Введение 3
Глава I. Технологии развития критического мышления на уроке в школе 12
1.1. Педагогические исследования процесса развития критического
мышления 12
1.2. Этапы формирования критического мышления на уроках истории.. 21
Глава II. Мониторинг результатов формирования критического мышления на уроках истории в основной школе 38
2.1. Мониторинг уровня сформированности критического мышления
школьников 38
2.2. Использование технологии развития критического мышления в
процессе обучения истории России в 9 классе 48
Заключение 64
Список использованных источников и литературы
Современные требования к системе образования обусловлены актуальными поисками модернизированный педагогических технологий, позволяющих развивать критическое мышление учеников, которые не только осваивают умение читать, писать, считать, а так же приобретающих в процессе обучение творческое мышление, что позволяет быстро адаптироваться, применяя полученные знания в учебе и, как следствие, на практике, в обыденной жизни. Система образования, в том числе и исторического,в соответствии с инновационными приемами нацелена на применение навыков и усвоение полученных знаний к изменяющейся реальности. Новые способы развития критического мышления, позволяют осваивать полученные знаний и применять их в познавательной деятельности, как конечный результат опыта.
Вовлекая школьников в поиск самостоятельного осознания полученной информации, приемы технологии развития критического мышления, учит ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, структурировать и передавать информацию, а учителя заниматься поиском новых методов, развивая профессионализм педагога и воспитателя. Немаловажным явлением при преподавании истории является процесс формирования универсальных учебных действий, как эффективный способ развитие интереса к фактам и событиям, что возможно через личностное восприятие к приобретаемым знаниям.
Условия развития критического мышления являются основой Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), направленного на формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню, включая знания по истории. Конструируя урок по истории с учетом требований ФГОС учитель должен включать в содержание не только освоение школьниками базовых знаний, основных понятий, относящихся к области знаний по истории, но и умение оперировать этими знаниями в соответствующей реальности.
Актуальным направлением для школьного образования является процесс формирования у школьников универсальных видов учебной деятельности, так необходимых для будущего ребенка, способствуя самореализации. Пробуждая интерес к знаниям, проявляется готовность к непрерывному образованию. Будущее для школьника, способного ставить цель, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности - вот главный критерий для понимания сущности развития критического мышления.
Однако, школа не может справится в теми проблемами, которые возникают в процессе развития общества. Ряд проблем, связанных в информационным полем, глобализацией приводит к постоянному увеличению объема знаний, вызывая сложности развития критического мышления у школьников. Более новые педагогические технологии направлены на поиск путей выхода из сложившейся ситуации, когда предлагаемые приемы развития критического мышления являются источником новых знаний непосредственно внутри системы образования образовательных процессов. Современные приемы работы с текстом учебника, историческими картами и документами открывают широкие перспективы для развития познавательных способностей, обновления форм изучения истории.
При изучении данной темы в первую очередь были рассмотрены источники, регламентирующие пути решения внедрения метода развития критического мышления на уроках истории в средней школе.Согласно нормативно-правовой базы системы образование реализация данного
Школьное историческое образование в России в контексте
разработкигосударственногообразовательногостандартаобщегообразованиявторогопоколения. - П. 5. [Электронный ресурс]. - URL://http://www.orenipk.ru/rmo2009/RMO2009/rmo-pred-2009/ist/4-1ist.html (дата доступа: январь, 2019).
метода осуществляется согласно закону РФ об образовании и ФГОС нового поколения .
В Концепции федеральной целевой программы развития образования в современной школе приоритетным направлением является применение технологии развития критического мышления (ТРТМ), способствующих
3
повышению активности учащихся на уроках .
Основными работами по педагогике являлись исследования
отечественных и зарубежных авторов. Фундаментальные труды по психологии и педагогике помогли определить направления интересующего вопроса исследования. Определение возрастных особенностей школьника помогли обозначить круг исследования. Ряд авторов называют причину желания самостоятельно анализировать и делать определенные выводы в школьном возрасте. Через мотивационную сферу и личностных интерес у школьников формируется устойчивый уровень критического мышления.
