Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПОСТМОДЕРНИСТСКИЕ СТРАТЕГИИ В РОМАНАХ ПОЛА ОСТЕРА

Работа №37650

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

филология

Объем работы58
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
348
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
Глава 1. Основополагающие стратегии постмодернистских
текстов 8
Глава 2. Детективные стратегии в романе П.Остера «Ночь Оракула 11
Глава 3. Мотив случая в романе П.Остера «Музыка случая» 25
Глава 4. Синтез постмодернистских стратегий в романе Пола Остера
«Человек в темноте» 36
Заключение 51
Литература 54

Пол Остер принадлежит к числу наиболее маститых ныне здравствующих писателей США. Его творчество достаточно хорошо переведено на русский язык и вызывает большой интерес как читательской общественности, так и академических исследователей. Произведения этого писателя воплощают характерные тенденции современной литературы: художественная структура его романов базируется на сознательных противоречиях, альтернативных версиях, намеках, умолчаниях, аллюзиях, игре слов и смыслов. Все вышесказанное свидетельствует об актуальности выбранной темы.
В тоже время в отличие от США серьезных критических работ, посвященных его творчеству сравнительно немного. Как отмечает в этой связи один из первых отечественных исследователей романов писателя В. Прозоров. в своей монографии «Пол Остер: искусство правильных вопросов».
«Интерпретация произведений Остера - занятие трудное и в чем-то даже опасное. Любое однозначное или прямолинейное истолкование неизбежно разрушает их сложную конструкцию» [14, с. 5].
Отдельные аспекты творчества Пола Остера стали предметом исследования в трудах В.Б. Шаминой (поэтика метатекстуальности), Д.К.Карслиевой (своеобразие жанровой формы); Н.В. Киреевой (особенности моделей постмодернистского детектива в США); М.К Бронич, (мемуаристский аспект) и некоторые другие.
Большинство критиков относят его романы к постмодернизму, с чем мы в целом согласны. «Текст представляет собой не линейную цепочку слов, выражающих единственный, как бы теологический смысл, но многомерное пространство, где сочетаются и спорят друг с другом различные виды письма, ни один из которых не является исходным; текст соткан из цитат, отсылающих к тысячам культурных источников, тем самым объявляя о зарождении активного читателя и выдвигая концепцию чтения-сотворчества» замечает французский литературовед Ролан Барт [7, с. 56]. Тем не менее, сложное и многогранное творчество писателя оставляет еще достаточно большой простор для исследований, так как изучено далеко не в полном объеме.
Новизна нашей работы обусловлена тем, что в отечественном литературоведении не были рассмотрены такие вопросы, как использование детективных стратегий в романе П.Остера «Ночь Оракула», мотива случая в романе «Музыка случая» и взаимодействие постмодернистских стратегий романе «Человек в темноте». Отметим также, что последний роман еще не переведен на русский язык и до сих пор не стал предметом исследования российских критиков.
Целью нашего исследования является выявление основных формул постмодернистского письма на материале романов Пола Остера «Ночь Оракула», «Музыка Случая» и «Человек в темноте» и их взаимодействие.
Для достижения поставленной нами темы необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретическую литературу, посвященную постмодернизму как литературному течению.
2. Выявить основные постмодернистские стратегии.
3. Рассмотреть, как данные стратегии функционируют в романах Пола Остера «Ночь Оракула», «Музыка Случая» и «Человек в темноте»
Объектом нашего исследования выступают такие произведения Пола Остера как: «Ночь Оракула», «Музыка Случая», «The man in the dark». Предметом, в свою очередь, становится использование различных постмодернистских стратегий в выше перечисленных романах американского романиста.
Теоретической базой исследования стали труды зарубежных и отечественных литературоведов по постмодернизму, а также труды В.Прозорова, В.Б. Шаминой, М.П.Блиновой, B. Herzogenrath, P. Brooker и других исследователей по творчеству Пола Остера.
С конца 50-х годов ХХ века постмодернизм начал распространяться в литературе и музыке, архитектуре, скульптуре, живописи, кино. Его философское осмысление представлено в трудах французских постфрейдистов и деконструктивистов. Это направление возникло как антитеза модернизму (открытому для понимания лишь немногим, интеллектуальной элите и неинтересному народу из-за сложности и недоступности) и примитивизму массовой беллетристики (презираемой эстетами, но составляющей основной продукт потребления широкого круга читателя). Постмодернизм же, облекая все в игровую форму, нивелирует расстояние между массовым и элитарным потребителем, низводя элиту в массы.
Самыми влиятельными писателями-постмодернистами признают Умберто Эко, Дона Делилло, Джулиана Барнса, Уильяма Гибсона, Вл.Набокова, Джона Фаулза, Милорада Павича, Тома Стоппарда.
