Выпускная квалификационная работа
Объектом исследования выступает «Автоплюс - дилерский центр «Тойота Центр Омск».
В работе проведен анализ финансовых показателей деятельности за 2015-2017 годы.
В приложениях бухгалтерская отчетность за 2015-2017 годы.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АВТОДИЛЕРСКИХ ЦЕНТРОВ ПО РОССИИ 5
1.1 Понятие, значение и типы автодилерских центров 5
1.2 Управление деятельностью автодилерского центра 8
1.3 Методика анализа хозяйственной деятельности автодилерского центра 16
2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРУППЫ КОМПАНИИ «АВТОПЛЮС-ДИЛЕРСКИЙ ЦЕНТР «ТОЙОТА ЦЕНТР ОМСК» 24
2.1 Общая характеристика группы компании «Автоплюс - дилерский центр «Тойота Центр Омск» 24
2.2 Анализ производственной деятельности группы компании «Автоплюс -дилерский центр «Тойота Центр Омск» 29
2.3Анализ организации деятельности группы компании «Автоплюс -дилерский центр «Тойота Центр Омск» 35
3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРУППЫ КОМПАНИИ «АВТОПЛЮС-ДИЛЕРСКИЙ ЦЕНТР «ТОЙОТА ЦЕНТР ОМСК» 45
3.1 Мероприятия для повышения эффективности деятельности 45
3.2 Оценка эффективности предложенных мероприятий 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 72
Выживание и успешное функционирование – это основные задачи, которые стоят перед организациями в современных условиях и в рамках жесткой конкуренции. Разнообразные продукты и услуги на выходе представляют изначально собою десяток и сотен видов сырья, материалов, топлива и информации. Все это говорит о том, что предприятие представляет собой сложную экономическую систему. Умение использовать различные экономические знания в отношении управления организацией сегодня становится огромным преимуществом и часто решающим фактором в эффективной деятельности.
Наличие специальных знаний, а также использование различных приемов и методов в области управления сегодня становится особо важным для результативно-эффективной совместной деятельности сотрудников всех подразделений организации. Достижение целей, реализация стратегии и взаимодействие с внешней средой организации определяются именно благодаря правильному построению организационной структуры.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы определяется тем, что сегодня после продолжительного кризиса многие автодилерские центры столкнулись с проблемой эффективного управления. Среди них: многолетний перекос материального стимулирования в ущерб сотрудникам служб сервиса и запчастей; невыгодные самим фирмам системы оплаты труда в целом, отсутствие серьезной долговременной стратегии развития, разногласия между инвесторами и наемными менеджерами и т.д.
Отметим, что быстрое реагирование со стороны автодилеров – это то, что необходимо в условиях развития сегодняшнего рынка.
Все вышесказанное и определяет актуальность выбранной темы.
Цель данной работы состоит в предложении совершенствований организации деятельности «Автоплюс -дилерский центр «Тойота Центр Омск».
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
исследовать организацию деятельности автодилерских центров по России;
провести анализ деятельности группы компании «Автоплюс -дилерский центр «Тойота Центр Омск»;
предложить рекомендации по совершенствованию деятельности группы компании «Автоплюс - дилерский центр «Тойота Центр Омск».
Объектом данной работы выступает «Автоплюс - дилерский центр «Тойота Центр Омск». Предметом – деятельность «Автоплюс - дилерский центр «Тойота Центр Омск».
Теоретико-методологической основой исследования послужили научные труды таких отечественных исследователей как: Баташева М.А., Болгар С.С., Гаврилов Л.П., Гаврилов Р.Е., Зайцев Н.Л., Зубарева И.С., Кислицын Е.В., Куршева И.А., Линг В.В. , Лузина Л.А., Пласкова Н.С., Рудычев А.А. Савицкая Г.В., Срибный В.И., Турчанова Н.Н., Хватова А.С., Черникова А.И., Ширяев В.И. и пр.
Методы исследования, используемые при написании настоящей работы: методы сравнительного анализа, синтеза и анализа информации, системный подход.
Информационно-эмпирической базой настоящего исследования являются монографические литературные источники по теме ВКР, а также специализированные издания в этой области, результаты наблюдений, Интернет-ресурсы, а также расчеты, проведенные автором.
Практическая значимость результатов данной работы заключена в том, что ими можно пользоваться на практике в процессе разработки предприятия.
Структура работы: работа включает в себя введение, три главы, заключение, список литературы и приложения.
