Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ

Работа №37703

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы70
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
726
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА I. Основы теоретико-методологического анализа понятия «экологическая культура» школьников 5
1.1. Структура, сущность и уровни экологической культуры 5
1.2. Эффективные способы формирования экологической культуры учащихся в процессе обучения биологии 13
Выводы по главе 1 17
ГЛАВА II. Формирование экологической культуры школьников в процессе изучения биологии 19
2.1. Система работы по формированию экологической культуры учащихся
при изучении биологии 19
2.2. Экспериментальная работа по формированию экологической культуры 27
Выводы по главе II 39
Заключение 41
Список использованной литературы 43
Приложение

Сегодня перед нами одним из первостепенных вопросов является вопрос об изменении своего отношения к природе и воспитании подрастающего поколения. Экологическое образование считается важной составляющей образования на всех стадиях формирования личности, начиная с раннего детского возраста и вплоть до конца жизни.
Экологическое образование должно стать непрерывным процессом развития личности человека, его воспитания и обучения, комплекса практических и научных знаний, умений, деятельности, поведения для обеспечения ответственного отношения к природной окружающей среде. При освоении каждого предмета учащиеся должны получить, по возможности, полное представление о той роли, какую этот предмет играет в решении конкретных экологических проблем [1, с.14].
На уровне правительства на сегодняшний день происходит глобальная заинтересованность уровнем экологического образования населения. На самом деле, такой значимый компонент экологического воспитания, мышления, представлений об окружающей среде и местонахождении в ней человека, нужен с целью пребывания во всех видах деятельности людей. Экологизация биологического образования являет собой весьма значимое средство для осуществления этого актуального принципа.
Целью исследования является разработка методики формирования экологической культуры учащихся в процессе изучения биологии.
Объект исследования - процесс формирования экологической культуры учащихся при изучении биологии.
Предмет исследования - методика формирования экологической культуры учащихся в процессе изучения биологии.
Достижение поставленной цели планируется через решение ряда задач:
1. определить сущность и структуру понятия «экологическая культура».
2. разработать методику формирования экологической культуры в процессе изучения биологии.
3. определить эффективность разработанной методики формирования экологической культуры учащихся.
Методы исследования:
- теоретические: изучение и анализ научной, психолого-педагогической и учебно-методической литературы;
- эмпирические: наблюдение, тестирование, фиксирование результатов по оценке сформированности экологической культуры;
- методы качественного и количественного анализа экспериментальных данных: статистическая обработка, интерпретация результатов.
Гипотеза исследования - формирование экологической культуры будет проходить эффективно в том случае, если:
- дать определение понятию «экологическая культура»;
- разработать методику формирования экологической культуры при изучении биологии;
- экспериментально проверить разработанную методику формирования экологической культуры при изучении биологии.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В процессе работы были определены сущность и структура понятия «экологическая культура». Нами установлено, что экологическая культура - это устоявшиеся взгляды бережного отношения к природе, отражающиеся не только в мыслях, но также и поступках каждого члена общества.
Также были разработаны уроки и внеклассные мероприятия, направленные на формирование экологической культуры в процессе изучения биологии. Разработанные уроки соответствовали ФГОС, а внеклассные мероприятия носили не только развлекательный, а, в первую очередь, познавательный характер.
Нами определена эффективность использования разработанных мероприятий в формировании экологической культуры учащихся. В экспериментальной работе для определения уровня экологической культуры использовались 2 методики. С целью разделения классов на контрольный и экспериментальный был использован личностный тест, составленный на основе методики Кашлева С.С. «Диагностика уровня экологической культуры личности». Непосредственно эмпирическое исследование проводилось с использованием теста по определению уровня экологической культуры учащихся Асафовой Е.В.