В работе Б.Т. Лихачева, В.А. Сластенина охарактеризованы приемы критического мышления, как условия организации учебного процесса .
Особенности возрастного восприятия информации учениками
старших классов образовательной школы, представлены в работах по психологии. Прежде всего, изучена психолого-педагогическая
характеристика подросткового возраста Р.С. Немова. Характеристика позволяет нам сделать выводы о готовности ребенка к самостоятельному осмыслению, когда интерес к учебе находится в критической отметке .
В том числе характерные изменения подросткового возраста изучены в работах Д.Б. Эльконина, отмечающего особенности психологии подростков и раннего юношеского возраста .
Особенности развития познавательного интереса к учебной деятельности отмечены в работах отечественных ученых И.Ю. Кулагиной, Г.И. Щукиной, Л.И. Божович, изучающих влияния мотиваций получения знаний на уроках в старших классах .
Особенности развития мотивационной сферы у старшеклассников, как условия развития критического мышления, рассмотрен в работах
л
А.В.Захаровой .
Процесс исследования внедрения технологий развития критического мышления и возникающие противоречия и проблемы в современной образовательной среде рассматривался такими авторами, как такими авторами как: Г.К.Селевко , М.И. Махмутов , Т.Ф. Ноэль- Цигульская , И. Низовская .
Сравнительную характеристику приемам развития критического мышления обучения за рубежом представлено в исследованиях таких авторов, как: таких авторов, как:Д. Халперн , У.Самнер , Д. Клустер ,К.С. Мередит .
Вклад отечественных ученых в изучение вопросов и поиск методов и приемов, способствующих развитию критического мышления отражен в работах таких авторов: М.В. Кларина , С.И.Заир-Бек , Л.С.Выготский , оценивающих роль «критического мышления» в образовании, как неотъемлемый процесс развития личности.
В работе А.К. Макаровой предлагаются последовательность применения приемов развития критического мышления: от простого к более сложному,от индивидуальных заданий к групповым
Исследования М.В. Матюхиной включают характеристику приемов и методов, позволяющих определить причины отсутствия мотивации к обучению у школьника, при этом, предлагаются варианты решения проблем, связанных с реализации приемов развития критического мышления .
Изучению исторического образования посвящена работа «О переходе на новую структуру исторического и обществоведческого
-5
образования» ученого-практика П.С.Лейбенгруба .
Благодаря анализу методики обучения истории в средней школе соавторов Ф.П. Кроровкиной и Н.И. Запорожец изучен передовой
4
педагогический опыт учителей истории .
Отечественные педагоги в своих исследованиях приходят к единому мнению в рассуждениях о способах развития критического мышления. Таким автором как Е.В.Волков дается убедительная характеристика критическому мышлению, наделенному обоснованностью и целенаправленностью, к которому прибегают при решении задач, формулирования выводов, вероятностной оценке и принятии решений .
И.О.Загашев в соавторстве с С.И.Заир-Беком обобщает основные характеристики критического мышления .
Особенности развития критического мышления у школьников на уроках истории Н.Г. Дайри предлагает учитывать познавательную и мотивационную сферу подростков .
Из опыта работы И.З. Озерского можно почерпнуть основные направления организации первоначальной работы на уроках истории .
Многие педагоги, психологи проявляли большое значение влиянию интереса учащихся на обучение. К примеру, Б.Г. Ананьев в своих исследованиях рассуждает о проблеме развития познавательного интереса, как основе формирования критического мышления, на что необходимо уделять внимание на уроках на любом из его этапах, не зависимо от вида
3
урока .
Ряд авторов изучающих процесс формирования знаний по истории, упоминают значимость применения различных методов и технологий, в том числе и технологию развития критического мышления.Например, из опыта А.В. Бутенко, Е.А. Ходос и И.П. Вальковой представлены подробные инструкции как развивать критическое мышление.
Инновационные методики использования информационных технологий, позволяющих предоставить возможность раскрыть особенность применения приемов развития критического мышления определяют сущность саморазвития школьников по мнению таких авторов как: А.Н. Гудков, И.Б. Шкарина .
