Введение 3
Глава 1. Теоретические особенности применения игровых технологий при обучении иностранному языку на среднем этапе обучения 6
1.1 История возникновения игровых технологий 6
1.2 Виды игр и их классификация 13
1.3 Роль игровых технологий в преподавании иностранного языка 20
Выводы по первой главе 27
Глава 2. Применение игровых технологии при обучении иностранному языку на среднем этапе обучения 29
2.0 Применение игровых технологий при обучении речевой деятельности на
среднем этапе обучения 29
2.1 Речевые игры, апробированные на педагогической практике 40
Выводы по второй главе 52
Заключение 54
Список использованной литературы 57
В современном мире интерес к культуре и языкам стран, которые являются экономическими партнерами нашего государства, возрастает большими темпами. Обучение иностранным языкам является одним из основных, приоритетных направлений в школе.
Методика обучения иностранному языку не стоит на месте, и все время находится в поиске новых эффективных технологий обучения языку. К таким технологиям можно отнести игровые технологии.
Игровая технология включает в себя группу методов и приемов организации процесса обучения и приемов организации педагогического процесса в форме педагогических игр.
Игровые технологии являются часто используемыми учителями в образовательном процессе технологиями. Игры и игровые приемы, использованные во время уроков обучения иностранному языку, позволяют заинтересовывать учащихся и преподнести знания в более легкой и интересной для учащихся форме.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что игровые технологии являются одной из эффективных технологий, которые все чаще используются учителями иностранного языка для улучшения качества знаний учащихся и закрепления полученных умений и навыков. Проблема использования игровых технологий при обучении иностранному языку на среднем этапе обучения является перспективной, которая однозначно приведет к более продуктивному усвоению материала.
Объектом исследования являются активные методы обучения английскому языку на среднем этапе.
Предметом выступают игровые технологии, способствующие развитию обучения речевой деятельности на иностранном языке на среднем этапе обучения.
Целью данной работы является определение роли и места игровых технологий, а также их эффективность в процессе обучения иностранному языку.
При исследовании проблемы были поставлены следующие задачи:
- исследовать историю возникновения игровых технологий;
- выявить виды и классификации игровых технологий;
- определить роль игровых технологий в преподавании иностранного языка на среднем этап обучения;
- исследовать использование игровых технологий при обучении речевой деятельности на иностранном языке на среднем этапе обучения;
- изучить формы и способы практического применения речевых игр на уроках иностранного языка.
При решении поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- поисковый метод (изучение и анализ литературы по методике преподавания иностранных языков, педагогике, психологии, лингвистике);
- метод обобщения, конкретизации и классификации;
- анализ способов и приемов использования игровых технологий во время обучения иностранному языку.
Проблема применения игровых технологий в обучении иностранному языку на среднем этапе обучения достаточно изучена иностранными и российскими учеными. Научно-методическую основу данной исследовательской работы составляют труды ученых-методистов: П.П. Блонского, А.С. Макаренко, С.Л. Рубинштейна, К.Д. Ушинского, С.А. Шмакова, Д.Б. Эльконина, Э. Берна, Ж. Пиаже, З. Фрейда.
Работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения и списка использованной литературы. Каждая глава сопровождается выводами.
Во введении обосновывается выбор темы, определяется актуальность, цель, задачи исследования, методы исследовательской работы.
В первой главе раскрываются теоретические положения применения игровых технологий в обучении иностранному языку на среднем этапе обучения. Здесь применение игровых технологий в обучении иностранному языку рассматривается, как способ достижения эффективных результатов обучающихся. Первая глава состоит из 3 параграфов, посвященных истории возникновения игровых технологий, видам игровых технологий, роли игровых технологий в преподавании иностранного языка на среднем этапе обучения.
Во второй главе исследуется практическое применение игровых технологий, направленных на обучение речевой деятельности на уроках иностранного языка на среднем этапе обучения языку. Вторая глава состоит из 2 параграфов, изучающих использование речевых игр при обучении иностранному языку на среднем этапе обучения и рассматривающих игры, апробированные на уроках иностранного языка во время педагогической практики.
Заключение содержит выводы о проделанной работе и предложения для совершенствования владения английской речью.
В современном мире все больше и больше обсуждается тема о технологиях эффективного изучения иностранного языка. Безусловно, на сегодняшний день, одним из эффективных методов изучения иностранного языка являются игровые технологии.
