Введение 2
Глава 1. Теоретико-методологические основы развития творческого потенциала студентов 7
1.1. Развитие творческого потенциала студентов как педагогическая
проблема 7
1.2. Сущностно-содержательные характеристики инновационной
деятельности студентов в контексте компетентностного подхода 15
1.3. Педагогические условия развития способности к творческой
самореализации студентов вуза 26
Глава 2. Разработка и апробация модели развития творческого потенциала студентов вуза 34
2.1. Общая характеристика педагогической модели развития творческого
потенциала студентов вуза (на примере студентов-инноватиков) 34
2.2. Организация, ход опытно-экспериментальной работы по проверке эффективности программы и педагогических условий творческого развития
студентов вуза (на примере студентов-инноватиков) 43
2.3 Проверка эффективности результатов эксперимента 55
Заключение 66
Список литературы 69
Приложения
Актуальность темы исследования. В современном образовании активно проходят процессы модернизации, направленные на реализацию новых приоритетов, во главе которых стоит развитие творческой личности, ориентированной на инновационную деятельность, способной к самосовершенствованию и саморазвитию. В соответствии с основными положениями, отраженными в Национальной доктрине образования РФ (2000-2025 г.г.), концепции творческого развития и саморазвития личности являются в настоящее время доминирующими.
Сложившаяся ситуация в отечественной системе образования требует безотлагательного ее реформирования в аспекте создания условий для формирования у обучающихся новых моделей мышления, для развития как их критического, так и творческого потенциала, необходимого для целостного развития личности.
Данные требования являются особо актуальными для системы высшего образования, так как автономия, креативность, мобильность, ответственность, способность к творческой самореализации как в личностном, так и в профессиональном планах становятся основополагающими характеристиками специалиста любой области, показателями его конкурентоспособности на рынке труда.
Данное положение особенно актуально для студентов-инноватиков, сущность будущей профессиональной деятельности которых заключается в способности к созданию и генерированию новых идей, к трансформациям и преобразованиям в условиях стремительных и глобальных изменений инновационного общества, что еще более подчеркивает безотлагательность целостного научного решения данной проблемы.
Однако, несмотря на смену требований, предъявляемых современным обществом к целям, задачам и содержанию профессиональной подготовки студентов вуза, анализ работ, посвященных развитию творческих способностей студентов, позволил обнаружить существенные противоречия между:
- объективной все возрастающей потребностью в развитии творческого потенциала студентов, в частности студентов-ииноватиков, и недостаточной разработанностью данной проблемы в контексте выделения эффективных технологий для его развития;
- наличием успешного опыта развития профессиональных компетенций студентов и недостатком внимания к формированию и развитию креативной компетентности как основы саморазвития творческого потенциала студентов.
В связи с выявленными противоречиями научная проблема исследования заключается в следующем: каковы педагогические условия развития творческого потенциала студентов, в частности, студентов- инноватиков?
Цель исследования: выявить и охарактеризовать комплекс
педагогических условий, способствующий эффективному развитию творческого потенциала студентов.
Объект исследования: процесс развития творческого потенциала студентов-инноватиков.
Предмет исследования: педагогические условия, способствующие эффективному развитию творческого потенциала студентов-инноватиков.
Гипотеза исследования: процесс профессиональной подготовки
студентов-инноватиков может способствовать интенсификации развития их творческого потенциала, если определен и апробирован комплекс педагогических условий их творческой самореализации:
- создание и использование системы программно-методического обеспечения развития творческого потенциала обучающихся;
- формирование пакета диагностических методик, направленных на оценку развития творческого потенциала студентов;
- проектирование инновационной образовательной среды на базе внедрения интерактивных технологий обучения;
- использование эвристических технологий, позволяющих инициировать и развить способность к творческой самореализации;
- применение метода проектов как основы для построения курса, способствующего формированию видения применения творческого потенциала в профессиональной деятельности;
- мониторинг уровня развития творческого потенциала обучающихся на каждом этапе освоения курса.
В исследовании предполагается решить следующие задачи:
Задачи исследования:
1. Проанализировать современное состояние проблемы развития творческого потенциала студентов для обоснования ее актуальности и определения способов ее эффективного решения.
2. Выделить и обосновать сущностно-содержательные характеристики инновационной деятельности студентов в контексте компетентностного подхода.
3. Выявить педагогические условия развития у студентов способности к творческой самореализации.
4. Разработать и экспериментально апробировать программу и педагогические условия творческого развития студентов вуза.
Степень разработанности проблемы. Философские проблемы творческой деятельности (Л.С. Выготский, В.П. Зинченко, Ф.Т.Михайлов); вопросы творческого саморазвития и самореализации (В.И. Андреев, Д.Б.
