СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…7
1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ
МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА……………………..12
1.1 Критерии отбора субъектов МСП………………………………………….15
1.2 Внешняя экономическая среда МСП………………………………………20
1.3 Полномочия разных уровней власти в сфере поддержки
субъектов МСП…………………………………………………………………..25
1.4 Принципы и содержание поддержки МСП…………………………….…..30
1.5 Организации инфраструкту-ры……………………………………………...38
1.6 Информационное обеспечение МСП……………………………………....46
1.7 Финансовая поддержка МСП……………………………………………….47
1.8 Проблемы кредитования МСП……………………………………………...51
1.9 Пути решения проблем кредитования…………………………………..…56
2. МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В
ПРИМОРСКОМ КРАЕ………………………………………………………….65
2.1. Краевая программа поддержки МСП…………………………….………..65
2.2 Прогнозная оценка эффективности реализации краевой
Програм-мы……………………………………………………………………….74
2.3 Анализ показателей деятельности субъектов МСП в
Приморском крае……………………………………………………….………..78
3. ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ МСП В ДГО………………………………………98
3.1 Проблемы субъектов МСП на территории ДГО………………….……….99
3.2 Программа развития малого и среднего предпринимательства в ДГО...100
3.3 Оценка значимости программы ДГО……………………………………..108
3.4 Доступность кредитных ресурсов для бизнеса в ДГО…………………..120
ЗАКЛЮЧЕ-НИЕ………………………………………………………………...125
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……..131
ВВЕДЕНИЕ
Малое и среднее предпринимательство (МСП) играет все возрастающую роль в социально-экономическом развитии как России в целом, отдельно взятых субъектов, так и моногородов по типу г. Дальнегорска.
В сложных экономических условиях развивающегося мирового финансово-экономического кризиса поддержка МСП должна быть одним из приоритетов в работе органов власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Ключевая роль сектора – решение проблем безработицы и инновационного развития экономики.
Президент Российской Федерации Д.А.Медведев неоднократно подчеркивал, что в условиях кризиса необходимо обратить особое внимание на развитие малого бизнеса. В условиях кризиса, государству в первую очередь необходимо следить за развитием социальной системы, за проблемой занятости. С помощью развития малого бизнеса в этих условиях Россия может пройти кризис с минимальными издержками, значительно смягчив социальные вопросы и частично решив проблему занятости населения.
Вопросы развития малого предпринимательства, создания благоприятных условий для МСП, устранение административных барьеров, финансовая и имущественная поддержка малых компаний должны быть приоритетными в деятельности всех уровней власти РФ.
В 2008 году на всех уровнях власти принят ряд законодательных актов, которые направлены на поддержку и развитие МСП.
Особенности поддержки МСП на федеральном, региональном и муниципальном уровне в кризисных условиях заключаются в обязательном наличии следующих составляющих:
• многоуровневая система поддержки МСП должна включать федеральную, региональную и муниципальную программы;
• финансовая поддержка: банковское кредитование, микрофинансирование;
• имущественная поддержка;
• развитие инфраструктуры поддержки;
• снижение административных барьеров;
• подготовка кадров для МСП;
• антикризисные меры, предпринимаемые на региональном и муниципальном уровне.
Актуальность темы дипломной работы определена ее предметом и объектами исследования, а также целью и решаемыми задачами.
Объектом исследования настоящей работы являются факторы, определяющие развитие субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) в Дальнегорском городском округе, и определяемые на разных уровнях власти.
Предмет исследования: разные уровни поддержки развития малого и среднего предпринимательства: государства, общественных организаций, банковской сферы, органов власти Приморского края, органов местного самоуправления Дальнегорского городского округа.
Целью настоящей дипломной работы является выявление недостатков в системной поддержке развития субъектов малого и среднего предпринимательства ДГО, определение причин их возникновения, и разработка предложений по их устранению.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
• анализ государственной политики и определение полномочий разных уровней власти в области поддержки МСП;
• исследование организаций инфраструктуры, поддерживающих МСП: Торгово-промышленная палата (ТПП), Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), Общероссий-ская общественная организация МСП «ОПОРА РОССИИ» и Российская ассоциация развития франчайзинга (РАРФ);
• анализ банковской сферы, выявление проблем кредитования МСП и определение путей решения этих проблем;
• исследование правовой и экономической среды МСП в Приморском крае, анализ программы развития МСП края на 2008-2010;
• оценка и анализ состояния МСП в Дальнегорском городском округе, с представлением экономических показателей развития МСП, выявление проблем субъектов МСП на территории ДГО.
