Инструменты сокращения фиктивности человеческого капитала в системе образования
|
Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты изучения фиктивности человеческого капитала 6
1.1. Эволюция определения понятия фиктивности человеческого капитала 6
1.2. Влияние фиктивности человеческого капитала на социально-экономические показатели 17
1.3. Определение фиктивности человеческого капитала на уровне личности и общества 24
Глава 2. Фиктивность человеческого капитала в системе высшего образования 35
2.1. Характеристика системы высшего образования Республики Татарстан ... 35
2.2. Изучение критериев формирования фиктивного человеческого капитала в
системе образования 43
Глава 3. Инструменты по сокращению фиктивности человеческого капитала в системе образования 66
3.1. Инструменты минимизации синдрома эмоционального выгорания, как
одного из факторов формирования фиктивного человеческого капитала 66
3.2. Мероприятия, направленные на повышение мотивации 73
3.3. Инструменты по повышению удовлетворенности выбором профессии ... 75
3.4. Профилактика формирования фиктивного человеческого капитала в
Институте управления, экономики и финансов КФУ 77
Заключение 85
Список использованных источников
Глава 1. Теоретические аспекты изучения фиктивности человеческого капитала 6
1.1. Эволюция определения понятия фиктивности человеческого капитала 6
1.2. Влияние фиктивности человеческого капитала на социально-экономические показатели 17
1.3. Определение фиктивности человеческого капитала на уровне личности и общества 24
Глава 2. Фиктивность человеческого капитала в системе высшего образования 35
2.1. Характеристика системы высшего образования Республики Татарстан ... 35
2.2. Изучение критериев формирования фиктивного человеческого капитала в
системе образования 43
Глава 3. Инструменты по сокращению фиктивности человеческого капитала в системе образования 66
3.1. Инструменты минимизации синдрома эмоционального выгорания, как
одного из факторов формирования фиктивного человеческого капитала 66
3.2. Мероприятия, направленные на повышение мотивации 73
3.3. Инструменты по повышению удовлетворенности выбором профессии ... 75
3.4. Профилактика формирования фиктивного человеческого капитала в
Институте управления, экономики и финансов КФУ 77
Заключение 85
Список использованных источников
Термин «человеческий капитал» начал изучаться в XX веке, за научный вклад при его изучении Теодору Шульцу и Гари Беккеру была присуждена Нобелевская премия. Фиктивный же человеческий капитал стал пристально изучаться учеными относительно недавно. Фиктивным его называют потому, что документальные свидетельства о наличии у человека профессиональных знаний, умений и компетенций были получены фиктивно, т.е. нечестно; следовательно, работник с такими документами отличается низким качеством выполняемой деятельности. Мы также говорим о фиктивном человеческом капитале в случае нерациональных инвестиций в развитие профессиональных компетенций. Другими словами, если человек не оправдывает вложений денег, сил и времени, осуществленных в его подготовку, формируется фиктивный человеческий капитал.
По статистике, только 37% выпускников российских вузов работают по специальности. Другими словами, как минимум 63% средств, выделяемых из государственного бюджета на высшую профессиональную подготовку молодежи, тратится впустую и не окупается. Это происходит по разным причинам - разочарование в выбранной профессии, эмоциональное выгорание студента и как следствие нежелание связывать свою жизнь с предметом неприязни, изначальная настройка на то, что вуз необходим только для получения документа об образовании. Однако во всех случаях мы имеем дело с фиктивизацией человеческого капитала.
Фиктивный человеческий капитал действует на уровне личности, общества и фирмы, а в крупных масштабах - оказывает существенное влияние на экономику страны. Поэтому изучение проблемы приобретает особую актуальность в век стремительного развития технологий и необходимости обучать персонал.
Мы считаем, что фундамент фиктивного и реального человеческого капитала закладывается в вузе. Поэтому мы сосредоточили свое внимание на изучении факторов, способствующих этому. Статистика говорит о том, что система высшего образования нуждается в изменениях. В ходе исследования изучены существующие способы сокращения фиктивности человеческого капитала в сфере образования, а также разработаны методы повышения эффективности этих мероприятий.
Таким образом, объект исследования - фиктивный человеческий капитал.
Предмет исследования - инструменты сокращения фиктивности человеческого капитала в системе образования.
Цель работы - исследовать теоретические основы категории фиктивности человеческого капитала и способы его сокращения в сфере образования.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть эволюцию категории фиктивный человеческий капитал.
