Было организовано экспериментальное исследование.
Выборка. 10 родителей детей второй младшей группы
В приложении анкета и фото игрушек.
В данной работе не указана база исследования. Таким образом, если подставить нужную базу исследования, то работа подойдет для любого города или вуза.
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы работы с родителями в научной литературе 6
1.1 Основные принципы взаимодействия родителей с семьей дошкольника 6
1.2 Основные формы и методы организации взаимодействия воспитателей ДОУ с семьей дошкольника 11
Выводы по первой главе 17
Глава 2 Прикладные аспекты использования активных форм и методов работы с семьей в современном ДОУ 18
2.1 Анализ потребностей родителей дошкольников во взаимодействии с воспитателями ДОУ по проблеме воспитания и развития детей 18
2.2 Использование нетрадиционных форм работы как активной формы взаимодействия воспитателей ДОУ с родителями 25
Выводы по второй главе 31
Заключение 32
Список литературы 34
Приложение 1 36
Приложение 2 38
Приложение 3 39
Актуальность исследования. Проблема организации взаимодействия с родителями в дошкольном учреждении всегда была актуальной и сложной для педагогов. Актуальность ее обусловлена тем, что на современном этапе развития общества семейное воспитание признается приоритетным. Поэтому сотрудничество и взаимодействие педагогов и родителей в вопросах воспитания и развития детей становится необходимым. Оно позволит придерживаться единых требований к ребенку, касающихся воспитания и развития его психических качеств, нравственного развития и др.
Проблема включения родителей в этот процесс обусловлена и введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). В п.1.4. «Основные принципы дошкольного образования» указывается: сотрудничество Организации с семьей; приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. П.1.7. Стандарт является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Родители должны получать поддержку в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность [24].
Таким образом, перед дошкольной организацией встают новые задачи, предполагающие её открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями. Дошкольное образование постепенно превращается в открытую образовательную систему: педагогический процесс становится более свободным, гибким, дифференцированным. Гармоничные и продуктивные отношения с семьями обеспечат целостное и личностное развитие ребенка, а также формирование компетентности родителей по вопросам воспитания дошкольников. К сожалению лишь небольшое количество родителей, понимают ценность совместных усилий, чтобы изменить эту ситуацию, необходимо конструктивно взаимодействовать, переходить от монолога к диалогу, учиться слышать проблемы и поддерживать друг друга в их решении.
Все вышесказанное обуславливает целесообразность проведения исследования по обозначенной проблеме.
Тема не является новой и поднималась в научной литературе еще во второй половине XIX века, первыми исследователями и разработчиками являлись основоположники отечественной педагогики: Н.И. Пирогов, М.Н. Толстой, К.Д. Ушинский. Основы сотрудничества общественности, педагогической науки и семьи были заложены П.Ф.Катеревым, П.Ф. Лескафтом и др. На необходимость работы с родителями указывала еще Н.К. Крупская в своих Педагогических сочинениях. В дальнейшем данной проблемой активно занимались Л.С. Выготский, А.А. Бодалев, В.Г. Афанасьев.
Вопрос взаимодействия семьи и дошкольного учреждения в последнее время оказался в фокусе исследовательского внимания и здесь нужно отметить Ю.П. Азарова, Е.П. Арнаутова, А.В. Козлова.
В настоящее время существует противоречие между необходимостью выстраивания коммуникаций с семьей воспитанников и отсутствием отработанных методик работы с родителями. Указанное противоречие позволило определить проблему исследования: какие формы работы дошкольного учреждения с родителями являются эффективными.
Цель исследования – обоснованность формы и методы работы с родителями в детском саду
Задачи исследования:
1. Раскрыть основные принципы взаимодействия родителей с семьей дошкольника.
2. Проанализировать основные формы и методы организации взаимодействия воспитателей ДОУ с семьей дошкольника.
3. Выявить потребности родителей во взаимодействии с воспитателями ДОУ по проблеме воспитания и развития детей дошкольного возраста.
4. Разработать рекомендации по организации работы семейного клуба как активной формы взаимодействия родителей с семьей дошкольника.
Гипотеза исследования: взаимодействие дошкольного учреждения с семьей будет эффективнее, если в работе преобладают формы, направленные на привлечение родителей к воспитанию своих детей.