Таким образом, основной целью данной работы было предложении совершенствований организации деятельности «Автоплюс -дилерский центр «Тойота Центр Омск».
Для этого необходимо было решить несколько задач, первой из которых был теоретический анализ.
Следовательно, автодилером называют компанию, которая торгует автомобилями. Как было отмечено, она работает с заводом-изготовителем, либо с дистрибьютором и обычно имеет один или несколько салонов, где покупатели могут сразу же приобрести машину, либо же оставить заявку на автомобиль с требуемыми параметрами. При этом различают такие два типа автодилеров, как «белые» и «серые».
Как было отмечено, главная задача людей в аппарате управления – это эффективное использование всех ресурсов компании и их координация (зданий, капитала, материалов, оборудования, информации, труда) для достижения ее целей. Если говорить об управлении автодилерским центром, то оно имеет свои особенности, которые связаны непосредственно со спецификой данного бизнеса и влияния на него факторов внешней среды.
Особое значение при оценке деятельности приобретает анализ финансово-хозяйственной деятельности. При этом для оценки эффективности автодилерского центра можно использовать, как стандартные показатели анализа финансово-хозяйственной деятельности, так и характерные только для данной отрасли.
В рамках второй задачи в данной работе проводился анализ организации деятельности группы компании «Автоплюс -дилерский центр «Тойота Центр Омск»,основным видом деятельности, которого является продажа автомобилей марки Тойота и Лексус, а также их сервисное и гарантийное обслуживание.
Данная компания имеет свои миссию и ценности, среди которых: порядочность, доверие, интересы клиента и пр.
В рамках данной работы был проведен анализ производственной деятельности, который говорит о том, что товарная политика автосалона представляет собою ассортиментный ряд автомобилей марки Toyota и Лексус различных классов. При этом ассортимент расширяется по мере выпуска производителем новых марок автомобилей. Анализ ценовых рисков показал, что он соответствует зоне повышенного риска.
Финансовые результаты деятельности автодилерского центра показали, что выручка и чистая прибыль возрастают с каждым годом. При этом были выявлены определенные проблемы, в частности нерациональное использование средств и снижение общей рентабельности в 2017 г. Кроме этого были проанализированы показатели коммерческой эффективности автодилерского центра, которые установили, что в 2017 г. наблюдается их снижение, что обусловлено тем фактом, что были установлены значительно завышенные плановые значения.
Отметим, что в рамках анализа организации деятельности было исследовано организационную структуру управления и кадровый состав. Следовательно, для большей эффективности управления, данная структура построена по линейно-функциональному типу, а численность кадрового состава на 2017 г. составляет 104 человека. Представленный SWOT-анализ помог установить основные сильные и слабые стороны, а также возможности и угрозы.
Основной вывод, который можно сделать – необходимо предложить рекомендации по совершенствованию организации деятельности исследуемого автодилерского центра.
Последней задачей, которая стояла в данной работе, было предложение мероприятий по совершенствованию.
Соответственно, для повышения эффективности своей деятельности «Автоплюс -дилерский центр «Тойота Центр Омск» необходимо рассмотреть возможность внедрения концепции McKinsey. Отмечено, что разработанный McKinsey метод совершенствования работы дилерской сети основан на концепции «живого взаимодействия». Следовательно, согласно концепции «живого взаимодействия» менеджеров по продажам нужно обучать особым навыкам работы на местах, а слабым продавцам–консультантам помочь повысить свой профессиональный уровень.
Повышение производительности труда сотрудников «Автоплюс -дилерский центр «Тойота Центр Омск»– лишь один из четырех факторов, без которых невозможно полностью преобразовать дилерскую сеть.
В рамках мероприятий по совершенствованию также было предложено внедрение программного обеспечения «Система Автодилер», которая поможет формировать карточки учета покупателей.
Кроме этого концепция совершенствования предполагает повышение квалификации персонала с помощью проведения различных тренингов и семинаров.
Анализ необходимых затрат установил, что для внедрения этих мероприятий необходимо 1 690 тыс. руб. При этом компания рассчитывает на повышение показателей коммерческой деятельности, что в свою очередь, приведет к повышению уровня выручки и чистой прибыли.
Все вышесказанное свидетельствует о том, что предложенные рекомендации будут эффективными.
1. Автомобильный рынок России и СНГ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.retail-loyalty.org/news/ey-avtomobilnyy-rynok-rossii-i-sng/свободный. - Загл. с экрана. – (Дата обращения 30.03.2018).
