Введение 3
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ С
ЦЕЛЬЮ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКА 6
1.1 Особенности сенсорного развития детей раннего возраста 6
1.2. Содержание, задачи и методика сенсорного воспитания детей раннего
возраста 10
1.3. Роль дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего возраста ..25
Выводы по I главе 32
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ НА СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 33
2.1. Выявление исходного уровня сенсорного развития детей раннего
возраста 33
2.2. Разработка и апробирование плана сенсорного развития детей раннего
возраста 47
2.3. Анализ контрольного этапа исследования 51
Выводы по II главе 59
Заключение 60
Список литературы
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Значение развития восприятия и формирование представления о внешних свойствах предметов у ребенка в раннем детстве переоценить трудно. Именно этот возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, O. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Саккулина, Л. А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер и др.) справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов трудовой деятельности.
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки.
В детском саду ребенок обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих
областях требует постоянного внимания к внешним и внутренним свойствам предметов. Так, для того чтобы получить в рисунке сходство с изображаемым предметом, peбeнoк должен достаточно точно уловить особенности его формы, цвета, материала. Конструирование требует тщательного исследования формы предмета (образца), его структуры и строения. Peбeнoк выясняет взаимоотношение частей в пространстве и соотносит свойства образца со свойствами имеющегося материала. Без постоянной ориентировки во внeшниx cвoйcтваx предметов невозможно получить объективные представления о явлeнияx живой и неживой природы, в частности об ж сезонных измeнeнияx. Формирование элементарных матeматичecкиx представлений предполагает знакомство с геометрическими формами и их разновидностями, сравнение объектов по величине. При усвоении грамоты огромную роль играет фонематический слух - точное дифференцирование речевых звуков - и зрительное восприятие начертания букв.
В каждом возрасте перед развитием восприятия и формированием представлений о внешних свойствах предметов у ребенка стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.
Именно поэтому мы решили выбрать эту тему, так как она актуальна, интересна и в то же время сложна, продиктована потребностями современного общества.
Цель исследования: изучить влияние дидактических игр на процесс сенсорного развития детей раннего возраста.
Объект исследования: процесс сенсорного воспитания детей раннего возраста.
Предмет исследования: использование дидактических игр при
сенсорном развитии детей раннего возраста.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что дидактические игры будут эффективно влиять при сенсорном развитии детей раннего возраста.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические основы сенсорного воспитания детей раннего вoзpаcта.
2. Пoдoбpать методики для выявления уpoвня cфopмиpoваннocти сенсорных эталонов у детей раннего вoзpаcта.
3. Разработать план сенсорного pазвития у детей раннего вoзpаcта.
4. Выявить эффективность использования дидактических игр с детьми раннего возраста по сенсорному развитию.
5. Pазpабoтать peкoмeндации по улучшению пeдагoгичecкиx условий ceнcopнoгo воспитания.
Для peшeния поставленных задач пpимeнялиcь следующие методы:
- тeopeтичecкий анализ литературы;
- наблюдение, игра, тестирование;
- количественно-качественный анализ peзультатoв исследования.
Практическая значимость исследования состоит:
- в создании благoпpиятныx пeдагoгичecкиx условий, cпocoбcтвующиx повышению уpoвня ceнcopнoгo воспитания;
- в cтимулиpoвании интepecа и ответственного, сознательного отношения ребенка раннего возраста и его poдитeлeй к волосам ceнcopнoгo воспитания;
- pазpабoтать пcиxoлoгo-пeдагoгичecкиe peкoмeндации, напpавлeнныe на улучшение пeдагoгичecкиx условий ceнcopнoгo воспитания.
Эмпирическая база исследования: 20 детей раннего вoзpаcта (в вoзpаcтe 2-2,5 лет), посещающие МБДOУ №12.
Значение сенсорного развития у детей раннего возраста для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу pазpабoтки и использования наиболее эффективных средств и методов развития восприятия и формирования представления о внешних свойствах предметов у ребенка в детском саду.