Ряд авторов Р.Бустром, Е.В. Волков, И. Викентьева рассматривают развитие критического мышления, как способ развития познавательной
п
сферы учащихся старших классов .
Методические рекомендации Ю.К.Бабанского, а так же сооавторская работа Е.Е. Вяземского и О.Ю. Стреловой позволили нам изучить стадии образовательного процесса, на которых выявлены основные характерные особенности развития мышления школьников, применить на практике во время организации урока истории.
Таким образом, изучаяя научный интерес к процессу реализации приемов развития критического мышления в системе школьного образования, определны ключевые роли педагога, как руководителя процесса конструирования самостоятельного поиска ответов на тот или иной историческийй факт. Нам удалось открыть особенность технологии развиия критического мышления, ключевым составляющим которой является осознания учеником своей причастности к уроку.
В ходе раскрытия теоретических аспектов кразвития критического мышления нами были изученны учебно-методический комплекс и учебные программы по истории базы исследования, которые позволили нам сделать вывод о том, на занятиях по истории выбор приема или формы зависит от содержания и цели урока, возрастных и индивидуальных особенностей детей, от возможности школы. В процессе организацииэкпериментальной работы с учениками 9 класса МБОУ «Салауз-Муханская Основная
Общеобразовательная школа» Муслюмовского района Республики Татарстан во время педагогической практики предоставлена возможноть провести урок с использованием приемов развития критического мышления.
В наши дни учеников очень сложно чем-то заинтересовать в обучении. Если использовать изображения, видеоматериалы, показать настоящий артефакт, на уроке не просто сидеть и слушать, а вникать и представить себя не учеником, а именно участником тех событий. Дать ученику понять эти эмоции. Только так мы можем проявить все способности каждого ученика, растить их мышление, избавить от стереотипов и от неуверенности. Данные формы работы применяются учителями в школе, нот не так часто. Проведенный опрос показал, что ситуативное применение связано по большей частью с организацией открытых уроков, в ежедневной практике приемы и методы развития критического мышления отсутствуют.
При работе с девятиклассниками нужно быть не только учителем истории, но и психологом. После таких необычных уроков, многое становиться понятным. Подросткам важно высказываться по поводу темы и ни в коем случае нельзя отвергать их мнение не выслушав. Им определенно нравиться самостоятельность в занятиях, когда они сами формулируют свою цель, выявляют нужные для себя информации, и потом при всех обсуждают. В итоге, мы видим, как у них создается критическоемышление.
Таким образом, последующая планомерная работа по внедрению приемов развития критического мышленияпозволит в данном классе получить более высокие результаты, при этом у детей будет сформированный интерес к получению знаний, отработаны навыки критического мышления, а не формальное заучивание готовых текстов учебника.
Итак, повысить результат знаний и сформироват заинтересованность к самостоятельному мышлению на уроках истории внедрены разнообразные приёмы. Среди них:инсерт, кластер, синквейн,взаимоопрос, мозговая атака сводные таблицы, эссе.
Во время освоения приёма «Инсерт» ученики научились работать в команде, выделять главное, что способствует лучшему запоминанию материала.
Прием «Кластер», как способ отражения командной работы позволил детей научится выполнять самостоятельно в таблицах и картах, что позволило наглядно проследить степень развития тех мыслительных процессов, которые выявляются при углублении в какую-либо тему .
Чтобы развивать навыки работы с источниками, использован приём «Мозговая атака». Работа позволила сплотить детей. Выполняя задания они обучались сами и обучали товарищей, хуже усваивавших тему. Этот приём помог высказыват аргументированную точку зрения.
Прием «Синквейн» способствовал детальному представлению исторического материала. Лаконичность формы приема «Эссе» развил у учеников умение кратко написать самое основное,найти связь в нескольких ключевых словах.
По итогам проведенной работы использования приемов развития критического мышления способствуют повышению качества знаний исторического материала, промежуточный результат тестирования по теме «Внутренняя политика Александра I. в 1801-1806 гг.»свидетельствует о том, что уровень качества знаний в экспериментальном классе значительно выше первоначальных результатов, при этом повысился результат «отлично» и «хорошо».
