Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ ДЕВЯТЫХ КЛАССОВ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ЯЗЫКА ПРОГРАММИРОВАНИЯ PASCAL

Работа №37713

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы77
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
421
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
Глава 1. Теоретические основы учебно-методического обеспечения самостоятельной работы учащихся средней школы по информатике 8
1.1 Основные требования ФГОС к организации самостоятельной работы учащихся
средней школы 8
1.2 Исследовательская деятельность учащихся основной школы как фактор
активизации самостоятельной работы учащихся 16
1.3 Современные авторские методики по организации самостоятельной работы 30
Глава 2. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы учащихся 9-х классов для изучения языка программирования Pascal 37
2.1 Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы на языке
программирования Pascal 37
2.2 Результаты педагогического эксперимента 44
Выводы по 2 главе 60
Заключение 62
Список литературы 65
Приложение 1 70
Приложение 2

Актуальность. Кардинальные изменения в социально-экономической и духовной жизни нашего отечества определяют состояние образовательной системы. С изменившимся социальным заказом общества в значительной мере изменяются и ориентиры в системе образования. Одна из серьезных проблем современной системы образования заключается в том, что традиционно учитель в процессе обучения ориентируется преимущественно на среднего ученика, в то время как ученики с высоким и низким уровнем развития как бы выпадают из «поля зрения» и остаются за «бортом учебного процесса». В результате «сильный» ученик опускается до уровня «среднего», а «слабый» еще больше отстает от сверстников. В обучении математики дифференциация имеет особое значение. В силу специфики информатики как учебного предмета наблюдаются существенные различия в усвоении ее разными учащимися. Мы отмечаем существующее противоречие между индивидуальным характером усвоения учебного материала и традиционно преобладающими коллективными формами деятельности на уроке. В работах Г.Д Глейзера, В.А. Гусева, М.И. Зайкина, Г.И. Саранцева, И.М. Смирновой и др. рассматриваются методические вопросы дифференциации в обучении информатики. В своих исследованиях они доказали значимость индивидуализации и дифференциации в обучении и необходимость дальнейшей разработки данной проблемы.
Формирование у школьников научных понятий, являлась одной из основных задач школьного обучения, а проблема совершенствования методики формирования научных понятий у учащихся остается всегда актуальной. Процесс формирования понятий находится в центре внимания многих авторов, среди которых следует выделить исследования В.Г. Болтянского, Н.Я. Виленкина, М.Б. Воловича, Я.И. Груденова, О.Б. Епишевой, Ю.М. Колягина, Г.И. Саранцева, A.B. Усовой, А .Я. Хинчина и др.
Признание ученика подлинным субъектом учения позволяет моделировать процесс обучения, приблизить его к удовлетворению на основе его природной активности. В этом случае знание становится не конечной целью обучения, а средством достижения более высокого уровня собственного познания и развития
Одним из важнейших источников и показателей процветания любого общества является развитие творческого потенциала личности. Гуманизация современного образования также выводит на передний план проблему творческой самореализации личности. Творчество предполагает способность к саморазвитию, новые подходы к работе, готовность к созиданию. В связи с этим особое значение в педагогической науке и практике приобретает проблема развития творческого потенциала человека в целом и школьника в частности.
Однако проведённый анализ выполненных ранее исследований показал, что выпускники школ недостаточно подготовлены к решению нестандартных жизненных ситуаций, у них отсутствует готовность к самосовершенствованию, к отказу от привычных схем и стереотипов поведения, восприятия и мышления. Также проведенный анализ выявил недостаточную разработанность концептуального и методического обеспечения содержания и технологий развития творческих способностей личности старшеклассников на уроках информатики. Не определено содержание образования, особенности обучения, технология создания творческих ситуаций. Также не определены дидактические характеристики учебно-творческих, проблемных ситуаций, которые востребовали бы от старшеклассников проявление их творческих способностей. Не разработаны технические приемы организации личностно ориентированных ситуаций с использованием компьютерных технологий, критерии развития творческих способностей старшеклассника и их диагностика.
В современной психолого-педагогической литературе под умением понимается использование имеющихся знаний и навыков для выбора и осуществления приемов действия в соответствии с поставленной целью. К определению «исследовательские умения» существует несколько подходов.
