КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО НА ТАЙНУ ПЕРЕПИСКИ, ТЕЛЕФОННЫХ ПЕРЕГОВОРОВ, ТЕЛЕГРАФНЫХ И ИНЫХ СООБЩЕНИЙ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРИРОДА ПРАВА НА ТАЙНУ ПЕРЕПИСКИ, ТЕЛЕФОННЫХ ПЕРЕГОВОРОВ, ПОЧТОВЫХ, ТЕЛЕГРАФНЫХ И ИНЫХ СООБЩЕНИЙ 9
1.1. Понятие права на тайну переписки, телефонных переговоров,
почтовых, телеграфных и иных сообщений 9
1.2. Право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых,
телеграфных и иных сообщений в структуре основных прав и свобод человека и гражданина 20
1.3. Основания ограничения права на тайну переписки, телефонных
переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений 32
ГЛАВА 2. ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ОГРАНИЧЕНИЕ ПРАВА НА ТАЙНУ ПЕРЕПИСКИ, ТЕЛЕФОННЫХ ПЕРЕГОВОРОВ, ПОЧТОВЫХ, ТЕЛЕГРАФНЫХ И ИНЫХ СООБЩЕНИЙ 42
2.1. Ограничение права на тайну переписки, телефонных переговоров,
почтовых, телеграфных и иных сообщений УПК РФ 42
2.2. Ограничение права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений Федеральным законом... 60
2.3. Контроль за осуществлением оперативно-розыскной деятельности 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 91
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 96
ГЛАВА 1. ПРИРОДА ПРАВА НА ТАЙНУ ПЕРЕПИСКИ, ТЕЛЕФОННЫХ ПЕРЕГОВОРОВ, ПОЧТОВЫХ, ТЕЛЕГРАФНЫХ И ИНЫХ СООБЩЕНИЙ 9
1.1. Понятие права на тайну переписки, телефонных переговоров,
почтовых, телеграфных и иных сообщений 9
1.2. Право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых,
телеграфных и иных сообщений в структуре основных прав и свобод человека и гражданина 20
1.3. Основания ограничения права на тайну переписки, телефонных
переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений 32
ГЛАВА 2. ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ОГРАНИЧЕНИЕ ПРАВА НА ТАЙНУ ПЕРЕПИСКИ, ТЕЛЕФОННЫХ ПЕРЕГОВОРОВ, ПОЧТОВЫХ, ТЕЛЕГРАФНЫХ И ИНЫХ СООБЩЕНИЙ 42
2.1. Ограничение права на тайну переписки, телефонных переговоров,
почтовых, телеграфных и иных сообщений УПК РФ 42
2.2. Ограничение права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений Федеральным законом... 60
2.3. Контроль за осуществлением оперативно-розыскной деятельности 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 91
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 96
Актуальность темы исследования. Право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, закреплённое в ч.2 ст.23 Конституции РФ, относится к категории основных конституционных прав и свобод человека и гражданина. От того, насколько совершенны конституционно-правовые гарантии этих прав в целом и права на тайну индивидуальных сообщений, в частности, во многом определяется эффективность их реализации. Гарантированное осуществление права на тайну сообщений в свою очередь характеризует такой важный аспект демократии, как конституционно-правовой статус личной свободы каждого, а в конечном счете - конституционный правопорядок общества.
Одной из основных гарантий права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений является общая конституционная обязанность государства, которая состоит в признании, соблюдении и защите прав и свобод (ч.2 Конституции РФ). Во исполнение данного конституционного положения приняты Федеральный закон от 17 июля 1999г. "О почтовой связи" и Федеральный закон от 7 июля 2003 г. "О связи".
В названных федеральных законах закрепляется основная обязанность операторов связи по обеспечению права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электросвязи и сетям почтовой связи.
