Организация работы над “Дневником чтения“ как средство формирования читательской самостоятельности младших школьниковМетодика обучения русскому языку и литературному чтению (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Выборку исследования составили 20 учащихся 3 класса (10 мальчиков и 10 девочек).
Много приложений ( в том числе результаты исследования в табличном виде)
В данной работе не указано название базы исследования. Таким образом, если подставить название нужной базы исследования, то работа подойдет для любого города или вуза.
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения проблемы развития читательской самостоятельности у младших школьников посредством читательского дневника 5
1.1 Сущность понятия «читательский дневник» и его роль в развитии читательской самостоятельности младших школьников 5
1.2 Читательская самостоятельность младших школьников и этапы ее формирования 10
1.3 Формирование читательской самостоятельности учащихся 3-го класса посредством читательских дневников 15
Глава 2 Экспериментальное изучение особенностей развития читательской самостоятельности у младших школьников посредством введения читательских дневников 23
2.1 Организация и методы исследования 23
2.2. Анализ результатов экспериментального исследования 27
2.3 Методы развития читательской самостоятельности у учащихся 3-го класса посредством введения читательских дневников 32
Заключение 37
Список использованных источников 38
Приложения 41
Актуальность исследования: ФГОС НОО рассматривает чтение, как средство, которое благоприятно воздействует на личностное развитие ученика, его способность адаптироваться в обществе, решающее задачу воспитания ответственного, инициативного и компетентного гражданина [30, с. 12]. В ФГОС НОО обосновывается важность формирования у учащихся образовательных компетенций, основополагающих читательских знаний и умений, приемов осмысления текста, освоения техникой чтения. Самостоятельность чтения в большой степени определяют человеческую личность, следовательно, процесс формирования ее у младших школьников нужно рассматривать не только как педагогическую, методическую и психологическую, но и как социальную проблему. Одной из форм развития читательской самостоятельности младших школьников является читательский дневник.
Большинству детей именно ведение читательского дневника помогало и помогает до сих пор осмыслить прочитанное, развить письменную речь, оценивать некоторые ситуации и развивать ещё многие аспекты. В современном образовании при учёте требований компетентностного подхода, результатом образования становятся умения, которые позволят ученику решать проблемные жизненные ситуации, а эти умения можно сформировать только с помощью организации самостоятельной деятельности школьника.
Цель исследования – изучить особенности развития читательской самостоятельности у детей младшего школьного возраста посредством введения читательского дневника.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать состояние исследуемой проблемы развития читательской самостоятельности у детей младшего школьного возраста посредством введения читательского дневника в научно-методической литературе;
2. Проанализировать особенности развития читательской самостоятельности у учащихся 3-го класса в экспериментальном исследовании.
3. Разработать форму читательского дневника для учащихся 3-го класса, направленного на развитие читательской самостоятельности.
Объект исследования – читательский дневник.
Предмет исследования: условия развития читательской самостоятельности у детей младшего школьного возраста посредством введения читательского дневника.
Гипотеза исследования: предполагаем, что читательский дневник является эффективным средством развития читательской самостоятельности у детей младшего школьного возраста.
В процессе исследования использовались следующие методы:
- теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической, методической литературы и передового опыта учителей, анализ понятийно-терминологической системы, обобщение, моделирование;
- эмпирические: наблюдение, опрос, тестирование, изучение педагогического опыта;
- методы количественного (ранжирование) и качественного (сбор, обработка) анализа полученных результатов исследования.
Методологическую основу исследования составили научные труды Е.И. Бушниной, М.Р. Львова, Н.Н. Светловской и др. М.П. Воюшина, Г.Т. Галактионова, Т.А. Калганова, Н.Н. Светловская и др. раскрыли сущность понятия «читательская самостоятельность», этапы и особенности ее развития у детей младшего школьного возраста. О.Т. Рыбакова, И.П. Сметанкина, М.С. Соловейчик и др. определили основные методы и приемы обучения младших школьников введению читательских дневников. И.Б. Перова, С.И. Поздеева, Н.С. Хохом и др. выявили педагогические условия использования читательских дневников в работе с младшими школьниками.
