Введение 3
Глава I. Теоретические предпосылки разработки и применения системы упражнений как средства формирования грамматических умений при обучении английскому языку 6
1.1. Формирование грамматических умений как психолого-методическая
проблема 6
1.2. Разработка и применение системы упражнений как средства
формирования грамматических умений 23
Выводы 32
Глава II. Дидактические условия разработки и применения системы упражнений как средства формирования грамматического навыка применения Present Continuous 33
2.1. Грамматический навык применения Present Continuous Tense 33
2.2. Разработка системы упражнений как средства формирования
грамматического навыка применения Present Continuous Tense 37
2.3. Применение системы упражнений как средства формирования
грамматического навыка применения Present Continuous Tense 47
Выводы 56
Заключение 57
Список литературы
Грамматические умения, наряду с лексическими, являются основой всех видов речевой деятельности: слушания, говорения, чтения, письма.
Следовательно, владение грамматикой - предпосылка овладения коммуникативной компетенцией, иностранным языком как средством коммуникации. Вместе с тем, иностранный язык как учебный предмет - это та предметная область, на которой формируется мышление, а поскольку язык - это система, то и свойства системного мышления обучающихся.
Проблема формирования грамматических умений рассматривалась в работах многих психологов и методистов (И.Л. Бим, Г.В. Рогова, Е.Н. Соловова, В.Н. Рахманинова, Л.С. Панова, Н.Ф. Добрынин, В.В. Давыдов и другие).
Научить обучающихся основным навыкам общения на иностранном языке, включая грамматические умения, - главная задача учителя иностранного языка. Эта проблема остается актуальной и сегодня, поскольку введение ФГОС основного общего образования, ориентация на компетентностный, личностнодеятельностный подход в обучении иностранному языку требует совершенствования технологии и методики преподавания, в частности формирования грамматических умений.
Актуальность темы дипломной работы заключается в необходимости понимания грамматики как одного из важнейших аспектов в изучении иностранного языка, так как без знания грамматики, без формирования грамматических умений и навыков невозможно полноценное общение на этом языке.
Научная новизна данной работы определяется новыми, более глубокими трактовками основных понятий грамматического навыка применения Present Continuous, с учетом нового в грамматике современного английского языка.
Объектом исследования является формирование грамматических умений при обучении английскому языку.
Предметом исследования выступает использование системы упражнений как средства формирования грамматических умений и навыков на уроках английского языка.
Гипотеза исследования. Предполагаем, что система упражнений является эффективным средством формирования грамматических умений применения Present Continuous Tense при условии, что:
1. упражнения образуют систему;
2. система упражнений обеспечивает поэтапное формирование грамматических умений;
3. система упражнений основана на принципах деятельностного подхода.
Цель работы состоит в обосновании системы упражнений как средства формирования грамматических умений применения the Present Continuous Tense.
На основании проблемы, предмета и цели исследования были поставлены следующие задачи исследования:
1. изучить состояние проблемы формирования грамматических умений в теории и практике обучения иностранному языку;
2. изучить состояние проблемы применения системы упражнений как средства формирования грамматических умений в теории и практике обучения иностранному языку;
3. обосновать систему упражнений как средство формирования грамматических умений использования the Present Continuous Tense.
Структура работы. Исследование состоит из введения, двух глав, выводов по каждой из глав, заключения и списка использованной литературы.
Во введении определены актуальность представленной работы, научная значимость, объект исследования, предмет исследования, гипотеза исследования, цель и задачи работы.
В первой главе рассматриваются теоретические предпосылки разработки и применения системы упражнений как средства формирования грамматических умений, даются определения основных понятий, изучается использование приема алгоритмизации учебных действий для формирования устойчивого грамматического умения и навыка. Глава вторая представляет собой реализацию теоретических положений в разработке и применении системы упражнений как средства формирования грамматических умений. Список использованной литературы включает в себя источники по проблеме исследования.
В данной квалификационной работе изучалась роль системы упражнений как средства формирования грамматических умений и навыков при обучении иностранному языку. Для более подробного изучения роли системы упражнений были рассмотрены понятие и значимость грамматических умений; так же изучены основные этапы формирования грамматических умений; проанализировано влияние регулярных тренировок выполнения системы упражнений учащимися при обучении грамматике; рассмотрены разные системы упражнений, их функции и виды; исследованы особенности разработки системы упражнений по формированию грамматических умений и навыков при обучении английскому языку.