Например, В.В. Успенский, И.А. Зимняя и Е.А. Шашенкова, Н.Л. Г оловизнина и др. рассматривают исследовательские умения как результат и меру исследовательской деятельности, т.е. как способности к проведению самостоятельных наблюдений, экспериментов, приобретаемой в процессе решения различного рода исследовательских задач.
Авторы другого подхода Н.В. Сычкова, П.Ю. Романов, М.Н. Поволяева и др. рассматривают исследовательские умения как способность к действиям, необходимым для выполнения исследовательской деятельности.
В.С. Лазарев к числу основных действий, выполняемых при решении исследовательских задач, относит следующие:
- постановка исследовательских задач;
- планирование решения задач;
- выдвижение гипотез;
- построение измеряемых величин и измерительных шкал;
- сбор исходной информации (наблюдение и т.д.);
- экспериментирование;
- анализ данных экспериментов или наблюдений и построение обобщений;
- построение моделей действительности и работа с моделями.
Каждое из этих умений является составным и может быть разложено на более простые умения. Например, умение формулировать гипотезу включает в себя следующие умения: формулировать вывод, предположение на основе нескольких положений, расчленять гипотезу, предположение на структурные составляющие, выбирать из нескольких предположений, выводов, гипотез наиболее верные, корректные, в наибольшей степени отражающие заданные посылки [26], умение определить закон, которому подчиняется данное явление и т.д.
Совокупность этих умений представляет собой характерные этапы экспериментального метода исследования. Еще один подход к определению состава экспериментальных умений предложен Л.Я. Зориной, которая выделяет три группы способов деятельности в когнитивной сфере, с каждой из которой ею соотнесены необходимые умения: в частности, экспериментальные умения представлены следующим образом[27]:
1) Определять цель эксперимента;
2) Формулировать проблему исследования;
3) Формулировать гипотезу исследования;
4) Определять методику эксперимента;
5) Фиксировать результаты эксперимента с учетом возможных погрешностей и делать анализ.
Выделенные умения могут быть сформированы в процессе исследовательской деятельности при условии, что учащиеся выполняют эти действия и учитель организует рефлексию не только в предметной области, но и способов деятельности.
Цель ВКРМ - разработать учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы учащихся 9-х классов для изучения языка программирования Pascal.
Гипотеза: использование учебно-методического обеспечения самостоятельной работы учащихся на уроках информатики способствует формированию исследовательских умений учащихся.
Задачи:
1. Изучить теоретические основы учебно-методического обеспечения и самостоятельной работы;
2. Изучить организацию исследовательской деятельности учащихся основной школы как фактор активизации самостоятельной работы учащихся;
3. Разработать учебно-методическое пособие по информатике для учащихся 9 класса для изучения языка программирования Pascal;
4. Провести исследование необходимости использования учебно-методического пособия.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Изменения, происходящее в мире заставляют общество предъявлять новые требования к современному человеку. Начинает уделяться внимание его умению адаптироваться к быстро изменяющимся условиям. При этом он должен на протяжении всей своей жизни заниматься самообразованием, для того чтобы быть хоть в некоторой степени успешным.
Поэтому одной из главных задач среднего образования является формирование у учащихся умения оперировать приобретенными знаниями, применять их в новых ситуациях, делать самостоятельные выводы и обобщения, находить решения в нестандартных условиях.
Также, что основополагающим требованием общества к современной школе является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать научные, производственные, общественные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности.
Эффективное использование самостоятельной работы позволяет решать большой ряд вышеперечисленных задач. При этом самостоятельная работа обучающегося, в общем контексте его самообразования, является высшей формой его учебной деятельности по критерию саморегуляции и целеполагания; она может дифференцироваться в зависимости от источника управления, характера побуждений и др.
Очевидно, что возможности применения самостоятельной работы как формы организации учебного процесса в школе достаточно широки. При этом самостоятельные работы можно классифицировать на обучающие, тренировочные, закрепляющие, повторительные, развивающие, творческие, контрольные. Хотя это не единственное основание для классификации данной формы деятельности, и каждый из перечисленных выше видов не встречается в школьной практике отдельно.
Учитель информатики, как и любой другой предметник, в своей педагогической деятельности вынужден решать самые разнообразные проблемы. Но именно учитель информатики сталкивается с максимальным разбросом знаний учащихся по своему предмету в рамках одного класса. Причины этого понятны.
