ВВЕДЕНИЕ 3
Г Статус женщины 12
1.1. Незамужние 13
1.2. Гетеры 155
1.3. Разведенные 20
1.4. Вдовы 2222
2. Женщина в брачно-семейных отношениях 25
2.1. Роль супруги в семье 256
2.2. Брачные обряды у греков 32
2.3. Положение матери в семье 34
2.4. Идеальная жена в представлении греков 36
3. Дети в афинском обществе 39
3.1. Беременность и роды 40
3.2. Образование и воспитание 45
3.3. Роль детей в религии 511
3.4. Игры детей 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 566
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 600
ПРИЛОЖЕНИЯ 67
Актуальность. Данная тема актуальна на фоне возросшего интереса к исследованию статуса женщин в современном обществе, поэтому изучение и осмысление экономического и социально-политического положения женщины на протяжении длительного исторического периода необходимо. Изучение социальной истории порождает интерес к повседневной жизни женщин разных сословий, поскольку, несмотря на значительное количество исследований, посвященных различным аспектам социально-экономических и культурных процессов, наблюдается недостаток работ, где был бы объединен материал по различным направлениям исторических исследований. Особый интерес к «женской теме» обусловлен разнообразием ролевых функций, которые осваивают женщины в современном обществе.
Во времена античности закладываются те ценности, обычаи и нормативные ограничители, предписывающие женщинам определенные социальные роли. Поиск причин формирования статуса древнегреческой женщины, попытка обрисовать реальную степень зависимости частной жизни женщины от мужчины представляются нам весьма актуальными. Обосновано обращение к данной теме в связи с развитием гендерной истории, предметом изучения которой является рассмотрение гендерных отношений.
Современные исследователи связывают подчиненное положение женщин в традиционном обществе с гендерным разделением труда, которое началось в период перехода от охоты и собирательства, предполагающего равную долю мужчин и женщин в экономике, к сельскому хозяйству и скотоводству, что усилило роль мужчин и закрепило стереотипы «мужчины-добытчика» и «женщины-хранительницы очага» . Социальное неравенство в традиционном обществе, имущественные интересы и властные отношения находят свое отражение в гендерной стратификации общества.
Объект исследования - женщины в классических Афинах.
Предмет исследования - нормы, определяющие статус женщины в классических Афинах.
Целью исследования является выявление статуса женщины в системе семейных и общественных отношений в классических Афинах.
Задачи:
1. Рассмотрение положения женщины в тесной связи с их статусом в обществе;
2. Определение роли женщины в семье;
3. Характеристика брачных обрядов греков;
4. Выявление положения детей в афинском обществе, их образования и воспитания.
Хронологические рамки работы включают классический период в истории Древней Греции (V-IV вв. до н.э.). Это время наивысшего подъема Греции, расцвета всех тех явлений, которые сформировались в архаическую эпоху, время господства такой своеобразной формы социально-экономической и политической организации общества как полис. Именно в этот период можно наиболее подробно рассмотреть положение женщины в классических Афинах.
Географические рамки исследования ограничены территорией Афин, поскольку большая часть свидетельств о жизни общества поступает именно из Афин.
Методологическая основа исследования включает как общенаучные методы (описательный, анализ, синтез, дедукция и индукция) так и специальноисторические (историко-генетический, историко-сравнительный, историкотипологический и историко-системный). Помимо этого используется историкоантропологический метод, активно применяемый в гендерных исследованиях.
Источниковая база исследования подразделяется на следующие типы: источники нарративные, эпиграфические и археологические. В дипломной работе были использованы источники как исторические, так и литературные.
Нарративную базу исследования составили сочинения античных авторов (исторические сочинения Геродота и Фукидида; философские трактаты Аристотеля и Платона; лирика Сапфо, Алкея и Семонида Аморгского; комедии Аристофана; трагедии Еврипида, Софокла и Эсхила; речи оратора Демосфена; судебные и законодательные источники)
В «Истории» Геродот обращается к роли женщин как в греческом обществе, так и в варварском. В частности, он говорит о них при описании варварских обычаев и соответствующих им культур. Женские персонажи появляются естественным образом в ходе историй, которые он рассказывает. Поскольку его исторический материал обширен, то информация, полученная таким образом, поступает из многих и разных источников, как хронологически, так и географически. Женскими персонажами Геродота являются дочери, сестры, жены и матери .
