Введение
ГЛАВА 1. ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА КАК СРЕДСТВО ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ЛИЧНОСТИ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА И ВИДЫ
1.1. Анализ понятий и принципы правовой политики
1.2. Формы правовой политики 33
1.3. Виды и приоритеты правовой политики 46
ГЛАВА 2. ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА И КОНСТИТУЦИЯ РФ 58
2.1. Роль и значение Конституции Российской Федерации для защиты прав
и свобод личности 58
2.2. Конституционно-правовая политика. Принципы 65
2.3. Конституционная реформа. Конституционализм 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Правовая политика - это системная деятельность государственных и муниципальных органов для эффективного механизма правового регулирования, с помощью юридических средств достижения таких целей, как:
- наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина
- укрепление дисциплины, законности и правопорядка
- формирование правовой государственности и высокого уровня правовой культуры и жизни общества и личности.
В специальном изучении нуждаются формы и методы реализации правовой политики как средство защиты прав и свобод личности.
Формы правовой политики как обязанности государства имеют особое значение. Проблема государственной власти, роли и места государства по защите правовой, социальной безопасности личности всегда остается актуальной.
Форма реализации правовой политики как средство защиты прав и свобод личности — это ее осуществление в соответствии с видами правовой политики, её целями и средствами. Форма направляет и определяет правовую политику как средство защиты прав и свобод личности.
В настоящее время можно выделить следующие формы реализации правовой политики в сфере защиты прав и свобод личности: 1) правотворческую; 2) правоприменительную; 4) правоинтерпретационную; 5) доктринальную; 6) правообучающую.
Особое внимание требует анализ приоритетов правовой политики как средство защиты прав и свобод личности. Определение ценностных оснований приоритетов есть существенная проблема, положительное решение которой способствует проведению целостной, сбалансированной правовой политики в указанной сфере. Исследование данной проблемы позволяет утвердить в теории гуманистические основы права, показать наиболее перспективные пути его воздействия на общественные отношения для повышения эффективности защиты прав и свобод личности.
Общие приоритеты: формирование правового государства и гражданского общества, совершенствование законодательства и практики его применения, борьба с преступностью и коррупцией, наведение порядка во власти, усиление защиты и гарантий прав человека.
Особое значение в правовой политике как средство защиты прав и свобод личности имеет Конституция. Она является правовой базой, основой защиты прав и свобод личности. Конституция имеет несколько функций: 1) социально-правовая - определяет: основные структуры высших органов государственной власти, принципов деятельности и видов власти, правовые стандарты, основы взаимодействия человека и власти. Обеспечивает защиту прав и свобод личности; 2) историко-прагматическая - выполняет конкретно-историческую задачу. Конституция помогает решить важные государственно-политические вопросы по защите прав и свобод личности;
3) правовое стимулирование защиты прав и свобод личности - активируется политиками, специальными субъектами деятельности. Конституция способствует ускорению или сдерживанию фактора развития и защиты прав и свобод личности.
Конституция играет особое социальное значение в обществе, важнейшее свойство Конституции - политическая направленность. Государство создает Конституцию, которая должна обладать необходимыми качествами для достижения определенных политических целей.
Так же можно выделить конституционно-правовую политику. Конституционно-правовая политика - это деятельность государственных институтов и органов гражданского общества по созданию эффективного способа конституционно-правового регулирования, по оптимизации конституционного развития определенной страны; принятие, совершенствование и реализация Конституции и конституционного законодательства. Конституционно-правовая политика является системой приоритетов в конституционно-правовой сфере и основывается на общепризнанных нормах международного права. Она направляется общество на оптимизацию конституционно-правового регулирования. Конституционно-правовая политика должна создавать юридические варианты решения конституционных проблем, уделять постоянное внимание действующему конституционному законодательству, особенно Конституции. Однако Конституции Российской Федерации 1993 г. имеет свои недостатки.