2. Андреева А.Ю. Обзор основных тенденций коммуникационной практики на современном автомобильном рынке России / А.Ю. Андреева //
Сборник тезисов докладов международной научно-практической конференции. Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова. – 2017. – С. 5-9.
3. Балашов А.П. Основы менеджмента: Учебное пособие / А.П. Балашов. – М.: Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2012. – 288 c.
4. Веснин В.Р. Основы менеджмента: Учебник / В.Р. Веснин. - М.: Проспект, 2015. – 320 c.
5. Гаврилов Л.П. Управление предприятием: финансовые и инвестиционные решения: Учебное пособие / Л.П. Гаврилов. - М.: Финансы и статистика, 2012. – 184 c.
6. Давыдова Е.Ю. Некоторые аспекты понимания понятия «управление предприятием» / Е.Ю. Давыдова // Территория науки. – 2013. - № 2. – С. 123-127.
7. Демченко А.А. О сущности понятия «эффективность» и «результативность» / А.А. Демченко, А.И. Момот // Экономический вестник Донбасса. – 2013. – Т. 33. № 3. – С. 207-210.
8. Дынников О.Б. Инновационный подход в управлении автосервисной службой дилерского центра / О.Б. Дынников // Сборник научных статей Международной научной Конференции студентов и молодых ученых: в 2-х томах. Ответственный редактор Горохов А.А.. – 2016. – С. 86-88.
9. Захарова Н.Е. Применение комплексных методов мотивации в автобизнесе / Н.Е. Захарова // Сборник научных трудов 2-й Международной научно-практической конференции. – 2015. – С. 207-222.
10. Зубарева И.С. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия и разработка направлений увеличения прибыли / И.С. Зубарева // В сборнике: Актуальные проблемы бухгалтерского учета, анализа и аудита Материалы. – 2015. – С. 132-136.
11. Карева А.С. Оценка экономической эффективности функционирования отрасли и предприятия: методы и показатели / А.С. Карева // В сборнике: Анализ, моделирование и прогнозирование экономических процессов материалы V Международной научно-практической Интернет-конференции. Под редакцией Л.Ю. Богачковой, В.В. Давниса. – 2013. – С. 151-156.
12. Катышева Н.М. Сущностная характеристика понятия «управление» / Н.М. Катышева // Современные проблемы науки и образования. – 2013. - № 2. – С. 317.
13. Кимадзе М.В. Пути улучшения финансового положения автомобильных дилерских центров в период кризиса в РФ / М.В. Кимадзе // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. – 2016. - № 60. – С. 72-77.
14. Киселев А.А. Менеджмент и управление: диалектическая взаимосвязь понятий в отечественной науке управления / А.А. Киселев // Наука и Мир. 2016. Т. 2. № 4 (32). С. 33-35.
15. Клобукова К.С. Анализ формирования и распределения чистой прибыли / К.С. Клобукова // В сборнике: Проблемы и перспективы социально-экономического развития регионов Материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции. – 2014. – С. 102-105.
16. Кожинов А.С. Кризис автомобильного рынка / А.С. Кожинов // Сборник статей Международной научно-практической конференции. – 2016. – С. 165-167.
17. Костюченко Н.И. Неопределенность соотношения понятий «организация» и «управления» как причина проблем теории и практики управления / Н.И. Костюченко // Общество и право. – 2017. № 2 (60). С. 260-264.
18. Либерман И.А. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности: Учебное пособие / И.А. Либерман. - М.: ИЦ РИОР, 2013. - 220 c.
19. Линг В.В. Основные подходы к рассмотрению функций управления / В.В. Линг // Экономика и предпринимательство. – 2015. - № 8-2 (61-2). – С. 597-600.
20. Лузина Л.А. Зарубежный опыт управления предприятием и понятие эффективности управления / Л.А. Лузина, Ю.С. Коробинский //
Академия педагогических идей Новация. Серия: Студенческий научный вестник. – 2017. - № 8. – С. 82-92.
21. Медведева Е.А. Автодилеры в условиях сжатия рынка / Е.А. Медведева //В сборнике: Экономический потенциал студенчества в региональной экономике материалы X межвузовской научно-практической конференции. – 2016. – С. 324-329.
22. Михалькова Е.В. Оптимизация затрат как фактор увеличения прибыли предприятия / Е.В. Михалькова // В сборнике: инновационное развитие современно й науки Сборник статей Международной научно-практической конференции: в 9 частях. Ответственный редактор А.А. Сукиасян. – 2014. – С. 29-31.
