УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ ДЕВЯТЫХ КЛАССОВ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ЯЗЫКА ПРОГРАММИРОВАНИЯ PASCAL
|
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы учебно-методического обеспечения самостоятельной работы учащихся средней школы по информатике 8
1.1 Основные требования ФГОС к организации самостоятельной работы учащихся
средней школы 8
1.2 Исследовательская деятельность учащихся основной школы как фактор
активизации самостоятельной работы учащихся 16
1.3 Современные авторские методики по организации самостоятельной работы 30
Глава 2. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы учащихся 9-х классов для изучения языка программирования Pascal 37
2.1 Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы на языке
программирования Pascal 37
2.2 Результаты педагогического эксперимента 44
Выводы по 2 главе 60
Заключение 62
Список литературы 65
Приложение 1 70
Приложение 2
Глава 1. Теоретические основы учебно-методического обеспечения самостоятельной работы учащихся средней школы по информатике 8
1.1 Основные требования ФГОС к организации самостоятельной работы учащихся
средней школы 8
1.2 Исследовательская деятельность учащихся основной школы как фактор
активизации самостоятельной работы учащихся 16
1.3 Современные авторские методики по организации самостоятельной работы 30
Глава 2. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы учащихся 9-х классов для изучения языка программирования Pascal 37
2.1 Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы на языке
программирования Pascal 37
2.2 Результаты педагогического эксперимента 44
Выводы по 2 главе 60
Заключение 62
Список литературы 65
Приложение 1 70
Приложение 2
Актуальность. Кардинальные изменения в социально-экономической и духовной жизни нашего отечества определяют состояние образовательной системы. С изменившимся социальным заказом общества в значительной мере изменяются и ориентиры в системе образования. Одна из серьезных проблем современной системы образования заключается в том, что традиционно учитель в процессе обучения ориентируется преимущественно на среднего ученика, в то время как ученики с высоким и низким уровнем развития как бы выпадают из «поля зрения» и остаются за «бортом учебного процесса». В результате «сильный» ученик опускается до уровня «среднего», а «слабый» еще больше отстает от сверстников. В обучении математики дифференциация имеет особое значение. В силу специфики информатики как учебного предмета наблюдаются существенные различия в усвоении ее разными учащимися. Мы отмечаем существующее противоречие между индивидуальным характером усвоения учебного материала и традиционно преобладающими коллективными формами деятельности на уроке. В работах Г.Д Глейзера, В.А. Гусева, М.И. Зайкина, Г.И. Саранцева, И.М. Смирновой и др. рассматриваются методические вопросы дифференциации в обучении информатики. В своих исследованиях они доказали значимость индивидуализации и дифференциации в обучении и необходимость дальнейшей разработки данной проблемы.
Формирование у школьников научных понятий, являлась одной из основных задач школьного обучения, а проблема совершенствования методики формирования научных понятий у учащихся остается всегда актуальной. Процесс формирования понятий находится в центре внимания многих авторов, среди которых следует выделить исследования В.Г. Болтянского, Н.Я. Виленкина, М.Б. Воловича, Я.И. Груденова, О.Б. Епишевой, Ю.М. Колягина, Г.И. Саранцева, A.B. Усовой, А .Я. Хинчина и др.
Признание ученика подлинным субъектом учения позволяет моделировать процесс обучения, приблизить его к удовлетворению на основе его природной активности. В этом случае знание становится не конечной целью обучения, а средством достижения более высокого уровня собственного познания и развития
Одним из важнейших источников и показателей процветания любого общества является развитие творческого потенциала личности. Гуманизация современного образования также выводит на передний план проблему творческой самореализации личности. Творчество предполагает способность к саморазвитию, новые подходы к работе, готовность к созиданию. В связи с этим особое значение в педагогической науке и практике приобретает проблема развития творческого потенциала человека в целом и школьника в частности.
Однако проведённый анализ выполненных ранее исследований показал, что выпускники школ недостаточно подготовлены к решению нестандартных жизненных ситуаций, у них отсутствует готовность к самосовершенствованию, к отказу от привычных схем и стереотипов поведения, восприятия и мышления. Также проведенный анализ выявил недостаточную разработанность концептуального и методического обеспечения содержания и технологий развития творческих способностей личности старшеклассников на уроках информатики. Не определено содержание образования, особенности обучения, технология создания творческих ситуаций. Также не определены дидактические характеристики учебно-творческих, проблемных ситуаций, которые востребовали бы от старшеклассников проявление их творческих способностей. Не разработаны технические приемы организации личностно ориентированных ситуаций с использованием компьютерных технологий, критерии развития творческих способностей старшеклассника и их диагностика.
