Введение 3
Глава 1.Теоретические основы проблемного обучения 5
1.1. История становления и развития проблемного подхода в обучении 5
1.2. Проблемный подход обучения в ФГОС второго поколения 8
1.3. Преимущества проблемного обучения 12
Глава 2. Использование технологии проблемного обучения на уроках общей биологии в 10-11 классах 15
2.1. Применение метода проблемного обучения на уроках биологии в школе 15
2.2. Разработка урока с применением проблемного обучения на тему
«Строение клетки, ее функции и химический состав» 18
2.3. Разработка урока с применением проблемного обучения на тему
«Строение и функция белков» 32
2.4. Анализ результатов 42
Заключение 47
Список использованной литературы 49
Приложения
В настоящее время Россия переживает кардинальные изменения социально-экономической ситуации. Суть происходящих изменений состоит в трансформации общества из индустриального в постиндустриальное (информационное), основанное на знаниях и высоком инновационном потенциале. В современном мире поток информации постоянно растет и усложняется, человеку ежедневно приходится решать проблемы, устанавливать коммуникации, делать личностный выбор, самоопределяться.
В сложившейся ситуации возникает острая необходимость пересмотра концепций воспитания, обучения подрастающего поколения. Актуальность использования проблемного подхода к обучению на этапе среднего образования находит отражение необходимости применения новой технологии обучения, а также методов, форм обучения и воспитания.
Проблемный подход следует рассматривать, как один из эффективных инструментов в образовательной деятельности, который позволяет наиболее полно раскрыть сущность учебной дисциплины.
Исходя из приведенных нами фактов, мы сформулировали основную цель настоящей исследовательской работы следующим образом - охарактеризовать проблемный подход к школьному обучению на современном этапе развития отечественной системы образования.
Предмет исследования - применение проблемного подхода в обучении на этапе среднего общего образования.
Объект исследования - использование технологии создания проблемной ситуации на уроке биологии в школе.
В педагогической технологии каждый элемент и этап учебно-воспитательного процесса обусловлен, нацелен на объективно-диагностируемый результат. Именно технологии обучения определяют во многом эффективность поиска направлений совершенствования педагогического образования.
Первые попытки обоснования концептуального подхода к обучению были предприняты древнегреческими философами Сократом, Платоном, деятелями эпохи возрождения М.Монтейном, Ж.Ж. Руссо, Я.А. Коменским, И.Г. Песталоцци.
Значительный вклад в развитие теории педагогики был внесен советскими психологами Д.Н. Богоявленским, Н.А. Мечнинской, М.А. Даниловым, М.Н. Скаткиным.
Основу исследования составляют общие методы, такие как индукция, дедукция, структурный анализ, классификация, а также экспериментальные педагогические методы проблемного обсуждения и эвристической беседы.
Содержание и поставленные задачи определили структуру работы:
1. Проследить историю становления и развития проблемного подхода в обучении
2. Охарактеризовать проблемный подход в обучении в ФГОС 2 поколения
3. Сравнить устойчивость знаний при применение проблемного обучения и традиционного урока.
Проблемное обучение - вид обучения, в основу которого положена идея известного отечественного психолога С.Л. Рубинштейна о способе развития сознания человека через разрешение познавательных проблем. Данный вид обучения реализуется путем постановки учителем и разрешения учеником проблемного вопроса, проблемной задачи и проблемной ситуации.
Проблемный вопрос предполагает организацию поиска путей решения и вариантов ответов на него. В основе проблемной задачи всегда лежит противоречие между имеющимися и необходимыми для решения задачи знаниями.
Технология проблемного обучения включает методы проблемного обсуждения, эвристической беседы, постановки и решения проблемной задачи.
Применение проблемной задачи ставит целью активизировать стремление к самостоятельному поиску способов и путей ее решения. Проблемная ситуация складывается в том случае, когда учащийся стремится решить трудную задачу, но ему не хватает данных и он должен сам их искать. Важное значение в этом приобретает не только общение учителя с учащимися. Нельзя недооценивать значимость общения учащихся друг с другом, а также в составе отдельных рабочих групп.
Проблемное обучение стимулирует проявление у учащихся активности, инициативы, самостоятельности и творчества, развивает их мышление и учит трудному искусству решать разного рода научные и практические задачи. Проблемное обучение часто используется на уроках естественно-научного цикла: химии, биологии, географии.