Во-первых, те ученики, у которых дома есть компьютер, обычно на порядок выше уровню знаний, чем ученики, не имеющие возможности пользоваться компьютером в домашних условиях. Во-вторых, компьютер позволяет учащимся заниматься творческой деятельностью.
Но для этого школьники должны иметь доступ к компьютеру, отсутствие такой возможности очень сильно снижает самостоятельный потенциал ученика. При изучении новой темы, после необходимой теоретической подготовки, ученики приступают к самостоятельной практической работе на персональном компьютере.
Каждый ученик имеет на руках полный набор практических работ. Для того чтобы организовать самостоятельную работу учителю необходимо создать целый комплекс методического обеспечения: методические и учебные пособия, разработки лекционных курсов, методические пособия к практическим занятиям, тематические сборники задач и тестов, пособия по самоконтролю.
Такая огромная творческая работа преподавателя, как правило, ведет к внедрению в учебный процесс новых технологий обучения, которые активизируют деятельность учащихся. Самостоятельная работа может рассматриваться как дидактическое родство, с помощью которого учитель организует деятельность ученика на уроке и при выполнении домашнего задания, активная самостоятельная деятельность предлагает наличие у учащихся многих умений.
Самостоятельность является средством саморегуляции личности, способствует формированию творческой личности при усилении эмоциональных и интеллектуальных нагрузок, помогает выработать умение составлять и осуществлять программу деятельности в соответствии с условиями жизни вне зависимости от давления извне.
Важно вооружить учащихся не только знаниями, но и методами самостоятельной работы, именно они является основополагающим в дальнейшей работе.



1. Федеральный государственный стандарт основного общего
образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года, регистрационный номер 19644). Ссылка на документ:
http: //www.edu.ru/db/mo/Data/d_10/m1897.html
2. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 № 03296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования». Ссылка на документ: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55071318/
3. Андреев В.И., Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития / 2-е изд. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000, 265 с.
4. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Информатика: учебник для 7 класса (ФГОС) / М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. -182с
5. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Информатика: учебник для 8 класса (с грифом ФГОС) / М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014204 с
6. Буряк В.К., Самостоятельная работа учащихся / М.: Просвещение, 1984г. - 64с.
7. Буряк В.К., Самостоятельная работа учащихся / М.: Просвещение, 1984. - 146с.
8. Быкадоров Ф.В., Место и значение самостоятельной работы над дополнительной литературой: канд. дис. / Ростов н/Д, 1947 - 241с.
9. Громцева А.К., Формирование у школьников готовности к самообразованию / М.: Просвещение, 2004. - 144 с.
10. Давыдов В.В., Теория развивающего обучения. / М.,1996г.
11. Есипов Б.П., Самостоятельная работа учащихся в процессе обучения / Материалы педагогических исследований. - М., 1961. - Выпуск 115.
12. Есипов Б.П., Самостоятельная работа учащихся на уроках /М.: Учпедгиз, 1961. - 217с.
13. Жарова Л.В., Организация самостоятельной учебной деятельности учащихся: Учеб. пособие по спецкурсу / Л.: Изд-во ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1986.
14. Жарова Л.В., Организация самостоятельной учебно- познавательной деятельности учащихся / Л.: ЛГПИ, 1986г.- 79с.
15. Зимняя И.А., Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. Второе, доп., испр. и перераб / М.: Лотос, 2001, 249 с.
16. Квач Т.Г., Развитие познавательной самостоятельности слушателей подготовительных курсов и отделений вузов: дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / Тольятти, 2000. - 242 с.
17. Краевский В.В., Хуторской А.В., Предметное и общепредметное в образовательных стандартах / М.: Педагогика. - 2003г. - 27с.
18. Крошкина М.П., Организация самостоятельной работы учащихся 5-7 классов в процессе обучения: канд. дис. / М., 1952
19. Наумченко И.Л., Самостоятельная работа в системе непрерывного образования / Советская педагогика. 1989. № 12. - С.19-22.
20. Педагогика: Учебн. пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Пед. общ-во России,1998.
21. Пидкасистый П.И., Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении / М.: изд-ие «Просвещение»
1980. - 184 с.
22. Пидкасистый П.И., Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: Теоретико-экспериментальное исследование / М.: Педагогика, 1980, 26 с.