Согласно экспериментальным данным, количество учащихся, имеющих первоначально низкий уровень и ниже среднего сократилось на 5% (с 10% до 5%). Число школьников, имеющих уровни средний и выше среднего увеличилось с 30% до 40% и с 15% до 25% соответственно. Результаты изучения формирования экологической культуры школьников позволяют заключить, что целенаправленная деятельность педагога в области экологического содержания способствует повышению уровня сформированности экологической культуры. Также происходит ориентирование на развитие опыта практического участия в улучшении окружающей среды и содействие в решении экологических проблем. Именно взаимосвязь уроков и внеклассная деятельность позволяют сделать процесс формирования экологической культуры учащихся наиболее увлекательным, интересным и познавательным.
На основании вышесказанного заключаем, что выдвинутая гипотеза получила подтверждение в результатах проведенного исследования.



1. Абрамова Т.Е. Формирование экологической культуры подростков в условиях взаимодействия особо охраняемых природных территорий и образовательных учреждений региона: автореф. ... канд. пед. наук. - М., 2002. - 26 с.
2. Алексеев С.В. Экологическая культура и социализация подрастающего поколения //На пути к устойчивому развитию России. № 44, 2008. - С.5.
3. Асафова Е.В. Воспитание и диагностика развития экологической культуры студентов //Приоритетные стратегии мониторинга качества воспитания студентов /Под науч. ред. В.И. Андреева - Казань: Центр инновационных технологий, 2003. - С.157-176.
4. Асафова Е.В. Основы экологической культуры современных и будущих педагогов //Современные концепции и технологии творческого саморазвития личности в субъектно-ориентированном педагогическом образовании. Сб. статей участников Всерос. научно-практ. конф. с Межд. участием 25-26 марта 2015 г. /Под науч. ред. В.И. Андреева - Казань: изд- во Казанского ун-та, 2015. - С.9-13.
5. Асафова Е.В. Развитие экологической культуры студентов в проектно-творческой деятельности //Современные концепции и технологии гарантированного качества высшего образования: сб. статей участников Междунар. научно-практ. конфер-ии 26-28 июня 2014 г. /Под науч. ред. В.И. Андреева. - Казань: изд-во Казан. ун-та, 2014. - С.16-22.
6. Баранова Т.Б Психологические особенности отношения школьников к природе: автореф. канд. пед. наук. - М., 2002. - 26 с.
7. Бирюкова Н.А. Становление и развитие системы непрерывного экологического образования в России: автореф. доктора пед. наук. - М.,
2006. - С.14.
8. Биология. Общая биология. 10-11 классы: учеб. для
общеобразоват. Учреждений /В.В.Пасечник, А.А.Каменский, Е.А.Криксунов. - М.: Дрофа, 2012, 367с.
9. Биология. Тематическое и поурочное планирование к учебнику
А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника «Биология. Общая биология. 10-11 классы». - М.: Экзамен, 2008. - 286 с.
10. Биология. 10 класс: поурочные планы по учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника. - Волгоград: Учитель,
2009. - 217 с.
11. Бобылева Л.Д. Совместная работа семьи и школы по воспитанию у школьников бережного отношения к природе: автореф... канд. пед. наук. - Казань, 1983. - 31 с.
12. Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. - М., 1983. - 383 с.
13. Винокурова Н.Ф. Методологические основы формирования экологической культуры школьников на основе идей экоразвития [Электронный ресурс]. URL: https://cvberleninka.ru (дата обращения
15.03.2019 г.).
14. Гагарин А.В. Природоориентированная деятельность учащихся как ведущее условие формирования экологического сознания: монография. - М.: изд-во РУДН, 2005. - С.171-172.
15. Гайсин И.Т. Преемственность экологического воспитания: монография. Казань: КГПУ, 2010. - С.89-96.
16. Глущенко О. Завтра начинается сегодня: формирование экологической культуры у детей //Воспитательная работа в школе. - 2010. - С.44-52.
17. Голикова Т.В. Теоретические вопросы методики обучения биологии: учебное пособие. - Красноярск, 2013. - 264 с.
