Организация деятельности органов предварительного расследования при расследовании преступлений против свободы граждан (Уголовное право и уголовный процесс)
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПОНЯТИЕ И ЗАДАЧИ ОРГАНИЗАЦИИ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ 5
1.1 Правовые основы организации расследования преступлений 5
1.2 Понятие, цели и задачи взаимодействия следователя и органа дознания как основа организации расследования преступлений 9
1.3 Специфика преступлений против свободы человека как фактор, влияющий на организацию расследования данной категории преступлений 12
2 ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАССЛЕДОВАНИЯ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ, СВЯЗАННЫХ С ПОСЯГАТЕЛЬСТВОМ НА СВОБОДУ ЧЕЛОВЕКА 17
2.1 Порядок и принципы организации расследования уголовных дел, связанных с посягательством на свободу человека 17
2.2 Анализ отдельных проблем организации расследования преступлений против свободы человека 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28
Право человека на свободу передвижения, недопустимость ее произвольного ограничения закреплены в Конституции Российской Федерации как основополагающие принципы, соблюдение которых гарантируется государством. Однако закрепление на уровне основного закона государства любого принципа не является гарантией его полного соблюдения, потому что преступления всегда совершались, и будут совершаться.
Уголовно наказуемые деяния, посягающие на свободу человека, не являются чем-то новым и появившимся недавно, они известны человечеству с давних времен. Расследование данных преступлений специфично, оно зачастую связано с необходимостью освобождения человека, который удерживается помимо его воли. Как любая деятельность человека, расследование преступлений нуждается в организации, особенно в тех случаях, когда в деятельность вовлекается несколько, а порой и достаточно много людей.
Как проблему организации расследования преступлений, связанных с незаконным лишением человека свободы можно определить недостаточное регулирование на законодательном уровне процесса организации, что порой на практике приводит к появлению проблем. При этом особо следует выделить независимость органов дознания и следователей, которые подчинены Следственному комитету России. Данные правоохранительные органы обязаны действовать совместно в процессе расследования уголовных дел, однако с точки зрения законодателя более целесообразно их разделение.
Изучение организации расследования уголовных дел, связанных с совершением преступлений, в процессе которых ограничивается свобода человека необходимо для того, чтобы выявить проблемы и выдвинуть предложения об их устранении.
Изложенное позволяет сделать вывод об актуальности темы, выбранной для исследования в рамках курсовой работы.
Целью работы является исследование существующих подходов к организации расследования уголовных дел при расследовании преступлений против свободы человека, выявление существующих проблем и поиск их решения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить правовые основы организации расследования преступлений;
проанализировать понятие, цели и задачи взаимодействия следователя и органа дознания как основа организации расследования преступлений;
исследовать специфику преступлений против свободы человека как фактор, влияющий на организацию расследования данной категории преступлений;
охарактеризовать порядок и принципы организации расследования уголовных дел, связанных с посягательством на свободу человека;
провести анализ отдельных проблем организации расследования преступлений против свободы человека.
Объектом исследования в данной работе являются правоотношения, возникающие в процессе организации расследования преступлений против свободы человека.
Предмет – законодательство Российской Федерации, регламентирующее процесс расследования преступлений против свободы человека.
В процессе написания данной работы применены формально-логический, сравнительно-правовой методы метод системного анализа для изучения норм права России, а также иные методы научного познания.
Работа состоит из настоящего введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения и списка использованных источников.
Завершая изложение исследования, которое было проведено в связи с написанием настоящей работы, можно обобщить полученные результаты следующим образом.
Организация расследования преступлений необходима для того, чтобы данный вид деятельности был эффективным и позволял достигать целей уголовного судопроизводства. Анализ действующего законодательства России позволяет сделать вывод, что в отличие от порядка и условий проведения следственных и процессуальных действий процесс организации нормами Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации практически не регламентируются. Данный федеральный закон содержит отдельные положения, касающиеся взаимодействия следователя и органов дознания, но не определяет, кто, как и в каком порядке обязан организовывать процесс расследования. Подобный подход связан с предоставлением процессуальной самостоятельности следователю, который вправе решать, какие следственные действия должны быть совершены, какие обстоятельства подлежат доказыванию и каким образом необходимо действовать, чтобы получить необходимые данные.
