Совершенствование системы адаптации персонала в организации (Управление персоналом организации, Омская Гуманитарная Академия)
|
Выпускная квалификационная работа.
Объект исследования - Публичное акционерное общество «Почта Банк». Это универсальный российский розничный банк с государственным участием, специализирующийся на оказании широкого спектра услуг массовому розничному сегменту.
Проведен анализ финансовых результатов за 2016-2018 годы.
Проведен анализ персонала за 2016-2018 годы.
Есть приложения.
ведение 3
Глава 1 Теоретико-методологические основы адаптации персонала 6
1.1 Понятие, виды и формы адаптации персонала 6
1.2 Управление адаптацией персонала в организации 14
1.3 Оценка результатов адаптации персонала 21
Глава 2 Анализ системы адаптации персонала в ПАО «Почта Банк» 27
2.1 Общая характеристика организации 27
2.2 Основные элементы кадровой политики организации 32
2.3 Оценка системы адаптации персонала в организации 39
Глава 3 Совершенствование системы адаптации персонала
ПАО «Почта Банк» 45
3.1 Направления совершенствования системы адаптации персонала в организации 45
3.2 Расчёт экономической эффективности мероприятий по усовершенствованию процесса адаптации 49
Заключение 54
Список использованных источников 57
Приложение А 57
Приложение Б 64
Объект исследования - Публичное акционерное общество «Почта Банк». Это универсальный российский розничный банк с государственным участием, специализирующийся на оказании широкого спектра услуг массовому розничному сегменту.
Проведен анализ финансовых результатов за 2016-2018 годы.
Проведен анализ персонала за 2016-2018 годы.
Есть приложения.
ведение 3
Глава 1 Теоретико-методологические основы адаптации персонала 6
1.1 Понятие, виды и формы адаптации персонала 6
1.2 Управление адаптацией персонала в организации 14
1.3 Оценка результатов адаптации персонала 21
Глава 2 Анализ системы адаптации персонала в ПАО «Почта Банк» 27
2.1 Общая характеристика организации 27
2.2 Основные элементы кадровой политики организации 32
2.3 Оценка системы адаптации персонала в организации 39
Глава 3 Совершенствование системы адаптации персонала
ПАО «Почта Банк» 45
3.1 Направления совершенствования системы адаптации персонала в организации 45
3.2 Расчёт экономической эффективности мероприятий по усовершенствованию процесса адаптации 49
Заключение 54
Список использованных источников 57
Приложение А 57
Приложение Б 64
В современных условиях экономического развитии России значительную роль начинают играть проблемы организации персонала отечественных компаний. При этом исключительную важность приобретает соблюдение баланса ключевых характеристик кадрового состава, которые будут способствовать профессиональному росту персонала и повышению его компетентности за счёт эффективного привлечения молодых специалистов, имеющих высокопрофессиональную подготовку.
Данный факт актуализирует проблемы адаптации персонала в организациях, поиска инновационных управленческих инструментов, методов и технологий, эффективных для оптимизации трудовой адаптации, поскольку она выступает важнейшим компонентом системы управления персоналом.
Актуальностью исследуемой темы подчёркивается тем, что процесс адаптации персонала направлен на облегчение включения новых сотрудников в деятельность компании. Адаптация выступает неотъемлемым элементом системы подготовки кадров и регулятором взаимосвязи между системой среднепрофессионального и высшего образования и производством. Мероприятия по трудовой адаптации, осуществляемые в компании, направлены на обеспечение её качественных и количественных потребностей в трудовых ресурсах для увеличения прибыльности и конкурентоспособности компании при минимальных издержках.
Характеризуя степень разработанности данной темы в научной литературе, следует отметить, что явление адаптации достаточно исследовано в профессиональной научной литературе.
Научные основы концепции адаптации персонала получили освещение в трудах М. В. Артамоновой, А. А. Брасса, В. Р. Веснина, Б. Л. Ерёмина, Р. П. Колосовой, Ю. Г. Одегова, Т. О. Разумовой, С. Тэйлор, Л. Холла и др.
В разное время проблему адаптации и её влияния на эффективность деятельности персонала с самых разных сторон рассматривали такие исследователи, как Т. Ю. Базаров, А. Я. Кибанов, Е. В. Маслов, Н. О. Орлов, Е. Ю. Пряжникова и др. авторы. Положения, сформулированные в их работах, поясняют смысл процесса трудовой адаптации как проявления единства индивида и социальной среды, при этом в основе такого единства располагается активность как среды, так и индивида.
