ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЛИЯНИЯ ТЕМПЕРАМЕНТА НА УСПЕШНОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ШКОЛЬНИКАМИ
1.1 Состояние научной разработанности исследуемой проблемы в
психолого-педагогической литературе 8
1.2 Темперамент: понятие и свойства 17
1.3 Изучение особенностей проявления темперамента в процессе изучения
иностранного языка в подростковом возрасте 24
Выводы по первой главе 28
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ТЕМПЕРАМЕНТА НА УСПЕШНОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ШКОЛЬНИКАМИ
2.1 Выбор методик и организация исследования 30
2.2 Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования 32
Выводы по второй главе 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЯ 61
Актуальность работы. В природе не существует абсолютно одинаковых человеческих личностей - личность каждого человека неповторима Мы отличаемся не только по своей внешности, но и по своему поведению, мыслительной деятельностью и движениям. Уже с детства мы замечаем, что кто-то более подвижный и настойчивый, а кто-то медлительный и застенчивый. Именно так и проявляется темперамент в людях.
Особенности темперамента мы можем наблюдать не только в поведении человека, но и в его особенностях речи, побуждениях и действиях, в характере интеллектуальной деятельности и т.д. Именно по этим составляющим можно заметить отличие темперамента школьников: как они сосредотачиваются на работе, как преодолевают трудности, какой путь при этом выбирают, как ведут себя в привычных и сложных ситуациях, как работают в течение продолжительного времени, реагируют на замечания, поступки других людей. Раз темперамент у учащихся отличается, и при этом у школьников различный темп работы, характер интеллектуальной деятельности, реакция на раздражители и т.д., то из этого следует, что и процесс обучения и у школьников будет отличаться. При этом можно предположить, что обладатели некоторых типов темперамента могут быть предрасположены к успешному обучению, а другие наоборот. Исходя из данной информации, учителям необходимо учитывать особенности темперамента в процессе обучения школьников для наилучшего усвоения знаний и умений детьми. Так учитель может компенсировать отрицательные черты того или иного темперамента и помочь ребенку в полной мере освоить материал, для этого ему необходимо лишь знать особенности темперамента и их проявление в учебной деятельности.
По мнению С.И. Ожегова, темперамент - это совокупность индивидуальных психических свойств человека, характеризующих степень его возбудимости и проявляющихся в его отношении к окружающей действительности, в силе чувств, поведении [30]
Изучать темперамент человека начали еще с древних времен. Так в работах древнегреческого врача Гиппократа он связал темперамент не со свойствами нервной системы, а соотношением различных жидкостей в организме: крови, лимфы и желчи. Гиппократ считал, что при правильном смешении этих жидкостей человек будет здоров, при неправильном - болен.
Русский ученый-физиолог И.П. Павлов сумел связать темперамент с особенностями организма человека. На основе исследования условных рефлексов у собак Павлов пришел к следующему выводу, что существует четыре наиболее ярко выраженных типа нервной системы, из которых три сильных (безудержный, живой, спокойный) и один слабый.
Изучение иностранных языков в наши дни является необходимостью, так как мир не стоит на месте, он развивается, страны активно сотрудничают между собой, поэтому чтобы добиться высот в жизни или найти место для себя на нашей планете, нам необходимо знание помимо родного языка хотя бы одного или двух иностранных языков. Естественно изначально мы начинаем изучать иностранный язык еще в школе. Однако как показывает практика, не все учащиеся действительно получают навыки овладения иностранного языка в школе.
Дети, не овладевшие достаточными знаниями в сфере языка в школе, которые также не могут овладеть знаниями языка самостоятельно, считают, что они пойдут со временем на курсы языка и тем самым начнут быстрее и эффективнее овладевать знаниями, однако это не правда. Актуальность данного исследования состоит в том, что каждый ученики сталкиваются с различными трудностями при изучении нового языка. Проблема часто заключается в том, что ученики, получая достаточные знания, не всегда овладевают иноязычной речью. Одной из проблем мешающим эффективному изучению языка, по нашему мнению, является темперамент учащихся.
Объект исследования - обучающиеся подросткового возраста от 11 до 14 лет.
Предмет исследования - влияние темперамента на успешность изучения иностранного языка школьниками.