Исследователи данной проблематики пишут - о необходимости подготовки проекта новой Конституции РФ — отдельную Конституции для гражданского общества, а не для власти; о необходимости проведения конституционной реформы .
Последние десятилетие часто мелькает на разных новостных источниках вопрос конституционной реформы. Обсуждение тем о грядущих изменениях основных принципов государственного устройства, вызывают слухи о начале конституционной реформы.
Проблемы правовой политики привлекали внимание еще в дореволюционное время, известных российских юристов (Коркунов Н.М., Кистяковский Б.А., Муромцев С.А., Новгородцев П.И., Петражицкий Л.И., Шершеневич Г.Ф.), они оценивали ее в качестве науки, которая направленна на совершенствование законодательства и права.
Вторая половина XX — начала XXI века - время полного, комплексного изучения этой проблемы (Алексеев С.С., Кудрявцев В.Н., Малько A.B., Матузов Н.И., Сырых В.М.).
Имеются квалификационные работы, посвященные правовой политике. Например, в своих исследованиях Федорова Н.В. рассматривает появление системы правовой политики и научную основу для решения, состав и часть принципов социалистической правовой политики, основы теории и решения на практике проблем правовой политики; диссертация Коробовой А.П. направлена на исследование понятий, форм и приоритетов правовой политики; Субочев В.В. в своей работе анализирует правовую политику в сфере лоббизма; Исаков Н.В. посвятил работу изучению правовой политики в современной России; Рыбаков О.Ю. в своей работе исследует правовую политику в целом, в сфере защиты прав и свобод личности.
Некоторые виды и формы правовой политики исследуются и в научной литературе. Авторы таких работ: Рудковский В.А., Поленина C.B., Крохина Ю.А., Пряхина Т.М., Карасева М.В. Изучение уголовно-правовой политики (один из видов правовой политики): Беляев H.A., Коробеев А.И., Босхолов С.С., Кудрявцев В.Н., Коробов В.П., Лопашенко H.A., Панченко П.Н. Судебно-правовая политика: Афанасьев С.Ф., Зайцев А.И., Савельева Т.А., Фокина М.А. Отдельные направления и приоритеты правовой политики: Зелепукин A.A., Кабышев В.Т., Черноморченко Н.П.
Проблема правовой политики является значимой и в теории и практике.
Права и свободы активно изучались в юридической науке: Алексеев С.С., Берегинов А.Р., Витрук Н.В., Воеводин Л.Д., Глухарева Л.И., Гулиев В.Д., Бондарь Н.С., Патюлин В.А., Карташов В.Н., Комкова Г.Н., Лукашева Е.А., Лучин В.О., Мазаев В.Д., Фарбер И.Е., Мальцев Г.В., Мордовец A.C., Орзих М.Ф., Рудинский Ф.М., Кучинский В.А. и др.
Объект исследования — правовая политика как средство защиты прав и свобод личности.
Предмет исследования — значение и роль правовой политики как средство защиты прав и свобод личности.
Цель исследования состоит в создании условий для эффективной юридической защиты личности как приоритета правовой политики в целом.
Задачи исследования. Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- разобрать понятия;
- исследовать правовую политику в целом;
- охарактеризовать структуру правовой политики;
- изучить детали правовой политики, которые позволяют выступать как средство защиты прав и свобод личности;
- изучить формы реализации правовой политики как средство защиты прав и свобод личности;
- изучить виды и приоритеты правовой политики;
- проанализировать конкретные виды правовой политики как средство защиты прав и свобод личности;
- изучить вопрос конституционной реформы и конституционализм.
Актуальность темы исследования. На сегодняшний день в мире нет государства, которое на сто процентов идеально в области защиты прав и свобод личности. Проблема защиты прав и свобод личности в России является одной из важных.
Не смотря на то, что правительство говорит о важности, уважении прав человека и реализации их на практике государством, слишком часто появляются новости о нарушениях прав человека.
