Введение 3
Раздел I. Христианство в правовом контексте и его роль в развитии
отечественного права 7
Раздел II. Церковное (каноническое) право в правовой системе Российского
государства 26
Раздел III. Право и православие как ценностно-нормативные системы 40
Заключение 62
Библиография 64
Церковь, в настоящее время, находится в процессе возрождения: открываются и реставрируются храмы, появляется все больше православных учебных заведений, а так же выпускается большой объем православной литературы. Значительная часть общества начинает воспринимать православие не только как духовно-личностный ориентир, но так же как ориентир общественно-политической и правовой жизни государства. В результате этого актуализируется изучение исторического опыта принятия христианства, его влияние на различные отечественные сферы жизни, а в частности на формирование законодательства, права и ценностнонормативной системы, укоренившейся в обществе.
Актуальность темы исследования состоит в том, что перемены, которые произошли в России за несколько последних десятилетий, заметно изменили как идеологическую, так и общественно-политическую обстановку, обусловив, тем самым, тенденции к возвращению духовных традиций и основ, которые исторически во многом были определены именно православием.
Христианство византийского образца было неотъемлемой частью в формировании отечественной государственности, ведь православная церковь освящала институты власти и права, а государство, в свою очередь, всегда стояло на охране христианской веры. Синтезирующиеся каноническое и светское законодательства приравнивали противоправное к греховному, из чего следует, что на протяжении практически всей истории российского государства религия была одним из важнейших факторов, который влиял на политическую и правовую сферы общества. Необходимость в полном объеме изучить религиозный фактор, в особенности провести правовой анализ его регулятивного потенциала, особенно в той сфере, которая имеет
неотъемлемое отношение к области действия права, вытекает из его особой роли.
Российская правовая система двадцатого века во много основывалась на процессе секуляризации, в последствии чего право и религия были дистанцированы друг от друга. Однако оба этих явления и в наше время неотъемлемо связаны. Главным проявлением их взаимосвязи предстает сфера социального регулирования.
В области общественных отношений именно религия и право можно выделить, как наиболее значимые регуляторы общественных отношений. Право, с точки зрения юриспруденции, является обладателем приоритета в сфере социального регулирования, ведь благодаря обязательности, формальной определенности и защите государства именно право в силах добиться обеспечения нормального функционирования общества, которое представляет собой многообразный социальный организм. И все же, эффективное регулирование со стороны права находится в зависимости от взаимодействия с другими, не обусловленными юридически, системами регулирования, включая религию.
Православие влияло не только на мировоззрение, но так же и образ жизни большинства людей, моделируя согласно своему учению человеческое поведение во многих областях. Христианская религия включает многочисленные оценки поведения, которое рассматривается с позиции закона как должное и запрещаемое, пересекаясь, таким образом, со сферой правового регулирования. А потому следует изучить влияние православия на становление и формирование отечественного права.
Взаимоотношение права и религии зачастую неоднозначны и по характеру противоречивы. Необходимость разрешить данные противоречия предусматривает стремление к изучению право и православия комплексно, как наиболее важных социальных регуляторов, которые активно
взаимодействуют, влияя на отношения общества в большинстве сфер человеческой деятельности.
Избранная тематика предстает значимой и актуальной в силу существования необходимости установить наиболее оптимальное взаимодействие норм религии и права.
Степень разработанности проблемы. Вопрос о корреляции права и христианства получил свое освещение в трудах: Вышеславцева Б.П., Ильина И.А., Соловьева B.C., Трубецкого E.H. и др.
Исторический же аспект роли христианства на формирование отечественного права был рассмотрен Карамзиным Н.М., Ключевским В.О, а позднее Зиминым А.А., Карташевым А. В., Громовым Ф.Д. и Свердловым М.Б.
Значительная роль в рассмотрении воздействия религии как регулятора общественных отношений отводится социологическим исследователям - М. Вебера, Э. Дюркгейма, Т. Парсонса.
Объект и предмет исследования. Объект данного исследования представляет собой вся общность как религиозных, так и социально правовых отношений, которые возникают в сфере соотношения права и христианства в процессе формирования и становления российского законодательства.
Предметом исследования являются теоретические основы соотношения и взаимовлияния права и православия в процессе развития отечественного законодательства, исторические правовые памятники, а так же источники, которые являлись для них основополагающими.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в анализе становления отечественного права и ценностно-нормативной системы, а так же влияния, которое оказало на этот процесс православное христианство.
Из названной цели можно выделить следующие задачи.
- рассмотреть положения христианства в правовом контексте, а так же изучить феномен канонического права;
- основываясь на анализе отечественного законодательства представить роль христианства в формировании и развитии российского права;
- раскрыть нормативный характер религиозного воздействия на общественные отношения;
- рассмотреть процесс и характер взаимодействия и взаимовлияния права и православия;
Научная новизна выпускной квалификационной работы заключается в том, что было проведено детальное исследование роли православия в становлении и формировании отечественного законодательства. Анализируя обширную нормативно-правовую базу Российского государства с X по XX вв, можно проследить роль и место православия в системе регулирования общества.
