Исследование проходило в январе 2018 года на базе бюджетного общеобразовательного учреждения города Омска «Средняя общеобразовательная школа №1». В исследовании принимало участие 10 детей в возрасте 8 лет, среди них - 5 мальчиков и 5 девочек. Все дети учатся во 2 классе. У всех детей выявлена акустическая дисграфия.
Есть приложения.
Введение 3
Глава 1. Научно-теоретические основы проблемы развития речи при акустической дисграфии 6
1.1. Речь и ее развитие в онтогенезе, виды речи, письменная речь 6
1.2. Нарушение речи при дисграфии и дислексии 11
1.3. Особенности проявлений акустической дисграфии у детей с общим недоразвитием речи 18
1.4. Обзор методик по коррекции дисграфии 22
Выводы по 1 главе 25
Глава 2. Исследование особенностей развития речи у младших школьников с акустической дисграфией 27
2.1. Организация исследования 27
2.2. Исследование развития речи у младших школьников с акустической дисграфией 28
2.3 Результаты исследования 29
Выводы по 2 главе 33
Заключение 35
Список использованных источников 38
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 40
В настоящее время становится все больше детей школьного возраста, которым тяжело осваивать родной язык в качестве учебного предмета. Родители часто жалуются на отсутствие внимательности и желания учиться у детей, неусидчивость, негуманитарный склад ума и т.п. Иногда родители бывают правы, однако в некоторых случаях эти признаки означают, что у ребенка имеются большие проблемы в физиологическом, психологическом, неврологическом и языковом плане.
Письмо является комплексной, регулярной и произвольной интеллектуальной деятельностью, обеспечивающей участие разнообразных структурных и функциональных элементов большинства психических функций. Письмо имеет тесные связи с разговорной речью и базируется лишь на очень высоком уровне развития. Тем не менее, формирование речи является лишь одним из условий, необходимых для успешного овладения навыками письма.
Наряду с выявлением конкретных механизмов нарушений написания в настоящее время все больше внимания уделяется общефункциональным механизмам речи, они играют важную роль в освоении письменной речи. Под такими механизмами рассматриваются мыслительные операции, восприятие, память, внимание, формирование общего поведения, регулирования и саморегулирования, намерений и мотивов (Т.В. Ахутина, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, Е.А. Логинова, И.М. Садовникова, Е.Ф. Соботович, Л.С. Цветкова и др.). Нарушение процесса усвоения письменной речи сейчас рассматривают с разнообразных точек зрения: клинической, психологической, нейропсихологической, психолингвистической, педагогической (Т.В. Ахутина, Л.Н. Ефименкова, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Е.А. Логинова, Н.А. Никашина, Л.Г. Парамонова, И.М. Садовникова, Л.Ф. Спирова, О.А. Токарева, А.В. Ястребова и др.).
Однако, вместе с тем, проблема диагностики и исправления дефектов письма до сих пор является актуальной. Это сопряжено с малой результативностью классических методов коррекции дисграфии, с повышением количества школьников, имеющих дефекты письма, а кроме этого, с усложнением комплекса симптомов и элементов данной патологии. Характерные нарушения письменной речи могут стать причиной нарушений в усвоении орфографии, что часто влечет за собой устойчивую неуспеваемость, отклонения в формировании личности ребенка.
Объект исследования: акустическая дисграфия.
Предмет исследования: проявления акустической дисграфии у младших школьников.
Целью исследования является изучение особенностей речи у младших школьников с акустической дисграфией.
Задачи исследования:
- изучить литературные источники по проблеме акустической дисграфии;
- провести диагностическое исследование развития речи у младших школьников с акустической дисграфией;
- проанализировать полученные результаты исследования.
Методы исследования:
- анализ научно-методической литературы по проблеме исследования;
- констатирующий эксперимент;
- наблюдение за детьми младшего школьного возраста с акустической дисграфией в процессе их учебной деятельности;
- качественный и количественный анализ полученных данных.
Теоретической базой исследования послужила учебная и научно-методическая литература, посвященная вопросам проявлений акустической дисграфии у детей младшего школьного возраста. Были использованы работы О.В. Елецкой, Н.С. Жуковой, Л.Г. Парамоновой, Е.И. Филипович и др.
Практическая значимость работы заключается в том, что материалы этого исследования могут быть использованы педагогами-логопедами общеобразовательной школы, гимназий.
Организация исследования: исследование проходило на базе бюджетного общеобразовательного учреждения города Омска «Средняя общеобразовательная школа №1». В исследовании принимало участие 10 детей в возрасте 8 лет, среди них - 5 мальчиков и 5 девочек.
Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения и списка источников информации. Введение раскрывает актуальность, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, а также практическую значимость работы. В первой главе рассматриваются теоретические основы исследования проявлений акустической дисграфии детей младшего школьного возраста. Во второй главе описывается организация и проведение констатирующего эксперимента, анализируются результаты исследования. В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.