В законодательных положениях уточняется предметное содержание основных прав человека и гражданина в сфере связи, защищаемых средствами государственной власти. Благодаря такой конкретизации в Российской Федерации в настоящее время получил развитие один из основных элементов конституционного статуса личности, закрепленный в ч.2 ст. 23 Конституции РФ.
Наряду с законодательным оформлением права индивида в сфере связи, в том числе права на тайну индивидуальных сообщений, передаваемых по сетям электросвязи и почтовой связи, совершенствуется правовая основа ограничения этого права.
В конце истекшего столетия приняты ряд важных федеральных законов, регулирующих деятельность правоохранительных органов и других специальных ведомств. В их числе - Федеральный закон от 12 августа 1995 г. «Об оперативно - розыскной деятельности» , Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. «О Федеральной службе безопасности» , Федеральный закон «О борьбе с терроризмом» от 25 июля 1998 г. , Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 8 января 1998 г. , Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 г., Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г.
В 2002 году введен в действие новый Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. В этот и вышеназванные законодательные акты в 1997 - 2003 г.г. были внесены существенные поправки, в которых в значительной мере учтены тенденции развития правового регулирования права на уважение корреспонденции в западно - европейских странах и новеллы в праве Европейского сообщества.
Повышенный интерес к указанным законодательным установлениям в национальном праве нашей страны вызван тем, что указанные федеральные законы по характеру являются ограничивающими. В них закрепляются основания и условия вторжения государственной власти в конституционное право каждого человека на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.
Поэтому, прежде всего, следует подчеркнуть, что в целом ограничения, установленные федеральными законами правомерны, они отвечают общепризнанным принципам и нормам международного права. Вместе с тем ряд законодательных положений и правоприменительная практика не во всём соответствуют правовым позициям Европейского Суда по правам человека, юрисдикция которого в настоящее время признана Российской Федерацией.
Последнее обстоятельство вызывает необходимость выявления имеющихся пробелов в российском законодательстве, разработки научной методологии его совершенствования и определения направлений правового регулирования.
Основной целью правовой "модернизации" должно стать приведение действующих в Российской Федерации правовых механизмов защиты конституционного права каждого человека на тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений в соответствии с международными требованиями и стандартами уважения корреспонденции.
В работе предпринята попытка раскрыть понятие конституционного права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений и возникающее на его основе субъективное право каждого человека на защиту его индивидуальных сообщений от необоснованного ограничения. Особое внимание уделяется раскрытию содержания конституционно-правовых гарантий осуществления данных прав.
Степень научной разработанности темы. Тема диссертационной работы имеет несколько уровней, различающихся по степени конкретности и связи с практикой.
Первый уровень диссертации - абстрактного и теоретического отражения общих характеристик основных прав и свобод и специфических признаков конституционного права каждого человека на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений как одного из видов основных прав. Среди авторов научных трудов этого уровня следует назвать М.Н. Витрука, Л.Д. Воеводина, В.А. Карташкина, А.И. Ковлера, Е.И. Лукашеву, ПВ. Мальцева, Н.И. Матузова, В.К.Самигуллина и др.
Второй уровень диссертации - структуралистский. Он предполагает исследование рассматриваемого основного права индивида в соотношении с другими основными правами. Основоположниками этого подхода являются Н. Блэктон и Дж. Локк. В разработку теории структурализма внесли значительный вклад Г. Еллинек, Н.М. Коркунов, В.М. Гессен, К. Хессе и др.
Третий уровень диссертации - научно-практический (прикладной). В этом ключе рассматриваются механизмы правового регулирования права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, у нас в стране и соответствующих основных прав человека в демократических государствах Запада, выявляются направления совершенствования законодательства, разрабатываются предложения по изменению федеральных законов. Теоретические основы совершенствования законодательной практики разработаны в трудах М.В. Баглая, H.A. Богдановой, В.В. Бойцовой, Т.А. Васильевой, Ю.А. Дмитриева, А.Н. Кокотова, М.И. Кукушкина, О.Е. Кутафина, И.А. Ледях, В.О. Лучина, Ю.М. Тихомирова, Б.С. Эбзеева и др.
