Введение
Глава 1. Теоретические основы проектно-исследовательской деятельности
1.1 Принципы, планирование, цели и задачи проектно-исследовательской
деятельности учащихся 6
1.2 Этапы проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках
английского языка 11
1.3 Роль музейных уроков в образовательном процессе 16
Выводы по I главе 19
Глава II. Практические подходы к реализации проектно-исследовательской деятельности в образовательном процессе
2.1 Музейное пространство как образовательная среда для проектно
исследовательской деятельности на уроке английского языка 20
2.2 Исследовательский проект «Art&English» (Изобразительное искусство и
английский язык) 24
2.3 Урок английского языка в музее им. И.И. Шишкина г. Елабуги 26
Выводы по II главе 40
Заключение 42
Список литературы 44
Проектно-исследовательская деятельность в качестве метода стала использоваться в школе относительно недавно и практически сразу вызвала огромный интерес к ней школьников и учителей. Сегодня учителя сталкивают с проблемой потери у учащихся интереса к учебе, сложностями во взаимоотношениях с другими учениками, отсутствием или не раскрытием творческих возможностей учеников, неумением учащихся использовать дополнительные литературные источники. Рассматриваемый нами метод предоставляет им возможность проявления талантов; работа в коллективе носит характер творческой деятельности; возникает необходимость учиться работе с дополнительными материалами, повышается уровень мотивации и интереса к учебной деятельности.
Музейные уроки при изучении английского языка характеризуются наличием более широких целей, нежели только усвоения знаний по определенной теме программы, изучаемой в школе. Дети не только овладевают необходимыми знаниями, но и тренируют различные умения: применение данных различных современных и исторических источников (иллюстраций, схем, текстов), работа с исторической картой, применение знаний в ходе написания работ, связанных с творческой деятельностью, определение причин самых важных исторических событий и их последствий.
Благодаря проектной методике в рамках музейных уроков на занятиях по английскому языку учащиеся получают возможность больше работать в самостоятельной форме, осуществлять проверку и проявлять свои лидерские качества. В процессе работы над проектом, дети самостоятельно добывают нужную информацию, пользуются разнообразными источниками. Педагог выступает в качестве их равноправного партнера и консультанта, кроме того, данная совместная работа объединяет коллектив, что проявляется в росте взаимопонимания, взаимодействия учеников и ответственности за общее дело.
При использовании проектной методики предоставляются возможности для решения определенных проблем на уроках английского, связанных со страхом перед применением речевых навыков в практических реалиях, то есть боязнью разговаривать на английском, безынициативность и пассивность учеников. Актуальностью исследования является то, что проектно-исследовательская деятельность и музей на занятиях по английскому языку способствуют формированию у учащихся самостоятельности и активности, заинтересованности и творческих способностей, повышению их интереса к изучению английского языка, результатом чего, в свою очередь, становится повышение качества языка.
Цель исследования: выявить особенности реализации проектно-исследовательской деятельности на музейных уроках английского языка.
Объект исследования: процесс обучения иностранному языку.
Предмет исследования: особенности применения проектно исследовательской деятельности на музейных уроках английского языка.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме.
2. Изучить методы и формы проведения музейных уроков английского языка.
3. Раскрыть сущность и структуру проектно-исследовательской деятельности, дать теоретическое обоснование необходимости применения данного метода на музейных уроках английского языка.
4. Выявить особенности применения проектно-исследовательской деятельности на музейных уроках английского языка.
Методы исследования: изучение литературы по теме исследования, анализ, сравнение, обобщение, классификация.
Актуальность работы обусловлена необходимостью применения метода проектно-исследовательской деятельности на музейных уроках английского языка в средних классах школы, для лучшего усвоения и закрепления знаний.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов исследования в курсе методики преподавания иностранного языка.
Работа состоит из введения, теоретической главы, практической главы, выводов по каждой главе, заключения, списка литературы.
Проведенное исследование показало, что проектно-исследовательская деятельность активно используется учителями на уроках английского языка, однако все еще уступает традиционным методам обучения, это обусловлено сложностью планирования урока с методом проекта, а также консервативным подходом многих учебных заведений. Новый проект «Урок в музее» расширяет границы обучения иностранному языку, тем самым призывая учителей использовать разные методы на уроках английского языка. Мы изучили проект «Урок в музее» и провели урок английского языка в музее им И.И. Шишкина г. Елабуга. Собственный опыт и наблюдения показали, что дети не проявляют интереса к изучению английского языка. Мы рассмотрели принципы, этапы, цели и задачи проектно-исследовательской деятельности, и выявили ряд плюсов его использования в рамках музейных уроков английского языка:
1. Учитель может задействовать всех учащихся.
2. Ученики могут проявить себя и показать сильные стороны.
3. Снимает речевой барьер и минимализирует страх совершить грамматические ошибки и начать разговаривать на английском языке.
4. Снимает психологический барьер между учащимися, так как работа над проектом может быть не только индивидуальной, но и групповой.
Музейные урок английского языка имеют более широкие цели, чем только усвоение знаний по конкретной теме школьной программы. Ребята не только овладевают знаниями, но и тренируют умения: использование данных различных исторических и современных источников (текста, схем, иллюстраций), работа с исторической картой, использование знаний при написании творческих работ, определение причин и следствий важнейших исторических событий. Не стоит забывать о метапредметных результатах урока, в ходе которого у обучающиеся на музейных уроках английского языка формируются универсальные учебные действия.
