ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР 7
1.1. Краткий обзор возможного вредного воздействия на окружающую среду
от движения автомобильного транспорта 7
1.2. Особенности автотранспортного загрязнения воздуха в городах с различной организацией дорожного полотна 8
1.3. Особенности автотранспортного загрязнения воздуха в Российской Федерации 11
1.4. Характеристика загрязняющих веществ, выбрасываемых автотранспортом 13
1.5. Воздействие выбросов автотранспорта на загрязнение атмосферного воздуха и здоровье человека 17
1.6. Воздействие автомобильных заправочных станций на загрязнение атмосферного воздуха и влияние на здоровье человека 21
1.7. Необходимые требования к размещению предприятий автотранспортного комплекса 23
1.8. Мероприятия по снижению выбросов автотранспорта 24
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И АППАРАТУРА 27
2.1. Газоанализатор ЭЛАН 27
2.2. Электрохимический метод газового анализа 30
2.1.1. Принцип метода 30
2.3. Программа «Эколог» 31
2.3.1. Функциональные возможности программы 32
2.3.2. Исходные данные для расчета в программе 34
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЯ 37
3.1. Натурные обследования структуры и интенсивности движущегося автотранспортного потока г. Набережные Челны 37
3.1.1. Оценка интенсивности движения транспортных потоков города Набережные Челны 37
3.1.2. Результаты натурных обследований состава и интенсивности автотранспортных потоков на автомагистралях г. Набережные Челны 40
3.1.3. Определение выбросов загрязняющих веществ от автотранспорта 42
3.2. Характеристика автомобильных заправочных станций с точки зрения загрязнения атмосферного воздуха 45
3.2.1. Краткая характеристика технологии производства и технологического оборудования с точки зрения загрязнения атмосферы 45
3.2.2. Перечень загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу 47
3.2.3. Классификация предприятий автотранспортного комплекса 49
3.3. Проведение расчетов 52
ГЛАВА 4.ОХРАНА ТРУДА И ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ 73
4.1 Общие положения 73
4.2. Правила использования газоанализатора 73
4.3. Требования охраны труда при выполнении работ по отбору проб воздушной среды в газоопасных местах 74
4.4 Требования охраны труда при выполнении работ по отбору проб воздушной среды в местах проведения газоопасных работ 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 79
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 80
Актуальность темы
Загрязнение атмосферного воздуха является одной из глобальных экологических проблем нашего времени. Основным источником загрязнения атмосферы в крупных городах является автотранспорт. Газы, производимые двигателем автомобиля, содержат сложную смесь опасных компонентов, среди которых немало канцерогенов. Поскольку вредные вещества поступают в атмосферный воздух практически на уровне дыхания человека, автомобили и автотранспорт (АТ) следует отнести к наиболее опасным источникам загрязнения атмосферы.
Исследование динамики роста численности автомобильного транспорта говорит о том, что количество автомобилей в России увеличивается примерно на 5% в год. Это непосредственно связано с увеличением числа легковых автомобилей. Ежегодно более 40% выбросов загрязняющих веществ (ЗВ) в атмосферу приходится на выбросы от автомобилей и других транспортных средств, причем в крупных городах выбросы могут достигать до 80% и более от общего количества загрязнений [1].
Согласно Транспортной стратегии Российской Федерации (РФ) количество автотранспортных средств к 2020 году возрастет с 32 до 60 млн. единиц, что почти в 2 раза увеличит не только общее количество автотранспортных средств на дорогах, но и значительно увеличатся выбросы ЗВ в атмосферный воздух [2].
В связи с этим, невозможно обойти стороной и предприятия по ремонту и обслуживанию автомобильного транспорта. В большинстве случаев размещение автосервисных предприятий (АСП) и автомобильных заправочных станций (АЗС) происходит без использования научно- обоснованных методов и моделей. Большое количество предприятий АЗС и АСП расположены не рационально с точки зрения экологической нагрузки, что является следствием большей нагрузки на атмосферный воздух.
Проблема размещения предприятий автотранспортного комплекса (АТК) заключается в том, что помимо общего загрязнения от территории самого комплекса, вклад в загрязнение атмосферного воздуха вносит также большой поток автомобилей, проходящий через предприятия АТК. В результате того, что при размещении предприятий АТК не были учтены экологические факторы, выбросы, сбросы и отходы превышают допустимые показатели и как следствие создается дополнительная нагрузка на окружающую среду. Решить данную проблему можно путем введений ограничений экологического характера в модель на этапе ее разработки.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в оценке и прогнозе экологического неблагополучия по качеству атмосферного воздуха урбанизированной территории и разработке методики по размещению предприятий автотранспортного комплекса.
В работе ставятся следующие задачи:
1. произвести оценку загрязнения атмосферного воздуха автомобильным транспортом и АЗС с использованием расчетных методов;
2. сформировать базу данных структуры и интенсивности движения автотранспортных средств, физических параметров, качественного и количественного состава ЗВ, фактических объемов выбросов действующих источников загрязнения атмосферы предприятий г. Набережные Челны;
3. определить перечень приоритетных ЗВ, выбрасываемых стационарными и передвижными источниками г. Набережные Челны.
