РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ ДЕВЯТЫХ КЛАССОВ СРЕДСТВАМИ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ
|
Введение 3
Глава 1. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках
информатики 13
1.1 Психолого-педагогические основы формирования познавательной
активности школьников 13
1.2 Виды и признаки познавательной активности учащихся. Формирование активной познавательной деятельности при обучении применению средств на уроках информатики 20
1.3 Факторы активизации познавательной деятельности 26
Выводы по главе 1 47
Глава 2. Организация педагогического процесса по повышению познавательной активности учащихся 9-х классов средствами игровых технологий 49
2.1 Особенности организация педагогического процесса по повышению
познавательной активности учащихся 49
2.2 Эффективность использования активных форм обучения с целью
развития познавательных интересов учащихся 9-х классов 56
2.3 Организация и проведение экспериментального процесса 61
Заключение 76
Список литературы 79
Приложение 1 87
Приложение 2
Глава 1. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках
информатики 13
1.1 Психолого-педагогические основы формирования познавательной
активности школьников 13
1.2 Виды и признаки познавательной активности учащихся. Формирование активной познавательной деятельности при обучении применению средств на уроках информатики 20
1.3 Факторы активизации познавательной деятельности 26
Выводы по главе 1 47
Глава 2. Организация педагогического процесса по повышению познавательной активности учащихся 9-х классов средствами игровых технологий 49
2.1 Особенности организация педагогического процесса по повышению
познавательной активности учащихся 49
2.2 Эффективность использования активных форм обучения с целью
развития познавательных интересов учащихся 9-х классов 56
2.3 Организация и проведение экспериментального процесса 61
Заключение 76
Список литературы 79
Приложение 1 87
Приложение 2
Сегодня в центре внимания ученик, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому основная задача современного учителя - выбрать формы и методы организации учебной деятельности учащихся, которые соответствуют поставленной цели - развитию личности ученика. Древнейшим средством воспитания и обучения детей является игра. Игры дополняют традиционные формы обучения и способствуют активизации процесса обучения. В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения и воспитания детей. Об обучающих возможностях игр известно давно.
Игра - особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения, и желание выиграть обостряет мыслительную деятельность играющих. Дети, однако, над этим не задумываются, для них игра, прежде всего - увлекательное занятие. Этим-то она и привлекает учителей, в том числе и учителей информатики.
В обучении информатики сложилась уникальная обстановка, когда практика опережает теорию. Еще не переосмыслены цели и задачи преподавания, в стадии обсуждения находятся новые концепции и подходы, но в практику уже мощно вторгаются новые формы и методы, создается опыт, который настоятельно требует научного обобщения и осмысления.
Игровая технология выгодно отличается от других методов обучения тем, что позволяет ученику быть лично причастным к функционированию изучаемого явления, дает возможность прожить некоторое время в «реальных» жизненных условиях.
В данном исследовании за основу взята трактовка А. С. Прутченкова игровой технологии, которая представляется как определенная последовательность действий педагога по отбору, разработке, подготовке игр, включению детей в игровую деятельность, осуществлению самой игры, подведению итогов, результатов игровой деятельности [76].
Прежде чем включить игровую технологию в учебный процесс необходимо определить: какой учебный материал целесообразно изучать с использованием игровой технологии; для какого состава учеников следует ее применять; как увязать игру с другими способами обучения; как найти время в учебном плане для ее проведения; какую игровую технологию следует выбрать по конкретной учебной теме; как подобрать игру, решающую определенные учебные задачи на каждом этапе урока.
Актуальность исследования. Актуальность выбранной темы ВКРМ состоит в том, что мы живем в информационном обществе, и общество требует высококвалифицированного, эрудированного, компетентного, творческого, инициативного специалиста, у которого будет критическое мышление, направленность на саморазвитие и т.д.
В условиях стремительного нарастания совокупного объема научных знаний, ускорения прогресса и сокращения сроков необходимого обновления знаний познавательная активность становится важной характеристикой личности, позволяющей человеку успешно заниматься профессиональной деятельностью на протяжении всей жизни.
Помимо этого, развитие познавательной активности является одним из важных условий успешного освоения обучающимися ключевых компетенций, формирования у них критического мышления.
