Введение 4
1. Теоретические основы построения налоговых систем 7
1.1. Понятие налоговой системы 7
1.2. Эволюция налоговой системы Российской Федерации и характеристика ее
элементов 20
1.3. Особенности построения налоговых систем зарубежных государств 33
2. Анализ элементов налоговой системы Российской Федерации на современном этапе развития
2.1. Анализ действующих налогов, сборов и страховых взносов 43
2.2. Анализ системы налогового контроля 61
2.3. Анализ действующей системы защиты прав налогоплательщиков 69
3. Перспективы развития налоговой системы Российской Федерации
3.1. Развитие системы налогов, сборов и страховых взносов 79
3.2. Совершенствование налогового контроля 90
3.3. Совершенствование механизма защиты прав налогоплательщиков 99
Заключение 106
Список использованных источников
Задачи любой налоговой системы меняются с учетом предъявляемых к ней политических, экономических и социальных требований. Из простого инструмента мобилизации доходов бюджета Российской Федерации, налоги давно превратились в основной регулятор всего воспроизводственного процесса, влияя на темпы и условия функционирования экономики.
Налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части бюджета Российской Федерации и представить себе эффективно функционирующую рыночную экономику, без государственного регулирования системы налогообложения, невозможно. Устанавливая налоговые ставки, льготы и штрафные санкции, государство стимулирует ускоренное развитие важнейших регионов страны, отраслей и производств, способствуя решению актуальных для общества проблем.
Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и организаций, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно - правовой формы организации.
По мере развития рыночных отношений присущие налоговой системе недостатки приводят к несоответствию происходящих в обществе и государстве изменений. Это является тормозом экономического и социального развития государства и его территориальных образований, вызывает массовое недовольство налогоплательщиков. В перспективе налоговая система Российской Федерации должна выработать такой механизм, где налоги являются одним из наиболее действенных методов государственного управления экономикой в условиях рыночных отношений. Поддержание эластичности налоговой системы - непременное условие сбалансированности государственной казны.
Государственная деятельность в сфере финансов по поступлению налогов будет эффективной в том случае, если будет осуществляться оптимальный и образцовый механизм налогового администрирования. Благодаря механизму налогового администрирования реализуются стратегические цели налоговой политики. Механизм налогового администрирования включает в себя достаточно большое количество нормативно-законодательных правил, которые охватывают взимание налогов и сборов, а так же принудительную мотивацию к исполнению обязательств по уплате налогов и сборов. Принудительный характер взимания налогов устанавливает основу взаимодействия участников налоговых отношений, чтобы обеспечить эффективное поступление денежных средств в бюджетную систему. По причине несформировавшегося устройства налогового администрирования, происходят значительные издержки исполнения налогового законодательства, в свою очередь данные издержки наносят вред интересам общества. За счет этого расширяются криминальные формы ведения бизнеса, увеличиваются нарушения законодательства о налогах и сборах, а так же уменьшаются налоговые поступления.
Актуальность изучения налогообложения, на современном этапе развития России, обусловлена важностью и необходимостью совершенствования существующей налоговой системы, выработки принципов и методов работы налоговых органов, которые бы отвечали современным условиям развития экономики Российской Федерации и обеспечили реализацию социально-экономической политики и условия для экономического роста России.
Объектом исследования является налоговая система Российской Федерации и современные тенденции ее развития в экономике России.
Предметом исследования является налоговые доходы бюджетов всех уровней и проблемы их исполнения.
Целью данной работы является исследование теоретических и практических основ построения налоговой системы Российской Федерации.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие налоговой системы Российской Федерации;
- изучить эволюцию налоговой системы Российской Федерации и характеристику ее элементов;
- проанализировать действующие налоги, сборы, страховые взносы и систему налогового контроля;
- произвести анализ действующей системы защиты прав потребителей;
- определить перспективы развития налоговой системы Российской Федерации;
- выделить основные проблемы и предложить направления совершенствования налоговой системы Российской Федерации.
Нормативную базу исследования составляют: Конституция Российской Федерации, финансовое и налоговое законодательство Российской Федерации, нормативно-правовые акты Правительства России, Министерства финансов России, Федерального Казначейства Российской Федерации.
Для написания работы были использованы труды таких ученых как: Е. П. Богданов, Брызгалин А.В., Василенко И.А., Дадашев А.З., Курбатова О.В., И.И. Кучеров, И.А. Майбуров, Малис Н.И., Пансков В.И., Черник Д.Г. и другие.
