ПОВЫШЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ МЕТОДАМИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ
|
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ МЕТОДАМИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ 6
1.1 Подготовка водителей как один из основных элементов в системе обеспечения безопасности участников дорожного движения 6
1.2 Современные методы обучения при подготовке водителей в РФ, как факторы обеспечения безопасности участников дорожного движения 13
1.3 Анализ международного опыта подготовки водителей транспортных средств 20
Выводы по главе 1 26
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН И ЕЁ ВЛИЯНИЕ НА БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ 30
2.1 Характеристика безопасности дорожного движения в Республике Татарстан 30
2.2 Проблемы подготовки водителей в автошколах и их влияние на безопасность дорожного движения в Республике Татарстан 39
2.3 Оптимизация процесса подготовки кандидатов в водители на примере Республики Татарстан 42
Выводы по главе 2 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 53
ПРИЛОЖЕНИЯ 60
1.1 Подготовка водителей как один из основных элементов в системе обеспечения безопасности участников дорожного движения 6
1.2 Современные методы обучения при подготовке водителей в РФ, как факторы обеспечения безопасности участников дорожного движения 13
1.3 Анализ международного опыта подготовки водителей транспортных средств 20
Выводы по главе 1 26
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН И ЕЁ ВЛИЯНИЕ НА БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ 30
2.1 Характеристика безопасности дорожного движения в Республике Татарстан 30
2.2 Проблемы подготовки водителей в автошколах и их влияние на безопасность дорожного движения в Республике Татарстан 39
2.3 Оптимизация процесса подготовки кандидатов в водители на примере Республики Татарстан 42
Выводы по главе 2 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 53
ПРИЛОЖЕНИЯ 60
Несмотря на то что опытному, квалифицированному, находящемуся в хорошем физическом состоянии водителю удаётся нередко избежать дорожно-транспортных происшествий даже в чрезвычайных обстоятельствах при крайне неблагоприятных дорожных условиях, всё ещё до 90 % всех происшествий совершается по вине водителей или пешеходов. Связано это с подготовкой и квалификацией участников дорожного движения, с их умением действовать в критических ситуациях, которые в значительной мере зависят от индивидуальных физических, моральных и психологических особенностей.
Изучение теоретических основ безопасности дорожного движения в соответствии с системой, основанной с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей обучающихся, может способствовать формированию рефлексивных установок мышления, являющихся содержательным обоснованием профессиональных качеств водителя и влияющих на успешность процесса управления автомобилем (С.Е. Бебинов, В.А. Сальников, 2008; Т.С. Бочкарева, 2015; В.А. Василенко, 2013; Н.В. Золотых, А.В. Черняева, 2014). Однако суть противоречия заключается в том, что Примерная программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств не ориентирована в полной мере на формирование или коррекцию именно этих профессионально важных качеств.
Сказанное в полной мере обусловило актуальность настоящего исследования, цель, задачи, предмет и объект исследования.
Цель выпускной квалификационной работы - определить методы совершенствования системы подготовки водителей как фактор обеспечения безопасности дорожного движения.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть подготовку водителей как один из основных элементов в системе обеспечения безопасности участников дорожного движения.
2. Изучить современные методы обучения при подготовке водителей в РФ, как факторы обеспечения безопасности участников дорожного движения.
3. Ознакомиться с международным опытом подготовки водителей транспортных средств.
4. Провести анализ безопасности дорожного движения в Республике Татарстан.
5. Определить проблемы подготовки водителей в автошколах и их влияние на безопасность дорожного движения в Республике Татарстан.
6. Сформировать мероприятия по повышению эффективности процесса подготовки кандидатов в водители на примере Республики Татарстан.
Объект исследования: система обеспечения безопасности участников дорожного движения.
Предмет исследования: подготовка водителей как один из основных элементов в системе обеспечения безопасности участников дорожного движения.
Теоретическую базу исследования составили труды отечественных и зарубежных авторов в сфере правил дорожного движения, безопасности дорожного движения, теории государственного управления, административно-правового регулирования, обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина, деятельности органов внутренних дел и др., таких как: А.С. Бобешко, С.Е. Борисова, Е.Е. Воронина, Л.Г. Г арифуллина, О.Н. Дунаева и др.