Нормативная основа исследования. Настоящая работа базируется на анализе федерального законодательства. Среди источников следует назвать Конституцию РФ 1993 г., акты Российской Империи, Конституцию СССР 1936 г., Конституцию СССР 1977 г., федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, ведомственные нормативно-правовые акты.
Значительный объём информации дают конституции зарубежных государств, решения Европейского Суда по правам человека, законодательство отдельных зарубежных стран и др.
Предмет исследования составляет конституционное право каждого человека на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ч.2 ст.23 Конституции РФ), а также
основанное на нём право на защиту других сообщений (отправлений), передаваемых по сетям электросвязи и почтовой связи, от необоснованного вмешательства.
Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения, возникающие по поводу ограничения прав человека и гражданина в Российской Федерации и стран Евросоюза.
Цель и задачи исследования. Целью диссертационной работы является рассмотрение содержания и выявление объёма понятия конституционного права каждого человека на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений в его соотношении с законодательным понятием "тайна связи"; анализ конституционно-правовых оснований и условий ограничения этих прав, механизмов их защиты от необоснованного ограничения.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
- теоретически обосновать и уточнить понятие конституционного права каждого человека на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, рассмотреть его соотношение с законодательно определённым правом на тайну связи;
- выявить место конституционного права каждого человека на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений в совокупности основных конституционных прав и свобод человека и гражданина, определить его общие и специфические признаки;
- охарактеризовать основания и условия ограничения конституционного права каждого человека на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений;
- дать анализ законодательных механизмов защиты конституционного права каждого человека на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений от необоснованного ограничения;
- обосновать необходимость совершенствования правового регулирования отношений, складывающихся по поводу защиты конституционного права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений;
Методологической основой исследования служит общенаучный аналитический метод познания и вытекающие из него частно-научные методы: системно-структурный, конкретно-социологический, технико-юридический, сравнительного правоведения и др. Их применение позволило проанализировать рассматриваемый предмет во взаимосвязи и взаимозависимости составляющих его элементов, их целостности, всесторонности и объективности.
Научная новизна исследования состоит в комплексным исследование, связанным с уяснением конституционного понятия права каждого человека на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений и проблемами его реализации в Российской Федерации.
В диссертации сформулированы и обоснованы теоретические положения и практические выводы, предложения и рекомендации.
Структура работы определяются целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Одной из основных гарантий права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений является общая конституционная обязанность государства, которая состоит в признании, соблюдении и защите прав и свобод (ч.2 Конституции РФ). Во исполнение данного конституционного положения приняты Федеральный закон от 17 июля 1999г. "О почтовой связи" и Федеральный закон от 7 июля 2003 г. "О связи".
В названных федеральных законах закрепляется основная обязанность операторов связи по обеспечению права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электросвязи и сетям почтовой связи.
В законодательных положениях уточняется предметное содержание основных прав человека и гражданина в сфере связи, защищаемых средствами государственной власти. Благодаря такой конкретизации в Российской Федерации в настоящее время получил развитие один из основных элементов конституционного статуса личности, закрепленный в ч.2 ст. 23 Конституции РФ.
Наряду с законодательным оформлением права индивида в сфере связи, в том числе права на тайну индивидуальных сообщений, передаваемых по сетям электросвязи и почтовой связи, совершенствуется правовая основа ограничения этого права.
В конце истекшего столетия приняты ряд важных федеральных законов, регулирующих деятельность правоохранительных органов и других специальных ведомств. В их числе - Федеральный закон от 12 августа 1995 г. «Об оперативно - розыскной деятельности» , Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. «О Федеральной службе безопасности» , Федеральный закон «О борьбе с терроризмом» от 25 июля 1998 г. , Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 8 января 1998 г. , Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 г., Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г.