Проведенный эксперимент показал, что установливать критическое мышление на уроках важно. Однако, нужно помнить, что развитие мышления у каждого ребенка имеет свои существенные особенности. Проведенная работа позволила научит детей делать самостоятельно выводы к которым приходят во время компексной, индивидуальной и групповой работы. Диагностируя уровень критического мышления в конце эксперимента определно, что ученики научились размышлять рассуждать над событиями.
В целом, выполнена задача: была доказана гипотеза исследования, заключающая в учете индивидуальной позиции каждого ученика, был предложен аргументированный вывод, что доказывает необходимость применения приемов по развитию критического мышления.
Таким образом, полученный опыт работы МБОУ «Салауз-Муханская Основная Общеобразовательная школа» может использоваться в каждой школе, не зависимо от общего уровня подготовки школьников.
1.1. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Левандовский А.А., Токарева А.Я. История России. 9 класс. /Под ред. Торкунова А.В.- М.: Просвещение, 2016.
1.2. Законоб образовании в РФ №273-ФЗот 29.12.2012 // [Электронный ресурс]. -URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: ноябрь 2018г.).
1.3. Концепция Федерально док целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы / Распоряжение от 29 декабря2014 док г. № 2765-р. [Электронный ресурс]. -URL: http://base.garant.ru (дата обращения: ноябрь, 2018 г.).
1.4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. - 2-е изд. - М., 2013. - 43 с.
Литература:
2.1. Активные методы обучения: учебно-методические материалы. -
М.,2012. - С. 68-70.
2.1. Ананьев Б.Г. Познавательная потребность и интересы // Филос.науки.-Вып.16. - №265. - С. 41-46.
2.2. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной
общеобразовательной школы. - М., 2010. - С. 44-87.
2.2. Белова Л.К. Современные методы в современном преподавании. // Преподавание истории в школе. - 2013. - №9- С. 12-34.
2.3. Божович Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка. - М.: Педагогика, 2012. - 342с.
2.4. Бустром Р. Развитие творческого и критического мышления: материалы семинаров по проекту «Развитие критического мышления через чтение и письмо». - 2000. - С. 5.
2.5. Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. - Красноярск: 2001. - 102с.
2.3. Валькова И.П. и др. Как развивать критическое мышление: Из опыта педагогической рефлексии/Под ред.И.А.Низовской. - Бийск: ФПОИ, 2005.
2.4. Викентьева И. Ода синквейну // Перемена. - 2002. - №3. - С.12-15.
2.5. Волков Е.В. Развитие критического мышления. - М.: Просвещение, 2004.
2.6. Вяземский Е.Е. Школьное историческое образование в современной России: вопросы модернизации. - М.: Школьна пресса, 2005. - 95с.
2.7. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории. - М.:Владос, 2003. - 480 с.
2.8. Глоссарий: терминологический словарь / [Электронный ресурс]. -
URL: http://www.glossary.ru (дата обращения: декабрь, 2018).
2.9. Грачев Г.В. Личность и общество: информационно-психологическая безопасность и психологическая защита. - М.: ПЕРСЭ, 2003. - 304с.
2.10. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя. - СПб: Альянс «Дельта», 2003.
2.11. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. -2-е изд. доработ. - М.: Просвещение, 2011. - 223 с.
2.6. Иванова А.Ф. Нетрадиционные формы работы на уроках. // Преподавание истории в школе. - 2015. - №6. - С.5-28
2.12. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб., 2013. - 320с.
2.7. Кирилова Н.Б.Медиаобразование в эпоху социальной модернизации // Педагогика. - 2005. - №5. - С. 12-17.
2.8. Клустер Д. Что такое критическое мышление // Русский язык. - 2002. - №29. - С. 3.
2.13. Кулагина И.Ю. Возрастная психология.- М.:ТЦ «Сфера», 2001. - 464с.
2.14. Ланина И.Я. Развитие интереса школьника к предмету. - М.: Просвещение, 2011. - С. 24.
