействии занятости населения” [электронный ресурс] Режим доступа свободный: Интернет-портал Президента Республики Беларусь. - URL: http://president.gov.by (дата обращения: 01.04. 2019).
33. Кодекс Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года № 120-VI “О налогах и других обязательных платежах в бюджет” [электронный ресурс] Режим доступа свободный: Параграф. - URL: online.zakon.kz (дата обращение:
01.3. 2019).
34. Закон Республики Армения от 30 декабря 2016 года № ЗР-261 “О
налоговых льготах самозанятых лиц”. [электронный ресурс] Режим доступа свободный: Правовая информационная система Армении.
- URL: https://www.arlis.am (дата обращения: 02.04. 2019).
35. Закон Кыргызской Республики от 3 августа 2015 года № 214 “О
содействии занятости населения”. [электронный ресурс] Режим доступа свободный: Централизованный банк данных правовой информации
Кыргызской Республики. - URL:http://cbd.minjust.gov.kg (дата обращения:
02.04.2019) .
36. Податковий кодекс Украши от 02.12.2010 № 2755-VI [электронный
ресурс] Режим доступа свободный: Законодавство Украши. -
URL:https://zakon.rada.gov.ua (дата обращения: 02.04. 2019).
37. Council Directive 86/613/EEC of 11 December 1986 on the application of the principle of equal treatment between men and women engaged in an activity, including agriculture, in a self-employed capacity, and on the protection of selfemployed women during pregnancy and motherhood [электронный ресурс] Режим доступа свободный: Eurofound. - URL: https://www.eurofound.europa.eu (дата обращения: 09.04.2019).
Материалы судебной практики
1. Определение Конституционного Суда РФ от 12 мая 2016 г. № 1144-О // Вестник Конституционного Суда РФ, - 2016. - № 6.
2. Определение Конституционного Суда РФ от 29 мая 2014 г. № 1116-О // СПС “Консультант Плюс”.
3. Постановление Конституционного Суда РФ от 24.02.2004 N 3-П “По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 74 и 77 Федерального закона “Об акционерных обществах”, регулирующих порядок консолидации размещенных акций акционерного общества и выкупа дробных акций, в связи с жалобами граждан, компании “Кадет Истеблишмент” и запросом Октябрьского районного суда города Пензы” // Собр. законодательства РФ, - 2004. - N 9. - ст. 830.
4. Постановление Конституционного Суда РФ от 23.12.1999 № 18-П “По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 1, 2, 4 и 6 Федерального закона от 4 января 1999 года О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год” и статьи 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1998 год” в связи с жалобами граждан, общественных организаций инвалидов и запросами судов”. // Собр. законодательства РФ, - 2000. - N 3. - ст. 35.
5. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18.11.2004 N 23 “О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве” // Консультант Плюс.
6. Постановление арбитражного суда кассационной инстанции ФАС СевероКавказского округа по делу № А53-10829/2018 от 25 апреля 2019 года, г. Краснодар. [электронный ресурс] Режим доступа свободный: Электронное правосудие. - URL: http://ras.arbitr.ru/ (дата обращения: 20.05.2019).
7. Постановление арбитражного суда кассационной инстанции ФАС
Приволжского округа по делу № А55-4066/2013 от 25 декабря 2013 года, г. Казань. [электронный ресурс] Режим доступа свободный: Электронное
правосудие. - URL: http://ras.arbitr.ru/ (дата обращения: 20.05.2019).
8. Постановление ФАС Центрального округа от 21.10.2011 по делу N А09 - 523/2011 [электронный ресурс] Режим доступа свободный: Электронное правосудие. - URL: http://ras.arbitr.ru/ (дата обращения: 20.05.2019).
9. Постановление ФАС Центрального округа от 25.04.2013 по делу N А09 - 5911/2012 [электронный ресурс] Режим доступа свободный: Электронное правосудие. - URL: http://ras.arbitr.ru/ (дата обращения: 21.05.2019).
10. Решение Арбитражного суда Ростовской области по делу № А53-107/19 от
21 мая 2019 года. [электронный ресурс] Режим доступа свободный: Электронное правосудие. - URL: http://ras.arbitr.ru/ (дата обращения:
21.05.2019) .
Специальная литература
1. Актуальные проблемы теории государства и права: Учебное пособие / Отв. ред. Р.В. Шагиева. - М.: Норма: ИНФРА-М, - 2011. - 576 с.
2. Алексеевская А. Репетиторы в статусе самозанятых // Трудовое право. - 2019. - № 3. - С. 41 - 50.
3. Бабайцева Е.А. Соотношение профессиональной деятельности и самозанятости граждан: цивилистический аспект // Современное право. - 2017.
- № 4. - С. 51 - 56.
4. Байдина О. Самозанятые по 4%: теоретические и практические аспекты // Административное право. 2019. № 1. С. 105 - 110; Трудовое право. - 2019. - № 2. - С. 65 - 72.
5. Баймолдина С.М. Механизмы правового регулирования предпринимательской деятельности в Республике Казахстан // Юрист. - 2016.
- № 4. - С. 34 - 39.
6. Бакаева О.Ю. Перспективы правового регулирования налогообложения самозанятых граждан // Налоги. - 2018. - № 5. - С. 3 - 6.
7. Беневоленская З.Э. Доверительное управление имуществом в сфере предпринимательства: монография. М.: Проспект, - 2017. - 304 с.