Нормативно-правовую базу исследования составили: федеральные законы Российской Федерации («О безопасности дорожного движения», «О транспортной безопасности», «О лицензировании отдельных видов деятельности», «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и др.), постановления и распоряжения Правительства РФ («О Правилах дорожного движения (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения»)», «О порядке государственного учета показателей состояния безопасности дорожного движения», «О федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах», «Об утверждении Стратегии безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018-2024 годы»,
и др.) и др.
Методы исследования: сравнительно-правовой, классификации и группировки, статистики, методы индукции, дедукции, обощение и др.
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы: органами ГИБДД в ходе принятия экзаменов на право владения транспортным средством; автошколами и другими учебными заведениями, осуществляющими подготовку водителей в рамках повышения эффективности учебного процесса.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, заключения, списка использованных источников и приложений. Общий объем - 73 страницы, в том числе, 7 таблиц, 4 рисунка, 6 приложений. Список использованных источников содержит 62 наименования.
Во введении сформулирована актуальность исследования, рассмотрена степень изученности проблемы, определены цель, задачи, предмет, объект, методы исследования, практическая значимость и научная новизна. В первой главе выпускной квалификационной работы «Теоретические аспекты повышения безопасности дорожного движения методами совершенствования системы подготовки водителей» рассматривается подготовка водителей как один из основных элементов в системе обеспечения безопасности участников дорожного движения, изучаются современные методы обучения при подготовке водителей в РФ, приводится анализ международного опыта подготовки водителей транспортных средств. Во второй главе выпускной квалификационной работы «Особенности системы подготовки водителей в республике Татарстан и её влияние на безопасность дорожного движения» дается характеристика безопасности дорожного движения в Республике Татарстан, определены проблемы подготовки водителей в автошколах и их влияние на безопасность дорожного движения и определены направления оптимизация процесса подготовки кандидатов в водители на примере Республики Татарстан. В заключении приведены ключевые тезисы по теоретической и практической части выпускной квалификационной работы.
Изучение теоретических основ безопасности дорожного движения в соответствии с системой, основанной с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей обучающихся, может способствовать формированию рефлексивных установок мышления, являющихся содержательным обоснованием профессиональных качеств водителя и влияющих на успешность процесса управления автомобилем (С.Е. Бебинов, В.А. Сальников, 2008; Т.С. Бочкарева, 2015; В.А. Василенко, 2013; Н.В. Золотых, А.В. Черняева, 2014). Однако суть противоречия заключается в том, что Примерная программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств не ориентирована в полной мере на формирование или коррекцию именно этих профессионально важных качеств.
Сказанное в полной мере обусловило актуальность настоящего исследования, цель, задачи, предмет и объект исследования.
Цель выпускной квалификационной работы - определить методы совершенствования системы подготовки водителей как фактор обеспечения безопасности дорожного движения.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть подготовку водителей как один из основных элементов в системе обеспечения безопасности участников дорожного движения.
2. Изучить современные методы обучения при подготовке водителей в РФ, как факторы обеспечения безопасности участников дорожного движения.
3. Ознакомиться с международным опытом подготовки водителей транспортных средств.
4. Провести анализ безопасности дорожного движения в Республике Татарстан.
5. Определить проблемы подготовки водителей в автошколах и их влияние на безопасность дорожного движения в Республике Татарстан.
6. Сформировать мероприятия по повышению эффективности процесса подготовки кандидатов в водители на примере Республики Татарстан.
Объект исследования: система обеспечения безопасности участников дорожного движения.
Предмет исследования: подготовка водителей как один из основных элементов в системе обеспечения безопасности участников дорожного движения.
Теоретическую базу исследования составили труды отечественных и зарубежных авторов в сфере правил дорожного движения, безопасности дорожного движения, теории государственного управления, административно-правового регулирования, обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина, деятельности органов внутренних дел и др., таких как: А.С. Бобешко, С.Е. Борисова, Е.Е. Воронина, Л.Г. Г арифуллина, О.Н. Дунаева и др.
