Базой для предпринятого эмпирического исследования послужил АлтГПУ (г. Барнаул).
Выборка исследования: 50 респондентов: 25 студентов АлтГПУ), 25 магистрантов АлтГПУ.
Есть приложения (результаты исследования).
Если в данной работе поменять название базы исследования, то она (работа) подойдет для любого города или вуза.
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения особенностей ценностных ориентаций в профессиональной деятельности студентов 5
1.1 Сущность понятий «ценности», «ценностные ориентации» 5
1.2 Особенности ценностных ориентаций в профессиональной деятельности студентов 10
Глава 2 Эмпирическое исследование особенностей ценностных ориентаций в профессиональной деятельности у студентов высших учебных заведений 17
2.1 Организация и методы исследования 17
2.2 Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования 20
Выводы по второй главе 26
Заключение 28
Список использованных источников 30
Приложения 34
Актуальность исследования. Ценностные ориентации – одно из важнейших образований в структуре сознания и самосознания человека, так как именно они отражают его характеристики как личности. Ценности являются регуляторами поведения как отдельно взятого индивида, так и позволяют координировать большие и малые группы, а так же культуры и нации в целом. Особенно актуальными исследования системы ценностных ориентаций становятся в периоды серьезных и радикальных социальных изменений, в ситуации, когда сформировавшаяся ценностная структура общества «размывается» совершенно новыми социальными реалиями. В связи с кардинальными процессами реформирования социальной, экономической и политической сфер жизни российского общества остро встает вопрос о необходимости изучения ценностных ориентаций у разных социальных групп.
Актуальность категории «профессионально-ценностные ориентации» в современной науке связана со следующими обстоятельствами. Во-первых, данное понятие методологически не проработано в психолого-педагогических исследованиях. Существующие в настоящий момент работы, посвященные проблеме профессионально-ценностных ориентаций, имеют фрагментарный и теоретический характер и в большей степени ориентированы на профессиональную деятельность педагогов как наиболее социально значимую. Однако любая профессиональная деятельность должна иметь аксиологический аспект, имеющий разные степени выраженности и соотнесенности структурных компонентов. Во-вторых, отсутствие единой концепции относительно профессионально-ценностных ориентаций не позволяет разработать методики диагностики, ориентированные на детальный анализ ведущего компонента формирования ценностей личности в профессии. В-третьих, конкуренцию выпускников вуза в настоящих социально-экономических условиях должны определять не только знания, умения и навыки, но и сформированная система профессионально-ценностных ориентаций, определяющая траекторию движения личности в профессии.
Цель исследования – изучить особенности ценностных составляющих в профессиональной деятельности студентов.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятия «ценности», «ценностные ориентации».
2. Определить особенности профессионально-ценностных ориентаций студентов.
3. Выявить в эмпирическом исследовании особенности ценностных составляющих в профессиональной деятельности студентов.
Гипотеза: ценностные составляющие в профессиональной деятельности и смысложизненных ориентаций у студентов и магистрантов различны.
Объект исследования – ценностные ориентации в профессиональной деятельности.
Предмет исследования – особенности ценностных ориентаций в профессиональной деятельности студентов.
Методы исследования: теоретические: анализ научных источников, методы аналогии и классификации, синтез и обобщение; эмпирические: тестирование, количественная и качественная обработка результатов исследования.
Методологическую основу исследования составили научные труды М. Рокича, С.Л. Рубинштейна, В.А. Ядова, М. С. Ясницкого и др. А.Г. Здравомыслов, С.Л. Рубинштейн, Э. Толмен и др. определили сущность понятий «ценности», «ценностные ориентации». М. Рокич, В.А. Ядов и др. разработали классификацию ценностных ориентаций. В работах Н.А. Долгушиной, Т.Т. Капезиной, А.В. Клюева, И.С. Урсу и др. определены особенности ценностных ориентаций в профессиональной деятельности студентов.
Структура исследования: введение, две главы, выводы по главам, заключение, список использованных источников.
Перемены, обусловившие необходимость принятия каждым членом общества ответственности за свою судьбу, приводят к постепенному утверждению в общественном сознании новой системы ценностных ориентаций. Входящие в жизнь молодые люди, уже не связанные с прежними ценностями, не в полной мере восприняли и ценности свободного демократического общества. В этой связи особое значение приобретает становление системы ценностных ориентаций, которая особенно необходима для успешной реализации будущей профессиональной деятельности студентов.
