ГНЕЗДОВОЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ЛЕКСИКЕ (НА МАТЕРИАЛЕ АНГЛИЙСКОГО И РУССКОГО ЯЗЫКОВ)
|
Введение 3
Глава I. Теоретические основы изучения гнездового подхода при формировании лексических навыков 7
1.1. Словообразовательное гнездо в работах отечественных и зарубежных
учёных 7
1.2. Гнездовой подход и языковая догадка в обучении лексике 12
1.3. Методика обучения лексике с применением гнездового подхода для
изучающих английский язык как иностранный 15
1.4. Особенности обучения лексике на разных этапах школы 17
Выводы по 1 главе 24
Глава II. Словообразовательные гнезда разных частей речи в русском и
английском языках 25
2.1. Отсубстантивные словообразовательные гнезда соматизмов в русском и
английском языках 25
2.2 Отглагольные словообразовательные гнезда в русском и английском
языках 31
2.3.Отадъективные словообразовательные гнезда в русском и английском языках 37
2.4. Методические рекомендации по изучению словообразовательных гнезд с
исходными словами разных частей речи 43
Выводы по 2 главе 46
Заключение 47
Список литературы 48
Глава I. Теоретические основы изучения гнездового подхода при формировании лексических навыков 7
1.1. Словообразовательное гнездо в работах отечественных и зарубежных
учёных 7
1.2. Гнездовой подход и языковая догадка в обучении лексике 12
1.3. Методика обучения лексике с применением гнездового подхода для
изучающих английский язык как иностранный 15
1.4. Особенности обучения лексике на разных этапах школы 17
Выводы по 1 главе 24
Глава II. Словообразовательные гнезда разных частей речи в русском и
английском языках 25
2.1. Отсубстантивные словообразовательные гнезда соматизмов в русском и
английском языках 25
2.2 Отглагольные словообразовательные гнезда в русском и английском
языках 31
2.3.Отадъективные словообразовательные гнезда в русском и английском языках 37
2.4. Методические рекомендации по изучению словообразовательных гнезд с
исходными словами разных частей речи 43
Выводы по 2 главе 46
Заключение 47
Список литературы 48
Изучение иностранных языков повышает навыки критического мышления, креативность и гибкость ума у школьников. Обучение лексике является одним из основных компонентов преподавания иностранного языка. Именно от знания лексического наполнения языковых единиц зависит успешность речевого общения.
Существует большое количество методик, способные развивать лексические навыки у школьников. Одним из них является применение гнездового подхода.
Интерес к словообразовательным гнездам заметно возрос после выхода в свет «Словообразовательного словаря русского языка» А.Н. Тихонова [1985]. Работа лексикографа наглядно демонстрирует процесс словопроизводства. Обращающийся к словарю мгновенно обращает внимание, на какой деривационной ступени возникло то или иное слово, какой формант был задействован в словообразовательном процессе.
Важный на сегодняшний день межъязыковой сравнительный анализ слов помогает глубже охарактеризовать формальное и семантическое устройство производного слова и комплексных единиц словообразования, а также их роль в процессе языковой номинации.
Актуальность данного исследования состоит в том, что интерес к методическому аспекту изучения словообразовательных гнезд существует всегда, так как данная область требует поиска и совершенствования знаний парадигм слов разных частей речи как в русском, так и в английском языках. Выход к проблемам словообразования через частеречное словопроизводство имеет серьезные основания, поскольку, с одной стороны, морфология приспосабливает к своим требованиям возможности образования новых слов, а, с другой стороны, результаты словообразовательных процессов уточняют или расширяют рамки знаний той или иной части речи.
Объектом исследования являются слова разных частей речи, их семантика и словообразовательный потенциал.
Предметом исследования являются особенности устройства словообразовательных гнезд, вершинами которых являются слова разных частей речи, а именно рука, голова / hand,arm, head; сидеть, лежать / sit, lie; зеленый, острый / green, sharp, лингвометодический аспект изучения словообразовательных гнезд исходных слов.
