ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 9
1.1. Учебные задания как компонент учебной деятельности 9
1.2. Познавательные УУД младших школьников 20
1.3 Отличие решения типовых задач по традиционной программе от
учебных задач 24
Выводы по I главе 28
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 30
2.1. Выявление уровня сформированности познавательных универсальных
учебных действий 30
2.2. Опытно-экспериментальная работа по формированию общеучебных
познавательных УУД у младших школьников на уроках математики 34
2.3. Анализ и обобщение полученных результатов 53
Выводы по II главе 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 61
В современном обществе стремительно развиваются наука и техника, создаются новые информационные технологии, коренным образом меняющие жизнь людей. Стратегическая цель современного образования - воспитать функционально грамотную личность, способную быстро принимать решения, совершать самостоятельные поступки, брать на себя ответственность, творчески подходить к решению проблем. Это одна из основных задач социальной политики государства, решить которую вне образовательного пространства невозможно.
Дети, приходя в школу, всегда хотят учиться, хотят быть успешными учениками. Как сделать так, чтобы огонёк жажды знаний не угасал у них никогда?
Выполнение любого задания требует от ребёнка целенаправленных усилий. Собираясь в школу, малыш был уверен, что учёба - это радость, надеялся на успех и одобрение учителя. Ребёнку ведь так мало нужно: чувствовать себя умным, сообразительным, быть успешным в учёбе. Успех в учении вдохновляет на новые успехи. А счастливого ребёнка легче учить и воспитывать, легче развивать его духовный потенциал. В каждом ребёнке с детства заложены самые разные способности, их надо только заметить и развивать, не боясь труда.
Новые подходы к обучению и воспитанию школьников требуют знания психологических основ общения и обучения, дидактических и методических умений, соответствующих приёмов организации учебного процесса. Ученик должен прикладывать определённые усилия в процессе образования. Без усилий эмоционального, интеллектуального, волевого напряжения - не возможны ни активизация познавательной деятельности, ни сознательное участие в учебном процессе, ни субъект - субъектное воздействие учителя на ученика.
Общеизвестно, что от знаний, педагогического мастерства, активной позиции учителя в решающей степени зависит модернизация системы образования. Для чего учителю очень необходимы психологические знания. Ведь модернизация школы на передний план выдвигает задачу воспитания ученика, всестороннее его развитие. Ещё К.Д. Ушинский указывал, что если мы хотим воспитывать всесторонне, то так же должны его изучать. Правильно изучить своего ученика учитель сможет, глубоко зная общие закономерности развития ребёнка, психологические закономерности развития его способностей, интересов, склонностей, других индивидуальных и личных особенностей [24, с. 127].
Начальная школа - важный этап становления личности ребенка. Постепенно в процессе учения личностная установка ученика постепенно переакцентируется с ориентировки на положительный совместный результат деятельности - к ориентировке на сам процесс учения. У детей начинает формироваться неравнодушное отношение к своему делу, целеустремленность, трудолюбие, ценность «признания и уважения» к их главной «работе» - учебной деятельности. Они учатся делать выбор, работать в команде, аргументировать и согласовывать свои действия, при необходимости корректировать их Другими словами, они обучаются «умению учиться» - ключевой компетенции начального образования, становление которой обеспечивается формированием совокупности «универсальных учебных действий».
Задача развития универсальных учебных действий достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Это новый подход к интерпретации требований к результатам начального общего образования конкретизируется в Концепции развития универсальных учебных действий.
Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова.
В методических материалах, разработанных данной группой авторов, акцентируется вопрос о роли самого учащегося в учебном процессе. Активность обучающегося признается основой достижения развивающих целей обучения, в процессе которого знание не передается в готовом виде, а строится самим учащимся в процессе познавательной деятельности. «В образовательной практике наметился переход от обучения как презентации системы знаний к активной работе учащихся. Признание активной роли учащегося в учении приводит к изменению представлений о содержании взаимодействия ученика с учителем и одноклассниками...Единоличное руководство учителя в этом сотрудничестве замещается активным участием учащихся в выборе содержания и методов обучения» [38, с. 107-108].
Все это придает особую актуальность задаче формирования в начальной школе универсальных учебных действий, позволяющих достигать метапредметных результатов (регулятивных, коммуникативных, познавательных).
Среди метапредметных универсальных учебных действий особое значение для младших школьников имеют познавательные У УД, т.к. именно от их становления зависит результативность всего последующего образования человека.