В ходе работы предпринимается попытка комплексно исследовать с историко-правовой точки зрения процесс и содержание взаимодействия религии и права в ходе регулирования общества на уровне их нормативных установлений.
Христианство является важнейшей частью культуры славян, а так же одной из составляющих национально-государственных детерминантов.
Христианство, как любая религия, устанавливает свою систему ценностей и необходимо предъявляет определенные требования к поведению человека сообразно с особенностями вероучения. Таким образом, регулятивное воздействие религии имеет под собой нормативную основу. С этой точки зрения христианство являет собой специфическую ценностно - нормативную систему. Религиозные нормы представляют самостоятельный вид социальных норм.
Нужно отметить, что именно благодаря определяющей роли православия, российское государство обрело свое величие. Национальногосударственное возрождение России немыслимо без возрождения ее духовной основы - православной веры.
Религия все еще остается одним из самых важных факторов, который предопределял социально-политическое развитие как общества, так и отдельного человека.
В результате кардинальных перемен, которые произошли в российском обществе в течении последних десятилетий, изменивших в последствии религиозную обстановку, новое поколение, вступающее в жизнь, сформированное в атмосфере возрождения религии, становится более религиозным.
Религия, являясь системой социального регулирования, предстает эффективным фактором, который определяет человеческое поведение, и в сфере правовых отношений она представляет интерес для теории государства и права.
Правоведение должно сотрудничать с религиоведческими дисциплинами, моделируя ситуации взаимодействия и возможных противоречий между религиозными и правовыми императивами. Требования и запреты православия включают в себя весь опыт социального взаимодействия, формировавшиеся тысячелетиями, и отражают основные нормы человеческого общения.
Общество, в моменты кризисов, обнаруживает, что нерушимыми остаются неизменные ценности, способные интегрировать социум и дать ему необходимую нравственную опору. Православная религия для России является органичной системой ценностей. А потому именно она является основой, которая обеспечивает культурную легитимацию российской государственности, российского общества. Христианство предстает нравственной опорой права.
Однако не следует преувеличивать возможность религии в деле воспитания людей, представлять ее в качестве универсального средства для решения нравственных проблем. Обособленно от права религия не имеет возможности противодействовать негативным тенденциям, которые исправно подпитываются насущными противоречиями в жизни политики и экономики.
Взаимное сотрудничество и взаимодействие Русской Православной Церкви и государства наилучшим способом обеспечит гармонию в жизни общества, а так же позволит преодолеть социальные и политические кризисы. Исторический опыт открывает необходимую тенденцию усилий, произведенных совместно, со стороны церкви и государства в установлении справедливости. Но в той же мере недопустимо представить построение эффективно действующего механизма правовой регуляции, не учитывая реалий религиозной жизни. Поэтому современный мир должен стать миром диалога права и религии.
1. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).
2. Федеральный Закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ (РЕД. ОТ 06.07.2016) "О свободе совести и о религиозных объединениях ".
Диссертации и авторефераты
3. Касторская Е.В. Криминологическая характеристика деятельности христианских объединений в России: автореферат дис. ... кандидата юридических наук / Е.В. Касторская - Санкт-Петербург, 1999. - 21 с.
Литература
4. Бенешевич В.И. Сборник памятников по истории церковного права, преимущественно Русской церкви до эпохи Петра Великого. / В.И. Бенешевич. - Петроград, 1915. - 398 с.
5. Бердников И.С. Краткий курс церковного права православной Церкви. / И.С. Бердников. - СПб., 1914. - 295 с.
6. Берман Г. Дж. Вера и закон: примирение права и религии / Г арольд Дж. Берман; пер. с англ. М. Тименчикова и Д. Шабельникова. - Москва: Московская шк. политических исслед., 2008. - 463 с.
7. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. 3-е изд. / А.Б. Венгеров. - М.: Юриспруденция, 2000. - .528 с.
8. Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. / М.Ф.
Владимирский-Буданов - М.: Издательский дом «Территория
будущего», 2005. — 800 с.
9. Гараджа В.И. Социология религии: Учеб. пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей. / В.И. Гараджа.- 3-е изд., перераб. и доп. - м.: инфра-м, 2005. - 348 с.
10. Гордиенко Н.С. «Крещение Руси»: факты против легенд и мифов: Полемические заметки. / Н.С. Гордиенко. - Лен.: Лениздат, 1986. - 288 с.
11. Заозерский. Н. Право православной грековосточной русской церкви как предмет специальной юридической науки / Н. Заозерский. - М.: Тип. М.Г. Волчанинова, 1888. - 146 с.
12. Ильин И. А. Осущности правосознания. / Подготовка текста и вступительная статья И. Н. Смирнова. — М.: «Рарогъ», 1993. — 235 с.
13. Ильичев М.В. Русская Православная Церковь и право: Комментарий /Авт. кол. : А.И. Масляев, В. Цыпин, В.Э. Гефенидер и др. ; Отв . ред. М.В. Ильичев. -М. :Бек,1999. -464 с.