Мы хорошо понимаем, что новизна данного подхода относительна. Новым является то, подход реализуется в изменившихся культурных, социальных и политических условиях. До недавнего времени интерес со стороны школы к музеям определялся культурно-просветительскими задачами - учителя интересовались в основном экскурсиями, расширяющими познавательные горизонты учащихся. Деятельность по разработке уроков в рамках проекта «Урок в музее» является в некотором смысле вызовом для музея, поскольку требует расширения традиционного направления и освоения нового - учебного, - в дополнение к просветительскому, которое было основным во взаимодействии музея и школ. Музейные экспозиции могут стать площадкой для расширения и углубления знаний учащихся по английскому языку, для усвоения самой разнообразной тематической лексики: художественной, исторической, технической. Выбор остается за учителем.
Цель, поставленная в начале исследования, достигнута. Теоретический материал исследования может быть использован в дальнейших разработках на данную тему. Практическая новизна работы состоит в составлении технологической карты музейного урока английского языка 6 класса.
1. Байбородова Л.В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах. - М.: Просвещение, 2013. - 175 с.
2. Байбородова Л.В., Харисова И. Г., Чернявская А. П. Проектная деятельность школьников // Управление современной школой. - 2014. - № 2. - С. 94-117.
3. Байдурова Л.А., Шапошникова Т.В. Метод проектов при
обучении учащихся двум иностранным языкам// Иностранные языки в школе. - 2002. - № 1. - С. 5-11.
4. Белякова Л.М. Музейная педагогика: новый взгляд на
образование// Дополнительное образование и воспитание. - 2006. - № 5. - С. 17-21.
5. Биболетова М.З., Трубанова Н.Н. Программа курса английского языка для учащихся 2-11 кл. - Обнинск: Титул, 2009. - 170 с.
6. Бим И.Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам// Иностранные языки в школе. - 2001. - № 4.- С. 5-8.
7. Биргитта Е.Г. Образование в исторической среде -
педагогическая перспектива // MuseumInternational. - 2012. - №9. - С. 72.
8. Вебер С.А. О механизме реализации личностных ресурсов старшеклассников через проектную деятельность // Воспитание школьников.- 2013. - № 1. - С. 16-23.
9. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика- Пресс, 1996. - 307 с.
10. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя. - М.: АРКТИ, 2003. - 192 с.
11. Глухарева О.Г. Влияние проектного обучения на формирование
ключевых компетенций у учащихся старшей школы// Стандарты и
мониторинг в образовании. - 2014. - № 1. - С.17-24.
12. Долженко Г. П. Экскурсионное дело. - М.: ИКЦ «МарТ», 2005. -272 с.
13. Закурдаева С.Ю. Формирование исследовательских умений// Физика. - 2005. - №11. - С. 11.
14. Захарова И. "Музей - школе". Экспериментальная программа по эстетическому воспитанию в Прогимназии № 1768 г. Москвы // Искусство в школе. - 2011. - № 3. - С. 30-33.
15. Захарова Л.И. Проектно-исследовательская деятельность как средство активизации самостоятельной работы. - 2011. - 98 с.
16. Зимняя И.А., Сахарова Т.Е. Проектная методика обучения английскому языку// Иностранные языки в школе. - 1991. - № 3. - С. 9-15.
17. Кадыкова О.М. Общешкольный проект -основа механизма управления проектно-исследовательской деятельностью учащихся// Эксперимент и инновации в школе. - 2013. - № 5. - С.14-22.
18. Лазарев, В.С. Проекты учащихся: проблема, действия, план, оценка// Управление образованием. - 2016. - № 4. - С. 42-53.
19. Мартьянова Т.М. Использование проектных заданий на уроках английского языка // Иностранные языки в школе . - 1999. - № 4. - С. 19-21.
20. Мацкевич М. «Урок в музее»: проект единого образовательного пространства музея и школы. - М., 2016. - 110 с.
21. Мацкевич М. Изобразительное творчество и игра в пространстве музея как средство эстетического развития// Дошкольное воспитание. - 2006. - № 2. - С. 87-91.
22. Моисеева О.М. Опыт проектного обучения иностранному языку в средней школе. - 1994. - 116 с.
23. Нехорошева А.В. Из опыта работы по проектной методике// Иностранные языки в школе. - 2002. - № 1. - С. 18-21.
24. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М., 2003. - 311 с.
25. Поддьяков А.Н. Методологические основы изучения и развития исследовательской деятельности// Исследовательская работа школьников. -2006. - № 3. - С. 85-90.
26. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка// Иностранные языки в школе. - 2000. - № 3. - С. 3-9.
27. Попов В.Б. Интернет-технологии и развитие образования. 2001. -402 с.
28. Савенков А.И. Путь в неизведанное: Развитие исследовательских способностей школьников. - М.: Генезис, 2005. - 203 с.
29. Спиридонова Е. Музейная педагогика в школе // Искусство в школе. - 2007. - № 1. - С. 49-51.
30. Теслина О. В. Проектные формы работы на уроке английского языка// Иностранные языки в школе. 2002. - № 3. -С. 41- 46.
31. ЧечельИ.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. - М.: Сентябрь, 2003.- 144 с.
32. Шевкунова Е. "Музей и дети": педагогический аспект
региональной программы // Дошкольное воспитание. - 2009. - N 4. - С. 5965.
33. Шевкунова Е. "Музей и дети": педагогический аспект
региональной программы// Дошкольное воспитание. - 2009. - № 4. - С. 5965.
34. Шеленкова Н.Ю. Организация исследовательской деятельности учащихся в школьном научном обществе// Школьные технологии. - 2005. - №5. - С. 82-87.