2. Проанализировать воздействие фиктивного человеческого капитала на социально-экономические показатели.
3. Исследовать последствия формирования фиктивного человеческого капитала на уровне личности, фирмы, общества.
4. Определить критерии фиктивного человеческого капитала в системе образования.
5. Исследовать студенческий состав на наличие эндогенных и экзогенных факторов, влияющих на формирование фиктивного человеческого капитала.
6. Разработать инструменты по сокращению фиктивного человеческого капитала в системе образования.
7. Определить эффективность внедрения предложенных мероприятий.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: теории
человеческого капитала зарубежных ученых Т.Шульца, Н.Бонтиса, Х Скаробо и Элиас, Т.Дэвенпорта, Барни, Г.Бэккера, С.Кузнеца, М. Блауга, Э.Лэзера, Ф.Уэлча.
Теории человеческого капитала российских ученых М. М. Критского, Н.Н. Кошель, С.А. Дятлова, И.В.Ильинского, Е.В.Ванкевича, С.А.Курганского, А.И.Добрынина, Ф.Нойманна, Р.И. Капелюшникова, С.М.Пясталова.
В ходе исследования были использованы труды представителей классической политэкономии К.Маркса, концепции А.Смита, Д.Рикардо; Дж.С.Миля.
Теория фиктивного человеческого капитала принадлежит А.А.Полякову, А.П. Колядину, О.Г.Бринцевой, Ю.С.Колесниковой.
В работе применяется междисциплинарный подход, поскольку только на учитывая основные положения таких наук, как социология, психология, менеджмент, политология, возможно определить понятие фиктивного человеческого капитала собственно в экономической сфере и таких ее областях, как экономика организаций, управление человеческими ресурсами.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
1) Уточнено определение категории фиктивный человеческий капитал. Исследованы критерии и факторы (эндогенные и экзогенные) формирования фиктивного человеческого капитала, а также рассмотрены результаты ФЧК на уровне личности, фирмы и общества.
2) Выделены основные факторы формирования фиктивного человеческого капитала в сфере образования: эмоциональное выгорание (актуально по меньшей мере для 33% студентов), снижение мотивации (преобладание внешней мотивации и амотивации более, чем у половины студентов), недовольство выбором профессии (актуально для 40% студентов).
3) Разработан комплекс мероприятий, направленный на сокращение фиктивного человеческого капитала на основе Института управления, экономики и финансов КФУ:
• Углубленное тестирование студентов второго курса, обучающихся по программе бакалавриата, на профессиональную ориентацию;
• Курирование студентов второго курса психологами;
• Реструктуризация учебного плана магистратуры: разделение дисциплин на «базовый курс», обязательный к изучению, и курс «свободного выбора предметов».
Научно-практическая значимость диссертации состоит в том, что ее результаты и положения могут быть использованы в системе управления, при разработке политики вузов. Содержание данной работы может быть реализовано в преподавательской деятельности при чтении курсов по экономике труда, менеджменту образования, управлению человеческими ресурсами.
Выводы и положения диссертации докладывались на следующих научных конференциях: VII Международная научная конференция «Проблемы современной экономики» (г. Казань, 2018), VI Международная научная конференция «Актуальные вопросы экономики и управления» (г. Москва, 2018).
Основные результаты исследования были опубликованы в научных статьях: «Эмоциональное выгорание как основной фактор формирования фиктивного человеческого капитала», журнал «Проблемы современной экономики: материалы VII Международной научной конференции»;
«Критерии формирования фиктивного человеческого капитала в сфере образования», журнал «Актуальные вопросы экономики и управления: материалы VI Международной научной конференции».
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, девяти параграфов, заключения, списка литературы и приложения и насчитывает 112 страниц компьютерного текста.
По статистике, только 37% выпускников российских вузов работают по специальности. Другими словами, как минимум 63% средств, выделяемых из государственного бюджета на высшую профессиональную подготовку молодежи, тратится впустую и не окупается. Это происходит по разным причинам - разочарование в выбранной профессии, эмоциональное выгорание студента и как следствие нежелание связывать свою жизнь с предметом неприязни, изначальная настройка на то, что вуз необходим только для получения документа об образовании. Однако во всех случаях мы имеем дело с фиктивизацией человеческого капитала.
