Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССОВ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ

Работа №37866

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы120
Год сдачи2018
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
480
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы обучения навыкам безопасного поведения в городской среде у учащихся 9
1.1. История возникновения новой образовательной области - в
области безопасности жизнедеятельности 10
1.2. Современные пути развития навыков безопасного поведения
в городской среде 16
1.3. Развитие культуры безопасного поведения учащихся в
городской среде 26
Глава 2. Организация экспериментальной работы по развитию безопасного поведения в городской среде в процессе учебновоспитательной работы 34
2.1. Методы исследования и развития уровня компетенций
безопасного поведения в городской среде учащихся 9 классов 35
2.2. Результаты вводного этапа эксперимента по развитию
компетенций безопасного поведения в городской среде учащихся 9 классов 40
2.3. Результаты контрольного этапа по развитию компетенций
безопасного поведения в городской среде учащихся 9 классов 50
2.4. Сравнение результатов эксперимента по контрольной и
экспериментальной группам 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 62
Приложение


Актуальность проблемы исследования: в настоящее время жизнь каждого человека, характеризуется сменой приоритетов и ценностей, что обуславливается переживаниями людей за своё здоровье, за безопасность жизни, увеличение тревожности в связи с состоянием окружающей среды.
Потребность человека в природной, социальной, производственной, бытовой и биологической безопасности привела к созданию системы специальных мероприятий, объединяемых понятием «безопасность жизнедеятельности». Как область научного знания, «Безопасность жизнедеятельности» зародилась в конце 80-х годов. Благодаря усилиям общественности и ученых было создано единое понятийно-информационное пространство в области безопасности жизнедеятельности, которое позволяет оценить приоритетности проблем, выделить основные теоретические и методологические положения и ввести преподавание дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в образовательные программы средних школ и высших учебных заведений.
Процесс формирования культуры безопасного поведения каждого человека должно начинаться с детского возраста. Однако, вопросы проектирования многоуровневой системы подготовки личности, обладающей культурой безопасности жизнедеятельности, еще не стали нормой, и их модель только начинает складываться, а сама система полна множеством существенных недостатков.
Несмотря на это, одной из задач предмета «Безопасности жизнедеятельности» является воспитать поколение способных уметь держать себя в руках и знать правила грамотного поведения при чрезвычайных ситуациях.
Развитие общества выдвигает новые требования к личности выпускника средней школы, в первую очередь с позиции его успешной социализации, которая в значительной степени зависит от сформированности различных компетенций. По оценкам ООН к 2025 году доля городского населения в мире будет составлять 63%. В современной России доля городского населения достигает более 70%. Следовательно, большинство детей и подростков нашей страны, сегодня рождается и проживает в больших и малых городах. Условия городской среды обусловливают формирование у подрастающего поколения основных компетенций в области безопасного поведения в ней.
Главными проблемами обеспечения безопасности в образовательной сфере является рост опасных ситуаций в образовательных учреждениях. В России в 3-4 раза выше, чем в других странах количество детской заболеваемости, травматизма и смертности. В нашей стране пятую часть составляют обучающиеся и педагоги. Именно поэтому запрашивается необходимость обеспечения безопасности образовательных учреждений, особенно в системе национальной безопасности России.
В педагогической теории и практике ведется поиск путей и средств подготовки школьников к безопасному поведению. Т.С. Назарова, В.С. Шаповаленко, А.Т. Смирнов раскрыли теоретические вопросы курса Основы безопасности жизни (ОБЖ) и обучения основам безопасности жизнедеятельности. Проблема воспитания культуры безопасности исследуется в работах Л.Н. Гориной, В.Н. Мошкина, А.В. Попкова. Они рассматривают сущность, структуру, содержание и направления, методы и формы воспитания культуры безопасного поведения. Создание педагогических условий, способствующие формированию навыков и опыта безопасного поведения у школьников разного возраста освещаются в работах Т.Г. Хромцовой, А.М. Якупова, А.Г. Маслова, С.П. Черного, Н.В. Елисеевой, А.В. Шигаева, В.Ф. Купецковой, Р.В. Григорян, Я.Б. Каплан и др. Чаще всего большинство авторов оценивают неопасное поведение в какой- нибудь отдельной проблеме. Это может быть в дорожном перемещении, при пожарах, в природной среде, в обстановке угрожающем жизни и т.п. Мало изучены обстоятельства становления компетенций неопасного, точнее безопасного поведения. Мало изучены психолого-педагогические механизмы, обстоятельства и способы становления готовности к неопасному поведению в будничной жизни.
