Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Ценностные составляющие профессиональной деятельности студентов (Экспериментальная психология, Алтайский Государственный Педагогический Университет)

Работа №37523

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

психология

Объем работы39
Год сдачи2018
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
595
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Базой для предпринятого эмпирического исследования послужил АлтГПУ (г. Барнаул).
Выборка исследования: 50 респондентов: 25 студентов АлтГПУ), 25 магистрантов АлтГПУ.
Есть приложения (результаты исследования).
Если в данной работе поменять название базы исследования, то она (работа) подойдет для любого города или вуза.
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения особенностей ценностных ориентаций в профессиональной деятельности студентов 5
1.1 Сущность понятий «ценности», «ценностные ориентации» 5
1.2 Особенности ценностных ориентаций в профессиональной деятельности студентов 10
Глава 2 Эмпирическое исследование особенностей ценностных ориентаций в профессиональной деятельности у студентов высших учебных заведений 17
2.1 Организация и методы исследования 17
2.2 Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования 20
Выводы по второй главе 26
Заключение 28
Список использованных источников 30
Приложения 34

Актуальность исследования. Ценностные ориентации – одно из важнейших образований в структуре сознания и самосознания человека, так как именно они отражают его характеристики как личности. Ценности являются регуляторами поведения как отдельно взятого индивида, так и позволяют координировать большие и малые группы, а так же культуры и нации в целом. Особенно актуальными исследования системы ценностных ориентаций становятся в периоды серьезных и радикальных социальных изменений, в ситуации, когда сформировавшаяся ценностная структура общества «размывается» совершенно новыми социальными реалиями. В связи с кардинальными процессами реформирования социальной, экономической и политической сфер жизни российского общества остро встает вопрос о необходимости изучения ценностных ориентаций у разных социальных групп.
Актуальность категории «профессионально-ценностные ориентации» в современной науке связана со следующими обстоятельствами. Во-первых, данное понятие методологически не проработано в психолого-педагогических исследованиях. Существующие в настоящий момент работы, посвященные проблеме профессионально-ценностных ориентаций, имеют фрагментарный и теоретический характер и в большей степени ориентированы на профессиональную деятельность педагогов как наиболее социально значимую. Однако любая профессиональная деятельность должна иметь аксиологический аспект, имеющий разные степени выраженности и соотнесенности структурных компонентов. Во-вторых, отсутствие единой концепции относительно профессионально-ценностных ориентаций не позволяет разработать методики диагностики, ориентированные на детальный анализ ведущего компонента формирования ценностей личности в профессии. В-третьих, конкуренцию выпускников вуза в настоящих социально-экономических условиях должны определять не только знания, умения и навыки, но и сформированная система профессионально-ценностных ориентаций, определяющая траекторию движения личности в профессии.
Цель исследования – изучить особенности ценностных составляющих в профессиональной деятельности студентов.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятия «ценности», «ценностные ориентации».
2. Определить особенности профессионально-ценностных ориентаций студентов.
3. Выявить в эмпирическом исследовании особенности ценностных составляющих в профессиональной деятельности студентов.
Гипотеза: ценностные составляющие в профессиональной деятельности и смысложизненных ориентаций у студентов и магистрантов различны.
Объект исследования – ценностные ориентации в профессиональной деятельности.
Предмет исследования – особенности ценностных ориентаций в профессиональной деятельности студентов.