Речь является важнейшей психической функцией человека. В своем развитии речь проходит два больших этапа: доречевой, который включает в себя лепет и гуление и речевой этап, когда появляются слова. Выделяют три вида речи: внешнюю, эгоцентрическую и внутреннюю. В свою очередь, внешняя речь делится на устную, письменную и афферентную, а внутренняя – на внутреннее проговаривание, собственно внутреннюю речь и внутреннее программирование. Устная речь чаще всего представляет собой диалог, а письменная, как правило, является монологом. Письменная речь является графически оформленной речью, организованной на основе буквенных изображений. К письменной речи относится не только непосредственно сам процесс написания букв, слов и текста, но и их чтение. Письменная речь формируется на основе устной речи. Именно уровень развития устной речи является базой, на которой будет построен новый навык.
Когда дети приходят в школу, у некоторых из них наблюдаются трудности в освоении чтения и письма. Это может говорить о том, что у ребенка дислексия или дисграфия. Эти два нарушения речи являются препятствием для овладения учениками грамоты и грамматики языка. Дисграфия может быть артикуляторно-акустической, акустической, на основе нарушения фонематического анализа и синтеза, аграмматическая, оптическая. Главные признаки дисграфии представляют собой определенные ошибки, которые имеют устойчивый вид, и появление которых не имеет отношения к патологиям умственного либо сенсорного развития школьника либо к нерегулярности его обучения в школе: ошибки звукового анализа проявляются в письме в виде пропусков, перестановок, вставок букв либо слогов, ошибки фонематического восприятия проявляются в виде смешения фонем. Дислексия может быть фонематической, семантической, аграмматической, оптической и мнестической. Для того, чтобы ребенок в полной мере освоил школьную программу, он должен обладать нормальным умственным развитием, речевым слухом и специальным восприятием букв.
У школьников с дисграфией наблюдается недостаточная сформированность большинства высших и пастических функций: зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, слухопроизносительной дифференциации речевых звуков, звукового, слогового анализа и синтеза, выделения слов из предложений, лексико-грамматического строя речи, имеются нарушения памяти, внимания, эмоционально-волевой сферы. У школьников с общим недоразвитием речи в письменных работах наблюдаются ошибки, которые имеют отношение к недостаточной сформированности лексико-грамматических языковых средств, а конкретно: ошибки при употреблении предлогов и падежей; в согласовании имен существительных и прилагательных, глаголов, числительных; раздельное написание приставок и слитное написание предлогов; разнообразные изменения структуры предложений – нарушение очередности слов, пропуски слов; пропуски предлогов; слитное написание слов; неверное установление границ предложения; разнообразные изменения слого-буквенного состава слова – неправильное определение количества слогов, пропуски и недописывания слогов и т. д. Помимо этого, наблюдаются и ошибки графического характера, которые выражаются в недописывании определенных буквенных элементов либо добавлении лишних, ошибки в пространственном расположении некоторых буквенных элементов.
Детям с дисграфией требуется проведение мероприятий по коррекции данного нарушения. Существует несколько эффективных методов коррекции дисграфии у детей младшего школьного возраста: работа со схемами слов, узнавание звука-буквы, заполнение пропусков в словах, соотношение начальной буквы с изображением и словом, звуко-буквенный анализ, определение числа гласных и согласных звуков в словах, исправление ошибок, тренировка моторики руки, придумывание слов на заданный звук. Работа ведется со звуками, слогами, словами, словосочетаниями и предложениями.
Констатирующий эксперимент был ориентирован на определение характерных черт письменной речи детей младшего школьного возраста с акустической дисграфией. С этой целью была подобрана методика, состоящая из трех серий заданий. С ее помощью былои исследованы навыки языкового анализа, письма и чтения этих детей.
Полученные результаты показали, что основными ошибками в письменной речи у детей с акустической дисграфией являются следующие: неправильное определение места звука и слога в слове; количества слогов и звуков в слове; пропуски, замены, перестановки букв и слогов, вставки лишних букв, обозначение звука неправильной буквой при письме и чтении; непонимание или недостаточное понимание смысла прочитанного текста, неумение пересказать рассказ, неспособность правильно сформулировать свои мысли. Ошибки чаще всего отмечались в словах с шипящими и свистящими звуками. Не все дети могли самостоятельно исправлять свои ошибки, а некоторые даже не умели использовать помощь взрослого. Кроме этого, у детей отмечалась довольно низкая скорость чтения и длительное обдумывание заданий.
Нужно стремиться как можно раньше выявлять речевые проблемы у детей и проводить мероприятия по их коррекции. Только в этом случае дети смогут полноценно овладеть устной и письменной речью.