В 2002 году введен в действие новый Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. В этот и вышеназванные законодательные акты в 1997 - 2003 г.г. были внесены существенные поправки, в которых в значительной мере учтены тенденции развития правового регулирования права на уважение корреспонденции в западно - европейских странах и новеллы в праве Европейского сообщества.
Повышенный интерес к указанным законодательным установлениям в национальном праве нашей страны вызван тем, что указанные федеральные законы по характеру являются ограничивающими. В них закрепляются основания и условия вторжения государственной власти в конституционное право каждого человека на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.
Поэтому, прежде всего, следует подчеркнуть, что в целом ограничения, установленные федеральными законами правомерны, они отвечают общепризнанным принципам и нормам международного права. Вместе с тем ряд законодательных положений и правоприменительная практика не во всём соответствуют правовым позициям Европейского Суда по правам человека, юрисдикция которого в настоящее время признана Российской Федерацией.
Последнее обстоятельство вызывает необходимость выявления имеющихся пробелов в российском законодательстве, разработки научной методологии его совершенствования и определения направлений правового регулирования.
Основной целью правовой "модернизации" должно стать приведение действующих в Российской Федерации правовых механизмов защиты конституционного права каждого человека на тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений в соответствии с международными требованиями и стандартами уважения корреспонденции.
В работе предпринята попытка раскрыть понятие конституционного права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений и возникающее на его основе субъективное право каждого человека на защиту его индивидуальных сообщений от необоснованного ограничения. Особое внимание уделяется раскрытию содержания конституционно-правовых гарантий осуществления данных прав.
Степень научной разработанности темы. Тема диссертационной работы имеет несколько уровней, различающихся по степени конкретности и связи с практикой.
Первый уровень диссертации - абстрактного и теоретического отражения общих характеристик основных прав и свобод и специфических признаков конституционного права каждого человека на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений как одного из видов основных прав. Среди авторов научных трудов этого уровня следует назвать М.Н. Витрука, Л.Д. Воеводина, В.А. Карташкина, А.И. Ковлера, Е.И. Лукашеву, ПВ. Мальцева, Н.И. Матузова, В.К.Самигуллина и др.
Второй уровень диссертации - структуралистский. Он предполагает исследование рассматриваемого основного права индивида в соотношении с другими основными правами. Основоположниками этого подхода являются Н. Блэктон и Дж. Локк. В разработку теории структурализма внесли значительный вклад Г. Еллинек, Н.М. Коркунов, В.М. Гессен, К. Хессе и др.
Третий уровень диссертации - научно-практический (прикладной). В этом ключе рассматриваются механизмы правового регулирования права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, у нас в стране и соответствующих основных прав человека в демократических государствах Запада, выявляются направления совершенствования законодательства, разрабатываются предложения по изменению федеральных законов. Теоретические основы совершенствования законодательной практики разработаны в трудах М.В. Баглая, H.A. Богдановой, В.В. Бойцовой, Т.А. Васильевой, Ю.А. Дмитриева, А.Н. Кокотова, М.И. Кукушкина, О.Е. Кутафина, И.А. Ледях, В.О. Лучина, Ю.М. Тихомирова, Б.С. Эбзеева и др.
Нормативная основа исследования. Настоящая работа базируется на анализе федерального законодательства. Среди источников следует назвать Конституцию РФ 1993 г., акты Российской Империи, Конституцию СССР 1936 г., Конституцию СССР 1977 г., федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, ведомственные нормативно-правовые акты.
Значительный объём информации дают конституции зарубежных государств, решения Европейского Суда по правам человека, законодательство отдельных зарубежных стран и др.
Предмет исследования составляет конституционное право каждого человека на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ч.2 ст.23 Конституции РФ), а также
основанное на нём право на защиту других сообщений (отправлений), передаваемых по сетям электросвязи и почтовой связи, от необоснованного вмешательства.
Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения, возникающие по поводу ограничения прав человека и гражданина в Российской Федерации и стран Евросоюза.
