Введение
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ 7
1.1 Становление и развитие государственного управления в сфере
образования в России 7
1.2 Правовые основы государственного управления в сфере
образования Российской Федерации 14
1.3 Разграничение предметов ведения и полномочий в сфере
образования между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации 20
ГЛАВА 2. ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ 27
2.1 Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие
управление в сфере образования 27
2.2 Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
осуществляющие управление в сфере образования 36
ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ (НАДЗОР) В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ 43
3.1. Понятие и задачи государственного контроля (надзора) в сфере образования 43
3.2 Государственные стандарты образования 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 61
Сфера образования является важнейшей составляющей любого государства. Это основа и показатель развития общества. С помощью образования осуществляется обмен информацией, знаниями и возможностями внутри социальных групп. Образование формирует мировоззрение человека, позволяет обрести жизненные ориентиры, является основой национального самосознания.
Россия исторически является одной из мировых научных держав. Отечественное образование и наука эффективно решали задачи социально-экономического развития страны, обеспечивали достойными кадрами население, поддерживали конкурентоспособность подрастающего поколения, вносили существенный вклад в накопление человечеством научных знаний и создавали необходимые для их реализации и применения условия. Во многом этому способствовала соответствующая времени и потребностям развивающегося общества система организации и деятельности органов государственной власти в сфере образования.
На современном этапе развития российского общества важное место отводится образованию как общечеловеческой ценности и как одному из главных национальных проектов. Образование является прямым отражением состояния и перспектив развития государства и общества в целом и в то же время само оказывает влияние на них.
Образование и наука выступают на сегодняшний день важнейшими факторами формирования новых путей экономического, политического и культурного развития общества. От выбора направлений векторов развития научной и образовательной деятельности зависят перспективы прогрессивного развития человечества в целом.
Актуальность темы исследования состоит в том, что в динамично развивающемся современном мире, на органы государственного управления в сфере образования ложится большая ответственность, заключающаяся в обеспечении реализации прав граждан на образование, которое должно соответствовать требованиям современного общества. Образование, получаемое гражданином, является следствием принятых на государственном уровне решений. Поэтому вопрос образования важно рассматривать с точки зрения деятельности государственных органов власти, изучения правовых основ их деятельности, взаимодействия с другими органами.
Развитие образования и усовершенствование органов, осуществляющих управление в данной области общественных отношений, связано с преодолением кризиса цивилизации, решением сложнейших проблем, которые в большинстве носят глобальный характер. Российская система образования по своим историческим и экономическим показателям не может быть обособлена от мировой системы образования.
Объект исследования составляют общественные отношения, возникающие в процессе государственного управления в сфере образования. Участниками общественных отношений при этом являются обучающиеся, педагогические работники, образовательные организации, федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации. При исследовании объекта, данная выпускная квалификационная работа также предполагает изучение взаимодействия субъектов данных общественных отношений.
Предметом исследования является государственное управление в сфере образования в Российской Федерации. Управление, в данном случае, подразумевает собой деятельность органов власти по выполнению возложенных на нее функций и задач, на основании и во исполнение законов, которое обеспечивается посредством исполнительно-распорядительной деятельности органов исполнительной власти.
Образование представляет собой основу развития общества. Показатели образовательной и научной деятельности являются следствием и прямым результатом деятельности органов государственного управления в сфере образования. Они позволяют дать объективную оценку качества работы государственных органов власти и выявить моменты, на которые стоит уделить большее внимание и значение.
Цель данной выпускной квалификационной работы - исследовать систему органов государственного управления в сфере образования, изучить направления их деятельности и выявить при этом проблемы государственного управления в сфере образования и предложить пути их решения.
Обозначенная цель предопределила следующие задачи исследования:
- изучить понятие и задачи образования;
- рассмотреть правовую основу государственного управления в сфере образования в Российской Федерации;
- изучить систему органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в сфере образования;
- провести анализ контроля и надзора в сфере образования;
- исследовать значение и содержание федеральных государственных образовательных стандартов.
Современный этап российского образования и науки характеризуется наличием как конкурентных преимуществ Российской Федерации, так и проблем, препятствующих образовательному, научно-технологическому развитию страны.
Теоретической базой исследования выступили труды видных российских ученых и ведущих специалистов в области образовательного права, административного права в части изучения государственного управления в сфере образования в Российской Федерации.