Формирование грамматических навыков при изучении иностранного языка было и остается одной из основных проблем изучения любого языка. Главной целью изучения иностранного языка - научиться грамотно говорить на нем и писать, правильно используя лексико-грамматический материал. Для этого нужна определенная работа, техника в упражнениях. Система упражнений по определенной теме хорошо помогает активно тренироваться по формированию и развитию грамматических навыков, которые необходимы для активизации письменной и устной речи, коммуникации.
Коммуникативно ориентированное обучение нацелено на активное владение изучаемым языком, умение и стремление использовать свои языковые знания для общения, для организации коммуникативного взаимодействия и решения коммуникативных задач разного уровня. Обучение английскому языку в современных условиях должно строиться на коммуникативном подходе, который предполагает изучение языка в деятельности, в общении. Язык изучается в современном мире в первую очередь для того, чтобы на нём общаться - устно и письменно.
Коммуникативный подход к обучению иностранным языкам во второй половине ХХ века зародился в Англии, активно разрабатывался в США, а затем - в России. В настоящий момент это наиболее востребованный подход. Он закреплён в государственных образовательных стандартах и других документах, регламентирующих процесс изучения иностранных языков. В государственных стандартах отмечается направленность на формирование коммуникативной компетенции у обучающихся разных уровней обучения. Коммуникативный подход отражён и в соответствующих учебных программах как необходимость развития коммуникативных способностей и организации коммуникативной деятельности на занятии.
В соответствии с коммуникативно ориентированным обучением подбирается содержание учебного материала, определяются формы, методы, технологии и средства обучения. К таковым можно отнести деятельностный подход, ситуативность (опору при обучении на конкретные, реальные ситуации), тесный контакт учителя и учащихся (педагогику сотрудничества), работу в малых группах, проектную технологию, метод театральной игры, использование материала художественного текста и лингвострановедческого материала.
Грамматика обеспечивает формирование речи, построение высказывания, поэтому она очень важна с коммуникативной точки зрения. С таких позиций грамматические аспекты преподавания иностранного языка рассматривают З.Н. Иевлева, В.И. Остапенко, Г.И. Рожкова, З.В. Оконь, В.Н. Вагнер, Т.И. Капитонова и Л.В. Московкин, А.Н. Щукин, А.В. Величко и другие исследователи. Для современной науки естественно, что без грамматической компетенции невозможно следование принципу коммуникативности.
1. Аракин В.Д. Типология языков и проблемы методического прогнозирования. - М., 1998.
2. Банкевич Л. В. Тестирование лексики иностранного языка: учеб. пособие /Л.В. Банкевич. - М.: Дрофа, 1981. - с. 112
3. Бим И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника. М.: Русский язык, 2007.
4. Блум Б.С. Таксономия образовательных целей: сфера познания. - 1956.
5. Вейхман Г.А. Новое в грамматике современного английского языка: учеб. пособие для вузов / Г.А. Вейхман. - М.: Астрель: АСТ, 2006. - 542 с.
6. Витлин Ж.Л. Современные проблемы обучения грамматике иностранных языков // Иностранные языки в школе. - 2000. - № 5
7. Власова М.А. Система упражнений как условие формирования лексических и грамматических умений иноязычной речи // Вестник ОГПУ. - 2015. - № 2 (40).
8. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя. - 2-е изд., перераб. и доп. / Н.Д. Гальскова - М.: Аркон, 2003. - 192с.
9. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика / Н.Д. Гальскова - М., 2010, - 336с.
10. Гальскова Н.Д. Основы методики обучения иностранным языкам. - М.: учебное пособие / Н.Д. Гальскова, А.П. Васильевич, Н.Ф. Коряковцева, Н.В. Акимова. - М.: Кнорус, 2018. - 390с.
11. Гальскова Н.Д., Тарева Е.Г. Ценности современного мира глобализации и межкультурное образование как ценность // Иностранные языки в школе. - 2012. - № 1.
12. Гез Н.И., Ляховицкий М.В., Миролюбов А.А. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. - М., 2005.
13. Грузинская И.А. Грамматика английского языка. - М.: «Юнвес», 2003. - 256 с.
14. Гурвич П.Б. Коррективно-подготовительный аспект методики преподавания иностранных языков. - учеб. пособие / П.Б. Гурвич. - Владимир, 1987. - 94 с.