Проблемы адаптации как неотъемлемого средства совершенствования эффективности деятельности и конкурентоспособности организации отражены в работах как зарубежных авторов (М. Армстронг, П. Друкер, Д. Коул, М. X. Мескон, Т. Питерс, Ф. Хедоури и др.), так и отечественных учёных (И. Б. Дуракова, П. В. Журавлёв, И. Д. Ладанов, Н. Ф. Пушкарёв и др.).
Однако, в связи с постоянно меняющимися условиями труда в трудовой деятельности возникают новые, малоизученные явления и процессы, тогда как адаптация персонала должна обеспечить быстрое и ровное вступление нового сотрудника в рабочий процесс.
Всё вышеизложенное, а также многоаспектность и сложность проблемы адаптации персонала определили актуальность темы исследования и обусловили постановку цели и задач выпускной квалификационной работы.
Объектом изучения выступило Публичное акционерное общество «Почта Банк» (далее – ПАО «Почта Банк»).
Предмет исследования – система адаптации персонала в ПАО «Почта Банк».
Цель исследования – теоретическое обоснование и разработка рекомен-даций по совершенствованию системы адаптации персонала в организации ПАО «Почта Банк».
В рамках обозначенной цели в работе ставятся следующие задачи:
изучить понятие, виды и формы адаптации персонала;
описать управление адаптацией персонала в организации;
охарактеризовать оценку результатов адаптации персонала;
представить общую характеристику организации ПАО «Почта Банк»;
проанализировать основные элементы кадровой политики организации ПАО «Почта Банк»;
оценить систему адаптации персонала в организации ПАО «Почта Банк»;
выявить направления совершенствования системы адаптации персонала в организации ПАО «Почта Банк»;
провести расчёт экономической эффективности мероприятий по усо-вершенствованию процесса адаптации.
Методологическую базу исследования составили научные взгляды на поэтапное развитие теории приспособления, методологический подход к освещению вопросов трудовой адаптации, основанный на использовании следующих научных методов исследования: научное абстрагирование, сравнительный анализ, классификация, систематизация, теоретическое обобщение, а также статистические методы.
Теоретической основой работы стали положения, представленные в работах российских и западных учёных в области менеджмента, психологии управления, специалистов в сфере трудовых отношений, а также по проблемам адаптации персонала. Использовались публикации таких авторов, как Ю. А. Бурова, Н. В. Володина, А. В. Демидова, Р. С. Есикова, М. Н. Крутцова, Е. Р. Лунёва, М. И. Мансурова, М. В. Назарова, И. Ю. Осипян, Е. А. Родина, К. Секу, Д. В. Турунова, Е. Г. Черникова, Е. В. Юровских и др.
Структура работы включает введение, три главы, объединяющие восемь параграфов, заключение и список использованных источников.
Данный факт актуализирует проблемы адаптации персонала в организациях, поиска инновационных управленческих инструментов, методов и технологий, эффективных для оптимизации трудовой адаптации, поскольку она выступает важнейшим компонентом системы управления персоналом.
Актуальностью исследуемой темы подчёркивается тем, что процесс адаптации персонала направлен на облегчение включения новых сотрудников в деятельность компании. Адаптация выступает неотъемлемым элементом системы подготовки кадров и регулятором взаимосвязи между системой среднепрофессионального и высшего образования и производством. Мероприятия по трудовой адаптации, осуществляемые в компании, направлены на обеспечение её качественных и количественных потребностей в трудовых ресурсах для увеличения прибыльности и конкурентоспособности компании при минимальных издержках.
Характеризуя степень разработанности данной темы в научной литературе, следует отметить, что явление адаптации достаточно исследовано в профессиональной научной литературе.
Научные основы концепции адаптации персонала получили освещение в трудах М. В. Артамоновой, А. А. Брасса, В. Р. Веснина, Б. Л. Ерёмина, Р. П. Колосовой, Ю. Г. Одегова, Т. О. Разумовой, С. Тэйлор, Л. Холла и др.
В разное время проблему адаптации и её влияния на эффективность деятельности персонала с самых разных сторон рассматривали такие исследователи, как Т. Ю. Базаров, А. Я. Кибанов, Е. В. Маслов, Н. О. Орлов, Е. Ю. Пряжникова и др. авторы. Положения, сформулированные в их работах, поясняют смысл процесса трудовой адаптации как проявления единства индивида и социальной среды, при этом в основе такого единства располагается активность как среды, так и индивида.