Целью исследования является изучение структурно-семантических особенностей словообразовательных гнезд, исходными словами которых являются разные части речи, для выявления их специфических и универсальных черт в двух языках, а также возможностью практического применения материала данных гнезд при формировании лексических навыков.
Для достижения вышеуказанной цели, необходимо решить следующие задачи:
1) дать характеристику понятиям «словообразовательное гнездо», «языковая догадка»;
2) изучить методику обучения лексике с применением
гнездового подхода для изучающих английский язык как иностранный;
3) изучить методики обучения лексике на разных этапах
школы посредством применения гнездового подхода;
4) охарактеризовать структурно-семантическое
пространство словообразовательных гнезд разных частей речи в русском и английском языках;
5) провести сопоставительный анализ словообразовательных гнезд разных частей речи в русском и английском языках;
6) разработать упражнения, используя материал исходных словообразовательных гнезд для реализации гнездового подхода на уроке английского языка в старших классах.
Теоретико-методологическую основу исследования составили научные труды И.А. Ширшова, А.Н. Тихонова, И.В. Евсеевой, Т.Ф. Ефремовой, Г.Н. Плотниковой, И.С. Улуханова в области теории словообразовательного гнезда, работы, связанные с общими вопросами словообразования, таких ученых, как О.Д. Мешков, А.В. Никитевич, С.С. Земичева, а также методистов - Н.Д. Гальскова, В.С. Цетлин, F. Myles и др.
Для решения задач был применен комплекс методов: метод семантизации, анализ, синтез, сравнительно-сопоставительный метод, обобщение.
Научная новизна состоит в сопоставлении словообразовательных гнезд с исходными словами разных частей речи в русском и английском языках с целью выявления сходств и различий в их структурно-семантической организации. Словообразовательные гнезда с исходными словами рассматриваются в работе как совокупности номинативных единиц, а их сопоставительный анализ направлен на выявление номинативной и функциональной эквивалентности.
Теоретическая значимость состоит в детальном изучении общей теории словообразования, методики обучения лексике с помощью применения гнездового подхода на разных этапах школы, а также для изучающих английский язык как иностранный. В исследовании обоснованы тождества и различия структурно-семантической и номинативной организации словообразовательных гнезд с исходными словами разных частей речи, базирующихся на сходствах и специфике в восприятии объективной действительности представителями разных лингвокультур.
Практическая значимость работы заключается в возможности широкого использования теоретической и языковой базы в преподавании русского и английского языков, в области сравнительной типологии, в курсах по
лингвокультурологии. Методика анализа фактического материала может быть использована при разработке спецкурса.
Апробация материалов исследования. Результаты исследования были представлены на итоговой научно-образовательной студенческой конференции ЕИКФУ (апрель 2019).
Структура работы: введение, две главы, выводы по главам, заключение, список литературы, приложение.
Существует большое количество методик, способные развивать лексические навыки у школьников. Одним из них является применение гнездового подхода.
Интерес к словообразовательным гнездам заметно возрос после выхода в свет «Словообразовательного словаря русского языка» А.Н. Тихонова [1985]. Работа лексикографа наглядно демонстрирует процесс словопроизводства. Обращающийся к словарю мгновенно обращает внимание, на какой деривационной ступени возникло то или иное слово, какой формант был задействован в словообразовательном процессе.
Важный на сегодняшний день межъязыковой сравнительный анализ слов помогает глубже охарактеризовать формальное и семантическое устройство производного слова и комплексных единиц словообразования, а также их роль в процессе языковой номинации.
Актуальность данного исследования состоит в том, что интерес к методическому аспекту изучения словообразовательных гнезд существует всегда, так как данная область требует поиска и совершенствования знаний парадигм слов разных частей речи как в русском, так и в английском языках. Выход к проблемам словообразования через частеречное словопроизводство имеет серьезные основания, поскольку, с одной стороны, морфология приспосабливает к своим требованиям возможности образования новых слов, а, с другой стороны, результаты словообразовательных процессов уточняют или расширяют рамки знаний той или иной части речи.