Нормативную базу выпускной квалификационной работы составили международные правовые акты, ратифицированные Российской Федерацией, Конституция РФ, законы, принятые на федеральном и региональном уровнях, а также ряд подзаконных нормативных актов, регулирующих область изучаемых в данной работе отношений.
Практическая значимость исследования определяется возможностью ознакомления с системой органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в сфере образования, представлению об их направлениях деятельности и возможных путях развития.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех глав, объединяющих семи параграфов, заключения, списка использованных нормативных актов, учебной и специальной литературы, а также материалов судебной практики.
В настоящее время российское образование и наука имеют важную, ведущую роль в обеспечении реализации прав граждан на образование. Они выступают факторами формирования новых путей экономического, политического и культурного развития общества.
В ходе выполнения представленной выпускной квалификационной работы было определено понятие государственного управления в сфере образования, его задачи и цели, исследованы система органов государственной власти, осуществляющих управление в сфере образования, определены правовые основы их деятельности, возможные пути развития. При исследовании системы органов управления в сфере образования, были выявлены проблемные моменты при разграничении полномочий между федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Изучение состояния управления в сфере образования, особенностей современного государственного управления отечественной системой образования, исследование путей ее развития позволило выявить основные направления деятельности органов государственного управления в сфере образования, отвечающего требованиям настоящего времени, что является одной из задач проведенного исследования, поставленных в выпускной квалификационной работе.
Основными целями государственного управления в сфере образования на современном этапе являются создание благоприятных условий для получения образования и управления образовательным процессом, формирования в обществе и государстве сознательного отношения к образованию как к высшей ценности человека и общества, расширение возможности принятия участия в программах образовательных организаций международного уровня.
Основываясь на выводах, полученных в ходе исследования государственного управления в сфере образования как единого инструмента управления, можно обозначить следующие составные элементы государственного управления:
- разработка и реализация программ развития образования
- обеспечение государственных гарантий
- обеспечение уровня и качества образования
- формирование и обеспечение по функционированию системы образования.
Являясь важнейшим социальным институтом общественной жизни, образование преследует цели, от которых зависит будущее всего государства. Поэтому при осуществлении органами государственной власти полномочий по разработке, реализации государственных программ и выборе направлений государственной политики, органы государственного управления руководствуются тем, что от принятия ими соответствующих решений зависит направление вектора духовного и интеллектуального развития человека и всего общества в целом.
Во всех выделенных направлениях анализа государственно-управленческого обеспечения области образования прослеживаются следующие характерные черты государственного управления:
• учет в управленческих решениях и действиях реальных возможностей конкретных объективных условий и субъективного фактора, динамики и тенденций их изменений;
• ориентация государственной политики на использование наиболее прогрессивных, зарекомендованных мировой практикой и успешно ими применяемых форм, механизмов и способов решения актуальных проблем граждан, реализующих право на образование;
• тесное взаимодействие научной мысли и управленческой практики, развитой общественной экспертизы принципиальных государственных решений, поддержание подготовленности персонала управления на уровне современного общественного знания;
• открытость и восприимчивость к новым источникам и ресурсам управления, способность своевременно осваивать и использовать прогрессивные механизмы в решении проблем, возникающих в ходе государственного управления в сфере образования.
Государственное управление в сфере образования в Российской Федерации характеризуется применением программно-целевого подхода, заключающегося в учете имеющихся ресурсов, ориентированных для достижения установленных направлением образовательной политики целей.
Одной из проблем, выявленных мною в ходе написания выпускной квалификационной работы, является проблема несоответствия структуры всех уровней государственного управления в сфере образования многообразию сложившихся форм осуществления образовательной деятельности. Это заключается в чрезмерном наличии органов государственной власти, которые составляют систему органов, осуществляющих управление в сфере образования. Выдвинутое мною предложение заключается в возможном сокращении количества уполномоченных лиц, указанной выше деятельности, так как многообразие органов управления может привести к перекладыванию груза ответственности, возложенных на органы управления, от ведомства к ведомству, также, в связи с этим, необходимым является четкое разграничение предметов ведения каждого органа управления и устранение возможного пересечения полномочий.
