ВЛИЯНИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА НА УСПЕШНОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ ШКОЛЬНИКАМИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЛИЯНИЯ ТЕМПЕРАМЕНТА НА УСПЕШНОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ШКОЛЬНИКАМИ
1.1 Состояние научной разработанности исследуемой проблемы в
психолого-педагогической литературе 8
1.2 Темперамент: понятие и свойства 17
1.3 Изучение особенностей проявления темперамента в процессе изучения
иностранного языка в подростковом возрасте 24
Выводы по первой главе 28
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ТЕМПЕРАМЕНТА НА УСПЕШНОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ШКОЛЬНИКАМИ
2.1 Выбор методик и организация исследования 30
2.2 Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования 32
Выводы по второй главе 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЯ 61
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЛИЯНИЯ ТЕМПЕРАМЕНТА НА УСПЕШНОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ШКОЛЬНИКАМИ
1.1 Состояние научной разработанности исследуемой проблемы в
психолого-педагогической литературе 8
1.2 Темперамент: понятие и свойства 17
1.3 Изучение особенностей проявления темперамента в процессе изучения
иностранного языка в подростковом возрасте 24
Выводы по первой главе 28
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ТЕМПЕРАМЕНТА НА УСПЕШНОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ШКОЛЬНИКАМИ
2.1 Выбор методик и организация исследования 30
2.2 Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования 32
Выводы по второй главе 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЯ 61
Актуальность работы. В природе не существует абсолютно одинаковых человеческих личностей - личность каждого человека неповторима Мы отличаемся не только по своей внешности, но и по своему поведению, мыслительной деятельностью и движениям. Уже с детства мы замечаем, что кто-то более подвижный и настойчивый, а кто-то медлительный и застенчивый. Именно так и проявляется темперамент в людях.
Особенности темперамента мы можем наблюдать не только в поведении человека, но и в его особенностях речи, побуждениях и действиях, в характере интеллектуальной деятельности и т.д. Именно по этим составляющим можно заметить отличие темперамента школьников: как они сосредотачиваются на работе, как преодолевают трудности, какой путь при этом выбирают, как ведут себя в привычных и сложных ситуациях, как работают в течение продолжительного времени, реагируют на замечания, поступки других людей. Раз темперамент у учащихся отличается, и при этом у школьников различный темп работы, характер интеллектуальной деятельности, реакция на раздражители и т.д., то из этого следует, что и процесс обучения и у школьников будет отличаться. При этом можно предположить, что обладатели некоторых типов темперамента могут быть предрасположены к успешному обучению, а другие наоборот. Исходя из данной информации, учителям необходимо учитывать особенности темперамента в процессе обучения школьников для наилучшего усвоения знаний и умений детьми. Так учитель может компенсировать отрицательные черты того или иного темперамента и помочь ребенку в полной мере освоить материал, для этого ему необходимо лишь знать особенности темперамента и их проявление в учебной деятельности.
По мнению С.И. Ожегова, темперамент - это совокупность индивидуальных психических свойств человека, характеризующих степень его возбудимости и проявляющихся в его отношении к окружающей действительности, в силе чувств, поведении [30]
Изучать темперамент человека начали еще с древних времен. Так в работах древнегреческого врача Гиппократа он связал темперамент не со свойствами нервной системы, а соотношением различных жидкостей в организме: крови, лимфы и желчи. Гиппократ считал, что при правильном смешении этих жидкостей человек будет здоров, при неправильном - болен.
Русский ученый-физиолог И.П. Павлов сумел связать темперамент с особенностями организма человека. На основе исследования условных рефлексов у собак Павлов пришел к следующему выводу, что существует четыре наиболее ярко выраженных типа нервной системы, из которых три сильных (безудержный, живой, спокойный) и один слабый.
Изучение иностранных языков в наши дни является необходимостью, так как мир не стоит на месте, он развивается, страны активно сотрудничают между собой, поэтому чтобы добиться высот в жизни или найти место для себя на нашей планете, нам необходимо знание помимо родного языка хотя бы одного или двух иностранных языков. Естественно изначально мы начинаем изучать иностранный язык еще в школе. Однако как показывает практика, не все учащиеся действительно получают навыки овладения иностранного языка в школе.