Структура работы: исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Организация самостоятельного чтения учащихся является необходимой составляющей общего процесса воспитания детей средствами художественной литературы. Как интегрированное качество личности, читательская самостоятельность характеризуется наличием у школьника мотивов, побуждающих его обращаться к книгам; суммой знаний, умений и навыков, которые позволяют ученику реализовать эти мотивы с наименьшей затратой сил и времени в соответствии с индивидуальными и социально значимыми интересами и потребностями.
Важной задачей учителя выступает развитие устойчивого интереса детей к чтению, расширение круга чтения, стимулирование потребности самостоятельно и осмысленно выбирать и систематически читать книги. Решение этих задач осуществляется в процессе специально организованной воспитательной работы с учащимися во внеурочное время.
Немаловажным фактором развития читательской самостоятельности у младших школьников является введение читательского дневника, который имеет огромное развивающее и обучающее, воспитательное значение. Главными задачами читательского дневника являются: формирование и развитие читательских интересов и читательской самостоятельности, товарищества, дружбы, толерантности, любви к Родине, к русскому языку, формирование эстетических норм, моральных ценностей, расширение и углубление литературных знаний, полученных как на уроках чтения, так и во внеурочной деятельности.
Читая различные произведения и записывая общее содержание в «Читательский дневник», ребёнок тренирует не только навыки письма, но и развивает читательские навыки, культуру читателя. В своих дневниках дети рисуют героев произведений; сочиняют свои сказки, стихи, рассказы.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
1. Абрамовских, Н. В. Читательский дневник как средство развития умений смыслового восприятия текста у младших школьников [Текст] / Н. В. Абрамовских, И. В. Каменская // Концепт. – 2016. – Т. 11. – С. 3691–3695.
2. Алексеева, Л. Д. Воспитание читательской компетенции у младших школьников как условие реализации требований ФГОС НОО [Текст] / Л. Д. Алексеева // Педагогика. – 2015. – №3. – С. 52-54.
3. Антонова, Е. С. Как воспитать интерес к художественному слову в процессе воспитания [Текст] / Е. С. Антонова // Начальная школа плюс до и после. – 2006. – № 12. – С. 27-28.
4. Беркутова, А. П. Обучение творческому чтению младших школьников [Текст] / А. П. Беркутова // Начальная школа. – 2014. – №4. – С. 33-36.
5. Бушнина, Е. И. Формирование читательских интересов у младших школьников. Пособие для учителя [Текст] / Е. И. Бушнина. – Ульяновск : Учитель, 2008. – 225 с.
6. Вербицкий, А. А. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции [Текст] / А. А. Вербицкий, О. Г. Ларионова. – Москва : Логос, 2009. –336 с
7. Водовозова, В. И. Уроки чтения в начальной школе [Текст] / В. И. Водовозова. – Москва : Просвещение, 2012. – 324 с.
8. Воюшина, М. П. Чтение как речевая и эстетическая деятельность. Монография [Текст] / М. П. Воюшина. – Санкт-Петербург : Сударыня,2007. – 320 с.
9. Галактионова, Т. Г. Чтение школьников как социально-педагогический феномен образования : автореф. дис. докторапед. Наук : 13.00.01 [Текст] / Г. Т. Галактионова. – Санкт-Петербург, 2008, – 39 с.
10. Горевский, И. И. Нравственное воспитание младших школьников средствами художественной литературы [Текст] / И. И. Горевский // Педагогика. – 2015. – №2. – С. 41-44.
11. Зубченко, А. А. Смысловое чтение в начальной школе [Текст] / А. А. Зубченко. – Волгоград: Учитель. 2015. – 220 с.
12. Жесткова, Е. А. Творческие задания для формирования читательской компетенции в начальной школе [Текст] / Е. А. Жесткова // Современные фундаментальные и прикладные исследования. – 2013. – №3. –С.17-20.
