Сравнительный анализ подходов к экологическому образованию детей дошкольного возраста в отечественной и зарубежной педагогики (Теория и технология экологического образования детей, Сочинский государственный университет)
Введение 3
1 Понятие, сущность экологического образования 4
2 Сравнительный анализ подходов к экологическому образованию детей дошкольного возраста в отечественной и зарубежной педагогики 7
Заключение 19
Список использованных источников 20
Актуальность. Цель экологического образования детей дошкольного возраста в отечественной и зарубежной педагогики состоит в создании педагогических условий для становления поколения высокой экологической культуры. Круг задач, которые решает экологическое образование, выравнивает стартовые возможности личности, содействует выбору индивидуальной «траектории» развития ребенка, обеспечивает ему «ситуацию успеха», способствует самореализации личности дошкольника и педагога. В процессе экологического образования каждому ребенку дошкольного возраста предоставляется возможность «погружения» в мир живой природы, возможность быть личностью.
Цель работы: провести сравнительный анализ подходов к экологическому образованию детей дошкольного возраста в отечественной и зарубежной педагогики.
Задачи работы:
– рассмотреть понятие, сущность экологического образования;
– проанализировать подходы к экологическому образованию детей дошкольного возраста в отечественной и зарубежной педагогики.
В настоящее время большое количество исследователей обращаются к проблеме экологического образования подрастающего поколения (А. Н Захлебный, И. Д. Зверев, Н. М. Мамедов, С. Н. Николаева, Н. Ф. Реймерс, Н. А. Рыжова)
Методы работы: анализ литературы по исследуемой проблеме, синтез методы теоретического обобщения.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух параграфов, заключения, списка использованной литературы.
Таким образом, экологическое образование – целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения экологическими, знаниями, умениями и навыками, которые обеспечивают ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью. С помощью комплекса природоохранного и экологического обучения проводится дошкольное, школьное и вузовское экологическое просвещение, пропаганда экологического мировоззрения. Все это помогает привлечь внимание, заинтересовать, насытить знаниями, придать эмоциональную окраску формирующимся представлениям людей, обеспечить массовый резонанс экологическим идеям. Основное содержание современного экологического образования и просвещения должно составить теоретические предпосылки и условия гармонизации взаимоотношения человека, общества и природы.
Проведя сравнительный анализ подходов к экологическому образованию детей дошкольного возраста в отечественной и зарубежной педагогики, можно отметить, что проблема экологического образования, зародившаяся в теории и практике прогрессивных зарубежных и русских педагогов и просветителей, всегда была центральным вопросом воспитания. Особое внимание уделялось использованию природы как средства умственного, нравственного и эстетического воспитания.
1. Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Л.Р. Болотина, , С.П. Баранов,– 2-е изд., испр. и доп. – М.: Академический Проект; Культура, 2015. – 240 с.
2. Гончарова, Е.В. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста: Курс лекций для студентов высших педагогических учебных заведений / Е.В. Гончарова – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2008. – 326 с.
3. Захлебный, А.Н. Научно - технический прогресс и экологическое образование / А. Н. Захлебный, И. Т. Суравегина // Советская педагогика. – 2011. – № 12. – С.10–32.
4. Зверев, И.Д. О приоритетах экологического образования / И. Д. Зверев // Экологическое образование в России: теоретические аспекты. Сб. тр. к 25-летию Научного совета по эколог. образованию Президиума РАО /// Под ред. А.Н. Захлебного, Л.П. Симоновой-Салеевой. – М., 2017. – С. 7–36.
5. Николаева, С.Н. Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве: методика работы с детьми в саду / С.Н. Николаева// Москва, 2015. – С. 5–69.
6. Плохий, З.П. Формирование бережного и заботливого отношения к природе у детей 5-го и 6-го года жизни на материале животного мира. Автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13 00.01 / З.П. Плохий, НИИ педагогики УССР. Киев, 1993. – 20 с.
7. Парамонова, Л.А. Дошкольное и начальное образование за рубежом: История и современность: учеб. пособие / Л.А Парамонова, Е.Ю.Протасова, – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 240 с
8. Рыжова, Н.А. Экологическое образование в детском саду / Н.А. Рыжова, - М.: Изд. Дом «Карапуз», 2016. – 432 с
9. Суравегина, И.Т. Методическая система экологического образования / И.Т. Суравегина. – Сов. Педагогика. – 1988. – №9. – С. 3–34.
10. Шабаева, М.Ф. История дошкольной педагогики: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по специальности «Педагогика и психология (дошкольная)» / М.Ф. Шабаева, В.А. Ротенберг, И.В. Чувашев и др.; под ред. Л.Н. Литвина. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2015.– 352 с.