Произведены натурные обследования структуры и интенсивности движущегося автотранспортного потока г. Набережные Челны, на основе которых было выявлено, что в городе большой поток автомобилей приходится преимущественно на утренние и вечерние часы-пик, что затрудняет движение автотранспорта и приводит к большому скоплению выбросов вредных веществ в пределах одной местности.
Разработана классификация предприятий автотранспортного комплекса с целью упрощения описания существующих и будущих комплексов.
Произведена оценка загрязнения атмосферного воздуха города с использованием инструментальных и расчетных методов.
Для исследования был выбран участок Орловского кольца с расположением близлежащих предприятий автотранспортного комплекса с целью оценки состава ЗВ, фактических выбросов от источников загрязнения.
Результаты исследования показали, что данный комплекс расположен корректно относительно жилой зоны и близлежащей территории, поскольку выбросы загрязняющих веществ не превышают ПДК и не наносят существенного вреда окружающей среде и здоровью человека.
С целью разработки общей классификации по расположению предприятий АТК был выбран участок, находящийся западнее Орловского кольца и разработан план по постройке в данной местности комплекса предприятий автотранспортного обслуживания. Результаты показали, что использование данной местности под застройку АТК будет не корректным, поскольку в данной зоне будет превышение по выбросам загрязняющих веществ в жилую зону и близлежащие территории.
Данная работа проводилась с целью разработки плана по расположению предприятий автотранспортного комплекса с целью
улучшения экологической безопасности в городе и в жилых зонах
I. Организация и безопасность движения: учебное пособие / Н.В. Пеньшин, В.В. Пудовкин, А.Н. Колдашов, А.В. Ященко. -Тамбов: Издательство Тамбовского государственного технического университета, 2006. -96 с.
2. Ньюман П., Кенуорти Дж. Экологизация городского транспорта // Россия в окружающем мире: 2007 (Аналитический ежегодник). -М.: Издательство МНЭПУ, 2007. -С. 147-182.
3. Павлова Е.И.Экология транспорта: Учебник для вузов. -М.:
Транспорт, 2000.-248 с.
4. Бондаренко Е.В., Дворников Г.П. Дорожно-транспортная экология: учебное пособие / под ред. А.А. Цыцуры. -Оренбург: ГОУ ОГУ, 2004. -113 с.
5. Семенов Н.Н. «Цепное окисление углеводородов» - М., 1978, 324 с.
6. Защита атмосферы от промышленных загрязнений. Справочник под ред. С. Калверта и Г.М.Инглунда , М., Металлургия 1988 г., 413с.
7. Анализ токсичности ОГ дизелей различного назначения. Dieselmotor und Luft...//KFZ.1997 40, N8.P. 344-347
8. Афанасьев Л.Л., Ефимов В.Т. Автомобилизация и охрана окружающей среды. -М.: 1979. - 162с.
9. Бобровников Н.А. Защита окружающей среды от пыли на транспорте. - М.: Транспорт, 1989. - 72с.
10. Буштуева К.А. Руководство по гигиене атмосферного воздуха. - М., 1976. - 120с.
II. Новиков Г.В. Городу чистый воздух. - Л.: Медицина, 1978 - 215с.
12. Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности.
НПБ 111-98* с изменениями №1, №2, №3. М.: ДЕАН, 2003
13. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2008 году» / Министерство природных ресурсов и экологии РФ. М.: ООО «РПП РусКонсалтингГрупп», 2009. - 488 с
14. Боровлев А.Э., Лисецкий Ф.Н., Чепелев О.А. Развитие системы управления качеством атмосферного воздуха для города Белгорода//Фундаментальные исследования. -2013. -No6. -С. 922-929.
15. Маяк Н.М. Автомобильное топливо и эффективность его использования - Киев: УМК ВО, 1991. - 102с.
16. Мероприятия по снижению выбросов автотранспорта [Электронный ресурс]. -URL: http://www.aboutecology.ru/1/114.htm (дата обращения: 09.04.2019).
17. УПРЗА «Эколог» - База Знаний Фирмы Интерграл автотранспорта
[Электронный ресурс^-URL
http://wiki.integral.ru/index.php/УПРЗА_мЭколог» (дата обращения: 10.04.2019).
18. Газоанализатор ЭЛАН. Руководство по эксплуатации. ЭКИТ 5.940.000 РЭ
19. Методика определения выбросов автотранспорта для проведения сводных расчетов загрязнения атмосферы городов, - М., 1999
20. ГОСТ 17.2.4.06-90 Охрана природы. Атмосфера. Методы определения скорости и расхода газопылевых потоков, отходящих от стационарных источников загрязнения», М., 1990.;
21. Методика проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для АТП», НИИАТ, М, 1998
22. Требования охраны труда при выполнении работ [Электронный
ресурс]. -URL: https://studopedia.su/20_47057_trebovaniya-ohrani-truda-pri-
vipolnenii-rabot.html (дата обращения: 13.05.2019).