Основными задачами в развитии способностей неопасного поведения у учащихся школ считаются:
• недостаточная разработанность содержательного и методического комплекса образования нацеленных на становление способностей неопасного поведения у молодых людей в городской среде;
• отсутствие действенной модели и способа становления способностей неопасного поведения, гармонически объединяющей ресурсы школьного естественнонаучного и вспомогательного образования;
• недоступность объективных способов оценивания значения сформированности способностей неопасного поведения у молодых людей в городской среде.
Таким образом, надобность предоставленного изучения обусловлено следующими противоречиями:
• между социальным заказом общества и государства на личность безопасного типа, что актуализирует надобность в формировании готовности молодых людей к неопасному поведению городской среде, и недостаточной разработанностью научно-педагогического обеспечения учебного процесса;
• между потребностью действенной подготовки молодых людей к безопасному взаимодействию с небезопасной историей и образовавшейся практикой изучения и воспитания, направленной в ведущем лишь только на усвоение познаний о правилах неопасного поведении, собственно что подтверждается сохраняющимся высочайшим уровнем смерти и травматизма учащихся в небезопасных обстановках в городской среде. Работа по развитию компетенций учащихся 9-х классов в области безопасного поведения в городской среде недостаточно изучена.
Проблема исследования: Каковы педагогические условия развития компетенций у учащихся 9-х классов г. Казани в области безопасного
поведения в городской среде?
Цель исследования: Определить эффективность предлагаемой
методики, направленной на развитие компетенций у учащихся 9-х классов в области безопасного поведения в городской среде.
Объект исследования: Учебно-воспитательный процесс в
общеобразовательной школе, направленный на формирование компетенций безопасного поведения школьников в городской среде (9-ые классы).
Предмет исследования: Педагогические условия развития компетенций у учащихся 9-х классов в области безопасного поведения в городской среде.
Гипотеза исследования: Развитию компетенций у учащихся 9-х классов в области безопасного поведения в городской среде способствует методика Купецковой В.Ф., примененная в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы.
Задачи исследования:
1. На основе педагогической и методической литературы определить состояние исследуемой проблемы;
2. Обосновать необходимость развития компетенций безопасного поведения в городской среде у учащихся 9-х классов;
3. Выделить компетенции учащихся 9-х классов в области безопасного поведения в городской среде.
4. Экспериментальным путем определить эффективность методики Купецковой В.Ф., направленной на развитие компетенций у учащихся 9-х классов в области безопасного поведения в городской среде.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
- теория деятельности и поведения (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, В.П. Зинченко и др.),
- труды в области безопасности жизнедеятельности (А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников и др.),
- труды в области психологии безопасности (И.А. Баева, М.А. Котик, и др.),
- исследования в области воспитания культуры безопасности (В.Н. Мошкин, Ю.Л. Воробьев, И.Н. Немкова и др.).
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ психолого-педагогической, методической и специальной литературы по проблеме исследования; теоретикометодологический анализ состояния исследуемой проблемы; моделирование; разработка методологических основ реализации проблемы безопасного поведения в городской среде;
2. Эмпирические: тестирование, педагогический эксперимент.
3. Методы математической обработки полученных результатов
исследования: статистическая обработка результатов эксперимента,
графические и табличные интерпретации в ходе исследования данных.
Опытно-экспериментальная база исследования: Работа проводилась на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа №98 (татарско-русская)" Вахитовского района г. Казани (среди учащихся 9-х классов).
Научная новизна исследования: Выделены условия для развития компетенций безопасного поведения в городской среде у учащихся 9-х классов на уроках «основы безопасности жизнедеятельности» и во внеурочной деятельности в школе. Практические рекомендации об обеспечении безопасности в городской среде, полученные в результате проведенного исследования, обогатят педагогическую науку.
Теоретическая значимость исследования: заключается в том, что систематизированы теоретические знания по проблемам развития компетенций безопасного поведения учащихся, апробирована методика Купецковой В.Ф. в новых условиях для развития компетенций безопасного поведения в городской среде учащихся 9-х классов и подтверждена ее эффективность.
Практическая значимость исследования: Предложенный
теоретический и методический материал может быть использован


жизнедеятельности», классными руководителями, педагогами- организаторами в организации внеурочной деятельности в школе для учащихся 9-х классов для развития культуры безопасного поведения в условиях города.
Достоверность результатов исследования: обеспечена методической целостностью работы; согласованностью с фундаментальными работами по психологии, педагогике и безопасности жизнедеятельности; адекватностью использованных методов целям и задачам исследования; качественным и количественным анализом материала, полученного в ходе исследования; результатами педагогического эксперимента.