Богоявленская, П. Торренс, Л.М. Попов); специфика развития творческого потенциала личности (В.Г. Рындак, И.О. Мартынюк, М.С. Каган, В.И. Гинецинский, Л.А. Казанцева, В.Г. Каташев, Г.А. Петрова, Ф.Л. Ратнер, Л.Н. Столович, А.М. Матюшкин и др.), технологии актуализации творческих способностей личности (И.П. Волков, Л.Б. Ермолаева-Томина, М.И. Найденов, И.С. Якиманская, Л.П. Печко, Б.П. Юсов).
Теоретико-методологическую основу исследования составляют концептуальные идеи отечественных ученых, отражающие различные аспекты развития творческого потенциала личности в процессе профессионального становления: психологии и педагогики творческого саморазвития (В.И. Андреев, Л.С. Выготский, А.Н. Митина, Я.А. Пономарев), психологических качеств личности (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, А.В. Карпов, А.Н. Леонтьев, В.И. Слободчиков, Д.И. Фельдштейн); личностно-ориентированного обучения (А.Л. Венгер, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин); компетентностного подхода (В.И. Байденко, В.А. Болотов, А.В. Хуторской, И.А. Зимняя); проблем профессиональноориентированного обучения (В.И. Байденко, А.А. Вербицкий, И.А .Зимняя, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, , В.А. Сластенин, В.Д. Шадриков.).
Для решения поставленных задач использовалась совокупность следующих методов исследования: изучение и сравнительно
сопоставительный анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; систематизация и обобщение теоретического и эмпирического научного материала; методы изучения педагогических явлений с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий; анкетирование; тестирование; индивидуальные и групповые беседы, которые позволили установить специфику, динамику и противоречия в развитии творческого потенциала студентов вуза.
Научная новизна исследования заключается в том, что на основе системного анализа научной литературы было проанализировано современное состояние проблемы развития творческого потенциала студентов и определены способов ее эффективного решения.
Выделены и обоснованы сущностно-содержательные характеристики инновационной деятельности студентов в контексте компетентностного подхода, позволившие определить специфику творческой деятельности студентов в инновационных условиях.
Выявлены педагогические условия развития у студентов способности к творческой самореализации, призванные обеспечить интенсификацию развития творческого потенциала студентов.
Разработаны и экспериментально апробированы программа и педагогические условия творческого развития студентов вуза, способствующие повышению эффективности творческого саморазвития, самореализации и самосовершенствания.
Практическая значимость. Полученные результаты могут быть использованы в работе со студентами-инноватиками в ходе развития их творческого потенциала.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты и основные положения исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики высшей школы Института психологии и образования К(П)ФУ; нашли отражение в научных статьях на Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Андреевские чтения: Современные тенденции и технологии творческого саморазвития личности» (2018-2019гг.).
Теоретико-методологические исследования, анализ полученных в ходе опытно-эксперементальной работы результатов позволяет сделать следующие выводы:
В настоящее время проблема развития творческого потенциала студентов носит широкий дискуссионный характер. Важным ключевым моментом является то, что процесс профессиональной подготовки должен осуществляться в тесном единстве личностного и профессионального развития, основу которого составляет деятельность, максимально моделирующая будущую профессиональную деятельность студентов, в рамках которой, уже с самого начала обучения обеспечивается возможность проектирования студентами личностного и профессионального плана самосовершенствования.
В основу развития творческого потенциала положена идея о том, что это процесс, целенаправленно центрированный на творчестве, самосознании и самопознании, раскрытии творческих способностей при решении разнообразных креативных задач в различных видах личностно и профессионально значимой деятельности.
В процессе инновационной деятельности студентов осуществляется развитие их творческого потенциала, формируется способность и готовность к автономному преобразованию, преобразующей практике, к категориальному анализу в соответствии с новыми требованиями науки и практики, то есть в контексте инновационной среды.
В современных условиях стремительных преобразований креативную деятельность следует рассматривать как инновационную, так как в ходе ее создаются, генерируются и развиваются новые идеи, инновационные продукты, а также осуществляется становление конкурентоспособной личности профессионала, не только готового, но и способного к принятию самостоятельных решений в нестандартных ситуациях и принятию ответственности за их результаты.
Развитие творческого потенциала студентов должно осуществлять на базе интерактивных и эвристических технологий обучения, способствующих формированию способности к самостоятельному видению и
формулированию проблемы, поиску ее решения и проверки его адекватности; применению или поиску технологий, способствующих решению задачи; анализу эффективности использованных средств технологий путем сравнения их возможностей и функций.