Проблемы адаптации как неотъемлемого средства совершенствования эффективности деятельности и конкурентоспособности организации отражены в работах как зарубежных авторов (М. Армстронг, П. Друкер, Д. Коул, М. X. Мескон, Т. Питерс, Ф. Хедоури и др.), так и отечественных учёных (И. Б. Дуракова, П. В. Журавлёв, И. Д. Ладанов, Н. Ф. Пушкарёв и др.).
Однако, в связи с постоянно меняющимися условиями труда в трудовой деятельности возникают новые, малоизученные явления и процессы, тогда как адаптация персонала должна обеспечить быстрое и ровное вступление нового сотрудника в рабочий процесс.
Всё вышеизложенное, а также многоаспектность и сложность проблемы адаптации персонала определили актуальность темы исследования и обусловили постановку цели и задач выпускной квалификационной работы.
Объектом изучения выступило Публичное акционерное общество «Почта Банк» (далее – ПАО «Почта Банк»).
Предмет исследования – система адаптации персонала в ПАО «Почта Банк».
Цель исследования – теоретическое обоснование и разработка рекомен-даций по совершенствованию системы адаптации персонала в организации ПАО «Почта Банк».
В рамках обозначенной цели в работе ставятся следующие задачи:
изучить понятие, виды и формы адаптации персонала;
описать управление адаптацией персонала в организации;
охарактеризовать оценку результатов адаптации персонала;
представить общую характеристику организации ПАО «Почта Банк»;
проанализировать основные элементы кадровой политики организации ПАО «Почта Банк»;
оценить систему адаптации персонала в организации ПАО «Почта Банк»;
выявить направления совершенствования системы адаптации персонала в организации ПАО «Почта Банк»;
провести расчёт экономической эффективности мероприятий по усо-вершенствованию процесса адаптации.
Методологическую базу исследования составили научные взгляды на поэтапное развитие теории приспособления, методологический подход к освещению вопросов трудовой адаптации, основанный на использовании следующих научных методов исследования: научное абстрагирование, сравнительный анализ, классификация, систематизация, теоретическое обобщение, а также статистические методы.
Теоретической основой работы стали положения, представленные в работах российских и западных учёных в области менеджмента, психологии управления, специалистов в сфере трудовых отношений, а также по проблемам адаптации персонала. Использовались публикации таких авторов, как Ю. А. Бурова, Н. В. Володина, А. В. Демидова, Р. С. Есикова, М. Н. Крутцова, Е. Р. Лунёва, М. И. Мансурова, М. В. Назарова, И. Ю. Осипян, Е. А. Родина, К. Секу, Д. В. Турунова, Е. Г. Черникова, Е. В. Юровских и др.
Структура работы включает введение, три главы, объединяющие восемь параграфов, заключение и список использованных источников.
Анализ теоретического материала даёт возможность сформулировать специфику адаптации персонала: это сложный и динамический процесс взаимодействия работника и внутренней среды организации.
В ходе адаптационного процесса осуществляется приспособление человека к условиям и режиму работы, к производственной среде организации на базе актуализации его потребностей и поиска способов удовлетворения данных потребностей через трудовую деятельность.
Управление процессом трудовой адаптации – это активное воздействие на факторы, предопределяющие ее ход, сроки, снижение неблагоприятных последствий и т. д.
В российской практике управления персоналом в настоящее время существуют различные методы (схемы) адаптации, учитывающие разные факторы: должность сотрудника, его профессиональный уровень, сферу деятельности организации.
Успешность трудовой адаптации можно оценить на основе трёх показателей: 1) результативность трудовой деятельности; 2) степень осознания новым сотрудником особенностей компании; 3) характер взаимодействия нового работника с коллегами.
Оценка результатов адаптации персонала может проходить при помощи различных методов и подходов.
Комплексная оценка результатов адаптации персонала объединяет объективный и субъективный анализ результатов трудовой адаптации, а также факторов, воздействующих на него.
При интегральной оценке эффективности системы адаптационных программ основной упор делается на выработку критериев эффективности адаптации (как объективных, так и субъективных), но также оценивается и влияние этих критериев на внутриорганизационные бизнес-процессы.
Эмпирическое исследование было проведено на базе ПАО «Почта Банк». Это универсальный розничный банк России с государственным участием, специализирующийся на оказании широкого спектра услуг массовому розничному сегменту.
Банк создан в сентябре 2015 года на базе ПАО «Лето Банк» и ФГУП «Почта России». Финансовые показатели деятельности Почта Банка свидетельствуют о его устойчивом положении на банковском рынке.