Следует подчеркнуть важность использования всех форм и методов поддержки МСП, включая вопросы налоговой политики и снижения административного давления.
В частности, для снятия излишних административных барьеров и ограничения необоснованных проверок во исполнения Указа Президента РФ «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности» приняты: Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключения внепроцессуальных прав органов внутренних дел Российской Федерации, касающихся проверок субъектов предпринимательской деятельности», «пакет» антикоррупционных законов, внесенных Президентом Российской Федерации.
В рамках Программы Минэкономразвития России по поддержке МСП, которая уже работает в 78 регионах страны, в 2009 году будет уделено внимание активному содействию создания новых компаний. Прежде всего, идет речь о предоставлении грантов начинающим предпринимателям. Реализация комплекса мероприятий только за счет средств федерального и региональных бюджетов в 2009 году может поддержать создание или сохранение от 350 000 до полумиллиона рабочих мест.
Важным направлением является поддержка кредитования субъектов МСП. В период кризиса банки перестают кредитовать малый бизнес в пер-вую очередь. Это связано и с нехваткой залогового обеспечения, с трудно-стями в рефинансировании портфеля кредитов, выданных малому бизнесу, с традиционно более высокими рисками малого предпринимательства, с трудоемкостью выдачи кредитов.
К действенным мерам, направленным на обеспечение доступа МСП к финансовым ресурсам, следует отнести: создание гарантийных фондов по кредитам малых и средних предпринимателей, развитие микрофинансирования, субсидирование процентных ставок по кредитам МСП.
Осуществляется комплекс мер, направленных на имущественную поддержку малого бизнеса. В 73 регионах приняты законы, установившие предельные значения по площади и сроку рассрочки оплаты приобретаемого имущества. Принято постановление Правительства Российской Федерации об указанных выше предельных значениях: 1000 м2 и 3 года рассрочки соответственно. Начато формирование региональных и муниципальных перечней имущества для предоставления в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства. Помещения, включенные в такой перечень, будут предоставляться им на долгосрочной основе и по льготной ставке аренды.
К числу самых необходимых мер для решения наиболее актуальных проблем развития МСП на всех уровнях власти в РФ в условиях мирового финансово-экономического кризиса можно отнести следующие:
• содействие продвижению товаров и услуг МСП на российском и международном рынке (маркетинговые исследования отечественного рынка и поддержка продвижения товаров и услуг МСП на региональных рынках, поддержка экспортно-ориентированных МСП на рынках дальнего зарубежья и СНГ, информационная поддержка и консалтинг МСП, госзаказ: участие МСП);
Поддержка и развитие инновационного МСП: точки роста инноваци-онной экономики России (финансовая поддержка, налоговые преференции, совершенствование законодательного развития инновационного МСП).
При написании дипломной работы использовались в основном сле-дующие источники информации: Федеральный закон от 24.07.2007г. № 209-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ», Закон Приморского края от 03.12.2008г. №344-КЗ «О краевой целевой программе «О развитии малого и среднего предпринимательства в Приморском крае на 2008-2010 годы», Приморский край: Статистический ежегодник. Приморскстат, Владивосток, 2006. 289с., Муниципальная целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в Дальнегорском городском округе» на 2009-2011 г. №965 от 26 февраля 2009 г.
В данной дипломной работе будут рассмотрены условия правового и экономического пространства, в котором образуются, функционируют и развиваются субъекты МСП в России, в Приморском крае и Дальнегорском городском округе. Представлен анализ объективных и субъективных факторов, способствующих или затрудняющих процесс развития малого и среднего бизнеса. Даны предложения по устранению выявленных недостатков в сфере поддержки развития субъектов МСП в ДГО.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данная дипломная работа была продиктована необходимостью совершенствования основных и вспомогательных инструментов поддержки и развития субъектов МСП в ДГО. В качестве объекта исследования были изучены факторы, определяющие развитие субъектов МСП в Дальнегорском городском округе. Для этого представлены результаты анализа, как предмета исследования, содержания поддержки и развития МСП на уровне государства, общественных организаций, банковской сферы, органов власти Приморского края, органов местного самоуправления Дальнегорского городского округа.