В первой главе нами были рассмотрены теоретические основы построения налоговой системы. Обобщив мнения современных отечественных ученых-экономистов на категорию «налоговая система», пришли к выводу, что, с одной стороны, налоговая система это совокупность всех платежей, имеющих обязательный характер, т.е. совокупность налогов и сборов, а с другой стороны, налоговая система содержит,кроме налогов и сборов, другие элементы, такие как принципы налогообложения, порядок установления, введения и взимания налогов и сборов; права, обязанности, ответственность участников налоговых отношений, способы защиты их прав и интересов.
Рассмотрев сущность налоговой системы, пришли к выводу, что сущность налоговой системы заключается в ее эффективности. Эффективность налоговой системы будет достигнута в том случае, если налоговая политика будет нацелена на уменьшение налоговой нагрузки для предпринимателей. Только в этом случае налогоплательщики не будут уводить свой бизнес в тень, и уклоняться от налогов. На сегодняшний день в России высокая налоговая нагрузка на бизнес и весьма сложная налоговая система. Такая система налогообложения не может обеспечить требуемый уровень поступления налогов. Все это требует существенной реорганизации в налоговой системе путем совершенствования элементов налогов и сборов с учетом происходящих изменений в социально-экономическом развитии страны.
Проведя сравнительный анализ налоговых систем в разных странах мира, мы увидели несоответствие российской налоговой системы существующим экономическим реалиям и задачам развития экономики. В развитых странах традиционная система прогрессивного налогообложения доходов дает импульс не только экономическому, но и социальному развитию общества. Необходимо ориентироваться на опыт развития налоговых систем экономически развитых стран и мировой практики в целом. Эффективная налоговая политика должна стимулировать накопление инвестиций в России, а не оттоку капитала. Ведь от правильно и рационально проводимой налоговой политики зависит успех общей экономической ситуации в стране.
В аналитической части работы мы остановились на трех элементах налоговой системы: системе налогов и сборов, системе налогового контроля и системе защиты прав налогоплательщиков. Проведенный анализ системы действующих налогов позволил определить основные характеристики доходных источников бюджетной системы России. Анализ состава и структуры налоговых доходов консолидированного бюджета Российской Федерации показал, что, поступления в бюджет нашей страны разделяют на налоговые и неналоговые доходы бюджета. Налоговые и неналоговые доходы бюджета, а также их уровень во многом зависят от степени взаимодействия между государственными рычагами и субъектами-плательщиками. Немаловажную роль также играют такие факторы, как производственное и техническое развитие внутри страны, политические двигатели, уровень отношений в социально-экономическом аспекте государства. Наибольшее число поступлений в консолидированный бюджет страны составляют налоговые доходы, причем их сумма ежегодно возрастает. В 2017 году налоговые доходы консолидированного бюджета субъектов РФ составили 14386060 млн. руб., что на 665708 млн. руб. или на
104,8 % больше, чем в 2017 году. В 2018 году налоговые доходы составили 17197015 млн. руб., что больше на 2810955 млн. руб. или на 119,5%, чем в 2017 году. Большую часть налоговых доходов консолидированного бюджета РФ составили налоговые доходы в консолидированные бюджеты субъекта РФ: налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, налог на добавленную стоимость, акцизы, имущественные налоги Их число также ежегодно возрастала и составила в 2017 году 7551375 млн. руб., в 2018 году 8179114 млн. руб. По сравнению с налоговыми поступления, неналоговых доходов значительно меньше. В 2017 году их сумма составила 96342 млн. руб., что больше на 28850 млн. руб. (или на 142,7%) по сравнению с 2016 годом, в 2018 году составила 146228 млн. руб., что больше на 49886 млн.руб. (или на 151,7 %) по сравнению с 2017 годом.
При анализе системы налогового контроля и администрирования было выявлено, что анализ мероприятий налогового контроля при проведении выездных налоговых проверках является одним из наиболее эффективных мер и способов для реализации дальнейшего контроля за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах. Обязанность по проведению контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах и контроля за правильностью исчисления, полноты и своевременности внесения в бюджетную систему РФ налогов и сборов закреплена за Федеральной налоговой службой Российской Федерации. В то же время работа налоговых органов трудоемка, требует больших затрат рабочего времени и высокого уровня квалификации сотрудников налоговых органов. Для целей оценки эффективности налогового контроля была рассмотрена результативность налогового контроля по Российской Федерации за 2016 - 2018 гг. Проведенный анализ показателей контрольной деятельности налоговых органов по России показал, что за 2018 год налоговыми органами России проведено 55 859 332 камеральных налоговых проверок. По результатам камерального контроля доначислено 61 108 658 тыс. руб. что в 1,4 раза больше, чем в прошедшем году. За 2018 год налоговыми органами России проведено 19338 выездных налоговых проверок. По результатам выездного контроля доначислено 308 300 817 тыс. руб. что в 1,1 раза меньше, чем в прошедшем году и на 1,2 раза больше, чем в 2016 году. На сегодняшний день устойчиво сложилась тенденция к сокращению количества выездных налоговых проверок. При этом с каждым годом возрастает эффективность выездных проверок и показатель результативности составляет 98,9%. Налоговые органы показывают 100- процентные результаты выездных проверок - это значит, что доначисления происходят в результате каждой проверки, проводимой налоговиками. На наш взгляд, такого результата налоговые органы достигли благодаря применениям критериев налогового риска - по этим критериям на проверку отбираются кандидаты, у которых заведомо не все в порядке с отчетностью.