Нормативно-правовую базу исследования составили: федеральные законы Российской Федерации («О безопасности дорожного движения», «О транспортной безопасности», «О лицензировании отдельных видов деятельности», «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и др.), постановления и распоряжения Правительства РФ («О Правилах дорожного движения (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения»)», «О порядке государственного учета показателей состояния безопасности дорожного движения», «О федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах», «Об утверждении Стратегии безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018-2024 годы»,
и др.) и др.
Методы исследования: сравнительно-правовой, классификации и группировки, статистики, методы индукции, дедукции, обощение и др.
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы: органами ГИБДД в ходе принятия экзаменов на право владения транспортным средством; автошколами и другими учебными заведениями, осуществляющими подготовку водителей в рамках повышения эффективности учебного процесса.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, заключения, списка использованных источников и приложений. Общий объем - 73 страницы, в том числе, 7 таблиц, 4 рисунка, 6 приложений. Список использованных источников содержит 62 наименования.
Во введении сформулирована актуальность исследования, рассмотрена степень изученности проблемы, определены цель, задачи, предмет, объект, методы исследования, практическая значимость и научная новизна. В первой главе выпускной квалификационной работы «Теоретические аспекты повышения безопасности дорожного движения методами совершенствования системы подготовки водителей» рассматривается подготовка водителей как один из основных элементов в системе обеспечения безопасности участников дорожного движения, изучаются современные методы обучения при подготовке водителей в РФ, приводится анализ международного опыта подготовки водителей транспортных средств. Во второй главе выпускной квалификационной работы «Особенности системы подготовки водителей в республике Татарстан и её влияние на безопасность дорожного движения» дается характеристика безопасности дорожного движения в Республике Татарстан, определены проблемы подготовки водителей в автошколах и их влияние на безопасность дорожного движения и определены направления оптимизация процесса подготовки кандидатов в водители на примере Республики Татарстан. В заключении приведены ключевые тезисы по теоретической и практической части выпускной квалификационной работы.
Аварийность на автомобильном транспорте наносит огромный материальный и моральный ущерб как обществу в целом, так и отдельным гражданам. «Дорожно-транспортный травматизм приводит к исключению из сферы производства людей трудоспособного возраста. Гибнут и становятся инвалидами дети. Ежедневно в РФ в результате дорожно-транспортного происшествия погибают и получают ранения свыше 275 человек. Эти обстоятельства во всех странах мира приводят к повышенному интересу обеспечения безопасности участников дорожного движения» и к вопросам совершенствования подготовки водителей. В настоящее время в России осуществляется реализация Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах», целью которой является сокращение смертности от ДТП к 2020 г. на 8 тыс. человек (28,82%) по сравнению с 2012 г. В Программе сформулирован и определен ряд задач, одна из которых — повышение требований к подготовке водителей на получение права на управление транспортными средствами и требований к автошколам, осуществляющим такую подготовку. Главная задача российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Это касается и подготовки водителей транспортных средств.
Тенденции современного развития общества, экономики, техники качественно изменяют дорожное движение и требуют постоянного совершенствования уровня подготовки водителей их нацеленность на безопасное вождение транспортного средства. В Татарстане успешно проводятся мероприятия по развитию системы фото и видеофиксации нарушений правил дорожного движения. В настоящее время используется более одной тысячи приборов фиксации (896 стационарных, 177 передвижных и 33 мобильных комплекса). В конце 2018 года на трех автодорогах федерального значения Москва - Уфа, Казань - Оренбург и Казань - Ульяновск введен в эксплуатацию тотальный контроль соблюдения установленной скорости движения транспортных средств. Запланировано дальнейшее внедрение этой системы на автодорогах регионального значения, где отмечается высокая степень аварийности. В решении проблемных вопросов принимают участие и общественники, которые активно используют государственную информационную систему «Народный инспектор», позволяющую выявлять 16 категорий нарушений ПДД. Кроме того, сотрудники УГИБДД МВД по РТ регулярно проводят мониторинг социальных сетей, где пользователи также размещают соответствующие фото и видеоматериалы. Но по-прежнему остаются актуальными вопросы подготовки водителей, как главного фактора аварийности в регионе. Наибольшее число ДТП, совершаемых водителями со стажем менее 3 лет приходится на наезд на пешехода. При этом более 60% водителей в первый год после получения водительского удостоверения. Наибольшее число водителей виновных в совершении ДТП в течение 3 лет после получения прав в Республике Татарстан находится в возрасте 18-24 года. Анализ качества и эффективности работы автошкол проводится в рамках Некоммерческого партнерства «Федерация автошкол Республики Татарстан», в котором участвуют не все автошколы Республики. Целесообразно было бы объединить их в одно информационное пространство и проводить регулярный мониторинг эффективности их работы.
