Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты обучения межличностному общению на уроке иностранного языка
1.1 Межличностное общение как важный компонент содержания
обучения иностранному языку 6
1.2 Обучение говорению как средству общения 11
1.3 Формальное и неформальное общение на уроке иностранного языка 17
Выводы по I главе 22
Глава II. Особенности обучения формальному и неформальному
общению на уроке немецкого языка
2.1 Средства обучения формальному и неформальному общению 24
2.2 Использование средств формального и неформального общения в
процессе изучения лексической темы «Еда» 32
Выводы по II главе 44
Заключение 45
Список литературы 46
Приложение
Сложно переоценить важность знания иностранного языка. На сегодняшний день знание иностранных языков дает большие возможности и открывает перспективы в будущем. Государство испытывает нужду в высококвалифицированных людях со знанием иностранного языка. Модернизация современного образования направлена на решение данной проблемы. С 2020 года обязательным становится основной государственный экзамен по иностранному языку для 9 классов, а с 2022 планируется ввести Единый государственный экзамен по иностранному языку для 11 классов. Данные нововведения связаны с вступлением в силу нового образовательного стандарта, в котором прописана обязательная итоговая аттестация школьников.
В современном мире каждый может позволить себе изучать иностранный язык, однако обучение - очень трудоемкий процесс, который требует больших усилий. Изучение иностранного языка происходит прежде всего на уроке. Однако не каждому ребенку удается овладеть им. Зачастую обучающиеся не способны свободно выражать свои мысли на иностранном языке, а их высказывания представляют собой односложные ответы на вопросы или формальное, последовательное перечисление событий.
Однако временные, экономические и человеческие затраты на обучение иностранных языков часто не совпадают с теми результатами, которые мы получаем в виде так называемого практического владения языком. На сегодняшний день коммуникативизация учебного процесса свелась к насыщению речевыми упражнениями традиционного процесса обучения. Это конечно улучшило его, но не поменяло его сути.
Использование коммуникативной методики является объективной необходимостью, продиктованной закономерностями обучения. Все что приобретает человек, он предполагает применять это на практике в дальнейшем. Использование приобретенных знаний, умений и навыков основано на переносе, который зависит от адекватности условий обучения тем условиям, в которых предполагается использовать приобретенные знания, умения и навыки. Готовить обучающегося к участию в процессе иноязычного общения необходимо в условиях иноязычного общения.
Актуальность исследования - несмотря на то, что отечественные и зарубежные методисты уделяют большое внимание изучению и исследованию коммуникативной методики, обучение говорению в ситуациях формального и неформального общения не изучено полностью и требует дальнейшего методического исследования.
Объект исследования: формальное и неформальное общение на уроке иностранного языка на среднем этапе школьного образования.
Предмет исследования: обучение говорению на ситуациях формального и неформального общения обучающихся среднего звена на иностранном языке в общеобразовательных учреждениях.
Цель исследования: изучить теоретические аспекты обучения говорению в ситуациях формального и неформального общения, составить и реализовать методическую разработку по лексической теме «Der Mensch ist, was er isst» с применением заданий формального и неформального общения для эффективного обучения говорению.
В соответствии со сформулированной целью, предметом и объектом исследования, можно определить следующие задачи исследования:
- изучить и проанализировать методическую литературу по данной проблеме;
- дать общую характеристику говорению как виду речевой деятельности;
- выявить особенности обучения говорению в ситуациях формального и неформального общения;
- проанализировать средства обучения формальному и неформальному общению;
- составить методическую разработку по лексическому разделу «Der Mensch ist, was er isst» с применением заданий формального и неформального общения и реализовать ее на практике.
Методы исследования: анализ специальной литературы по теме, беседа с учителем немецкого языка и с обучающимися, наблюдение за обучающимися.
Теоретическая база исследования основана на трудах методистов А.А. Алхазишвили, Л.П. Аристовой, В.А. Бухбиндера, А.А. Вербицкого, Н.Д. Гальсковой, Л.Ш. Гегечкори, Г.А. Китайгородской, Г.И. Щукиной, С.Ю. Николаевой, В.Л. Скалкина, Е.И. Пассова, Г.В. Роговой и психологов Н.В. Елухиной, А.А. Бодалева, В.А. Артемова.
Практическая значимость исследования: материалы исследования могут быть использованы учителями на практике с целью повышения эффективности процесса обучения преподавания иностранных языков.
Исследование проводилось в три этапа:
Первый этап (февраль 2019 г.) включал в себя анализ литературы, посвященный данной теме.
Второй этап (апрель 2019 г.) предполагал анализ, обработку, систематизацию, описание аспектов обучения говорению, разработку и экспериментальную отработку концепции комплекса упражнений.
Третий этап (май 2019 г.) состоял в текстовом оформлении работы.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы, приложения.
В данной работе был раскрыт теоретический аспект обучения говорению в ситуациях формального и неформального общения (на материале обучения немецкому языку). Говорение - это средство общения и самый сложный вид речевой деятельности. Обучающийся должен уметь выражать свои мысли не только в монологическом высказывании, но и в общении, иначе цель обучения - общение во всех формах и на всех уровнях - не считается достигнутой.
Развитие коммуникативной компетенции требует применение самых разнообразных средств активизации речемышления. Упражнения должны быть средством формирования навыка и развития умений. Необходимо так организовать упражнение, чтобы оно обеспечивало естественную ситуативность обучения, максимальное использование речевого материала и способствовало развитию качества продуктивности в речевом умении.
