ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ 7-Х КЛАССОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИКЕ
|
Введение 2
2. Глава 1. внеурочная деятельность по физике 6
1.1. Нормативно-правовое обеспечение и методическая
литература по вопросам организации внеурочной деятельности 6
1.2. Общая характеристика внеурочной деятельности 6
1.3. Основные виды и формы внеурочной деятельности
обучающихся в условиях внедрения ФГОС ООО 8
1.4. Проектная деятельность в школе 23
1.4.1. Проект как вид самостоятельной творческой работы
учащихся 24
1.4.2. Проект как метод обучения 26
1.4.3. Этапы работы над проектом. Мотивация учащихся 31
3. Глава 2. формирование проектно-исследовательской компетенции 34
2.1. Научно-исследовательская деятельность по физике 34
2.2. Программа внеурочной деятельности по физики
«Интересно, полезно, познавательно» 36
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
5. Список литературы
2. Глава 1. внеурочная деятельность по физике 6
1.1. Нормативно-правовое обеспечение и методическая
литература по вопросам организации внеурочной деятельности 6
1.2. Общая характеристика внеурочной деятельности 6
1.3. Основные виды и формы внеурочной деятельности
обучающихся в условиях внедрения ФГОС ООО 8
1.4. Проектная деятельность в школе 23
1.4.1. Проект как вид самостоятельной творческой работы
учащихся 24
1.4.2. Проект как метод обучения 26
1.4.3. Этапы работы над проектом. Мотивация учащихся 31
3. Глава 2. формирование проектно-исследовательской компетенции 34
2.1. Научно-исследовательская деятельность по физике 34
2.2. Программа внеурочной деятельности по физики
«Интересно, полезно, познавательно» 36
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
5. Список литературы
Образование во все времена было направлено на развитие человека. В настоящее время создание условий для развития
личности - основная цель образовательного процесса на любом его этапе. Основной задачей образовательной политики на современном этапе становится достижение высокого качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Интеллектуальный потенциал личности является той базой на основе которой могут развиваться так
необходимые российскому обществу творческая инициатива, конкурентоспособность, ответственность за свои деяния, самостоятельность.
Соответственно, основная задача образования - научить
обучаемого самостоятельно работать, самому выстраивать систему своих знаний, исходя из собственных запросов, возможностей, устремлений, а также обеспечить освоение и воспроизводство им социального опыта.
Проектная и исследовательская деятельность, подробно
разработанная и описанная педагогами - дидактами (В.В Гузеев, Дж. Дьюи, В.Х. Килпатрик, М.В. Кларин, Е.С. Полат, A.B. Усова, С.Т. Шацкий и др) и методистами (Е.С. Кодикова, A.B. Леонтович, Н.Ю. Пахомова, М.Б. Романовская, С.В. Третьякова, И.Д. Чечель, и др.), позволяют построить учебную деятельность так, чтобы она носила практико-преобразующий характер, позволяла оценивать и развивать личностный опыт обучаемого.
Анализ соотношений компетентностного подхода и организации проектной и исследовательской деятельности учащихся при обучении физике в основной школе позволяют сделать выводы о существовании противоречий:
-между задачей формирования у учащихся умений применять на практике полученные в процессе обучения знания, умения и существующей методикой обучения физике, которая не обеспечивает готовность переносить их в различные ситуации в процессе дальнейшего обучения.
-между необходимостью обеспечить условия
для самореализации учащихся, для формирования у учащихся критического отношения к себе и к своему личностному опыту и существующей системой обучения физике, которая не позволяет учащимся проявить себя внеурочной деятельности, получив при этом опыт конструктивной рефлексии деятельности в рамках предметных областей.
Вышеуказанные противоречия определяют актуальность исследования на тему «Формирование проектно-исследовательской компетенции учащихся 7 классов во внеурочной деятельности по физике».
Объектом исследования является обучение физике в основной школе.
Предметом исследования является методика формирования проектно-исследовательской компетенции у учащихся 7 классов во внеурочной деятельности по физике.
Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и разработке методики формирования проектно-исследовательской компетенции у учащихся 7 класса во внеурочной деятельности по физике.