Объектом исследования являются слова разных частей речи, их семантика и словообразовательный потенциал.
Предметом исследования являются особенности устройства словообразовательных гнезд, вершинами которых являются слова разных частей речи, а именно рука, голова / hand,arm, head; сидеть, лежать / sit, lie; зеленый, острый / green, sharp, лингвометодический аспект изучения словообразовательных гнезд исходных слов.
Целью исследования является изучение структурно-семантических особенностей словообразовательных гнезд, исходными словами которых являются разные части речи, для выявления их специфических и универсальных черт в двух языках, а также возможностью практического применения материала данных гнезд при формировании лексических навыков.
Для достижения вышеуказанной цели, необходимо решить следующие задачи:
1) дать характеристику понятиям «словообразовательное гнездо», «языковая догадка»;
2) изучить методику обучения лексике с применением
гнездового подхода для изучающих английский язык как иностранный;
3) изучить методики обучения лексике на разных этапах
школы посредством применения гнездового подхода;
4) охарактеризовать структурно-семантическое
пространство словообразовательных гнезд разных частей речи в русском и английском языках;
5) провести сопоставительный анализ словообразовательных гнезд разных частей речи в русском и английском языках;
6) разработать упражнения, используя материал исходных словообразовательных гнезд для реализации гнездового подхода на уроке английского языка в старших классах.
Теоретико-методологическую основу исследования составили научные труды И.А. Ширшова, А.Н. Тихонова, И.В. Евсеевой, Т.Ф. Ефремовой, Г.Н. Плотниковой, И.С. Улуханова в области теории словообразовательного гнезда, работы, связанные с общими вопросами словообразования, таких ученых, как О.Д. Мешков, А.В. Никитевич, С.С. Земичева, а также методистов - Н.Д. Гальскова, В.С. Цетлин, F. Myles и др.
Для решения задач был применен комплекс методов: метод семантизации, анализ, синтез, сравнительно-сопоставительный метод, обобщение.
Научная новизна состоит в сопоставлении словообразовательных гнезд с исходными словами разных частей речи в русском и английском языках с целью выявления сходств и различий в их структурно-семантической организации. Словообразовательные гнезда с исходными словами рассматриваются в работе как совокупности номинативных единиц, а их сопоставительный анализ направлен на выявление номинативной и функциональной эквивалентности.
Теоретическая значимость состоит в детальном изучении общей теории словообразования, методики обучения лексике с помощью применения гнездового подхода на разных этапах школы, а также для изучающих английский язык как иностранный. В исследовании обоснованы тождества и различия структурно-семантической и номинативной организации словообразовательных гнезд с исходными словами разных частей речи, базирующихся на сходствах и специфике в восприятии объективной действительности представителями разных лингвокультур.
Практическая значимость работы заключается в возможности широкого использования теоретической и языковой базы в преподавании русского и английского языков, в области сравнительной типологии, в курсах по
лингвокультурологии. Методика анализа фактического материала может быть использована при разработке спецкурса.
Апробация материалов исследования. Результаты исследования были представлены на итоговой научно-образовательной студенческой конференции ЕИКФУ (апрель 2019).
Структура работы: введение, две главы, выводы по главам, заключение, список литературы, приложение.
В теоретической части данного исследования было изучено такое явление как «гнездовой подход», благодаря которому происходит более продуктивный процесс обучения школьников лексике. Языковая догадка не всегда является верным способом, к примеру, определения слова к той или иной части речи, необходимо удостовериться посредством обращения к словарю.