2.9. Лебедев в О.Е. Формирование потребности в знанияху учащихся. - М.: Просвещение, 2013. - С.171.
2.10. Лейбенгруб П.С.Опереходе на новую там структуру исторического и обществоведческого образования // Преподавание истории в школе. - 2013. - № 4.
2.11. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Смысл, 2014. -344 с.
2.12. Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. Пособиедляучителей. - М.:Просвещение 2015. - 102 с.
2.13. Липман М. Рефлексивная модель практики образования, 1991. URL:
[Электронный ресурс]. - URL:
http://www.philosophy.ru/iphras/library/deti/ch2.html (дата обращения: ноябрь, 2018г.).
2.14. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. - М.: Просвещение, 2013. - 156с.
2.15. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе.- М., Просвещение, клоп 2007.- 368 с.
2.16. Мередит К.С. Воспитание вдумчивых читателей / К.С. Мередит, Дж. Стил, Ч. Темпл. - 1998. - С. 32-33.
2.17. Немов Р.С. Психология. - Кн. 1.- М., 2003. - 620с.
2.18. Низовская И. Критическое мышление это // Библиотека в школе. - 2003. - №16. [Электронный ресурс]. - URL: lib. 1september/ruhtm (дата обращения: ноябрь, 2018 г.)
2.19. Ноэль-Цигульская Т.Ф. О критическом мышлении.-М.: Просвещение, 2000.
2.20. Подласый И.П. Педагогика: учеб. для бакалавров. 2-е изд., перераб и доп. - М.: Юрайт, 2012. - 574 с.
2.21. Роджерс К. Взгляд на психотерапию: становление человека. - М., 1994.
- С. 156.
2.22. Романюк Ю.В. Презентация к уроку истории России «Внутренняя политика Александра I. в 1801-1806гг.» [Электронный ресурс]. - URL: http: //nsportal. ru/shkola/istoriya/library/2016/10/07/prezentatsiya-k-uroku- istorii-rossii-vnutrennyaya-politika(дата обращения: январь, 2019 г.).
2.23. Сайт международного журнала о развитии критического мышления «Перемена» [Электронный ресурс]. - URL:http://ct-net.net/ru/ct_tcp_ru(дата обращения: ноябрь, 2018 г.).
2.24. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. - М., 1998.
2.25. Скороходова Н.Ю. Мотивация к учению: как управлять ее развитием // Народное образование. - 2016.- №4. - С.193-203.
2.26. Сластенин В.А. Педагогика. - 10-е изд., перераб. - М.: Академия 2011.
- 608 с.
2.27. Столяренко Л.Д. Основы психологии.- М.: Проспект, 2016. -464 с.
2.28. Стратегия и тактика учителя. Сборник. - М.: Листая переменку, 2005. - 213 с.
2.29. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе: Учеб.для студ. высш. учеб. завед. - М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012. - 422с.
2.30. Трофимова Н.М. Возрастав психология.- СПб: Питер 2015. - 240 с.
2.31. Фестиваль педагогических идей. [Электронный ресурс]. - URL:
http://festival.1 september.ru/2004_2005/index.php?subject=9(дата обращения:
ноябрь, 2018 г.).
2.32. Халперн Д. Психология критического мышления. - СПб., 2000. - 512с.
2.33. Холодная М.А. Психология понятийного мышления: От
концептуальных структур к понятийным способностям. - М.: Изд-во «Институт бар психологии РАН», 2012.- 288 с.
2.34. Шкарина И.Б. Применений информационных технологий в учебном процессе // Преподавание истории в школе. - 2013. - №9. -С. 56-59.
2.35. Школьноеисторическоеобразование в России в
контекстеразработкигосударственногообразовательногостандартаобщегообра зованиявторогопоколения. - П. 5. [Электронный ресурс]. - URL://http://www.orenipk.ru/rmo2009/RMO2009/rmo-pred-2009/ist/4-1ist.html (дата доступа: январь, 2019)
2.36. Эльконин Д.Б. Детская психология. - М.: Академия, 2014. - 384 с.