Во введении исследования были поставлены цели, задачи, методы изучения эффективности использования игровых технологий при обучении иностранному языку на среднем этапе обучения. Исходя из этих целей, нами были изучены:
- история возникновения игровых технологий;
- виды и классификации игровых технологий;
- роль игровых технологий в преподавании иностранного языка на среднем этап обучения;
- использование игровых технологий при обучении речевой деятельности в иностранном языке на среднем этапе обучения;
- формы и способы практического применения речевых игр на уроках иностранного языка.
В выпускной квалификационной работе было проведено исследование, целью которого было теоретическое изучение и практическое подтверждение эффективности использования игровых технологий при изучении иностранного языка на среднем этапе обучения.
В первой главе исследования были рассмотрены вопросы об истории происхождения игровых технологий, классификации игр в обучении английскому языку и роль игровых технологий в преподавании иностранного языка на среднем этапе обучения. Исследования показали, что история происхождения игр уходит в глубокое прошлое. Проанализировав ряд работ, определили, что нет четкой классификации игр. Таким образам, игры могут быть разделены на группы по целям, задачам, формам, по составу участников, по длительности и т. д. При исследовании вопроса о роли игровых технологий при обучении иностранному языку особое внимание
уделили на изучение цели, задачи, функции, особенности применения игровых технологий на среднем этапе обучения.
Учитывая психологические и возрастные особенности учащихся среднего этапа, можно сделать вывод, что для них характерна потребность в общении, расположенность к импровизациям, к задачам на сообразительность. Многие исследователи, ученые считают, что для учащихся данной возрастной группы характерна потребность в общении. Исследования показали, что при изучении английского языка навыки и умения учащихся формируются в максимально приближенные к естественным событиям, ситуациям. Таким образом, основываясь на работы зарубежных и отечественных ученых исследователей, мы рассмотрели с теоретической стороны эффективности использования игровых технологий при обучении иностранному, в нашем случае английскому, языку.
В практической части, мы рассмотрели игровые технологии при обучении речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение, письмо) на уроках английского языка. По нашему взгляду обучение речевой деятельности является одним из основных задач обучения иностранному языку на среднем этапе обучения. Исходя из этого, мы проанализировали цели и задачи, особенности обучения каждому типу речевой деятельности и привели примерные варианты игр, которые, на наш взгляд, будут продуктивными на среднем этапе обучения. Во время отбора игр, мы опирались на интересы, психологические и возрастные особенности учащихся.
После прохождения практики в школе, мы пришли к выводу, что обучение речевой деятельности, с использованием игровых технологий эффективнее, чем традиционные методы обучения. По нашему мнению, обучение речевой деятельности одна из сложных задач, которую нужно решить. Во время практики были применены игры для обучения всех видов речевой деятельности, которые еще раз подтвердили их результативность. На наш взгляд, исходя из результатов, которые были сделаны во время педагогической практики, лучшее время для проведения игр - это заключительный этап урока, когда материал отработан и все возможные трудности, которые могут сделать игровой процесс трудным, сняты.
В результате наблюдения за действиями учащихся девятого класса, во время прохождения практики, пришли к выводу о том, что игровые технологии помогают избежать шаблонных ситуаций, развивая память, воображение, фантазию учеников. Во время игры развиваются не только речевые навыки, но и личностные, следовательно, учащиеся учатся управлять своими эмоциями, помогать друг-другу, работать в команде и поддерживать своих друзей.
Игра способствует продуктивной активизации речевой деятельности. Учащиеся независимо от уровня знания быстро вовлекаются в процесс игры, тем самым делая процесс обучения легким и непринуждённым.
Таким образом, игровые технологии и их использование на уроках английского языка на среднем этапе обучения была изучена в разных аспектах. Приведенные нами примеры игровых технологий, а также предложенные формы и приемы работы с ними могут быть использованы учителем в школе.
1. Alanna Jones 104 Activities That Build: self-esteem, teamwork, communication, anger management, self-discovery and coping skills. / Jones A - United States: Rec Room Publishing, Inc. - 1998. - 205 p.
2. Blanton, L. L.. Idea Exchange 1: From speaking to writing / L. L. Blanton. - Boston: Heinle & Heinle. - 2002. - 176 p.