В ходе написания выпускной квалификационной работе были выявлены основные тенденции развития государственного управления в сфере образования, которые представлены в следующем:
• усиление роли государственно-общественного управления;
•поддержка интеграционных процессов, заключающаяся в заинтересованности государством внедрения инноваций и применения зарубежного опыта в сфере образования и науки;
• возрастание степени определенности разделения полномочий по уровням управления;
• ориентация на объективные данные о системе образования, основанные на результатах проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора) в сфере образования, для принятия управленческих решений о качестве и доступности образования.
1. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами - М - 1978. - вып. XXXII - с. 36.
2. «Модельный образовательный кодекс для государств-участников Содружества Независимых Государств (общая часть)» (Принят в г. Санкт- Петербурге 16.11.2006 Постановлением 27-12 на 27-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ) // Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств- участников Содружества Независимых Государств - 2007. - N 39 (часть 2) - С. 103 - 221.
3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
4. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2019) // Собрание законодательства РФ - 1994. - N 32 - ст. 3301.
5. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 01.04.2019) // Собрание законодательства РФ « - 2002. - N 1 (ч. 1) - ст.3.
6. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от
01.05.2019) // Собрание законодательства РФ - 2003. - N 40 - ст. 3822.
7. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (ред. от 30.10.2018) // Собрание законодательства РФ - 2008. - N 52 (ч. 1) - ст. 6228.
8. Федеральный закон от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (ред. от
15.04.2019) // Собрание законодательства РФ - 2008. - N 52 (ч. 1) - ст. 6249.
9. Федеральный закон от 09.02.2009 N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (ред. от 28.12.2017) // Собрание законодательства РФ - 2009. - N 7 - ст. 776.
10. Федеральный закон от 10.11.2009 N 259-ФЗ «О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт- Петербургском государственном университете» (ред. от 08.03.2015) // Собрание законодательства РФ - 2009. - N 46 - ст. 5418.
11. Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании
отдельных видов деятельности» (ред. от 15.04.2019) // «Собрание
законодательства РФ» - 2011. - N 19 - ст. 2716.
12. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 01.05.2019) // Собрание законодательства РФ - 2012. - N 53 (ч. 1) - ст. 7598.
13. Федеральный закон от 27.09.2013 N 253-ФЗ «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред. от 19.07.2018) // Собрание законодательства РФ - 2013. - N 39 - ст. 4883.
14. Закон Республики Татарстан от 22.07.2013 N 68-ЗРТ «Об образовании» // Ведомости Государственного Совета Татарстана - 2013. - N 7 - ст. 977.
15. Постановление Правительства РФ от 18.11.2013 N 1039 (ред. от 05.10.2018) «О государственной аккредитации образовательной деятельности» (вместе с «Положением о государственной аккредитации образовательной деятельности») // Собрание законодательства РФ - 2013. - N 47 - ст. 6118.
16. Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 N 1642 (ред. от
29.03.2019) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.04.2019) // Доступ из СПС «Консультант-плюс».
17. Постановление КМ РТ от 08.05.2009 N 287 «Вопросы Министерства образования и науки Республики Татарстан» // Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти - 2009. - N 19-20 - ст.0797.
18. Указ Президента РФ от 15.05.2018 N 215 «О структуре федеральных
органов исполнительной власти» (ред. от 26.02.2019) // Собрание
законодательства РФ -2018. - N 21 - ст. 2981.
19. Постановление Правительства РФ от 15.06.2018 N 682 «Об утверждении Положения о Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (ред. от 26.04.2019) // Собрание законодательства РФ - 2018. - N 26 - ст. 3851.
20. Постановление Правительства РФ от 28.07.2018 N 885 (ред. от 03.10.2018) «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ - 2018. - N 32 (Часть II) - ст. 5344.
21. Приказ Министерства образования и науки РФ от 10 апреля 2009 г. N 123 «Об утверждении Положения о Совете Министерства образования и науки Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти - 2009. - N 20.
22. Приказ Минобрнауки РФ от 19.12.2011 N 2853 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной услуги по предоставлению сведений об итогах оценки результативности деятельности научных организаций, выполняющих научно-исследовательские, опытноконструкторские и технологические работы гражданского назначения» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14.03.2012 N 23477) // Доступ из СПС «Консультант-плюс».