Статистическая характеристика качественных и количественных показателей персонала ПАО «Почта Банк»свидетельствует, что численность персонала значительно снизилась в 2018 году (на 13,6%), что обусловлено программой сокращения расходов и оптимизации численности персонала.
В Банке преобладает женский коллектив (78,3%), наибольший удельный вес в структуре персонала занимают служащие (более 90%).
Отрицательной тенденцией стал факт старения состава по возрасту, положительной тенденцией - увеличение численности работающих с высшим образованием.
Исследование показателей управления персоналом Банка свидетельствует о тенденции к увеличению большинства показателей. Так, наблюдается рост количества выбывших сотрудников, незначительная динамика коэффициентов движения рабочей силы. Имеющиеся трудовые ресурсы Банк использует достаточно полно. Наблюдается тенденция к увеличению как среднемесячной зарплаты, так и размера премий и вознаграждений.
Оценка системы адаптации персонала в организации показала, что действующая в ПАО «Почта Банк»система трудовой адаптация имеет следующие проблемы: не проводятся ролевые игры по сплочению коллектива; имеются конфликтные ситуации, игнорируемые руководством; используются традиционные методы адаптации, включая наставничество, не применяются возможности компьютерных средств; отсутствует социальная адаптация; преобладает «армейский» подход к трудовой адаптации; негативными факторами являются низкий уровень межличностного общения и неблагоприятный морально-психологический климат в коллективе.
В итоге трудовая адаптация не приносит социально-экономического эффекта. Это свидетельствует о том, что в банке необходимо совершенствование существующей системы адаптации персонала.
На основании результатов исследования системы адаптации персонала в ПАО «Почта Банк», был сделан вывод, что главной проблемой системы адаптации молодых специалистов банка является несовершенство системы наставничества, поэтому был разработан ряд направлений совершенствования системы адаптации персонала в ПАО «Почта Банк»: разработка Положения «О наставничестве»; расширение функций одного сотрудника отдела кадров за счёт включения в должностные обязанности функции управления адаптацией; проведение обучения наставников; введение обязательной оценки результатов адаптации в её начале и по окончании (опросные листы).
Расчёт затрат на проведение мероприятий показал, что совокупные затраты компании составят всего 40 200 руб.
Расчёт экономической эффективности мероприятий по усовершенствованию процесса адаптации в ПАО «Почта Банк» показал, что в 2018 году убытки Банка из-за того, что молодые специалисты не смогли пройти адаптацию, составили 237 633 руб., из которых убытки от затрат на адаптацию – 95 950 руб., убытки от затрат на найм – 27 531 руб., убытки от затрат на обучение – 114 152 руб.
Экономический эффект от внедрения предложенных мероприятий составит 197 433 руб.
Кроме этого, внедрение данных направлений позволит достигнуть и социальной эффективности: формирование благоприятного социально-психологического климата в коллективе для новых сотрудников; повышение уровня корпоративной культуры; рост лояльности новых работников к Банку и его руководству.
В ходе адаптационного процесса осуществляется приспособление человека к условиям и режиму работы, к производственной среде организации на базе актуализации его потребностей и поиска способов удовлетворения данных потребностей через трудовую деятельность.
Управление процессом трудовой адаптации – это активное воздействие на факторы, предопределяющие ее ход, сроки, снижение неблагоприятных последствий и т. д.
В российской практике управления персоналом в настоящее время существуют различные методы (схемы) адаптации, учитывающие разные факторы: должность сотрудника, его профессиональный уровень, сферу деятельности организации.
Успешность трудовой адаптации можно оценить на основе трёх показателей: 1) результативность трудовой деятельности; 2) степень осознания новым сотрудником особенностей компании; 3) характер взаимодействия нового работника с коллегами.
Оценка результатов адаптации персонала может проходить при помощи различных методов и подходов.
Комплексная оценка результатов адаптации персонала объединяет объективный и субъективный анализ результатов трудовой адаптации, а также факторов, воздействующих на него.
При интегральной оценке эффективности системы адаптационных программ основной упор делается на выработку критериев эффективности адаптации (как объективных, так и субъективных), но также оценивается и влияние этих критериев на внутриорганизационные бизнес-процессы.
Эмпирическое исследование было проведено на базе ПАО «Почта Банк». Это универсальный розничный банк России с государственным участием, специализирующийся на оказании широкого спектра услуг массовому розничному сегменту.