Законодательство РФ имеет огромную базу и способы для защиты прав и свобод личности, но уровень реализация законов низкий. Права и свободы личности подразумевают, что люди имеют равное право на жизнь, свободу и стремление к счастью. Права и свободы человека - особая ценность.
Правовая политика призвана объединить юридическую и социальную действительность России. Правовая политика выступает одним из основных факторов реализации прав личности.
Методологическая и теоретическая основа диссертационного исследования. В работе использовались общенаучные методы. Системный подход, который позволяет анализировать права и свободы в целом. Функциональный подход определяет задачи правовой защиты личности, юридической ответственности. Метод анализа и синтеза выделяет отдельные признаки и свойства, также и объединяет детали исследуемых политико-правовых явлений.
Аксиологический метод объединил параметры различных форм и видов правовой политики и их использование в защите прав и свобод личности.
Теоретической основой стали: работы мыслителей как Аристотель, Платон, Цицерон, Ж.Ж. Руссо, Г.Гроций, Ш.Л. И. Кант, Дж. Локк, Г.В.Ф. Гегель, К. Маркс, Т. Джефферсон, исследования: Н.М. Коркунова, И.А. Ильина, Б.Н. Чичерина, Н.Н. Алексеева, и других исследователей права и государства.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
- произведена классификация форм реализации правовой политики как средство защиты прав и свобод личности;
- исследованы виды правовой политики и их направленность на защиту прав и свобод личности; определены их принципы;
- изучить вопрос конституционной реформы и конституционализм.
Положения, выносимые на защиту:
1) Правовая политика как средство защиты прав и свобод личности есть правовая политика в целом. Правовая политика - это деятельность государственных, муниципальных органов и общественных объединений, а также самой личности, обеспечивающая создание, поддержание, развитие и реализацию условий для защиты ее прав и свобод, выступает средством реализации.
Правовая политика как средство защиты прав и свобод личности является комплексом в теории и практике. Она разрешает социально-экономическое и политико-правовое противоречия.
2) Субъектами правовой политики как средство защиты прав и свобод личности являются государственные органы (федеральные и региональные), муниципальные органы, общественные объединения, личность. Объектом правовой политики выступают - права и свобода. Цель — защита прав и свобод личности. Средства - правовые акты, направленные на защиту прав и свобод личности, правовые знания;
3) Права личности — являются содержанием правового статуса человека и гражданина, который обозначает систему прав и обязанностей, закрепленных законодательно. Свободы личности - это установление определенных пределов, границ, дальше которых общество и государство не могут воздействовать на личность, вмешиваться в ее жизнь. Таким образом, каждое сообщество, членом которого является индивид, вправе оказывать на него влияние, но в определенных границах.
4) Правовая политика как средство защиты прав и свобод личности имеет разные формы. «Форма реализации правовой политики» — это ее реализация согласно видами, целям и средствам правовой политики. Выделяются такие формы правовой политики: 1) правотворческая; 2) правоприменительная; 4) правоинтерпретационная; 5) доктринальная; 6) правообучающая. Формы правовой политики объединяют все стороны деятельности государственно-правовых органов.
5) Виды правовой политики соответствуют видам правовой политики в целом — конституционно-правовой, уголовно-правовой, административно-правовой и другие. Каждый вид правовой политики исходит из собственной системы норм, которая способствует защите прав и свобод личности. Конституционно-правовой - содержит основные положения, закрепленные в Конституции РФ, для создания и применения права как средство защиты прав и свобод личности.
6) В структуре правовой политики уделяется место и приоритетам. Их можно разделить на три группы: постоянные приоритеты, которые составляют основу плана развития правовой политики по защите прав и свобод личности; социальные приоритеты правовой политики в защите прав и свобод личности; приоритеты, которые способствуют осуществлению самостоятельной эффективной защите прав и развитию личности.
7) Особая и важная роль в правовой политике как средство защиты прав и свобод личности принадлежит Конституции РФ. Конституция представляет собой правовую базу, основу защиты прав и свобод личности.