Европейский и американский постмодернизм сложился в конце 60-х - начале 70-х г.г. В отличие от классического модернизма с его культом эстетической новизны и высокой эстетической формы, а также тяготением к системности в мировоззрении, постмодернизм основывается на культивировании художественной цитаты, заимствованного сюжета, языкового упрощенчества, ориентируется на плебейский вкус. [29] Он возник, имея в своей основе философию конца человеческой истории, философию «естественного» человека, поддающегося диктату психофизиологических потребностей. По мнению П.А.Николаева, на первых порах постмодернизм имел некоторые позитивные художественные результаты (творчество Гарсиа Маркеса, Умберто Эко, Х.-Л.Борхеса, частично В.Набокова («Лолита»). «Позднее он измельчал в содержательном, стилевом и жанровом отношениях. И хотя в основе постмодернистских деклараций лежал протест против чрезмерного идеологизирования общественного сознания, что исторически вполне целесообразно и продуктивно, творческие результаты, особенно в сфере художественной практики, в постмодернизме оказались малозначительными. Ложная теоретическая посылка постмодернистов об умирании художественной классики и одновременное стремление тех же авторов доказать превосходство своего эстетического опыта привели к образованию некоего кентавра, когда части построенного здания постмодернизма (теория и ее воплощение) оказывались мало связанными между собой. Отрицая возможность жизненной гармонии, принимая жизнь как некий общечеловеческий хаос, постмодернисты, по существу, отказались от главных законов искусства, в которых цельность миропорядка и мироздания хотя и не абсолютные, но все же реальные истины. Эстетически гибельным было стремление постмодернистов создать некий художественный гибридный мир, где явления никак не могут быть соединены в реальности. Эстетические компромиссы постмодернистов между «высоким» и «низменным», составлявшие сердцевину их поэтики, привели к разрушению художественной целостности в конкретном произведении. [28, с. 136].
Хотя со многими из этих доводов можно согласиться, в целом, как нам кажется, П.А. Николаев излишне категоричен, огульно принижая в своих заключениях творчество поздних американских постмодернистов.
Как уже упоминалось, большинство исследователей постмодернизма в своих трудах подчеркивают принадлежность творчества П.Остера к постмодернизму. П. Брукер утверждает, что не только по его, но и «по общему мнению» Остер - «постмодернист чистой воды». [22, с. 14]. Его творчество рассматривается исследователями в терминах и контексте постмодернистской культуры и теории. В авторитетной антологии «Постмодернизм. Ключевые фигуры» (2002) Остер фигурирует наравне с такими корифеями постмодернистской философии, как М.Фуко, Ж.-Ф.Лиотар, Ж.Бодрийяр и др.
С другой стороны, обращаясь к работам В.Б.Шаминой, можно согласиться, что «хотя творчество Пола Остера и обладает всеми характерными чертами постмодернизма, оно скорее отражает тенденции дальнейшего развития романа в эпоху постмодерна». [18, с. 230]. Как нам кажется, именно это обстоятельство и выводит этого писателя из круга тех поздних постмодернистов, о которых в негативном ключе рассуждает П.А. Николаев.
Приняв во внимание эти мнения, можно выдвинуть предположение, что внешняя канва творчества исследуемого автора включает в себя основополагающие принципы постмодернизма, которые автор развивает на новом уровне. Как это происходит, мы попытаемся показать в процессе анализа его произведений: «Ночь Оракула», «Музыка Случая» и «Человек в темноте».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проанализировав три романа П.Остера, мы пришли к выводу, что данные произведения воплощают в себе большинство постмодернистских стратегий:
они содержат «множественность истин и относительность окружающего мира, зыбкость границы между реальным и иллюзорным, обильную интертекстуальность, отказ от линейной структуры, открытый финал» [15, c.5] и многие другие типичные черты романа эпохи постмодерна; всем им свойственна детективная интрига и всеобъемлющая метатекстуальность. Но произведения Пола Остера это нечто большее, чем роман, иллюстрирующий постмодернистские стратегии. Сам автор неоднократно указывал на это в своих интервью: «Мне часто кажется, что написанное мной идет из подсознания. Я порой не могу понять, откуда все это приходит и почему. Когда идея овладевает мной, я чувствую себя кем-то наподобие заключенного. И чтобы вырваться, я должен написать роман. Это происходит вовсе не так, что я сажусь за стол и начинаю думать: «Сейчас напишу книгу о том-то и о том-то». Книга сама находит меня» [34]. В то же время, несмотря на всю поэтичность творчества П.Остера, именно стратегии, характерные для постмодернистского романа, служат своеобразными «дорожными знаками», подсказками для читателя в процессе поиска ключевого смысла.