В современной психолого-педагогической литературе под умением понимается использование имеющихся знаний и навыков для выбора и осуществления приемов действия в соответствии с поставленной целью. К определению «исследовательские умения» существует несколько подходов.
Например, В.В. Успенский, И.А. Зимняя и Е.А. Шашенкова, Н.Л. Г оловизнина и др. рассматривают исследовательские умения как результат и меру исследовательской деятельности, т.е. как способности к проведению самостоятельных наблюдений, экспериментов, приобретаемой в процессе решения различного рода исследовательских задач.
Авторы другого подхода Н.В. Сычкова, П.Ю. Романов, М.Н. Поволяева и др. рассматривают исследовательские умения как способность к действиям, необходимым для выполнения исследовательской деятельности.
В.С. Лазарев к числу основных действий, выполняемых при решении исследовательских задач, относит следующие:
- постановка исследовательских задач;
- планирование решения задач;
- выдвижение гипотез;
- построение измеряемых величин и измерительных шкал;
- сбор исходной информации (наблюдение и т.д.);
- экспериментирование;
- анализ данных экспериментов или наблюдений и построение обобщений;
- построение моделей действительности и работа с моделями.
Каждое из этих умений является составным и может быть разложено на более простые умения. Например, умение формулировать гипотезу включает в себя следующие умения: формулировать вывод, предположение на основе нескольких положений, расчленять гипотезу, предположение на структурные составляющие, выбирать из нескольких предположений, выводов, гипотез наиболее верные, корректные, в наибольшей степени отражающие заданные посылки [26], умение определить закон, которому подчиняется данное явление и т.д.
Совокупность этих умений представляет собой характерные этапы экспериментального метода исследования. Еще один подход к определению состава экспериментальных умений предложен Л.Я. Зориной, которая выделяет три группы способов деятельности в когнитивной сфере, с каждой из которой ею соотнесены необходимые умения: в частности, экспериментальные умения представлены следующим образом[27]:
1) Определять цель эксперимента;
2) Формулировать проблему исследования;
3) Формулировать гипотезу исследования;
4) Определять методику эксперимента;
5) Фиксировать результаты эксперимента с учетом возможных погрешностей и делать анализ.
Выделенные умения могут быть сформированы в процессе исследовательской деятельности при условии, что учащиеся выполняют эти действия и учитель организует рефлексию не только в предметной области, но и способов деятельности.
Цель ВКРМ - разработать учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы учащихся 9-х классов для изучения языка программирования Pascal.
Гипотеза: использование учебно-методического обеспечения самостоятельной работы учащихся на уроках информатики способствует формированию исследовательских умений учащихся.
Задачи:
1. Изучить теоретические основы учебно-методического обеспечения и самостоятельной работы;
2. Изучить организацию исследовательской деятельности учащихся основной школы как фактор активизации самостоятельной работы учащихся;
3. Разработать учебно-методическое пособие по информатике для учащихся 9 класса для изучения языка программирования Pascal;
4. Провести исследование необходимости использования учебно-методического пособия.
Формирование у школьников научных понятий, являлась одной из основных задач школьного обучения, а проблема совершенствования методики формирования научных понятий у учащихся остается всегда актуальной. Процесс формирования понятий находится в центре внимания многих авторов, среди которых следует выделить исследования В.Г. Болтянского, Н.Я. Виленкина, М.Б. Воловича, Я.И. Груденова, О.Б. Епишевой, Ю.М. Колягина, Г.И. Саранцева, A.B. Усовой, А .Я. Хинчина и др.
Признание ученика подлинным субъектом учения позволяет моделировать процесс обучения, приблизить его к удовлетворению на основе его природной активности. В этом случае знание становится не конечной целью обучения, а средством достижения более высокого уровня собственного познания и развития
Одним из важнейших источников и показателей процветания любого общества является развитие творческого потенциала личности. Гуманизация современного образования также выводит на передний план проблему творческой самореализации личности. Творчество предполагает способность к саморазвитию, новые подходы к работе, готовность к созиданию. В связи с этим особое значение в педагогической науке и практике приобретает проблема развития творческого потенциала человека в целом и школьника в частности.
Однако проведённый анализ выполненных ранее исследований показал, что выпускники школ недостаточно подготовлены к решению нестандартных жизненных ситуаций, у них отсутствует готовность к самосовершенствованию, к отказу от привычных схем и стереотипов поведения, восприятия и мышления. Также проведенный анализ выявил недостаточную разработанность концептуального и методического обеспечения содержания и технологий развития творческих способностей личности старшеклассников на уроках информатики. Не определено содержание образования, особенности обучения, технология создания творческих ситуаций. Также не определены дидактические характеристики учебно-творческих, проблемных ситуаций, которые востребовали бы от старшеклассников проявление их творческих способностей. Не разработаны технические приемы организации личностно ориентированных ситуаций с использованием компьютерных технологий, критерии развития творческих способностей старшеклассника и их диагностика.