В отношении к Конституции РФ различными способами осуществляется конституционно-правовая политика государства. Например, корректировка Конституции без изменений в тексте, т.е. интерпретация норм или принятие соответствующих законодательных актов. Исследователи права отмечают важную роль так называемой "живой конституции", разрабатываемой правоприменительной практикой (по большей части Конституционным Судом РФ).
Научная и практическая значимость диссертации заключается в выяснении значения и уровня влияния правовой политики как средство в защите прав и свобод личности.
Результаты исследования позволяют:
- выделить правовую политику как средство защиты прав и свобод личности, как способ повышения эффективности защиты;
- проанализировать разные отрасли права (конституционного, гражданского, уголовного, административного) и перспективы развития законодательства;
- определить взаимоотношения личности и государства;
- анализировать уровень, качество, состояние защиты прав и свобод личности;
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка использованной литературы
Правовая политика является системной деятельностью государственных и муниципальных органов, способствует эффективному механизму правового регулирования, с помощью юридических средств для достижения целей: 1) полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина; 2) укрепление дисциплины, законности и правопорядка; 3) формирование правовой государственности и высокого уровня правовой культуры и жизни общества и личности.
Проблема государственной власти, роли и места государства по защите правовой, социальной безопасности личности всегда остается актуальной.
Для реализации правовой политики выделяются формы, они имеют особое значение. Форма реализации правовой политики — это ее осуществление в соответствии с видами правовой политики, её целями и средствами. Форма направляет и определяет правовую политику как средство защиты прав и свобод личности. Наиболее значимой и сильной формой является конституционно-правовая.
Конституционно-правовая политика является деятельностью государственных институтов и органов гражданского общества по созданию эффективного способа конституционно-правового регулирования, по оптимизации конституционного развития определенной страны; принятие, совершенствование и реализация Конституции и конституционного законодательства. Конституционно-правовая политика направлена на создание юридических вариантов решения конституционных проблем, уделять постоянное внимание действующему конституционному законодательству, Конституции.
Конституционно-правовая политика имеет свои особенности и содержание, является особым направлением правовой политики. Данная политика закрепляет на высшем законодательном уровне и создает наиболее принципиальные положения, которые служат отправными точками для всех других отраслей государственной политики.
Реализовать правовую политику было бы затруднительно без ее приоритетов. Исследование приоритетов позволяет утвердить в теории гуманистические основы права, показать наиболее перспективные пути его воздействия на общественные отношения для повышения эффективности защиты прав и свобод личности. Общие приоритеты: формирование правового государства и гражданского общества, совершенствование законодательства и практики его применения, борьба с преступностью и коррупцией, наведение порядка во власти, усиление защиты и гарантий прав человека.
Особое значение в правовой политике как средство защиты прав и свобод личности имеет Конституция. Она является правовой базой, основой защиты прав и свобод личности. Конституция играет особое социальное значение в обществе, важнейшее свойство Конституции - политическая направленность. Однако Конституция имеет свои недостатки, решить которые предлагают с помощью конституционной реформы. Изучив разные новостные источники где содержится вопрос конституционной реформы, можно сделать вывод, что она необходима. В особенности для - пересмотра и распределения некоторые полномочия между Президентом, Правительством и Гос. Думой; реализации в полной мере принципа разделения государственной власти, который прописан в ст.10 КРФ «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную»;
пересмотра и реализации защиты прав личности, в полной мере, прописанный в КРФ.
С темой Конституции тесно связан и конституционализм. Конституционализм —это правление, которое реально ограничено конституцией; политическая система, которая опирается на конституцию и конституционные методы правления. Конституционализм активно развивается. Тенденции современного конституционализма способствуют развитию правовой политики. Например, политологизация системы конституционализма, выражается во влиянии политических способов и средств на конституционно-правовые отношения и их регулирование. Политика тесно связана с конституционным правом. Сущность конституционного права невозможно познать в полной мере без обращения к политическим категориям.