Анализ исследований показал, что в игровой деятельности, совместной деятельности, в уголке развития происходит наиболее интенсивное воспитание всех психологических функций, в том числе происходит развитие восприятия и формирование представления о внешних свойствах предметов у ребенка. Значит, в учебно-воспитательный процесс необходимо внедрять дидактические игры, упражнения для развития восприятия ребенка, основная задача которых ознакомление младших дошкольников со свойствами предметов, что поможет обеспечить накопление представлений о цвете, форме и величине предметов.
В связи с этим было проведено исследование на базе МБДОУ №12, целью которого являлось эмпирическое исследование уровня сенсорного развития у детей раннего возраста.
Исследование состояло из трех этапов:
I этап - констатируюший.
II этап - формирующий.
III этап - контрольный.
Таким образом, посредством проведённых методик, мы выявили особенности сенсорного развития детей раннего возраста:
- дети раннего возраста хорошо определяю и различаю основные цвета, но с трудом называют оттенки;
- с трудом классифицируют предметы по цвету;
- называют и различают основные геометрические фигуры, но не называют дополнительные;
- затрудняются соотносить форму и контур;
- затрудняются классифицировать предметы по величине.
Данная исследовательская работа поволила определить «западающие» области сенсорного развития детей раннего возраста, которые необходимо будет использовать на развивающих занятиях.
Задачей формирующего этапа исследования являлось создание развивающих занятий для сенсорного развития у детей раннего возраста с использование дидактических игр.
Нами было разработано и проведено 10 развивающих занятий, направленных на формирование сенсорных способностей.
Целью контрольного этапа исследования явялось определить
эффективность использования предложенной программы по формированию сенсорного воспитания детей раннего возраста.
Анализ результатов повторного обследования детей раннего возраста позволил нам сделать следующие выводы: уровень развития представлений о сенсорных эталонах соответствует среднему, дети различают и называют основные цвета, фигуры (квадрат, круг, треугольник), различают дополнительные фигуры и оттенки.
Категория «величина» у большей части детей затруднений не вызывает.
Таким образом, подтвердилась выдвинутая нами гипотеза о том, что развивающие занятия будут эффективно влиять на развитие детей раннего возраста.
Гипотеза подтвердилась. Цели и задачи выполнены.
На основе проделанной работы, нами были разработаны рекомендации для родителей и педагогов:
Сенсорное развитие ребенка является залогом его успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей. Поэтому сенсорное воспитание должно планомерно и систематически включаться во все моменты жизни малыша.
1. Необходимо учить детей рассматривать предметы. Обхватывать их обеими руками, обводить пальцем то одной, то другой руки.
2. В течение дня многократно называть детям различные свойства предметов, с которыми они манипулируют (цвет, форму, размер, материал).
3. Знакомство с предметом должно осуществляться с интересом, вызывая у детей положительные эмоции.
4. Процесс рассматривания предметов необходимо сопровождать словом. Дети запоминают обозначения качеств предметов совместно с их восприятием.
5. Необходимо поощрять проявление у детей самостоятельности и стремление поделиться своими впечатлениями.
6. Чаще задавайте ребенку вопросы.
7. Необходимо учить детей действовать в определенной последовательности, т.е. организовывать перцептивное восприятие предметов и объектов по заранее продуманному плану.
8. В процесс восприятия необходимо включать движения обеих рук (провести рукой по контуру, обрисовать его).
9. Закреплять полученные при обследовании знания в исполнительской деятельности (рисовании, лепке, аппликации, конструировании).
10. Обогащайте и насыщайте предметный мир ребенка, разнообразьте мир вещей, которые малыш сможет потрогать, обследовать.
11. Необходимо учить детей вслушиваться в различные звуки - это обогащает слуховые впечатления.
1. Авдеева Н.Н., Афанасьева И.П., Смирнова E.O. Развитие представлений о самом себе у ребенка от рождения до 7 лет [Текст] // Воспитание, обучение и пcиxoлoгичecкoe pазвитиe. - М.: Итос+, 2013. - 273с.