В современной психолого-педагогической литературе под умением понимается использование имеющихся знаний и навыков для выбора и осуществления приемов действия в соответствии с поставленной целью. К определению «исследовательские умения» существует несколько подходов.
Например, В.В. Успенский, И.А. Зимняя и Е.А. Шашенкова, Н.Л. Г оловизнина и др. рассматривают исследовательские умения как результат и меру исследовательской деятельности, т.е. как способности к проведению самостоятельных наблюдений, экспериментов, приобретаемой в процессе решения различного рода исследовательских задач.
Авторы другого подхода Н.В. Сычкова, П.Ю. Романов, М.Н. Поволяева и др. рассматривают исследовательские умения как способность к действиям, необходимым для выполнения исследовательской деятельности.
В.С. Лазарев к числу основных действий, выполняемых при решении исследовательских задач, относит следующие:
- постановка исследовательских задач;
- планирование решения задач;
- выдвижение гипотез;
- построение измеряемых величин и измерительных шкал;
- сбор исходной информации (наблюдение и т.д.);
- экспериментирование;
- анализ данных экспериментов или наблюдений и построение обобщений;
- построение моделей действительности и работа с моделями.
Каждое из этих умений является составным и может быть разложено на более простые умения. Например, умение формулировать гипотезу включает в себя следующие умения: формулировать вывод, предположение на основе нескольких положений, расчленять гипотезу, предположение на структурные составляющие, выбирать из нескольких предположений, выводов, гипотез наиболее верные, корректные, в наибольшей степени отражающие заданные посылки [26], умение определить закон, которому подчиняется данное явление и т.д.
Совокупность этих умений представляет собой характерные этапы экспериментального метода исследования. Еще один подход к определению состава экспериментальных умений предложен Л.Я. Зориной, которая выделяет три группы способов деятельности в когнитивной сфере, с каждой из которой ею соотнесены необходимые умения: в частности, экспериментальные умения представлены следующим образом[27]:
1) Определять цель эксперимента;
2) Формулировать проблему исследования;
3) Формулировать гипотезу исследования;
4) Определять методику эксперимента;
5) Фиксировать результаты эксперимента с учетом возможных погрешностей и делать анализ.
Выделенные умения могут быть сформированы в процессе исследовательской деятельности при условии, что учащиеся выполняют эти действия и учитель организует рефлексию не только в предметной области, но и способов деятельности.
Цель ВКРМ - разработать учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы учащихся 9-х классов для изучения языка программирования Pascal.
Гипотеза: использование учебно-методического обеспечения самостоятельной работы учащихся на уроках информатики способствует формированию исследовательских умений учащихся.
Задачи:
1. Изучить теоретические основы учебно-методического обеспечения и самостоятельной работы;
2. Изучить организацию исследовательской деятельности учащихся основной школы как фактор активизации самостоятельной работы учащихся;
3. Разработать учебно-методическое пособие по информатике для учащихся 9 класса для изучения языка программирования Pascal;
4. Провести исследование необходимости использования учебно-методического пособия.
Изменения, происходящее в мире заставляют общество предъявлять новые требования к современному человеку. Начинает уделяться внимание его умению адаптироваться к быстро изменяющимся условиям. При этом он должен на протяжении всей своей жизни заниматься самообразованием, для того чтобы быть хоть в некоторой степени успешным.
Поэтому одной из главных задач среднего образования является формирование у учащихся умения оперировать приобретенными знаниями, применять их в новых ситуациях, делать самостоятельные выводы и обобщения, находить решения в нестандартных условиях.
Также, что основополагающим требованием общества к современной школе является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать научные, производственные, общественные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности.
Эффективное использование самостоятельной работы позволяет решать большой ряд вышеперечисленных задач. При этом самостоятельная работа обучающегося, в общем контексте его самообразования, является высшей формой его учебной деятельности по критерию саморегуляции и целеполагания; она может дифференцироваться в зависимости от источника управления, характера побуждений и др.
Очевидно, что возможности применения самостоятельной работы как формы организации учебного процесса в школе достаточно широки. При этом самостоятельные работы можно классифицировать на обучающие, тренировочные, закрепляющие, повторительные, развивающие, творческие, контрольные. Хотя это не единственное основание для классификации данной формы деятельности, и каждый из перечисленных выше видов не встречается в школьной практике отдельно.