Дети, не овладевшие достаточными знаниями в сфере языка в школе, которые также не могут овладеть знаниями языка самостоятельно, считают, что они пойдут со временем на курсы языка и тем самым начнут быстрее и эффективнее овладевать знаниями, однако это не правда. Актуальность данного исследования состоит в том, что каждый ученики сталкиваются с различными трудностями при изучении нового языка. Проблема часто заключается в том, что ученики, получая достаточные знания, не всегда овладевают иноязычной речью. Одной из проблем мешающим эффективному изучению языка, по нашему мнению, является темперамент учащихся.
Объект исследования - обучающиеся подросткового возраста от 11 до 14 лет.
Предмет исследования - влияние темперамента на успешность изучения иностранного языка школьниками.
Цель исследования заключается в выявлении проявления темперамента у школьников на их успеваемость в процессе изучения иностранного языка.
Гипотеза исследования состоит в том, что тип темперамента оказывает влияние на успешность учебной деятельности на уроках иностранного языка у подростков.
Задачи исследования:
1) изучить состояние научной разработанности исследуемой темы в психолого-педагогической литературе;
2) дать сущностную психологическую характеристику понятию темперамент и свойствам темперамента;
3) рассмотреть особенности проявления темперамента у школьников в процессе изучения иностранного языка;
4) провести эмпирическое исследование;
5) обобщить и проанализировать полученные выводы.
В ходе исследования были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы;
- эмпирические: наблюдение, тестовый опрос («Подростковый опросник Г.Айзенка»).
Исследование проводилось в три этапа:
I этап работы - (сентябрь - октябрь 2018 года) включал в себя изучение психолого - педагогической литературы по теме исследования. Осуществлялся выбор темы, построение плана исследования. Формулирование проблемы, цели, задач и гипотезы исследования.
II этап работы - (ноябрь - январь 2019 года) был посвящен подбору методик, осуществлялся сбор и анализ эмпирического исследования.
III этап работы - (февраль - май 2019 года) заключался в обобщении и анализе полученных данных эмпирического исследования, оформлении результатов и техническом оформлении работы.
Базой исследования послужила МБОУ «СОШ № 2» г. Елабуга Республика Татарстан. Выборку исследования составили обучающиеся в количестве 50 человек.
Новизна работы заключается в том, что нами впервые было проведено исследование в МБОУ «СОШ № 2» г. Елабуга среди подростков 5-7 классов и было выявлено влияние темперамента на успешность изучения иностранного языка школьниками.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что, во-первых, результаты исследования могут быть использованы педагогами иностранных языков в педагогической практике; во - вторых, они могут представлять интерес у практических психологов, занимающимися консультированием молодежи.
Апробация результатов исследования проводилась путем очного участия автора в итоговой студенческой конференции (Елабуга, 2019 г.) и заочного участия в XXIII Международной научно-практической конференции «Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации» в г. Пенза, 2019 г.
Содержание работы нашло отражение в статье:
- Ибрагимова Р.Т. Влияние темперамента на успешность изучения иностранного языка школьниками // Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей XXIII Международной научно-практической конференции. В 3 ч. Ч. 3. - Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». - 2019. - С. 213.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Общий объём работы 60 страниц. В тексте выпускной квалификационной работы 2 таблицы, 8 рисунков.
