Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формы и методы работы педагогов детского сада с родителями (Дошкольное образование, Тюменский государственный университет)

Работа №37725

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

дошкольное образование

Объем работы39
Год сдачи2019
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
497
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Было организовано экспериментальное исследование.
Выборка. 10 родителей детей второй младшей группы
В приложении анкета и фото игрушек.
В данной работе не указана база исследования. Таким образом, если подставить нужную базу исследования, то работа подойдет для любого города или вуза.
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы работы с родителями в научной литературе 6
1.1 Основные принципы взаимодействия родителей с семьей дошкольника 6
1.2 Основные формы и методы организации взаимодействия воспитателей ДОУ с семьей дошкольника 11
Выводы по первой главе 17
Глава 2 Прикладные аспекты использования активных форм и методов работы с семьей в современном ДОУ 18
2.1 Анализ потребностей родителей дошкольников во взаимодействии с воспитателями ДОУ по проблеме воспитания и развития детей 18
2.2 Использование нетрадиционных форм работы как активной формы взаимодействия воспитателей ДОУ с родителями 25
Выводы по второй главе 31
Заключение 32
Список литературы 34
Приложение 1 36
Приложение 2 38
Приложение 3 39



Актуальность исследования. Проблема организации взаимодействия с родителями в дошкольном учреждении всегда была актуальной и сложной для педагогов. Актуальность ее обусловлена тем, что на современном этапе развития общества семейное воспитание признается приоритетным. Поэтому сотрудничество и взаимодействие педагогов и родителей в вопросах воспитания и развития детей становится необходимым. Оно позволит придерживаться единых требований к ребенку, касающихся воспитания и развития его психических качеств, нравственного развития и др.
Проблема включения родителей в этот процесс обусловлена и введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). В п.1.4. «Основные принципы дошкольного образования» указывается: сотрудничество Организации с семьей; приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. П.1.7. Стандарт является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Родители должны получать поддержку в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность [24].
Таким образом, перед дошкольной организацией встают новые задачи, предполагающие её открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями. Дошкольное образование постепенно превращается в открытую образовательную систему: педагогический процесс становится более свободным, гибким, дифференцированным. Гармоничные и продуктивные отношения с семьями обеспечат целостное и личностное развитие ребенка, а также формирование компетентности родителей по вопросам воспитания дошкольников. К сожалению лишь небольшое количество родителей, понимают ценность совместных усилий, чтобы изменить эту ситуацию, необходимо конструктивно взаимодействовать, переходить от монолога к диалогу, учиться слышать проблемы и поддерживать друг друга в их решении.
Все вышесказанное обуславливает целесообразность проведения исследования по обозначенной проблеме.
Тема не является новой и поднималась в научной литературе еще во второй половине XIX века, первыми исследователями и разработчиками являлись основоположники отечественной педагогики: Н.И. Пирогов, М.Н. Толстой, К.Д. Ушинский. Основы сотрудничества общественности, педагогической науки и семьи были заложены П.Ф.Катеревым, П.Ф. Лескафтом и др. На необходимость работы с родителями указывала еще Н.К. Крупская в своих Педагогических сочинениях. В дальнейшем данной проблемой активно занимались Л.С. Выготский, А.А. Бодалев, В.Г. Афанасьев.
Вопрос взаимодействия семьи и дошкольного учреждения в последнее время оказался в фокусе исследовательского внимания и здесь нужно отметить Ю.П. Азарова, Е.П. Арнаутова, А.В. Козлова.
В настоящее время существует противоречие между необходимостью выстраивания коммуникаций с семьей воспитанников и отсутствием отработанных методик работы с родителями. Указанное противоречие позволило определить проблему исследования: какие формы работы дошкольного учреждения с родителями являются эффективными.
Цель исследования – обоснованность формы и методы работы с родителями в детском саду
Задачи исследования:
1. Раскрыть основные принципы взаимодействия родителей с семьей дошкольника.
2. Проанализировать основные формы и методы организации взаимодействия воспитателей ДОУ с семьей дошкольника.
3. Выявить потребности родителей во взаимодействии с воспитателями ДОУ по проблеме воспитания и развития детей дошкольного возраста.
4. Разработать рекомендации по организации работы семейного клуба как активной формы взаимодействия родителей с семьей дошкольника.