Конституционализм помогает понять подлинный смысл конституции, как основного закона государства, который используется в создании прочного фундамента жизни для себя и следующих поколений.
Итак, правовая политика как средство защиты прав и свобод личности - это политико-правовая деятельность, которая осуществляется в сфере права, правовыми методами, основой которых является право. Это деятельность государственных и муниципальных органов, общественных объединений и граждан, которая обеспечивает создание, поддержание и развитие условий для защиты прав и свобод личности.
1. «Конституция российской федерации «(с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) - 1993г.;
2. «Гражданский кодекс Российской Федерации». Часть первая 1994г. (ред. от 03.08.2018), вторая 1996г. (ред. от 29.07.2018), третья 2001г. (ред. от 03.08.2018), четвертая 2006г. (ред. от 27.12.2018);
3. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 17.06.2019);
4. «Декларация прав и свобод человека и гражданина» (Верховный Совет РСФСР 22 ноября 1991 г. // Съезд народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР) — 1991г.;
5. Всеобщая декларации прав человека от 10.12.1948г.;
6. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 17.06.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 18.06.2019);
7. «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 29.05.2019);
8. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 01.04.2019);
9. «Жилищный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 29.05.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.06.2019);
10. «Федеральный конституционный закон» от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 29.07.2018) «О Конституционном Суде Российской Федерации»;
11. «Федеральный закон» от 03.04.1995 N 40-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «О федеральной службе безопасности»;
12. «Федеральный конституционный закон» от 31 декабря 1996г. № 1- ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»;
13. «Федеральный конституционный закон Российской Федерации» от 17 декабря 1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»;
14. «Федеральный конституционный закон Российской Федерации» от 5 февраля 2007 № 2-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации»;
15. «Федеральный конституционный закон Российской Федерации» от 2 июня 2009 № 2-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации»;
16. «Федеральный конституционный закон Российской Федерации» от 7 февраля 2011 № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации»;
17. «Федеральный конституционный закон Российской Федерации» от 7 мая 2013 № 3-ФКЗ «О внесении изменения в статью 11 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации».
18. «Закон РФ о поправке к Конституции РФ» от 30.12.2008 № 6-ФКЗ «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы»;
19. «Закон РФ о поправке к Конституции РФ» от 30.12.2008 № 7-ФКЗ «О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации»;
20. «Закон РФ о поправке к Конституции РФ» от 05.02.2014 № 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации»;
21. «Закон РФ о поправке к Конституции РФ» от 21.07.2014 № 11-ФКЗ «О Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»;
22. «Закон РФ» от 26 июня 1992г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации»;
23. «Закон РСФСР» от 8 июля 1981г. № 976 «О судоустройстве РСФСР»;
24. «Постановление Правительства РФ» от 17.03.2009 N 242 (ред. от 30.04.2009) «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»;
25. «Постановление Конституционного Суда РФ» от 28.06.2018 N 26-П «По делу о проверке конституционности части первой статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Д.В. Апухтина, К.К. Багирова и других»;
26. «Постановление Правительства Российской Федерации» от 28 июля 2005г., № 452 (ред. от 10.07.2017) «О Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти»;
27. «Постановление Правительства РФ» от 15 апреля 2000г. № 347«О совершенствовании законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации» // СЗ РФ. 2000г. № 17. Ст. 1877;
28. «Постановление Конституционного Суда РФ» от 22 ноября 2000г. № 14-П «По делу о проверке конституционности части третьей статьи 5 Федерального закона «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации» // СЗ РФ. 2000г. № 49. Ст. 4861;
