ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ 5
1.1. Исследовательские навыки и уровень их развития у учащихся 5
1.2. Психолого-педагогические аспекты формирования исследовательских
умений учащихся 14
1.3. Принципы использования исследовательской деятельности, как
практического метода на уроках биологии 19
ГЛАВА II. МЕТОДИКА УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ 25
2.1 Содержание плана организации исследовательской деятельности учащихся в образовательных учреждениях 25
2.2. Исследовательская деятельность на уроках биологии и внеурочное время 28
2.3. Методы диагностирования степеней сформированности
исследовательских умений и творческой деятельности учащихся 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
ЛИТЕРАТУРА 39
Приложение
В настоящее время организация исследовательской деятельности находится в преимуществе современного образования. Исследовательская работа может проводиться как на уроках, так и во внеурочное время. Такой подход к обучению дает возможность ученику проявить свои исследовательские знания и навыки не только в рамках учебной программы, но и в обычной жизни. Данная деятельность помогает развить у школьников творческий потенциал, который связан с выполнением опытов и наблюдений.
Одной из форм организации деятельности учащихся, позволяющей максимально приближать обучение к жизни, является исследовательская работа, в процессе которой учащиеся встречаются со всем многообразием фактов и явлений. Учащиеся сами или с помощью учителя отбирают нужные им данные из наблюдений, литературных источников, результатов и экспериментов. Так учащиеся приобщаются к пониманию некоторых биологических проблем, у них появляется ответственность за состояние окружающей среды, за здоровье людей, развивается интерес к получению теоретических знаний в области экологии, биологии и смежных с ними наук.
Современная биология - это динамичная и быстроразвивающаяся наука. Открытия в биологии происходят ежедневно. Знания, полученные ранее, заменяются, дополняются новыми, а иногда и вовсе полностью вытесняются. Перед учащимися в данной ситуации вырисовывается сложная задача - быть готовым к восприятию и осмыслению поступающей информации не только посредством учебников, но и приобщением исследовательской деятельностью. Актуальность данной работы состоит в том, что в настоящее время современное общество нуждается в людях, владеющих способностью осуществлять исследовательскую, опытно-экспериментальную и инновационную деятельность.
Гипотеза исследования. Опираясь на вышеизложенные идеи и учитывая современные подходы и требования к процессу формирования исследовательских умений у учащихся, мы сформулировали гипотезу исследования: если умело управлять творческим процессом учащихся через исследовательскую деятельность, то их интеллектуально-творческий потенциал повысится.
Цель: повышение творческого потенциала у учащихся в процессе исследовательской деятельности по биологии.
Для выполнения цели были поставлены следующие задачи:
- в теоретическом аспекте изучить основные принципы исследовательской деятельности;
- создать методические разработки для проведения исследовательской деятельности, способствующие развитию творческого потенциала;
- содействовать развитию творческого потенциала во время проведения исследовательских работ;
- провести оценку степени усвоения учебного материала по биологии при использовании исследовательской деятельности.
Объектом исследования данной работы являлся процесс организации исследовательской деятельности учащихся на уроках биологии и внеурочное время.
Предметом исследования являлось формирование условий повышения творческого потенциала и учебной мотивации учащихся при изучении биологии в результате занятий исследовательской деятельностью.
Исследовательскую работу необходимо расценивать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, вызываемый вследствие функционирования элементов поисковой активности и строящийся на основе исследовательской деятельности.
В следствии исследования нами были рассмотрены суть и содержание исследовательской деятельности, проанализированы психолого-педагогические основные принципы и сущность исследовательской деятельности учащихся, обнаружены педагогические требования организации исследовательской работы.
В процессе исследования определено, что вопрос развития исследовательских умений в школе считается актуальной для нынешней образовательной практики, однако мало исследованной и разработанной в педагогической концепции и практике. Учебно-экспериментальная работа ориентирована на развитие различных групп исследовательских умений. В работе описаны следующие группы исследовательских умений обучающихся, отвечающие содержанию и стадиям учебно-исследовательской работы: умение организовывать собственную деятельность, работать с информацией, реализовывать учебное исследование, оформлять и демонстрировать итог исследования, исследовать и производить оценку учебно-исследовательской работы.