Гипотеза исследования: взаимодействие дошкольного учреждения с семьей будет эффективнее, если в работе преобладают формы, направленные на привлечение родителей к воспитанию своих детей.
Объект исследования – взаимодействие с родителями
Предмет исследования – формы и методы работы педагогов детского сада с родителями
Методологическая основа исследования. Проблема организации взаимодействия ДОУ с семьями дошкольников достаточно новая для современного этапа развития педагогики. Методы и формы организация партнерских отношений с семьей дошкольника раскрыты в научных трудах Г.Л. Кузнецовой, Ю.В. Терентьевой. Ю.М. Тонковой, К.Е. Чижовой и др. Г.А. Антипиной, Ю.Д. Коробовой, А.М. Осиповым и др. дан анализ понятия «взаимодействие», «формы работы с родителями». И. Буева, Л.И. Горбунова, Г.Б. Морозова, З.К. Новобранец и др. представили организацию инновационных форм работы с родителями дошкольников.
Методы исследования: теоретические – анализ литературы, методы аналогии и классификации, синтез и обобщение; эмпирические – анкетирование, математическая обработка результатов исследования.
Практическая значимость: Результаты исследования могут быть использованы педагогами в качестве методической основы для разработки мероприятий для детей и родителей, для проведения практических семинаров для педагогических работников, в учебном процессе для подготовки воспитателей дошкольных учреждений.
База исследования: МАДОУ№
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, списка литературы, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Новые аспекты взаимодействия семьи и детского сада, сотрудничество семьи и детского сада – одна из злободневных проблем дошкольного образования. Семья была, есть и остается самым сильным фактором влияния на человека в любом возрасте. Традиционная схема общения детского сада с семьей в этой ситуации известна: консультации, родительские собрания, беседы, рекомендации. И совершенно очевиден тот факт, что традиционные формы общения семьи и детского сада постепенно изживают себя. Большинство традиционных форм работы с семьей в настоящее время можно рассматривать как препятствие к функционированию детского сада в режиме развития.
Взаимодействие участников образовательных отношений осуществляется в разнообразных формах партнерства, в процессе чего формируются положительные результаты в формировании адекватной самооценки у дошкольников. На формирование адекватной самооценки у ребенка дошкольного возраста, влияют множество условий, и в значительной степени от усвоения ребенком норм и правил поведения, от оценок сверстников и особенного взрослого. Каждый педагог, воспитатель может создать такие условия в группе.
Цель взаимодействия с родителями – создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности разрешать разные типы социальнo-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка); обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.
Формы работы: активное вовлечение в жизнь детского сада; индивидуальные беседы, консультации; помощь в адаптации родителей к детскому саду; совместная деятельность (соревнования, праздники, походы, проекты); привлечение к разработке программ ДО, участию управлением детского сада; анкетирование, опросы общественного мнения; наглядная информация, общение в Интернет-сети.
Для подтверждения выдвинутой гипотезы было организовано и проведено экспериментальное исследование. Был изучен характер взаимодействия ДОУ с родителями дошкольников младшей возрастной группы. Было установлено, что воспитатели в работе с родителями используют такие формы работы, как родительские собрания, беседы, семинары. Для того, чтобы выявить недостатки в системе взаимодействия ДОУ с родителями детей был отобран комплекс диагностических методик: анкета В.Г. Петровой «Педагоги-родители в образовательной среде детского сада», анкета «Формы педагогического просвещения родителей» Ю.В. Терентьевой.
Анализ анкетирования родителей по проблеме организации взаимодействия воспитателей ДОУ в семье показал, что данная группа родителей испытывает потребность в получении информации со стороны воспитателей ДОУ по проблеме воспитания и развития детей. Однако, в тоже время было установлено, что 60% родителей достаточно пассивны. Они хотят получать информацию в готовом виде (в форме памяток, информации на стенде и т.д.), не участвуя в жизни ДОУ, по минимуму взаимодействуя с воспитателями. Однако, было отмечено положительное отношение родителей к совместным с педагогами мероприятиям.
По результатам анкетирования, был сделан вывод о необходимости совершенствования работы по взаимодействию с родителями. В рамках этой деятельности были проведены мероприятия различного характера, направленные на сближение родителей с детьми и активное их участие в воспитательном процессе. В качестве эффективной формы работы был предложен мастер-класс.
Таким образом, все поставленные задачи были решены, цель работы достигнута и выдвинутая гипотеза подтверждена.