В качестве путей развития познавательной активности обучающихся в педагогической науке рассматривалось разнообразие источников знаний, форм учебных занятий и форм взаимодействия субъектов образовательного процесса, применение педагогических технологий, ориентированных на развитие самостоятельной социально-активной личности.
Федеральный закон «Об образовании в РФ», Государственные образовательные стандарты общего образования, федеральные и региональные целевые программы развития образования определяют основные направления развития системы образования и, в частности, создание условий для взаимодействия педагогов, обучающихся и их родителей, социальных партнеров в современной высокотехнологичной образовательной среде школы.
Последние годы характеризуются существенным расширением возможностей взаимодействия субъектов образовательного процесса за счет использования сетевых (в том числе интернет-) технологий. Эти технологии призваны сделать образовательное взаимодействие быстрым, непрерывным, психологически комфортным, отвечающим естественной потребности старшеклассников к расширению контактов со сверстниками и взрослыми. Вместе с тем, потенциальные возможности интернет-технологий по развитию познавательной активности обучающихся системно не изучены. В недостаточной степени востребован потенциал этих технологий педагогами при организации образовательного процесса в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, ориентированными на развитие субъектности обучающегося, позволяющей ему проявить свою активность и реализовать потребности, в том числе и коммуникативные, которые психологи выделяют в качестве основных в подростковом возрасте.
В качестве целей взаимодействия субъектов образовательного процесса рассматривались:
- обмен информацией;
- выявление многообразия точек зрения обучающихся, обращение к их личному опыту;
- взаимообогащение опыта; восприятие и усвоение учебного материала;
- взаимопонимание и поощрение творчества обучающихся.
Степень разработанности проблемы
Анализ психолого-педагогической литературы по различным аспектам подготовки показал следующее: теоретической разработкой в области методики обучения информатике в школе занимались: С.А. Бешенкова, Т.А.Бороненко, Т.Б. Захаровой, A.A. Кузнецова, Э.И. Кузнецова, М.П. Лапчика, И.В. Левченко и др. [9,16,38,49,50,53]; информатизацией образования и внедрения информационных технологий в процесс обучения информатике: Л. Альбертсона, С.Г. Григорьева, В.В. Гриншкуна, A.A. Кузнецова, Д.Ш. Матроса, Е.В. Огородникова, И.В. Роберт и др. [28,49,50,58,69,79]; работами по дидактике средств обучения: В. Вильяма, Л.С. Зазнобиной, Т.С. Назаровой, Е.С. Полат, С.Г. Шаповаленко и др. [35,68,72,95]).
Вместе с тем, слабо изучены методы, средства и условия организации интернет-взаимодействия субъектов образовательного процесса, влияющего на развитие познавательной активности обучающихся.
Проведенный анализ исследований, посвященных проблеме поиска средств развития познавательной активности обучающихся, а также изучение педагогического опыта решения этой проблемы позволили выявить ряд противоречий:
- между потребностью современного образования в развитии познавательной активности старшеклассников и недостаточной разработанностью этой задачи применительно к урокам информатики;
- между современной направленностью образовательного процесса на активизацию познавательной деятельности обучающихся и недостаточной реализацией в процессе преподавания информатики различных интерактивных технологий, в том числе игровых;
- между богатым потенциалом игровых технологий и отсутствием выделенных педагогических условий их реализации на уроках информатики, направленных на развитие познавательной активности обучающихся
Таким образом, проблема исследования состоит в поиске ответа на вопрос: Каковы педагогические условия развития познавательной активности учащихся 9-х классов средствами игровых технологий на уроках информатики?
Данная проблема определила тему исследования «Развитие познавательной активности учащихся 9-х классов средствами игровых технологий на уроках информатики».
Объект исследования: развитие познавательной активности учащихся 9- х классов.
Предмет исследования: педагогические условия развития познавательной активности учащихся 9-х классов на уроках информатики при использовании игровых технологий.
Цель исследования: выявить, обосновать и экспериментально проверить педагогические условия, при которых развитие познавательной активности учащихся 9- классов на уроках информатики будет эффективно.