Особенности темперамента мы можем наблюдать не только в поведении человека, но и в его особенностях речи, побуждениях и действиях, в характере интеллектуальной деятельности и т.д. Именно по этим составляющим можно заметить отличие темперамента школьников: как они сосредотачиваются на работе, как преодолевают трудности, какой путь при этом выбирают, как ведут себя в привычных и сложных ситуациях, как работают в течение продолжительного времени, реагируют на замечания, поступки других людей. Раз темперамент у учащихся отличается, и при этом у школьников различный темп работы, характер интеллектуальной деятельности, реакция на раздражители и т.д., то из этого следует, что и процесс обучения и у школьников будет отличаться. При этом можно предположить, что обладатели некоторых типов темперамента могут быть предрасположены к успешному обучению, а другие наоборот. Исходя из данной информации, учителям необходимо учитывать особенности темперамента в процессе обучения школьников для наилучшего усвоения знаний и умений детьми. Так учитель может компенсировать отрицательные черты того или иного темперамента и помочь ребенку в полной мере освоить материал, для этого ему необходимо лишь знать особенности темперамента и их проявление в учебной деятельности.
По мнению С.И. Ожегова, темперамент - это совокупность индивидуальных психических свойств человека, характеризующих степень его возбудимости и проявляющихся в его отношении к окружающей действительности, в силе чувств, поведении [30]
Изучать темперамент человека начали еще с древних времен. Так в работах древнегреческого врача Гиппократа он связал темперамент не со свойствами нервной системы, а соотношением различных жидкостей в организме: крови, лимфы и желчи. Гиппократ считал, что при правильном смешении этих жидкостей человек будет здоров, при неправильном - болен.
Русский ученый-физиолог И.П. Павлов сумел связать темперамент с особенностями организма человека. На основе исследования условных рефлексов у собак Павлов пришел к следующему выводу, что существует четыре наиболее ярко выраженных типа нервной системы, из которых три сильных (безудержный, живой, спокойный) и один слабый.
Изучение иностранных языков в наши дни является необходимостью, так как мир не стоит на месте, он развивается, страны активно сотрудничают между собой, поэтому чтобы добиться высот в жизни или найти место для себя на нашей планете, нам необходимо знание помимо родного языка хотя бы одного или двух иностранных языков. Естественно изначально мы начинаем изучать иностранный язык еще в школе. Однако как показывает практика, не все учащиеся действительно получают навыки овладения иностранного языка в школе.
Дети, не овладевшие достаточными знаниями в сфере языка в школе, которые также не могут овладеть знаниями языка самостоятельно, считают, что они пойдут со временем на курсы языка и тем самым начнут быстрее и эффективнее овладевать знаниями, однако это не правда. Актуальность данного исследования состоит в том, что каждый ученики сталкиваются с различными трудностями при изучении нового языка. Проблема часто заключается в том, что ученики, получая достаточные знания, не всегда овладевают иноязычной речью. Одной из проблем мешающим эффективному изучению языка, по нашему мнению, является темперамент учащихся.
Объект исследования - обучающиеся подросткового возраста от 11 до 14 лет.
Предмет исследования - влияние темперамента на успешность изучения иностранного языка школьниками.
Цель исследования заключается в выявлении проявления темперамента у школьников на их успеваемость в процессе изучения иностранного языка.
Гипотеза исследования состоит в том, что тип темперамента оказывает влияние на успешность учебной деятельности на уроках иностранного языка у подростков.
Задачи исследования:
1) изучить состояние научной разработанности исследуемой темы в психолого-педагогической литературе;
2) дать сущностную психологическую характеристику понятию темперамент и свойствам темперамента;
3) рассмотреть особенности проявления темперамента у школьников в процессе изучения иностранного языка;
4) провести эмпирическое исследование;
5) обобщить и проанализировать полученные выводы.
В ходе исследования были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы;
- эмпирические: наблюдение, тестовый опрос («Подростковый опросник Г.Айзенка»).
Исследование проводилось в три этапа:
I этап работы - (сентябрь - октябрь 2018 года) включал в себя изучение психолого - педагогической литературы по теме исследования. Осуществлялся выбор темы, построение плана исследования. Формулирование проблемы, цели, задач и гипотезы исследования.
II этап работы - (ноябрь - январь 2019 года) был посвящен подбору методик, осуществлялся сбор и анализ эмпирического исследования.
III этап работы - (февраль - май 2019 года) заключался в обобщении и анализе полученных данных эмпирического исследования, оформлении результатов и техническом оформлении работы.