В практической части была составлена методическая разработка лексического раздела «Der Mensch ist, was er isst» с применением заданий формального и неформального общения. В комплекс вошли упражнения на развитие диалогической и монологической речи, например, диалоги с различными коммуникативными задачами, а также дискуссионные вопросы. Данные упражнения имеют практическую значимость, так как направлены на развитие коммуникативной компетенции.
Использование данной разработки повышает мотивацию учения, способствует усвоению лексического минимума по данной теме.
Данный материал можно применять на уроке во внеклассной работе, при проведении элективных курсов. Упражнения направлены на развитие коммуникативной компетенции в основных видах речевой деятельности; овладение новыми языковыми средствами; приобщение учащихся к культуре, традициям, реалиям страны; развитие национального самосознания, толерантного отношения к проявлениям иной культуры.
1. Андреева, Г.М. Общение и оптимизация совместной деятельности. - М., МГУ, 1987. - 302 с.
2. Байденко, В.И., Оскарссон Б.Н. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса. - М., 2002.- 304с.
3. Бахтин, М.М. Проблема речевых жанров. - М., Искусство, 1986. - 360 с.
4. Белкин, А.С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство. - Челябинск, Юж. - Урал.кн. изд-во, 2004. - 458 с.
5. Бим, И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника. - М., Русский язык, 1977. - 288 с.
6. Блонский, П.П., Школьная неуспеваемость/ Избранные педагогические произведения. - М., 1961. - 696 с.
7. Божович, Л.И. Психологические особенности развития личности подростка. - М., 1979. - 285 с.
8. Бухбиндер, В.А. Устная речь как процесс и как предмет обучения /Очерки методики обучения устной речи на иностранных языках. - Киев, 1980.
- 568 с.
9. Вердербер, Р., Вердербер К. Психология общения. - СПб., Прайм- Еврознак, 2003. - 320 с.
10. Винокур, Т.Г. Диалог. Русский язык; Энциклопедия - М.: Большая Российская энциклопедия: Дрофа, 1998. - 656 с.
11. Выготский, Л.С. Мышление и речь. - М., Лабиринт, 1996 - 275 с..
12. Гальперин, И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. - М., 1981.- 139 с.
13. Душкова, Н.Н. Об использовании метода проектов при обучении иностранному языку в средней школе/ Высшее образование сегодня, 2009 №3.
— С. 84-86
14. Закирова, Ф.К. Иностранные языки в школе — М., Просвещение — 2011. - 350 с.
15. Зимняя, И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. -М.: Просвещение, 1991. —222 с.
16. Зимняя, И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. - М., 2001. - 432 с.
17. Иванова, Т.В. Технологии и методики обучения иностранным языкам. Часть I. — Уфа, БГПУ, 2009. —426 с.
18. Иванова, Т.В. Технологии и методики обучения иностранным языкам. Часть II. — Уфа, БГПУ, 2009. - 327 с.
19. Карамышева, Т.В. Изучение иностранных языков с помощью компьютера (в вопросах и ответах). - СПБ., Прайм-Еврознак, 2001. - 192 с.
20. Каспарова, М.Г. О некоторых компонентах иноязычных способностей и их развитие у школьников / Иностранный язык в школе. 1986. - №5. -С. 25-28.
21. Китайгородская Г.А. Интенсивное обучение иностранным языкам. Теория и практика. - М., Высшая школа, 2009. - 277 с.
22. Коломенский Я.Л., Психология взаимоотношений в малых группах. Минск, 2000 г.- 306 с.
23. Ладыженская, Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. - М., Педагогика, 1975. - 255 с.
24. Леонтьев, А. А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии. М., 2001. - 315 с.
25. Леонтьев, А.А. Основы теории речевой деятельности. - М., Наука, 1974. - 318 с.
26. Миролюбов, А.А. История отечественной методики обучения иностранным языкам. - М., 2002. - 448 с.
27. Нечаева, О.А. Функционально-смысловые типы речи. - Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1974. — 262 с.
28. Панфилова, А. П. «Игровое моделирование в деятельности педагога», М., «Академия », 2000. - 456 с.
29. Пассов, Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. 2 изд. — М.. Просвещение, 1991. —223 с.
30. Петровская Л.А. Компетентность в общении. - М., Издательство МГУ, 1989. - 385 с.
31. Петровский А.В. Личность, деятельность, коллектив. - М., Издательство МГУ, 1982. - 296 с.
32. Полат, Е.С. Новые педагогические технологии в обучении иностранному языку / Иностранные языки в школе. - М., Издательский центр «Академия», 2001. - 244 с.
33. Пустовалов, П.С. Пособие по развитию речи. - М., Просвещение, 1987. - 185 с.
34. Рогова, Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. — М., «Просвещение», 1991. — 435 с.
35. Семенова, И.И. Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках иностранного языка. - М., Наука, 2003. - 275 с.
36. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам (Базовый курс лекций), 3-е изд. — М., «Просвещение», 2005. — 375 с.
37. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам (Продвинутый курс), 2-е изд. — М., «Астрель», 2010. —272 с.
38. Филатова, В.М. Методика обучения иностранным языкам. — М., «Педагогика», 1998. —307 с.
39. Хуторской, А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций - М., Народное образование. 2005. - 250 с.
40. Якубинский, Л.П. Язык и его функционирование. - М., Наука, 1996. - 208 с.