Цель и задачи исследования. Целью диссертационной работы является рассмотрение содержания и выявление объёма понятия конституционного права каждого человека на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений в его соотношении с законодательным понятием "тайна связи"; анализ конституционно-правовых оснований и условий ограничения этих прав, механизмов их защиты от необоснованного ограничения.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
- теоретически обосновать и уточнить понятие конституционного права каждого человека на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, рассмотреть его соотношение с законодательно определённым правом на тайну связи;
- выявить место конституционного права каждого человека на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений в совокупности основных конституционных прав и свобод человека и гражданина, определить его общие и специфические признаки;
- охарактеризовать основания и условия ограничения конституционного права каждого человека на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений;
- дать анализ законодательных механизмов защиты конституционного права каждого человека на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений от необоснованного ограничения;
- обосновать необходимость совершенствования правового регулирования отношений, складывающихся по поводу защиты конституционного права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений;
Методологической основой исследования служит общенаучный аналитический метод познания и вытекающие из него частно-научные методы: системно-структурный, конкретно-социологический, технико-юридический, сравнительного правоведения и др. Их применение позволило проанализировать рассматриваемый предмет во взаимосвязи и взаимозависимости составляющих его элементов, их целостности, всесторонности и объективности.
Научная новизна исследования состоит в комплексным исследование, связанным с уяснением конституционного понятия права каждого человека на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений и проблемами его реализации в Российской Федерации.
В диссертации сформулированы и обоснованы теоретические положения и практические выводы, предложения и рекомендации.
Структура работы определяются целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Настоящая работа посвящена исследованию одной из важнейших областей науки конституционного права, а именно: проблемам правового регулирования конституционного права каждого человека на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений в Российской Федерации.
В регулировании рассматриваемого основного права следует в полной мере учитывать сущностные характеристики природы этого права. Исходя из этого подхода законодатель должен в первую очередь учитывать то, что в широком смысле право каждого на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений является правом защиты частной жизни индивида от противоконституционного вмешательства извне, и прежде всего - со стороны государственной власти, а при определенных условиях — и третьих лиц. Основы конституционного строя имманентно связаны с данным правом защиты, т.к. признание, соблюдение и защита прав и свобод является согласно ст.2 Конституции РФ основной обязанностью государства.
Констатация данного факта весьма примечательна, ибо демократия не исключает не только попытки злоупотребления властью государственными органами и органами местного самоуправления, но и нарушение прав и свобод человека и гражданина третьими лицами. Поэтому в обеспечение конституционного правопорядка следует сформировать надежные юридические механизмы по реализации конституционных прав каждого от незаконного вмешательства.
В действующем законодательстве Российской Федерации конституционное право каждого человека на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, закрепленное в части 2 ст. 23 Конституции РФ интерпретируется как право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электросвязи и сетям почтовой связи (ст.63 Федерального закона "О связи"), а также как гарантируемое государством право на тайну переписки, почтовых, телеграфных и иных сообщений, входящих в сферу деятельности операторов почтовой связи (ст. 15 Федерального закона "О почтовой связи"). Эти законодательные положения конкретизируют норму ч.2 ст.23 Конституции РФ, закрепляющей право каждого на тайну корреспонденции.
Названные законы регулируют право каждого на тайну индивидуальных (личных) сообщений и соответствующих почтовых отправлений, осуществляемых только в порядке оказания услуг операторами связи на основе публично-правового договора. Поэтому уяснение смысла и уточнение содержания приведенной конституционной нормы в их соотношении с соответствующими законодательными установлениями имеет решающее значение для выявления конституционно-правового содержания понятия права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, рассматриваемого в настоящей работе.
Право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений является существенным условием неприкосновенности частной жизни и одной из объективных составляющих основного правопорядка. Как таковое оно воспринимается Европейским Судом по правам человека. В частности Европейский Суд установил, что понятие "корреспонденция", в том числе телефонные переговоры, включаются в понятие частная жизнь, закрепленного в ст. 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г.