Фиктивный человеческий капитал действует на уровне личности, общества и фирмы, а в крупных масштабах - оказывает существенное влияние на экономику страны. Поэтому изучение проблемы приобретает особую актуальность в век стремительного развития технологий и необходимости обучать персонал.
Мы считаем, что фундамент фиктивного и реального человеческого капитала закладывается в вузе. Поэтому мы сосредоточили свое внимание на изучении факторов, способствующих этому. Статистика говорит о том, что система высшего образования нуждается в изменениях. В ходе исследования изучены существующие способы сокращения фиктивности человеческого капитала в сфере образования, а также разработаны методы повышения эффективности этих мероприятий.
Таким образом, объект исследования - фиктивный человеческий капитал.
Предмет исследования - инструменты сокращения фиктивности человеческого капитала в системе образования.
Цель работы - исследовать теоретические основы категории фиктивности человеческого капитала и способы его сокращения в сфере образования.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть эволюцию категории фиктивный человеческий капитал.
2. Проанализировать воздействие фиктивного человеческого капитала на социально-экономические показатели.
3. Исследовать последствия формирования фиктивного человеческого капитала на уровне личности, фирмы, общества.
4. Определить критерии фиктивного человеческого капитала в системе образования.
5. Исследовать студенческий состав на наличие эндогенных и экзогенных факторов, влияющих на формирование фиктивного человеческого капитала.
6. Разработать инструменты по сокращению фиктивного человеческого капитала в системе образования.
7. Определить эффективность внедрения предложенных мероприятий.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: теории
человеческого капитала зарубежных ученых Т.Шульца, Н.Бонтиса, Х Скаробо и Элиас, Т.Дэвенпорта, Барни, Г.Бэккера, С.Кузнеца, М. Блауга, Э.Лэзера, Ф.Уэлча.
Теории человеческого капитала российских ученых М. М. Критского, Н.Н. Кошель, С.А. Дятлова, И.В.Ильинского, Е.В.Ванкевича, С.А.Курганского, А.И.Добрынина, Ф.Нойманна, Р.И. Капелюшникова, С.М.Пясталова.
В ходе исследования были использованы труды представителей классической политэкономии К.Маркса, концепции А.Смита, Д.Рикардо; Дж.С.Миля.
Теория фиктивного человеческого капитала принадлежит А.А.Полякову, А.П. Колядину, О.Г.Бринцевой, Ю.С.Колесниковой.
В работе применяется междисциплинарный подход, поскольку только на учитывая основные положения таких наук, как социология, психология, менеджмент, политология, возможно определить понятие фиктивного человеческого капитала собственно в экономической сфере и таких ее областях, как экономика организаций, управление человеческими ресурсами.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
1) Уточнено определение категории фиктивный человеческий капитал. Исследованы критерии и факторы (эндогенные и экзогенные) формирования фиктивного человеческого капитала, а также рассмотрены результаты ФЧК на уровне личности, фирмы и общества.
2) Выделены основные факторы формирования фиктивного человеческого капитала в сфере образования: эмоциональное выгорание (актуально по меньшей мере для 33% студентов), снижение мотивации (преобладание внешней мотивации и амотивации более, чем у половины студентов), недовольство выбором профессии (актуально для 40% студентов).
3) Разработан комплекс мероприятий, направленный на сокращение фиктивного человеческого капитала на основе Института управления, экономики и финансов КФУ:
• Углубленное тестирование студентов второго курса, обучающихся по программе бакалавриата, на профессиональную ориентацию;
• Курирование студентов второго курса психологами;
• Реструктуризация учебного плана магистратуры: разделение дисциплин на «базовый курс», обязательный к изучению, и курс «свободного выбора предметов».
Научно-практическая значимость диссертации состоит в том, что ее результаты и положения могут быть использованы в системе управления, при разработке политики вузов. Содержание данной работы может быть реализовано в преподавательской деятельности при чтении курсов по экономике труда, менеджменту образования, управлению человеческими ресурсами.
Выводы и положения диссертации докладывались на следующих научных конференциях: VII Международная научная конференция «Проблемы современной экономики» (г. Казань, 2018), VI Международная научная конференция «Актуальные вопросы экономики и управления» (г. Москва, 2018).
Основные результаты исследования были опубликованы в научных статьях: «Эмоциональное выгорание как основной фактор формирования фиктивного человеческого капитала», журнал «Проблемы современной экономики: материалы VII Международной научной конференции»;
«Критерии формирования фиктивного человеческого капитала в сфере образования», журнал «Актуальные вопросы экономики и управления: материалы VI Международной научной конференции».