29. «Постановление Конституционного Суда РФ» от 30 ноября 2000г. № 15-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Устава (Основного Закона) Курской области в редакции Закона Курской области от 22 марта 1999 года «О внесении изменений и дополнений в Устав (Основной Закон) Курской области»;
Научная литература. Авторефераты
1. «Конституционная реформа и грани российской Государственности» Скуратов Ю.И. - М., 2013г;
2. «Правовая политика Советского государства. Вопросы истории, теории, практики» Федоров Н.В - М., 1985г;
3. «Правовая политика: понятие, формы реализации, приоритеты в современной России» Коробова - Саратов, 2000г;
4. «Правовая политика современной России в сфере лоббизма: теоретические проблемы» Субочев В.В. - Саратов, 2002г;
5. «Правовая политика в современной России» Исаков Н.В. - Ростов на Д., 2004г;
6. «Российская правовая политика сфере защиты прав и свобод личности: вопросы теории» Рыбаков О.Ю. - Саратов, 2005г;
7. «Современные проблемы теории прав человека» Глухарева Л.И. - М., 2004г., с. 58;
8. «Конституционная ответственность в Российской Федерации: Ответственность органов государственной власти и иных субъектов права за нарушения конституционного законодательства Российской Федерации» Колосова И.М. - М., 2000г., с. 161;
9. «Человек: пути формирования новой личности» Бессонов Б.Н. - М., 1988г.;
10. «Моральные ценности и личность» Титаренко А.И. - М., 1994г.; «Личность и общение» Бодалев А. А. - М., 1995г;
11. «Личность и гуманизм (социологический аспект)» Волков Ю.Г. - Челябинск, 1995г.;
12. «Социализация личности в условиях трансформации российского общества» Хайруллина Ю.Р. - Казань, 1998г.;
13. «Личность и право», «Право и личность» Орзих М.Ф. - М., 1975г./Киев, Одесса, 1978г.;
14. «Правовая система и личность» Матузов Н.И. - Саратов, 1987г.;
15. «Право. Мораль. Личность» Лукашева Е.А. - М., 1986г.;
16. «Личность. Свобода. Право» Кучинскый В.А. - М., 1978г.;
17. «Демократия и достоинство личности» Гулиев В.Д., Рудинский Ф.М. - М., 1983г.;
18. «Конституционные основы свободы личности в СССР» Эбзеев Б. С. - Саратов, 1987г.;
19. «Личность в политической системе российского общества (политикоправовое исследование)» Комаров С.А. - Саранск, 1995г.;
20. «О «естественном» праве государства на смертную казнь» // «Право на смертную казнь» Сырых В.М. - М., 2004г., с. 35;
21. «Актуальные проблемы теории права» Матузов Н.И.- Саратов, 2003г., с. 22-23;
22. «Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина» Мордовец A.C. - Саратов, 1996г.;
23. «Основы правовой политики в России» Алексеев С.С. - Курс лекций. - М., 1995г.;
24. «Понятие и основные приоритеты российской правовой политики // Правоведение» Матузов Н.И. - 1998г., №4;
25. «Правовая политика современного демократического государства // Социология права» под ред. Сырых В.М. - М., 2001г.;
26. «Российская правовая политика: Курс лекций» под ред. Матузова Н.И. и Малько A.B. - М., 2003г.;
27. «Защита прав человека — главное направление правовой политики России // Правоведение» Кабышев В.Т. - 1998г., № 1., с. 124-125;
28. «Методология права: Предмет, функции, проблемы философии права» Керимов Д.А. - М., 2003г., с. 337-343;
29. «Общая теория права и государства: Учебник» под ред. Лазарева
В.В. - М., 1996г.;
30. «Цели и средства в праве и правовой политике» Малько A.B., Шундиков К.В. - Саратов, 2003г., с. 213-216, 277;
31. «Общая концепция и основные приоритеты российской правовой политики» Матузов Н.И. - 2000г., с. 32;
32. «Русское государственное право» Т.1, Введение и Общая часть. Коркунов Н.М. - СПб., 1914г., с. 27;
33. «Социология права» Учебник / В.М. Сырых, В.Н. Зенков, В.В. Глазырин - М., 2004г., с.142;
34. «Уголовно-правовая политика и пути ее реализации» Беляев Н.А. - Ленинград, 1986г.;
35. «Принципы российской уголовно-правовой политики как отражение конституционных основ уголовного права // Конституционные основы уголовного права» Коробеев А.И. - М., 2006г.;
36. «Субъективная сторона преступления и ее установление» Дагель П.С. Котов Д.П. - Воронеж, 1974г.;
37. «Правовая политика России: теория и практика» под ред. Малько А.В., Матузов Н.И. - М., 2006г.;
38. «Проект концепции правовой политики в Российской Федерации до 2020 года» под ред. А.В. Малько. - Саратов, 2010г.