23. Нагорная Т.Д. Теоретические аспекты распределения чистой прибыли в современных условиях / Т.Д. Нагорная // Актуальные направления научных исследований: от теории к практике. – 2015. - № 1 (3). – С . 326-329.
24. Нигай В.О.Организация коммерческой деятельности автодилеров в условиях импортозамещения / В.О. Нигай // Материалы IV Международной межвузовской научно-практической конференции студентов магистратуры. Под редакцией Т. Г. Тумаровой, Н. М. Фомичевой,И. И. Добросердовой. – 2015. – С. 38-41.
25. Никитина Е.А. Экономическое содержание понятия «система управления предприятие» / Е.А. Никитина // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. – 2013. - № 3 (47). – С. 337-339.
26. Оптимизация управления дилерской сетью [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vestnikmckinsey.ru/high-tech/optimizaciya-upravleniya-dilerskoj-set-yu свободный. - Загл. с экрана. – (Дата обращения 30.03.2018).
27. Попов С.Г. Основы менеджмента: Учебное пособие / С.Г. Попов. - М.: Ось-89, 2013. – 176 c.
28. Прокопьева Е.Л. Проблемы и пути развития автомобильного рынка в РФ в период экономического спада / Е.Л. Прокопьева //
Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. – 2017. - № 17-2. – С. 10-13.
29. Родионова В.Н. Организация производства и управление предприятием: Учебное пособие / В.Н. Родионова, О.Г. Туровец. - М.: ИЦ РИОР, 2012. – 128 c.
30. Рудычев А.А. Теоретические аспекты понятия «система управления предприятием» / А.А. Рудычев //Социально-гуманитарные знания. – 2012. - № 8. – С. 265-271.
31. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности: Учебное пособие / Г.В. Савицкая. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 284 c.
32. Селиванова А.Г. Финансовые инструменты и маркетинговые технологии увеличения динамики продаж российских автодилерских центров / А.Г. Селиванова, Е.В. Шевчик // Terra Economicus. – 2013. – Т. 11. - № 1-2. – С. 68-73.
33. Система «Автодилер» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://autodealer.ru/downloads_file/soft/autodealer/demo/present/AutoDealer.Common_PDF.pdf свободный. - Загл. с экрана. – (Дата обращения 26.04.2018).
34. Сметанин А.Е. Управление неликвидными запасами автодилерской компании / А.Е. Сметанин // Логистические системы в глобальной экономике. – 2017. - № 7. – С. 596-599.
35. Смирнова Л.И. Факторный анализ и направления повышения финансовых результатов / Л.И. Смирнова, А.С. Заноза // В сборнике: Проблемы и перспективы развития теории и практики экономического анализа в России и за рубежом Четвертая международная научно-практическая конференция студентов, аспирантов, преподавателей. – 2015. – С. 182-190.
36. Солдатова И.Ю. Основы менеджмента: Учебное пособие / И.Ю. Солдатова, М.А. Чернышева. - М.: Дашков и К, 2015. – 272 c.
37. Турчанова Н.Н. Сущность и содержание теории управления / Н.Н. Турчанова, Г.В. Вершинская // В сборнике: Экспертное мнение сборник статей Международной научно-практической конференции: в 2 частях. – 2017. – С. 246-248.
38. Хватова А.С. Методика анализа и пути повышения финансовых результатов предприятия / А.С. Хватова // В сборнике: Исследование различных направлений современной науки VIII Международная научно-практическая конференция. – 2016. – С. 1257-1260.
39. Шевчик Е.В. Обеспечение финансовой безопасности автодилеров в современных условиях / Е.В. Шевчик // Terra Economicus. – 2014. – Т. 12. - № 2-3. – С. 149-157.
40. Шевчик Е.В. Стратегия развития автодилерских компаний на российском рынке / Е.В. Шевчик // Интернет-журнал Науковедение. – 2013. - № 3 (16). – С. 158.
41. Шумаков Д.С. Особенности автоматизированных информационных систем автодилерских предприятий / Д.С. Шумаков //
Экономическая среда. – 2016. - № 2 (16). – С. 53-56.
42. Юрковская Г.И. Система показателей оценки эффективности коммерческой деятельности автодилеров / Г.И. Юрковская, Р.В. Зейног // Евразийский союз ученых. – 2014. - № 8-2 (8). – С. 139-141.