ЭТАПЫ РАБОТЫ С ДИАЛОГОМ-ОБРАЗЦОМ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ
|
Введение 1
Глава 1. Теоретические основы применения диалога - образца как средства формирования навыков диалогической речи 6
1.1 Формирование навыков диалогической речи как психолого - методическая
проблема 6
1.2 Этапы и упражнения в формировании навыков диалогической речи 14
1.3 Диалог - образец как средство формирования навыков диалогической
речи 25
Глава 2. Дидактические условия применения диалога - образца как средства формирования навыков диалогической речи (на примере изучения темы «Better safe than sorry» в 7 классе) 31
2.1 Дотекстовый этап использования диалога образца 31
2.2 Текстовыйэтап 35
2.3 Послетекстовый этап 40
Заключение 47
Список литературы
Глава 1. Теоретические основы применения диалога - образца как средства формирования навыков диалогической речи 6
1.1 Формирование навыков диалогической речи как психолого - методическая
проблема 6
1.2 Этапы и упражнения в формировании навыков диалогической речи 14
1.3 Диалог - образец как средство формирования навыков диалогической
речи 25
Глава 2. Дидактические условия применения диалога - образца как средства формирования навыков диалогической речи (на примере изучения темы «Better safe than sorry» в 7 классе) 31
2.1 Дотекстовый этап использования диалога образца 31
2.2 Текстовыйэтап 35
2.3 Послетекстовый этап 40
Заключение 47
Список литературы
Актуальность. Язык как средство коммуникации является основной целью в преподавании иностранных языков в школе и определяет весь учебный процесс. Одной из основных форм речевого общения является диалогическая речь.
Обучение диалогической речи имеет целью сформировать у школьников умение общаться, слушать собеседника, вступать в разговор и поддерживать его, выражать и отстаивать свою позицию. В современной теории и методике обучения иностранным языкам развитие диалогической речи является острой проблемой - не всегда получается научить обучающихся вести беседу на изучаемом языке, поэтому необходимо найти эффективный подход в обучении диалогической речи, чтобы результаты были достигнуты в полной мере, а сам процесс обучения был увлекательным и интересным.
Диалогическая речь сложнее монологической, так как она требует внимания и использования различных коммуникативных стратегий. Тем не менее, при обучении говорению предпочтение отдается диалогической речи, так как именно через диалог отрабатываются и запоминаются отдельные речевые образцы, целые структуры, которые используются затем в монологической речи.
Методика обучения диалогической речи не так давно выделилась в самостоятельный аспект обучения устной речи. Проблемам обучения диалогической речи посвящены работы таких ученых, как Бим И.Л., Шатилов С.Ф., Пассов Е.И. и других. Однако в этой области есть еще много вопросов, требующих теоретического и экспериментального исследования. К их числу можно отнести: принципы и приемы создания коммуникативной обстановки на уроке; особенности восприятия речи в процессе диалога; отбор ситуаций, лежащих в основе обучения диалогу на разных этапах обучения; способы создания диалогической речевой ситуации на уроке; возможности использования ТСО для обучения диалогу.
Таким образом, тема работы актуальна, так как овладение иностранным языком играет важнейшую роль в современном мире, а особое место в изучении иностранного языка занимает диалогическая речь.
Цель данного исследования - обосновать дидактические условия использования диалога-образца в процессе формирования навыков диалогической речи в зависимости от разновидности диалогов.
Объект исследования - формирование навыков диалогической речи.
Предмет исследования - диалог-образец как средство формирования навыков диалогической речи.
Задачи:
1) определить проблему формирования умений, навыков диалогической речи как психолого-методическую проблему;
2) рассмотреть диалог-образец как средство формирования навыков диалогической речи;
3) проанализировать дидактические условия применения диалога- образца, как средства формирования навыков диалогической речи;
4) рассмотреть этапы работы с диалогом и разновидности диалогов.
Гипотеза исследования - обучение диалогической речи будет более результативным и эффективным при условии:
- организации поэтапного формирования навыка говорения;
-вариативного применения коммуникативных ситуаций, моделирующих диалоги с различными коммуникативными стратегиями.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут оказать практическую помощь при проведении уроков иностранных языков. Результаты работы могут быть
использованы для оптимизации и повышения эффективности обучения диалога как одному из видов речевой деятельности.
Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании дидактических условий применения поэтапного принципа формирования навыка говорения, вариативности коммуникативных стратегий.