3. Brown H. D.. Teaching by principles: An interactive approach to language pedagogy. 2nd ed. / H. D. Brown. - White Plains, NY: Longman. - 2000 - 234 p.
4. Larsen-Freeman Diane Techniques and Principles in Language Teaching / D. Larsen-Freeman. - New York: Oxford University Press. - 2000 - 135 p.
5. Richards J. C. and Rodgers T. S. Approaches and methods in language teaching. 2nd ed. / J. C. Richards and T. S. - Rodgers.New York: Cambridge University Press. - 2001. - 198 p.
6. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: кн. для учителя /
Н.П. Аникеева. - М.: Просвещение - 1987. - 144 с.
7. Аренова Т. В. Практические рекомендации по организации и проведению ролевых игр на уроке иностранного языка / Т. В. Аренова - Алматы. - 2001. - 37 с.
8. Афанасьева Н.В. Особенности Федерального государственного стандарта начального общего образования и учебно-методического комплекса образовательной системы Д.Б. Эльконина - В.В.Давыдова // Инновационные проекты и программы в образовании - 2010. - № 3. - С. 33.
9. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров / В.П. Беспалько. - М.: Изд-во «МОДЕК» - 2002. - 352 с.
10. Биболетова М.З. Enjoy English учебник английского языка для 9 классов общеобразовательных учреждений / М.З. Биболетова, Н. В. Добрынина, Н,Н, Трубанева. - Обнинск: Титул - 2010 - 210 c.
11. Будакова О.В. Игровые технологии как эффективное средство активизации учебного процесса на уроке иностранного языка /
О. В. Будакова // Педагогическое мастерство: материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). - М.: Буки-Веди. - 2012. - С. 152-154.
12. Вербицкий А. А.Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. - М.: Высшая школа. - 1991. - 204 с.
13. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций / Л. С. Выготский - М.: Издательство Акад. пед. наук. - 1960. - С. 498-500.
14. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение - 1991. - 93 с.
15. Г азман О. С. В школу - с игрой: кн. для учителя / О. С. Г азман, Н. Е. Харитонова. - М.: Просвещение - 1991. - 96 с.
16. Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез - 5-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия» - 2008. - 336 с.
17. Гез Н.И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: учебник / М.В. Луховицкий, А.А. Миролюбов и др. - М.: Высшая школа. - 2009. - 345 с.
18. Гузеев В. В. Лекции по педагогической технологии / В. В. Гузеев.
- М.: Знание. - 1992. - 60 с.
19. Дворник М. В. Игра и игровая ситуация на начальной и средней ступени обучения / М. В. Дворник // Иностранные языки в школе. - 1990. - №6. - С. 48-52.
20. Ефимова Р. Ю. Организационно-обучающие игры на уроках иностранного языка / Р. Ю. Ефимова // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2011. - № 6 . - С. 61
21. Зайцев В.С. Педагогические технологии: элективный курс для подготовки бакалавров и магистров / В. С. Зайцев. - В 2-х книгах. - Книга 1.
- Челябинск, ЧГПУ. - 2012 - 424 с.
22. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе:
б-ка учителя иностр. яз. / И. А. Зимняя. - М.: Просвещение. - 1991. - 222 с.
23. Китайгородская Г. А. Методические основы интенсивного обучения иностранным языкам: мет. пособие / Г.А. Китайгородская. - Издательство Московского университета. - 1986. - 175 с.
24. Кларин М. В. Педагогическая технология в учебном процессе / М. В. Кларин. - М. - 2009. - 80 с.
25. Колесникова И. Е. Игры на уроке английского языка / И. Е. Колесникова. - Минск: Народная Асвета. - 1990. - 120 с.
26. Комарова Ю. А. Использование учебных игр в процессе обучения иностранным языкам / Ю. А. Комарова. - СПб.: «Каро». - 2001. - 118 с.
27. Ксензова Г. Ю. Перспективные школьные технологии: учебнометодическое пособие / Г.Ю. Ксензова. - М.: Педагогическое общество России. - 2006. - 224с.
28. Кукушин B. C. Теория методики обучения / B.C. Кукушин. - Ростов-на-Дону: Феникс. - 2005. - 474 с.
29. Кукушкин В.С. Педагогические технологии / В.С. Кукушкин - Ростов-на-Дону: Март. - 2002. - 336 с.
30. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студентов вузов. / В.С. Мухина - М., Академия. - 2000. - 337 с.