1. Антипина, Г. А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ / Г. А. Антипина // Воспитатель ДОУ. – 2011. – №12. - С. 88-94
2. Арнаутова, Е. П. Планируем работу с семьей / Е. П. Арнаутова // Управление ДОУ. – 2002. – № 4. – С. 66-70
3. Байбородова, Л. В. Взаимодействие школы и семьи / Л. В. Байбородова. – Москва : Академия развития, 2009. – 224 с.
4. Балалиева, О. В. Социальное партнерство как организационная инновация дошкольного образовательного учреждения / О. В. Балалиева // Педагогика. – 2015. – №2. – С. 58-61.
5. Буева, И. Социальное партнерство: детский сад и дополнительное образование / И. Буева // Дошкольное воспитание. – 2012. – № 7. – С. 30-31.
6. Горбунова, Л. И. Социальное партнерство в детском саду / Л. И. Горбунова // Педагогика. – 2014. – №2. – С. 58-59.
7. Горшкова, И. И. Сотрудничество с семьей дошкольника в условиях ФГОС ДО / И. И. Горшкова // детский сад от А до Я. – 2013. – № 4. – С. 73-75.
8. Грибоедова, Т. П. Социальное партнерство семьи и дошкольного образовательного учреждения : проблемы и опыт реализации / Т. П. Грибоедова // Педагогика. – 2015. – № 3. – С. 3-6.
9. Доронова, Т. Н. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию ДОУ и родителей / Т. Н. Доронова. – Москва : «Просвещение», 2014. – 198 с.
10. Иванова, Н. В. Социальное развитие детей в ДОУ : методическое пособие / Н. В. Иванова. – Москва : ТЦ Сфера, 2014. – 128 с.
11. Козина, Т. И. Нетрадиционные формы взаимодействия с семьей дошкольника / Т. И. Козина // Молодой ученый. – 2015. – №2. – С. 5. – С. 63-66.
12. Козлова, А. В. Работа ДОУ с семьей : методические рекомендации / А. В. Козлова, Р. П. Дешеулина. – Москва : ТЦ «Сфера», 2010. – 112 с.
13. Коробова, Ю. Д. Активные формы взаимодействия с родителями дошкольника / Ю. Д. Коробова // Молодой ученый. – 2016. – №1. – С. 85-89.
14. Корюкина, Т. В. Социальное партнерство как новая философия взаимодействия детского сада и семьи / Т. В. Корюкина // Дошкольная педагогика. – 2016. – №8. – С. 47-49.
15. Кузнецова, Г. Л. Социальное партнерство как форма взаимодействия с родителями дошкольников / Г. Л. Кузнецова // детский сад от А до Я. – 2015. – №2. – С. 74-78
16. Лабикова, И. М. Социальное партнерство в детском саду / И. М. Лабикова // Педагогика. – 2014. – №2. – С. 76-79.
17. Митрохин, В. И. Социальное партнерство: учебное пособие / В. И. Митрохин. – Екатеринбург, 2014. – 110 с.
18. Морозова, Г. Б. Средства и методы работы с семьей дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО / Г. Б. Морозова // Детский сад от А до Я. – 2013. – №2. – С. 22-28.
19. Моросанова, В. И. Основы дошкольной педагогики / В.И . Моросанова. – Москва : НОРМА-ИНФРА, 2015. – 471 с.
20. Новобранец, З. К. Социальное партнерство как инновационная форма работы с родителями дошкольников / З. К. Новобранец // Детский сад от А до Я. – 2014. – № 6. – С. 44-50.
21. Осипов, А. М. О социальном партнерстве в сфере образования / А. М. Осипов // Социологические исследования. – 2012. – С. 108-115.
22. Терентьева, Ю. В. Взаимодействие ДОУ с семьей дошкольника / Ю. В. Терентьева // Детский сад от А до Я. – 2015. – №3. – С. 21-27.
23. Тонкова, Ю. М. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи / Ю. М. Тонкова, Н.Н. Веретенникова // Проблемы и перспективы развития образования (II): материалы международной научной конференции (г. Пермь, май 2012 г.). – Пермь: Меркурий, 2012. – С. 71-74.
24. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). – Москва : ТЦ Сфера, 2015. – 25 с.
25. Чижова, К. Е. Взаимодействие с родителями как условие успешного развития дошкольника / К. Е. Чижова // педагогика. – 2014. – №2. – С. 41-45


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