Несмотря на то, что в «Истории» Фукидида роль женщины в семье освещена достаточно фрагментарно, его труд является интересным источником для разработки данной темы, поскольку содержит, пусть и отрывочную, информа-
-5
цию о греческих семьях, воспитании, образе жизни .
В философских трудах Платона и Аристотеля рассмотрена лишь роль некой идеальной женщины в политике и гражданском обществе. Данный утопический взгляд на «женский вопрос» так же позволяет осветить некоторые аспекты проблемы, заявленной в данной работе.
Алкей был родом из Митилены, самого важного города на острове Лесбос. Современник Сапфо, он, вероятно, родился около 620 г. до н.э. Большая часть работ Алкея утеряна. Несколько сохранившихся стихов превозносят красоту женщин . Сапфо же посвящает некоторые стихотворения женщинам, там же мы видим описание страсти, которую питает женщина к женщине.
Семонид Аморгский - греческий поэт с острова Самос. Сохранились только фрагменты его работ. Из двух наиболее крупных, один содержит рассуждения о человеческой жизни, которая — вопреки питающим человека надеждам — коротка и полна несчастий; другой же — это так называемая сатира на женщин. Семонид различает в нем 10 разновидностей женщин, происходящих от разных животных и стихий (свиньи, обезьяны, моря) и наследующих от них достоинства и недостатки, при этом положителен только образ женщины, происходящей от пчелы. Семонид характеризует женщин поверхностно, ограничиваясь одной чертой характера .
В комедии Аристофана «Лисистрата» представлена своеобразная забастовка женщин. Греческие женщины отказывают своим мужьям в ласках до тех пор, пока они не прекратят пагубную Пелопоннесскую войну. В конце концов появляются представители Спарты и Афин и просят предводительницу женщин
о
Лисистрату примирить их . В комедии «Женщины в народном собрании» афинские женщины под предводительством молодой Праксагоры переодеваются в мужчин и, придя в народное собрание, уговаривают всех вручить власть женщинам. В комедии «Женщины на празднике Фесмофорий» осмеивается нелюбовь Еврипида к женщинам, но так, что женщинам достается от комика едва ли не больше, чем от трагика. Женщины, собравшиеся на празднике Фесмофорий, решают, что надо наказать Еврипида за множество обид, которые нанес он в своих трагедиях женщинам, и осуждают его на смерть.
Еврипид затрагивает в своих трагедиях весьма волновавший в то время афинское общество вопрос о положении женщины и вкладывает, например, в уста героини трагедии «Медея» ряд глубоких мыслей о женской доле . Отношение Еврипида к женщинам также явно прослеживается в произведении «Ипполит». В трагедии «Ифигения в Тавриде» можно проследить судьбу Ифиге- нии, которая служит жрицей Артемиды . В центре трагедии «Алькеста» - миф
об Алькесте, которая согласилась пожертвовать своей жизнью, чтобы спасти своего мужа Адмета. Античные авторы, как правило, изображали Еврипида женоненавистником. Но образ Алькесты, жертвующей собой ради мужа, опровергает такие представления . Поэт устами своего героя трагедии «Ипполит» нападает на женщин: «О, Зевс, ты омрачил счастье людей тем, что произвел на свет женщину! Если бы ты хотел поддержать человеческий род, то должен был устроить так, чтобы мы не были обязаны женщинам своей жизнью. Мы, смертные, могли бы приносить в твои храмы медь, или железо, или золото и взамен получать детей из рук божества, каждый сообразно со своим приношением; и эти дети вырастали бы в доме отца свободно, никогда не видя и не зная жен- ищи. Ибо ясно, что женщина - величайшее бедствие» .
Эсхил же, напротив, утверждает, что Еврипид способствовал развращению нравов тем, что в своих пьесах показывал женщин, предававшихся «страстям нечестивым», а «честных, разумных почтенных людей негодяями низкими делал», и оттого теперь «город у нас стал столицей писцов, крючкотворов, лгунов, лицемерных мартышек, бесстыдных шутов, что морочат, калечат, дурачат народ» .
В «Электре» Софокла Электра рассказывает женщинам хора о своем тяжелом положении в доме, так как не может терпеть глумления убийц над памятью ее отца . Трагедия «Антигона» подчеркивает мужество юной девушки, особенно заметное рядом с трусливой и слабой Исменой .