Познавательные универсальные учебные действия, включающие общеучебные действия, логические действия, а так же действия постановки и решения проблем готовят школьника к решению любой проблемы-задачи.
Однако на современном этапе развития начального общего образования часть педагогов сомневаются в возможности одновременного освоения школьниками содержания учебного материала и организации специальной работы по формированию универсальных учебных действий, другие - испытывают затруднения в организации специальной деятельности учащихся.
Выявленная проблема по изучению возможностей уроков математики в формировании у младших школьников познавательных универсальных учебных действий одновременно с освоением учащимися содержания начального курса математики привели к выбору темы выпускной квалификационной работы: « Учебные задания как средство формирования познавательных универсальных учебных действий в начальной школе».
Объектом исследования стал учебно-познавательный процесс в начальной школе.
Предметом исследования являются особенности формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики.
Цель исследования - выявить особенности формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках математики.
Гипотеза исследования: учебные задания как средство формирования познавательных универсальных учебных действий в процессе обучения математике в начальной школе будут эффективнее, если учитывать условия для их формирования на уроках математики.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы обозначены следующие задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую, методическую литературу по данной проблеме.
2. Проанализировать передовой педагогический опыт и выявить педагогические условия формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках математики.
3. Провести диагностическое исследование по определению уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.
Для решения поставленных задач и проверки исходных положений были использованы взаимосвязанные и взаимодополняющие друг друга методы исследования:
- теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования;
- анализ передового педагогического опыта;
- диагностика сформированности познавательных универсальных учебных действий у младших школьников;
- статистическая обработка результатов диагностирования.
Методологической основой исследования являются ведущие психологические теории: концепция поэтапного формирования универсальных умственных действий (А. Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Б. С. Волков, М.М. Елфимова, Д.Б. Эльконин), психолого-педагогические труды о методах развития познавательных ууд на уроках математики в начальной школе (А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова, А.Н. Рябинкина).
Основная база исследования - Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8» Нижнекамского муниципального района в 2 "Б” (экспериментальная группа, 27 человек) и 2 "А" (контрольная группа, 25 человек) классах.
Теоретическая значимость работы заключается в аналитическом исследовании различных аспектов данной проблемы.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что были выявлены особенности формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках математики.
Структура выпускной квалификационной работы определена темой, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы, содержащего 65 источников, приложений.
Результаты исследования опубликованы в статьях: научный журнал "Вопросы педагогики".
Положительные изменения в системе современного образования во многом будут зависеть от того, сумеют ли педагоги по-новому организовать весь учебно-воспитательный процесс в школе. В свою очередь это связано с организацией усвоения школьниками знаний и умений в форме учебной деятельности. Что же такое «учебная деятельность»? Чтобы ответить на этот вопрос, следует, прежде всего, обратить внимание на более общее понятие деятельности.
В исследовании был решен комплекс задач:
1. Изучить психолого-педагогическую, методическую литературу по данной проблеме.
2. Проанализировать передовой педагогический опыт и выявить педагогические условия формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках математики.
3. Определить диагностические методики по определению уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.
В I главе исследования было теоретическое обоснование учебных заданий как средства формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.
Во II главе исследования было представлено три этапа эксперимента: констатирующий, формирующий и контрольный. На констатирующем этапе была проведена диагностика сформированности общеучебных умений у второклассников МБУ СОШ № 8 (2 б и 2 а). По итогам констатирующего этапа оказалось, что оба класса не подготовлены в плане общеучебных действий, тем не менее, контрольная группа показала более слабые результаты.
В связи с этим, для экспериментальной группы был предложен комплекс 17 уроков по формированию данных умений, куда были включены разные формы работы и где были созданы условия для эффективного формирования общеучебных УУД. Работа была направлена на отработку общего умения решать задачи, обучение действию моделирования, а также развитие логических действий, стимулирование познавательного интереса и самостоятельности, развитие исследовательских умений.
Итогом работы стал контрольный этап эксперимента, где по тем же методикам проверили уровень сформированности умений в двух классах. В итоге в экспериментальной группе результат улучшился на 37,2 %, в то время как в контрольной группе процент повышения составил 16%. В экспериментальном группе на высокий уровень перешли 6 учащихся, а в контрольной группе - всего двое.
Это позволило сделать вывод о том, что предложенная система уроков эффективна, а гипотеза, поставленная нами в начале исследования подтвердилась. Тем самым, была достигнута цель исследования.
1. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. /Под ред. А.А. Бодалева, Б. Ф. Ломонова. - М.: Педагогика, 2000. - 287 с.
2. Аргинская И.И., Вороницына Е.В. Особенности обучения младших школьников математике // Первое сентября. - 2005. - №24. - 12-21 с.
3. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. - М.: Педагогика,
2007. -252 с.
4. Балл Г.А. Теория учебных задач: Психолого-педагогический аспект. - М.: Педагогика, 2003. - 184 с.
5. Басангова Р.Б. Познавательная деятельность ученика в ходе решения задач / Р.Б. Басангова // Начальная школа. - 2002. - №3. - 61-64 с.
6. Белошистая А.В. Вопросы обучения решению задач / А.В. Белошистая // Начальная школа Плюс До и После. - 2002. - №10. - 73-79 с.
7. Белошистая А.В. Обучение решению задач в начальной школе: учеб, пособие [для учителя] / А.В. Белошистая - М.: ТИД: Русское слово, 2013. - 288 с.
8. Белошистая А.В. Методика обучения математике в начальной школе: учеб, пособие [для студентов педагогических вузов] / А.В. Белошистая - М.: Гуманитар, пед. ин-т, 2005. - 455 с.
9. Белошистая А.В. Методика обучения математике в начальной школе. Курс лекций: пособие / А.В. Белошистая. - М.: Владос, 2007. - 328 с.
10. Блонский П.П. Память и мышление. - М.: Наука, 2001. - 214 с.
11. Виноградова Л.П. Обучение решению задач / Л.П. Виноградова // Фестиваль педагогических идей "Открытый урок". - 2004. - №5 - 29-30 с.
12. Володарская И., Салмина Н. Общий прием решения математических задач / И. Володарская, Н. Салмина // Математика. - 2015. - № 23. - 12-14 с.
13. Волокитина М.И. Очерки психологии младших школьников. - М.: Изд. АПН РСФСР, 2011.- 214 с.
14. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников / Под ред. Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова/.-М.: Изд. АПН РСФСР, 2012. - 286 с.
15. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 2007.- 3 с.
16. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 4. Детская психология / Под ред. Д.Б. Эльконина/. -М.: Педагогика, 2004. - 432 с.
17. Гессен С.И. Педагогические сочинения /сост. Е. Г. Осовский. Саранск: Красный Октябрь, 2001. - 564 с.
18. Гусев В.А. Психолого-педагогические основы обучения математике: учеб. пособие [для учителей] / В.А. Гусев - М.: Изд. центр Академия,
2013. - 432 с.
19. Груденов Я.И. // Совершенствование методики работы учителя математики. // М., Просвещение, 2012.- 25 с.
20. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М.: Интор, 2006.- 544с.
21. Давыдова Л.И., Развивающее обучение в традиционной системе Начальная школа. 2008. - № 4 - 114 с.
22. Дебашинина Е.Ю. Самостоятельная работа на уроках математики в условиях развивающего обучения / Е.Ю. Дебашинина // Начальная школа. - 2011. - №7. - 101-103 с.
23 .Дейкина А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения [Текст] /А.Ю. Дейкина.- М.: Просвещение, 2002.- 345 с.
24. Демидова Т.Е. Теория и практика решения текстовых задач: учеб, пособие [для учителей] / Т.Е. Демидова, А.П. Тонких - М.: Изд. центр Академия, 2012. - 127 с.
25 .Добрынин Н.Ф. Основные вопросы психологии внимания. - В кн.: Психологическая наука в СССР, т. 1. -М., 2009.- 206 с.
26. Дубровина И.В. Психология. 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2003.- 464 с.
27. Дьюи Джон. Психология и педагогика мышления. Пер. с англ. Н.М. Никольский. - М.: Совершенство, 2007. - 208 с.
28. Зайцев В.В. Математика для младших школьников: метод пособие [для учителей и родителей] / В.В. Зайцев - М.: ВЛАДОС, 2011. - 72 с.
29. Зайцева И.А. Формирование познавательного интереса к учению как способ развития способностей личности [Текст]/И. А. Зайцева. - Ноябрьск,
2005. - 32 с.
ЗО.Занков Л.В. Избранные педагогические труды. - М.: Педагогика, 2000.- 424 с.
31. Ивлева Э.И. Организация взаимопомощи учащихся на уроках математики / Э.И. Ивлева // Начальная школа. - 2012. - №2. - 47-50 с.
32. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах / Н.Б. Истомина - М.: Академия, 1999. - 285 с.
33. Истомина Н.Б. Методические рекомендации к учебнику "Математика. 1 класс" [для четырехлетней начальной школы] / Н.Б. Истомина - Смоленск Ассоциация XXI век, 2003. - 112 с.
34. Истомина Н.Б., Горина О.П. Проблемные задания как средство
организации развивающего обучения математике / Сб. Актуальные проблемы начального образования. М., 2002. - 104 - 112 с.
35. Ковалев А. Г. Психология личности. - Л.: ЛГУ, 2003.- 190 с.
36. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров - М.: Academia, 2010. - 579 с.
37. Колидзей Э.А. // Психология двигательной активности ребенка. // М., Прогресс, 2015. - 87 с.
38. Кулько В.Н. Формирование у учащихся умения учиться [Текст] / В.Н. Кулько, Г.Ц. Цехмистрова. - М: Просвещение, 2003. - 156 с.
39. Левитас Г.Г. Нестандартные задачи в курсе математики начальных классов / Г.Г. Левитас // Начальная школа. - 2013. - №5. - 14-17 с.
40. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 2015. - 304 с.
41. Ломов Б. Ф. О системном подходе в психологии. //Вопр. психол. - 2011 .-208 с.
42. Малыхина В.В. Различные арифметические способы решения задач /
В.В. Малыхина // Начальная школа. - 2011. - № 3. - 29-32 с.
43. Матвеева Н.А. Методические приемы обучения составлению текстовых задач / Н.А. Матвеева // Начальная школа. - 2013. - №6. - 41-44 с.
44. Матвеева Н.А. Различные арифметические способы решения задач / Н.А. Матвеева // Начальная школа. - 2010. - №3. - 29-30 с.
45. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучение / А.М. Матюшкин // Педагогика. - 2012. - №3. - 23-26 с.
46. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении - М.: Педагогика, 2002.- 208 с.
47. Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. - М.: Педагогика, 2005.- 368 с.
48. Методика преподавания математики в начальной школе: частная методика / [А.Я. и Блох, В.А. Гусев и др.; Сост. В.И. Мишин]. - М.: Просвещение, 2000. - 218 с.
49. Метельский Н.В. Дидактика математики: общая методика и ее проблемы [Текст] / Н.В. Метельский. - Минск: Издательсто БГУ, 2002. - 308 с.
50. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе [Текст] / Н.Г. Морозова. - М: Просвещение, 2000. - 95 с.
51. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2000. - 456 с.
52. Моро М.И. Математика, 2 класс / Моро М.И., М. А Бантова. - М.: Просвещение, 2004. - 149 с.
53. Петерсон Л.Г. Математика 1 класс. Методические рекомендации: [пособие для учителей] / Л.Г. Петерсон. - М.: Балла, 2015. - 224 с.
54. Плахова В.Г. Формирование математической компетенции: [автореф. дис. канд. пед. наук] / В.Г. Плахова - Саранск: ГОУ ВПО ’’Пензенский государственный университет", 2015. - 168 с.
55. Сластенин Р.А. Педагогика / Р.А. Сластенин. - М.: Просвещение, 2012. -316 с.
56. Смолеусова Т.В. Этапы, методы и способы решения задачи / Т.В. Смолеусова // Начальная школа. - 2013. - №12. - 62-67 с.
57. Стойлова Л.П. Математика: [учебник для студ. высш. пед. учеб, заведений] / Л.П. Стойлова. - М.: Академия, 2010. - 432 с.
58. Фридман Л.М. Сюжетные задачи по математике: [История, теория, методика учеб. пос. для учителей и студентов педвузов и колледжей] / Л.М. Фридман. - М.: Школьная пресса, 2012. - 208 с.
59. Шадрина И.В. Ещё раз о простой задаче / И.В. Шадрина // Начальная школа. - 2015. - №2. - 89-92 с.
60. Шевкин А.В. Текстовые задачи в школьном курсе математики / А.В. Шевкин // Математика. - 2015. - №11. - 17-26 с.
61. Шелехова Л.В. Сюжетные задачи по математике в начальной школе. - М.: Чистые пруды, 2013. - 219 с.
62 .Эльконин Д.Б. Психология игры [текст] / Д.Б. Эльконин. М: Педагогика, 2008. - 292 с.
63. Якиманская И.С. Развивающее обучение. - М.: Педагогика, 2009. - 144 с.