Апробация результатов исследования: Результаты исследования были внедрены в образовательный процесс Муниципального бюджетного образовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа №98 (татарско-русская)" Вахитовского района г. Казани (для учащихся 9-х классов).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1. На основе психолого-педагогической и методической литературы было выявлено состояние исследуемой проблемы обеспечения безопасности учащихся в городской среде. В педагогической теории и практике ведется поиск путей и средств подготовки школьников к безопасному поведению. Работы многих ученых посвящены изучению методов и форм воспитания, вопросам создания педагогических условий, которые будут способствовать формированию навыков, опыта безопасного поведения, готовности к эффективным действиям в чрезвычайных ситуациях младших школьников, подростков, старшеклассников. Но почти все авторы рассматривают безопасное поведение в какой-либо одной ситуации. Это, например, при техногенных пожарах, в природной среде, в быту и т.д. Недостаточно изучены условия развития компетенций безопасного поведения в городской среде. Не выявлены психолого-педагогические механизмы, условия и средства развития готовности к безопасному поведению в повседневной жизни в городской среде.
2. Необходимость развития компетенций, у учащихся, безопасного поведения в городской среде в современном мире становится актуальной. Учителям совместно с родителями, и общественностью необходимо так организовать школьную деятельность, чтобы учащиеся повышали свой уровень знаний, компетенций с каждым годом, чтобы выпускники не только 11 классов, но и 9 классов имели требуемую базу знаний культурного и безопасного поведения в городской среде. Общеобразовательные учреждения обязаны, сформировать и развивать компетенции учащихся 9 классов, для дальнейшей безопасной жизни в условиях города.
3. На основе изученного материала, мы определили несколько способов развития компетенций. Компетенции формируются в несколько этапов. На мотивационно-информационном этапе происходит становление когнитивной основы безопасного поведения в повседневной жизни. Достигается посредством комплексного изучения проблем индивидуальной безопасности и сохранения своего здоровья. Изучение можно осуществить через показ значимости изучаемого материала; разъяснение личной жизненной необходимости подготовки к обеспечению безопасности; взаимодействие учащихся с информационными опасными ситуациями, представленными в словесной и наглядной форме; актуализацию познавательного и практического опыта учащихся. На тренировочном этапе происходит формирование умений и навыков безопасного поведения в знакомых или стандартных опасных ситуациях. Учащиеся погружаются создаваемые посредством словесно-образного и имитационного моделирования в опасные ситуации, разрешение практического опыта требует выбор или демонстрацию адекватных способов поведения.
4. Мы получили вывод о том, что предложенная методика развития компетенций безопасного поведения в городской жизни, наблюдается рост уровня развития компетенций учащихся 9-х классов экспериментальной группы, по сравнению с контрольным классом. Результаты контрольного этапа эксперимента подтверждаются достоверностью, рассчитанных по формулам t-критерия Стьюдента.


1. Асянова С.Р. Формирование культуры безопасного поведения школьников на дорогах в условиях современного города / С.Р. Асянова: автореферат дис... канд. пед. наук. - М., 2012. - 27 с.
2. Баева И.А. Формирование и поддержка состояния психологической безопасности учащихся кадетских классов.- 2016 год. Том 8, № 4. С. 91101
3. Богоявленский Д.Н., Менчинская Н.А. Психология усвоения знаний в школе. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 2012. - 347 с.
4. Большой энциклопедический словарь // 2-е изд., перераб. и доп. А.М. Прохоров. - Издательство: Норинт, 2004. - 1456с.
5. Выготский Л.С. Педагогическая психология. /Л.С. Выготский М.: Педагогика, 2014. - 533 с.
6. Гайнутдинова И.Р. Формирование готовности подростков к социальному самоопределению / Науч. статья, 2009.
7. Горина, Л.Н. Многоуровневая педагогическая система формированиякультуры безопасности жизнедеятельности человека: Автореф. на соиск. уч. ст. д-ра пед. наук. - Тольятти, 2002.-43 с.
8. Здерева Г. В. Патриотизм и патриотическое воспитание / под ред. проф. В. И. Щеголя. - Саратов: Изд-во Сарат. Ун-та, 2014. - 316 с.
9. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 176 с.
10. Концепция преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в Российской Федерации.
11. Котик М.А. Психология и безопасность.- Изд. 3-е, испр. и доп. — Таллинн: Валгус, 1989. — 448 с.
12. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Формирование ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 4-е изд. / И.Ю. Кулагина - М.: Изд-во Ун-та Российской академии образования. 2015. - 120 с.
13. Кузнецова А. В., Становление валеологической культуры детей младшего школьного возраста во внеучебной деятельности. / Диссертация. 2010 год, 234 с.