До наших дней дошли тридцать речей Демосфена, в частности самая известная — о женщинах. Классификация женщин дана автором в речи против Неэры: «Еетер мы держим ради наслаждения, наложниц — ради того, чтобы они удовлетворяли наши ежедневные потребности, жен — ради рождения детей и рачительного ведения домашних дел» .
В работе также были использованы эпиграфические источники - надписи
на твердых материалах (надгробия и рельефы).
Также интерес для нас представляют данные археологических исследований, в том числе найденные во время раскопок керамические изделии и изображения на них.
Степень изученности темы. Всю научную литературу по теме работы можно разделить на три группы: общие труды исследователей, посвященные истории Древней Греции, специальные работы, посвященные женщинам; работы по истории женщин в античном мире.
Перечислим наиболее значимые на наш взгляд общие работы: А.Боннар «Греческая цивилизация» , Г.Ф.Герцберг «История Греции» , В.Дюрант «Жизнь Греции» , Б.С.Ляпустин, И.Е.Суриков «Древняя Греция» .
Произведения античной литературы исследуются Е.П.Анпетковой- Шаровой и И.Е.Чекаловой , Н.В.Вулих и Н.А.Чистяковой , Б.А.Еиленсоном . Исследования Л.Винничук , Ф.Велишского , П.Еиро посвящены описанию быта, нравов, обычаев и материальной культуры Древней Ереции и Рима.
Ф. Арский в «Перикле» , Е. Берве в «Тиранах Ереции» особо рассматривали проблему женского влияния на политику царей, династов и других «сильных мира сего».
Исследования В.Петера и А.И.Марру посвящены воспитанию детей в античности и Древней Ереции, в частности.
Немало внимания как в отечественном, так и в зарубежном антиковеде- нии уделялось культурологическим и общечеловеческим сторонам женского вопроса в античности, в том числе сексуально-этическим нормам жизни и поведения женщины.
31
Гендерными исследованиями являются работы Е.Вардимана , Д.Е.Дюпуи .
Под влиянием феминизма второй волны исследование женщин в древности стало широко распространенным в англоязычном мире в 1970-х годах . Первой крупной публикацией в этой области был специальный выпуск 1973 года журнала Arethusa , целью которого было взглянуть на женщин в древнем мире с феминистской точки зрения. В 1975 году было опубликовано первое издание «Богинь, шлюх, жен и рабов» Сары Померой . К 1980 году сочинение о женщинах в классических Афинах было названо «позитивно модным» .
Наряду с феминистской теорией работа Мишеля Фуко, на которую повлияли структурализм и постструктурализм, оказала значительное влияние на изучение пола в классической античности . Фуко хвалили за то, что он смотрел
38
на пол через призму социальных систем .
До 1980-х годов исследователи женщин в классических Афинах интере-
39
совались прежде всего положением женщин и тем, как к ним относились мужчины . Ранние феминистские исследования были направлены на то, чтобы утверждать, что женщины имели большое значение в древней истории, и демонстрировать, как они были угнетены . Прежде ученые считали, что афинские женщины занимают «позорное» место , но в 1925 году Арнольд Уиком
Гомм оспаривает эту позицию. По словам Гомма, женщины имели высокий социальный статус, несмотря на их ограниченные законные права.
Существует немало исследований различных сторон жизни и деятельности наиболее известных представительниц аристократической элиты, а также простых жительниц античных полисов.
Работы В.Бузескула , Н.А.Кривошты , Т.Н.Крупы , В.М.Строгецкого посвящены месту женщины в Древней Греции.
Исследования Р.Гаммерлинга , Т.Г.Мякина посвящены конкретным историческим личностям Аспазии и Сапфо.
Однако сохранившиеся литературные свидетельства написаны исключительно мужчинами: древние историки не имеют прямого доступа к убеждениям и опыту классических афинских женщин. Именно из-за этого Джон Дж. Уинклер пишет в «Ограничениях желания», что «большинство наших сохранившихся документов просто не могут быть приняты за чистую монету, когда они говорят о женщинах» .
Структура работы - введение, основная часть, заключение, список использованной литературы.
Во введении обоснована актуальность и новизна темы исследования, указаны цель работы и задачи, которые будут решены в ходе ее написания.
В первой главе проведен анализ статуса женщины в классических Афинах, описано положение незамужних, гетер, разведенных и вдов.