39. «Законодательная политика субъектов Российской Федерации» Березовский Д. В. - Саратов, 2009г.;
40. «Интерес и право» Иеринг Р. - Ярославль, 1880г., с. 146-148;
41. «Правовая политика: понятие, формы реализации, приоритеты в современной России» Коробова А.П. - Самара, 2000г., с. 19;
42. «Актуальные проблемы теории права» Матузов Н.И. - Саратов, 2003г.;
43. «Сущность прав» Байтин М.И. - Саратов, 2001г.;
44. «Право: азбука — теория — философия: Опыт комплексного исследования» Алексеев С.С. - М., 1999г., с. 35;
45. «Методология права: Предмет, функции, проблемы философии права» Керимов Д. А. - М., 2003г., с. 339;
46. «Социально-психологические аспекты применения права» Лазарев
В.В. - Казань, 1982г., с. 17-18;
47. «Право и поведение» Кудрявцев В.Н. - М., 1978г., с. 178;
48. «Логические основания общей теории права» Сырых В.М. - М., 2000г., с. 302;
49. «Основы уголовной политики» Восходов С.С. - М., 1999г.;
50. «Уголовно-правовая политика: тенденции и перспективы» Коробеев А.И., Усс A.B., Голик Ю.В. - Красноярск, 1991г.;
51. «Смертная казнь в России: проблемы правовой политики // Правовая политика и правовая жизнь» Малько A.B. - 2002г.;
52. «Уголовная политика в области борьбы с наркоманией и наркотизмом» Романова Л.И. - 2001г., с. 128-136;
53. «Задачи уголовной политики. Преступление как социальнопатологическое явление» Лист Ф.М. - 2004г.;
54. «Очерки уголовной политики: понятие, история иосновные
проблемы уголовной политики как составного элемента науки уголовного права» Чубинский М.П. - М., 2008г.;
55. «Курс уголовной политики в связи с уголовной социологией» Гогель
С.К. - СПб., 1910г.;
56. «Основы уголовной политики: Конституционный,
криминологический, уголовно-правовой и информационный аспекты: моногр.» Восходов С.С. - М., 1999г.;
57. «Уголовная политика и ее реализация органами внутренних дел» под ред. Беляевой Л.И. - М., 2003г.;
58. «Оптимизация уголовной политики и проблемы правопорядка в экономике: моногр.» Панченко П.Н. - Н. Новгород, 2004г.;
59. «Уголовная политика: моногр.» Лопашенко Н.А. - М., 2009г.;
60. «Уголовно-правовая политика // Правовая политика: словарь и проект концепции» Разгильдиев Б.Т., под ред. А.В. Малько. - Саратов, 2010г., с. 112;
61. «Правовая политика и дифференциация уголовной ответственности//
62. «Правоведение» Коробов П.В. - 1998г., № 1. с. 181;
63. «Основы уголовной политики» Босхолов С.С. - М., 2004г., с. 32;
64. «Теория и политика права. Избранные труды» Петражицкий Л.И. - СПб., 2010г., с. 892-893;
65. «Определение и основное разделение права» Муромцев С.А. - М., 1879г., с. 15;
66. «Административно-правовая политика // Правовая политика: словарь и проект концепции» Петров М.П., под ред. А.В. Малько. - Саратов, 2010г.;
67. «Концепция развития административного законодательства // Концепции развития российского законодательства» Ноздрачев А.Ф.,
Терещенко Л.К., Игнатюк Н.А и др., под ред. Хабриевой Т.Я. и Тихомирова Ю.А. - М.,2010г., с. 165;
68. «Информационно-правовая политика // Правовая политика: словарь и проект концепции» Ковалева Н.Н., под ред. А.В. Малько. - Саратов, 2010г., с. 129-134;