14. Исаев И.А. История государства и права России / И.А. Исаев - М.:Юристъ, 1996. - 544 с.
15. Карташев А.В. «Очерки по истории русской церкви». М., 1991г.
16. Клочков В.В. Религия, государство и право. / В.В. Клочков. - М., Мысль.,1978. - 287 с.
17. Лупарев, Г. П. Правосознание верующих и его особенности / Г. П. Лупарев. - Алма-Ата: Казахстан, 1989. - 207 с.
18. Макс Вебер. Избранное: Образ общества. / Макс Вебер. - М.: Юрист, 1994. - 704 с.
19. Манов Г.Н. Теория права и государства. / Под ред.: Г.Н. Манов. - М.: БЕК, 1996. - 284 с.
20. Никонов В.А. Библия и уголовный закон. / В.А. Никонов. - Тюмень, Тюмен. высш. шк. МВД РФ, 1995. - 44 с.
21. Омельченко O.A. Римское право. / О.А. Омельченко. -М.: ТОН, 2000. - 208 с.
22. Остроумов М. Очерк православного церковного права. / М. Остроумов. - Харьков.: тип. Губ. правления, 1893. - 672 с.
23. Павлов A.C. 50-я глава Кормчей книги как исторический и практический источник русского брачного права. / А.С. Павлов. -М., 1887. - 462 с.
24. Павлов, А.С. Курс церковного права / [Соч.] А.С. Павлова. - Посмерт. изд. ред. "Богословского вестника", выполн. под наблюдением доц. Моск. духов. акад. И.М. Громогласова. - [Сергиев Посад] : тип. СвятоТроицкой Сергиевой лавры, 1902. - 539 с.
25. Религия и закон. Сборник правовых актов с комментариями / Сост. и автор комментариев Протопопов А.О. — М. : Паллада, 1996. — 128 с.
26. Суворов Н.С. Учебник церковного права / Суворов Н. - 5-е изд. - М.: А.А. Карцев, 1913. - 535 с.
27. Цыпин В.А. «Каноническое право». / В.А. Цыпин. - М.: Изд-во Сретенского монастыря , 2009. - 864 с.
28. Экземплярский В.И. Евангелие и общественная жизнь. / В.И. Экземплярский. - Киев, 1913. - 67 с.
29. о.Вениамин Новик. «Православие. Христианство. Демократия». / СПб.: Алетейя, 1999. - 368 с.
Описание отдельного тома из многотомника
30. Ключевский В.О. Русская история: Полный курс лекций в трех книгах. Кн. 1. / В.О. Ключевский. - М., 1993, - 119 с.
31. Российское законодательство X - XX веков: Законодательство Древней Руси. В 9-ти томах. Т. 1 / Отв. ред.: Янин В.Л.; Под общ. ред.: Чистяков О.И. - М.: Юрид. лит., 1984. - 432 с.
32. «Памятники русского права» Вып. 1. Памятники права Киевского государства. Х-Х11 вв. / Сост. А.А. Зимин; под ред. С.В. Юшкова. — М.: Государственное издательство юридической литературы, 1952. - 287 с.
Статья из журналов, газет или сборников
33. Бондаренко, Ю. В. Ценностное измерение права и христианства в вопросах социального регулирования /Ю. В Бондаренко. Бизнес в законе. -2009. - № 4. - С. 28 - 31
34. Духовное возрождение. Правопорядок. Молодежь. Рождественские чтения / Редкол.: Анисимков В.М., Воронцов В.И., Доронин М.С., Майдыков А.Ф., Решетников Е., Сухов А.И. - М.: Изд-во Акад. управления МВД России, 1998. - 255 с.
35. Загорский Г. Христианские идеи в российском судопроизводстве. / Г. Загорский. - Российская юстиция. -2001. - № 5. - с. 49 - 51.
36. Костылева Т. А. Право и религия как регуляторы социальных отношений // Онтология и аксиология права: тезисы докладов и сообщений Второй международной конференции (октябрь 2005 г.). Омск: Изд-во Омск. акад. МВД России, 2005. С. 186-188.
37. Морозова Л.А. Государство и церковь: особенности взаимоотношений. / Л.А. Морозова. - М.: Государство и право, 1995. - 86-95 с.
38. Пономарева В.П. Феномен религии в контексте отечественного права /В.П Пономарева. - Сборник межвузовских трудов. Брянск, 1996. - 127140 с.
39. Фастов А.Г. Право и религия в системе нормативного регулирования Сборник научных трудов. - Волгоград: ВА МВД России, 2008. - Вып. 5. - 227-237 с.
40. Цыпин В.А. «Взаимоотношения Церкви и государства. Канонические принципы и историческая действительность». / В.А. Цыпин. - М.: Исторический вестн., 2000. - №9-10.
Электронный ресурс
41. Комментарий к Конституции Российской Федерации [Электронный ресурс] / под общ. ред. Л.В. Лазарева. - Сайт Конституции Российской
Федерации, 2009. - Режим доступа: http://constitution.garant.ru/science- work/comment/5366634.