В результате исследования нами выявлено, что для современной налоговой системы России, характерно множество проблем. Среди них:
1. Общее бремя налогов и платежей в РФ в настоящее время намного выше, чем в развитых зарубежных странах.
2. Одна из проблем налогового администрирования это введение института предварительного налогового контроля и развитие сферы налогового консультирования.
3. Проблема защиты прав налогоплательщика состоит в слабой развитости и неэффективности досудебного порядка разрешения споров.
По результату исследования мы предлагаем мероприятия для решения проблем нестабильности налогового законодательства, неэффективности отдельных элементов налогового механизма:
1. В области развития системы налогов в России предлагается ограничить налоговую нагрузку на бизнес. Исходя из необходимости улучшения инвестиционного климата и создания условий для экономического роста не допускать увеличения налоговой нагрузки в стране в ближайшие годы, а по возможности - использовать все имеющиеся возможности для ее снижения по разным налогам. К примеру, ввести налоговые льготы для предприятий □ инновационной деятельности; поставить в разные налоговые условия тех, кто занимается инновационным производством, и тех, кто занимается продажей и перепродажей продукции; дифференцировать ставку налога на прибыль для стимулирования роста производства.
2. В области организации и проведения налогового контроля предлагается введение института предварительного налогового контроля. Такой институт, с одной стороны, поможет налогоплательщику значительно снизить налоговые риски, а также предоставит гарантию в отношениях с налоговым органом. С другой - позволит налоговым органам осуществлять предварительный налоговый контроль деятельности налогоплательщика и сократить временные издержки при проведении камеральных налоговых проверок, а также поможет в борьбе с уклонением от уплаты налогов, а также целесообразно на законодательном уровне закрепить институт налогового консультирования на опыте Германии. Налоговое консультирование позволит выстроить систему партнерских взаимоотношений между налогоплательщиками и налоговыми органами.
3. В области развития механизма защиты прав налогоплательщиков целесообразно введение обязательной процедуры рассмотрения налоговых споров в ускоренные сроки, а также создание бюро (с подразделениями на местах) в составе Федеральной налоговой службы, которое рассматривало бы с участием налогоплательщика возражения против предварительно исчисленного размера налога, чтобы избежать обращения налогоплательщика в суд по опыту зарубежных стран.
Все предложенные нами мероприятия позволят усовершенствовать существующую налоговую систему и повысить эффективность функционирования экономики.
1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 1. от 31.07.1998,
№ 146-ФЗ (ред. от 01.05.2017) [Электронный ресурс] // справочно-правовая система «Консультант плюс».
2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2. от 05.08.2000, № 117-ФЗ (ред. от 05.04.2017) [Электронный ресурс] // справочно-правовая система «Консультант плюс».
3. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2019 год и плановый период 2020 и 2020 годов [Электронный ресурс] // справочно-правовая система «Консультант плюс».
4. Абрамов М.Д. Об основных направлениях налоговой политики // Налоговые споры: теория и практика, 2015. - 138 с.
5. Антонова О.В.: «Налоговые системы зарубежных стран»//
Журнал «Современная наука». - 2015. - № 4. - С.19-23.
6. Аронов А.В., Кашин В.А. Налоговая политика и налоговое администрирование: Учеб. пособие. - М.: Экономист, 2006.
7. Артеменко Д.А. Институт налогового консультирования в механизме налогового администрирования.// Финансы.2011.№1. С. 7-10.
8. Борисов А.Б. Большой экономический словарь. - Издание 2-е переработанное и дополненное. - М.: Книжный мир, 2007
9. Братухина О.А. Контроль и организация проверок налоговыми органами: Учебное пособие - Ростов н/Д : Феникс, 2013. - 400 с.
10. Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н. Налоговый контроль и производство по делам о налоговых правонарушениях. Теория, практик применения главы 14 Налогового кодекса РФ. - М.: Налоги и финансовое право,
2013. - 264 с.
11. Богданов Е.П. Налоги и налогообложение. Конспект лекций. - М.: Экзамен, 2010.