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, девяти параграфов, заключения, списка литературы и приложения и насчитывает 112 страниц компьютерного текста.
Проблема фиктивного человеческого капитала стоит тем острее, чем стремительнее развиваются экономика и информационные технологии. Темпы жизни меняются, требования к специалистам и человеческому капиталу как совокупности знаний, умений и человеческих качеств растут. В ходе исследования было рассмотрено формирование фиктивного человеческого капитала на уровне образования. Однако исследования в этом направлении могут быть продолжены. Это могло бы быть изучение фиктивизации человеческого капитала в медицине, политике и в сфере образования, но среди учителей и преподавателей.
В ходе работы над диссертацией были выполнены следующие задачи:
1. Была изучена категория фиктивного человеческого капитала, а также прослежена эволюция понятия
2. Проанализировано влияние фиктивного человеческого капитала на социально -экономические показатели.
3. Изучены последствия формирования фиктивного человеческого капитала на уровни общества, фирмы и личности.
4. Определены критерии фиктивного человеческого капитала в сфере образования.
5. Студенческий состав Института управления, экономики и финансов КФУ исследован на наличие эндогенных и экзогенных факторов, способствующих формированию ФЧК.
6. Проанализированы существующие способы сокращения проявлений ФЧК в образовании, разработаны новые инструменты по сокращению фиктивного человеческого капитала в системе образования на основе Центров бакалавриата и магистратуры Института управления, экономики и финансов КФУ.
7. Оценена экономическая выгода предложенных мероприятий.
В результате проведенного исследования мы выяснили, что основными факторами формирования фиктивного человеческого капитала в сфере образования являются низкая мотивация, синдром эмоционального выгорания и неудовлетворенность выбором профессии. Нам были рассмотрены существующие методы борьбы с вышеуказанными факторами, а также проанализирована эффективность этих методов. Мы также разработали комплекс мероприятий для сокращения фиктивизации человеческого капитала в бакалавриате и магистратуре на базе Института управления, экономики и финансов КФУ.
Работа может быть использована для проведения дальнейших исследований фиктивного компонента человеческого капитала в различных сферах, в том числе - для более глубокого анализа факторов его формирования на разных уровнях образования.
В ходе работы над диссертацией были выполнены следующие задачи:
1. Была изучена категория фиктивного человеческого капитала, а также прослежена эволюция понятия
2. Проанализировано влияние фиктивного человеческого капитала на социально -экономические показатели.
3. Изучены последствия формирования фиктивного человеческого капитала на уровни общества, фирмы и личности.
4. Определены критерии фиктивного человеческого капитала в сфере образования.
5. Студенческий состав Института управления, экономики и финансов КФУ исследован на наличие эндогенных и экзогенных факторов, способствующих формированию ФЧК.
6. Проанализированы существующие способы сокращения проявлений ФЧК в образовании, разработаны новые инструменты по сокращению фиктивного человеческого капитала в системе образования на основе Центров бакалавриата и магистратуры Института управления, экономики и финансов КФУ.
7. Оценена экономическая выгода предложенных мероприятий.
В результате проведенного исследования мы выяснили, что основными факторами формирования фиктивного человеческого капитала в сфере образования являются низкая мотивация, синдром эмоционального выгорания и неудовлетворенность выбором профессии. Нам были рассмотрены существующие методы борьбы с вышеуказанными факторами, а также проанализирована эффективность этих методов. Мы также разработали комплекс мероприятий для сокращения фиктивизации человеческого капитала в бакалавриате и магистратуре на базе Института управления, экономики и финансов КФУ.
Работа может быть использована для проведения дальнейших исследований фиктивного компонента человеческого капитала в различных сферах, в том числе - для более глубокого анализа факторов его формирования на разных уровнях образования.
Подобные работы
- Инструменты сокращения фиктивности человеческого капитала в системе здравоохранения
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017 - ФЕНОМЕН МУЗЕЯ: ЭВРИСТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ КАТЕГОРИАЛЬНО-СИСТЕМНЫМИ МЕТОДАМИ
Дипломные работы, ВКР, философия. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2019 - Оценка уровня экономической безопасности промышленных предприятий с использованием моделей банкротства (на примере металлургических компаний)
Дипломные работы, ВКР, экономическая безопасность. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018