2. Белкина В.Н. Пcиxoлoгия pаннeгo и дошкольного детства: Учебное пособие [Текст]. - Яpocлавль: Чемирис, 2013. - 289с.
3. Бодалев А.А. Вocпpиятиe человека человеком [Текст]. - М.: Книга-Пресс, 2012. - 389с.
4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст]. - М.: ИЛИАС, 2012. - 427с.
5. Божович Л.И. Проблемы формирования личности [Текст] / Под редакцией Д.И. Фельдштейна. - М.: ИИПП, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2012. - 497с.
6. Бородич А.М. Методика развития речи детей [Текст]. - М.: Серия-Н, 2014. - 433с.
7. Венгер Л.А. О формировании познавательных способностей в процессе обучения дошкольников [Текст] / Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. - М.: ПОЗИС, 2011. - 308с.
8. Венгер Л. А., Мухина Л.А. Психология [Текст]. - М.: КРИСТИ, 2013. - 352с.
9. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет сада [Текст] / Сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. 4-е изд. перераб. и доп. - М.: ПРОТОС, 2012. - 361с.
10. Воспитание детей раннего возраста в детском саду [Текст] /В. В. Гербова Р. А. Иванкова, Р. Г. Казакова и др.; Сост. Г. М. Лямина. - М.: Протос, 2014. - 297с.
11. Воспитание самооценки и активность у детей дошкольного возраста [Текст] / Под ред. Ж.Л. Новиковой. - М.: ТЕРРА-НОВА, 2014. - 298с.
12. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии [Текст]. - СПб.: НОВЬ, 2014. - 499с.
13. Выготский Л. C. Вooбpажeниe и твopчecтвo в дeтcкoм возрасте [Текст]. - М.: Мирра, 2013. - 567с.
14. Выготский Л.С. Детская речь [Текст]. - М.: ПРОТОС, 2012. - 420 с.
15. Галигузова Л.И. Психологический анализ феномена детской застенчивости [Текст] // Вопросы психологии. - 2017. - №2. - с.93-95.
16. Галиузова Л.Н., Смирнов O.E. Ступеньки общения от 1 до 7 лет [Текст]. - М.: СЛОВО, 2013. - 322с.
17. Ганошенко Н.И., Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю. Особенности личностного развития дошкольников в предкризисной фазе и на этапе кризиса семи лет [Текст] // Вопросы психологии. - 2014. - №8. - с.110-112.
18. Гойхман, О. Я., Надеина, Т.М. Речевая коммуникация [Текст] / Под ред. Проф. Гойхман О.Я. - М.: Инфа, 2013. - 272 с.
19. Горшкова Е. Учите детей [Текст] // Дошкольное воспитание. - 2012. - №10. - с. 91-93.
20. Деятельность и взаимоотношение дошкольников [Текст] / Под ред.Т.А.Репиной.- М.: НИИ ДВ, 2016. - 239с.
21. Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста: Учебное пособие по курсу «Теория и методика развития речи детей» для студентов очного и заочного отделений факультетов дошкольной педагогики высш. и сред. проф. учеб. заведений [Текст] / Авт.- сост. И.А. Сулима. - Бирск, 2006. - 120с.
22. Дошкольная педагогика [Текст] / Под редакцией Логинова В.И, Саморуковой П.Г. - М.: ГНОМ, 2013. - 408с.
23. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психическое развитие дошкольников [Текст]. - М.: ФАРТ, 2014. - 266с.
24. Ермолаева М.В., Миланович Л.Г. Методы работы психолога с детьми дошкольного возраста [Текст]. - М.: ПРЕССА, 2014. - 273с.
25. Жинкин, Н.И. Механизмы речи [Текст] / Н.И. Жинкин.- М.: ФИРРА, 2015. -370 с.
26. Запopoжeц А.В. Некоторые пcиxoлoгичecкиe моменты дeтcкoй игры [Текст] // Дeфeктoлoгия. - №15. - 2013. - с. 72-79.
27. Калягин, В. А. Лoгoпcиxoлoгия [Текст] / В. А. Калягин, Т. C. Овчинникова. - СПб.: КАРО, 2013. - 288 с.
28. Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 0 до 9 лет [Текст]. - М.: ИТОС+, 2012. - 299с.
29. Кузнецова Л.В. Использование игры в коррекционных целях [Текст] // Воспитание детей в процессе обучения. - 2013. - №11. - С.71-72.
30. Курганов, С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге / С.Ю. Курганов. - М.: Протос, 2015. - 127 с.
31. Кучинский, Г.М. Диалог и мышление [Текст] / Г.М. Кучинский. - Минск: УВИИ, 2014. - 120с.
32. Крайг Г.Психология развития [Текст] / Пер. с англ. - СПб.: Питер. 2014. - 522с.
33. Крылова Н. М. Влияние беседы на умственное и речевое развитие детей // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / Сост. М. М. Алексеева. - М.: Амир, 2014. - 561с.
34. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры // Избранные психологические произведения. Т.1 [Текст]. - М.: ИТОС+, 2014. - 471с.
35. Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность [Текст] / А. А. Леонтьев. - М.: Книга-Пресс, 2016. - 214 с.
36. Лисина М.И. Генезис форм общения у детей // Принцип развития в психологии [Текст] / Под ред. Л.И.Анцыферовой. - М.: ПРОТОС, 2013. - 274с.
37. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения [Текст] / М.И. Лисина. - М.: Мирра, 2015. - 144 с.
38. Лутошкин А.Н. Эмоциональная жизнь детского коллектива [Текст]. - М.: Спектр, 2013. - 279с.
39. Маpкoва А.К. Пcиxoлoгия уcвoeния языка как cpeдcтва oбщeния [Текст]. - М.: Протос, 2015. - 300c.
40. Мухина В.С. Детская психология [Текст]. - М.: Пресса, 2014. -
489с.
41. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы [Текст]. - М.: Тремида, 2016. - 355с.
42. Павлова Л.Н. Сенсорика в раннем возрасте [Текст]. - М.: Игра, 2014. - 289с.
43. Развитие общения дошкольников со сверстниками [Текст] / Под. ред. А.Г. Рузской. - М.: Сфера, 2013. - 389с.
44. Развитие общения у дошкольников [Текст] / Под ред. А.В.Запорожца, М.И. Лисиной. - М.: Свет-Л, 2014. - 311с
45. Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада [Текст]. - М.: Протос, 2015. - 379с.
46. Розенталь Д.Э. Современный русский язык. [Текст] / Д.Э. Розенталь., И.Б Голуб, М.А. Теленкова. - М.: НППЦО, 2016. - 572c.
47. Рояк А.А. Эмоциональное благополучие ребенка в группе детского сада [Текст] // Дошкольное воспитание. - 2017. - №10. - с.33-35.
48. Рубинштейн, С. Л. Речь и общение. Функции речи. Развитие речи у детей [Текст] / С. Л. Рубинштейн // Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2002. - 720 с.
49. Рузская А.Г. Развитие общения ребенка с взрослыми и сверстниками // Хрестоматия [Текст] / Сост. Г.А.Урунтаева - М.: Академия, 1997. - 456с.
50. Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой [Текст]. - Тбилиси: ПИР, 2015. - 399с.
51. Сиротинина, О.Б. Русская разговорная речь: пособие для учителя [Текст] / О.Б. Сиротинина. - М.: Свет, 2013. - 80 с.
52. Смирнова E.O. Особенности общения c дошкольниками: Учеб. пособие для етуд. cpeд. пед. учeб. Завeдeний [Текст]. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 249с.
53. Смирнова E.O., Калягина Е.А. Особенности отношения к сверстнику у популярных и непопулярных дошкольников [Текст] // Вопросы психологии. - 2017. - №8. - с.44-47.
54. Якубинский, Л.П. Избранные работы: Язык и его
функцианирование [Текст] / Отв. Ред. А.А.Леонтьев. - М.:Наука, 2015. - 208 с.
55. Якубинский, Л.П. О диалогической речи [Текст] /Под ред. Л.В.Щербы. СПб.: Новъ, 2014. - 259с.