Структура выпускной квалификационной работы представлена в следующей последовательности: введение; две главы (первая глава - теоретическая, вторая - практическая); заключение; список использованной литературы; приложение.
Обучение диалогической речи имеет целью сформировать у школьников умение общаться, слушать собеседника, вступать в разговор и поддерживать его, выражать и отстаивать свою позицию. В современной теории и методике обучения иностранным языкам развитие диалогической речи является острой проблемой - не всегда получается научить обучающихся вести беседу на изучаемом языке, поэтому необходимо найти эффективный подход в обучении диалогической речи, чтобы результаты были достигнуты в полной мере, а сам процесс обучения был увлекательным и интересным.
Диалогическая речь сложнее монологической, так как она требует внимания и использования различных коммуникативных стратегий. Тем не менее, при обучении говорению предпочтение отдается диалогической речи, так как именно через диалог отрабатываются и запоминаются отдельные речевые образцы, целые структуры, которые используются затем в монологической речи.
Методика обучения диалогической речи не так давно выделилась в самостоятельный аспект обучения устной речи. Проблемам обучения диалогической речи посвящены работы таких ученых, как Бим И.Л., Шатилов С.Ф., Пассов Е.И. и других. Однако в этой области есть еще много вопросов, требующих теоретического и экспериментального исследования. К их числу можно отнести: принципы и приемы создания коммуникативной обстановки на уроке; особенности восприятия речи в процессе диалога; отбор ситуаций, лежащих в основе обучения диалогу на разных этапах обучения; способы создания диалогической речевой ситуации на уроке; возможности использования ТСО для обучения диалогу.
Таким образом, тема работы актуальна, так как овладение иностранным языком играет важнейшую роль в современном мире, а особое место в изучении иностранного языка занимает диалогическая речь.
Цель данного исследования - обосновать дидактические условия использования диалога-образца в процессе формирования навыков диалогической речи в зависимости от разновидности диалогов.
Объект исследования - формирование навыков диалогической речи.
Предмет исследования - диалог-образец как средство формирования навыков диалогической речи.
Задачи:
1) определить проблему формирования умений, навыков диалогической речи как психолого-методическую проблему;
2) рассмотреть диалог-образец как средство формирования навыков диалогической речи;
3) проанализировать дидактические условия применения диалога- образца, как средства формирования навыков диалогической речи;
4) рассмотреть этапы работы с диалогом и разновидности диалогов.
Гипотеза исследования - обучение диалогической речи будет более результативным и эффективным при условии:
- организации поэтапного формирования навыка говорения;
-вариативного применения коммуникативных ситуаций, моделирующих диалоги с различными коммуникативными стратегиями.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут оказать практическую помощь при проведении уроков иностранных языков. Результаты работы могут быть
использованы для оптимизации и повышения эффективности обучения диалога как одному из видов речевой деятельности.
Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании дидактических условий применения поэтапного принципа формирования навыка говорения, вариативности коммуникативных стратегий.
Структура выпускной квалификационной работы представлена в следующей последовательности: введение; две главы (первая глава - теоретическая, вторая - практическая); заключение; список использованной литературы; приложение.
Говорение - очень сложное явление и представляет собой форму устного общения, которое может осуществляться как в устной, так и в письменной форме. Целью обучения говорению является развитие у обучающихся способности в соответствии с их реальными потребностями и интересами осуществлять устное речевое общение в разнообразных, социально детерминированных ситуациях. Свободное владение иностранным языком предполагает умение самопроизвольно реагировать на всевозможные ситуации реальной действительности. В связи с этим целью преподавания иностранных языков в школах является овладение учениками иностранного языка как способом общения и осуществление в этом процессе воспитания, образования и развития личности ученика (формирование коммуникативной компетенции).
Одной из основных форм речевого общения является диалогическая речь. Значимость диалога, как формы общения, подтверждается потребностью человека, как социального, разумного существа, как носителя сознания, в общении с другими людьми, в процессе которого люди должны устанавливать нужные для успеха дела, контакты. Диалогическая речь - одна из основных форм речевого общения. Она сложнее монологической, как с точки зрения напряженности внимания, так и разнообразия используемых коммуникативных стратегий. Диалогическая речь обладает коммуникативными, психологическими и лингвистическими особенностями, а именно: она состоит из стимулирующих и реагирующих реплик; характеризуется обращенностью, спонтанностью, эмоциональностью и экспрессивностью. Наблюдения за школьной практикой обучения диалогической речи показывают, что в ней имеются недостатки, порожденные рядом причин и, прежде всего, недостаточной разработанностью этого вопроса в методике обучения иностранному языку. Одна из причин — смешение понятий диалога и монолога, лежащих в основе создания системы обучения иностранной речи. Объясняется это их тесной взаимосвязью в речевой деятельности.