Во второй главе проводится анализ роли женщины в брачно-семейных отношениях, так рассмотрены такие вопросы, как роль женщины в семье, брачные обряды у греков, положение матери в семье, идеальная жена в представлении греков.
В третьей главе освещаются положение детей в афинском обществе, в частности рассмотрены такие вопросы, как беременность и роды, образование и воспитание, роль детей в религии, игры детей.
В заключении отражаются главные аспекты основных этапов исследования, и содержится суть важнейших выводов, сделанных по результатам проведенного исследования.
После того, как женщина выходила замуж, она и ее муж делали подношения богам и делили торт. Брак можно было заключить с самого раннего возраста, если дочь была родом из богатой семьи. Древнегреческая девушка не знала своего мужа и не встречалась с ним до тех пор, пока не было согласовано приданое (часть имущества отца) и помолвка.
Новобрачная жена стремилась исполнить свой долг как жена и родить ребенка. Роды в Афинах всегда проходили в домашних условиях. Перед рождением дом мазали смолой (черной субстанцией) для защиты от злых духов.
Поскольку контрацепция была ограничена, афинская женщина имела многочисленные беременности. Не все дети выживали, а ожидаемая продолжительность жизни женщин составляла 35-40 лет, предположительно потому, что они были измотаны от деторождения. В древней Ереции вероятность смертности матерей и детей была высокой.
Чтобы уведомить соседей о рождении ребенка, над входной дверью была вешали шерстяную полосу - это указывало на ребенка женского пола. Оливковая ветвь указала на то, что родился мальчик. Семьи не всегда оставляли своего ребенка. После того, как женщина родила ребенка, она показывала его своему мужу. Если муж принимал его, он выживал. Детей часто отвергали, если они были незаконнорожденными, нездоровыми, имели неправильный пол (например, женский) или были слишком тяжелым бременем для семьи. Этих младенцев не убивают напрямую, а клали в глиняный горшок и бросали за дверь. В древнегреческой религии эта практика снимала с родителей ответственность, потому что ребенок умрет от естественных причин, например от голода, удушья. Если ребенок был принят, устраивался праздник.
Женщине было трудно развестись. Большинство пожеланий развода в древней Ереции были от мужа. Если он решил развестись с ней, он отвергал ее перед свидетелями или просто отправлял ее обратно к ее семейному дому. По- еле развода приданое было возвращено, а дети (если таковые имеются) оставались с отцом. Женщины, таким образом, теряют все права на своих детей. Однако если женщина совершила прелюбодеяние, мужу не нужно было возвращать приданое. Чтобы женщина могла развестись со своим мужем, ей нужно было найти архонта и предоставить веские причины для развода. Мужчина, однако, может положить конец всему этому, просто ограничив женщину домом. Афинские отцы имели все права на расторжение брака, пока женщина не родила ребенка.
Как только женщина выходила замуж, ее муж начинал контролировать все имущество. Любое имущество, которое она могла бы унаследовать, передавалось бы непосредственно ее мужу. Она не имела права бродить по городу без уважительной причины. Ни одна уважаемая женщина не будет увидена на публике. Греческие женщины практически не имели каких-либо политических прав и находились под контролем мужчин на всех этапах их жизни. Поскольку мужчины проводили большую часть своего времени вдали от своих домов, женщины доминировали в греческой семейной жизни.
Жена отвечала за воспитание детей и изготовление одежды для семей. Она контролировала ежедневное ведение домашнего хозяйства. В полностью рабовладельческой экономике было доступно множество рабов, которые могли готовить, чистить и носить воду из фонтана. Только в самых бедных домах жена выполняла эти обязанности сама. Обычай диктовал, что женщины должны ограничивать свое время вне дома.
Афинские женщины не могли владеть собственностью самостоятельно. Если они были замужем, полный контроль переходил к их мужу. Если они разводились, контроль и права на любую собственность переходили к их отцу или ближайшему родственнику мужского пола.
Thesmophoria была значительным религиозным событием, которое женщины могли посещать. Еще один женский праздник был в Еалоа, который отмечался в защиту посева зерна. Предполагается, что женщины приносили жертвы богине Деметре, ее дочери Коре, а также богу моря Посейдону. Все женщины должны были праздновать и выступать на этом фестивале. Письменные и археологические данные свидетельствуют о том, что женщины играли значительную роль в религиозной жизни в Древней Греции.