Базой исследования послужила МБОУ «СОШ № 2» г. Елабуга Республика Татарстан. Выборку исследования составили обучающиеся в количестве 50 человек.
Новизна работы заключается в том, что нами впервые было проведено исследование в МБОУ «СОШ № 2» г. Елабуга среди подростков 5-7 классов и было выявлено влияние темперамента на успешность изучения иностранного языка школьниками.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что, во-первых, результаты исследования могут быть использованы педагогами иностранных языков в педагогической практике; во - вторых, они могут представлять интерес у практических психологов, занимающимися консультированием молодежи.
Апробация результатов исследования проводилась путем очного участия автора в итоговой студенческой конференции (Елабуга, 2019 г.) и заочного участия в XXIII Международной научно-практической конференции «Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации» в г. Пенза, 2019 г.
Содержание работы нашло отражение в статье:
- Ибрагимова Р.Т. Влияние темперамента на успешность изучения иностранного языка школьниками // Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей XXIII Международной научно-практической конференции. В 3 ч. Ч. 3. - Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». - 2019. - С. 213.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Общий объём работы 60 страниц. В тексте выпускной квалификационной работы 2 таблицы, 8 рисунков.
В данной работе мы исследовали влияние темперамента на успешность изучении иностранного языка подростками. Исследование проводилось среди учащихся 5 - 7 классов. В теоретической части нами было указано состояние научной разработанности исследовательской проблемы в психолого- педагогической литературе. Также в теоретической части выпускной квалификационной работы отмечалось сущность понятия темперамент разными авторами и указывались особенности, типы и свойства темперамента.
Изучать темперамент человека начали еще с древних времен. Первым темперамент начал изучать древнегреческий врач Гиппократ. Он выделил 4 типа темперамента, а первый, кто предложил термин «темперамент» был римский врач К.Гален.
К изучению проблем темперамента обращались, такие ученые, как Э. Кречмер и У.Г. Шелдон, П.Ф. Лесгафт, И.Кант. Данные ученые являются представителями разных теорий по отношению к происхождению темперамента. То есть, Э.Кречмер и У.Г. Шелдон, которые являлись представителями психосоматической теории, считали, что тип темперамента зависит от роста и пропорций тела человека.
Вопрос о темпераменте нашло отражение и в работах немецкого философа И.Канта, который считался представителем психологического подхода. Он сформировал достаточно детальные психологические портреты всех четырех типов темпераментов.
По мнению П.Ф. Лесгафта в происхождении темпераментов очень важную роль играет система кровообращения, а именно ширина просвета и толщина стенок сосудов.
Одним из первых изучить структуру темперамента попытался английский психолог С.Берт. В своей работе автор использовал лишь эмоциональные характеристики темперамента, используя 11 эмоций, такие как любопытство, страх, удовольствие, гнев, половое влечение, покорность, любопытство, дружелюбие, нежность, отвращение и ощущение неприязни. Берт выделил 3 фактора темперамента:
- общую эмоциональность;
- стенические эмоции, астенические эмоции;
- положительные эмоции, отрицательные эмоции.
Следующим Дж.Гилфорд попытался исследовать структуры темперамента. В своей работе автор выделил 13-факторную структуру темперамента. Стороница Дж.Гилфорда К.Лоуэлл, продолжила работу и предоставила основные четыре независимых параметра темперамента:
1) вспыльчивость-сдержанность;
2) реализм;
3) эмоциональность;
4) социальную адаптируемость.
Однако существенный вклад в развитие учение о темпераменте внесли швейцарский психоаналитик К.Юнг и немецкий психолог Г.Айзенк, которые считались представителями нейрофизиологического подхода.
Психоаналитик К.Юнг в своих исследованиях выделил 2 психологических типа личности: экстравертивный и интровертивный.
К экстраверсии и интроверсии немецкий психолог Г.Айзенк присоединил такие свойства, как эмоциональная устойчивость и эмоциональная неустойчивость.