Исходя из вышеназванного международно-правового подхода право каждого на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений закрепляется в Конституции РФ, во-первых, как одно из самостоятельных основных прав (ч.2 ст.23); во-вторых, как гарантия права на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну (ч1. ст.23) и, в-третьих, как одна из основ правового статуса личности в Российской Федерации (ст.64).
Право ч. 1 ст.23 Конституции РФ выступает в названном соотношении в качестве общего основного права. Это основное право гарантировано не только ч.2 ст.23 Конституции РФ, но и дополнительными конституционными положениями. В числе таких гарантий нормы ч. 1 ст.24 (запрещение доступа к информации о частной жизни лица без его согласия), ч.1 ст.25 (неприкосновенность жилища) и ряд других норм Конституции РФ. Названные гарантии, в свою очередь, выступают как дополнительные основные права.
При этом самостоятельность и самоценность конституционного права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений как гарантии общих основных прав имеет особую значимость.
Изложенное позволяет сформулировать ряд важных методологических положений:
во-первых, право государственной власти на ограничение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений обеспечивается в Российской Федерации в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и согласно Конституции РФ;
во-вторых, право ограничения тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений определяется федеральным законом, в котором устанавливаются пределы, основания, условия и порядок его осуществления;
в-третьих, вмешательство исполнительных органов власти в право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений осуществляется на основании федерального закона и по решению суда;
в-четвертых, ограничение права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений осуществляется в целях защиты конституционно-определенных благ высшего порядка.
Основные методологические положения развиваются в российском законодательстве, и прежде всего в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации, в Федеральном законе "Об оперативно-розыскной деятельности", в Федеральном законе "О Федеральной службе безопасности" и в некоторых других.
Названные федеральные законы в целом отвечают международноправовым стандартам. Так, оперативно-розыскные действия осуществляются, во-первых, в соответствии с федеральным законом, который является общедоступным и "предсказуемым"; во-вторых, они проводятся тогда, когда имеются сведения о признаках совершаемого или готовящегося тяжкого и особо тяжкого преступления либо о событиях и действиях, создающих угрозу безопасности демократических институтов; в-третьих, лицо, в отношении которого осуществлялись подобные мероприятия, вправе обжаловать соответствующие решения и действия правоохранительных органов в суд. Однако в федеральных законах не созданы надежные механизмы противодействия возможным злоупотреблениям.
Анализ законодательства на предмет соответствия требованиям Европейского Суда по правам человека позволил выделить следующие направления его совершенствования: 1) решение суда должно быть признано в качестве единственного основания ограничения тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений; 2) следует закрепить исчерпывающий перечень субъектов, в отношении которых может производиться прослушивание и запись телефонных и иных переговоров. К ним должны быть отнесены: обвиняемый, подозреваемый в совершении преступления, либо его близкие родственники, а также лица, причастные к совершению противоправного деяния; 3) предусмотреть обязательное уничтожение материалов, полученных в результате оперативно-розыскных мероприятий, когда основания для их сбора отпали.
Наряду с этим более детальной регламентации требует ряд законодательных процедур. Это касается прежде всего периодического составления и представления отчетов о проведении оперативно-розыскных мероприятий, связанных с ограничением права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Необходимость представления таких отчетов и законодательного регулирования соответствующих процедур отражается в ряде решений Европейского Суда по правам человека.
В Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» следует предусмотреть обязанность оперативных подразделений органов, осуществляющих оперативно-розыскные мероприятия, информировать лицо о том, что его телефон прослушивался, после окончания этого прослушивания. Названная обязанность прямо связана с прозрачностью процедуры прослушивания для контроля. Это является важной гарантией законности осуществления данного оперативно-розыскного мероприятия, что прямо вытекает из решения Европейского Суда по правам человека.