Обнаружены, аргументированы и опытным путем проверены педагогические требования, обеспечивающие результативность хода развития исследовательских умений учащихся: ознакомление школьников с содержанием и техникой исполнения изучений, развитие у обучающихся умений самостоятельной деятельности, развитие умений самоконтроля и формирование творческих возможностей и инициативы обучающихся. При этом предусмотрены возрастные характерные черты при организации обучения исследовательской деятельности; мотивированность исследовательской деятельности учеников; точка зрения и работа преподавателя-инициатора учебно-исследовательской деятельности согласно обеспечению систематичности и целенаправленности исследовательской работы учащихся на уроках биологии посредством осуществления технологии процесса исследовательской работы.
Разработана и апробирована в практике преподавания методика развития исследовательских способностей школьников, содержащая организацию коллективных, групповых, индивидуальных учебных исследований, преимущество игровых, проблематичных, эвристических и экспериментальных способов.
Описанные ранее требования содействуют результативному развитию у обучающихся умений реализовывать учебное исследование, обнаруживать данные согласно теме и работать с ней, формировать и составлять план собственной работы, исследовать и производить оценку своей исследовательской деятельности, исследовать и производить оценку своей учебно-исследовательскую работы и работы одноклассников.
Исследовательская работа может помочь создать личность обучающегося, поскольку, как выделяет знаменитый специалист по психологии А.Н. Леонтьев: «Личность не есть целостность, обусловленная генотипически: личностью не родятся, личностью становятся».
В ходе исследования была выполнена его цель: повысился творческий потенциал у учащихся в процессе исследовательской деятельности по биологии.
Также были решены задачи исследования:
- в теоретическом аспекте изучены основные принципы исследовательской деятельности;
- созданы методические разработки для проведения исследовательской деятельности, способствующие развитию творческого потенциала;
- способствовали развитию творческого потенциала во время проведения исследовательских работ;
- провели оценку степени усвоения учебного материала по биологии при использовании исследовательской деятельности.
Таким образом, задачи, поставленные в начале работы, были решены, цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена.
1. Афанасьева Д.К. Формирование профессиональной компетентности специалиста в учебно-исследовательской деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Д.К. Афанасьева. - Оренбург, 2009. - 23 с.
2. Ахутин А.В. Эксперимент и природа / А.В. Ахутин. - СПб.: Наука, 2012. - 660 с.
3. Букреева И.А. Учебно-исследовательская деятельность школьников как один из методов формирования ключевых компетенций / И.А. Букреева, Н.А. Евченко // Молодой ученый. - 2012. - № 8. - С. 309-312.
4. Ведерникова И.Г. Учебно-исследовательская работа студентов: учеб. пособие / И.Г. Ведерникова, И.И. Ведерникова. - Иваново: Ивановский гос. энергетический ун-т, 2014. - 123 с.
5. Внеклассные занятия по биологии: необычные формы и методы активизации познания / под ред. Л.Ю. Ганича. - М.: Академия, 2013. - 220 с.
6. Железовская Г.И. Креативная среда как фактор творческого саморазвития личности/ Г.И. Железовская, Н.В. Абрамова, Е.Н. Гудкова // Перспективы науки и образования. - 2014. - № 1. - С. 120-125.
7. Железовская Г.И. Творческое саморазвитие личности в контексте
личностно-ориентированной парадигмы образования/ Г.И. Железовская, Е.Н. Гудкова // Учебно-профессиональная деятельность в условиях компетентностной модели обучения. - Саратов: Наука, 2009. - С. 5-14.
8. Зимняя И.А. Ключевые концепции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. - 2013. - №5. - С.55-59.
9. Зинкевич О.В. Учебно-исследовательская работа: метод.
рекомендации для студентов / О.В. Зинкевич; сост.: О.В. Зинкевич, Д.Н. Куликова, Е.А. Рузанкина. - Новосибирск: Новосибирский гос. техн. ун-т, 2013. - 141 с.