В работе выявлены недостатки системной поддержки субъектов МСП в ДГО, определены причины их возникновения, разработаны предложения по их устранению.
По результатам выполненной работы можно сформулировать следующие предложения, реализация которых устранит выявленные недостатки в системной поддержке МСП, в том числе в Дальнегорском городском округе.
Разработать и принять федеральный закон о государственной промышленной политике РФ, включающий в себя регулирование особенностей развития в сфере промышленного производства и инноваций малых и средних предприятий и их взаимодействие с крупными промышленными предприятиями.
Провести анализ системы взаимодействия предприятий крупного, малого и среднего бизнеса, внутри действующих в РФ производственных кластеров. Разработать с учетом зарубежного и имеющегося отечественного опыта концепцию развития производственных кластеров и принять на базе этой концепции специальный федеральный закон, регулирующий их деятель-ность.
Разработать и принять специальные нормативные правовые акты, регулирующие развитие рынка недвижимости эконом-класса для использования промышленно-производственными и производящими инновационный продукт субъектами МСП, включая формирование и выделение земельных участков под эти цели.
Законодательно установить минимальный 5-летний срок действия договора аренды помещений производственного назначения при предоставлении субъектам МСП государственного и муниципального имущества в аренду.
Так же, внести в бюджетное законодательство РФ изменения в части регулирования:
• предоставления субсидий вновь образуемым промышленно-производственным и производящим инновационный продукт субъектам МСП;
• выделения бюджетных средств на создание на базе ведущих ВУЗов и научных учреждений РАН субъектов инфраструктуры (бизнес-инкубаторов, инновационно-технологических центров, центров коллективного доступа к дорогостоящему инженерному и лабораторному оборудованию) для производящих инновационный продукт МСП;
• компенсации за счет бюджетных средств для промышленно-производственных и производящих инновационный продукт субъектов МСП расходов на сертификацию продукции и производства, разработку промышленных образцов и торговых марок;
• софинансирования за счет бюджетных средств программ (проектов) в области развития МСП, реализуемых общественными объединениями предпринимателей, объединениями работодателей, торгово-промышленными палатами.
Изменить государственную налоговую политику в отношении субъектов МСП, в том числе внести в налоговое законодательство РФ изменения, предусматривающие:
• увеличение для промышленно-производственных и производящих инновационный продукт малых предприятий предельного значения выручки от реализации товаров (работ, услуг), допускающего переход на специальный налоговый режим (упрощенную систему налогообложения) до среднеевропейского уровня;
• введение для производящих инновационный продукт средних предприятий новых специальных налоговых режимов с дифференцированными значениями налоговых ставок, в том числе по видам экономической деятельности;
• полное освобождение вновь создаваемых промышленно-производственных и производящих инновационный продукт субъектов МСП на определенный период от уплаты налогов, за исключением отчислений в социальные внебюджетные фонды.
Внести изменения в законодательство РФ о размещении заказов на по-ставки товаров (выполнение работ, оказание услуг) для государственных и муниципальных нужд в части:
• значительного увеличения предельного размера лота для промышленно-производственных и производящих инновационный продукт субъектов малого предпринимательства с возможностью его дифференциации по видам деятельности;
• распространения существующей процедуры размещения государственного (муниципального) заказа у субъектов малого предпринимательства на средние предприятия;
• установления аналогичного механизма размещения заказа у субъектов МСП на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) для нужд субъектов естественных монополий;
Внести изменения в законодательство РФ в части:
• замены максимально возможного числа разрешительных порядков для начала предпринимательской деятельности в промышленно-производственной и инновационной сферах на уведомительные;
• замену лицензирования отдельных видов деятельности иными процедурами (страхование гражданской ответственности, финансовые гарантии, контроль со стороны саморегулируемых организаций);
• перехода для максимально возможного перечня видов продукции от механизма ее обязательной сертификации к систему декларирования продукции производителем - субъектом МСП.
Внести изменения в Федеральный закон № 209–ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в части увеличения полномочий координационных (совещательных) органов по вопросам развития малого и среднего предпринимательства.