В практической части исследования был произведен сопоставительный анализ слов разных частей речи на материале толково-словообразовательных словарей английского и русского языков. Специфика пространства сопоставляемых словообразовательных гнезд с исходными словами обусловлена многими факторами, среди которых наиболее значимыми являются следующие: различия в семантической структуре слов-вершин; своеобразие способов словообразования и словообразовательной семантики. Сравнение внутренней формы однокоренных слов двух языков показал, каким образом работает механизм языкового сознания при именовании одних и тех же единиц, какого рода признаки и ассоциации лежат в основе наименования различных реалий. В одном из рассматриваемых языков дериваты могут обладать национально-специфическими значениями, аналоги которых не обнаруживаются в другом.
Регулярная работа со словообразовательными гнездами будет способствовать: 1) формированию умения видеть словообразовательную структуру слова; 2) развитию способность вычленять форманты и определять их значения. Изучение данных структур должно рассматриваться как способ, обеспечивающий понимание многих закономерных явлений языка.
В практической части исследования был произведен сопоставительный анализ слов разных частей речи на материале толково-словообразовательных словарей английского и русского языков. Специфика пространства сопоставляемых словообразовательных гнезд с исходными словами обусловлена многими факторами, среди которых наиболее значимыми являются следующие: различия в семантической структуре слов-вершин; своеобразие способов словообразования и словообразовательной семантики. Сравнение внутренней формы однокоренных слов двух языков показал, каким образом работает механизм языкового сознания при именовании одних и тех же единиц, какого рода признаки и ассоциации лежат в основе наименования различных реалий. В одном из рассматриваемых языков дериваты могут обладать национально-специфическими значениями, аналоги которых не обнаруживаются в другом.
Регулярная работа со словообразовательными гнездами будет способствовать: 1) формированию умения видеть словообразовательную структуру слова; 2) развитию способность вычленять форманты и определять их значения. Изучение данных структур должно рассматриваться как способ, обеспечивающий понимание многих закономерных явлений языка.
Подобные работы
- ОТСУБСТАНТИВНЫЕ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ГНЕЗДА В
АНГЛИЙСКОМ И РУССКОМ ЯЗЫКАХ (НА МАТЕРИАЛЕ СЛОВ -
НАИМЕНОВАНИЙ НАТУРОФАКТОВ)
Дипломные работы, ВКР, английский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2018 - Сопоставительный анализ словообразовательных гнезд омонимов английского и русского языков
Дипломные работы, ВКР, английский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОЕ ПОЛЕ «ЗОЛОТОНОСНОЕ МЕСТОРОЖДЕНИЕ» В РУССКОМ ЯЗЫКЕ (СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ И ЛЕКСИКОГРАФИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ)
Магистерская диссертация, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Метафорически мотивированные термины сферы атомной энергетики:сопоставительный аспект
Дипломные работы, ВКР, языкознание. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2016 - Словообразовательные гнезда существительных лексико-семантического поля «Погода»: практическое применение в процессе обучения языкам
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКАЯ ГРУППА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ СО
ЗНАЧЕНИЕМ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВНЕШНОСТИ ЧЕЛОВЕКА:
ФОРМИРОВАНИЕ АССОЦИАТИВНЫХ СВЯЗЕЙ КАК НЕОБХОДИМОЕ
УСЛОВИЕ СОЗДАНИЯ АКТИВНОГО СЛОВАРНОГО ЗАПАСА
Дипломные работы, ВКР, лексикология. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2017 - СТРУКТУРА СЛОВАРНОЙ СТАТЬИ (НА МАТЕРИАЛЕ ЛЕКСИГРАФИЧЕСКОГО ОПИСАНИЯ ПРИСТАВОЧНЫХ ГЛАГОЛОВ)
Диссертации (РГБ), русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - Фразеологические словари в истории русской лингвографии
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОЙ
ТЕРМИНОЛОГИИ НА МАТЕРИАЛЕ ТРУДОВ Л.В. КАНТОРОВИЧА
Магистерская диссертация, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 5730 р. Год сдачи: 2016