И, наконец, необходимо законодательно закрепить правила обмена материалами "перехваченных сообщений" между правоохранительными органами и их уничтожения. Данная мера является важной гарантией конфиденциальности подобных материалов. И на это неоднократно указывал Европейский Суд в своих решениях.
Осуществление вышеназванных законодательных мер позволит, существенно укрепить законодательные гарантии конституционного права на тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных, почтовых и иных сообщений как одного из важнейших элементов правового статуса личности и правопорядка.
В регулировании рассматриваемого основного права следует в полной мере учитывать сущностные характеристики природы этого права. Исходя из этого подхода законодатель должен в первую очередь учитывать то, что в широком смысле право каждого на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений является правом защиты частной жизни индивида от противоконституционного вмешательства извне, и прежде всего - со стороны государственной власти, а при определенных условиях — и третьих лиц. Основы конституционного строя имманентно связаны с данным правом защиты, т.к. признание, соблюдение и защита прав и свобод является согласно ст.2 Конституции РФ основной обязанностью государства.
Констатация данного факта весьма примечательна, ибо демократия не исключает не только попытки злоупотребления властью государственными органами и органами местного самоуправления, но и нарушение прав и свобод человека и гражданина третьими лицами. Поэтому в обеспечение конституционного правопорядка следует сформировать надежные юридические механизмы по реализации конституционных прав каждого от незаконного вмешательства.
В действующем законодательстве Российской Федерации конституционное право каждого человека на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, закрепленное в части 2 ст. 23 Конституции РФ интерпретируется как право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электросвязи и сетям почтовой связи (ст.63 Федерального закона "О связи"), а также как гарантируемое государством право на тайну переписки, почтовых, телеграфных и иных сообщений, входящих в сферу деятельности операторов почтовой связи (ст. 15 Федерального закона "О почтовой связи"). Эти законодательные положения конкретизируют норму ч.2 ст.23 Конституции РФ, закрепляющей право каждого на тайну корреспонденции.
Названные законы регулируют право каждого на тайну индивидуальных (личных) сообщений и соответствующих почтовых отправлений, осуществляемых только в порядке оказания услуг операторами связи на основе публично-правового договора. Поэтому уяснение смысла и уточнение содержания приведенной конституционной нормы в их соотношении с соответствующими законодательными установлениями имеет решающее значение для выявления конституционно-правового содержания понятия права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, рассматриваемого в настоящей работе.
Право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений является существенным условием неприкосновенности частной жизни и одной из объективных составляющих основного правопорядка. Как таковое оно воспринимается Европейским Судом по правам человека. В частности Европейский Суд установил, что понятие "корреспонденция", в том числе телефонные переговоры, включаются в понятие частная жизнь, закрепленного в ст. 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г.
Исходя из вышеназванного международно-правового подхода право каждого на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений закрепляется в Конституции РФ, во-первых, как одно из самостоятельных основных прав (ч.2 ст.23); во-вторых, как гарантия права на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну (ч1. ст.23) и, в-третьих, как одна из основ правового статуса личности в Российской Федерации (ст.64).
Право ч. 1 ст.23 Конституции РФ выступает в названном соотношении в качестве общего основного права. Это основное право гарантировано не только ч.2 ст.23 Конституции РФ, но и дополнительными конституционными положениями. В числе таких гарантий нормы ч. 1 ст.24 (запрещение доступа к информации о частной жизни лица без его согласия), ч.1 ст.25 (неприкосновенность жилища) и ряд других норм Конституции РФ. Названные гарантии, в свою очередь, выступают как дополнительные основные права.
При этом самостоятельность и самоценность конституционного права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений как гарантии общих основных прав имеет особую значимость.
Изложенное позволяет сформулировать ряд важных методологических положений:
во-первых, право государственной власти на ограничение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений обеспечивается в Российской Федерации в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и согласно Конституции РФ;
во-вторых, право ограничения тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений определяется федеральным законом, в котором устанавливаются пределы, основания, условия и порядок его осуществления;
в-третьих, вмешательство исполнительных органов власти в право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений осуществляется на основании федерального закона и по решению суда;
в-четвертых, ограничение права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений осуществляется в целях защиты конституционно-определенных благ высшего порядка.