Гипотеза исследования: развитие познавательной активности учащихся 9- классов на уроках информатики будет эффективно при следующих педагогических условиях:
- использование игровых технологий, как аудиторных активных форм взаимодействия обучающихся на уроках информатики, так и компьютерных игровых технологий;
- личностно-ориентированная и творческая организация учебного процесса направленная на самостоятельный поиск решения проблем на основе учета выделенных компонентов познавательной активности;
- обеспечение учета возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся при разработке и организации учебного процесса;
- владение педагогом навыками проектирования и реализации интерактивной образовательной среды, с использованием игровых технологий обучения, направленных на развитие познавательной активности учеников;
- мониторинг процесса развития познавательной активности учащихся на основе выделенных критериев оценки компонентов познавательной активности
Педагогическая наука и школьная практика накопили немалый опыт применения методов и организационных форм, стимулирующих познавательные силы учащихся. Сейчас эта тема особенно актуальна.
В школьном образовании накапливаются такие недостатки как завышение оценок, «перегруженность» программ, тематических и календарных планов изучения нового материала, несовершенство новых учебников, недостаток специалистов. А ко всему этому добавляются и такие общие проблемы как падение общественного престижа среднего образования, снижение роли специалистов, окончивших высшую школу, потеря школой приоритета в сообщении знаний (по сравнению со средствами массовой информации), изменение культурных ориентации молодежи.
В активизации процесса обучения кроются возможности преодоления этих обострившихся противоречий между требованиями общества к среднему образованию и массовым опытом преподавания, между теорией и практикой.
Рассматривая педагогические условия стимулирования познавательной активности школьников, понимаешь, что проблема активизации учебной деятельности является ведущей и основной для понимания закономерностей учебно-воспитательного процесса. К этой проблеме обращаются психологи, педагоги, философы. В многочисленных статьях, разнообразных исследованиях, научных трактатах она обросла толкованиями, уточнениями, точками зрения, а со временем была обозначена как центральная педагогическая проблема. Значительный вклад в ее разработку внесли М.А. Данилов, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин, И.Ф.Харламов, П.И.Шамова, Р.И. Щукина и др. [33,53,62,82,92,93,95]
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой определены задачи исследования:
1. Осуществить теоретический анализ базовых понятий исследования и рассмотреть особенности организации уроков информатики при
использовании игровых технологий обучения, направленных на развитие познавательной активности обучающихся.
2. Выделить и обосновать педагогические условия развития познавательной активности учащихся 9-х классов на уроках информатики при использовании игровых технологий
3. Организовать педагогический эксперимент по проверке эффективности педагогических условий, при которых развитие познавательной активности учащихся 9-х классов на уроках информатики будет эффективно
4. Разработать методические рекомендации по организации уроков информатики в 9-х классах с использованием игровых технологий, направленных на развитие познавательной активности учащихся. Теоретико-методологической основой исследования послужили труды ученых, изучавших психологические и возрастные особенности подростков (JI.C. Выготского, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина и др.) [22,33,100]; теоретические разработки в области методики обучения информатике в школе (С.А. Бешенкова, Т.А. Бороненко, С.А. Жданова, Т.Б. Захаровой, A.A. Кузнецова, Э.И. Кузнецова, М.П. Лапчика, И.В. Левченко и др) [11 ,16,37,38,49,50, 51]; материалы исследований в области информатизации образования и внедрения информационных технологий в процесс обучения информатике (Л. Альбертсона, С.Г. Григорьева, В.В. Гриншкуна, A.A. Кузнецова, Д.Ш. Матроса, Е.В. Огородникова, И.В. Роберт и др.) [26,28,59,69,]; работы по дидактике средств обучения (В. Вильяма, Л.С. Зазнобиной, Т.С. Назаровой, Е.С. Полат, С.Г. Шаповаленко и др. [35,68,72]) Методы и методики исследования.
В данном исследовании для проверки гипотезы использовалась интеграция методов: теоретический анализ предмета исследования; изучение научных трудов по проблеме исследования; освоение передового педагогического опыта; теоретическое обобщение результатов исследования; анализ и обобщение собственного опыта преподавания в школе; наблюдение, анкетирование и беседа с учащимися и учителями школ; анализ результатов деятельности учащихся; педагогический эксперимент и статистические методы обработки результатов опытно-экспериментальной деятельности.
Экспериментальной базой исследования являлась общеобразовательная школа-интернат «Лицей имени Н.И. Лобачевского» КФУ.
Ход исследования условно можно разделить на три основных этапа.