На основании совокупности свойств личности, которые выделили Айзенк и Юнг, возникают четыре типа темперамента:
-эмоционально устойчивый и экстравертивный - сангвиник;
-эмоционально нестабильный и экстравертивный - холерик;
-эмоционально нестабильный и интровертивный- меланхолик;
-эмоционально устойчивый и интровертивный - флегматик.
В отечественной науке вопрос темперамента исследовался русским ученым-физиологом И.П. Павловым, который являлся сторонником физиологического подхода. На основе исследования условных рефлексов у собак Павлов пришел к следующему выводу, что существует четыре наиболее ярко выраженных типа нервной системы, из которых три сильных (безудержный, живой, спокойный) и один слабый.
Продолжили исследование темперамента в отечественной науке такие видные ученые-психофизиологи, как Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын и В.М. Русалов. Позже данные ученые подвергли сомнению теорию Павлова.
Наибольший вклад в развитие теории темперамента в отечественной психологии внес Б.М. Теплов. Он выделил следующие свойства темперамента:
- эмоциональная возбудимость;
- возбудимость внимания;
- сила эмоций;
- тревожность;
- реактивность непроизвольных движений;
- активность волевой целенаправленной деятельности;
- пластичность;
- резистентность;
- субъективация.
Советский психофизиолог В.М. Русалов, опираясь на новую концепцию свойств нервной системы, предложил на ее основе более современную трактовку свойств темперамента. Русалов выделил четыре свойства темперамента: легкость переключения с одной программы поведения на другую, скорость исполнения текущей программы поведения и чувствительность к несовпадению реального результата действия с его акцептором.
Тема трудностей при овладении иностранным языком была изучена многими психологами и методистами (Б.В. Беляев, В.А. Артемов, Н.И. Гез, М.В. Ляховицкий). Исследователи пришли к выводу, что желание изучать иностранный язык и способности к нему не всегда совпадают в частности из- за врожденного темперамента школьников.
Изучив специальную литературу, мы пришли к тому, что на данный момент ни в зарубежной и ни в российской науке не имеется конкретного единого понятийного аппарата темперамента и его компонентов, а также его влияние в ходе получения образования. Ученые физиологи и психологи до сих пор не пришли к единому мнению, что же такое темперамент и какими свойствами данное понятие обладает.
Для осуществления практической части выпускной квалификационной работы было проведено эмпирическое исследование с использованием таких методов как: анкетирование учащихся, с помощью методики Г.Айзенка, направленная на выявление типа темперамента; беседа с классным руководителем и учителем предметником и наблюдение за поведением учащихся в процессе выполнения разных видов упражнений на уроках английского языка.
Проанализировав данные полученные по шкале интроверсии - экстраверсии нами было отмечено, что среди респондентов 22 экстраверта - это 65%. Следовательно, 12 учащихся из опрошенных являются интровертами (35%).
В следующем шаге исследования, мы распределили полученные данные на 4 типа темперамента по классификации Павлова, благодаря комбинации уровней экстраверсии и интроверсии и эмоциональной стабильности и не стабильности по методике Г.Айзенка. Основываясь на данных, которые мы получили, можно выделить, что большинство опрошенных подростков, а именно 14 учащихся (41%) являются обладателями холерического типа темперамента. К флегматическому типу относятся 9 опрошенных нами учащихся (26%), 7 испытуемых (21%) являются сангвиниками. К меланхоличному типу относятся 4 подростка (27%).
С тем чтобы определить воздействует ли тип темперамента на успешность учебной деятельности подростков, была изучена и проанализирована успеваемость школьников за 2 последние четверти.
Исследование было дополнено характеристикой учеников, полученной в ходе беседы с учителем по иностранному языку и классным руководителем.
Таким образом, результаты исследования показали, что в процессе изучения иностранного языка каждый тип темперамента может проявлять себя как в положительных, так и в отрицательных психологических чертах в зависимости от типа и уровня сложности заданий.
Особенности проявления типа темперамента позволяют проследить пути и способы учебной деятельности учеников, а также установить их связь с уровнем достижения результата. Соответственно, для наилучшего усвоения языковых знаний и умений, учителю необходимо учитывать индивидуальные особенности обучающихся в процессе обучения иностранному языку.