Считается, что в рамках общественных обязанностей женщины играли важную роль на похоронах. Этому есть доказательства, как в письменных, так и в археологических источниках. Афинским женщинам не разрешалось плакать, жертвовать волом, хоронить более трех предметов одежды вместе с телом. Раскопки афинского Керамейкоса - древнего могильника за пределами городских стен, также обнаружили много информации. Женщины сыграли важную роль в подготовке трупа к погребению.
Во многих сценах на греческой керамике изображены женщины. Многие из этих женщин были либо танцующими девушками, либо проститутками. Это показывает, что мужчины мало уважали этот класс женщин, так как они изображены как рабы мужских желаний. Некоторые вазы также изображают древних богинь. Это объясняет нам, что мужчины были гораздо больше увлечены богинями своего времени, чем своими женщинами. Скульптуры также изображали только богинь, а не из обычных женщин.
В Древней Греции было три основных класса женщин. Был класс жен. Их считали респектабельными женщинами. Им не разрешалось никуда выходить, кроме религиозных церемоний. Следующим классом являлись наложницы. Это были бедные женщины (вдовы, рабыни и девочки, которых родители оставляли умирать, когда они были младенцами), некоторые были проститутками. Был также класс гетер. Класс гетер был гораздо более образованным, чем класс жен. Они были компаньонами для мужчин, только если мужчины платили дорогую цену.
Данные письменных и археологических источников свидетельствуют о том, что более бедные женщины занимались различными видами деятельности, такими как продажа ленточек и сбор винограда.
Но наиболее уважаемой работой, которую могла выполнять женщина, было ведение домашнего хозяйства. Работа, которую выполнял более бедный класс женщин, вообще не ценилась, поэтому единственным способом завоевать уважение в древнегреческом обществе было становление домохозяйкой.
Для нас важно поставить под сомнение наши собственные взгляды и взгляды наших предшественников на положение женщин в древних Афинах. За некоторыми исключениями, эти взгляды демонстрируют ядро предрассудков и массу недоразумений, покрытых налетом уклончивости.
Даже лучшие люди древности в своих воззрениях на женщину не возвышались над уровнем своего времени. Сократ отзывался о женщине как о принадлежащей исключительно дому, в самом ограниченном смысле слова; по его мнению, гражданин всего менее мог говорить со своей женой. Платон высказывает не менее резкие суждения о женщинах, хотя, устанавливая в своей республике общность жен, он допускает равенство занятий и воспитания для обоих полов. По мнению Аристотеля, женщина — это ошибка природы; добродетель её совсем иная, чем добродетель гражданина, и мало чем отличается от той, к которой способен раб. Идеал жены, нарисованный Ксенофонтом, — идеал домостроевский. Лучшим украшением её считалось молчание. Отсюда значение, приобретённое у греков гетерами.
1. Алкей. К Сапфо. //Античная лирика. / Сост. С.Апт, Ю.Шульц. - М.: Худ.лит-ра,2018. - с. 36-54.
2. Аристотель История животных, под ред. Старостина Б. А. - М.: Российск. гос. туманит, ун-т, 1996. - С. 528.
3. Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории. - М.: Литература, 2018. - 718 с.
4. Аристофан. Ахарняне. // Аристофан. Комедии. - В 2-х т. / Пер. с древнегреч., коммен. В.Ярхо. - Т. 1. - М.: Искусство, 2015. - с. 5-73.
5. Аристофан Женщины в народном собрании. Искусство, 1983.
6. Аристофан Женщины на празднике Фесмофорий. / Пер. В. Трофимова. — СПб., 1896.— 60 с.
7. Аристофан. Лисистрата. //Аристофан. Комедии. - В 2-х т. / Пер. с древнегреч., коммен. В.Ярхо. - Т. 1. - М.: Искусство, 2014. - с. 235-321.
8. Геродот История в девяти книгах, под ред. Утченко С. Л. - Ленинград: «Наука», 1972.
9. Гиппократ. Сочинения. / Пер. В. И. Руднева, комм. В. И. Карпова.
10. Гомер. Одиссея. // Мифы и легенды народов мира. / Сост. Н.Будур, И.Панкеев. - Т. 1. - М.: Олма-пресс, 2015. - с. 345-458.