На первом этапе проводился теоретический анализ научной литературы, которая содержит необходимую информацию по рассматриваемой теме. Так же была определена проблема исследования, выявлены и обоснованы цель и задачи, а так же рабочая гипотеза исследования. Параллельно с этим в процессе работы с учащимися 8-9 классов общеобразовательной школы-интерната «Лицей имени Н.И. Лобачевского» КФУ, происходило накопление необходимого материала, производился его теоретический анализ.
На втором этапе была осуществлена классификация дидактических игр по информатике, определены принципы отбора и формирования дидактических игр, сформированы рекомендации по их использованию в обучении школьников. Производилась апробация дидактических игр и выявление возможностей игр для активизации учебной деятельности школьников на уроках информатики.
На третьем этапе осуществлялись обработка, систематизация и анализ результатов исследования, были сформулированы и уточнены экспериментальные выводы исследования, оформлялась диссертационная работа.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
- выделены и обоснованы педагогические условия развития познавательной активности учащихся 9-х классов на уроках информатики при использовании игровых технологий;
- организован педагогический эксперимент по проверке эффективности педагогических условий, при которых развитие познавательной активности учащихся 9-х классов на уроках информатики будет эффективно
- Разработаны методические рекомендации по организации уроков информатики в 9-х классах с использованием игровых технологий, направленных на развитие познавательной активности учащихся.
- В опытно-экспериментальной работе доказана эффективность игровых технологии при формировании познавательной активности на уроках информатики.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в работе обосновано положительное влияние применения игровых технологий на активизацию познавательной деятельности школьников при изучении информатики, выявлены принципы отбора игровых технологий.
Практическая значимость исследования результатов исследования заключается в разработке и опытно-экспериментальной проверке методических рекомендаций, позволяющих сформировать познавательную активность школьников на уроках информатики. Апробированные методические рекомендации могут стать основой для создания методических разработок по реализации выдвинутых методических рекомендаций на практике с целью эффективной подготовки будущих педагогов.
Практический материал, накопленный по результатам исследования, может быть использован в разработке программ, рекомендаций и других видов методической литературы, направленной на педагогическое сопровождение детей с низким уровнем познавательной активности.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обусловлены теоретическим анализом современных достижений психолого-педагогической науки, использованием разнообразных форм и методов, адекватных предмету, цели и задачам исследования, систематической проверкой и статистической обработкой результатов опытно-экспериментального исследования на различных этапах и реальными положительными изменениями в повышении уровня познавательной активности учеников.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования внедрены в учебный процесс преподавания информатики 7-9 классов общеобразовательной школы-интерната «Лицей имени Н.И. Лобачевского» Казанского (Приволжского) федерального университета.
Структура и объем работы. Диссертация состоит их введения, двух глав, которые включают в себя шесть параграфов, заключения, библиографии и приложений.
Игра - особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения, и желание выиграть обостряет мыслительную деятельность играющих. Дети, однако, над этим не задумываются, для них игра, прежде всего - увлекательное занятие. Этим-то она и привлекает учителей, в том числе и учителей информатики.
В обучении информатики сложилась уникальная обстановка, когда практика опережает теорию. Еще не переосмыслены цели и задачи преподавания, в стадии обсуждения находятся новые концепции и подходы, но в практику уже мощно вторгаются новые формы и методы, создается опыт, который настоятельно требует научного обобщения и осмысления.
Игровая технология выгодно отличается от других методов обучения тем, что позволяет ученику быть лично причастным к функционированию изучаемого явления, дает возможность прожить некоторое время в «реальных» жизненных условиях.
В данном исследовании за основу взята трактовка А. С. Прутченкова игровой технологии, которая представляется как определенная последовательность действий педагога по отбору, разработке, подготовке игр, включению детей в игровую деятельность, осуществлению самой игры, подведению итогов, результатов игровой деятельности [76].
Прежде чем включить игровую технологию в учебный процесс необходимо определить: какой учебный материал целесообразно изучать с использованием игровой технологии; для какого состава учеников следует ее применять; как увязать игру с другими способами обучения; как найти время в учебном плане для ее проведения; какую игровую технологию следует выбрать по конкретной учебной теме; как подобрать игру, решающую определенные учебные задачи на каждом этапе урока.