Цель исследования заключается в выявлении проявления темперамента у школьников на их успеваемость в процессе изучения иностранного языка.
Гипотеза исследования состоит в том, что тип темперамента оказывает влияние на успешность учебной деятельности на уроках иностранного языка у подростков.
Задачи исследования:
1) изучить состояние научной разработанности исследуемой темы в психолого-педагогической литературе;
2) дать сущностную психологическую характеристику понятию темперамент и свойствам темперамента;
3) рассмотреть особенности проявления темперамента у школьников в процессе изучения иностранного языка;
4) провести эмпирическое исследование;
5) обобщить и проанализировать полученные выводы.
В ходе исследования были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы;
- эмпирические: наблюдение, тестовый опрос («Подростковый опросник Г.Айзенка»).
Исследование проводилось в три этапа:
I этап работы - (сентябрь - октябрь 2018 года) включал в себя изучение психолого - педагогической литературы по теме исследования. Осуществлялся выбор темы, построение плана исследования. Формулирование проблемы, цели, задач и гипотезы исследования.
II этап работы - (ноябрь - январь 2019 года) был посвящен подбору методик, осуществлялся сбор и анализ эмпирического исследования.
III этап работы - (февраль - май 2019 года) заключался в обобщении и анализе полученных данных эмпирического исследования, оформлении результатов и техническом оформлении работы.
Базой исследования послужила МБОУ «СОШ № 2» г. Елабуга Республика Татарстан. Выборку исследования составили обучающиеся в количестве 50 человек.
Новизна работы заключается в том, что нами впервые было проведено исследование в МБОУ «СОШ № 2» г. Елабуга среди подростков 5-7 классов и было выявлено влияние темперамента на успешность изучения иностранного языка школьниками.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что, во-первых, результаты исследования могут быть использованы педагогами иностранных языков в педагогической практике; во - вторых, они могут представлять интерес у практических психологов, занимающимися консультированием молодежи.
Апробация результатов исследования проводилась путем очного участия автора в итоговой студенческой конференции (Елабуга, 2019 г.) и заочного участия в XXIII Международной научно-практической конференции «Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации» в г. Пенза, 2019 г.
Содержание работы нашло отражение в статье:
- Ибрагимова Р.Т. Влияние темперамента на успешность изучения иностранного языка школьниками // Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей XXIII Международной научно-практической конференции. В 3 ч. Ч. 3. - Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». - 2019. - С. 213.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Общий объём работы 60 страниц. В тексте выпускной квалификационной работы 2 таблицы, 8 рисунков.
В данной работе мы исследовали влияние темперамента на успешность изучении иностранного языка подростками. Исследование проводилось среди учащихся 5 - 7 классов. В теоретической части нами было указано состояние научной разработанности исследовательской проблемы в психолого- педагогической литературе. Также в теоретической части выпускной квалификационной работы отмечалось сущность понятия темперамент разными авторами и указывались особенности, типы и свойства темперамента.
Изучать темперамент человека начали еще с древних времен. Первым темперамент начал изучать древнегреческий врач Гиппократ. Он выделил 4 типа темперамента, а первый, кто предложил термин «темперамент» был римский врач К.Гален.
К изучению проблем темперамента обращались, такие ученые, как Э. Кречмер и У.Г. Шелдон, П.Ф. Лесгафт, И.Кант. Данные ученые являются представителями разных теорий по отношению к происхождению темперамента. То есть, Э.Кречмер и У.Г. Шелдон, которые являлись представителями психосоматической теории, считали, что тип темперамента зависит от роста и пропорций тела человека.
Вопрос о темпераменте нашло отражение и в работах немецкого философа И.Канта, который считался представителем психологического подхода. Он сформировал достаточно детальные психологические портреты всех четырех типов темпераментов.
По мнению П.Ф. Лесгафта в происхождении темпераментов очень важную роль играет система кровообращения, а именно ширина просвета и толщина стенок сосудов.
Одним из первых изучить структуру темперамента попытался английский психолог С.Берт. В своей работе автор использовал лишь эмоциональные характеристики темперамента, используя 11 эмоций, такие как любопытство, страх, удовольствие, гнев, половое влечение, покорность, любопытство, дружелюбие, нежность, отвращение и ощущение неприязни. Берт выделил 3 фактора темперамента:
- общую эмоциональность;
- стенические эмоции, астенические эмоции;
- положительные эмоции, отрицательные эмоции.