Методы исследования: теоретические: анализ научных источников, методы аналогии и классификации, синтез и обобщение; эмпирические: тестирование, количественная и качественная обработка результатов исследования.
Методологическую основу исследования составили научные труды М. Рокича, С.Л. Рубинштейна, В.А. Ядова, М. С. Ясницкого и др. А.Г. Здравомыслов, С.Л. Рубинштейн, Э. Толмен и др. определили сущность понятий «ценности», «ценностные ориентации». М. Рокич, В.А. Ядов и др. разработали классификацию ценностных ориентаций. В работах Н.А. Долгушиной, Т.Т. Капезиной, А.В. Клюева, И.С. Урсу и др. определены особенности ценностных ориентаций в профессиональной деятельности студентов.
Структура исследования: введение, две главы, выводы по главам, заключение, список использованных источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Перемены, обусловившие необходимость принятия каждым членом общества ответственности за свою судьбу, приводят к постепенному утверждению в общественном сознании новой системы ценностных ориентаций. Входящие в жизнь молодые люди, уже не связанные с прежними ценностями, не в полной мере восприняли и ценности свободного демократического общества. В этой связи особое значение приобретает становление системы ценностных ориентаций, которая особенно необходима для успешной реализации будущей профессиональной деятельности студентов.
Ценность – важность, значимость, польза, полезность чего-либо. Внешне ценность выступает как свойство предмета или явления. Однако значимость и полезность присущи им не от природы, не просто в силу внутренней структуры объекта самого по себе, а являются субъективными оценками конкретных свойств, которые вовлечены в сферу общественного бытия человека.
Наряду с понятием «ценность» часто употребляется и такое понятие как «ценностные ориентации». Это более широкое понятие, предполагающее структурную связь или отношения ценностей и ценностно-ориентированного субъекта, синтезирующее конкретную психологию личности и конкретную социологию среды, в которой она существует, представляющее собой индивидуальную форму репрезентации ценности. Данная система определяет основу взглядов личности на отношение к другим субъектам, к себе самой, основу мировоззрения и философию жизни. Это способ дифференциации объектов действительности по составляющим положительной или отрицательной значимости. Понятийно ценностные ориентации – это избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям, система его внутренних убеждений и предпочтений, выраженная в сознательном поведении, и способом дифференциации личности объектов по их значимости.
В ходе проведенного эмпирического исследования были выявлены различия в ценностных ориентациях в профессиональной деятельности студентов и магистрантов.
Для студентов высоко значимы следующие ценностные ориентации: развитие себя, здоровье, интересная работа, материально счастливая семейная жизнь. Незначимые: развлечения, счастье других, красота природы, искусство обеспеченная жизнь, низкий уровень целевых ориентаций, неудовлетворенность жизнью, низкий уровень локуса контроля Я и локуса контроля Жизнь, низкий уровень осмысленности жизни.
Для магистрантов высоко значимы следующие ценностные ориентации: собственный престиж, материальная обеспеченность, активные социальные контакты, достижения, духовное удовлетворение, сохранение собственной индивидуальности, профессиональная жизнь, обучение и образование, семейная и общественная жизнь, увлечения, любовь, общественное признание, развитие, счастье других, творчество. Незначимые: интересная работа, верные друзья, свобода, познание, высокий уровень целевых ориентаций, удовлетворенность жизнью, высокий уровень локуса контроля Я и локуса контроля Жизнь, высокий уровень осмысленности жизни.
Следовательно, ценностные составляющие в профессиональной деятельности и смысложизненных ориентаций у студентов и магистрантов различны, что подтверждает выдвинутую гипотезу.



1. Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст] / Г. М. Андреева. – Москва : АСТ, 2014. – 421 с.
2. Бильданова, В. Р. Профессиональные ценностные ориентации студентов [Текст] / В. Р. Бильданова, Э. Д. Гришанина // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 6-1. – С. 79-83.
3. Богачева, И. Н. Теоретические подходы к изучению ценностно-смысловой сферы личности [Текст] / И. Н. Богачева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2009. – № 98. – С. 247-252.
4. Бубнова, С. С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система [Текст] / С. С. Бубнова // Психологически журнал. – 2014. Т. 20. – №1. – С. 36-44.
5. Буравлева, Н. А. Ценностные ориентации студентов [Текст] / Н. А. Буравлева // Вестник Томского государственного педагогического университета – 2011. – № 6. – С. 124-129.
6. Вардомацкий, А. П. Ценности социальной группы и личности [Текст] / А. П. Вардомацкий. – Санкт-Петербург : Питер, 2016. – 452 с.
7. Вдовина, Н. А. Профессионально-ценностное развитие будущего педагога [Текст] / Н. А. Вдовина // Гуманитарные науки и образование. – 2010. – № 4. –С. 75-78.
8. Вильданова, Ф. З. Образовательное пространство как источник саморазвития личности студентов [Текст] / Ф. З. Вильданова // Прикладная психология. – 2002. – № 5-6. – С. 131-134
9. Воронкова, Е. С. Проблема формирования ценностных направлений в процессе профессионального образования [Текст] / Е. С. Воронкова // Профессиональное образование в современном мире. – 2011. – № 2. – С. 116-120.
10. Галкина, Г. А. Анализ ценностных ориентаций студентов высшего учебного заведения [Текст] / Г. А. Галкина, Е. И. Грибкова // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 2. – С. 432-432.
11. Григорьева, Н. Г. Проблема формирования ценностей в системе профессионального образования [Текст] / Н. Г. Григорьева, Н. М. Опарина // Высшее образование сегодня. – 2012. – № 4. – С. 37-40.
12. Долгушина, Н. А. Формирование профессионально-ценностных ориентаций будущих бакалавров профессионального обучения [Текст] : автореф. дис. …канд. пед. наук : 13.00.08 / Наталья Аркадьевна Долгушина. –Красноярск, 2012. –24 с.
13. Дружинин, В. Н. Жизненные ценности и перспективы молодежи [Текст] / В. Н. Дружинин. – Москва : Изд-во МГУ, 2015. – 166 с.
14. Дьячкова, М. А. Понятие ценность и духовно-нравственные ценности в педагогике [Текст] / М. А. Дьячкова // Сибирский педагогический журнал. – 2007. – №12. – С. 142-150.
15. Здравомыслов, А. Г. Потребности. Интересы. Ценности [Текст] / А .Г. Здравомыслов. – Москва : НОРМА-ИНФРА, 2016. – 221 с.
16. Земцова, Е. М. Теоретические основы методики индивидуализации и дифференциации студентов [Текст] / Е. М. Земцова, М. В. Булгакова // Вестник Южно-Уральского профессионального института. – 2014. – Т. 3. –№ 15. – С. 27-35.
17. Капезина, Т. Т. Исследование ценностных ориентаций у студентов младших и старших курсов [Текст] / Т. Т. Капезина // Электронный научный журнал. Общество. Государство. Наука. Пензенский государственный университет. –2013. – Том 2 (2). – С. 181-188.
18. Кирьякова, А. В. Теория ориентация личности в мире ценностей. Монография [Текст] / А. В. Кирьянова. – Оренбург, 2016. – 198 с.
19. Клюев, А. В. Ценностные и профессиональные ориентации современной студенческой молодежи: социологический аспект [Текст] / А. В. Клюев, И. С. Урсу // Управленческое консультирование. – 2008. – № 1. – С. 165-174.
20. Косова, Л. Б. Подходы к изучению ценностей и установок [Текст] / Л. Б. Косова // Социологические исследования. – 2013. – №2. – С. 54-61
21. Кузьмина, В. М. Сравнительный анализ ценностных ориентаций сельской и городской студенческой молодежи, обучающейся в Курской государственной сельскохозяйственной академии [Текст] / В. М. Кузьмина // Общество: социология, психология, педагогика. – 2012. – № 3. – С. 22-28.
22. Леонтьев, Д. А. Методика изучения ценностных ориентаций [Текст] / Д. А. Леонтьев. – Москва : Смысл, 2012. – 17 с.
23. Мартынюк, И. О. Жизненные цели личности: понятие, структура, механизмы формирования [Текст] / И. О. Мартынюк. – Москва : Инфра-М, 2013. – 119 с.
24. Ральникова, И. А. Структурно-функциональная модель жизненной перспективы личности и психологическая технология ее реализации [Текст] / И. А. Ральникова // Психология обучения. – Изд. Современного государственного университета, 2015. – № 5. – С. 5-8.
25. Рокич, М. Ценностные ориентации [Текст] / М. Рокич. – Санкт-Петербург : Питер, 2015. – 704 с.
26. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2015. – 705 с.
27. Слободчиков, В. И. Психологические образования личности [Текст] / Е. И Слободчиков, В. Е. Исаев / Психология личности. Хрестоматия. Т. 2. –Москва : Бахрах-М, 2016. – 544 с.
28. Терентьева, Ю. В. Ценностные ориентации молодежи [Текст] / Ю. В. Терентьева // Вопросы психологии. – 2012. – №3. – С. 58-62.
29. Толмен, Э. Ценностные ориентации [Текст] / Э. Толмен. – Санкт-Петербург : Питер. 2015. – 254 с.
30. Ульянова, И. В. Исторические аспекты становления педагогического феномена «смысложизненные ориентации личности» [Текст] / И. В. Ульянова // Знание. Понимание. Умение – 2014. – № 1 – С. 183-185.
31. Шаламова, Л. Ф. Социальный портрет молодого поколения : некоторые аспекты управления активизацией социального потенциала молодежи [Текст] / Л. Ф. Шаламова // Социально-гуманитарные знания. – 2011. – № 6. – С. 85-88.
32. Чудновский, В. Э. Становление личности и проблема смысла жизни. Избранные труды [Текст] / В. Э. Чудновский. – Воронеж : Изд-во НПО «МОДЭК», 2016. – 768 с.
33. Ядов, В. А. Социальная идентификация личности [Текст] / В. А. Ядов. – Москва : НОРМА-ИНФРА, 2014. – 344 с.
34. Яницкий, М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система [Текст] / М. С. Ясницкий. – Кемерово : Кузбассвузиздат, 2014. – 204 с.
35. Яницкий, М. С. Ценностно-смысловая парадигма как основа постнеклассической педагогической психологии [Текст] / М. С. Ясницкий, А. В. Серый, Ю. В. Пелех // Философия образования. – 2013. – № 1. – С. 175–186.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