Актуальность исследования. Актуальность выбранной темы ВКРМ состоит в том, что мы живем в информационном обществе, и общество требует высококвалифицированного, эрудированного, компетентного, творческого, инициативного специалиста, у которого будет критическое мышление, направленность на саморазвитие и т.д.
В условиях стремительного нарастания совокупного объема научных знаний, ускорения прогресса и сокращения сроков необходимого обновления знаний познавательная активность становится важной характеристикой личности, позволяющей человеку успешно заниматься профессиональной деятельностью на протяжении всей жизни.
Помимо этого, развитие познавательной активности является одним из важных условий успешного освоения обучающимися ключевых компетенций, формирования у них критического мышления.
В качестве путей развития познавательной активности обучающихся в педагогической науке рассматривалось разнообразие источников знаний, форм учебных занятий и форм взаимодействия субъектов образовательного процесса, применение педагогических технологий, ориентированных на развитие самостоятельной социально-активной личности.
Федеральный закон «Об образовании в РФ», Государственные образовательные стандарты общего образования, федеральные и региональные целевые программы развития образования определяют основные направления развития системы образования и, в частности, создание условий для взаимодействия педагогов, обучающихся и их родителей, социальных партнеров в современной высокотехнологичной образовательной среде школы.
Последние годы характеризуются существенным расширением возможностей взаимодействия субъектов образовательного процесса за счет использования сетевых (в том числе интернет-) технологий. Эти технологии призваны сделать образовательное взаимодействие быстрым, непрерывным, психологически комфортным, отвечающим естественной потребности старшеклассников к расширению контактов со сверстниками и взрослыми. Вместе с тем, потенциальные возможности интернет-технологий по развитию познавательной активности обучающихся системно не изучены. В недостаточной степени востребован потенциал этих технологий педагогами при организации образовательного процесса в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, ориентированными на развитие субъектности обучающегося, позволяющей ему проявить свою активность и реализовать потребности, в том числе и коммуникативные, которые психологи выделяют в качестве основных в подростковом возрасте.
В качестве целей взаимодействия субъектов образовательного процесса рассматривались:
- обмен информацией;
- выявление многообразия точек зрения обучающихся, обращение к их личному опыту;
- взаимообогащение опыта; восприятие и усвоение учебного материала;
- взаимопонимание и поощрение творчества обучающихся.
Степень разработанности проблемы
Анализ психолого-педагогической литературы по различным аспектам подготовки показал следующее: теоретической разработкой в области методики обучения информатике в школе занимались: С.А. Бешенкова, Т.А.Бороненко, Т.Б. Захаровой, A.A. Кузнецова, Э.И. Кузнецова, М.П. Лапчика, И.В. Левченко и др. [9,16,38,49,50,53]; информатизацией образования и внедрения информационных технологий в процесс обучения информатике: Л. Альбертсона, С.Г. Григорьева, В.В. Гриншкуна, A.A. Кузнецова, Д.Ш. Матроса, Е.В. Огородникова, И.В. Роберт и др. [28,49,50,58,69,79]; работами по дидактике средств обучения: В. Вильяма, Л.С. Зазнобиной, Т.С. Назаровой, Е.С. Полат, С.Г. Шаповаленко и др. [35,68,72,95]).
Вместе с тем, слабо изучены методы, средства и условия организации интернет-взаимодействия субъектов образовательного процесса, влияющего на развитие познавательной активности обучающихся.
Проведенный анализ исследований, посвященных проблеме поиска средств развития познавательной активности обучающихся, а также изучение педагогического опыта решения этой проблемы позволили выявить ряд противоречий:
- между потребностью современного образования в развитии познавательной активности старшеклассников и недостаточной разработанностью этой задачи применительно к урокам информатики;
- между современной направленностью образовательного процесса на активизацию познавательной деятельности обучающихся и недостаточной реализацией в процессе преподавания информатики различных интерактивных технологий, в том числе игровых;
- между богатым потенциалом игровых технологий и отсутствием выделенных педагогических условий их реализации на уроках информатики, направленных на развитие познавательной активности обучающихся
Таким образом, проблема исследования состоит в поиске ответа на вопрос: Каковы педагогические условия развития познавательной активности учащихся 9-х классов средствами игровых технологий на уроках информатики?