Объект исследования – взаимодействие с родителями
Предмет исследования – формы и методы работы педагогов детского сада с родителями
Методологическая основа исследования. Проблема организации взаимодействия ДОУ с семьями дошкольников достаточно новая для современного этапа развития педагогики. Методы и формы организация партнерских отношений с семьей дошкольника раскрыты в научных трудах Г.Л. Кузнецовой, Ю.В. Терентьевой. Ю.М. Тонковой, К.Е. Чижовой и др. Г.А. Антипиной, Ю.Д. Коробовой, А.М. Осиповым и др. дан анализ понятия «взаимодействие», «формы работы с родителями». И. Буева, Л.И. Горбунова, Г.Б. Морозова, З.К. Новобранец и др. представили организацию инновационных форм работы с родителями дошкольников.
Методы исследования: теоретические – анализ литературы, методы аналогии и классификации, синтез и обобщение; эмпирические – анкетирование, математическая обработка результатов исследования.
Практическая значимость: Результаты исследования могут быть использованы педагогами в качестве методической основы для разработки мероприятий для детей и родителей, для проведения практических семинаров для педагогических работников, в учебном процессе для подготовки воспитателей дошкольных учреждений.
База исследования: МАДОУ№
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, списка литературы, приложений.
Новые аспекты взаимодействия семьи и детского сада, сотрудничество семьи и детского сада – одна из злободневных проблем дошкольного образования. Семья была, есть и остается самым сильным фактором влияния на человека в любом возрасте. Традиционная схема общения детского сада с семьей в этой ситуации известна: консультации, родительские собрания, беседы, рекомендации. И совершенно очевиден тот факт, что традиционные формы общения семьи и детского сада постепенно изживают себя. Большинство традиционных форм работы с семьей в настоящее время можно рассматривать как препятствие к функционированию детского сада в режиме развития.
Взаимодействие участников образовательных отношений осуществляется в разнообразных формах партнерства, в процессе чего формируются положительные результаты в формировании адекватной самооценки у дошкольников. На формирование адекватной самооценки у ребенка дошкольного возраста, влияют множество условий, и в значительной степени от усвоения ребенком норм и правил поведения, от оценок сверстников и особенного взрослого. Каждый педагог, воспитатель может создать такие условия в группе.
Цель взаимодействия с родителями – создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности разрешать разные типы социальнo-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка); обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.
Формы работы: активное вовлечение в жизнь детского сада; индивидуальные беседы, консультации; помощь в адаптации родителей к детскому саду; совместная деятельность (соревнования, праздники, походы, проекты); привлечение к разработке программ ДО, участию управлением детского сада; анкетирование, опросы общественного мнения; наглядная информация, общение в Интернет-сети.
Для подтверждения выдвинутой гипотезы было организовано и проведено экспериментальное исследование. Был изучен характер взаимодействия ДОУ с родителями дошкольников младшей возрастной группы. Было установлено, что воспитатели в работе с родителями используют такие формы работы, как родительские собрания, беседы, семинары. Для того, чтобы выявить недостатки в системе взаимодействия ДОУ с родителями детей был отобран комплекс диагностических методик: анкета В.Г. Петровой «Педагоги-родители в образовательной среде детского сада», анкета «Формы педагогического просвещения родителей» Ю.В. Терентьевой.
Анализ анкетирования родителей по проблеме организации взаимодействия воспитателей ДОУ в семье показал, что данная группа родителей испытывает потребность в получении информации со стороны воспитателей ДОУ по проблеме воспитания и развития детей. Однако, в тоже время было установлено, что 60% родителей достаточно пассивны. Они хотят получать информацию в готовом виде (в форме памяток, информации на стенде и т.д.), не участвуя в жизни ДОУ, по минимуму взаимодействуя с воспитателями. Однако, было отмечено положительное отношение родителей к совместным с педагогами мероприятиям.
По результатам анкетирования, был сделан вывод о необходимости совершенствования работы по взаимодействию с родителями. В рамках этой деятельности были проведены мероприятия различного характера, направленные на сближение родителей с детьми и активное их участие в воспитательном процессе. В качестве эффективной формы работы был предложен мастер-класс.
Таким образом, все поставленные задачи были решены, цель работы достигнута и выдвинутая гипотеза подтверждена.