69. «Правовая политика России: теоретические аспекты» Исаков Н.В. - Саратов, 2003г., с. 195-290;
70. «Понятие и основные приоритеты российской правовой политики // Правоведение» Матузов Н.И. -1997г., № 4. с. 15;
71. «Теория государства и права: учеб. для юридических вузов и факультетов» Алексеев С.С., Архипов С.И. и др., - М., 1998г., с. 296;
72. «Формирование законопослушного гражданина - приоритетное направление правовой политики // Правоведение» Александров В.А. -1998г., № 1. с. 157;
73. «Теория государства и права: учеб. 2-е изд.» Марченко М.Н. - М., 2006г., с. 457;
74. «Правовая политика современной России: цели и средства//
Государство и право» Малько А.В. - 2001г., № 7. с. 20;
75. «Система современных обществ» Парсонс Т. - М., 1997г., с. 34.
76. «Основы конституционного строя России» Румянцев О.Г.- М.,1994г., с. 76;
77. «Общая теория прав человека» Лукашева Е.А. - М., 1996г., с. 32;
78. «Демократия и достоинство личности» Гулиев В.Е., Рудинский Ф.М. - М., 1983г.;
79. «Конституция. Демократия. Права человека» Эбзеев Б.С. - М., 1992г., с. 28;
80. «Конституционная ответственность» ШонД.Т. (1995г), Колосова Н.М (2000г)., Матейкович М.. (1995г);
81. «Правовая политика и осуществление права: моногр.» Рудковский
В.А., под ред. Н.Н. Вопленко. - Волгоград, 2009г., с. 227.; «Развитие отечественной науки конституционного права //Российское правосудие» Витрук Н.В. - 2010г., № 6. с. 6;
82. «Формирование российского конституционализма (проблемы теории и практики)» Кравец И.А. - М., 2002г., с. 153-155;
83. «Конституционализм, конституционализация, конституционная законность: к вопросу о соотношении категорий» Кузьмин А.Г. - 2014г., № 9. с. 14-20;
84. «Роль конституционной правовой политики в формировании правосознания» Савченко С.А. - 2014г., № 1. с. 3-9;
85. «Конституция как государственно-правовая традиция и условия ее изучения в российской правовой среде» Арановский, К. В. - №1., 2002г.;
86. «Российская правотворческая политика: концепция и реальность» Мазуренко А.П. - М., 2010г.;
87. «Современный конституционализм: теория и перспективы развития» Юнусов Э.А. - 2015г.;
88. «Конституционализация правовой политики в современной россии» Авдеев Д.А. - Тюмень, 2018г.;
89. «К вопросу о Конституции // Государство и право» Добрынин Н.М. - 2010г.;
90. «Об условиях успеха конституционного реформирования в современной России» Бутусова Н.В. - 2012г.
Справочная литература. Интернет ресурсы
91. «Большой юридический словарь» Ермаков В. Д., Додонов В. Н., Крылова М. А. и др;
92. «Краткая философская энциклопедия»;
93. «Юридическая энциклопедия» ред. Б.Н. Топорнин;
94. Новостной ресурс: https://www.gosrf.ru/news/38591
95. Электронный ресурс http://www.kremlin.ru/transcripts/8887
96. Электронный ресурс https://news.rambler.ru/politics/38459533-v-rossii- mozhet-proyti-konstitutsionnaya-reforma/?updated
97. Электронный ресурс https://lenta.ru/brief/2018/10/10/konstituciya/
98. Научная электронная библиотека «киберленинка» https://cyberleninka.ru
99. Электронный ресурс https://wiselawyer.ru