Так, в первом из выбранных нами произведении П.Остера «Ночь Оракула», «дорожными знаками» служит решение автора придать роману форму детектива, что с позиции теории постмодернизма является стратегией «жанрового и стилевого синкретизма». Являясь скорее пародией на детектив, роман вызывает желание разгадать загадки не только на уровне сюжета, но и основную детективную линию, касающуюся функции всех незаконченных и сплетенных между собой историй, обобщенных мотивом случайности. Собственно, это и является той игрой, в которую нас втягивает автор с помощью постмодернистской стратегии.
В следующем романе «Музыка случая» автор призывает читателя к игре сквозь призму мотива случайности, являющимся сюжетообразующим в данном
произведении. Случай обуславливает здесь все, начиная со знакомства главных героев, заканчивая их смертью. Роман содержит много реминисценций, а, следовательно, использует постмодернистскую стратегию
«интертекстуальности», с помощью которой читатель занимает активную позицию в чтении и принимает условия игры, которые предусматривают разгадывание ребусов из отсылок к различными произведениям и мифам. Традиционно оставляя финал открытым, П.Остер дает понять, что его роман аналогичен жизни, в нем нет готовых ответов, есть лишь тот, который ты дашь себе сам.
Роман «Человек в темноте» является одним из последних, и мы можем с полной уверенностью назвать его обобщающим, так как в нем присутствуют и причудливо переплетаются все обозначенные выше постмодернистские стратегии. Каждая из этих стратегий помогает нам «расшифровать» загадку, которую автор спрятал между строк в своем произведении. Так, в безобидном процессе просмотра кино Августом и его дочерью, П.Остер зашифровал явную попытку всеми способами сбежать от ужасной реальности; за именами героев - Нэша, Сержанта Тобака, Титуса, Августа, стоят определенные образы, которые помогают нашему сознанию выстроить нужную логическую цепь. На первый взгляд может показаться, что сложные конструкции произведений Остера сами по себе не несут никакой смысловой нагрузки, но именно они помогают понять состояние героев, их настроение и ощутить ту сложность и непредсказуемость жизни, которую стремился передать автор. Как справедливо заметил сам Пол Остер в одном из своих интервью, «они (конструкции - А.Т.) вовсе не соотносятся по принципу симметрии, тут нет математической закономерности, скорее — эмоциональная». [41]
Таким образом, мы можем сделать вывод, что стратегии постмодернизма присутствуют в творчестве Пола Остера в нарочито обнаженном виде, что позволяет говорить об авторской рефлексии по их поводу. Нарочитое использование постмодернистских приемов сочетается в его творчестве с глубиной психологического анализа и постановкой философских проблем. Все эти формальные приемы объединены стремлением автора выразить свое понимание современной действительности и судьбы отдельного человека. Они дают возможность глубже проникнуть в его творческую лабораторию и даже понять отдельные обстоятельства биографии самого писателя, что роднит его романы с лучшими образцами современной литературы. Все это позволяет нам согласиться с теми исследователями, которые считают, что творчество Пола Остера знаменует новый виток в развитии постмодернизма.



1. Остер П. Ночь Оракула. - Изд-во ЭКСМО, 2010. -356 с.
2. Остер П. Музыка случая. - Изд-во ЭКСМО, 2011. - 400 с.
3. Auster P. Man in the Dark. - Изд-во Faber @ Faber, 2015. - 297 с.
4. Auster P. Sweet Music of Chance. - Изд-во Faber Faber @ Faber, 2005. - 301 с.
5. Auster P .The Art of Hunger. - Изд-во Penguin Books, 2001. -352 с.
Теоретическая и научно-критическая и литература
6. Ахманов О. Ю. «Жанровая стратегия детектива в творчестве Питера Акройда» // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук, Казань - 2011.
7. Барт Р. Смерть Автора // Избранные работы: Семиотика. Поэтика. - М. 1994. - С. 63-68.
8. Блинова М.П. Структура посмодернистского метатекста // Научный журнал КубГАУ, №84 (10), 2012. - С.70-73
9. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. // М.: Художественная литература, 1975. - С. 11
10. Ильин И. П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. // М.: Интрада, 1996. - С.10-13
11. Кестхеии Т. Анатомия детектива. // - Будапешт, 1989. - С.23
12. Марусенко Н.М., Т.Г.Скребцова. Типичное и нетипичное в структуре детектива» // Мир русского слова - М., 2011. - С.70-73
13. Моэм У.С. Упадок и разрушение детектива // М.: Радуга, 1985. - С.89
14. Прозоров В. Пол Остер: искусство правильных вопросов: монография.