18. Гончарова Е.В., Телегина И.С. Теория и методика
педагогического исследования: учебное пособие. - Нижневартовск: изд-во НВГУ, 2016. - 220 с.
19. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников.
Методический конструктор: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2011. - 223 с.
20. Группы методических приемов [Электронный ресурс].
URL: http://window.edu.ru (дата обращения 18.02.2019 г.).
21. Дежникова Н.С. Экологическая культура как предмет
психолого-педагогического исследования //Воспитание экологической культуры школьников как психолого-педагогическая проблема (Опыт теоретико-прикладного исследования). - М., 1997. - С.5-13.
22. Дотолева И.О. Экологическая культура как психологопедагогический феномен в научно-методической литературе //Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). - Краснодар: Новация, 2017. -С.1-3.
23. Еремина О.А. Информационные технологии в экологическом образовании школьников //Дополнительное образование. - 2006. - С.43-46.
24. Ермаков Д.С., Калинин В.Б. Интернет-ресурсы для экологического образования //Вестник АсЭко. №2, 2000. - С.13-18.
25. Ермаков Д.С. Формирование экологической компетентности учащихся. - М.: МИОО, 2009. - 180 с.
26. Ермоленко В.А., Перченок Р.Л., Черноглазкин С.Ю. Дидактические основы функциональной грамотности в современных условиях: пособие для работников системы образования. - М.: Институт теории образования и педагогики РАО, 1999. - С.228.
27. Захлебный А.Н. Школа и проблемы охраны природы: содержание природоохранительного образования. - М.: Педагогика, 1981. - С.184.
28. Игнатов С.Б. Экологическая компетентность в контексте образования для устойчивого развития //Образование и наука. №1, 2011. №1. - С.22-32.
29. Игнатова В.А., Игнатов С.Б. Экологическая культура: системно-синергетический подход к описанию феномена [Электронный ресурс]. URL: https://cvberleninka.ru/ (дата обращения 22.10.2018 г.).
30. Камахина Р.С., Мавлюдова Л.У., Галимова Н.Р.
Формирование экологической культуры учащихся в процессе обучения биологии //Современные проблемы науки и образования. №5, 2008. [Электронный ресурс]. URL: http://www■Science-education■ш/(дата
обращения: 11.02.2019).
31. Карцева И.Д., Шубкина Л.С. Хрестоматия по методике преподавания биологии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по биол. спец. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1984. - 288 с.
32. Кондаков А.М. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. - М.: Просвещение,
2008. - 39 с.
33. Косоножкин В.И. Актуальные аспекты модернизации образовательных технологий формирования экологической культуры личности //Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Сер. Социальноэкологические технологии. №2, 2013. - С.66-70.
34. Кушнир Т.Л. Формирование у подростков ответственного отношения к природе: автореферат. - М., 2010. - С.20.
35. Лавров С.Б. Глобальные проблемы современности: часть 1.
- СПб.: СПбГУПМ, 2008. - 72 с.
36. Лавров С.Б. Глобальные проблемы современности: часть 2. - СПб.: СПбГУПМ, 2010. - 72 с.
37. Львова С.П., Вербицкий А.А. Авторская концепция организации и развития непрерывного экологического образования. - М.: Минприроды России, 1993. - С.13.
38. Марфенин Н.Н. Экологическое образование в интересах
устойчивого развития: новые задачи и проблемы //Экологическое
образование: до школы, в школе, вне школы. - 2006. - С.16-29.
39. Методологические принципы [Электронный ресурс]. URL: https://www.dissercat.com/ (дата обращения 12.01.2019 г.).
40. Моисеев Н.Н. Устойчивое развитие и экологическое
образование [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/ (дата обращения 16.10.2018 г.).
41. Никишов А.И. Теория и методика обучения биологии. - М.: КолосС, 2007. - 304 с.