Следующим Дж.Гилфорд попытался исследовать структуры темперамента. В своей работе автор выделил 13-факторную структуру темперамента. Стороница Дж.Гилфорда К.Лоуэлл, продолжила работу и предоставила основные четыре независимых параметра темперамента:
1) вспыльчивость-сдержанность;
2) реализм;
3) эмоциональность;
4) социальную адаптируемость.
Однако существенный вклад в развитие учение о темпераменте внесли швейцарский психоаналитик К.Юнг и немецкий психолог Г.Айзенк, которые считались представителями нейрофизиологического подхода.
Психоаналитик К.Юнг в своих исследованиях выделил 2 психологических типа личности: экстравертивный и интровертивный.
К экстраверсии и интроверсии немецкий психолог Г.Айзенк присоединил такие свойства, как эмоциональная устойчивость и эмоциональная неустойчивость.
На основании совокупности свойств личности, которые выделили Айзенк и Юнг, возникают четыре типа темперамента:
-эмоционально устойчивый и экстравертивный - сангвиник;
-эмоционально нестабильный и экстравертивный - холерик;
-эмоционально нестабильный и интровертивный- меланхолик;
-эмоционально устойчивый и интровертивный - флегматик.
В отечественной науке вопрос темперамента исследовался русским ученым-физиологом И.П. Павловым, который являлся сторонником физиологического подхода. На основе исследования условных рефлексов у собак Павлов пришел к следующему выводу, что существует четыре наиболее ярко выраженных типа нервной системы, из которых три сильных (безудержный, живой, спокойный) и один слабый.
Продолжили исследование темперамента в отечественной науке такие видные ученые-психофизиологи, как Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын и В.М. Русалов. Позже данные ученые подвергли сомнению теорию Павлова.
Наибольший вклад в развитие теории темперамента в отечественной психологии внес Б.М. Теплов. Он выделил следующие свойства темперамента:
- эмоциональная возбудимость;
- возбудимость внимания;
- сила эмоций;
- тревожность;
- реактивность непроизвольных движений;
- активность волевой целенаправленной деятельности;
- пластичность;
- резистентность;
- субъективация.
Советский психофизиолог В.М. Русалов, опираясь на новую концепцию свойств нервной системы, предложил на ее основе более современную трактовку свойств темперамента. Русалов выделил четыре свойства темперамента: легкость переключения с одной программы поведения на другую, скорость исполнения текущей программы поведения и чувствительность к несовпадению реального результата действия с его акцептором.
Тема трудностей при овладении иностранным языком была изучена многими психологами и методистами (Б.В. Беляев, В.А. Артемов, Н.И. Гез, М.В. Ляховицкий). Исследователи пришли к выводу, что желание изучать иностранный язык и способности к нему не всегда совпадают в частности из- за врожденного темперамента школьников.
Изучив специальную литературу, мы пришли к тому, что на данный момент ни в зарубежной и ни в российской науке не имеется конкретного единого понятийного аппарата темперамента и его компонентов, а также его влияние в ходе получения образования. Ученые физиологи и психологи до сих пор не пришли к единому мнению, что же такое темперамент и какими свойствами данное понятие обладает.
Для осуществления практической части выпускной квалификационной работы было проведено эмпирическое исследование с использованием таких методов как: анкетирование учащихся, с помощью методики Г.Айзенка, направленная на выявление типа темперамента; беседа с классным руководителем и учителем предметником и наблюдение за поведением учащихся в процессе выполнения разных видов упражнений на уроках английского языка.
Проанализировав данные полученные по шкале интроверсии - экстраверсии нами было отмечено, что среди респондентов 22 экстраверта - это 65%. Следовательно, 12 учащихся из опрошенных являются интровертами (35%).
В следующем шаге исследования, мы распределили полученные данные на 4 типа темперамента по классификации Павлова, благодаря комбинации уровней экстраверсии и интроверсии и эмоциональной стабильности и не стабильности по методике Г.Айзенка. Основываясь на данных, которые мы получили, можно выделить, что большинство опрошенных подростков, а именно 14 учащихся (41%) являются обладателями холерического типа темперамента. К флегматическому типу относятся 9 опрошенных нами учащихся (26%), 7 испытуемых (21%) являются сангвиниками. К меланхоличному типу относятся 4 подростка (27%).