23. Пидкасистый П.И., Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении / теорет. - эксперим. исслед. М.: Педагогика, 1980.
24. Полат Е.С., Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / М.: 2000г. - 117с.
25. Самостоятельная деятельность учащихся при обучении (формирование умений самостоятельной работы): Сб. статей / Сост. С.И. Демидова. Л.О. Денищева. - М.: Просвещение, 1985. -183с.
26. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В., Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 8 класса / 2-е изд., испр. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
27. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В., Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 9 класса / 2-е изд., испр. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
28. Скаткин М.Н., Совершенствование процесса обучения / М.: Педагогика, 1971. - 81с.
29. Софронова Н.В., Теория и методика обучения информатике: Учебное пособие для педагогических вузов / М.: Высшая школа, 2006г. - 162с.
30. Стариченко Б.Е., Методика использования информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе: учебное пособие. Ч.1. Концептуальные основы компьютерной дидактики. / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2013.
31. Угринович Н.Д., Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса / 2-е изд., испр. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
32. Угринович Н.Д., Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса / 2-е изд., испр. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
33. Хуторской А.В., Ключевые компетентности как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / Народное образование. - 2003г. №2, 69с.
34. Хуторской А.В., Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя / М.: 2000. - 172с.
35. Щукина Г.И., Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / М.: 1998г. - 238с.
36. Приказ Минобрнауки РФ «Об использовании
дистанционных образовательных технологий»: утвержден
Министром А. Фурсенко 6 мая 2005г. Пр. №137. URL: http: //base.garant.ru/70634148/
37. Журнал «Информатика и образование»
URL:http://mfojoumaLm/jomal/mfo (дата обращения: 15.08.2016)
38. Издательство БИНОМ - Информатика, авторская
мастерская Е.А.Ерёмина и К.Ю.Полякова, URL:
http://metodist.lbz.rU/authors/informatika/7/ (дата обращения: 15.08.2016)
39. Издательство БИНОМ - Информатика, авторская
мастерская Л.Л.Босовой, URL:
http://metodist.lbz.rU/authors/informatika/3/ (дата обращения: 15.08.2016)
40. Издательство БИНОМ - Информатика, авторская
мастерская Н.Д.Угриновича, URL:
http://metodist.lbz.rU/authors/informatika/1/ (дата обращения:
15.08.2016)
41. Информационно-коммуникационные технологии в образовании URL: http://www.ict.edu.ru/ (дата обращения: 14.08.2016)
42. Исакова Т.Б., Сущность понятия «Самостоятельная
работа», URL: http://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-ponyatiya- samostoyatelnaya-rabota (дата обращения: 24.09.2016)
43. Коноводова Ю.А., Актуальность самостоятельной работы
школьников в образовательном процессе / Педагогика: традиции и инновации: материалы II международной научной конференции (Челябинск, октябрь 2012 г.), URL:
http://moluch.ru/conf/ped/archive/63/2736/ (дата обращения: 19.09.2016)
44. Павлинов А.В., Современные компьютерные технологии
как средство самостоятельной учебной работы школьников, URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-kompyutemye-tehnologii- kaksredstvo-samostoyatelnoy-uchebnoy-raboty-shkolnikov (дата
обращения: 24.09.2016)
45. Бардин, К.В. Как научить детей учиться Текст. / К.В. Бардин Минск: Народная асвета, 1973 — 142 с.
46. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии Текст. / В.П. Беспалько.-М.: Педагогика, 1995.—336 с.
47. Беспалько, В.П. Проектирование содержания обучения на основе диагностирования уровней усвоения знаний в условиях компьютеризацииучебного процесса Текст.: дис. . канд. психол. наук: 13.0. 01 /
48. B.^ Беспалько- М., 1994 — 146 с. — На правах рукописи.
49. Бешенков, С.А. Дидактические основы
дифференцированного обучения информатике Текст. / С.А. Бешенков М.: НИИ ОСО АПН СССР, 1991.-31 с.
50. Блонский, П.П. Основы дидактика Текст. / П.П. Блонский.- М.: Работник просвещения, 1925 — 193 с.
51. Бодалев, А.А. Психология личности Текст. / А.А. Бодалев.- М.: изд-во МГУ, 1988.- 188 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