Преступления, в процессе которых человек незаконно лишается свободы, имеют определенные особенности, к числу который в процесс проведения исследования в связи с написанием настоящей работы была выделена необходимость проведения специальных операций, связанных с освобождением лиц, похищенных либо незаконно удерживаемых. В данной части организация расследования, в том числе розыск потерпевших, установление личностей преступников, их розыск и задержание практически самостоятельно организуют органы дознания, отчасти специальные подразделения. Следователь фактически устраняется в этой части, поскольку законом предусмотрена необходимость сохранения тайны и хранения всех данных о специальных мероприятиях в органах дознания, а не у следователя. В остальной части следователь более самостоятелен.
Подобное разделение функций представляется разумным, однако признание автономии правоохранительных органов, закрепленное в указе Президента Российской Федерации, порой приводит к возникновению проблем взаимодействий, так как отсутствует указание на подчиненность, нередко возникают вопросы доминирования и приоритета задач. Изучение данной проблемы позволяет сделать вывод о наличии необходимости более четкой регламентации организации процесса расследования уголовных дел, закрепление его на уровне федерального закона, вследствие чего порядок станет обязательным всех правоохранительных органов.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014, № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.
3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 52 (ч. 1). – Ст. 4921.
4. Закон РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне» (ред. от 29.07.2018) // Собрание законодательства РФ. – 1997. – № 41. – Стр. 8220-8235.
5. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 06.07.2016) // Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 33. – Ст. 3349.
6. Федеральный закон от 20.08.2004 № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» (ред. от 07.02.2017) // Собрание законодательства РФ. – 2004. – № 34. – Ст. 3534.
7. Указ Президента Российской Федерации «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью» от 18.04.1996 № 567 (вместе с «Положением о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью») (ред. от 07.12.2016) // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 17. – Ст. 1958.
8. Приказ МВД России № 776, Минобороны России № 703, ФСБ России № 509, ФСО России № 507, ФТС России № 1820, СВР России № 42, ФСИН России № 535, ФСКН России № 398, СК России № 68 «Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд» от 27.09.2013 года (Зарегистрировано в Минюсте России 05.12.2013 № 30544) // Российская газета. – 2013. – № 282.
Материалы судебной практики
9. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 07.04.2011 № 6 «О практике применения судами принудительных мер медицинского характера» (ред. от 03.03.2015) // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 2011. – № 7.
10. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2000 года от 04.10.2000 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 2001. – № 1.
Научная и учебная литература
11. Иванов Д.А. Актуальные вопросы взаимодействия следователя, дознавателя с органами дознания в целях повышения эффективности деятельности по обеспечению возмещения вреда, причиненного преступлением // Вестник экономической безопасности. – 2018. – № 2. – С. 115-119.
12. Кузнецов А.В. Взаимодействие следователей и сотрудников оперативно-разыскных подразделений при раскрытии и расследовании преступлений на первоначальном этапе // Теория и практика общественного развития. – 2018. - № 5. – С. 91-94.
13. Нечаев А.А. Организация деятельности органов предварительного следствия по расследованию нераскрытых преступлений: проблемы и пути совершенствования // Труды Академии управления МВД России. – 2017. – № 4 (44). – С. 83-86.
14. Нуруллин А.А. Расследование похищения людей и незаконного лишения свободы в Российской Федерации // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. – 2016. – № 3-2. – С. 376-382.
15. Плеснева Л.П. Формы взаимодействия следствия с органами дознания // Сибирский юридический вестник. – 2015. – № 4 (71). – С. 119-125.
16. Цуканова О.В. Особенности взаимодействия следователя с органами дознания при расследовании преступлений, совершенных на объектах железнодорожного транспорта // Российский следователь. – 2015. – № 19. – С. 8 - 11.
17. Якушева Ю.В. Организационные формы взаимодействия следователя с органами дознания // Вестник Брянского государственного университета. – 2015. – № 3. – С. 176-178.