Банк создан в сентябре 2015 года на базе ПАО «Лето Банк» и ФГУП «Почта России». Финансовые показатели деятельности Почта Банка свидетельствуют о его устойчивом положении на банковском рынке.
Статистическая характеристика качественных и количественных показателей персонала ПАО «Почта Банк»свидетельствует, что численность персонала значительно снизилась в 2018 году (на 13,6%), что обусловлено программой сокращения расходов и оптимизации численности персонала.
В Банке преобладает женский коллектив (78,3%), наибольший удельный вес в структуре персонала занимают служащие (более 90%).
Отрицательной тенденцией стал факт старения состава по возрасту, положительной тенденцией - увеличение численности работающих с высшим образованием.
Исследование показателей управления персоналом Банка свидетельствует о тенденции к увеличению большинства показателей. Так, наблюдается рост количества выбывших сотрудников, незначительная динамика коэффициентов движения рабочей силы. Имеющиеся трудовые ресурсы Банк использует достаточно полно. Наблюдается тенденция к увеличению как среднемесячной зарплаты, так и размера премий и вознаграждений.
Оценка системы адаптации персонала в организации показала, что действующая в ПАО «Почта Банк»система трудовой адаптация имеет следующие проблемы: не проводятся ролевые игры по сплочению коллектива; имеются конфликтные ситуации, игнорируемые руководством; используются традиционные методы адаптации, включая наставничество, не применяются возможности компьютерных средств; отсутствует социальная адаптация; преобладает «армейский» подход к трудовой адаптации; негативными факторами являются низкий уровень межличностного общения и неблагоприятный морально-психологический климат в коллективе.
В итоге трудовая адаптация не приносит социально-экономического эффекта. Это свидетельствует о том, что в банке необходимо совершенствование существующей системы адаптации персонала.
На основании результатов исследования системы адаптации персонала в ПАО «Почта Банк», был сделан вывод, что главной проблемой системы адаптации молодых специалистов банка является несовершенство системы наставничества, поэтому был разработан ряд направлений совершенствования системы адаптации персонала в ПАО «Почта Банк»: разработка Положения «О наставничестве»; расширение функций одного сотрудника отдела кадров за счёт включения в должностные обязанности функции управления адаптацией; проведение обучения наставников; введение обязательной оценки результатов адаптации в её начале и по окончании (опросные листы).
Расчёт затрат на проведение мероприятий показал, что совокупные затраты компании составят всего 40 200 руб.
Расчёт экономической эффективности мероприятий по усовершенствованию процесса адаптации в ПАО «Почта Банк» показал, что в 2018 году убытки Банка из-за того, что молодые специалисты не смогли пройти адаптацию, составили 237 633 руб., из которых убытки от затрат на адаптацию – 95 950 руб., убытки от затрат на найм – 27 531 руб., убытки от затрат на обучение – 114 152 руб.
Экономический эффект от внедрения предложенных мероприятий составит 197 433 руб.
Кроме этого, внедрение данных направлений позволит достигнуть и социальной эффективности: формирование благоприятного социально-психологического климата в коллективе для новых сотрудников; повышение уровня корпоративной культуры; рост лояльности новых работников к Банку и его руководству.
Подобные работы
- Формирование кадровой политики предприятия (Управление персоналом организации, Омская гуманитарная академия)
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2019 - Совершенствование коммуникационных процессов в организации (Омская Гуманитарная Академия)
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2020 - Совершенствование системы адаптации персонала (Омская Гуманитарная Академия)
Курсовые работы, управление персоналом. Язык работы: Русский. Цена: 550 р. Год сдачи: 2019 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УСЛОВИЙ ТРУДА В ООО «КРЕСТЬЯНСКИЙ ДВОР»
Дипломные работы, ВКР, управление проектами. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Совершенствование процесса подбора, отбора и найма персонала (Омский Государственный Технический Университет)
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 2500 р. Год сдачи: 2019 - Отчет об преддипломной практике (Публичное акционерное общество «Почта Банк», Омская Гуманитарная Академия)
Отчеты по практике, управление персоналом. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2019 - Управление системой обучения персонала в организации
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ АДАПТАЦИИ НОВЫХ СОТРУДНИКОВ В АДМИНИСТРАЦИИ КОРОЧАНСКОГО РАЙОНА
Дипломные работы, ВКР, управление персоналом. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2017 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УСЛОВИЙ ТРУДА В ООО « КРЕСТЬЯНСКИЙ ДВОР»
Дипломные работы, ВКР, управление персоналом. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017