42. Ногтева Е.Ю. Педагогическая диагностика состояния и развития экологической культуры учащихся. - Череповец, 2007. - С.5.
43. Ногтева Е.Ю., Лушников И.Д. Развитие экологической культуры учащихся. - Вологда: Издательский центр ВИРО, 2004. - 246 с.
44. Описание методов обучения биологии [Электронный
ресурс]. URL: http://childpsy.ru/ (дата обращения 12.05.2019 г.).
45. Описание УМК под руководством В.В. Пасечника.
[Электронный ресурс]. URL: https://rosuchebnik.ru/ (дата обращения
2.05.2019 г.).
46. Определение понятия «экологическая культура»
Абрамовой Т.Е. [Электронный ресурс]. URL:
http: //www. ecologyandculture. ru/ (дата обращения 12.04.2019 г.).
47. Определение понятия «Экологическая культура»
Пономаревой И.Н. [Электронный ресурс]. URL: https://articlekz.com/ (дата обращения 21.12.2018 г.).
48. Организация внеурочной деятельности школьников в условиях реализации требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: учебнометодическое пособие. - Кемерово, 2011. - С.91.
49. Пономарева И.Н. Общая методика обучения биологии: учеб. пособие для студ. пед. вузов. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 280 с.
50. Пономарева И.Н., Соломин В.П. Экологическое образование в российской школе: История. Теория. Методика: Учебное пособие / Под. ред. В.П. Соломина. - Спб.: изд-во РПГУ им. А.И. Герцена,
2005. - 415 с.
51. Роль общеобразовательных учреждений в формировании экологической культуры [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/ (дата обращения 15.03.2019 г.).
52. Система формирования экологической культуры [Электронный ресурс]. URL: http://nauka-pedagogika.com/ (дата обращения
28.03.2019 г.).
53. Ситаров В.А., Пустовойтов В.В. Социальная экология. - М.: Академия. - 2000. - С.195-198.
54. Теория и практика формирования экологической культуры подростка на основе концепции устойчивого развития [Электронный ресурс]: монография / О.Г. Тавствуха [и др.]. - Электрон. дан. - Москва: ФЛИНТА, 2014. - 193 с. - Режим доступа: https://e.lanbook.com/ (дата обращения 15.09.2018г.).
55. Трофимова М.В. Формирование экологической культуры обучающихся в условиях реализации ФГОС ООО (на примере биологии) //Материалы VII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» [Электронный ресурс]. URL: https://scienceforum.ru/ (дата обращения: 11.02.2019г.).
56. Уровни сформированности экологической культуры [Электронный ресурс]. URL: https://e.lanbook.com/ (дата обращения 25.10.2018 г.).
57. Формирование экологической культуры [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/ (дата обращения 17.02.2019 г.).
58. Формирование экологической культуры школьников в процессе обучения химии [Электронный ресурс]. URL: https://vak.minobrnauki.gov.ru/ (дата обращения 12.01.2019 г.).
59. Формирование экологической культуры на уроках биологии [Электронный ресурс]. URL: https://infourok.ru/ (дата обращения 11.02.2019г.).
60. Формирование экологической культуры на уроках биологии [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/ (дата обращения 11.02.2019г.).
61. Характеристика экологического образования [Электронный ресурс]. URL: https://infourok.ru/ (дата обращения 16.12.2018 г.).
62. Хусаинов З.А. Региональная модель формирования экологической культуры учащихся: монография. Казань: Экоцентр, 2002. - 160 с.
63. Шиняева Н.Г. Формирование экологической культуры у детей в процессе исследовательской деятельности //Воспитатель ДОУ. - 2010. - С.110-115.
64. Экологическое воспитание школьников на уроках биологии
[Электронный ресурс]. URL: https://infourok.ru/ (дата обращения
22.09.2018г.). 
Экологическая культура И.Ю. Ярошука [Электронный https://scienceforum.ru/ (дата обращения 16.12.2018 г.).
Ясвин

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