Использование технологии проблемного обучения на уроке биологии способствует глубокому пониманию учащимися сути изучаемых процессов и явлений, позволяет лучше усвоить теоретические знания, развивает экологическое мышление. Ученики самостоятельно под руководством учителя учатся добывать знания, вырабатывают собственное мнение, учатся давать объективную оценку изучаемому явлению. Процесс применения мыслительных операций к разным проблемным ситуациям облегчает учение. Таким образом, он дает возможность использовать полученные знания, умения и навыки при усвоении нового материала.
Организация проблемного обучения сопряжена с большими затратами времени, что ограничивает его массовое использование. Проблемное обучение не всегда можно использовать при изучении вопросов, которые требуют конкретных знаний по рассматриваемым объектам. Тем не менее, широкое применение технологии проблемного обучения открывает перспективы для самообразования, саморазвития личности школьника. Этим обусловлена необходимость его применения в педагогической практике.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования // Серия стандарты второго поколения. - М.: Просвещение, 2011. - 48с.
2. Акулов А.А. Технологии в образовании. Пермский государственный национальный исследовательский университет. - Пермь. 2013. - 32 с.
3. Бабанский Ю.К. Выбор методов обучения в средней школе. - М., 2012. - 324 с.
4. Батищева Н.П. Проблемное обучение в свете психологической теории деятельности // Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника / Под ред. Н.Н. Поддьякова, А.Ф. Говорковой. - М.: Педагогика. 2005. - 85с .
5. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 2009. - 190с.
6. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1983. 270 с.
7. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.Г. Педагогика. М.: Academia, 2009. 366 с.
8. Вершинин Б.И., Ермолаева Л.А. В поисках новых технологий обучения / Информ. - Вестник: Образование в Сибири. № 1. 2011. - 46 с.
9. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика. 1991. - 637 с.
10. Давыдов В.В., Варданян А.У. Учебная деятельность и моделирование. - Ереван: Луйс. 1991. - 220 с.
11. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология. Человек. Учебник по биологии 9 класс. - М., Издательство «Вентана-Граф», 2013 - 214 с.
12. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления. - М.: Совершенство, 2013. - 497 с.
13. Кемп П. Армс К. Введение в биологию. - М.: Мир, 1988. - 322 с.
14. Кульневич С.В., Лакоценина Т.Н. Не совсем обычный урок. Практическое пособие для учителей и классных руководителей, студентов средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. - Ростов-на-Дону: Учитель, 2001. - 243 с.
15. Лернер Г.И. ГИА 2013. Биология. 9 класс. Типовые тестовые задания. - М.: Эксмо. 2013. - 165 с.
16. Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - М.: Педагогика, 2012. - 208 с.
17. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. - М, 1977. - 225 с.
18. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. - М., АПКиПРО, 2013. - 168 с.
19. Мельникова Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение: понятие,
технология, предметная специфика // Образовательная система «Школа 2100». Сб. программ. Основная школа. Старшая школа. - М.: Баласс, 2011. - 324 с.
20. Назарова И. П. Инновационный подход к преподаванию биологии в условиях ФГОС / И. П. Назарова // Педагогическое мастерство: материалы II междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). - М.: Буки-Веди, 2012. - 436 с.
21. Немова В.Н. Психология познания. - М.: Владос, 1999. - 600с.
22. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М., 1985. - 534 с.
23. Подласый И.П. Педагогика. - М.: Владос. 2013. - 574 с.
24. Программы элективных курсов. Биология. 9-10 классы. Сборник 3 ав.- сост. В.И. Сивоглазов, И.Б. Морзунова.- М.: дрофа, 2013. - 157 с.
25. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.: Учпедгиз. 1946. - 548 с.
26. Скаткин М.Н. Дидактика средней школы. - 3-е изд. - М., 2011. - 645 с.
27. Смирнова С.А. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии. Учебное пособие для студентов ВУЗов. 4 изд-е. - М., 2004. - 635 с.
28. Столяр А.А. Педагогика. Учебно-методическое пособие для студентов ВУЗов. - М.: Просвещение. 2012. - 62 с.
29. Сухова Т.С.Уроки биологии: технологии развивающего обучения. - М.: Вентана-Графф, 2011. - 32 с.
30. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. Т.2. - М.: Педагогика, 1974. - 432 с.
31. Харламов И. Ф. Педагогика: Учебное пособие. - М., 2007. - 58 с.
32. Цузмер А.М. Петришина О.Л. Биология: Человек и его здоровье. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. - М., 2008. - 163 с.
33. Шамова Т. И. Активизация учения школьников. - М., 2002. - 46 с.