В ходе решения задач исследования был определен и апробирован комплекс педагогических условий, при реализации которого развитие творческого потенциала студентов будет наиболее эффективным. В ходе проведенной экспериментальной работы мы установили, что уровень развития творческого потенциала обучающихся будет существенно повышаться, если будет:
- создана и использована система программно-методического обеспечения развития творческого потенциала обучающихся;
- сформирован пакет диагностических методик, направленных на оценку развития творческого потенциала студентов;
- спроектирована инновационная образовательная среда на базе внедрения интерактивных технологий обучения;
- при реализации программы дисциплины использованы эвристические технологии обучения, позволяющие инициировать и развить способность к творческой самореализации;
- применяться метод проектов как основа для построения курса, способствующей формированию видения применения творческого потенциала в профессиональной деятельности;
- проводиться мониторинг уровня развития творческого потенциала обучающихся на каждом этапе освоения курса.
Анализ и систематизация результатов освоения студентами- инноватиками 3 курса (экспериментальная группа) программы «Основы креативного мышления», направленной на развитие их творческого потенциала , в ходе реализации которой были созданы все выделенные нами педагогические условия, показали существенное повышение показателей уровня творческого потенциала студентов (беглость, оригинальность, разработанность); вербальной креативности (оригинальность, уникальность); творческих способностей и общей креативности. Тогда как существенных изменениях у студентов 2 курса (контрольная группа), не изучавших курс «Основы креативного мышления» не обнаружено.
Целенаправленное и специальное организованное развитие творческого потенциала студентов эффективно осуществляется в выделенных нами педагогических условиях, что доказывает достоверность выдвинутой нами гипотезы.
1. Абрамов С.Н., Голованова И.И. Влияние знаний в сфере креативного мышления на развитие творческого потенциала студентов-инноватиков - Казань: изд-во КФУ, 2018.
2. Алякринский Б.С. О таланте и способностях / Б.С. Алякринский. - М.: Знамя, 1971.
3. Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б.Г. Ананьев. - СПб: Питер, 2001. - 252 с.
4. Андреев В.И. Конкурентология. Учебный курс для творческого саморазвития конкурентоспособности / В.И. Андреев - Казань: Центр инновационных технологий, 2012. - 468с.
5. Андреев, В.И. Педагогика для творческого саморазвития /В.И.Андреев/ Казань: Издательство Казанского университета, 2016. - 565с.
6. Бандура, А. Теория социального научения / А. Бандура. - СПб., 2000.
7. Бандура, А. Принципы социального научения / А. Бандура, Р. Уолтере //Современная зарубежная социальная психология. Тексты. - М., 1984.
8. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. - М: Директ- Медиа, 2017. - 751 с.
9. Белова, Л.П. Образовательное сопровождение студентов в условиях реализации ФГОС-3 / Л.П. Белова. - Тюмень, 2011.
10. Берне, Р. Развитие Я - концепции и воспитание / Р. Берне / Пер. с англ. - М., 1986.
11. Бермус, А. Г. Проблемы и перспективы реализации компетентно- стиого подхода в образовании [Электронный ресурс] / А. Г. Бермус // Интернетжурнал «Эйдос». - Режим доступа: http//eidos.ru/joumal/htm.
12. Беспалько, В.П. Основы теории педагогических систем / В.П. Беспалько. - Воронеж, 1977.
13. Большой Энциклопедический Словарь, 2-е изд. доп. и перераб. - М.: 1997. - С.325
14. Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно- ориентированного образования / Е.В. Бондаревская. - Ростов-н/Д.: Булат, 2000.-351 с.].
15. Введенский, В.Н. Формирование эвристической деятельности в процессе обучения: автореферат дис. канд. пед. наук: 13.00.01./ В.Н. Введенский. - Новосибирск. 1999. - 24с.
16. Выготский, Л.С. Психологическая педагогика / Л.С. Выготский. - М.: АСТ, Астрель, Хранитель, 2008. - 671 с.
17. Гришанова, Н.А. Компетентностный подход в обучении взрослых / Н.А. Гришанова. - М., 2004.
18. Гуревич, К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы /К.М. Гуревич. - М., 1970.
19. Гурова, Л.Л. Психологический анализ решения задач / Л.Л. Гурова. Воронеж, 1976.
20. Давыдов, В.В. Виды обобщения в обучении / В.В. Давыдов. - М., 1972.
21. Давыдов, B.B. Проблемы развивающего обучения / В.В. Давыдов. М.: Директмедиа Паблишинг, 2008 г. - 613 с.
22. Давыдов, B.B. Проблемы развивающего обучения / В.В. Давыдов. М., 1986.
23. Давыдова, Г.А. Интеллектуальная активность как проблема творчества // Вопр. филос. 1985. № 5. С. 157-159.
24. Давыдова, Г.А. Творчество и диалектика / Г.А. Давыдова. - М. 1976.