11. Демосфен. Речи. // Ораторы Греции: Пер. с древнегреч. / Сост. и науч. подгот. текстов М. Гаспарова; Вступ. Статья В. Боруховича; Коммент. И. Ковалевой и О. Левинской. - М.: Худ. лит., 2015. - с. 211-282.
12. Демосфен Против Неэры // Речи. - М.: 1903.
13. Еврипид Медея // Трагедии. В 2 томах. Т. 1. - М.: Наука, Ладомир, 1999.
14. Еврипид Ифигения в Тавриде// Трагедии. В 2 томах. Т. 1. - М.: Наука, Ладомир, 1999.
15. Еврипид Алькеста// Трагедии. В 2 томах. Т. 1. - М.: Наука, Ладомир, 1999.
16. Еврипид Ипполит// Трагедии. В 2 томах. Т. 1. - М.: Наука, Ладомир, 1999.
17. Исей. Речи. Перевод с древнегреческого Г.А. Тарояна (Москва) // Вестник древней истории, 2013, №1.
18. Ксенофонт. Сократические сочинения. Киропедия.—М.: ООО «Издательство АСТ»: «Ладомир», 2003
19. Лисий. Речи. Ладомир. М. 1994
20. Платон Менексен // Сочинения Платона : переведенные с греческого и объясненные профессором Карповым. - СПб.: типография духовн. журнала «Странник», 1863. - С. 328—356.
21. Платон. Сапфо. // Античная лирика. Сост. С.Апт, Ю.Шульц. - М.: Худ. лит-ра, 2015. - с. 197-198.
22. Платон. Сочинения. В 3-х т. / Пер. с древнегреч. Под общ. Ред. А. Ф. Лосева и В. Ф. Асмуса. - Т. 3. 4.1. Ред. В.Ф. Асмус. М.: Мысль, 2014 с. 91-622.
23. Сапфо. К женщинам. // Античная лирика./ сост. С. Апт, Ю. Шульц. - М.: Худ. Лит-ра, 2018. - с. 60-61.
24. Семонид Аморгский. Поэма о женщинах. // Античная лирика. / сост. С.Апт, Ю.Шульц. - М.: Худ. лит-ра, 2015. - с. 122 - 124.
25. Софокл Антигона // Греческая трагедия. Всемирная библиотека поэзии.. - Ростов-на-Дону: "Феникс", 1997.
26. Софокл. Трагедии. - М., "Художественная литература", 1988
27. Софокл Царь Эдип, под ред. Гаспарова М.Л. и Ярхо В. Н. - М.: "Наука", 1990.
28. Софокл. Электра. // Греческая трагедия. / Сост. А.А Тахо-Годи. - М.: Гос. Изд-во Детской лит-ры Министерства Просвещения РСФСР, 2016. - с. 185 - 226.
29. Фукидид. История. // Пер. и примеч. Г.А.Стратановского. - М.: Ладомир,2014. - 731с.
30. Эсхил. Орестея. / Пер. С. Апт. - М.: Гос. Изд-во худ. лит-ры, 2015. -173 с.
31. Эсхил. Персы. // Античная драма. / Сост.С.Апт, Ю.Шульц. - М.: Худ. лит-ра, 2015. - с. 58 - 76.
32. Эсхил. Просительницы. // Эсхил. Трагедии. / Пер. Н. Подземской. - М.: Искусство, 2018. - с. 5- 48.
33. Эсхин. Речи. / Пер. Л. М. Глускиной (III), Н. И. Новосадского (II), Э. Д. Фролова (I). // Вестник древней истории. 1962. № 3-4.
Литература:
34. Андреев Ю.В. Спартанская гинекократия. // Женщина в античном мире. - М.: Наука, 2015. - с. 44 - 62.
35. Анпеткова-Шарова Г.П. Чекалова Е.И. Античная литература. - Л.: Изд-во ЛГУ, 2016.-220 с.
36. Апт С. Вступительная статья. // Античная драма. - М.: Худ. лит-ра, 2014. -с. 5-34.
37. Арский Ф. Перикл. - М.: Молодая гвардия, 2014. - 224 с.
38. Берве Г. Тираны Греции. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2017. - 640 с.
39. Блаватская Г.В. Из истории греческой интеллигенции эллинистического времени. - М.: Наука, 2015. - 323 с.
40. Блаватская Г.В. Послесловие. // Кравчук А. Перикл и Аспазия. - М.: Наука, 2016. - с. 254 - 259.