23. Распоряжение Правительства РФ от 04.02.2013 N 115-р «О подписании Протокола о внесении изменений в Соглашение о сотрудничестве по формированию единого (общего) образовательного пространства Содружества Независимых Государств от 17 января 1997 г. // Собрание законодательства РФ -2013. - № 6 - ст. 595.
24. Приказ Минобрнауки России от 06.07.2016 N 822 (ред. от 21.12.2017) «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля качества образования» // Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) - 2016.
25. Приказ Минобрнауки России от 28.09.2016 N 1230 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в сфере образования» (ред. от 21.12.2017) (Зарегистрировано в Минюсте России 17.10.2016 N 44064) // Доступ из СПС «Консультант-плюс».
Учебная литература
26. Алексеева С. И. Основные этапы развития аппарата государственного управления в России // Алексеева С. И. Политическая история России. Ч. 1. IX - начало XX вв. / С. И. Алексеева, О. В. Егоренкова, Т. Н. Захарова. СПб.: БГТУ - 2005. - С. 281.
27. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. - М. 2003. - С. 104.
28. Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник для вузов. - М.: Норма - 2008. -с. 87.
29. Булаев Н.И., Бердашкевич А.П. О развитии законодательства в области образования. М: // Издание Государственной Думы - 2005. - 248с.
30. Бурков В.Н., Ириков В.А. Модели и методы управления организационными системами. М.: // Наука - 1994. - 270 с.
31. Лазарев Б.М. Компетенция органов управления. М.: Юридическая литература - 1972. -73 с.
32. Мигачев Ю.И., Тихомиров С.В. Государственное управление и исполнительная власть: содержание и соотношение / Под ред. Л.Л. Попова. М.: Норма: ИНФРА-М - 2011. - С. 156.
33. Нарышкин С.Е. Административная реформа в России: Науч.-практ. пособие / Под ред. С.Е. Нарышкина, Т.Я. Хабриевой. М.: Инфра-М - 2006. - 180 с.
34. Попов П.А. Бобылева К.Н. Взаимодействие Президента с федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации // Административное право и процесс - 2007. - С. 34.
35. Чиркин В.Е. Конституционное право России. М.: Юристъ - 2008. -
134с.
36. Шкатулла В. И. образовательное право России : учебник для вузов / В.
и. Шкатулла. — М.: Юстицинформ - 2015. — 774 с.
Специальная литература
37. Байденко В.И. Новые стандарты высшего образования: методологические аспекты/ В.И. Байденко // Высшее образование сегодня. - 2007. - № 5. - С. 4-9.
38. Иванова В.И. Государственное управление в сфере образования в условиях модернизации российского общества // Известия ТулГУ. - Гуманитарные науки - 2011. - №2.
39. Кудилинский М.Н. Контроль как вид государственно-управленческой деятельности. Соотношение понятий «Контроль и «Надзор» // Актуальные проблемы российского права - 2015. - №8.
40. Кудилинский М.Н. Особенности правового регулирования государственного контроля в сфере образования // Журнал российского права - 2017. - №12 (252).
41. Попова Н.Ф. К вопросу о полномочиях Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти // Вестник РГГУ. Серия «Экономика. Управление. Право» - 2013. - №3 (104).
42. Потапенко В. С. Образовательная деятельность и образовательные услуги: соотношение понятий / В. С. Потапенко // Журнал российского права. - 2009. - № 3.
43. Станулевич О.Н. Реализация ФГОС: содержание, условия, результаты // Научные исследования в образовании - 2012 . - № 2.
44. Филиппова И.А., Сучков С.Н. Роль и значение образования в современном обществе// Вестник УлГТУ - 2018. - №3 (83).
45. Хайбуллаева М.М., Райкевич П.А. Правовые основы государственного управления в сфере образования Российской Федерации // Системные технологии - 2018. - №1.
45. Шугрина Е.С., Нарутто С.В. Особенности управления системой образования в правоприменительной деятельности // Административное и муниципальное право. - 2012. - N 6.
46. Юртаева Е..А. Модельные законы в государствах СНГ / Международное публичное и частное право. - 2002. - № 4 (8) - С.63.
Материалы судебной практики
47 Определение приморского краевого суда от 18 марта 2014 г. по делу № 33-2188 // СПС «Судебные и нормативные акты РФ».
48. Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного суда Российской Федерации от 16 марта 2017 г - №74-АПГ17-1. // СПС «Судебные и нормативные акты РФ».