Гипотеза исследования формулируется следующим образом.
Формирование проектно-исследовательской компетенции
учащихся 7 классов будет успешным, если организовать внеурочную деятельность по физике с использованием метода проектов.
Для достижения цели и проверки гипотезы решались следующие задачи: выявить состояние проблемы формирования
проектно-исследовательской компетенции у учащихся 7 классов во внеурочной деятельности по физике;
- определить структурные компоненты исследуемой
компетенции, рассмотреть конкретные обобщённые знания, умения и способы деятельности, позволяющие формировать проектноисследовательскую компетенцию;
- разработать программу внеурочной деятельности по физики «Интересно, полезно, познавательно».
Методологическую основу и теоретическую базу исследования составляют психолого-педагогические, научно-методические
исследования в областях
- организации проектной деятельности в процессе обучения (Дж. Дьюи, В^. Килпатрик, А.В. Леонтович, Н.Ю. Пахомова, А.Ю. Пентин, Е.С. Полат, И.Д. Чечель, С. Т. Шацкий и др.)
- организации исследовательской деятельности учащихся в процессе обучения физике (М.Г. Ковтунович, Е.С. Кодикова, Н.Ф. Кочергина, В.Г. Разумовский, Г.П. Стефанова, A.B. Усова, A.B. Хуторской и др.);
- методики обучения физике в школе (Н.Е. Важеевская, С.Е. Каменецкий, И.И. Нурминский, А. П. Тряпицына, Н.С. Пурышева, В.Г. Разумовский, A.B. Усова, и др).
Научная новизна исследования состоит в том, что: 1)
Обоснована возможность сформировать проектно-исследовательскую компетенцию у учащихся 7 классов при обучении физике. 2) Предложена программа внеурочной деятельности «Интересно, полезно, познавательно», направленная на формирование проектно-исследовательской компетенции.
Разработана программа внеурочной деятельности по физике «Интересно, полезно, познавательно», направленная на формирование проектно-исследовательской компетенции для учащихся 7 классов.
личности - основная цель образовательного процесса на любом его этапе. Основной задачей образовательной политики на современном этапе становится достижение высокого качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Интеллектуальный потенциал личности является той базой на основе которой могут развиваться так
необходимые российскому обществу творческая инициатива, конкурентоспособность, ответственность за свои деяния, самостоятельность.
Соответственно, основная задача образования - научить
обучаемого самостоятельно работать, самому выстраивать систему своих знаний, исходя из собственных запросов, возможностей, устремлений, а также обеспечить освоение и воспроизводство им социального опыта.
Проектная и исследовательская деятельность, подробно
разработанная и описанная педагогами - дидактами (В.В Гузеев, Дж. Дьюи, В.Х. Килпатрик, М.В. Кларин, Е.С. Полат, A.B. Усова, С.Т. Шацкий и др) и методистами (Е.С. Кодикова, A.B. Леонтович, Н.Ю. Пахомова, М.Б. Романовская, С.В. Третьякова, И.Д. Чечель, и др.), позволяют построить учебную деятельность так, чтобы она носила практико-преобразующий характер, позволяла оценивать и развивать личностный опыт обучаемого.
Анализ соотношений компетентностного подхода и организации проектной и исследовательской деятельности учащихся при обучении физике в основной школе позволяют сделать выводы о существовании противоречий:
-между задачей формирования у учащихся умений применять на практике полученные в процессе обучения знания, умения и существующей методикой обучения физике, которая не обеспечивает готовность переносить их в различные ситуации в процессе дальнейшего обучения.
-между необходимостью обеспечить условия
для самореализации учащихся, для формирования у учащихся критического отношения к себе и к своему личностному опыту и существующей системой обучения физике, которая не позволяет учащимся проявить себя внеурочной деятельности, получив при этом опыт конструктивной рефлексии деятельности в рамках предметных областей.
Вышеуказанные противоречия определяют актуальность исследования на тему «Формирование проектно-исследовательской компетенции учащихся 7 классов во внеурочной деятельности по физике».
Объектом исследования является обучение физике в основной школе.
Предметом исследования является методика формирования проектно-исследовательской компетенции у учащихся 7 классов во внеурочной деятельности по физике.
Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и разработке методики формирования проектно-исследовательской компетенции у учащихся 7 класса во внеурочной деятельности по физике.
Гипотеза исследования формулируется следующим образом.
Формирование проектно-исследовательской компетенции
учащихся 7 классов будет успешным, если организовать внеурочную деятельность по физике с использованием метода проектов.
Для достижения цели и проверки гипотезы решались следующие задачи: выявить состояние проблемы формирования
проектно-исследовательской компетенции у учащихся 7 классов во внеурочной деятельности по физике;
- определить структурные компоненты исследуемой
компетенции, рассмотреть конкретные обобщённые знания, умения и способы деятельности, позволяющие формировать проектноисследовательскую компетенцию;
- разработать программу внеурочной деятельности по физики «Интересно, полезно, познавательно».
Методологическую основу и теоретическую базу исследования составляют психолого-педагогические, научно-методические
исследования в областях
- организации проектной деятельности в процессе обучения (Дж. Дьюи, В^. Килпатрик, А.В. Леонтович, Н.Ю. Пахомова, А.Ю. Пентин, Е.С. Полат, И.Д. Чечель, С. Т. Шацкий и др.)
- организации исследовательской деятельности учащихся в процессе обучения физике (М.Г. Ковтунович, Е.С. Кодикова, Н.Ф. Кочергина, В.Г. Разумовский, Г.П. Стефанова, A.B. Усова, A.B. Хуторской и др.);
- методики обучения физике в школе (Н.Е. Важеевская, С.Е. Каменецкий, И.И. Нурминский, А. П. Тряпицына, Н.С. Пурышева, В.Г. Разумовский, A.B. Усова, и др).
Научная новизна исследования состоит в том, что: 1)
Обоснована возможность сформировать проектно-исследовательскую компетенцию у учащихся 7 классов при обучении физике. 2) Предложена программа внеурочной деятельности «Интересно, полезно, познавательно», направленная на формирование проектно-исследовательской компетенции.
Разработана программа внеурочной деятельности по физике «Интересно, полезно, познавательно», направленная на формирование проектно-исследовательской компетенции для учащихся 7 классов.
Школа для ученика, который живет в начале третьего тысячелетия, должна быть иной. Смена содержания обучения физике вызвана изменением целей образования в целом. Практика обучения показывает, что у учащихся массовой школы слабо сформированы, прежде всего, экспериментальные умения и навыки, знания методологии исследования, что, в конечном счете, сказывается на недостаточно осознанном изучении основ физической науки и проявляется в пассивности ученика в процессе обучения. Особенно актуальна эта проблема в основной школе, когда закладываются основные экспериментальные умения и навыки, формируется элементарная культура исследователя. Разрешение этой проблемы способствует оптимизации процесса обучения физике в основной школе, помогает ученику определиться с выбором профиля дальнейшего обучения.
Проведя анализ литературы, можно сделать вывод о необходимости использования проблемно-исследовательских методов обучения для формирования проектно-исследовательских компетенций учащихся. Думаю, что знание физики должно создаваться на глазах учащегося с их посильным участием. Нужно, чтобы ребенок выступал в роли исследователя, «открывающего» основополагающие свойства и отношения, учить его наблюдать и анализировать, побуждать у него интерес к еще нерешенным задачам.
Разработанная мною внеурочная деятельность по физики «Интересно, полезно, познавательно» для учащихся 7 классов и нацелена на формирование проектно-исследовательских компетенций и будет интересна учителям физики.
Проведя анализ литературы, можно сделать вывод о необходимости использования проблемно-исследовательских методов обучения для формирования проектно-исследовательских компетенций учащихся. Думаю, что знание физики должно создаваться на глазах учащегося с их посильным участием. Нужно, чтобы ребенок выступал в роли исследователя, «открывающего» основополагающие свойства и отношения, учить его наблюдать и анализировать, побуждать у него интерес к еще нерешенным задачам.
Разработанная мною внеурочная деятельность по физики «Интересно, полезно, познавательно» для учащихся 7 классов и нацелена на формирование проектно-исследовательских компетенций и будет интересна учителям физики.