Ценность – важность, значимость, польза, полезность чего-либо. Внешне ценность выступает как свойство предмета или явления. Однако значимость и полезность присущи им не от природы, не просто в силу внутренней структуры объекта самого по себе, а являются субъективными оценками конкретных свойств, которые вовлечены в сферу общественного бытия человека.
Наряду с понятием «ценность» часто употребляется и такое понятие как «ценностные ориентации». Это более широкое понятие, предполагающее структурную связь или отношения ценностей и ценностно-ориентированного субъекта, синтезирующее конкретную психологию личности и конкретную социологию среды, в которой она существует, представляющее собой индивидуальную форму репрезентации ценности. Данная система определяет основу взглядов личности на отношение к другим субъектам, к себе самой, основу мировоззрения и философию жизни. Это способ дифференциации объектов действительности по составляющим положительной или отрицательной значимости. Понятийно ценностные ориентации – это избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям, система его внутренних убеждений и предпочтений, выраженная в сознательном поведении, и способом дифференциации личности объектов по их значимости.
В ходе проведенного эмпирического исследования были выявлены различия в ценностных ориентациях в профессиональной деятельности студентов и магистрантов.
Для студентов высоко значимы следующие ценностные ориентации: развитие себя, здоровье, интересная работа, материально счастливая семейная жизнь. Незначимые: развлечения, счастье других, красота природы, искусство обеспеченная жизнь, низкий уровень целевых ориентаций, неудовлетворенность жизнью, низкий уровень локуса контроля Я и локуса контроля Жизнь, низкий уровень осмысленности жизни.
Для магистрантов высоко значимы следующие ценностные ориентации: собственный престиж, материальная обеспеченность, активные социальные контакты, достижения, духовное удовлетворение, сохранение собственной индивидуальности, профессиональная жизнь, обучение и образование, семейная и общественная жизнь, увлечения, любовь, общественное признание, развитие, счастье других, творчество. Незначимые: интересная работа, верные друзья, свобода, познание, высокий уровень целевых ориентаций, удовлетворенность жизнью, высокий уровень локуса контроля Я и локуса контроля Жизнь, высокий уровень осмысленности жизни.
Следовательно, ценностные составляющие в профессиональной деятельности и смысложизненных ориентаций у студентов и магистрантов различны, что подтверждает выдвинутую гипотезу.
1. Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст] / Г. М. Андреева. – Москва : АСТ, 2014. – 421 с.
2. Бильданова, В. Р. Профессиональные ценностные ориентации студентов [Текст] / В. Р. Бильданова, Э. Д. Гришанина // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 6-1. – С. 79-83.
3. Богачева, И. Н. Теоретические подходы к изучению ценностно-смысловой сферы личности [Текст] / И. Н. Богачева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2009. – № 98. – С. 247-252.
4. Бубнова, С. С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система [Текст] / С. С. Бубнова // Психологически журнал. – 2014. Т. 20. – №1. – С. 36-44.
5. Буравлева, Н. А. Ценностные ориентации студентов [Текст] / Н. А. Буравлева // Вестник Томского государственного педагогического университета – 2011. – № 6. – С. 124-129.
6. Вардомацкий, А. П. Ценности социальной группы и личности [Текст] / А. П. Вардомацкий. – Санкт-Петербург : Питер, 2016. – 452 с.
7. Вдовина, Н. А. Профессионально-ценностное развитие будущего педагога [Текст] / Н. А. Вдовина // Гуманитарные науки и образование. – 2010. – № 4. –С. 75-78.
8. Вильданова, Ф. З. Образовательное пространство как источник саморазвития личности студентов [Текст] / Ф. З. Вильданова // Прикладная психология. – 2002. – № 5-6. – С. 131-134
9. Воронкова, Е. С. Проблема формирования ценностных направлений в процессе профессионального образования [Текст] / Е. С. Воронкова // Профессиональное образование в современном мире. – 2011. – № 2. – С. 116-120.
10. Галкина, Г. А. Анализ ценностных ориентаций студентов высшего учебного заведения [Текст] / Г. А. Галкина, Е. И. Грибкова // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 2. – С. 432-432.
11. Григорьева, Н. Г. Проблема формирования ценностей в системе профессионального образования [Текст] / Н. Г. Григорьева, Н. М. Опарина // Высшее образование сегодня. – 2012. – № 4. – С. 37-40.
12. Долгушина, Н. А. Формирование профессионально-ценностных ориентаций будущих бакалавров профессионального обучения [Текст] : автореф. дис. …канд. пед. наук : 13.00.08 / Наталья Аркадьевна Долгушина. –Красноярск, 2012. –24 с.