12. Василенко И.А. Административно-государственное управление в странах Запада: США, Великобритании, Франции, Германии. М., 2001. с.29 -35
13. Дадашев А.З.. Проблема эффективности досудебного порядка разрешения налоговых споров / Ю.Ю. Егорцева, Т.В. Ермошина // Молодой ученый. — 2016. — №1. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http: //moluch.ru/archive/81/14647
14. Замирович Е. Налоговая политика организации // Финансовая газета. Региональный выпуск, 2012. - 296-301 с.
15. Кучеров И.И. Налоговое право России: курс лекций. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2011. - 240 с.
16. Корзун С.Ю. Защита прав налогоплательщиков - физических лиц в административно-налоговой юрисдикции // Административное и муниципальное право. - 2015. - № 9. - С. 84-91
17. Курбатова О.В. Принципы налоговой системы / О.В. Курбатова // Налоги, 2012, № 2. С. 22 -23
18. Климанов В.В., Михайлова А.А. О формировании бюджетной стратегии на региональном и муниципальном уровне // Финансы. 2011, № 2. С. 9 - 14.
19. Майбуров И.А., Налоговая политика. Теория и практика. Под ред. И.А. Майбурова. М. 2015. - 360 с.
20. Малис Н.И. Налоговое администрирование как резерв роста государственных доходов.// Финансовый журнал. 2018, № 2. С. 9 - 19.
21. Миронова О.А., Ф.Ф. Ханафеев. Налоговое администрирование: Учебник для студентов вузов, обучающихся по профилям направления "Экономика" и специальностям "Налоги и налогообложение", "Экономическая
безопасность" / 3-е изд. - Йошкар-Ола.: ООО "Стринг", 2013. - 418 с.
22. Миронова О.А., Ханафеева Ф.Ф. Налоговое администрирование / Под ред. О.А. Мироновой, Ф.Ф. Ханафеева. - М.: Омега-Л, 2008. С.56-59.
23. Островенко Т.К. Налоговая нагрузка на предприятие: обобщающие и частные показатели // Аудиторские ведомости, 2018. - 88-91 с.
24. Пепеляева С.Г. Налоговое право: Учебник / Под ред. С.Г. Пепеляева. — М.: Юристъ, 2013. - 591 с Смирнов Д.А. Принципы российского налогового права: Теоретические и практические аспекты формирования и реализации: автореф. дис. д-ра юрид. наук. Саратов, 2011. - 288 с.
25. Пансков В.И. Налоги и налоговая политика // Российский экономический журнал. 2013. - №18. - С.20-23.
26. Пасько О.Ф. Определение налоговой нагрузки на организацию // Налоговый вестник, 2018. - 498-501 с.
27. Пушкарева В.М. История финансовой мысли и политики налогов: Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2005.
28. Смирнов Д.А. Принципы российского налогового права: Теоретические и практические аспекты формирования и реализации: автореф. дис. д-ра юрид. наук. Саратов, 2011. - 288 с.
29. Титов А.С Налоговое администрирование и контроль: проблемы законодательного закрепления и правоприменения - М.: ВК, 2013. - 410 с.
30. Титова Г.Г. Налогообложение в Германии // Аудиторские ведомости. - 2000. - №11. С.14-19
31. Фатыхова И.К. Досудебное урегулирование налоговых споров с налогоплательщиками: проблемы и пути развития. // Инновационное развитие экономики. 2017. № 2 (32). С. 132-133.
32. Федосеева С.А. Проблемы досудебного урегулирования налоговых споров / С.А. Федосеева, Л.Я. Баранова // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. — 2016. — № 3 (47). [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://cyerleninka.ru/article/
33. Черник Д.Г. Налоги и налогообложение F Раздел: Налоги и
налогообложение // Учебное пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 263 с.
34. Химичева Н.И., Покачалова Е.В. Финансовое право. Учебно-методический комплекс. М.: Норма, 2015. - 464 с.
35. Цокова В.А. Сравнительный анализ налоговых систем России и Германии // Теоретическая и прикладная экономика. 2016. №1. С. 21-35.
36. Шинкарюк Д.А. Досудебное урегулирование налоговых споров: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. юрид. наук (12.00.14) / Шинкарюк Денис Александрович; Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского. - Омск, 2008. - 28 с
37. Щеглова Н.В. Формирование налоговой политики организации
//Финансы, 2017. - 138 с.
38. Юткина Т. Ф. Налоговое право, налоговая политика России и управление налогообложением // Аудитор, 2015. - 247 с.
39. Юшков Е.С. Налоговое администрирование и его роль в реализации налоговой политики // Налоги и финансовое право. - 2017. - № 10. - 233 с.
40. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации: http:// minfin.ru.
41. Официальный сайт Федеральной налоговой службы России. - Режим доступа: http://www.nalog.ru