10. Иванкина Л.И. Педагогика творчества // Известия Томского политехнического университета. - 2011. - №4. - С.217-220.
11. Исследовательская деятельность студентов как основа развития их творческого потенциала: материалы первой регион. науч.-практ. конф. учреждений сред. проф. образования/ ред. Л.А. Червяков и др. - Владимир: Владимирский политехн. колледж, 2013. - 91 с
12. Казарян Г.В. Возможность и необходимость развития учебноисследовательской компетентности в условиях многоуровневого высшего образования / Г.В. Казарян // Бакалавриат в вузе культуры и искусств: новый образовательный формат: материалы XXXVIII науч.-метод. конф. - Самара: СГАКИ, 2011. - С. 169-172.
13. Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы. - М.: Академия, 2009. - 216 с.
14. Князева Н.Г. Учебно-исследовательская деятельность студентов колледжа как средство активизации социального партнерства: автореф. дис. ... канд. пед. наук [Текст] / Н.Г. Князева. - М., 2014. - 22 с.
15. Кравцова Е.Ю. Учебно-исследовательская деятельность старшеклассников в процессе изучения химии и биологии: монография / Е.Ю. Кравцова. - Ставрополь: Сервисшкола, 2014. - 145 с.
16. Немов Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. - Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. - М.: ВЛАДОС, 2013. - 630с.
образовательного учреждения. //Основная школа Просвещение, 2011 -342 с.
17. Огоновская И.С. Информационное поле интернета: позитивное и негативное влияние на культуру исследовательской деятельности обучающихся / И.С. Огоновская // Библиотека и формирование информационной культуры общества. - Екатеринбург: Изд-во Уральского гос. ун-та, 2013. - С. 141-147.
18. Организация исследовательской и творческой деятельности учащихся: сб. ст. / ред. А.В. Ильина, Е.А. Селиванова. - Челябинск: ГБОУ ДПО ЧИППКРО, 2011. - 135 с.
19. Осанов А.А. Использование принципа интеграции при формировании целостного представления о мире // Интеграция образования.- 2009. - №2. - С.24-25.
20. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2014. - 112 с.
21. Педагогическая психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Т.В. Габай. - 5-е изд., стер. - М.: Академия, 2013. - 240 с.
22. Педагогическое мастерство и педагогические технологии / под ред. Л.А. Байковой, Л.К. Гребенкиной. - М.: Педагогическое общество, 2011.- 256 с.
23. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. - М.: АСТ, 2014. - 240 с.
24. Пидкасистый П.Н. Самостоятельная познавательная деятельность
школьников в обучении: теоретико-экспериментальное исследование
//Педагогика, 2010. - 240 с.
25. Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ / авт.- сост. Л.А. Королева. - СПб.: Детство-Пресс, 2014. - 60 с
26. Проблемы современного образования: исследовательский поиск: сб. науч. ст. / ред. совет Т.Б. Алексеева и др. - СПб.: Свое издательство, 2014.
- 141 с.
27. Рында В.Г. Педагогика креативности В.Г. Рындак. - М.: Университетская книга, 2012. - 284 с
28. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: учеб. пособие / А.И. Савенков. - М.: Ось-89, 2009. - 480 с.
29. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. - М.: НИИ школьных технологий, 2013. - 180 с.
30. Сластенин В.А. Педагогика: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 6-е изд., стер. - М.: Академия, 2012. - 576 с.
31. Смирнова Н.З Исследовательские работы учащихся по школьной биологии: учебно-методическое пособие // Краснояр. гос.пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2013. - 434 с.
32. Учебно-исследовательская деятельность в образовательном пространстве современной школы: материалы III Всероссийской заочной науч.-практ. конф. - Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2013. - 157 с.
33. Халатян К.А. Формирование творческих умений старшеклассников в учебно-исследовательской деятельности: дис. ... канд. пед. наук / К.А. Халатян. - Владикавказ, 2011. - 183 с.