На содержание и характер диалогического общения влияют психологические процессы:
- восприятие речи собеседника и ориентировка в ситуации;
- формирование содержательной стороны высказывания;
- языковое оформление мысли и восприятия (декодирования) реплик партнера по общению.
Диалогическая речь всегда мотивированна. Появление у учеников желания что-то сказать, выразить свои мысли, чувства, а не только воспроизводить чужие слова или заученный наизусть текст, создается определенными условиями. Это, прежде всего, использование таких стимулов, которые вызывают у ученика потребность «выразить себя», что возможно при создании благоприятного психологического климата, располагающего к высказываниям, доброжелательного отношения коллектива класса и учителя, заинтересованность в выполнении предложенных заданий, стремление выполнить их хорошо. Благоприятные условия для общения располагают детей к тому, чтобы слушать, говорить, читать на изучаемом языке и делать это с удовольствием, вселяют в учеников
уверенность в том, что они могут понимать и говорить на иностранном языке.
В второй главе работы рассмотрены дидактические условия применения диалога-образца, как средства формирования навыков диалогической речи (на примере изучения темы «Better safe than sorry» в 7 классе). Важным условием эффективности применения диалога в качестве коммуникативной опоры является поэтапность.
Гибкость формируемого навыка обеспечивается вариативным использованием диалогов-образцом, моделирующих различные режимы коммуникативного взаимодействия, создаваемых использованием соответствующих коммуникативных ситуаций.
Одной из основных форм речевого общения является диалогическая речь. Значимость диалога, как формы общения, подтверждается потребностью человека, как социального, разумного существа, как носителя сознания, в общении с другими людьми, в процессе которого люди должны устанавливать нужные для успеха дела, контакты. Диалогическая речь - одна из основных форм речевого общения. Она сложнее монологической, как с точки зрения напряженности внимания, так и разнообразия используемых коммуникативных стратегий. Диалогическая речь обладает коммуникативными, психологическими и лингвистическими особенностями, а именно: она состоит из стимулирующих и реагирующих реплик; характеризуется обращенностью, спонтанностью, эмоциональностью и экспрессивностью. Наблюдения за школьной практикой обучения диалогической речи показывают, что в ней имеются недостатки, порожденные рядом причин и, прежде всего, недостаточной разработанностью этого вопроса в методике обучения иностранному языку. Одна из причин — смешение понятий диалога и монолога, лежащих в основе создания системы обучения иностранной речи. Объясняется это их тесной взаимосвязью в речевой деятельности.
На содержание и характер диалогического общения влияют психологические процессы:
- восприятие речи собеседника и ориентировка в ситуации;
- формирование содержательной стороны высказывания;
- языковое оформление мысли и восприятия (декодирования) реплик партнера по общению.
Диалогическая речь всегда мотивированна. Появление у учеников желания что-то сказать, выразить свои мысли, чувства, а не только воспроизводить чужие слова или заученный наизусть текст, создается определенными условиями. Это, прежде всего, использование таких стимулов, которые вызывают у ученика потребность «выразить себя», что возможно при создании благоприятного психологического климата, располагающего к высказываниям, доброжелательного отношения коллектива класса и учителя, заинтересованность в выполнении предложенных заданий, стремление выполнить их хорошо. Благоприятные условия для общения располагают детей к тому, чтобы слушать, говорить, читать на изучаемом языке и делать это с удовольствием, вселяют в учеников
уверенность в том, что они могут понимать и говорить на иностранном языке.
В второй главе работы рассмотрены дидактические условия применения диалога-образца, как средства формирования навыков диалогической речи (на примере изучения темы «Better safe than sorry» в 7 классе). Важным условием эффективности применения диалога в качестве коммуникативной опоры является поэтапность.
Гибкость формируемого навыка обеспечивается вариативным использованием диалогов-образцом, моделирующих различные режимы коммуникативного взаимодействия, создаваемых использованием соответствующих коммуникативных ситуаций.