13. Исаева, О. В. Работа с текстом как средство формирования читательской грамотности младшего школьника [Текст] / О. В. Исаева // Современные научные исследования / под ред. П. М. Горева, В. В. Утемова. – Выпуск 2 – Концепт. – 2014. – С. 112.115.
14. Калганова, Т. А. Проблема чтения в современном обществе и пути ее решения [Текст] / Т. А. Калганова // Литература в школе. – 2009. – № 12. – С. 26- 28.
15. Колганова, Н. Е. Педагогические условия формирования основ читательской компетентности младших школьников [Текст] / Н. Е. Колганова // Вестник ТГУ. – 2013. – № 3 (119). – С. 106-111.
16. Кондакова, Л. А. Мотивы чтения и читательские интересы детей и подростков: [Исследование Читинской обл. дет. б-ки] [Текст] / Л. А. Кондакова // Дети и их чтение как духовный ресурс региональной культуры: Материалы межрегиональной конференции работников детских библиотек Восточной Сибири, Забайкалья. – Иркутск, 2012. – С. 62-71.
17. Коробова, С. Д. Творчество на уроках чтения [Текст] / С. Д. Коробова // Начальная школа До и После. – 2016. – №2. – С. 62-66.
18. Кубасова, О. В. Учим читать : Метод. рекомендации по литературному чтению для начальной школы. 2–4 класс [Текст] / О. В. Кубасова. – Смоленск, 2005. – 225 с.
19. Львов, М. Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка : Пособие для студентов педагогических вузов [Текст] / М. Р. Львов. – Москва : Машиностроение, 1999. – 458 c.
20. Матвеева, Е. И. Литературное чтение. Учебно-методический комплект для 3 класса [Текст] / Е. И. Матвеева. – Москва : Вита. – 2013. – 269 с.
21. Перова, И. Б. Творчество на уроках чтения [Текст] / И. Б. Перова // Начальная школа. – 2014. – №4. – С. 52-55.
22. Поздеева, С. И. Методика литературного чтения и работы с детской книгой [Текст] / С. И. Поздеева, Н. С. Хохом. – Томск, издательство Томского ЦНТИ, 2009. – 120 с.
23. Рейс, Г. А. Формирование читательских умений и развитие художественного вкуса младших школьников [Текст] / Г. А. Рейс, Т. А. Лихачева // Начальная школа плюс до и после. – 2008. – № 11. – С. 32-38.
24. Рыбакова, О. Т. Внеклассная работа по литературному чтению / О. Т. Рыбакова // Педагогика. – 2017. – №5. – С. 59-65.
25. Светловская, Н. Н. Введение в науку о читателе [Текст] / Н. Н. Светловская. – Москва : МГПУ, 2003. – 123 с.
26. Светловская, Н. Н. Обучение чтению и законы формирования читателя [Текст] / Н. Н. Светловская // Начальная школа. – 2003. – №1. – С-11-18.
27. Симоненко, В. Д. Проектная деятельность младших школьников : книга для учителя начальных классов [Текст] / В. Д. Симоненко, Н. В. Матяш. – Москва : Вентана-Граф, 2013. – 306 с.
28. Сметанкина, И. П. Педагогические условия формирования у младших школьников интереса к чтению научно-популярной литературы о природе : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 [Текст] / И. П. Сметанкина. – Москва, 2013. – 143 с.
29. Соловейчик, М. С. К тайнам языка [Текст] / М. С. Соловейчик // Начальная школа. 1994. – №8. – С. 24-29.
30. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]. – Москва : Просвещение, 2016. – 50 с.
31. Чиндилова, О. В. Восприятие художественного текста младшими школьниками [Текст] / О. В. Чиндилова // Начальная школа плюс до и после. – 2010. – № 7. – С. 76-79.
32. Шараева, М. В. Способы организации самостоятельного чтения младших школьников [Текст] / М. В. Шараева // Учитель в школе. – 2010. – № 3. – С. 24-30.