// Изд-во КГПА, 2009. - С. 111
15. Прихода И. В. Проза постмодернизма как метатекст // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2016. N. 10(64): в 3-х ч. Ч. 3. C. 45-48.
16. Фидлер Л. Пересекайте границы, засыпайте рвы // Современная западная культурология: самоубийство дискурса. М., 1993. - С. 462-518.
17. Фримен О.Р. «Искусство детектива» - М.: А.Н. М, 2008. - С. 462
18. Шамина В.Б. Постмодернистская саморефлексия в романе Пола Остера «Стеклянный город» // Ученые записки Казанского университета, 2014. - С. 223-231
19. Шамина В.Б. «Поэтика метатекстуальности в романе Пола Остера «Ночь Оракула» // Филология и культура, 2014. №2(36) - С. 221-223
20. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Предисловие к первому изданию» - РИПОЛ Классик, 2018. - С.345
21.Честертон Г. К. Как сделать детектив. // Пер. с англ. В. Воронина — М.:
Радуга, 1990. - С.111
22. Brooker P., New York Fictions: Modernity, Postmodernism, the New Modern.// Longman, 1996. - С.67
23. Dettelbach C. G., In the Driver's Seat: The Automobile in American Literature and Popular Culture (Contributions in American Studies) // London 1976. - С.45
24. Herzogenrath B. An Art of Desire. Reading Paul Auster. // Postmodern Studies 21, 1999. - С.45
25. Jerome J. The Death of the Automobile; the Fatal Effect of the Golden Era, 1955-1970, // Faber & Faber, 1972. - С.222
26. Woods T. ‘The Music of Chance: Aleatorical (Dis) harmonies.’ Beyond the Red Notebook. Essays on Paul Auster. Ed. Dennis Barone // Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 1995. - С.67
Справочная и учебная литература
27. Грицанов А.А.; М.А Можейко. Постмодернизм // Энциклопедия Минск: Интерпрессервис: Книжный Дом, 2001. - С 231
28. Литературная энциклопедия терминов и понятий. Гл. ред. Николюкин // А.Н. М.: 2001. - С.508
29. Николаев П.А. Словарь по литературоведению [Электронный ресурс] // Научная сеть: информ. система / Рос. обществ. орг. «Мир науки и культуры», при поддержке Рос. фонда фундам. исслед. - М., 2004.
30. Ильин И.П. Постмодернизм. Словарь терминов (литературоведение) // Интрада", редактура, макет, художественное оформление, 1996 г. - С.33
Интернет источники
31. Блаженный Августин // [Электронный ресурс] URL: http://www.pravoslavie.ru/91201.ht (дата обращения 01.05.2019)
32. Кулькина В.М. Пол Остер-популярный постмодернистский писатель- беллетрист // [Электронный ресурс] URL:
http://цгнии.инионран.рф/archives/883 (дата обращения 02.03.2018).
33. Лотман Ю. М. "Пиковая дама" и тема карт и карточной игры в русской литературе начала XIX века // [Электронный ресурс] URL: http://feb- web.ru/feb/pushkin/critics/lot/lot-786-.htm?cmd=p (дата обращения
04.05.2019)
34. Назначение романа — рассказывать историю. Интервью с Полом Остером // [Электронный ресурс]. URL: https://fantlab.ru/article402 (дата обращения 02.03.2018)
35. Остер П.: У меня до сих пор нет компьютера // [Электронный ресурс] URL: http://izvestia.ru/news/294378 (дата обращения 01.04.2017)
36. Остер П. В стране последних вещей // [Электронный ресурс] URL: https://fantlab.ru/article402 (дата обращения 05.03.2018)
37. Author Paul Auster discusses his book "Oracle Night," about a young novelist // [Электронный ресурс] URL: https://charlierose.com/videos/545 (дата обращения 01.04.2017)
38. Gil Tamary interview with Paul Auster, Part I (Man in the Dark) //
[Электронный ресурс]
https://www.youtube.com/watch?v=XRbgYecGmr8&t=43s (дата
обращения 01.04.2019)
39. Man in the Dark, by Paul Auster // [Электронный ресурс] URL:https://www.independent.co.uk/arts-entertainment/books/reviews/man- in-the-dark-by-paul-auster-934871.html (дата обращения 03.05.2019)
40. Part II of Gil Tamary interview with Paul Auster // [Электронный ресурс] URL:https://www.youtube.com/watch?v=5B8h0IQEyYc (дата обращения 01.05.2019
41. Paul Auster Interview: What Could Have Been // [Электронный ресурс]
URL: https://www.youtube.com/watch?v=nVOaO6cvVT8&t=330s (дата
обращения 27.04.2019)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