Основные методологические положения развиваются в российском законодательстве, и прежде всего в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации, в Федеральном законе "Об оперативно-розыскной деятельности", в Федеральном законе "О Федеральной службе безопасности" и в некоторых других.
Названные федеральные законы в целом отвечают международноправовым стандартам. Так, оперативно-розыскные действия осуществляются, во-первых, в соответствии с федеральным законом, который является общедоступным и "предсказуемым"; во-вторых, они проводятся тогда, когда имеются сведения о признаках совершаемого или готовящегося тяжкого и особо тяжкого преступления либо о событиях и действиях, создающих угрозу безопасности демократических институтов; в-третьих, лицо, в отношении которого осуществлялись подобные мероприятия, вправе обжаловать соответствующие решения и действия правоохранительных органов в суд. Однако в федеральных законах не созданы надежные механизмы противодействия возможным злоупотреблениям.
Анализ законодательства на предмет соответствия требованиям Европейского Суда по правам человека позволил выделить следующие направления его совершенствования: 1) решение суда должно быть признано в качестве единственного основания ограничения тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений; 2) следует закрепить исчерпывающий перечень субъектов, в отношении которых может производиться прослушивание и запись телефонных и иных переговоров. К ним должны быть отнесены: обвиняемый, подозреваемый в совершении преступления, либо его близкие родственники, а также лица, причастные к совершению противоправного деяния; 3) предусмотреть обязательное уничтожение материалов, полученных в результате оперативно-розыскных мероприятий, когда основания для их сбора отпали.
Наряду с этим более детальной регламентации требует ряд законодательных процедур. Это касается прежде всего периодического составления и представления отчетов о проведении оперативно-розыскных мероприятий, связанных с ограничением права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Необходимость представления таких отчетов и законодательного регулирования соответствующих процедур отражается в ряде решений Европейского Суда по правам человека.
В Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» следует предусмотреть обязанность оперативных подразделений органов, осуществляющих оперативно-розыскные мероприятия, информировать лицо о том, что его телефон прослушивался, после окончания этого прослушивания. Названная обязанность прямо связана с прозрачностью процедуры прослушивания для контроля. Это является важной гарантией законности осуществления данного оперативно-розыскного мероприятия, что прямо вытекает из решения Европейского Суда по правам человека.
И, наконец, необходимо законодательно закрепить правила обмена материалами "перехваченных сообщений" между правоохранительными органами и их уничтожения. Данная мера является важной гарантией конфиденциальности подобных материалов. И на это неоднократно указывал Европейский Суд в своих решениях.
Осуществление вышеназванных законодательных мер позволит, существенно укрепить законодательные гарантии конституционного права на тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных, почтовых и иных сообщений как одного из важнейших элементов правового статуса личности и правопорядка.
Подобные работы
- Конституционное право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2018 - Защита персональных данных в праве России: конституционно-правовой аспект
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2021 - Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных
или иных сообщений (ч. 1 ст. 138 УК РФ): уголовно-правовая характеристика и
сравнительный анализ с зарубежным законодательством
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2020 - Уголовно-правовая характеристика нарушения тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений (ст. 138 УК РФ)
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4670 р. Год сдачи: 2020 - Контроль и запись телефонных переговоров при производстве по уголовному делу
Дипломные работы, ВКР, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2021 - Конституционно-правовое регулирование тайны частной жизни
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - ТАЙНА ЧАСТНОЙ ЖИЗНИ: КОНСТИТУЦИОННО ПРАВОВОЙ АСПЕКТ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Персональные данные как предмет защиты конституционных прав граждан в Российской Федерации».
Главы к дипломным работам, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2019 - Гражданско-правовой режим тайны личной жизни и персональных данных
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019