Данная проблема определила тему исследования «Развитие познавательной активности учащихся 9-х классов средствами игровых технологий на уроках информатики».
Объект исследования: развитие познавательной активности учащихся 9- х классов.
Предмет исследования: педагогические условия развития познавательной активности учащихся 9-х классов на уроках информатики при использовании игровых технологий.
Цель исследования: выявить, обосновать и экспериментально проверить педагогические условия, при которых развитие познавательной активности учащихся 9- классов на уроках информатики будет эффективно.
Гипотеза исследования: развитие познавательной активности учащихся 9- классов на уроках информатики будет эффективно при следующих педагогических условиях:
- использование игровых технологий, как аудиторных активных форм взаимодействия обучающихся на уроках информатики, так и компьютерных игровых технологий;
- личностно-ориентированная и творческая организация учебного процесса направленная на самостоятельный поиск решения проблем на основе учета выделенных компонентов познавательной активности;
- обеспечение учета возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся при разработке и организации учебного процесса;
- владение педагогом навыками проектирования и реализации интерактивной образовательной среды, с использованием игровых технологий обучения, направленных на развитие познавательной активности учеников;
- мониторинг процесса развития познавательной активности учащихся на основе выделенных критериев оценки компонентов познавательной активности
Педагогическая наука и школьная практика накопили немалый опыт применения методов и организационных форм, стимулирующих познавательные силы учащихся. Сейчас эта тема особенно актуальна.
В школьном образовании накапливаются такие недостатки как завышение оценок, «перегруженность» программ, тематических и календарных планов изучения нового материала, несовершенство новых учебников, недостаток специалистов. А ко всему этому добавляются и такие общие проблемы как падение общественного престижа среднего образования, снижение роли специалистов, окончивших высшую школу, потеря школой приоритета в сообщении знаний (по сравнению со средствами массовой информации), изменение культурных ориентации молодежи.
В активизации процесса обучения кроются возможности преодоления этих обострившихся противоречий между требованиями общества к среднему образованию и массовым опытом преподавания, между теорией и практикой.
Рассматривая педагогические условия стимулирования познавательной активности школьников, понимаешь, что проблема активизации учебной деятельности является ведущей и основной для понимания закономерностей учебно-воспитательного процесса. К этой проблеме обращаются психологи, педагоги, философы. В многочисленных статьях, разнообразных исследованиях, научных трактатах она обросла толкованиями, уточнениями, точками зрения, а со временем была обозначена как центральная педагогическая проблема. Значительный вклад в ее разработку внесли М.А. Данилов, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин, И.Ф.Харламов, П.И.Шамова, Р.И. Щукина и др. [33,53,62,82,92,93,95]
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой определены задачи исследования:
1. Осуществить теоретический анализ базовых понятий исследования и рассмотреть особенности организации уроков информатики при
использовании игровых технологий обучения, направленных на развитие познавательной активности обучающихся.
2. Выделить и обосновать педагогические условия развития познавательной активности учащихся 9-х классов на уроках информатики при использовании игровых технологий
3. Организовать педагогический эксперимент по проверке эффективности педагогических условий, при которых развитие познавательной активности учащихся 9-х классов на уроках информатики будет эффективно
4. Разработать методические рекомендации по организации уроков информатики в 9-х классах с использованием игровых технологий, направленных на развитие познавательной активности учащихся. Теоретико-методологической основой исследования послужили труды ученых, изучавших психологические и возрастные особенности подростков (JI.C. Выготского, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина и др.) [22,33,100]; теоретические разработки в области методики обучения информатике в школе (С.А. Бешенкова, Т.А. Бороненко, С.А. Жданова, Т.Б. Захаровой, A.A. Кузнецова, Э.И. Кузнецова, М.П. Лапчика, И.В. Левченко и др) [11 ,16,37,38,49,50, 51]; материалы исследований в области информатизации образования и внедрения информационных технологий в процесс обучения информатике (Л. Альбертсона, С.Г. Григорьева, В.В. Гриншкуна, A.A. Кузнецова, Д.Ш. Матроса, Е.В. Огородникова, И.В. Роберт и др.) [26,28,59,69,]; работы по дидактике средств обучения (В. Вильяма, Л.С. Зазнобиной, Т.С. Назаровой, Е.С. Полат, С.Г. Шаповаленко и др. [35,68,72]) Методы и методики исследования.