Основные проблемы в сфере подготовки водителей в Республике Татарстан аналогичны многим другим регионам: недостаточная техническая оснащенность автошкол; отсутствие обследования психофизиологических характеристик обучающихся; методики обучения вождению во многом устарели; некомпетентность педагогов-инструкторов, мастеров производственного обучения вождению.
Ключевыми ориентирами в повышении эффективности обучения водителей должны стать:
- Регулярный контроль прохождения медицинской комиссии;
- Введение «детального подхода» к психофизиологии обучающихся, используя психологические теории обучения.
- Внедрение в обучение тренажеров.
- Введение в курс подготовки такой дисциплины как «контраварийная подготовка водителей».
- Обучение экстремальным приемам вождения.
- Ужесточение мер сдачи экзаменационной комиссии.
- Ввести пролонгированный контроль и оценку качества вождения (отслеживание количества нарушений ПДД и ДТП в течении трех лет после окончания автошколы).
Также необходимо объединить все автошколы и учебные заведения, специализирующиеся на подготовке водителей в одно информационное пространство (возможно в рамках Некоммерческого партнерства «Федерация автошкол Республики Татарстан») с регулярным подсчетом рейтинга.
Методика расчета рейтинга автошколы была рассмотрена нами в настоящей работе и складывается из ключевых показателей:
- Оценка качества подготовки водителей. Определяется путем подсчета сдавших экзамен в ГИБДД с первого раза.
- Техническая оснащенность автошкол.
- Категория преподавателей, обучающих в автошколе.
- Срок обучения в автошколе.
- Возраст обучающихся в автошколе.
- Аварийность, лицами, прошедшими обучение в автошколе.
Для автошкол с низким рейтингом целесообразно применять меры санк- ционного характера или лишать лицензии.
Как правило, преподаватели в автошколе не имеют педагогического образования, незнакомы с законами психологии и педагогики. По мнению автора, данные требования недостаточны для допуска инструкторов к обучению будущих водителей. Специальной подготовкой мастеров производственного обучения вождению занимается очень мало учебных заведений. Необходимо развивать и широко внедрять данные образовательные программы, включая в курс подготовки изучение психологии и педагогики, необходимых для работы с начинающими водителями.
Тенденции современного развития общества, экономики, техники качественно изменяют дорожное движение и требуют постоянного совершенствования уровня подготовки водителей их нацеленность на безопасное вождение транспортного средства. В Татарстане успешно проводятся мероприятия по развитию системы фото и видеофиксации нарушений правил дорожного движения. В настоящее время используется более одной тысячи приборов фиксации (896 стационарных, 177 передвижных и 33 мобильных комплекса). В конце 2018 года на трех автодорогах федерального значения Москва - Уфа, Казань - Оренбург и Казань - Ульяновск введен в эксплуатацию тотальный контроль соблюдения установленной скорости движения транспортных средств. Запланировано дальнейшее внедрение этой системы на автодорогах регионального значения, где отмечается высокая степень аварийности. В решении проблемных вопросов принимают участие и общественники, которые активно используют государственную информационную систему «Народный инспектор», позволяющую выявлять 16 категорий нарушений ПДД. Кроме того, сотрудники УГИБДД МВД по РТ регулярно проводят мониторинг социальных сетей, где пользователи также размещают соответствующие фото и видеоматериалы. Но по-прежнему остаются актуальными вопросы подготовки водителей, как главного фактора аварийности в регионе. Наибольшее число ДТП, совершаемых водителями со стажем менее 3 лет приходится на наезд на пешехода. При этом более 60% водителей в первый год после получения водительского удостоверения. Наибольшее число водителей виновных в совершении ДТП в течение 3 лет после получения прав в Республике Татарстан находится в возрасте 18-24 года. Анализ качества и эффективности работы автошкол проводится в рамках Некоммерческого партнерства «Федерация автошкол Республики Татарстан», в котором участвуют не все автошколы Республики. Целесообразно было бы объединить их в одно информационное пространство и проводить регулярный мониторинг эффективности их работы.