15. Давыдов В.В., Никандров Н.Д., Корнетов Г.Б., гл. ред. Давыдов В.В. Российская педагогическая энциклопедия. - М.: научн. изд. «Большая Российская энциклопедия», 1993. - т. 1. - 1617 с.
16. Казнина Т.В. Дифференцированное обучение грамматике английского языка учащихся пятого класса средней школы, Екатеринбург, 2010. - 172 с.
17. Кузнецов А.А. Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык. 5-9 классы. - 5-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2012. - 202 с. (стандарты второго поколения).
18. Маслыко Е.А. Настольная книга преподавателя иностранного языка: справочное пособие / Е.А. Маслыко. - Минск: Высшая школа, 2010. - 445 с.
19. Мильбруд Р.П. Коммуникативность языка и обучение разговорной грамматике //Иностранные языки в школе, 2008 - № 2.
20. Миньяр-Белоручев Р.К. Примитивная грамматика для изучающих иностранный язык в школе // Иностранный язык в школе, 2002. - № 4
21. Миролюбов А.А. История отечественной методики обучения иностранному языку. - М., 2002. - 448 с.
22. Москаленко Д.В. Некоторые приемы работы над грамматическими явлениями на уроке немецкого языка. // Иностранный язык в школе. - 1999. - № 1. - с. 16 - 19
23. Муталибов А.Ш., Азизханова Р.А. Деятельностный подход к обучению Present Progressive Tense на этапе презентации и первичного закрепления грамматического материала // Иностр. языки в школе. - 2013. - № 6. - с. 46.
24. Немов Р.С. Психология образования. - учеб. кн. - М.: Просвещение: Владос, 2010. - 496 с.
25. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Гл. ред. С.П. Обнорский. - М.: Мир и образование, Оникс, 2011. - 736 с.
26. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. - М., 2000.
27. Пассов Е.И., Кузовлев В.П., Царонова В.П. Учитель иностранного языка. Мастерство и личность. - М.: Просвещение, 1993.
28. Педагогический словарь - www. ВОКабула.рф
29. Погожина И.Н. Детерминация развития структур логического мышления сквозь призму постнеклассической парадигмы // Национальный психологический журнал. - 2015. - № 4.
30. Примерные программы начального, основного и среднего (полного) общего образования. Английский язык. - Английский язык в школе. - Информация министерства образования и науки РФ. - 2012. - 33с.
31. Рахманова И.В., Гез Н.И., Зимняя И.А. Основные направления методики преподавания иностранных языков в XX в. - под. ред. И.В. Рахманова - М.: педагогика, 2002. - 320 с.
32. Рахманова И.В. Проблема рецептивного и репродуктивного овладения иностранным языком в средней школе. - М., 2004.
33. Рахманова И.В. Общая методика обучения иностранным языкам. Иностранные языки и методика преподавания иностранных языков. Обучение иностранным языкам // под. ред. Т. Шмидт. - М.: русский язык, 2005. - 704 с.
34. Резник Р.В. Грамматика английского языка: Пособие для учащихся / Р.В. Резник, Т.С. Сорокина, Т.А. Казарицкая. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2002. - 175 с.
35. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. В.Г. Панов. - М.: Большая Рос. энцикл., 1993-1999. - 1160 с.
36. Салистра И.Д. Очерки методов обучения иностранным языкам. Система упражнений и система занятий. - 1959. - с. 23-26.
37. Салистра И.Д. О некоторых методических терминах. // Иностранный язык в школе. - 1959. - с. 55-64.
38. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии, М.: народное образование, 2007. - 256 с.
39. Старков А.П. Обучение английскому языку в средней школе. Методич. пос., 5-10 кл. - М.: Просвещение, 1978. - 224 с.
40. Уэст М. / West M. Catenising // English Language Teaching. Vol. V. - 1951. - P. 148.
41. Хорнби А.С. / Homby A.S. The Situational Approach in Language Teaching. Vol. IV. - 1950. - P. 98 - 103.
42. Шатилов С.Ф. Методика обучения иностранным языкам. - Просвещение, 2006. - 223 с.
43. Шатилов С.Ф. Методика обучения иностранным языкам. - Лонгман, Нью Йорк, 2006. - с. 98-100.
44. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность, Л., 1974.
45. ru. wikipedia^rg