Осуществлять взаимодействие общественных объединений предпринимателей, объединений работодателей, торгово-промышленных палат, советов директоров с органами исполнительной власти и организациями инфраструктуры (в т.ч. ВУЗами) в мероприятиях, обеспечивающих улучшение условий для осуществления предпринимательской деятельности, включая борьбу с "административными барьерами", защиту от "рейдерства".
Сформировать с целью преодоления существующего информационного вакуума механизмы регулярного обмена информацией между малыми, средними и крупными предприятиями, организациями науки, профильными организациями инфраструктуры поддержки МСП, органами власти.
Развивать программы подготовки кадров производственных специальностей, базирующиеся на фактических потребностях предприятий, включая подготовку и переподготовку на базе крупных предприятий и ВУЗов кадров для малых и средних предприятий, образующих с данным крупным предприятием кластерную цепочку.
Оказывать поддержку организациям инфраструктуры с участием ВУЗов, связанных с проведением мероприятий по повышению эффективности и конкурентоспособности субъектов МСП в сфере бизнес-планирования в т.ч. при подготовке и издании информационно справочных пособий, справочников для предпринимателей, проведении семинаров и тренингов предпринимателей по бизнес-планированию.
Для выработки эффективной стратегии в области развития МСП в Дальнегорском городском округе, как минимум, необходим следующий комплекс мероприятий:
1) размещение в средствах массовой информации публикаций, информационных материалов о проблемах и достижениях субъектов МСП;
2) информационно-методическое обеспечение субъектов МСП и организаций инфраструктуры поддержки по вопросам действующего законодательства и принятых нормативных правовых актов городского округа;
3) поддержка издательско-информационной деятельности организаций, составляющих инфраструктуру поддержки по изданию справочных пособий для субъектов МСП;
4) содействие организации краткосрочных курсов для подготовки и переподготовки для субъектов МСП, в т.ч. отдельно для руководителей, с привлечением ДИЭИ;
5) взаимодействие и обмен опытом с общественными организация-ми предпринимателей других муниципальных образований края;
6) организация обеспечения регулярного активного взаимодействия органов местного самоуправления с субъектами МСП по вопросам развития на перспективу.
7) организация рабочей группы по созданию городского многопрофильного «бизнес-центра».
Результаты работы могут быть использованы общественными организациями, депутатами Думы ДГО, предпринимателями, заинтересованными в развитии своего бизнеса или только планирующими открыть свое дело. Работа может быть использована для изучения актуального правового и экономического пространства в сфере МСП, с целью внесения новых предложений в программу поддержки МСП для повышения ее эффективности. В работе приводится целый ряд факторов развития, которые могут быть либо непосредственно сформированы органами власти, либо изменены в результате действий, предпринимаемых органами власти или общественными организациями, заинтересованными в развитии этого сектора. К факторам развития, на которые заинтересованные органы (например, предприятия инфраструктуры поддержки МСП) могут оказывать влияние, относятся решения федеральных, краевых и местных органов власти.
Условия развития требуют от органов муниципальной власти ДГО формирования активной позиции прямого управления и воздействия на процессы прогрессивного развития потенциала территории, в том числе посредством эффективной программы поддержки МСП.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аширов Ф.Х., Алексеенко В.Б., Иванова Т.Б. Основы экономической теории и практики: Учеб. Пособие. - М.: Изд-во РУДН, 2005. - 407 с.
2. Бутова Т.В., Ерхов М.В. Власть и бизнес в современном обществе / Т.В. Бутова, М.В. Ерхов. – М.: Маросейка, 2007, 192 с.
3. Вахрушина М.А., Пашкова Л.В. Учет на предприятиях малого бизнеса. 2006.
4. Грязнова А.Г., Думная Н.Н.. Макроэкономика: теория и российская практика. – М.: КноРус, 2008, 678 с.
5. Гусаров В.М. Статистика: Учеб пособие/ В.М. Гусаров, Е.И. Кузнецова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
6. Деньги, кредит, банки: Учебник / Под ред. О.И. Лаврушина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2000. - 464 с.
7. Деньги, кредит, банки: Опорный конспект лекций / Никитин В.М., Юдина И.Н. - Барнаул: Изд-во "Азбука", 2004. - 120 с.