Учитель информатики, как и любой другой предметник, в своей педагогической деятельности вынужден решать самые разнообразные проблемы. Но именно учитель информатики сталкивается с максимальным разбросом знаний учащихся по своему предмету в рамках одного класса. Причины этого понятны.
Во-первых, те ученики, у которых дома есть компьютер, обычно на порядок выше уровню знаний, чем ученики, не имеющие возможности пользоваться компьютером в домашних условиях. Во-вторых, компьютер позволяет учащимся заниматься творческой деятельностью.
Но для этого школьники должны иметь доступ к компьютеру, отсутствие такой возможности очень сильно снижает самостоятельный потенциал ученика. При изучении новой темы, после необходимой теоретической подготовки, ученики приступают к самостоятельной практической работе на персональном компьютере.
Каждый ученик имеет на руках полный набор практических работ. Для того чтобы организовать самостоятельную работу учителю необходимо создать целый комплекс методического обеспечения: методические и учебные пособия, разработки лекционных курсов, методические пособия к практическим занятиям, тематические сборники задач и тестов, пособия по самоконтролю.
Такая огромная творческая работа преподавателя, как правило, ведет к внедрению в учебный процесс новых технологий обучения, которые активизируют деятельность учащихся. Самостоятельная работа может рассматриваться как дидактическое родство, с помощью которого учитель организует деятельность ученика на уроке и при выполнении домашнего задания, активная самостоятельная деятельность предлагает наличие у учащихся многих умений.
Самостоятельность является средством саморегуляции личности, способствует формированию творческой личности при усилении эмоциональных и интеллектуальных нагрузок, помогает выработать умение составлять и осуществлять программу деятельности в соответствии с условиями жизни вне зависимости от давления извне.
Важно вооружить учащихся не только знаниями, но и методами самостоятельной работы, именно они является основополагающим в дальнейшей работе.
Поэтому одной из главных задач среднего образования является формирование у учащихся умения оперировать приобретенными знаниями, применять их в новых ситуациях, делать самостоятельные выводы и обобщения, находить решения в нестандартных условиях.
Также, что основополагающим требованием общества к современной школе является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать научные, производственные, общественные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности.
Эффективное использование самостоятельной работы позволяет решать большой ряд вышеперечисленных задач. При этом самостоятельная работа обучающегося, в общем контексте его самообразования, является высшей формой его учебной деятельности по критерию саморегуляции и целеполагания; она может дифференцироваться в зависимости от источника управления, характера побуждений и др.
Очевидно, что возможности применения самостоятельной работы как формы организации учебного процесса в школе достаточно широки. При этом самостоятельные работы можно классифицировать на обучающие, тренировочные, закрепляющие, повторительные, развивающие, творческие, контрольные. Хотя это не единственное основание для классификации данной формы деятельности, и каждый из перечисленных выше видов не встречается в школьной практике отдельно.
Учитель информатики, как и любой другой предметник, в своей педагогической деятельности вынужден решать самые разнообразные проблемы. Но именно учитель информатики сталкивается с максимальным разбросом знаний учащихся по своему предмету в рамках одного класса. Причины этого понятны.
Во-первых, те ученики, у которых дома есть компьютер, обычно на порядок выше уровню знаний, чем ученики, не имеющие возможности пользоваться компьютером в домашних условиях. Во-вторых, компьютер позволяет учащимся заниматься творческой деятельностью.
Но для этого школьники должны иметь доступ к компьютеру, отсутствие такой возможности очень сильно снижает самостоятельный потенциал ученика. При изучении новой темы, после необходимой теоретической подготовки, ученики приступают к самостоятельной практической работе на персональном компьютере.
Каждый ученик имеет на руках полный набор практических работ. Для того чтобы организовать самостоятельную работу учителю необходимо создать целый комплекс методического обеспечения: методические и учебные пособия, разработки лекционных курсов, методические пособия к практическим занятиям, тематические сборники задач и тестов, пособия по самоконтролю.
Такая огромная творческая работа преподавателя, как правило, ведет к внедрению в учебный процесс новых технологий обучения, которые активизируют деятельность учащихся. Самостоятельная работа может рассматриваться как дидактическое родство, с помощью которого учитель организует деятельность ученика на уроке и при выполнении домашнего задания, активная самостоятельная деятельность предлагает наличие у учащихся многих умений.
Самостоятельность является средством саморегуляции личности, способствует формированию творческой личности при усилении эмоциональных и интеллектуальных нагрузок, помогает выработать умение составлять и осуществлять программу деятельности в соответствии с условиями жизни вне зависимости от давления извне.
Важно вооружить учащихся не только знаниями, но и методами самостоятельной работы, именно они является основополагающим в дальнейшей работе.