С тем чтобы определить воздействует ли тип темперамента на успешность учебной деятельности подростков, была изучена и проанализирована успеваемость школьников за 2 последние четверти.
Исследование было дополнено характеристикой учеников, полученной в ходе беседы с учителем по иностранному языку и классным руководителем.
Таким образом, результаты исследования показали, что в процессе изучения иностранного языка каждый тип темперамента может проявлять себя как в положительных, так и в отрицательных психологических чертах в зависимости от типа и уровня сложности заданий.
Особенности проявления типа темперамента позволяют проследить пути и способы учебной деятельности учеников, а также установить их связь с уровнем достижения результата. Соответственно, для наилучшего усвоения языковых знаний и умений, учителю необходимо учитывать индивидуальные особенности обучающихся в процессе обучения иностранному языку.
Нами были выявлено несколько рекомендаций с учетом темперамента, как для учителей, так и для учащихся, используя которые можно улучшить успеваемость в процессе изучения иностранного языка.
1. Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. Монография. - Белгород: BS - Algol, 2013. - 262 с.
2. Абрамова Г.С., Практикум-хрестоматия по возрастной психологии. - М. : Прометей, 2018. - 384 с.
3. Адлер.А. практика и теория индивидуальной психологии. - М: Академ. проект, 2011. - 240 с.
4. Алябьев А.Е. О взаимосвязи социально-психологической адаптации и акцентуации характера у подростков // Акмеология. - 2015. -№ 3 (55). -186 с.
5. Бадиев, И.В. Типология акцентуаций характера у подростков// Вестник Бурятского государственного университета. - 2015. - № 5. - С. 60-65
6. Балан Д.В. «Связь между темпераментом и трудностями в изучении
иностранного языка»: [Электронный ресурс] //Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».2011. URL: http://festival.1september.ru (Дата
обращения: 07.10.2014).
7. Баткина И.Б. Психология темперамента и характера. Учебное пособие. - Воронеж: ГОУ ВПО «Воронежский гос. технический ун-т», 2010. - 181 с.
8. Белинская Е.П., Дубовская Е.М. Проблема нормативного поведения современных детей // Образовательная политика. - № 6 (62). - 2013. - с. 112117
9. Беличева С.А. Социально-педагогическая диагностика и сопровождение социализации несовершеннолетних: учебное пособие. - Ростов н/Д : Феникс, 2013. - 380 с.
10. Белоус В.В. Введение в психологию полиморфной индивидуальности. - М.: Кнорус, 2016. - 268 с.
11. Болотова А.И., Молчанова О.Н. Психология развития и возрастная
психология: учебное пособие. - Нац. иссле. ун-т «Высшая школа
экономики». - М.: Изд. Дом Высшая школа экономики, 2012. - 526 с. http://www.bibliorossica.com/book.html ЭБС «Библиороссика».
12. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ.
высш. учеб. заведении.-14-е изд., стер. - М.: Издательский центр
«Академия», 2012. - 656 с.
13. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - 6-е изд.- Издательство: Речь, 2010. -656 с.
14. Дубровина И.В. Психология. Учебник для студентов средних педагогических учебных заведений. - 10-е издание, стереотип. - М: издательский центр « Академия», 2018. - 487с.
15. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2017. - 455 с.
16. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. - СПб.: Питер, 2010. - 576с.
17. История психологии. В 2 ч. Часть 1: учеб. пособие для академического бакалавриата/ С.В. Сарычев, И.Н.Логвинов.- 2-е изд. испр. и доп.- М.: Издательство Юрайт, 2018. - 279 с.
18. Корецкая И.А. Психология развития и возрастная психология: Учебнопрактическое пособие. - М.: Изд. центр ЕАОИ, 2011. - 120 с. http://www.bibliorossica.com/book.html ЭБС «Библиороссика».
19. Корнилова Т.В. Методологические основы психологии: учебник для бакалавров. - Москва : Издательство Юрайт, 2012. -483 с
20. Кречмер Э. Строение тела и характер.- М.: Академический проект, 2015. - 327 с.
21. Лесгафт, П. Ф. Педагогика. Избранные труды. — Москва: Издательство Юрайт, 2018. — 375 с.
22. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - СПб.: Речь, 2010. - 256с.
23. Локалова Н.П. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция,
психопрофилактика: учебное пособие для студентов психолого
педагогических специальностей. - СПб. : Питер, 2009. - 368 с.
24. Мантрова М.С. Развитие "образа я" современных подростков/ диссертация... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Оренбургский государственный университет. Оренбург, 2013.
25. Н.Б. Трофимова, Т. Ф. Пушкина, Н. М. Трофимова, Н. В. Щиголева Психология / Учебное пособие // Под ред. д-ра псих. наук Н.Б. Трофимовой - Воронеж. ВГПУ, 2012.-192 с.
26. Немов Р.С. Психология: учебник для бакалавров. - Москва: Издательство Юрайт, 2014. - 639 с.
27. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учеб. пособие для вузов. - М.: Юрайт, 2011. - 464 с.
28. Общая психология: 100 экзаменационных ответов / А. К. Белоусова [и др.]. - Ростов н/Д : Феникс, 2015. -278 с.
29. Овчинников Б.В. Типы темперамента в практической психологии. - СПб.: Речь, 2014. - 281 с.
30. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. - М.: Мир и Образование, Оникс, 2011. - 736 с.
31. Павлов, И. П. Физиология. Избранные труды. - 2-е изд., стер. - Москва : Издательство Юрайт, 2016. - 394 с.
32. Педагогическая психология: учебник для вузов / И.А. Зимняя. - 3-е издание, пересмотренное. - Москва: Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : НПО 'МОДЭК', 2010. - 448 с.
33. Педагогическая психология: учебник для вузов/под ред. В.А. Гуружапова. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 493 с.
34. Педагогическая психология: учебное пособие/ под ред. Л.А. Регуш, А.В. Орловой. - СПб.: Питер, 2010. - 416 с.
35. Психология и педагогика: учебник для академического бакалавриата / Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко. - 4-е изд., перераб. и доп. - М: Издательство Юрайт, 2015. - 509 с.
36. Психология и педагогика: учебник для бакалавров/ под ред. П.И. Пидкасистого. -3-е изд. перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2015. - 724 с.
37. Психология подросткового возраста: учебник/ Б.С.Волков.- 4-е
изд.,перераб. И доп. - М.: КНОРУС, 2016. - 266 с.
38. Психология: Учебник для гуманитарных вузов. - 2-е изд. / Под общ.ред. В. Н. Дружинина. - СПб: Питер, 2009. - 656 с.
39. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учеб.пособие/ В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. - М.: Изд-во ПСТГУ, 2013. - 400 с.
40. Психология развития [Электронный ресурс]: учебное пособие / Д.Е. Щипанова. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2017. -178 с.
41. Райгородский Д.Я. Психология личности в 2-х томах. Хрестоматия. - М: Бахрах-М, 2013. -1056 с.
42. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2015.-705 с.
43. Русалов В.М. Темперамент в структуре индивидуальности человека. Дифференциально-психофизиологические и психологические исследования. М.: ФГБУН Институт психологии РАН, 2012. - 416 с.
44. Самойлова Н.Н. «Психологическая характеристика трудностей, возникающих при изучении иностранного языка на среднем этапе обучения» [Электронный ресурс]. URL: http://manme.ru/psixologiya/psixologicheskaya- xarakteristika-trudnostej.html (Дата обращения: 05.10.2014).
45. Столяренко Л.Д. Общая психология: учебник для академического бакалавриата. - Москва: Издательство Юрайт, 2018. - 355 с.
46. Хухлаева О.В., Зыков Е.В., Бубнова Г.В. Психология развития и возрастная психология: учебник для академического бакалавриата.- М.: Юрайт, 2018. - 367 с.
47. Чикова И.В. К проблеме девиантного поведения детей и подростков // В
сборнике: Современная наука: тенденции развития материалы
Международной научно-практической конференции, 2017. С. 182-185.
48. Шадриков В.Д. Общая психология: Учебник для академического бакалавриата. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 411 с.
49. Штейнмец А.Э. Общая психология.- Москва: Академия, 2012. - 288 с.
50. Юнг К.Г. Психологические типы. - СПб.: Ювента, 2014. - 718 с.