14. Купецкова В. Ф. Школа безопасности: практикум для учителей начальных классов по обучению младших школьников основам безопасности жизнедеятельности в процессе внеурочной работы / Начальная школа. - 2007. - N 7. - С. . 75-80
15. Курвинен Е.Е. Актуальные вопросы организации патриотического воспитания в системе дополнительного образования учащихся (на примере деятельности военно-патриотического клуба Красная звезда)/ Е. Е. Курвинен // Молодой ученый. - 2015. - №6.4. - С. 91-95.
16. Машбиц Е.И. Психологические основы управления учебной деятельностью / Е.И. Машбиц. - Киев, 1987. - 233 с.
17. Мошкин В.Н. Структура воспитания психологической культуры безопасности / В.Н. Мошкин, А.И. Лапаева // Психология, социология и педагогика. 2015
18. Мудрик А.В. Общение как фактор патриотического воспитания учащихся, М. Педагогика, 2011. - 135 с.
19. Мудрик А.В. Социальная педагогика. Академия. М., 2013. - 82 с.
20. Некрасова Н. А., Серегина Т.В.. Монография «Культура. Наука. Образование». Издательство: Академия Естествознания. 2010 год.
21. Немкова И.Н. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе/ : автореферат дис... канд. пед. наук. - М. - 238с., 2005.
22. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / Под ред. Е.С. Полат. - М.: Асаdemiа, 2015. - 134 с.
23.ОБЖ. 5-11 классы. Электронная библиотека наглядных пособий / Министерство образования Российской Федерации, 2003 // ООО «Кирилл и Мефодий», 2003.
24. ООН. Декларация Земли (Хартия Земли) / Одобрено «14» марта 2000.
25. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений // 4-е изд., доп. — М.: ООО «А ТЕМП», 2006. - 944 с.
26. Платонова Н.М. Основы социальной педагогики. СПб., 2011. - 334с.
27. Психология современного подростка под редакцией Д.И. Фельдштейна - М. Педагогика, 2011. - 172 с.
28. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Академия, 2013. - 94 с.
29. «Профилактика экстремизма и терроризма в образовательных учреждениях: Сборник методических рекомендаций. - Биробиджан: ОблИПКПР, 2011. - 72 с.
30. Поскребышева Н.Н., Карабанова О.А. Исследование личностной автономии подростка в контексте социальной ситуации развития. // национальный психологический журнал. - 2014. - № 4(16). - с. 34-41.
31. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 31.12.2016) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009 N 15785)
32. Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 N 1493 "О государственной программе Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы/ СПС Консультант Плюс.
33. Репин Ю. В. Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях. Пособие для педагогических вузов // Дрофа, 2007. - 230с.
34. Репин Ю.В. Воспитание культуры безопасности в современном
образовании //Культура безопасности: проблемы и перспективы.
Материалы первой международной научно-практической конференции. - Екатеринбург, Россия. 19-22 апреля 2006 г. Ч. 1. /Сост. и общ. ред. В.В. Гарнера; Урал. Гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2006.- 188 с.
35. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х тт. / С.Л. Рубинштейн. - М.: Педагогика, 1989. - 145 с.
36. Сорокина Л.А. О состоянии готовности подростков к безопасному поведению в повседневной жизни / Л.А.Сорокина // Образование и наука: Известия УРО РАО, 2010. №6 (74). С. 49-58.
37. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. - М.: НИИ шк. технологий: Нар.образование, 2011. - 184 с.
38. Скиннер Б. Ф. Поведение организмов // перевод: Зуев А. Б. - Издательство: Оперант, 2016. - 368с.
39. Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. 8 кл. - М., Просвещение, 2011.
40. Смирнов А.Т. Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. Программа для 5-11 классов.- М., Просвещение, 2008.
41. Современная начальная школа: Информационно-методические письма Министерства образования Российской Федерации по организации обучения и воспитания в начальной школе / Петрова И.А., Игнатьева Т.В., Яременко Е.О. и др. - М.: АСТ, Астрель, 2013. - 78 с.
42. Соловьев Э.Я. Поведение в экстремальных ситуациях. Обеспечение личной безопасности и безопасности ваших близких. - М.: ИВФ Антал, 1996.
43. Торндайк, Э. Бихевиоризм / Э. Торндайк, Дж.Б. Уотсон. - Москва : АСТ, 1998. - 704 с.
44. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция)/ СПС Консультант Плюс.
45. Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)». Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2001 г., No 629.
46. Шитц А.Ю. К актуальности проблемы формирования культуры безопасности жизнедеятельности подростков в условиях УДОД //
Материалы VII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум», 2015.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