В данном исследовании для проверки гипотезы использовалась интеграция методов: теоретический анализ предмета исследования; изучение научных трудов по проблеме исследования; освоение передового педагогического опыта; теоретическое обобщение результатов исследования; анализ и обобщение собственного опыта преподавания в школе; наблюдение, анкетирование и беседа с учащимися и учителями школ; анализ результатов деятельности учащихся; педагогический эксперимент и статистические методы обработки результатов опытно-экспериментальной деятельности.
Экспериментальной базой исследования являлась общеобразовательная школа-интернат «Лицей имени Н.И. Лобачевского» КФУ.
Ход исследования условно можно разделить на три основных этапа.
На первом этапе проводился теоретический анализ научной литературы, которая содержит необходимую информацию по рассматриваемой теме. Так же была определена проблема исследования, выявлены и обоснованы цель и задачи, а так же рабочая гипотеза исследования. Параллельно с этим в процессе работы с учащимися 8-9 классов общеобразовательной школы-интерната «Лицей имени Н.И. Лобачевского» КФУ, происходило накопление необходимого материала, производился его теоретический анализ.
На втором этапе была осуществлена классификация дидактических игр по информатике, определены принципы отбора и формирования дидактических игр, сформированы рекомендации по их использованию в обучении школьников. Производилась апробация дидактических игр и выявление возможностей игр для активизации учебной деятельности школьников на уроках информатики.
На третьем этапе осуществлялись обработка, систематизация и анализ результатов исследования, были сформулированы и уточнены экспериментальные выводы исследования, оформлялась диссертационная работа.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
- выделены и обоснованы педагогические условия развития познавательной активности учащихся 9-х классов на уроках информатики при использовании игровых технологий;
- организован педагогический эксперимент по проверке эффективности педагогических условий, при которых развитие познавательной активности учащихся 9-х классов на уроках информатики будет эффективно
- Разработаны методические рекомендации по организации уроков информатики в 9-х классах с использованием игровых технологий, направленных на развитие познавательной активности учащихся.
- В опытно-экспериментальной работе доказана эффективность игровых технологии при формировании познавательной активности на уроках информатики.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в работе обосновано положительное влияние применения игровых технологий на активизацию познавательной деятельности школьников при изучении информатики, выявлены принципы отбора игровых технологий.
Практическая значимость исследования результатов исследования заключается в разработке и опытно-экспериментальной проверке методических рекомендаций, позволяющих сформировать познавательную активность школьников на уроках информатики. Апробированные методические рекомендации могут стать основой для создания методических разработок по реализации выдвинутых методических рекомендаций на практике с целью эффективной подготовки будущих педагогов.
Практический материал, накопленный по результатам исследования, может быть использован в разработке программ, рекомендаций и других видов методической литературы, направленной на педагогическое сопровождение детей с низким уровнем познавательной активности.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обусловлены теоретическим анализом современных достижений психолого-педагогической науки, использованием разнообразных форм и методов, адекватных предмету, цели и задачам исследования, систематической проверкой и статистической обработкой результатов опытно-экспериментального исследования на различных этапах и реальными положительными изменениями в повышении уровня познавательной активности учеников.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования внедрены в учебный процесс преподавания информатики 7-9 классов общеобразовательной школы-интерната «Лицей имени Н.И. Лобачевского» Казанского (Приволжского) федерального университета.
Структура и объем работы. Диссертация состоит их введения, двух глав, которые включают в себя шесть параграфов, заключения, библиографии и приложений.
В условиях обновления содержания и структуры современного образования проблема развития творческих способностей учащихся приобретает новое звучание и требует дальнейшего осмысления.
Познавательный интерес представляет собой важный фактор учения и в то же время является жизненно-необходимым фактором становления личности. Развивая познавательную активность, воспитывая стремление к знаниям, мы развиваем личность учащегося, умеющего мыслить, сопереживать, творить. Вопросы развития познавательной активности школьников актуальны, важны для каждого педагога.
Проблема развития познавательного интереса школьников - одна из важнейших проблем современной педагогики. Она выступает как первостепенное условие формирования у учащихся потребности в знаниях, овладения умениями интеллектуальной деятельности, самостоятельности, обеспечения глубины и прочности знаний.