Нами были выявлено несколько рекомендаций с учетом темперамента, как для учителей, так и для учащихся, используя которые можно улучшить успеваемость в процессе изучения иностранного языка.
Изучать темперамент человека начали еще с древних времен. Первым темперамент начал изучать древнегреческий врач Гиппократ. Он выделил 4 типа темперамента, а первый, кто предложил термин «темперамент» был римский врач К.Гален.
К изучению проблем темперамента обращались, такие ученые, как Э. Кречмер и У.Г. Шелдон, П.Ф. Лесгафт, И.Кант. Данные ученые являются представителями разных теорий по отношению к происхождению темперамента. То есть, Э.Кречмер и У.Г. Шелдон, которые являлись представителями психосоматической теории, считали, что тип темперамента зависит от роста и пропорций тела человека.
Вопрос о темпераменте нашло отражение и в работах немецкого философа И.Канта, который считался представителем психологического подхода. Он сформировал достаточно детальные психологические портреты всех четырех типов темпераментов.
По мнению П.Ф. Лесгафта в происхождении темпераментов очень важную роль играет система кровообращения, а именно ширина просвета и толщина стенок сосудов.
Одним из первых изучить структуру темперамента попытался английский психолог С.Берт. В своей работе автор использовал лишь эмоциональные характеристики темперамента, используя 11 эмоций, такие как любопытство, страх, удовольствие, гнев, половое влечение, покорность, любопытство, дружелюбие, нежность, отвращение и ощущение неприязни. Берт выделил 3 фактора темперамента:
- общую эмоциональность;
- стенические эмоции, астенические эмоции;
- положительные эмоции, отрицательные эмоции.
Следующим Дж.Гилфорд попытался исследовать структуры темперамента. В своей работе автор выделил 13-факторную структуру темперамента. Стороница Дж.Гилфорда К.Лоуэлл, продолжила работу и предоставила основные четыре независимых параметра темперамента:
1) вспыльчивость-сдержанность;
2) реализм;
3) эмоциональность;
4) социальную адаптируемость.
Однако существенный вклад в развитие учение о темпераменте внесли швейцарский психоаналитик К.Юнг и немецкий психолог Г.Айзенк, которые считались представителями нейрофизиологического подхода.
Психоаналитик К.Юнг в своих исследованиях выделил 2 психологических типа личности: экстравертивный и интровертивный.
К экстраверсии и интроверсии немецкий психолог Г.Айзенк присоединил такие свойства, как эмоциональная устойчивость и эмоциональная неустойчивость.
На основании совокупности свойств личности, которые выделили Айзенк и Юнг, возникают четыре типа темперамента:
-эмоционально устойчивый и экстравертивный - сангвиник;
-эмоционально нестабильный и экстравертивный - холерик;
-эмоционально нестабильный и интровертивный- меланхолик;
-эмоционально устойчивый и интровертивный - флегматик.
В отечественной науке вопрос темперамента исследовался русским ученым-физиологом И.П. Павловым, который являлся сторонником физиологического подхода. На основе исследования условных рефлексов у собак Павлов пришел к следующему выводу, что существует четыре наиболее ярко выраженных типа нервной системы, из которых три сильных (безудержный, живой, спокойный) и один слабый.
Продолжили исследование темперамента в отечественной науке такие видные ученые-психофизиологи, как Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын и В.М. Русалов. Позже данные ученые подвергли сомнению теорию Павлова.
Наибольший вклад в развитие теории темперамента в отечественной психологии внес Б.М. Теплов. Он выделил следующие свойства темперамента:
- эмоциональная возбудимость;
- возбудимость внимания;
- сила эмоций;
- тревожность;
- реактивность непроизвольных движений;
- активность волевой целенаправленной деятельности;
- пластичность;
- резистентность;
- субъективация.
Советский психофизиолог В.М. Русалов, опираясь на новую концепцию свойств нервной системы, предложил на ее основе более современную трактовку свойств темперамента. Русалов выделил четыре свойства темперамента: легкость переключения с одной программы поведения на другую, скорость исполнения текущей программы поведения и чувствительность к несовпадению реального результата действия с его акцептором.