13. Дружинин, В. Н. Жизненные ценности и перспективы молодежи [Текст] / В. Н. Дружинин. – Москва : Изд-во МГУ, 2015. – 166 с.
14. Дьячкова, М. А. Понятие ценность и духовно-нравственные ценности в педагогике [Текст] / М. А. Дьячкова // Сибирский педагогический журнал. – 2007. – №12. – С. 142-150.
15. Здравомыслов, А. Г. Потребности. Интересы. Ценности [Текст] / А .Г. Здравомыслов. – Москва : НОРМА-ИНФРА, 2016. – 221 с.
16. Земцова, Е. М. Теоретические основы методики индивидуализации и дифференциации студентов [Текст] / Е. М. Земцова, М. В. Булгакова // Вестник Южно-Уральского профессионального института. – 2014. – Т. 3. –№ 15. – С. 27-35.
17. Капезина, Т. Т. Исследование ценностных ориентаций у студентов младших и старших курсов [Текст] / Т. Т. Капезина // Электронный научный журнал. Общество. Государство. Наука. Пензенский государственный университет. –2013. – Том 2 (2). – С. 181-188.
18. Кирьякова, А. В. Теория ориентация личности в мире ценностей. Монография [Текст] / А. В. Кирьянова. – Оренбург, 2016. – 198 с.
19. Клюев, А. В. Ценностные и профессиональные ориентации современной студенческой молодежи: социологический аспект [Текст] / А. В. Клюев, И. С. Урсу // Управленческое консультирование. – 2008. – № 1. – С. 165-174.
20. Косова, Л. Б. Подходы к изучению ценностей и установок [Текст] / Л. Б. Косова // Социологические исследования. – 2013. – №2. – С. 54-61
21. Кузьмина, В. М. Сравнительный анализ ценностных ориентаций сельской и городской студенческой молодежи, обучающейся в Курской государственной сельскохозяйственной академии [Текст] / В. М. Кузьмина // Общество: социология, психология, педагогика. – 2012. – № 3. – С. 22-28.
22. Леонтьев, Д. А. Методика изучения ценностных ориентаций [Текст] / Д. А. Леонтьев. – Москва : Смысл, 2012. – 17 с.
23. Мартынюк, И. О. Жизненные цели личности: понятие, структура, механизмы формирования [Текст] / И. О. Мартынюк. – Москва : Инфра-М, 2013. – 119 с.
24. Ральникова, И. А. Структурно-функциональная модель жизненной перспективы личности и психологическая технология ее реализации [Текст] / И. А. Ральникова // Психология обучения. – Изд. Современного государственного университета, 2015. – № 5. – С. 5-8.
25. Рокич, М. Ценностные ориентации [Текст] / М. Рокич. – Санкт-Петербург : Питер, 2015. – 704 с.
26. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2015. – 705 с.
27. Слободчиков, В. И. Психологические образования личности [Текст] / Е. И Слободчиков, В. Е. Исаев / Психология личности. Хрестоматия. Т. 2. –Москва : Бахрах-М, 2016. – 544 с.
28. Терентьева, Ю. В. Ценностные ориентации молодежи [Текст] / Ю. В. Терентьева // Вопросы психологии. – 2012. – №3. – С. 58-62.
29. Толмен, Э. Ценностные ориентации [Текст] / Э. Толмен. – Санкт-Петербург : Питер. 2015. – 254 с.
30. Ульянова, И. В. Исторические аспекты становления педагогического феномена «смысложизненные ориентации личности» [Текст] / И. В. Ульянова // Знание. Понимание. Умение – 2014. – № 1 – С. 183-185.
31. Шаламова, Л. Ф. Социальный портрет молодого поколения : некоторые аспекты управления активизацией социального потенциала молодежи [Текст] / Л. Ф. Шаламова // Социально-гуманитарные знания. – 2011. – № 6. – С. 85-88.
32. Чудновский, В. Э. Становление личности и проблема смысла жизни. Избранные труды [Текст] / В. Э. Чудновский. – Воронеж : Изд-во НПО «МОДЭК», 2016. – 768 с.
33. Ядов, В. А. Социальная идентификация личности [Текст] / В. А. Ядов. – Москва : НОРМА-ИНФРА, 2014. – 344 с.
34. Яницкий, М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система [Текст] / М. С. Ясницкий. – Кемерово : Кузбассвузиздат, 2014. – 204 с.
35. Яницкий, М. С. Ценностно-смысловая парадигма как основа постнеклассической педагогической психологии [Текст] / М. С. Ясницкий, А. В. Серый, Ю. В. Пелех // Философия образования. – 2013. – № 1. – С. 175–186.