41. Болонь Ж.-К. История безбрачия и холостяков/ Пер. с французского О. Смолицкой. —М.: Новое литературное обозрение, 2010. -с.32
42. Боннар А. Греческая цивилизация. / Пер. с фр. О.В. Волкова. - М.: Искусство, 2015. - 266 с.
43. Борцовский, Г. А. Физические основы естествознания : учеб, пособие для академического бакалавриата / Г. А. Борцовский. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 226 с.
44. Бояджиев Г. От Софокла до Брехта за 40 театральных вечеров. - М.: Просвещение, 2018. - 352 с.
45. Бузескул В. Женский вопрос в Древней Греции. - Харьков, 1995. - 280 с.
46. Вардиман Е. Женщина в древнем мире. - М.: «Наука», 1990. - 354 с.
47. Велишский Ф. Быт и нравы древних греков и римлян. - М.: Эксмо-пресс, 2014.-704 с.
48. Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. -М.: Высшая шк., 2018. - 495 с
49. Вулих Н.В., Чистякова Н.А. История античной литературы. - М.: Высшая школа, 1971. - 458 с.
50. Гаммерлинг Р. Аспазия. - М.: «Избранная проза», 1994. - 432 с.
51. Герцберг Г.Ф. История Греции. / пер. с нем. А.В. Прахова. - СПб.: Изд. И.Фену и К°, 2014.-657 с.
52. Гиленсон Б.А. История античной литературы. - Т. 1: Древняя Греция. - М.: Наука, Флинта, 2014.-414с.
53. Гиро И. Частная и общественная жизнь греков. - СПб.: Алетейя, 2015. - 468 с.
54. Гончарова Т.В. Еврипид. - М.: Молодая гвардия, 2014. - 271 с.
55. Гусейнов Г.И. Аристофан. - М.: Искусство, 2017. - 272 с.
56. ДмитрееваИ. А. Краткая история искусств. - М.: Искусство, 2015. - 318 с.
57. Древняя Греция. История, быт, культура. Из книг современных учёных. / Сост. Л.С. Ильинская. - М.: Москов. Лицей, 2015. - 378 с.
58. Дюпуи Д. Е. Проституция в древности. - Кишинев.: logos, 2014. - 216 с.
59. Дюрант В. Жизнь Ереции. - М.: «Крон-Пресс», 1997. - 580 с.
60. Женщины-легенды. / сост., науч. ред. и автор, предис. А. Федосик. - Мн.: Беларусь, 2015. - 336 с.
61. Знаменитые греки и римляне: 35 биографий выдающихся деятелей Ереции и Рима. / сост. М.Н. Ботвинник и М.Б. Рабинович. - СПб.: Эпоха, 2015. - 448 с.
62. История Ереции со времени Пелопоннесской войны. // под ред. Н.Н. Шамонина и Д.М. Петрушевского. - Вып. № 1. - М.: Тип. Высоч. Утв. товарищества И. Д. Сытина, 2015. - 578 с.
63. Йегер В. Пайдейя. Воспитание античного грека. В 2-х томах. - Т.2. - М.:«Ереко-латинский кабинет Ю.А.Шичалина». 1997. - 545 с.
64. Козина, Е. Ф. Естествознание с методикой преподавания. Практикум : учеб, пособие для СЕЮ / Е. Ф. Козина. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 256 с.
65. Козьякова М. И. История. Культура. Повседневность // Культура культуры. - 2014. - №1. - С. 130-131.
66. Кравчук А. Перикл и Аспазия. / пер. с польск. - М.: Наука, 2015. -268 с.
67. Кривошта И.А. Демографические и психологические аспекты некоторых женских образов в греческой лирике и драматургии VII - V вв. до.н.э. // Женщины в античном мире. - М.: Наука, 2015. - с. 63 - 74.
68. Крупа Т. И. Женщина в свете античной эротики: традиционные взгляды и реальность. // Истории античных гетер: первый опыт феминизма. - М.: Олма- пресс, 2016. - с.225 - 240.
69. Крупа Т.Н. Зеркало Лайды. Истории античных гетер: первый опыт феминизма. —М.: Олма-пресс, 2002. - с.340.
70. Куманецкий К. История культуры Древней Ереции и Рима. / пер. с польск. - М.: Высш.шк, 2014. - 351 с.