8. Закон Приморского края от 03.12.2008г. №344-КЗ О краевой целевой программе «О развитии малого и среднего предпринимательства в Примор-ском крае на 2008-2010 годы».
9. Ибадова Л.Т. Комментарий к Федеральному закону «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (постатейный). – М.: ЗАО Юстицинформ, 2006.
10. Использование эффективности системы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации: состояние, направление развития. М., 2003.
11. Карпов ВВ., Лукина ЯВ. Малые предприятия 2005: Практическое пособие. – М.: Экономика и финансы, 2005.
12. Колобова С.В. Трудовое право России. М.: ЗАО Юстицинформ. 2005. – С. 98.
13. Козлов А.Ю., Мхитарян В.С., Шишов В.Ф. Статистические функции MS Excel в экономико-статистических расчетах: Учеб. пособие для вузов/ Под ред. проф. В.С. Мхитаряна. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2003.
14. Лысаковская Е.В. Проблемы и перспективы государственной поддержки малого и среднего бизнеса // Право и образование, № 5, 2008, 266 с.
15. Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство. М., ИН-ФРА М, 2005.
16. Ляшевич И.А. Правовые проблемы регулирования малого и среднего бизнеса в России на современном этапе // Журнал российского права. 2006. № 5.
17. Муниципальная целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в Дальнегорском городском округе» на 2009-2011 г. №965 от 26 февраля 2009 г.
18. Малявкина Л.И. Учет в организациях, применяющих разные режимы налогообложения// Бухгалтерский учет. 2004. № 7.
19. Общая теория статистики: Статистическая методология в изучении коммерческой деятельности: Учебник/ Под ред. О.Э. Башиной, А.А. Спирина. -М.: Финансы и статистика,2005.
20. Предпринимательское право РФ. / Отв. ред. Е.П. Губин, П.Г. Лахно. – М.: Юристъ, 2005.
21. Постановление правительства РФ от 22 апреля 2005 г. № 249 «Об условиях и порядке предоставления в 2006 г средств бюджета, предусмотренных на государственную поддержку МСП, включая крестьянские (фермерские) хозяйства».
22. Приморский край: Статистический ежегодник. Приморскстат, Владивосток, 2006. 289с.
23. Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 6, Пленума ВАС РФ № 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ» // Вестник ВАС РФ, № 9, 1996.
24. Региональная статистика: Учебник / Под. ред. Е.В. Заровой, Г.И. Чудилина. - М.: Финансы и статистика, 2006.
25. Сергеев И.В., Веретенникова И.И. Организация и финансирование инвестиций. М., 2000.
26. Сошина В. СМИ о банках// Банковское обозрение. http://www.rosbr.ru/ru/press_center/ press_about_us/?pid=1253
27. Смагина B. А. Комментарий к федеральному закону от 24 июля 2007 г. № 209 фз «О развитии малого и среднего предпринимательства в российской федерации».
28. Толкачев А.Н. Российское предпринимательское право. Учебное пособие для вузов. М.: Изд во «Экзамен», 2003.
29. Тен В.В., Герасимов Б.И. Экономические основы стабильности банковской системы России. Учебное пособие. - Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2002. - 308 с.
30. Теймурова Т.Ю., Клизогуб Л.М. Финансовая статистика: Учебное посо-бие/Под. ред. Теймутовой Т.Ю. - Калуга: ЭЙДОС, 2003.
31. ИА "Альянс Медиа" Проблемы выживания малого бизнеса в условиях кризиса http://www.allmedia.ru/newsitem.asp?id=841265
32. РБК.Кредит Основные трудности кредитования предпринимателей. Трушина Н. http://credit.rbc.ru/
33. РБК.Кредит Почему средства, выделяемые банкам, не доходят до заемщиков? Каньшина Б. http://credit.rbc.ru/
34. Федеральный закон от 24.07.2007г. № 209-ФЗ «О государственной под-держке малого предпринимательства в РФ».
35. Финансовая статистика: Учебное пособие/Под. ред. Т.В. Тимофеевой. - М.: Финансы и статистика, 2006.
36. Ханс Версхоор. Лизинг в России (Программный документ). М., 2001.
37. Экономическая статистика: Учебник/Под ред. Ю.Н. Иванова. - М.: Инфра-М, 2003.