Основные проблемы в сфере подготовки водителей в Республике Татарстан аналогичны многим другим регионам: недостаточная техническая оснащенность автошкол; отсутствие обследования психофизиологических характеристик обучающихся; методики обучения вождению во многом устарели; некомпетентность педагогов-инструкторов, мастеров производственного обучения вождению.
Ключевыми ориентирами в повышении эффективности обучения водителей должны стать:
- Регулярный контроль прохождения медицинской комиссии;
- Введение «детального подхода» к психофизиологии обучающихся, используя психологические теории обучения.
- Внедрение в обучение тренажеров.
- Введение в курс подготовки такой дисциплины как «контраварийная подготовка водителей».
- Обучение экстремальным приемам вождения.
- Ужесточение мер сдачи экзаменационной комиссии.
- Ввести пролонгированный контроль и оценку качества вождения (отслеживание количества нарушений ПДД и ДТП в течении трех лет после окончания автошколы).
Также необходимо объединить все автошколы и учебные заведения, специализирующиеся на подготовке водителей в одно информационное пространство (возможно в рамках Некоммерческого партнерства «Федерация автошкол Республики Татарстан») с регулярным подсчетом рейтинга.
Методика расчета рейтинга автошколы была рассмотрена нами в настоящей работе и складывается из ключевых показателей:
- Оценка качества подготовки водителей. Определяется путем подсчета сдавших экзамен в ГИБДД с первого раза.
- Техническая оснащенность автошкол.
- Категория преподавателей, обучающих в автошколе.
- Срок обучения в автошколе.
- Возраст обучающихся в автошколе.
- Аварийность, лицами, прошедшими обучение в автошколе.
Для автошкол с низким рейтингом целесообразно применять меры санк- ционного характера или лишать лицензии.
Как правило, преподаватели в автошколе не имеют педагогического образования, незнакомы с законами психологии и педагогики. По мнению автора, данные требования недостаточны для допуска инструкторов к обучению будущих водителей. Специальной подготовкой мастеров производственного обучения вождению занимается очень мало учебных заведений. Необходимо развивать и широко внедрять данные образовательные программы, включая в курс подготовки изучение психологии и педагогики, необходимых для работы с начинающими водителями.
Подобные работы
- Повышение безопасности дорожного движения методами совершенствования системы подготовки водителей
Магистерская диссертация, машиностроение. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - ПОВЫШЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В ЗОНАХ НЕРЕГУЛИРУЕМЫХ ПЕШЕХОДНЫХ ПЕРЕХОДОВ
Дипломные работы, ВКР, автомобили и автомобильное хозяйство. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ПОВЫШЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В ЗОНАХ НЕРЕГУЛИРУЕМЫХ ПЕШЕХОДНЫХ ПЕРЕХОДОВ
Дипломные работы, ВКР, безопасность жизнедеятельности (БЖД). Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2018 - РАЗРАБОТКА МЕР ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ОПАСНОГО ВОЖДЕНИЯ
КАК НЕГАТИВНОГО ФАКТОРА
БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, безопасность жизнедеятельности (БЖД). Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017 - Деятельность подразделений ГИБДД по пропаганде безопасности дорожного движения (Барнаульский Юридический Институт МВД)
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2018 - РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2017 - АНАЛИЗ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ И РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ
Дипломные работы, ВКР, автомобили и автомобильное хозяйство. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2016 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СУЩЕСТВУЮЩИХ ТЕХНИЧЕСКИХ
СРЕДСТВ ОРГАНИЗАЦИИ ДВИЖЕНИЯ
Бакалаврская работа, безопасность жизнедеятельности (БЖД). Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017 - Управление рисками в системе обеспечения безопасности дорожного движения
Магистерская диссертация, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2023