25. Зеленина, Е.Б. Педагогические условия развития инновационного потенциала педагога в процессе непрерывного профессионального образования: автореф., дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / Е.Б. Зеленина. - Чита, 2005. - 24 с.
26. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. Мастера психологии - Cro.: Питер, 2013 - 443 с.
27. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. Мастера психологии - СПб.: Питер, 2013 - 443
28. Инновации. Деловой энциклопедический словарь / сост. В.Г. Гавриленко, В.М. Мясникович, П.Г. Никитенко и др. - Мн.: Право и экономика, 2006.476 с.
29. Каган, М.С. Человеческая деятельность. (Опыт системного анализа) / М.С. Каган. - М.: Политиздат, 1974. - 328с.
30. Кассина, P.A. Инновационная среда образовательного учреждения как интегральное средство профессионального развития учителя: дис. канд. пед. наук / P.A. Кассина. - Нижний Новгород, 2006. - 196 с.
31. Коноплина, Н.В. Управление инновационными процессами в условиях педагогического колледжа: дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Н.В. Коноплина. - М., 1994. - 191 с.
32. Король А.Д. Моделирование эвристического урока: интерактивное взаимодействие // Народная асвета. - 2013. - № 11. - С. 13-15.
33. Король А.Д. Эвристическое обучение как средство индивидуализации образования // Народная асвета - 2013. - № 10. - С. 10-13.
34. Косалс, Л.Я. Социальный механизм инновационных процессов / Л.Я. Косалс; отв. ред. Р.В. Рывкина. - Новосибирск : Наука. Сиб. отделение, 1989. - 285 с.
35. Котлярова, И.О. Педагогическая инноватика: учеб. пособие / И.О. Котлярова. - Челябинск: изд-во ЮУрГУ, 2002. - 83 с., с. 12
36. Кулюткин, Ю.К. Эвристические методы в структуре решений/ Ю.К. Кулюткин. -М.: Педагогика. 1970.
37. Ларина, В.П. Развитие инновационного потенциала педагогического коллектива школы [Текст]: дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / В.П. Ларина. - Киров, 1999. -
38. Левин, И.Л. Формирование творческой личности школьника на основе развития художественных интересов в классах с углубленным изучением изобразительного искусства: дис. канд. пед. наук: 13.00.01.- Нижний Новгород, 2003. - 313 с.
39. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. М.: Смысл, Академия, 2005. - 352 с.
40. Лисовский В. Т. Воспитание студентов вузов Российской Федерации: материалы концепции / В. Т. Лисовский // Общая стратегия воспитания в образовательной системе России - монография Книга 1 / И. А. Зимняя. - М.: ИЦПКПС, 2001. - С. 69-89.
41. Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //slovari .yandex. ru/dict/brokminor
42. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. — М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. - 312 с.
43. Маслоу, А.Г. Мотивация и личность / А.Г. Маслоу /Пер. с англ. А. М. Татлыбаевой. - СПб.: Евразия, 1999. - 478с.
44. Моделирование деятельности специалиста на основе комплексного исследования / Под. ред. Смирновой Е.Э. - Изд-во ЛГУ, 1984. - С.12-14. -
45. Нехаев, В.И. О движущих силах творчества / В.И. Нехаев. - М., 1971.
46. Нечаева, Т.А. Ориентационно-педагогические факторы активизации самостоятельной работы студентов / Т.А. Нечаева. - СПб., 1992.
47. Новиков А. М. Педагогика. Словарь системы основных понятий /А.М. Новиков/ М.: Изд-во Либроком. 2013. - 208 с.
48. Новиков А. М. Педагогика. Словарь системы основных понятий /А.М. Новиков/ М.: Изд-во Либроком. 2013. - 208 с.
49.Обухова, И.П. Развитие творчества студентов как педагогическая проблема в вузах США / И.П. Обухова. - Казань. 1990.
50. Прияткина Н.Ю. Условия формирования инновационных компетенций
студентов в вузе [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования №4, 2014. - Режим доступа: http://www.science-
education.ru/104-6843.
51. Сидоров В.В. Формированое инновационного потенциала студентов технического колледжа: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08/ В.В. Сидоров. - Челябинс, 2010. - 187 с.
52. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, E.H. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. -М.: Academia, 2002. - 566 с., с. 498
53. Стешина, С.Г. Управление подготовкой специалистов как составляющей инновационного потенциала экономической системы: дис. канд. экон. наук : 08.00.05 / С.Г. Стешина. - Брянск, 2004. - 164 с.
54. Столяренко, A.M. Общая педагогика: учебное пособие для студентов ВУЗов, обучающихся по педагогическим специальностям/ A.M. Столяренко. - М.: ЮНИТИ - ДАНА. 2006.
55. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mon.gov.ru/dok/akt/9130.