В решении данной проблемы важная роль отводится активным формам организации учебного процесса. Уроки информатики и ИКТ полностью соответствуют требованиям реализации нетрадиционных форм обучения.
Активные формы с их разнообразием создают для развития познавательного интереса школьника благоприятные условия, позволяя ему не только ответить на возникающие у учащихся вопросы, но существенно конкретизировать и расширить их знания, как в области науки информатики, так и в отношении научно-технических задач, ознакомления с профессиями и специальностями, связанными с информатикой и ее приложениями.
Статистические расчеты, полученные в результате экспериментальной проверки эффективности использования на уроках информатики и ИКТ активных форм, позволили сделать вывод о том, что основная цель исследования достигнута, и гипотеза подтверждена: внедрение методики на основе активных методов обучения повысит уровень развития познавательного интереса у учащихся.
Однако важным условием поддержания стабильности познавательных интересов учащихся, переведение их на уровень внутренней личностной потребности является соблюдение всего комплекса применяемых приемов в совокупности с организацией благоприятной к обучению среды, располагающих взаимоотношений между учителем и учащимися.
В обучении информатики на уроках и внеурочно необходимо создавать атмосферу творческого поиска, помогающую школьнику как можно более полно раскрыть свои способности. Использование элементов развивающего обучения: проблемные ситуации, творческие задания, применять проективный метод, привлекают школьников к самостоятельной научно-исследовательской деятельности. Сочетание нескольких технологий, применяемых учителем на уроке, позволяет сделать каждый урок увлекательным и неповторимым.
Использование данных элементов в обучении существенно повышает уровень знаний по информатике, творческую и познавательную активность учащихся и способствует сохранению глубокого познавательного интереса, необходимого как для дальнейшего профессионального образования, так и для формирования устойчивой жизненной позиции в целом.
Познавательный интерес представляет собой важный фактор учения и в то же время является жизненно-необходимым фактором становления личности. Развивая познавательную активность, воспитывая стремление к знаниям, мы развиваем личность учащегося, умеющего мыслить, сопереживать, творить. Вопросы развития познавательной активности школьников актуальны, важны для каждого педагога.
Проблема развития познавательного интереса школьников - одна из важнейших проблем современной педагогики. Она выступает как первостепенное условие формирования у учащихся потребности в знаниях, овладения умениями интеллектуальной деятельности, самостоятельности, обеспечения глубины и прочности знаний.
В решении данной проблемы важная роль отводится активным формам организации учебного процесса. Уроки информатики и ИКТ полностью соответствуют требованиям реализации нетрадиционных форм обучения.
Активные формы с их разнообразием создают для развития познавательного интереса школьника благоприятные условия, позволяя ему не только ответить на возникающие у учащихся вопросы, но существенно конкретизировать и расширить их знания, как в области науки информатики, так и в отношении научно-технических задач, ознакомления с профессиями и специальностями, связанными с информатикой и ее приложениями.
Статистические расчеты, полученные в результате экспериментальной проверки эффективности использования на уроках информатики и ИКТ активных форм, позволили сделать вывод о том, что основная цель исследования достигнута, и гипотеза подтверждена: внедрение методики на основе активных методов обучения повысит уровень развития познавательного интереса у учащихся.
Однако важным условием поддержания стабильности познавательных интересов учащихся, переведение их на уровень внутренней личностной потребности является соблюдение всего комплекса применяемых приемов в совокупности с организацией благоприятной к обучению среды, располагающих взаимоотношений между учителем и учащимися.
В обучении информатики на уроках и внеурочно необходимо создавать атмосферу творческого поиска, помогающую школьнику как можно более полно раскрыть свои способности. Использование элементов развивающего обучения: проблемные ситуации, творческие задания, применять проективный метод, привлекают школьников к самостоятельной научно-исследовательской деятельности. Сочетание нескольких технологий, применяемых учителем на уроке, позволяет сделать каждый урок увлекательным и неповторимым.
Использование данных элементов в обучении существенно повышает уровень знаний по информатике, творческую и познавательную активность учащихся и способствует сохранению глубокого познавательного интереса, необходимого как для дальнейшего профессионального образования, так и для формирования устойчивой жизненной позиции в целом.
Подобные работы
- Методика применения технологии геокешинга в обучении информатике
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2019