Тема трудностей при овладении иностранным языком была изучена многими психологами и методистами (Б.В. Беляев, В.А. Артемов, Н.И. Гез, М.В. Ляховицкий). Исследователи пришли к выводу, что желание изучать иностранный язык и способности к нему не всегда совпадают в частности из- за врожденного темперамента школьников.
Изучив специальную литературу, мы пришли к тому, что на данный момент ни в зарубежной и ни в российской науке не имеется конкретного единого понятийного аппарата темперамента и его компонентов, а также его влияние в ходе получения образования. Ученые физиологи и психологи до сих пор не пришли к единому мнению, что же такое темперамент и какими свойствами данное понятие обладает.
Для осуществления практической части выпускной квалификационной работы было проведено эмпирическое исследование с использованием таких методов как: анкетирование учащихся, с помощью методики Г.Айзенка, направленная на выявление типа темперамента; беседа с классным руководителем и учителем предметником и наблюдение за поведением учащихся в процессе выполнения разных видов упражнений на уроках английского языка.
Проанализировав данные полученные по шкале интроверсии - экстраверсии нами было отмечено, что среди респондентов 22 экстраверта - это 65%. Следовательно, 12 учащихся из опрошенных являются интровертами (35%).
В следующем шаге исследования, мы распределили полученные данные на 4 типа темперамента по классификации Павлова, благодаря комбинации уровней экстраверсии и интроверсии и эмоциональной стабильности и не стабильности по методике Г.Айзенка. Основываясь на данных, которые мы получили, можно выделить, что большинство опрошенных подростков, а именно 14 учащихся (41%) являются обладателями холерического типа темперамента. К флегматическому типу относятся 9 опрошенных нами учащихся (26%), 7 испытуемых (21%) являются сангвиниками. К меланхоличному типу относятся 4 подростка (27%).
С тем чтобы определить воздействует ли тип темперамента на успешность учебной деятельности подростков, была изучена и проанализирована успеваемость школьников за 2 последние четверти.
Исследование было дополнено характеристикой учеников, полученной в ходе беседы с учителем по иностранному языку и классным руководителем.
Таким образом, результаты исследования показали, что в процессе изучения иностранного языка каждый тип темперамента может проявлять себя как в положительных, так и в отрицательных психологических чертах в зависимости от типа и уровня сложности заданий.
Особенности проявления типа темперамента позволяют проследить пути и способы учебной деятельности учеников, а также установить их связь с уровнем достижения результата. Соответственно, для наилучшего усвоения языковых знаний и умений, учителю необходимо учитывать индивидуальные особенности обучающихся в процессе обучения иностранному языку.
Нами были выявлено несколько рекомендаций с учетом темперамента, как для учителей, так и для учащихся, используя которые можно улучшить успеваемость в процессе изучения иностранного языка.
Подобные работы
- ВЛИЯНИЕ ПСИХОТИПОЛОГИЧЕСКИХьХАРАКТЕРИСТИК ЛИЧНОСТИ НА ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ ТЕМПЕРАМЕНТА У ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2018 - Использование метафорических ассоциативных карточек для развития навыков говорения младших школьников
Бакалаврская работа, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2024 - Индивидуальный подход в обучении иностранному языку в младшей
школе
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2017 - Дистанционное обучение младших школьников чтению на английском языке
Магистерская диссертация, английский язык. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2022 - Дистанционное обучение младших школьников чтению на английском языке
Магистерская диссертация, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2022 - Биоэлектрическая активность мозга при восприятии цвета в условиях фотостимулирующего воздействия
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2022 - Психологическая адаптация к иной социокультурной среде (на материале исследования удмуртского и коми-пермяцкого
этносов)(19.00.01)
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2004 - Психологическая адаптация к иной социокультурной среде (на материале исследования удмуртского и коми-пермяцкого этносов)
Диссертация , психология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004