31. Никишина И. В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов / И. В. Никишина. - Волгоград: Учитель. - 2007. - 91 с.
32. Осмоловская И. М. Как организовать дифференцированное обучение / И.М. Осмоловская. - М «Сентябрь» - 2008. - 112 с.
33. Петричук И.И. Ещё раз об игре// Иностр. языки в школе. - 2008. - № 2 - С. 55-60.
34. Пидкасистый П. И. Учебник для студентов педагогических учебных заведений / П. И. Пидкасистый. - М.: Просвещение. - 2006 . - 213 с.
35. Плешакова А. Б. Игровые технологии в учебном процессе /
А. Б. Плешакова //Современные проблемы философского знания.-Пенза. - 2008 - С. 67-70.
36. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е. С. Полат. - М.: «Академия». - 2009. - 272 с.
37. Репринцева Е. А. Педагогика игры: теория. История. Практика / Е. А. Репринцева. - Курск: Издательство Курского государственного университета - 2005. - 421 с.
38. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - СПб: Питер. - 2000. - 712 с.
39. Савионов Е. С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения/ Е.С.Савинов. - М.: Просвещение. - 2010. - 191 с.
40. Сахарова Т. Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. / Т. Е. Сахарова, Ф.М. Рабинович, Г.В Рогова. - М.: Просвещение - 1991. - 287 с.
41. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе
дидактического и методического усовершенствования УВП / Г.К. Селевко. - М.: НИИ школьных технологий НИИ. - 2005. - 288 с.
42. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие для пед. вузов и институтов повышения квалификации / Г.К. Селевко. - М.: Народное образование - 2005. - 256c.
43. Степанова Е. Л. Игра как средство развития интереса к изучаемому языку // Иностранные языки в школе. - 2004. - №2. - С. 66-68.
44. Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка / М.Ф. Стронин - М.: Просвещение. - 1984. - 112с.
45. Терехина, Н.В. Использование игровых методов и приемов на уроках английского языка как способ повышения мотивации к обучению [Электронный ресурс] / Н.В. Терехина // Концепт. - 2016. - № 13. - С. 72 - 78. - Режим доступа: http://e-koncept.ru/2016/76161 .htm.
46. Тищенко В. А. Коммуникативные умения: к вопросу
классификации / В. А. Тищенко // Казанский педагогический журнал. - 2008. - №2. - С. 15-22.
47. Филатов В.М. Методическая типология ролевых игр /
B. М. Филатова // Иностранные языки в школе. - 1988. - №2. - C. 17-18.
48. Финогенов, А.В. Игровые технологии в школе: учеб.-метод. пособие / А.В. Финогенов, В.Э. Филиппов. - Красноярск: Краснояр. гос. унт. - 2001 - 75с.
49. Фришман И.Н. Коммуникативные, ситуационно - ролевые игры, конкурсы / И.Н. Фришман // Воспитательная работа в школе. - 2005. - № 2. - C. 119 -126.
50. Шарафутдинова Т.М. Обучающие игры на уроках английского языка / Т.М. Шарафутдинова // Иностранные языки в школе. - 2005. - №8. -С. 17-19.
51. Шмаков С. А. Игры учащихся - феномен культуры / С.А. Шмаков. - М. - 1994. - С. 14.
52. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. - М. - 2002. - С. 124.
Электронные ресурсы
53. Педагогические технологии
http://vladimir.socio.msu.ru/1 KM/edutech l.htm. (Дата обращения: 23.10.2018)
54. Педагогические технологии и инновации
http://www.psylist.net/pedagogika/inovacii.htm. (Дата обращения: 15.04.2019)
55. Педагогические технологии и технология учебного процесса. Логический анализ понятий http://oio.tpu.ru/publ 2004/article2004 5.htm. (Дата обращения: 10.02.2019)
56. Развивающие педагогические технологии
http://www.ido.edu.ru/psycx/ps 13.html. (Дата обращения: 10.02.2019)
57. Структура педагогических технологий
http://coop.chuvashia.ru/kartuzov/site/4 3/2/htm. (Дата обращения: 17.11.2018)
58. Говорок Г. В. Игровые технологии в обучении английскому языку. https://infourok.ru/igrovie-tehnologii-v-obuchenii-angliyskomu-yaziku- 437868.html. (Дата обращения: 28.01.2019)