1. Антипина, Г. А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ / Г. А. Антипина // Воспитатель ДОУ. – 2011. – №12. - С. 88-94
2. Арнаутова, Е. П. Планируем работу с семьей / Е. П. Арнаутова // Управление ДОУ. – 2002. – № 4. – С. 66-70
3. Байбородова, Л. В. Взаимодействие школы и семьи / Л. В. Байбородова. – Москва : Академия развития, 2009. – 224 с.
4. Балалиева, О. В. Социальное партнерство как организационная инновация дошкольного образовательного учреждения / О. В. Балалиева // Педагогика. – 2015. – №2. – С. 58-61.
5. Буева, И. Социальное партнерство: детский сад и дополнительное образование / И. Буева // Дошкольное воспитание. – 2012. – № 7. – С. 30-31.
6. Горбунова, Л. И. Социальное партнерство в детском саду / Л. И. Горбунова // Педагогика. – 2014. – №2. – С. 58-59.
7. Горшкова, И. И. Сотрудничество с семьей дошкольника в условиях ФГОС ДО / И. И. Горшкова // детский сад от А до Я. – 2013. – № 4. – С. 73-75.
8. Грибоедова, Т. П. Социальное партнерство семьи и дошкольного образовательного учреждения : проблемы и опыт реализации / Т. П. Грибоедова // Педагогика. – 2015. – № 3. – С. 3-6.
9. Доронова, Т. Н. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию ДОУ и родителей / Т. Н. Доронова. – Москва : «Просвещение», 2014. – 198 с.
10. Иванова, Н. В. Социальное развитие детей в ДОУ : методическое пособие / Н. В. Иванова. – Москва : ТЦ Сфера, 2014. – 128 с.
11. Козина, Т. И. Нетрадиционные формы взаимодействия с семьей дошкольника / Т. И. Козина // Молодой ученый. – 2015. – №2. – С. 5. – С. 63-66.
12. Козлова, А. В. Работа ДОУ с семьей : методические рекомендации / А. В. Козлова, Р. П. Дешеулина. – Москва : ТЦ «Сфера», 2010. – 112 с.
13. Коробова, Ю. Д. Активные формы взаимодействия с родителями дошкольника / Ю. Д. Коробова // Молодой ученый. – 2016. – №1. – С. 85-89.
14. Корюкина, Т. В. Социальное партнерство как новая философия взаимодействия детского сада и семьи / Т. В. Корюкина // Дошкольная педагогика. – 2016. – №8. – С. 47-49.
15. Кузнецова, Г. Л. Социальное партнерство как форма взаимодействия с родителями дошкольников / Г. Л. Кузнецова // детский сад от А до Я. – 2015. – №2. – С. 74-78
16. Лабикова, И. М. Социальное партнерство в детском саду / И. М. Лабикова // Педагогика. – 2014. – №2. – С. 76-79.
17. Митрохин, В. И. Социальное партнерство: учебное пособие / В. И. Митрохин. – Екатеринбург, 2014. – 110 с.
18. Морозова, Г. Б. Средства и методы работы с семьей дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО / Г. Б. Морозова // Детский сад от А до Я. – 2013. – №2. – С. 22-28.
19. Моросанова, В. И. Основы дошкольной педагогики / В.И . Моросанова. – Москва : НОРМА-ИНФРА, 2015. – 471 с.
20. Новобранец, З. К. Социальное партнерство как инновационная форма работы с родителями дошкольников / З. К. Новобранец // Детский сад от А до Я. – 2014. – № 6. – С. 44-50.
21. Осипов, А. М. О социальном партнерстве в сфере образования / А. М. Осипов // Социологические исследования. – 2012. – С. 108-115.
22. Терентьева, Ю. В. Взаимодействие ДОУ с семьей дошкольника / Ю. В. Терентьева // Детский сад от А до Я. – 2015. – №3. – С. 21-27.
23. Тонкова, Ю. М. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи / Ю. М. Тонкова, Н.Н. Веретенникова // Проблемы и перспективы развития образования (II): материалы международной научной конференции (г. Пермь, май 2012 г.). – Пермь: Меркурий, 2012. – С. 71-74.
24. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). – Москва : ТЦ Сфера, 2015. – 25 с.
25. Чижова, К. Е. Взаимодействие с родителями как условие успешного развития дошкольника / К. Е. Чижова // педагогика. – 2014. – №2. – С. 41-45