71. Лихт Е. Сексуальная жизнь в Древней Ереции / Пер. с англ. В. В. Федорина. М.: КРОН-ПРЕСС, 1995. с.ЗО
72. Ляпустин Б.С., Суриков И.Е. Древняя Ереция. - М.: «Дрофа», 2007. — 432 с.
73. Марру А.И. История воспитания в античности. - М.: Ереко-латинский кабинет. Ю.А. Шичалина, 1998. - 430 с.
74. Мякин Т. Е. Сапфо. Язык, мировоззрение, жизнь. - СПб.: «Алетейя»,
2004. - 220 с.
75. Никитюк Е.В. К вопросу о гетериях в Ереции в V-IV вв. до н.э. // Доступно из URL: ancientrome. ш. / publik/ nikituk. htm/ (дата обращения
21.05.2019) .
76. Строгецкий В. М. Место рабов, женщин и метеков в системе коммуникативных отношений в классическом полисе / В. М. Строгецкий // Исседон - IEEEAQN: Альманах по древней истории и культуре. —
Екатеринбург : [Уральский государственный университет], 2005. — Т. 3. — С.
101- 107.
77. Шервинский С. Вступительная статья. // Античная лирика. / Сост. С. Апт, Ю. Шульц. - М.: Худ. лит-ра, 1968. - с. 7.
78. Ярхо В. Н. Трагический театр Софокла // Драмы / Софокл ; пер. Ф. Ф. Зелинского ; изд. подг. М. Л. Гаспаров, В. Н. Ярхо ; отв.ред. М. Л. Гаспаров. — М. : Наука, 1990. —Приложения. — С. 467—508.
79. Arthur М.В. Classics // Signs. - 1976. - №2. - р. 400.
80. Cantarella Е. Gender, Sexuality, and Eaw // Gagarin, Michael; Cohen, David (eds.). The Cambridge Companion to Ancient Greek Eaw. - Cambridge: Cambridge University Press, 2005. - p. 247.
81. Cohn-Haft L. Divorce in Classical Athens // The Journal of Hellenic Studies. - 1995. -№115. -p. 1.
82. Dillon M. Girls and Women in Classical Greek Religion. - New York: Routledge, 2002. - P. 37.
83. Foxhall L. Studying Gender in Classical Antiquity. - Cambridge: Cambridge University Press, 2013. - P. 6.
84. Futo Kennedy R. Immigrant Women in Athens: Gender, Ethnicity, and Citizenship in the Classical City. - New York: Routledge, 2014. - p. 69.
85. Garland R. Children in Athenian Religion // Oxford Handbook of Childhood and Education in the Classical World. - Oxford: Oxford University Press, 2013. - P. 208.
86. Gomme A.W. The Position of Women in Athens in the Fifth and Fourth Centuries // Classical Philology. - 1925. - P. E
87. Gould J. Law, Custom and Myth: Aspects of the Social Position of Women in Classical Athens // The Journal of Hellenic Studies. - 1980. - p. 39.
88. Hemingway C. Women in Classical Greece // Heilbrunn Timeline of Art History. - New York: The Metropolitan Museum of Art, 2000, p. 1
89. Kurke L. "Inventing the "Hetaira": Sex, Politics, and Discursive Conflict in Archaic Greece" // Classical Antiquity. - 1997. - №16 (1). - p. 107-108.
90. Milnor К. Review: Rethinking Sexuality 11 The Classical World. - 2000. - P. 305.
91. Oakley J.H., Sinos R.H. The Wedding in Ancient Athens. - Madison, Wis.: University of Wisconsin Press, 1993. - C. 153.
92. Patterson, C., The Family in Greek History, Cambridge, Mass. 2015. - 66 c.
93. Pomeroy S.B. Goddesses, Whores, Wives, and Slaves: Women in Classical Antiquity . - 2 ed. - London: Pimlico, 1994.
94. Pomeroy, S.B., Xenophon Oeconomicus, Oxford 2014. - p. 55.
95. Roy, J. An Alternative Sexual Morality for Classical Athenians // Greece & Rome.. - 1997. - №44(1). - p. 14.
96. Seltman C. Women in Greek Society. - London: 1953. -p. 115.
97. Winkler J.J. The Constraints of Desire: the Anthropology of Sex and Gender in Ancient Greece. - New York: Routledge, 1989. - p. 19.